УДК 81'23
образ россии в языковом сознании современных казахстанских студентов
(по материалам ассоциативного эксперимента)
Абаева Мадина кабылкызы
Доцент КазНПУ им.Абая Республика Казахстан, 050010, г.Алматы, пр. Достык,13
e-mail: [email protected]
Исследование языкового сознания, собирание ассоциативных норм и создание на их основе ассоциативных словарей и тезаурусов стало одним из приоритетных направлений в психолингвистических исследованиях в последнее время.
Ассоциативные словари относятся к словарям дескриптивного (описательного) типа. Они не являются предписывающими или нормативными.
Основным инструментом построения любого ассоциативного словаря является широко используемая в психологии и психолингвистике методика свободного ассоциативного эксперимента. С помощью этой методики можно судить об особенностях функционирования языкового сознания человека и способах построения речевого высказывания, обычно не осознаваемых носителями языка и не выявляемых другими способами исследования.
В нашем исследовании на частном социальном срезе будет продемонстрирована методика изучения языкового сознания. Данные для составления словарных ассоциативных статей собраны посредством проведения стандартного свободного ассоциативного эксперимента. Респондентами данных были современные казахстанские студенты (100 чел.). Опрос проводился с сентября 2015 г. Испытуемым было предложено дать ассоциации на следующие слово-стимул: Россия (100) . Рассмотрены способы репрезентации в языковом сознании образа России.
ключевые слова: языковое сознание, ассоциативный эксперимент, способы репрезентации.
В последнее время исследование языкового сознания и собирание ассоциативных норм и создание на их основе ассоциативных словарей и тезаурусов стало одним из приоритетных направлений в психолингвистических исследованиях.
Среди многих лингвистических исследований вербальных ассоциаций многие ученые отмечают успешно разработанный психолингвистический подход (Ю.Н. Караулов, Н.В. Уфимцева, Т.В. Романова (методика анализа ЯС по Т.В. Романовой) [Караулов 2010, Уфимцева 2011, Романова, электронный ресурс]. Авторы провели обширное исследование ассоциативно-вербальной сети, при котором выявлялись прямые и обратные связи, охватывающие более миллиона словоупотреблений. Получаемые данные рассматриваются в качестве материального субстрата языковой способности субъекта. По мысли авторов, - это языковой тезаурус носителя языка, представляющий его языковое сознание. В нем выделяется ядро, включающее конечное число «знаний-рецептов». Полагается, что ядро языкового сознания пред-
ставляет собой лингвистическую проекцию бытия человека, сохраняющееся на протяжении его жизни, ориентирующее его в окружающей действительности и составляющее основу его языковой картины мира.
Рассматривая проблему языкового сознания Т.Н. Ушакова аппелирует к пониманию глубинной природы связи языка и сознания. По ее мнению, вербальные ассоциации, данные о которых служат материалом для суждения о языковом сознании, являются отражением межсловесных связей, выработанных у респондентов в течение жизни и образующих материю так называемых «вербальных сетей» в их нервной системе.
В совокупности данные исследований подтвердили факт существования межсловесных временных связей, показали значение жизненных условий и ментального опыта человека в формировании вербальных ассоциаций. Обнаруживается, что вербально-ассоциативный эксперимент в психологическом проявлении обнаруживает существование физиологически установленных временных связей. Ассоциативный эксперимент фиксирует существование сложившейся системы, как некоторый конечный результат психофизиологической деятельности, однако в рамках вербально-ассоциативных исследований вопрос о формировании этой системы и механизмах ее формирования не затрагивается. Вместе с тем сильную сторону вербально-ассоциативного подхода составляет то, что он позволяет характеризовать структуру системы в целом, обнаруживает национальную специфику ее организации, выявляет ментальную историю данной популяции. Тем самым обнаруживается, что, комплексирование данных, получаемых в лингвистическом эксперименте, с психофизиологическим исследованием межсловесных временных связей позволяет гораздо ближе подойти к решению вопроса о природе языкового сознания [Ушакова, электронный ресурс].
