Научная статья на тему 'Образ России в странах Юго-Восточной Азии'

Образ России в странах Юго-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
387
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Ключевые слова
образ России / Юго-Восточная Азия / общественное мнение / присутствие России в ЮВА / стереотипы восприятия / image of Russia / Southeast Asia / public opinion / Russia’s presence in Southeast Asia / stereotypes of perception

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Анна Владимировна Симоненок

В статье рассматриваются характер и особенности восприятия России в государствах Юго-Восточной Азии. С целью проведения более объективного анализа исследуется специфика восприятия РФ в трёх социальных срезах: 1) широкие слои населения, простые обыватели; 2) деловое сообщество — бизнесмены, инвесторы; 3) политические деятели, политологи, эксперты. Делается вывод, что в рамках одного государства взгляды на Россию различных общественных групп и объединений могут отличаться. Однако в целом автор приходит к заключению, что в странах ЮВА преобладает позитивное отношение к России. Называются основные причины сформировавшегося в регионе восприятия РФ. С одной стороны, это отсутствие негативного исторического опыта в отношениях с нашей страной: Россия никогда не имела политических претензий и экономических притязаний в Юго-Восточной Азии, а напротив, оказывала поддержку народам ЮВА в национально-освободительной борьбе, обретении суверенитета и восстановлении народного хозяйства. С другой стороны, сегодняшние отношения России с государствами региона носят неглубокий характер, присутствие РФ в ЮВА незначительное и не создаёт конкуренцию национальным политическим и экономическим группам. Отношения в целом развиваются на конструктивной и взаимовыгодной основе, нацелены на достижение конкретного практического результата, как правило, в ограниченном спектре экономического взаимодействия, что также создаёт благоприятный фон для формирования позитивного восприятия России в странах ЮВА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Image of Russia in the States of Southeast Asia.

The paper examines the nature and characteristics of the perception of Russia in the region of Southeast Asia. In order to conduct a more objective analysis, the specificity of perception of Russia is examined in three social groups: 1) public at large, ordinary people; 2) business community including businessmen and investors; 3) politicians, political scientists and experts. The author concludes that the views of various social groups and associations on Russia may differ within one state. However, the author also comes to the conclusion that a positive attitude towards Russia prevails in the states of Southeast Asia. The main reasons for the perception of Russia in the region are named. On the one hand, this is the absence of negative historical experience in relations with Russia because it has never had political and economic claims in Southeast Asia. On the contrary, Russia provided support to the peoples of Southeast Asia in the national liberation struggle, gaining sovereignty and restoring the national economy. On the other hand, today’s relations between Russia and the states of the region are shallow. The presence of the Russian Federation in Southeast Asia is insignificant and it does not create competition for national political and economic groups. The relations between Russia and Southeast Asia’s states develop on a constructive and mutually beneficial basis, aim at achieving a definite practical result usually in the field of limited economic interaction, which also creates a favorable background for the formation of a benevolent attitude towards Russia in the states of Southeast Asia.

Текст научной работы на тему «Образ России в странах Юго-Восточной Азии»

УДК 32.019.5

DOI 10.24411/1026-8804-2020-10052

Образ России в странах Юго-Восточной Азии

Анна Владимировна Симоненок,

кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора международной и региональной безопасности Центра глобальных и региональных исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток. E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются характер и особенности восприятия России в государствах Юго-Восточной Азии. С целью проведения более объективного анализа исследуется специфика восприятия РФ в трёх социальных срезах: 1) широкие слои населения, простые обыватели; 2) деловое сообщество — бизнесмены, инвесторы; 3) политические деятели, политологи, эксперты. Делается вывод, что в рамках одного государства взгляды на Россию различных общественных групп и объединений могут отличаться. Однако в целом автор приходит к заключению, что в странах ЮВА преобладает позитивное отношение к России. Называются основные причины сформировавшегося в регионе восприятия РФ. С одной стороны, это отсутствие негативного исторического опыта в отношениях с нашей страной: Россия никогда не имела политических претензий и экономических притязаний в Юго - Восточной Азии, а напротив, оказывала поддержку на -родам ЮВА в национально-освободительной борьбе, обретении суверенитета и восстановлении народного хозяйства. С другой стороны, сегодняшние отношения России с государствами региона носят неглубокий характер, присутствие РФ в ЮВА незначительное и не создаёт конкуренцию национальным политическим и экономическим группам. Отношения в целом развиваются на конструктивной и взаимовыгодной основе, нацелены на достижение конкретного практического результата, как прави- ¿> ло, в ограниченном спектре экономического взаимодействия, что также ° создаёт благоприятный фон для формирования позитивного восприятия ¡^ России в странах ЮВА. ^ Ключевые слова: образ России, Юго - Восточная Азия, общественное мне - | ние, присутствие России в ЮВА, стереотипы восприятия. £

The Image of Russia in the States of Southeast Asia.

