Научная статья на тему 'Образ России в Испании и российско-испанские отношения на современном этапе'

Образ России в Испании и российско-испанские отношения на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4454
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / ИСПАНИЯ / SPAIN / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY / ЕС / ОБРАЗ / IMAGE / ВИЗА / VISA / УКРАИНСКИЙ КРИЗИС / UKRAINIAN CRISIS / СМИ / MASS MEDIA / EU

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Черкасова Екатерина Геннадиевна

Статья посвящена формированию образа России в Испании на протяжении последних десятилетий. Рассматривается состояние российско-испанских политических и экономических отношений до украинского кризиса и в условиях обострения международной напряженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of Russia in Spain and Russian-Spanish relations at the present time

The article is dedicated to the formation of the image of contemporary Russia in Spain in recent decades. The state of Russian-Spanish political and economic relations is analyzed before Ukrainian crisis and in the conditions of aggravation of international tension.

Текст научной работы на тему «Образ России в Испании и российско-испанские отношения на современном этапе»

Е.Г. Черкасова

Образ России в Испании и российско-испанские отношения на современном этапе

Аннотация. Статья посвящена формированию образа России в Испании на протяжении последних десятилетий. Рассматривается состояние российско-испанских политических и экономических отношений до украинского кризиса и в условиях обострения международной напряженности.

Abstract. The article is dedicated to the formation of the image of contemporary Russia in Spain in recent decades. The state of Russian-Spanish political and economic relations is analyzed before Ukrainian crisis and in the conditions of aggravation of international tension.

Ключевые слова: Россия, Испания, внешняя политика, ЕС, образ, виза, украинский кризис, СМИ.

Keywords: Russia, Spain, foreign policy, EU, image, visa, Ukrainian crisis, mass media.

Каковы российско-испанские отношения на современном этапе? Почему в начале XXI в. в Испании сложился столь неблагоприятный образ России? Насколько этот образ соответствует национальным интересам России и Испании? Как он изменился в условиях украинского кризиса? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, обратимся к историческим факторам.

Представления о России: сквозь призму истории

Еще несколько веков назад в испанском и российском общественном сознании зародилось ощущение общности судеб народов

177

России и Испании, двух стран, расположенных на крайних рубежах - востоке и западе Европы. Испания изгнала мавров, а Россия освободилась от татар. Обе пережили период раздробленности, за которым последовала эпоха централизации. В Арагоне и Новгороде сложились особые системы самоуправления. В обеих странах духовенство пользовалось особым влиянием. Нельзя не согласиться с мнением крупнейшего российского испаниста С.П. Пожарской, которая считает, что в XX в. обострился интерес к истории стран, оказавшихся на стыках цивилизаций. То, что и испанская, и российская цивилизации типологически принадлежат к пограничным, предполагает наличие как сходных черт, так и различий: иные исторические судьбы, иные пути развития государства и общества, иные обычаи и нравы, а для Х1Х-ХХ вв. - иная политическая культура. Средиземноморский компонент был системообразующим пластом в испанском культурном синтезе, в то время как евразийский - в русском (6).

Первые попытки испанцев дать определение русскому национальному характеру относятся еще к XVII в. Возникающие при изучении образа России трудности связаны не только с накопившимися стереотипами и предвзятыми мнениями, но и с многовековыми предубеждениями, устойчивым недоверием народа к Другому, ревнивым отношением к мнению о нем соседей. Возникновению образа, т.е. более или менее устойчивых представлений о России, как считает российский литературовед В.Е. Багно, предшествовал период накопления впечатлений о далекой стране, населяемой христианским народом, для испанцев куда более экзотическим и загадочным, чем пограничный с ними мусульманский мир Северной Африки. Упоминания о долготерпении русского народа и загадочной славянской душе, представление о которой складывалось из романов Достоевского, ужас перед бесчеловечностью большевизма то и дело встречаются в заметках испанцев о России. Особого внимания заслуживают размышления испанцев о «пограничной» судьбе России, тем более что в них сказался «пограничный» опыт самой Испании, ее маргинальное, периферийное по отношению к остальной Европе положение и одновременное соседство с неким «Востоком», Африкой и Америкой. Пограничные культуры особенно восприимчивы к внешним влияниям и в то же время ревниво оберегают свою самобытность. Со-178

поставление «пограничного» опыта разных исторических моделей показывает, что ничего исключительного в истовом западничестве или славянофильстве и столь же истовом испанофильстве не существует, ибо в этих течениях проявляются общие для всех пограничных культур тенденции (1).

