Научная статья на тему 'Образ России в сознании носителей национального сирийского варианта арабского языка'

Образ России в сознании носителей национального сирийского варианта арабского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Litera
ВАК
Ключевые слова
ассоциативный эксперимент / арабский язык / лингв окультура / Россия / русский язык / Сирия / семантика / стереотипные представления / экстралингвистические факторы / языковая картина мира / extralinguistic factors / stereotypical representations / semantics / Syria / Russian / Russia / linguistic culture / Arabic language / associative experiment / the linguistic picture of the world

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сафаралиева Любовь Александровна, Абдуллах Луай

Настоящее исследование посвящено реконструкции образа России в сознании носителей национального сирийского варианта арабского языка на материале данных свободного ассоциативного эксперимента со стимулом روسیا ‘Россия’. Целью статьи является семантический анализ ассоциативно-вербальных сетей ассоциативного поля روسیا ‘Россия’ и выявление частотных, коллективных характеристик образа России, а также анализ индивидуальных представлений респондентов на материале единичных ассоциатов. Проведенный свободный ассоциативный эксперимент позволил не только реконструировать значимый фрагмент языковой картины мира сирийцев – образ современной России, но и выявить общие, усредненные представления носителей сирийской лингвокультуры, обусловленные следующими экстралингвистическими факторами: военно-политическими, культурными, научными и образовательными контактами между Россией и Сирией в последние несколько лет. Как было упомянуто ранее, основным методом исследования явился свободный ассоциативный эксперимент, проведенный при использовании ресурса Google Forms. Было опрошено 116 граждан Сирии, в возрасте от 18 до 60 лет, получающих или получивших высшее образование. Респондентам было предложено написать 3 первые реакции на стимул روسیا ‘Россия’. Анализ полученных данных показал, что, в первую очередь, в сознании носителей сирийской лингвокультуры Россия является холодной, но красивой страной, являющейся надежным другом и союзником Сирии. Следует отметить, что среди 319 полученных реакций только 3 отличаются выраженным пейоративным значением. Для сирийцев Россия – это страна с богатой историей, разнообразной культурой и яркими традициями, страна, дающая возможность личного развития, в том числе получения высшего образования. Также было обнаружено, что для сирийцев образ России прочно ассоциируется с ее столицей – Москвой. В целом, можно утверждать, что в сознании носителей сирийской лингвокультуры сложился исключительно положительный образ сильной и независимой России. П ерспективой исследования видится проведение ассоциативного эксперимента с русскоязычными респондентами для реконструкции образа Сирии в сознании носителей русской лингвокультуры и сопоставление результатов с приведенными в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of Russia in the minds of native speakers of the national Syrian version of the Arabic language

The present study is devoted to the reconstruction of the image of Russia in the minds of native speakers of the national Syrian version of the Arabic language on the basis of data from a free associative experiment with a word روسیا ‘ Russia’. The purpose of the article is a semantic analysis of associative-verbal networks of the associative field روسیا ‘ Russia’ and the identification of frequency, collective characteristics of the image of Russia, as well as the analysis of individual representations of respondents based on the material of individual associates. The conducted free associative experiment made it possible not only to reconstruct a significant fragment of the Syrians' linguistic picture of the world – the image of modern Russia, but also to identify common, average representations of speakers of Syrian linguistic culture due to the following extralinguistic factors: military-political, cultural, scientific and educational contacts between Russia and Syria in the last few years. The main research method was a free associative experiment conducted using the Google Forms resource. 116 Syrian citizens, aged 18 to 60, who are receiving or have received higher education, were interviewed. The respondents were asked to write 3 first reactions to the stimulus روسیا ‘ Russia’. An analysis of the data obtained showed that, first of all, in the minds of speakers of the Syrian linguistic culture, Russia is a cold but beautiful country that is a reliable friend and ally of Syria. It should be noted that among the 319 reactions obtained, only 3 differ in a pronounced pejorative value. For Syrians, Russia is a country with a rich history, diverse culture and vibrant traditions, a country that provides an opportunity for personal development, including higher education. It was also found that for Syrians, the image of Russia is strongly associated with its capital, Moscow. In general, it can be argued that an exceptionally positive image of a strong and independent Russia has developed in the minds of speakers of the Syrian linguistic culture. The prospect of the study is to conduct an associative experiment with Russian-speaking respondents to reconstruct the image of Syria in the minds of native speakers of Russian linguistic culture and compare the results with those given in this article.