Anna Simonenok, Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia. E-mail: [email protected].

The paper examines the nature and characteristics of the perception of Russia in the region of Southeast Asia. In order to conduct a more objective analysis, the specificity of perception of Russia is examined in three social groups: 1) public at large, ordinary people; 2) business community including busi -nessmen and investors; 3) politicians, political scientists and experts. The author concludes that the views of various social groups and associations on Russia may differ within one state. However, the author also comes to the conclu -sion that a positive attitude towards Russia prevails in the states of Southeast Asia. The main reasons for the perception of Russia in the region are named. On the one hand, this is the absence of negative historical experience in relations with Russia because it has never had political and economic claims in Southeast Asia. On the contrary, Russia provided support to the peoples of Southeast Asia in the national liberation struggle, gaining sovereignty and restoring the national economy. On the other hand, today's relations between Russia and the states of the region are shallow. The presence of the Russian Federation in Southeast Asia is insignificant and it does not create competition for national political and economic groups. The relations between Russia and Southeast Asia's states develop on a constructive and mutually beneficial basis, aim at achieving a defi nite practical result usually in the field of limited economic interaction, which also creates a favorable background for the formation of a benevolent attitude towards Russia in the states of Southeast Asia.

Keywords: image of Russia, Southeast Asia, public opinion, Russia's presence in Southeast Asia, stereotypes of perception.

В последние годы на фоне активизации внешнеполитической деятельности России и укрепления её позиций в мире отношения РФ с Запа -дом приобретают всё более напряжённый характер. Русофобия, ставшая неотъемлемой чертой идеологии и политической практики ряда западных государств, влияет на общественное сознание, формируя негативный образ России. В то же время в странах ЮВА, имеющих иную ментальность и свою, особую историю взаимоотношений с СССР и РФ, видение России ^ существенно отличается от западного.

Недавние исследования показали, что в государствах ЮВА в основном о преобладает позитивное восприятие нашей страны. Оно характерно для о. большинства групп населения и, что особенно важно, доминирует в среде образованной молодёжи, за которой будущее двусторонних отноше-| ний [6]. В целом позитивный образ РФ, сложившийся в регионе, объясняем ется несколькими причинами. С одной стороны, это связано с отсутствием

негативного исторического опыта в отношениях с Россией, которая никогда не выступала ни с политическими претензиями, ни с экономическими притязаниями в Юго-Восточной Азии, а, напротив, оказывала поддержку народам региона в национально-освободительной борьбе, обретении суверенитета и восстановлении народного хозяйства. С другой стороны, значительную роль играет специфика сегодняшних связей России — ЮВА. Слабое влияние и незначительное присутствие РФ в Юго - Восточной Азии, безусловно, являются серьёзным сдерживающим фактором для развития сотрудничества, однако это обстоятельство играет и свою позитивную роль. Ввиду того, что интересы России мало представлены в ЮВА, россий -ские компании и группы не составляют конкуренции национальному бизнесу и местным политическими и экономическим элитами, таким образом, отсутствуют условия для возникновения конфронтации и серьёзных противоречий на межнациональном и межгосударственном уровне. Отношения в целом развиваются ровно, на конструктивной и взаимовыгодной основе, нацелены на достижение конкретного практического результата, как правило, в очень ограниченном спектре экономического взаимодействия, что также является благоприятным фоном для формирования доброжелательного, неконфронтационного отношения к России.

Говоря о специфике восприятия РФ в странах ЮВА, необходимо отме -тить, что в рамках одного государства взгляды различных общественных групп и объединений могут заметно отличаться. Среди простых обывателей, широких слоёв населения существует один образ России, в профессиональной деловой среде (инвесторы, представители торгового бизнеса и т.п.) — другой, и совсем под иным углом воспринимают нашу страну по -литики, политологи, учёные- эксперты в Юго - Восточной Азии.

НАСЕЛЕНИЕ

Простой обыватель формирует свои представления о стране, опираясь либо на личный опыт (контакт с представителями или/и выходцами из России), либо на публикации в СМИ. С сожалением приходится констати -ровать, что в странах ЮВА ни тот, ни другой источник не является доста -точным для формирования целостного и объективного образа РФ.