Перейдем к рассмотрению понятия ассоциативного словаря. Под ассоциативным словарем понимается некоторая совокупность ассоциативных норм, полученная путем проведения ассоциативного эксперимента по определенному списку стимульных слов. Иными словами, модель ассоциативного словаря представляет некую упорядоченную последовательность (совокупность) ассоциативных полей, полученных в результате проведения САЭ. Как правило, под ассоциативной нормой понимается совокупность реакций, собранная примерно от группы информантов размером 1000 человек, но иногда этот объём может быть "сужен" и до 500 - 700 человек, а при некоторых исследовательских задачах - допускаются ассоциативные поля объемом и до 100 единиц.
Ассоциативные словари относятся к словарям дескриптивного (описательного) типа. Они не являются предписывающими или нормативными.
Исследователи выделяют две тенденции лексикографического описания - создание системно-ориентированных словарей, отражающих целиком лексико-семантическую систему языка, и возникновение "антропоориентированных" словарей, репрезентирующих усредненный словарный запас и правила его использования отдельной языковой личностью, средним носителем языка, т.е. словари, обращенные к проблеме "человек в языке". Первые имеют справочно-просветительские цели, а вторые - обучающие, направленные на активное овладение языком и поддержание знаний о нем.
Остановимся на преимуществах ассоциативного эксперимента, выделенных Н.В. Уфимцевой:
«Первое преимущество изучения ассоциативных реакций заключается в соотнесенности с семантической структурой словарного состава языка (точнее, словарного запаса носителей языка). Свободный ассоциативный эксперимент дает возможность получить информацию относительно психологических эквивалентов «семантических полей» и вскрыть объективно существующие в психике носителя языка семантические связи слов.
Второе преимущество изучения ассоциативных реакций заключается в их обусловленности собственно языковыми синтагматическими связями слова, почти не привлекавшими внимание лингвистов. Между тем именно синтагматический характер реакций представляет наибольший теоретический и практический интерес в плане обучения языку.
Третье преимущество изучения ассоциативных реакций заключается в том, что по ним можно судить о «правилах» совместной встречаемости слов в речи, о речевой синтагматике, причем закономерности распределения слов в свободном ассоциативном эксперименте и вероятность появления их в потоке речи чрезвычайно близки. Поскольку закономерности ассоциирования слов играют существенную роль в системе факторов, обусловливающих порождение конкретного речевого высказывания, то изучение ассоциаций является необходимой основой, на которой может развиваться и теория речевой деятельности, и теория владения языком.
Четвертое преимущество изучения ассоциативных реакций заключается в том, что эти материалы можно рассматривать как специфичный для данной культуры и языка «ассоциативный профиль» образов сознания, интегрирующие в себе умственные и чувственные знания, которыми обладает конкретный этнос» [Уфимцева 2011: 229].
В нашем исследовании на частном социальном срезе будет продемонстрирована методика изучения языкового сознания. Материалом для анализа послужили данные ассоциативного эксперимента. Данные для составления словарных ассоциативных статей собраны посредством проведения стандартного свободного ассоциативного эксперимента. Респондентами данных были современные казахстанские студенты (100 чел.). Опрос проводился с сентября 2015 г. Испытуемым было предложено дать ассоциации на следующие слово-стимул: Россия (100) . Рассмотрены способы репрезентации в языковом сознании образа России. Под способами репрезентации понимаются способы задания смысла в ассоциативных реакциях на слово-стимул Россия. Образ России можно смоделировать как своеобразную фигуру знания: модель движения от слова-знака к смыслу, способу его выражения, области референции. Результатом является модель вербального сознания. Под когнемой понимается фигура знания, представляющая собой постоянно текущий динамичный процесс взаимодействия пяти параметров: смысл - способ - слово (знак) - область - функция. Методологической основой такого подхода послужили работы Ю.Н. Караулова, Н.В. Уфимцевой, Т.В. Романовой. Основной тезис статьи: способ образования реакции и функция знания показывает устройство и функционирование языковой картины мира носителей языка, а референтная область помогает сравнивать реалии, обозначенные словом-стимулом.