О сходстве России и Испании говорят многие исследователи. Приведу мнение российского испаниста С.М. Хенкина: «В исторических судьбах России и Испании есть немало общего. Прежде всего, это страны, расположенные на оконечностях европейского континента. Здесь веками шла борьба между европеистами и изоляционистами - сторонниками своего, самобытного пути развития... Россия и Испания исторически относятся к группе стран позднего периферийного капитализма с многовековой авторитарной традицией, социально-политической поляризацией общества. Обе они прошли через многочисленные перевороты, революции, гражданские войны. Сближает Испанию с Россией и то, что это многонациональные государства, постоянно решавшие сложные вопросы отношений между центром и регионами. Наконец, обе страны в прошлом были империями. И их имперское прошлое дает знать о себе и поныне в их национальной психологии, политической культуре» (8).

Взаимному сближению России и Испании препятствовала географическая удаленность. Однако сам по себе этот фактор не может объяснить отсутствие взаимного интереса: поддерживала ведь Москва достаточно оживленные отношения с Францией. В случае с Испанией география крайне неудачно переплелась с политикой. Находясь на противоположных концах Старого Света, Россия и Испания в ХХ в. придерживались диаметрально противоположных внешнеполитических ориентаций.

В начале века Россия приняла самое активное участие в Первой мировой войне, а Испания осталась верна давней традиции политического нейтралитета. В 1917 г. в России был установлен большевистский режим, а в Испании вскоре - военно-монархическая диктатура Примо де Ривера. Провозглашение республики и приход к власти Народного фронта способствовали кратковременному сближению между СССР и Испанией, а вскоре и прямому вмешательству СССР в ход гражданской войны в Испании. Переориентация сталинского режима на временный союз с Германией,

прекращение военной помощи Испанской республике, а затем ее поражение и установление франкистской диктатуры привели к полному прекращению политических, экономических и даже культурных связей между двумя странами на долгие десятилетия. СССР в союзе с США, Англией и Францией вступил во Вторую мировую войну, а Испания, оставаясь нейтральной, продолжала поддерживать тесные связи с фашистскими режимами Германии и Италии.

По-разному складывались исторические судьбы двух стран в послевоенный период. Франкистский режим вскоре после поражения держав «оси» сделал ставку на союз с США, к тому времени ставшими врагом СССР, а затем на Западную Европу и ЕС. Лишь переход от франкистской диктатуры к демократии привел к восстановлению дипломатических отношений между двумя странами (1977). Однако связи между переживавшим период застоя СССР и начавшей динамично развиваваться Испанией, вступившей в НАТО и ЕС, оставались на низком уровне. Некоторое их оживление произошло в годы перестройки, вызвавшей большой интерес в Испании, разделившей характерное для Запада увлечение политикой и личностью М.С. Горбачева. В свою очередь испанский опыт привлек внимание части советской правящей элиты, так как соответствовал ее представлениям о том, как должны развиваться реформы в СССР.

В 1990-е годы наступивший новый спад в отношениях между двумя странами объяснялся все тем же различием в политико-экономическом положении новой России, переживавшей период острой политической и экономической нестабильности, и Испанией, ставшей частью новой Европы без границ. Свою роль играло и отсутствие спорных вопросов в двусторонних отношениях: ведь как это ни парадоксально, иногда споры сближают, а длительный переговорный процесс позволяет партнерам лучше узнать друг друга.

В апреле 1994 г. состоялась первая в истории российско-испанских отношений встреча в верхах. Она была призвана способствовать развитию двусторонних отношений. В результате встречи был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между двумя странами (предыдущий договор между Москвой и Мадридом был заключен в 1812 г.). Однако, несмотря на заверения президента Б.Н. Ельцина, что «испанская тема будет громко звучать в 180

российской внешней политике», а визит «станет поворотным в истории отношений двух стран», он не изменил российско-испанские отношения. Чтобы это произошло, необходимо было на новый уровень вывести российско-испанские экономические связи. А это в свою очередь зависело от хода экономических реформ в России и готовности испанских предпринимателей инвестировать в российскую экономику. В противном случае политические отношения ограничивались ничем не подкрепленными декларациями.