Юго - Восточная Азия — огромный регион, включающий в себя 11 стран с совокупным населением почти 600 млн чел. На этом пространстве экономически и политически Россия представлена крайне слабо, а сотруд- о ничество в гуманитарных областях можно охарактеризовать как бес- ^ системное. Лишь в некоторых районах Таиланда, Вьетнама, а также на ^ нескольких островах Индонезии и Филиппин, пользующихся особой попу- § лярностью у российских туристов, местные жители имеют возможность £

сформировать своё представление о России и её гражданах, исходя из личного опыта общения, который, впрочем, не всегда бывает позитивным. Страх перед «русской мафией» в ЮВА уже давно в прошлом, он остался в 1990—2000-х гг. Сегодня за русскими твёрдо закрепилась недобрая ре -путация иного рода: их считают скандалистами, хамами и людьми дурно воспитанными. Несмотря на это, наши соотечественники продолжают оставаться желанными туристами в данном регионе. Туроператоры и гиды отмечают такие их положительные качества, как открытость, доброта и щедрость. Последнее особенно импонирует нашим азиатским друзьям. Например, в Таиланде многие гиды предпочитают работать именно с туристами из России, поскольку, по их словам, русские не только очень бо -гатые, но и самые щедрые среди представителей других наций. Не уди -вительно, что на протяжении многих лет у тайских гидов переводчиков особой популярностью пользуются курсы русского языка.

За пределами туристических центров население стран ЮВА имеет слабое представление о России. В силу крайне незначительного присутствия нашего государства в регионе и ограниченного интереса местных жителей, национальные СМИ обращаются к российской тематике довольно редко и преимущественно в контексте роли РФ в глобальной мировой политике. Основным источником сведений о России для них являются западные информагентства (главным образом англоязычные — Reuters, BBC, CNN, AP и др.). В результате на страницах азиатских СМИ наша стра -на представлена фрагментарно, стереотипно и в целом её образ вырисовывается довольно расплывчато.

Исключение составляет лишь Вьетнам. Со времён установления советско -вьетнамской дружбы на протяжении десятилетий местными СМИ создавался позитивный, отчасти даже идеализированный образ России. И в сегодняшнем Вьетнаме все значительные события, связанные с РФ, подробно освещаются в публикациях, как правило, дружественного содержания. В представлениях вьетнамцев Россия — это великая страна с талантливым и трудолюбивым народом, который не отступает перед тяжёлыми испытаниями и трудностями, приходит на помощь другим нациям и государствам.

Во вьетнамских СМИ образ России часто рисуется под влиянием пред ставлений о её сильной власти. Сегодня в массовом сознании вьетнамцев РФ ассоциируется с образом президента В.В. Путина, чьи черты и каче-■j ства как бы экстраполируются на облик всей страны. Местные СМИ активно продвигают имидж российского президента во всей его многоком-

0 понентности: политическая программа, публичная дипломатия, внешний cL вид, здоровый образ жизни [5].

s Положительные аспекты образа России также связаны с её литерату-

1 рой, искусством, историей, что закрепляет за ней статус цивилизацион-£ ного государства с великой культурой.

Однако во вьетнамском сознании бытуют стереотипы, сохранившиеся со времён СССР, которые мешают адекватному восприятию образа современной России. Таковыми являются укоренившиеся представления о РФ / Советском Союзе как о «старшем брате» — добром и щедром, всегда го -товом прийти на помощь и выступить справедливым арбитром. Именно такие штампы побуждают вьетнамское общество в лице национальных СМИ настаивать на активной роли России в поддержке позиции СРВ в конфликте с Китаем (речь о проблеме принадлежности островов в Южно - Китайском море).

В других странах Юго-Восточной Азии отсутствует практика формирования положительного образа РФ (с оговорками из этого списка можно исключить Лаос). Между тем важно отметить, что государства ЮВА никогда не поддерживали кампанию по демонизации России / Советского Союза. Даже в материалах и заявлениях критического содержания, периодически появлявшихся на страницах прессы, авторы не переходили границ корректности и вежливости. Современники отмечали, что в Таиланде, ставшем в годы холодной войны центром антикоммунистического движения в ЮВА, даже те члены правительства, которые придерживались жёстких позиций в отношении СССР', при личных контактах с советскими дипломатами всегда демонстрировали дружелюбие и гостеприимство. Заведующий Отделом Юго - Восточной Азии МИД СССР (1966—1970) М.С. Капица вспоминал: «...в те годы в посольство приходили старые аристократы. Офицеры в торжественных случаях надевали русскую парадную форму и всегда очень доброжелательно отзывались о русских» [2, с. 324].