Предметом интерпретации в данном исследовании будет стимул Россия. Полученные данные можно представить в виде следующей словарной статьи: Россия: Путин (24); Москва (23); балалайка (8); медведь (7), Пушкин (7);
Сибирь (6), СССР - бывший (6), Красная площадь (6), холод (6), Ленин (6) и Сталин (3)
федерация (5), культура богатая (5);
Кремль (4), держава - армейская, мощная, великая, военное войско на высшем уровне (4), флаг (4), Медведев (4), водка (4);
матрешки (3), борщ (3),зенит (3), тайга (3), лес (3),Санкт-Петербург (Петербург) (3), большой (3), язык (3);
Лермонтов, север, А. Пугачева,, производство, технология, искусство, газ, церковь, красивый, страна - самая большая страна в мире, большая, крупнейшая; мощь - военная, русский язык, рубль, лес (2);
№1 - в мире, по размеру Земли, по территории;
береза, снег - много снега, площадь земли, футбол, колхозы, этика, танки, атомная бомба, Турция, Лада, Кагалым авиа, рынок, Египет, образование, граничит с Казахстаном, орел, МГУ, русские детские сказки, народные сказки, Новосибирск, фильмы, сериалы, Чехов, Толстой, общительные люди, Спартак, Динамо, Арша-вин, скинхеды, Крым, отдых, социализм, экономика, мировая ситуация, странные обычаи, Евросоюз, связь Президентов, политические связи, казахи в РФ, бублики, Украина (война), София Ротару, христиане, православие, христианство, друзья казахов, хуторянка, милитаризм, Сочи, пасха, золотая осень, красивый пейзаж, города, война за независимость, блондинки, высшее образование, этнокультурный, обладает ядерным оружием, хорошие знания, у них своя культура, их танцы, друзья, День победы, научный прогресс, жара, грубость, мед, великие русские полководцы, русские, русский, добрые россияне, диктаторы, жестокость, шапка-ушанка, хоккей, зима, много народу, воровство, валенки, свинина, изба, великий, великие, нацист, авторитетный, деревья, мягкие, хлеб, песня с гармошкой (гармонам), люди с голубыми глазами, картошка, блины, жизнерадостные, Петр 1, старый, развитый, Родина, место жительства, платье, московские большие часы, цирк, Аляска, метро, много красивых мест, дождь, снег, мороз, независимый, межнациональный, внутренняя политика, хорошая языковая сохранность, люди с желтыми волосами (узбечка) - (1).
Проанализируем пары стимул-реакция: устанавливаются способы задания смысла, способ и референтные области. Таким образом, мы получаем таблицу, отражающую содержательное наполнение «Образ России в языковом сознании казахстанских студентов». Представим ее фрагмент:
Знак Смысл Способ Область
Россия Путин (24) Прецедентное имя Политика
Россия Москва (23) Гипероним-гипоним География
Россия Балалайка (8) Реакция-символ Музыка
Россия Медведь (7) Реакция-символ Животный мир
Россия Пушкин (7) Прецедентное имя Культура
Способ прецедентный текст в основном представлен в реакциях с прецедентными именами сферы политика - Путин (абсолютное большинство реакций), культура - Пушкин, Лермонтов, Толстой, исторические деятели - Петр 1; родовидовыми гипонимами-топонимами - Петербург - Санкт-Петербург, Москва. С прецедентностью как способом задания смысла тесно связан другой - символ. Такие реакции-символы (балалайка, медведь) можно отнести к штампам и клише сознания.
Итак, мы представили методику моделирования языкового сознания по данным ассоциативного эксперимента. Анализ полученных данных позволяет выявить и структурировать образ России, репрезентированный в языковом сознании участников эксперимента - современных казахстанских студентов. Этот образ можно смоделировать как своеобразную фигуру знания: модель движения от слова-знака к смыслу, способу его выражения, области референции.