Текст научной работы на тему «Образ России в сознании носителей национального сирийского варианта арабского языка»

Litera

Правильная ссылка на статью:

Сафаралиева Л.А., Абдуллах Л. Образ России в сознании носителей национального сирийского варианта арабского языка // Litera. 2024. № 5. DOI: 10.25136/2409-8698.2024.5.70779 EDN: WQWYQI URL: https;//nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=70779

Образ России в сознании носителей национального сирийского варианта арабского языка

Сафаралиева Любовь Александровна

ORCID: 0000-0002-6960-9426 кандидат филологических наук

доцент, кафедра общего и русского языкознания, Российский университет дружбы народов имени

Патриса Лумумбы

117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 И kuznetsova-la@rudn.ru

Абдуллах Луай

ORCID: 0009-0000-6739-4188

магистр; кафедра общего и русского языкознания; Российский университет дружбы народов имени

Патриса Лумумбы

117198, Россия, г. Мзсква, ул. М/жлунэ-Макпая, 6 И 1032189183@pfur.ru

Статья из рубрики "Лингвокультурология"

DOI:

10.25136/2409-8698.2024.5.70779

EDN:

WQWYQI

Дата направления статьи в редакцию:

13-05-2024

Дата публикации:

20-05-2024

Аннотация: Настоящее исследование посвящено реконструкции образа России в сознании носителей национального сирийского варианта арабского языка на материале

данных свободного ассоциативного эксперимента со стимулом L-^sj 'Россия'. Целью статьи является семантический анализ ассоциативно-вербальных сетей ассоциативного поля L-^sj 'Россия' и выявление частотных, коллективных характеристик образа России, а также анализ индивидуальных представлений респондентов на материале единичных ассоциатов. Проведенный свободный ассоциативный эксперимент позволил не только реконструировать значимый фрагмент языковой картины мира сирийцев - образ современной России, но и выявить общие, усредненные представления носителей сирийской лингвокультуры, обусловленные следующими экстралингвистическими факторами: военно-политическими, культурными, научными и образовательными контактами между Россией и Сирией в последние несколько лет. Как было упомянуто ранее, основным методом исследования явился свободный ассоциативный эксперимент, проведенный при использовании ресурса Google Forms. Было опрошено 116 граждан Сирии, в возрасте от 18 до 60 лет, получающих или получивших высшее образование. Респондентам было предложено написать 3 первые реакции на стимул L-^sj 'Россия'. Анализ полученных данных показал, что, в первую очередь, в сознании носителей сирийской лингвокультуры Россия является холодной, но красивой страной, являющейся надежным другом и союзником Сирии. Следует отметить, что среди 319 полученных реакций только 3 отличаются выраженным пейоративным значением. Для сирийцев Россия - это страна с богатой историей, разнообразной культурой и яркими традициями, страна, дающая возможность личного развития, в том числе получения высшего образования. Также было обнаружено, что для сирийцев образ России прочно ассоциируется с ее столицей - Москвой. В целом, можно утверждать, что в сознании носителей сирийской лингвокультуры сложился исключительно положительный образ сильной и независимой России. Перспективой исследования видится проведение ассоциативного эксперимента с русскоязычными респондентами для реконструкции образа Сирии в сознании носителей русской лингвокультуры и сопоставление результатов с приведенными в данной статье.

Ключевые слова:

ассоциативный эксперимент, арабский язык, лингвокультура, Сирия, семантика, стереотипные представления, экстра лин языковая картина мира

Введение

В последнее десятилетие политические, экономические и культурные отношения между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой укрепляются на постоянной основе. Присутствие России в Сирии расширяется не только в военной сфере, но и в сфере образования. Все большее число сирийских граждан начинает проявлять интерес к изучению русского языка, что обуславливается не только вышеуказанными экстралингвистическими факторами, но и увеличением присутствия русского языка в Сирии: «В последнее десятилетие русский язык набирает большую популярность в стране. Укреплению его позиций и расширению русского информационно-культурного поля в Сирии призвана способствовать деятельность представительства