Образ России, сложившийся в Испании в 1990-е годы, носил противоречивый характер. С одной стороны, большинство исследователей указывали на то, что экономический и политический кризис способствовал снижению влияния России на международной арене. С другой, - подводя итоги правления Ельцина, испанские политологи отмечали, что он выступил одним из инициаторов роспуска СССР, способствовал демократизации страны, инициировал переход к либеральной экономике и заложил основы современной политической системы России. Положительным признавалось проведение регулярных президентских и парламентских выборов. Позитивно испанские аналитики оценивали «уход» России из стран Третьего мира. Кроме этого, был предпринят переход к новой экономической модели, который, правда, сопровождался большими социальными затратами. В стране появились политико-экономические корпорации, находящиеся вне какого-либо общественно-государственного контроля. Приход В. В. Путина к власти и его первые шаги на политической арене расценивались испанскими аналитиками как попытка исправить недостатки ельцинской системы, особенно в сфере экономики и международных отношений.

Анализ политических и экономических процессов от распада СССР до прихода Путина к власти, проведенный в книге Р. Сервисе с характерным названием «Россия: Эксперимент над народом», приводит автора к выводу, что произошедшие в России перемены не явились ни успешными, ни полностью неудачными, они не стали ни продолжением коммунистического или царистского прошлого, ни полным разрывом с ним. Автор заостряет внимание на общем ощущении поражения, в основе которого лежат экономические неудачи и дискредитация правящего класса, ощущении, которое очень быстро последовало за кратким периодом надежд. «Не все изменилось к худшему после 1991 г.», - отмечает во

введении к книге известная журналистка П. Бонет, много лет проработавшая в России (цит. по: 24, с. 5).

Российско-испанские отношения и формирование образа России в начале XXI в.

Приход к власти В.В. Путина оживил надежды на улучшение российско-испанских отношений. В то же время с самого начала испанские политологи, причем как правые, так и левые, заостряли внимание на проблеме соблюдения гражданских прав и политических свобод в России. Историк Р. Кастельянос в статье, озаглавленной «Путин: итоги первого года президентства», писал, что лозунги укрепления власти и установления диктатуры закона позволили Путину достичь впечатляющей стабильности и положили начало строительству режима, который сложно классифицировать как с точки зрения его целей, так и с точки зрения его оснований. Неопределенность является отличительной чертой современного развития России, которая находится на этапе половинчатых реформ (11, с. 3).

Испанский историк Х. де Андрес также полагает, что «нынешняя неопределенность формы, которую в будущем приобретут эти (постсоветские. - Авт.) страны, влияет на их организацию» (цит. по: 11, с. 3). Говоря о российском политическом классе, автор подчеркивает, что в России популярность политиков не имеет ничего общего с их реальной деятельностью, но основана на мен-тальности российского населения, которая сформировалась в условиях централизованной и авторитарной власти, с пренебрежением относящейся к индивиду.

Историк отмечает, что программа Путина включала три ключевых момента: укрепление вертикали власти как средство борьбы с коррупцией, которая впоследствии была заменена преследованием отдельных олигархов; усиление контроля над регионами; повышение престижа России на международной арене. В рамках последнего направления возобновились контакты с бывшими союзниками - Кубой, Северной Кореей, Вьетнамом, Индией; интенсифицировались поиски новых союзов с региональными державами (Китаем, Ираном); возобновилась политика конфронтации с США. Целью этой политики является возвращение населе-

нию веры в свою страну и ее руководителя. Именно в этом смысле рассматривается одобрение советского гимна, сохранение советского флага в армии, постоянное напоминание о победе в Великой Отечественной войне. В заключение делается вывод, что реформы Путина могут иметь крайне негативные последствия, такие как наступление на свободу прессы, усиление авторитарных тенденций, складывание культа личности, что особо опасно для России, которая никогда не жила в условиях полноценной демократии (11).

С приходом Путина к власти, как полагают испанские аналитики, стал заметен антидемократический поворот, который ослабил процесс строительства правового государства. Негативное впечатление на испанское общество произвели: дело корреспондента

A. Бабицкого в связи с его репортажами о событиях в Чечне; ограничение свободы информации во время терактов на Дубровке и в Беслане и в целом политика в области информации, в результате которой в России не осталось независимых федеральных каналов телевидения. Среди претензий, которые испанские аналитики адресуют современной России, фигурируют сохранение внутреннего паспорта и прописки, положение заключенных. Во многих публикациях делается вывод о том, что нельзя жертвовать свободой ради безопасности. Неприемлемо, когда права и свободы ущемляются как следствие террористической угрозы.