В целом положительное отношение к российскому правительству, экономике и культуре продолжает сохраняться в регионе и сегодня, несмотря на присутствие в странах ЮВА различных и неоднозначных оценок политической и социально - экономической ситуации в России, а также дейст -вий Москвы на международной арене.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДЕЛОВЫХ КРУГОВ

Бизнес-сообщество стран ЮВА также испытывает острую нехватку информации о России и имеет лишь очень общее и не всегда адекватное

представление о ней. В целом предприниматели и деловые люди видят ^ в нашей стране большой потенциал. Они считают, что бизнес с РФ — дело

прибыльное, но требует больших усилий и выдержки. Вопреки устоявше- о

муся мнению, бизнесмены из ЮВА не испытывают непреодолимых труд- ^

ностей при взаимодействии с российской административной или финан- ^

сово -правовой системой (кстати, по мнению большинства, коррупция §

в РФ не имеет широкого распространения). Более серьёзные проблемы £

они видят в нехватке квалифицированной рабочей силы, неразвитости инфраструктуры и чрезвычайно обширной территории, что делает логистику невероятно сложной и затратной.

Сингапурские предприниматели называют наше государство «страной привлекательных возможностей для смелых». «Ведение бизнеса в России никогда не было лёгкой прогулкой», — говорит Судип Наир, исполнительный директор Food Empire Holdings1. Но у РФ, на его взгляд, есть неоспори -мые достоинства — ёмкий потребительский рынок с достаточно хорошей покупательской способностью, а также благоприятная конъюнктура и активный потребитель, готовый пробовать новые продукты и новые бренды. Однако для того чтобы Россия открыла эти возможности перед биз -несом, деловым людям следует проявлять упорство и настойчивость [7].

Знакомясь с представлениями азиатских бизнесменов о нашей стране, можно обнаружить, что стереотипные образы присутствуют в сознании даже тех из них, кто имеет длительный опыт успешной работы на россий -ском рынке. Так, например, председатель группы Tanstarr Гордон Тан ут -верждает, что «русские любят искусство, музыку и балет». «Русские с трудом доверяют людям и не стремятся узнать партнёра, особенно если он не принадлежит к той же культуре. Вы должны быть частью их семьи, что бы вести успешный бизнес в России», — заключает бизнесмен [7]. Он срав -нивает деловые качества русских и китайцев, и это сравнение не в нашу пользу. По словам Тана, с китайцами работать значительно проще, в де -лах они руководствуются исключительно соображениями выгоды и готовы вести любой бизнес с любым партнёром, если только это обещает прибыль, в отличие от русских, для которых приоритетными могут быть совсем иные обстоятельства.

ПОЛИТИКИ, ЭКСПЕРТЫ

В среде профессиональных политиков, научных экспертов, политологов ЮВА знания о России также носят поверхностных характер. Отмеча -ется катастрофическая нехватка объективной и достоверной информации о стране, что порождает даже на экспертном уровне отсутствие понимания не только специфики, но и сути России.

Как сказал бывший генеральный секретарь АСЕАН Сурин Питсуван, «Россия представляет собой далёкую и неизвестную страну. Она далека от нас не только географически, но и психологически» [4]. о Восприятие нашего государства политической элитой ЮВА в це-

лом совпадает с тем образом, который транслирует российская вер-s хушка: Россия — великая евразийская держава, обладающая огромным

С| _

8 1 Компания Food Empire Holdings является лидером по производству растворимого кофе в России.

потенциалом и стремительно расширяющая внешнеполитическое влияние. В ЮВА её считают неотъемлемой частью АТР и одним из важнейших элементов системы региональной безопасности. По словам таиландского эксперта Адула Камлайтонга, АТР — это большой дом множества народов, в котором Россия, находящаяся на севере, является крышей, а государства АСЕАН, расположенные в центре АТР, — гостиной. И оба эти элемен -та «необходимы, чтобы дом был безопасным и уютным для жителей и их гостей» [1, с. 230].