Россотрудничества» В связи с этим лингвокультурные исследования, направленные на реконструкцию языковой картины мира сирийского народа, представляются в настоящий момент особо актуальными: «<...> лингвокультурология и когнитивная лингвистика направлены на познание человеком окружающей действительности через

Россия, русский язык, гвистические факторы,

язык и в языке»

Г2. с. 1201

Одним из наиболее эффективных инструментов исследования языкового сознания носителей определенной лингвокультуры является свободный ассоциативный эксперимент— «прием, направленный на выявление ассоциаций, сложившихся у

индивида в его предшествующем опыте» Р. с- 821,

Результатом проведения свободного ассоциативного эксперимента является ассоциативное поле слова-стимула— это «фрагмент образа мира того или иного этноса, отраженного в сознании среднего носителя той или иной культуры, его мотивов и оценок и, следовательно, его культурных стереотипов» ^—с—МП. Ассоциативное поле представлено, в свою очередь, совокупностью ассоциативно-вербальных сетей. Один из ведущих специалистов в области ассоциативной лингвистики Ю.Н. Караулов писал о последних: «Ассоциативно-вербальная сеть фиксирует лишь ту часть нашего сознания, которая имеет вербальную оболочку, но именно эта часть и составляет большую часть

наших знаний о мире» Г5, с-—51 Таким образом, именно результаты ассоциативного эксперимента позволяют реконструировать усредненные, обыденные представления носителей языка о том или ином фрагменте окружающей действительности.

Целью данной статьи является реконструкция образа России в сознании носителей сирийской лингвокультуры на материале данных свободного ассоциативного эксперимента со словом-стимулом L^sj 'Россия', проведенного среди граждан Сирийской арабской республики.

В российской лингвистике имеется ряд научных работ, посвященных исследованию образа России: на материале полевых исследований в Ираке в Китае Г7, 81, во Франции Г9, 101, в Словакии J-111, в Израиле J1211, в странах бывшей Югославии t131 и в современном мире в целом Г14, 15, 161

Поскольку работ, посвященных реконструкции образа России в Сирии, обнаружено не было, можно заключить, что приведенное ниже исследование проводилось впервые, что составляет новизну данной научной статьи.

Результаты исследования

Для реконструкции образа России в сознании носителей арабской лингвокультуры, граждан Сирийской Арабской Неспублики, был проведен свободный ассоциативный эксперимент с использованием приложения Google Forms. В эксперименте приняли участие 116 человек, имеющие высшее образование, в возрасте от 18 до 60 лет, из которых 68 мужчин и 48 женщин. Респондентам было предложено написать первые 3 слова или словосочетания на стимул \*м$/Россия'. Всего было получено 319 реакций:

1^9/Россия'

gJj 'Снег' (56);^ 'холод' (21);öjooL> 'университет' (17);JLu> 'красота' (16);ä^s 'сила' (15); K^xJi 'любовь' (10);cijjasdi 4_>LlJI 'Красная площадь' (9);csLjSjJI 'воспоминания' (8);И^$з 'водка',ctfJ^j 'Путин' (7); öszj-JzJ! 'природа', j^LxJi 'развитие', ^¿JJI 'язык' (6);öjL2=JI 'цивилизация' (5);ä/jUI <_>Io 'борьба с нацизмом',cL^JI 'зима',о$ 'искусство', üsiaill 'культура', 'литература', öx-^IpJI <z>L>LluJI 'масштабное место', <~>jJI 'медведь', />MllJI 'мир', __-i-lli<uJI 'музыка',/JjsJI 'наука',¿l>LllJI 'туризм' (3); ¡¿¿uji/I C/JJI 'белый цвет',^шЛ ¿ujLJI 'богатая история',cIjJL^JI 'блондинка', J-JiLucJI 'будущееёИ 'военная сила'^и^М 'возможности', ^sdi._JI ¿Ъ^_I 'второй дом',±>-_>JI J_oI^e

'достопримечательности', О/ляЛ$.луН 'древность', <Ои улН 'дружелюбные силы', Лзл^У! 'друзья', ЬЛ! Л1—> 'красота природы','Кремль', 'леса', 1£-—$!^0о

'матрешка',¡¿¡оЛ! 'метро', ^¿¿Л 'отчуждение', .$хллЛ 'продержаться',¿¡—Л 'путешествовать',¿оЛ! 'работа',<~о+Ъ> 'союзник', <—!. 'учеба', ¿$1£1аЛ 'фольклор' (2);Л$*£Л 'алкоголь', ¿$оЬЛ 'амбиция',оДУ! 'безопасность',¿¿+£11 ¿—¡_Л 'большая страна', У!