При моделировании образа России по данным ассоциативного эксперимента мы сделали следующие выводы. Наиболее частотные способы задания смысла - ассоциация, деталь биографии, образ, прецедентное имя, символ. Наиболее характерны положительные оценочные реакции; прецедентные реакции, относящиеся к сфере политики и литературы. Стереотипность представления о России отражают следующие реакции-штампы сознания: балалайка, медведь, матрешка. Области референции представлены достаточно широко: география; территориальное, государственное устройство; социально-трудовые отношения; политика; культура; язык; жизнь знаменитых людей; природа; природные явления (снег, дождь); растительный мир; взаимоотношения людей; семья; оценка; ощущения/чувства/ переживания.
В связи с вышеупомянутыми преимуществами ассоциативных реакций хотелось бы остановиться на тех, которые связаны с изучением языка и синтагматикой.
Основной опрос студентов пришелся на тех, кто окончил казахскую школу. В этой связи мы наблюдаем типичные ошибки:
- ошибки в окончаниях (самый большой страна);
-ошибки в сочетаемости (хорошая языковая сохранность, песня с гармонам);
- незнание русской культуры (московские большие часы).
К сожалению, приходится констатировать общий спад в изучении русского языка. Это обусловлено сокращением часов в школе, отведенных на изучение русского языка и литературы.
Таким образом, анализ языкового сознания посредством ассоциативного эксперимента, показывает широкие возможности в изучении языка и его сочетаемости.
литература
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., Издательство ЛКИ, 2010, 264 с.
Уфимцева Н.А. Языковое сознание: динамика и вариативность. М., Калуга: Институт языкознания РАН (ИП Шилин И.В.), 2011. -252 с.
Романова Т.В. Образ России по материалам ассоциативного эксперимента (моделирование и интерпретация)// http://cyberleninka.ru/article/n/obraz-rossii-po-materialam-assotsiativnogo-eksperimenta-modelirovanie-i-interpretatsiya
Ушакова Т.Н. http://www.iling-ran.ru/library/psylingva/sborniki/Book2000/ html_204/1-2.html
image of russia in language consciousness of modern Kazakhstan students
(on materials of associative experiment)
Abayeva Madina Kabylkyzy
Associate professor of the Abay Kazakh national Kazakhstan, 050010, Almaty, pr.Dostyk,13 e-mail: [email protected] e-mail: pedagogical university
Research of language consciousness, collecting of associative norms and creation on their basis of associative dictionaries and thesauruses became one of the priority directions in psycholinguistic researches recently.
Associative dictionaries belong to dictionaries of descriptive (descriptive) type. They aren't ordering or standard.
The main instrument of creation of any associative dictionary is the technique of free associative experiment which is widely used in psychology and psycholinguistics. By means of this technique it is possible to judge the features of functioning of language consciousness of the person and ways of creation of the speech statement which are usually not realized by native speakers and not revealed by other ways of research.
In our research on a private social cut the technique of studying of language consciousness will be shown. Data for drawing up dictionary associative entries are collected by means of carrying out standard free associative experiment. Modern Kazakhstan students (100 people) were respondents of data. Survey was conducted since September, 2015. It was offered to examinee to give associations on the following the word incentive: Russia (100). Ways of representation in language consciousness of an image of Russia are considered.
Keywords: language consciousness, associative experiment, ways of representation.
References
Karaulov Yu.N. Russkiy yazyk i yazykovaya lichnost'. [Russian and language personality]. М., LKI Publ., 2010, p. 264.
Ufimtseva N.A. Yazykovoe soznanie: dinamika i variativnost'. [Language consciousness: dynamics and variability]. М., Kaluga: Institute of linguistics. RAS, 2011. -p. 252
Romanova T.V. Obraz Rossii po materialam assotsiativnogo eksperimenta (modelirovanie i interpretatsiya) [Image of Russia on materials of associative experiment (modeling and interpretation)] // http://cyberleninka.ru/article/n/obraz-rossii-po-materialam-assotsiativnogo-eksperimenta-modelirovanie-i-interpretatsiya
Ushakova 7W.http://www.iling-ran.ru/libraiy/psylingva/sborniki/Book2000/ html_204/1-2.html