С каждым годом страны субрегиона демонстрируют всё большую заинтересованность в расширении присутствия России в АТР и ЮВА. В условиях нарастающего противостояния США и КНР государства АСЕАН видят в РФ силу, способную стать балансиром, неким противовесом влиянию в Юго - Восточной Азии Соединённых Штатов, Японии и Китая. Однако в ближайшее время Россия вряд ли будет способна выступить в такой роли, что признаёт и интеллектуальная элита стран АСЕАН. Опрос веду щих экспертов 10 государств Ассоциации, проведённый в конце 2019 г., показал, что лишь 2,3% респондентов допускают возможность лидерства России в ЮВА (столько же голосов получил лишь Евросоюз). В по -страновом распределении наибольший оптимизм в отношении усиления роли РФ в субрегионе высказали эксперты из Мьянмы (4,7%), Лаоса (3,4%), Таиланда (2,7%). Степень нынешнего политического и стратегического влияния России в ЮВА опрашиваемые эксперты и вовсе оценили в 0,6% (даже у Евросоюза этот показатель больше — 0,7%) [8]. Приведённые циф -ры в очередной раз подтверждают, что в Азиатском регионе наша страна воспринимается скорее как европейское государство, нежели тихоокеанская держава.

Несмотря на довольно ограниченный характер нынешних отношений Москвы с Юго Восточной Азией, мы продолжаем сохранять влия ние (хотя и не столь значительное, как в советское время) во Вьетнаме и Лаосе. Во многом оно обусловлено некогда тесными политическими и гуманитарными связями СССР и стран Индокитая. За время советско/ российско -вьетнамского сотрудничества около 150 тыс. вьетнамцев получили в нашей стране образование, профессиональную подготовку, накопили капитал для собственного бизнеса [3, с. 34]. Многие из них находятся сегодня на высоких государственных и партийных постах, работают в вузах, возглавляют научные институты и компании. Всё это люди преимущественно среднего и старшего возраста, которые до сих пор относятся ^ к русским очень доброжелательно. Но когда им на смену придёт новое по -коление вьетнамцев, лаосцев, не знающих России, не видящих в ней дру- о га и союзника, симпатий к нам со стороны местной элиты, вероятно, бу- cL дет заметно меньше. ^

Сегодня некоторые западные исследователи отмечают определённый § диссонанс между тем, как РФ позиционирует себя, и тем, в каком ракурсе £

её видят в ЮВА. В частности, восприятие России как великой державы в сознании народов Азии во многом базируется на ассоциациях, связанных с Советским Союзом. В то же время российская элита лишь в некото -рых случаях признаёт себя наследницей советского прошлого [6]. Это создаёт дополнительные трудности в понимании России, её роли и месте в мировом сообществе, что осложняет процесс выстраивания эффективного, действенного механизма сотрудничества РФ с государствами Юго-Восточной Азии.

На фоне крайне незначительного политического и экономического присутствия и влияния России в ЮВА, которое, вероятно, сохранится ещё на долгие годы, на первый план выходит культура, ставшая основным активом нашей страны в данном регионе. По мнению представителей по -литической элиты Ассоциации государств Юго - Восточной Азии, «России следует использовать своё богатое культурное наследие для того, чтобы укрепить взаимопонимание с АСЕАН и найти пространство общих интересов» [4]. Юго - Восточная Азия видит привлекательность РФ не в эконо -мическом потенциале и промышленной мощи, не в политических и идеологических ценностях, а в её духовных достижениях, к которым относится не только культура, но и наука, технологии, образование. И хотя Рос -сию вряд ли можно отнести к государствам, обладающим тем, что Джо -зеф Най назвал «мягкой силой», т.е. способностью достигать желаемого благодаря своей привлекательности, тем не менее в странах ЮВА сегодня складываются достаточно благоприятные условия для продвижения российской «мягкой силы».

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Камлайтонг А. Совместные интересы России и государств АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Теория и практика общественного развития. 2013. № 5. С. 229-232.

2. Капица М.С. На разных параллелях. Записки дипломата. М.: Книга и бизнес, 1996. 480 с.

3. Мазырин В.М. Российско -вьетнамские отношения на новом этапе: объективные предпосылки и реальные возможности // Российско-вьетнамские отношения: современность и история. Взгляд двух сторон. М.: ИДВ РАН, 2013. С. 24—47.

4. Рангсимапон П., Колдунова Е. 20 лет спустя: какими Россия и АСЕАН видят ^ друг друга // Международная жизнь. 2016. № 5. URL: https://interaffairs.ru/ ^ virtualread/ia_rus/52016/files/assets/downloads/publication.pdf (дата обраще -§ ния: 20.01.2020).