ло+ЬяН 'великая империя', оЬЛ! 'величие',ЬЛ! ¿оЛ! 'волонтерская работа', ¿ааЛ 'гордость',,¡¿£1! 'достоинство', 'друг', 'дружба',с—Л! 'женщины',о$Ш!

'закон',clS.HI 'интеллект', ¡-.¡лЛ 'коммунизм', 'кошмар',£_—$оо Л1_о> 'красота

Москвы',$£—$о 'Москва', <$>¿1! 'мужественность',¿дУ! 'надежда', ЛУ&—У! 'независимость', ^ооЛ—гЛ/II ЬЛ! 'новая мировая система',о+^Л! 'ностальгия',Ылоз-Л! 'озера',.Ь—оЛзУ!

'олимпиада', <¿¿1— У! 'оружие', ^^¿¿оЛ! 'парки',_-Л! /I яЫ! 'плохая еда', ¿лЛ!

'победа',¿_с1—оЛ 'помощь', ЛОЛ! ¿;1—> 'потерять деньги',ооЛ! 'право', ^¡оо 'правый',о-^>$Л 'родина',.МлЛ _с 'Рождество', ^¡¿Л 'русские бабушки', <^1!_лЛ 'сады', ¿¿¿-—¿Ьу

'Санкт-Петербург', 'Сибирь', <¿—1! 'скорость', .——¿У! 'Советский

Союз', 'У! 'социализм',Jl¿¿iJL—У! 'стабильность',Л—о^Л! <и—>Ь; 'столица красоты',/с!_Л

'сторонник',¿¿—ооЛ 'театр', ^—¡¿Л /.Л! 'флаг России', ¿ьлуУ! 'форма букв

русского алфавита', /_аЛ ¿¿5 'футбол', ¿..¿И 'царь',<91Ы! 'энергия' (1).

Представим ассоциативное поле стимула 1*,э/Россия' в виде рисунка (Рис.1).

Рисунок 1. Ассоциативное поле стимула 1л,э/Россия'

Наиболее частотными реакциями на стимул 1л,э/Россия' стали ¿ЛЛ 'снег' (56'холод' (21);<оо1> 'университет' (17);Л1> 'красота' (16)^$э 'сила' (15). Анализ данных ассоциатов позволяет реконструировать следующий образ России в сознании носителей сирийского национального варианта арабского языка: Россия - это холодная, но красивая страна, в которой можно получить образование (высшее) и которая обладает сильной позицией в мире. Реакции, репрезентирующие 'холод', являются ожидаемыми, поскольку, с одной стороны, в Сирийской республике зима, как климатическое явление, протекает иначе: температурные показатели являются положительными, снега практически не бывает.

Поэтому, естественно, русская зима откладывает отпечаток на сирийцев, посетивших Россию в зимний период. А, с другой стороны, на восприятие климата России носителями иных лингвокультур оказывают влияние стереотипные представления о России как о холодной стране, большая часть которой покрыта снегом.

Для более глубокого анализа данных ассоциативного эксперимента распределим ассоциаты по семантическим группам (Табл.1).

Таблица 1. Семантические группы ассоциатов на стимул 1л^э/Россия'

№ Семантическое основание Реакции

1 Природа и климат России 'снег' (56'холод' (21); ¿ис-ЬЛ 'природа' (6); еЬ-лЛ 'зима' (3); , ЛС> Яу-ЬН 'красота природы' (2); оЬ[Л1 'леса' (2); Л 'озера' (1); оО&^юсоЛ 'парки' (1); ^¡.¡¿Л! 'сады' (1);