5. Соколов А.А. Образ России во вьетнамских СМИ // Доклады участников круглена го стола на тему: «Отношения между Вьетнамом и Российской Федерацией: по-s тенциал и проблемы развития» — к визиту в РФ Генерального секретаря ЦК КПВ § Нген Фу Чонга (ИДВ РАН, 30 августа 2018 г.). URL: http://www.ifes - ras.ru/images/

stories/2018/reports_20180830.pdf (дата обращения: 20.01.2020).

6. Bukh А. Can Russia Win Friends and Influence People in Southeast Asia? 17.02.2017. URL: https://www.eastasiaforum.org/2017/02/17/can - russia - win - friends - and -influence - people - in - southeast- asia/ (дата обращения: 17.02.2020).

7. Despite Challenges, Russian Fortune Beckons the Brave. 03.11.2014. URL: https:// www.todayonline.com/singapore/despite - challenges - russian - fortune - beckons -brave (дата обращения: 15.05.2019).

8. The State of Southeast Asia: 2019 Survey Report. ASEAN Studies Centre at ISEAS-Yusof Ishak Institute. URL: https://www.iseas.edu.sg/images/pdf/ TheStateofSEASurveyReport_2019.pdf (дата обращения: 07.02.2020).

REFERENCES

1. Kamlaytong A. Sovmestnye interesy Rossii i gosudarstv ASEAN v Aziatsko -Tik-hookeanskom regione [Joint Interests of Russia and the ASEAN States in the Asia -Pacific Region]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 2013, no. 5, pp. 229—232. (In Russ.)

2. Kapitsa M.S. Na raznykh parallelyakh. Zapiski diplomata [On Different Parallels. Dip -lomat's Notes]. Moscow, Kniga i biznes Publ., 1996, 480 p. (In Russ.)

3. Mazyrin V.M. Rossiysko - v'etnamskie otnosheniya na novom etape: ob"ektivnye predposylki i real'nye vozmozhnosti [Russian -Vietnamese Relations at a New Stage: Objective Prerequisites and Real Opportunities]. Rossiysko-v'etnamskie otnosheniya: sovremennost' i istoriya. Vzglyad dvukh storon [Russian -Vietnamese Relations: Now -adays and History. Two Points of View]. Moscow, IDV RAN Publ., 2013, рp. 24—47. (In Russ.)

4. Rangsimapon P., Koldunova E. 20 let spustya: kakimi Rossiya i ASEAN vidyat drug druga [20 Years Later: How Russia and ASEAN See Each Other]. Mezhdunarodnaya zhizn, 2016, no. 5. Available at: https://interaffairs.ru/virtualread/ia_rus/52016/files/ assets/downloads/publication.pdf (accessed 20.01.2020). (In Russ.)

5. Sokolov A.A. Obraz Rossii vo v'etnamskikh SMI [The Image of Russia in the Viet -namese Media]. Doklady uchastnikov kruglogo stola na temu: "Otnosheniya mezhdu V'etnamom i Rossiyskoy Federatsiey: potentsial i problemy razvitiya" — k vizitu v RF General'nogo sekretarya TsKKPVNgen Fu Chonga. (IDV RAN, August 30, 2018) [Pro -ceedings of the Participants of the Round Table "The Relations between Vietnam and the Russian Federation: Potential and Problems of Development" — On the Visit of General Secretary of the Central Committee of the Communist Party of Vietnam Nguyen Phu Trong]. Available at: http://www.ifes - ras.ru/images/stories/2018/ reports_20180830.pdf (accessed 20.01.2020). (In Russ.)

6. Bukh A. Can Russia Win Friends and Influence People in Southeast Asia? 17.02.2017. Available at: https://www.eastasiaforum.org/2017/02/17/can - russia - win - friends -and - influence - people -in - southeast- asia/ (accessed 17.02.2020). (In Eng.)

7. Despite challenges, Russian fortune beckons the brave. 03.11.2014. Available at: ^ https://www.todayonline.com/singapore/despite- challenges - russian - fortune - ^ beckons -brave (accessed 15.05.2019). (In Eng.) S

8. The State of Southeast Asia: 2019 Survey Report. ASEAN Studies Centre at ISEAS-Yusof Ishak Institute. Available at: https://www.iseas.edu.sg/images/pdf/TheStateof- ^ SEASurveyReport_2019.pdf (accessed 07.02.2020). (In Eng.) *

S

О

Дата поступления в редакцию 11.07.2020 £

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.