2 Культура и история России яооЬ? 'университет' (17); о 'искусство' (3); ЯэЦиЛ 'культура' (3);^>*\И 'литература' (3); ¡^Лс—пссоИ 'музыка' (3); /ЬЛ 'наука' (3);я>Ь—Л 'туризм' (3); ^¿ооЛ! ¿!-^Jtlll 'богатая история' (2); _>Л ^_оП 'достопримечательности'(2); ^луН ¿саьлиЛ 'древность' (2); JnKLШl 'фольклор' (2); ' 'великая империя' (1); ¿Ь—У1 ^¿¿сЗд—Л 'Советский Союз' (1); ¿_——оЛ 'театр' (1); .¿Л 'царь' (1);

3 География России Ло—Л я>—Л 'Красная площадь' (9); о^Ьа^И 'Кремль'(2); эЦсЛ 'метро' (2); ¿¡¡—Л —9-Л1 'большая страна' (1); ¡¿—о ЛС- 'красота Москвы (1); П—по 'Москва' (1); ¿——Ьь с^и—. 'Санкт-Петербург' (1);Ь_М— 'Сибирь' (1); Л1сЛ1 Яо—яС 'столица красоты' (1);

4 Политическое устройство России опь 'Путин' (7); ЯиОЛ ч^П 'борьба с нациямом'(Т)- а-1 — оН ¿п иЛ 'военная сила' (2); 'союзник' (2); Оп^ОиЛ 'закон' (1); ясяс^Л 'коммунизм' (1); ссоЛ 'право' (1); 'социализм' (1);

5 Абстрактные, философские пре дс та в ле ния о Р о с с ии ЛС- 'красота' (16); ¿$з 'сила' (15); 'любовь' (10); оЬ^Ш 'воспоминания' (8); 'развитие' (6); ¿JL¿—Jl 'цивилизация' (5); <я—1дЛ оЬ>—осЛ 'масштабное место' ( 3 ) ; /М—Л 'мир' (3); ^—и—иоЛ 'будущее' (2); оСи&а\Л 'возможности' (2); ^—Л о-Ь—Н 'второй дом' (1);

в 1 .пЛ! с^!$лЛ 'дружелюбные силы' (2) ; сЫ—оУ! 'друзья' (2); ¿»¿¿Л 'отчуждение' (2); оДУ! 'безопасность' (1); <о&ЬяЛ 'величие' (1); ¿¿¿Л! 'гордость' (1);«о!£Л 'достоинство' (1); ^.—я 'друг'(1); 4з!_л ''дружба' (1); с5Л! 1интеллект' (1); <И$>^Л 'мужественность' (1);^У! 'надежда' (1); ЛУвл—У! 'независимость' (1); ¡^о&Л—гЛ/1—ЬЛ! ..Л! 'новая мировая система' (1);о-илЛ 'ностальгия' (1); ¿—с1—&Л 'помощь' (1); , ^з^иоои 'правый' (1); о—$Л 'родина' (1); Jl¿¿L—УI 'стабильность' (1);

6 Атрибуты России 'водка' (7); ±>_Л 'медведь' (3); 1£-—$!^0о 'матрешка'(2); —У-оЛ!._-с 'Рождество' (1);^^! с>!_>Л 1русские бабушки' (1); ^_—¡¿Л!/—ЯЛ! 'флаг России' (1);

7 Иные индивидуальные реакции «с 'язык' (6); и-»У! о$Л! 'белый цвет' (2); ¿¿¿Л 'блондинка' (2); .^опЛ 'продержаться' (2); ¿¿—Л! 'путешествовать' (2); ¿ояЛ! 'работа' (2) ; <—!. 'учеба' (2); Л$£Л 'алкоголь' (1); ¿$&ЫЛ 'амбиция' (1); ^¿сзЫ! ¿—яЯ! 'волонтерская работа' (1) ; с1—Л! 'женщины' (1); 'кошмар' (1); .¡-^¡У! 1олимпиада' (1 );«зЛ-—'У! 'оружие' (1); ¿¡—Л! /ЯЫ! плохая еда' (1); ¿лЛ! 'победа' (1); , Л—Л! ¿¿——> 'потерять деньги' (1); «с—Л! 'скорость' (1); /с!_Л 'сторонник' (1); «/-—^»У! ¿ £ — ¡¿Л! 'форма букв русского алфавита' (1); /—¿Л! ¿¿5 'футбол' (1); 4з1Ы! 'энергия' (1).

Для большого числа носителей сирийской лингвокультуры Россия ассоциируется с красотой природы, с ее разнообразием: «я—Ы! 'природа' (6); , «я—Ы! Л1—о> 'красота природы' (2); с>ЬШ! 'леса' (2); ^:Jl¿¡¿JI 'озера' (1); 'парки' (1); 1_р!-—Л! 'сады' (1).

Россия в сознании сирийцев - это страна, обладающая высоким образовательным и культурным потенциалом, что подтверждается наличием в ассоциативном поле таких реакций, как: <Яоо1> 'университет' (17); о 'искусство' (3); <31лЛ! 'культура' (3);^.У! 'литература' (3); ¡.¿¿¿—эоЛ! 'музыка' (3); /Л! 'наука' (3). Для многих носителей сирийской лингвокультуры представляет интерес историческое прошлое России: ^¿илЛ 'богатая история' (2); О-ЬяЛ! ' 'великая империя' (1); ^-¡-3$-—! .¿иУ! 'Советский Союз' (1); ¿.п-вI! 'царь' (1);

У большого числа респондентов образ России тесно связан с ее столицей - Москвой.

Такие реакции, как Ло—Л 'Красная площадь' (9); снЬоЛЛЛ 'Кремль'(2); ); П——по Л1о> 'красота Москвы (1); 'Москва' (1); ЛСЛ Яс—эЬс 'столица красоты' (1) отражают

представления о Москве и ее главной достопримечательности - Красной площади, как о центральном культурном образе России.

Военно-политическое взаимодействие России и Сирии в течение последнего десятилетия также нашло свое отражение в данных ассоциативного эксперимента. Для большого числа респондентов Россия прочно ассоциируется с образом президента В.В. Путина и его политикой военной поддержки сирийской армии: ¿п 'сила' (15);: оспь 'Путин' (7); ЯцОЛ я^П 'борьба с нацизмом'(3); —оЛ ¿.1 'военная сила' (2); ¡.шЛ 'победа' (1); —УЛ 'оружие' (1). Россия, в первую очередь, - это друг и союзник Сирии: <-в+Ь> 'союзник' (2); ^^/л. 'друг'(1); ЯэЛл. 'дружба' (1). Представления о России как о партнере, способном помочь Сирии сохранить независимость государства, отражаются в реакциях опИЛ 'закон' (1); соЛЛ 'право' (1); ¿JL¿—Л 'цивилизация' (5); Я—ЛпЛ оЬ>—ооЛ 'масштабное место' (3); /М—ЛЛ 'мир' (3); j-.hl—сЛ 'будущее' (2); оОикОУЛ 'возможности' (2); АН/ллЛЛ 'дружелюбные силы' (2); ^поллИ 'продержаться' (2); иОо\И 'безопасность' (1); Jоo\Jl 'надежда' (1); ЛМли—УЛ 'независимость' (1); ллЛЛ ^оИИ/ИиЛ 'новая мировая система' (1); ¿лс—оЛ 'помощь' (1).

Такие реакции как Л1о> 'красота' (16); к^—Л 'любовь' (10); цоку Л 'величие' (1); ¡ааЛ 'гордость' (1);Яо1ЛЛ1 'достоинство' (1); clS.Hl 'интеллект' (1); ¿Л^ЛЛ 'мужественность' (1); характеризуют образ России в сознании носителей сирийской лингвокультуры с положительной стороны. Большинство респондентов дали реакции с мелиоративными значениями. Пейоративные реакции единичны: 'кошмар' (1); ¿¿—Л плохая еда' (1);

ЛоЛЛ ¿^L-L> 'потерять деньги' (1).

Стереотипные представления о России в мировом сообществе также нашли свое отражение в результатах ассоциативного эксперимента. Наиболее часто сирийцы ассоциируют Россию со следующими национальными российскими «символами»: 'водка' (7); ^л.Л 'медведь' (3); ¡—п^О 'матрешка'(2).

Иные реакции отражают индивидуальные представления носителей сирийской лингвокультуры, основанные на личном опыте. Например, студенты, обучающиеся в России, дали реакции, связанные с русским языком: Яс 'язык' (6); Я—эЛЛ <Яль1Л 'форма букв русского алфавита' (1).

Заключение

Проведенный ассоциативный эксперимент, направленный на выявление частотных характеристик образа России в сознании носителей сирийской лингвокультуры, показал, что экстралингвистические факторы - активное развитие отношений России и Сирии в военно-политической, культурно-образовательной, социальной сферах - оказали значительное влияние на формирование представлений сирийских граждан о России. Так, отмечается преобладание мелиоративных реакций в ответах респондентов, характеризующих Россию как красивую, сильную страну, являющуюся надежным другом и союзником. Несмотря на суровые климатические условия, с которыми ассоциируется Россия, природа и культура России отличаются красотой и разнообразием. В сознании носителей сирийской лингвокультуры Россия - это страна с богатой историей и широкими возможностями для получения образования, что подтверждает статистические данные о значительном увеличении числа сирийских студентов в Российских вузах.

Результаты исследования могут найти практическое применение в лексикографической практике, при составлении ассоциативных словарей, в практике преподавания основ

межкультурной коммуникации. Библиография

1. Официальный сайт Русского Дома в Дамаске. [Электронный ресурс] URL: https://syria.rs.gov.ru/activities/ (дата обращения: 15.05.2024).

2. Сафаралиева Л.А., Тутова Е.В., Шевченко В.А. Сопоставительный анализ понятийных признаков концептов МОЛОДОСТЬ и JUVENTUD в русской и испанской лингвокультурах // Litera. 2024. № 2. С.119-129. DOI: 10.25136/2409-8698.2024.2.69820 EDN: FMDSLT URL: https ://e-notabene.ru/fil/article_69820.html

3. Евсеева О. В. Ассоциативный эксперимент как исследовательская процедура в психолингвистике // Вестник ЮУрГУ. 2009. № 2 (8). C. 82-84.

4. Уфимцева Н. В. Ассоциативный словарь как модель языковой картины мира // Вестник ИрГТУ. 2014. № 9. С. 340-346

5. Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь. М.: Астрель, 2002. 781 с.

6. Гребенникова Е. И. Некоторые аспекты образа России: результаты полевого исследования в Ираке // РСМ. 2024. №1 (122). С. 221 - 231.

7. Сизых М. М., Лю Чжэнь образ России в китайской эргонимии // Форум молодых ученых. 2018. №6-3 (22). С. 118 - 120.

8. Барсукова Е.А., Чжан Я. Пословицы и поговорки как средства формирования образа России в современных китайских учебниках РКИ // Genesis: исторические исследования. 2024. № 1. С.111-120. DOI: 10.25136/2409-868X.2024.1.68988 EDN: DHAFKV URL:

https ://e-notabene.ru/hr/article_68988.html

9. Лапина Н. Ю. Образ России во Франции // РСМ. 2007. №4. С. 90-110.

10. Зарипов Р. И. Метафорические образы России во французском политическом дискурсе в контексте войны в Сирии // Политическая лингвистика. 2017. №6. С. 76-85.

11. Шведова Н. В. Образ России в Словакии // Славянский альманах. 2012. №2011. С. 536 - 542.

12. Коник С. В. Образ Израиля и образ России: взгляд извне и изнутри // Мониторинг. 2010. №2 (96). С. 191 - 199.

13. Домбровская А. Ю., Марияна Шундич репрезентация имиджа России в медиа стран бывшей Югославии и сознании сербов, черногорцев и хорватов в период с 2014 по 2023 год // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2024. №1. С. 125 - 139.

14. Барабаш В. В., Барабаш О. Б. Современный образ России // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2008. №4. С. 93 - 97.

15. Таньшина Н. П. Славянофильство и парадоксы восприятия России на Западе // Наука. Общество. Оборона. 2024. №1 (38).С. 1-1.

16. Кораблина Е. П. Образ России в зеркале междисциплинарного исследования. Рецензия на коллективную монографию «Образ России во временной перспективе» // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. №2. С. 182 - 183

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Тема рецензируемой статьи является новой, явно не рассмотренной в кругу критических и научных изысканий. Автор обращает внимание на дешифровку / рецепцию образа России в сознании носителей национального сирийского варианта арабского языка. Подход к разверстке вопроса методологически оправдан, причем версия синкретизма, что хорошо, не исключается. Материал органично сложен, основная концепция т.н.

аргументации выверена, считаю, что и цель по большому счету достигнута. Текст статьи дробится на смысловые блоки, логика между ними выдержана в рамках связности предмета анализа. В начале работы отмечено, что «в последнее десятилетие политические, экономические и культурные отношения между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой укрепляются на постоянной основе. Присутствие России в Сирии расширяется не только в военной сфере, но и в сфере образования. Все большее число сирийских граждан начинает проявлять интерес к изучению русского языка, что обуславливается не только вышеуказанными экстралингвистическими факторами, но и увеличением присутствия русского языка в Сирии...». Полновесно все элементы исследования конкретизированы и уточнены. На мой взгляд, правильный «отсылочный» фон дает возможность автору прийти к нужным выводам. Авторитет базы фактически подтверждается цитацией: «ассоциативное поле представлено, в свою очередь, совокупностью ассоциативно-вербальных сетей. Один из ведущих специалистов в области ассоциативной лингвистики Ю.Н. Караулов писал о последних: «Ассоциативно-вербальная сеть фиксирует лишь ту часть нашего сознания, которая имеет вербальную оболочку, но именно эта часть и составляет большую часть наших знаний о мире» и т.д. Результаты исследования консолидированы, сведение в единый фон дает возможность объективировать парадигмальный вектор восприятия образа России носителями арабского языка. Не лишена статья статистики, в лингвистических изысканиях это важно: «для реконструкции образа России в сознании носителей арабской лингвокультуры, граждан Сирийской Арабской Неспублики, был проведен свободный ассоциативный эксперимент с использованием приложения Google Forms. В эксперименте приняли участие 116 человек, имеющие высшее образование, в возрасте от 18 до 60 лет, из которых 68 мужчин и 48 женщин. Респондентам было предложено написать первые 3 слова или словосочетания на стимул L-^э/Россия'. Всего было получено 319 реакций.» и т.д. Полученные наработки воссоздания ассоциативного поля связанного с образом России многомерны: отчасти это и « a-Jb 'снег' (56);ijj 'холод' (21);^о1> 'университет' (17);JL^ 'красота' (16);Ьдэ 'сила' (15). Анализ данных ассоциатов позволяет реконструировать следующий образ России в сознании носителей сирийского национального варианта арабского языка: Россия - это холодная, но красивая страна, в которой можно получить образование (высшее) и которая обладает сильной позицией в мире. ». Автор вводит схематический, графический, визуальный тип для подтверждения данных. Считаю, что спектральный вариант разверстки образа России в сознании носителей национального сирийского варианта арабского языка показ полноценно. Примеры / фон объемен: «Россия в сознании сирийцев - это страна, обладающая высоким образовательным и культурным потенциалом, что подтверждается наличием в ассоциативном поле таких реакций, как: 'университет' (17); ^з 'искусство' (3); ^sUill

'культура' (3);v^l 'литература' (3); 'музыка' (3); ^JJaJl 'наука' (3). Для многих

носителей сирийской лингвокультуры представляет интерес историческое прошлое России: ^¿Jl 'богатая история' (2); ял+^гЛ ' 'великая империя' (1); ^i+.+sg^Jl ¿LsJ^l 'Советский Союз' (1); >^>..äJl 'царь' (1) ...» и т.д. Работа имеет практический характер, материал можно использовать при изучении ряда дисциплин гуманитарного профиля. Выводы по тексту соотносятся с основной частью, противоречий в данном случае нет. Автор в финале отмечает, что «активное развитие отношений России и Сирии в военно-политической, культурно-образовательной, социальной сферах - оказали значительное влияние на формирование представлений сирийских граждан о России. Так, отмечается преобладание мелиоративных реакций в ответах респондентов, характеризующих Россию как красивую, сильную страну, являющуюся надежным другом и союзником. Несмотря на суровые климатические условия, с которыми ассоциируется Россия, природа и культура России отличаются красотой и разнообразием. В сознании носителей

сирийской лингвокультуры Россия - это страна с богатой историей и широкими возможностями для получения образования, что подтверждает статистические данные о значительном увеличении числа сирийских студентов в Российских вузах». На мой взгляд, базовые требования издания учтены, задачи работы решены, материал имеет оригинальный вид. Статья «Образ России в сознании носителей национального сирийского варианта арабского языка» может быть рекомендована к публикации в журнале «Litera».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.