В июне 2000 г. состоялся официальный визит президента

B.В. Путина в Испанию. В преддверии визита тон испанских СМИ по отношению к России заметно изменился. Так, влиятельнейшая газета «El País» отмечала, что новый российский президент стал олицетворением того, чего до сих пор так не хватало в отношениях между Россией и Западом, а именно - стабильности. Подчеркивалось, что Путин решил совершить свой первый официальный визит не во Францию, как это традиционно происходило, а в Испанию. Объяснялось это тем, что правительство Х.-М. Аснара, в отличие от французского, «довольно формально» участвовало в протестах Запада в связи с военными действиями в Чечне. Газета сетовала, что, в то время как испанцы опасаются расширять отношения с Россией, этим активно занимаются не боящиеся рисковать немцы и итальянцы. Установки, которыми руководствовался официальный Мадрид, присутствовали в комментариях крупнейших

испанских газет «El Mundo», ABC, «La Vanguardia», «Diario-16», «La Razón».

Комментируя визит, консервативный испанский политолог Х.М. Мендулисе в статье, озаглавленной «Руки Путина», отмечал, что президент России вместо создания демократического правительства создает властную вертикаль, в рамках которой руководители силовых структур надеются вернуть утраченные привилегии. В то же время в правительстве присутствуют либеральные министры, контролирующие экономический блок и готовые либерализовать и приватизировать российскую экономику темпами, которые неприемлемы для общества. Новый президент пришел к власти благодаря образу сильного политика и обещаниям «навести порядок в стране». Его первоочередная задача - укрепление власти. По мнению автора, Европа продолжает заблуждаться, если считает, что интересам ее безопасности отвечает Россия, которая при президентстве Путина колеблется между военной силой, силой демократии и реформами, направленными на восстановление утраченного престижа.

Чрезмерная бюрократизация и сращенная с органами власти организованная преступность не гарантируют безопасность инвестиций в Россию. В условиях растущей эмиграции интеллигенции и квалифицированной рабочей силы, а также катастрофического снижения рождаемости Россия идет к демографическому и социальному оскудению. Социальное недовольство контролируется с помощью силы и путем ограничения свободы прессы и информации. При таком развитии событий поддерживать Путина политически и экономически, не поддерживая демократию и права человека, подчеркивал автор, означает создание угрозы для европейской безопасности и европейских интересов. При этом, несмотря на все негативные тенденции, в статье признавалось, что будущее России - это будущее Европы (18).

Испания отказалась выдать объявленного в международный розыск В. Гусинского России и признала, что российский олигарх преследуется по политическим мотивам. В то же время Испания довольно равнодушно отнеслась к «делу М. Ходорковского», приговор которому не вызвал значимого общественного резонанса. По этому вопросу газеты ограничились публикацией сообщений своих корреспондентов из Москвы, которые помещались, как правило, 184

в разделе экономики. По мнению ряда испанских политологов, «дело Ходорковского» не повлияло на имидж России как демократического государства, хотя бы потому, что Россия испанцами не воспринималась как демократическая страна. В Испании больше были обеспокоены действиями «русской мафии», чем судьбой русской демократии. Причем под «русской мафией» здесь нередко понимались многочисленные преступные группировки из стран СНГ.

Безразличное отношение испанцев к приговору Ходорковского объяснялось и внутренними заботами Испании. В это время разразился громкий скандал с отмыванием денег международной мафии в курортном городе Марбелья. Испанская прокуратура неоднократно заявляла, что ЮКОС причастен к этому скандалу. Постоянная вовлеченность Испании в дела, связанные с российскими олигархами, вызывает озабоченность в испанском обществе. И порой раздаются голоса о необходимости разобраться с россиянами -владельцами дворцов, яхт и лимузинов, осевшими на испанском побережье. Их демонстративная роскошь вызывает у испанцев глубокое раздражение.

В статье, опубликованной в «Вашингтон пост» под названием «Теневая империя России», министр иностранных дел периода правления Народной партии А. Паласио писала, что «Россия экспортирует в Европу нестабильность, преступность и незащищенность. Это угрожает региональными военными конфликтами, в которые могут быть вовлечены Соединенные Штаты и другие державы» (21). Так складывается образ России в Испании, во многом схожий с образом СССР, который существовал во времена Франко.

Во время событий, связанных с захватом мюзикла «Норд-Ост», школы в Беслане, а ранее - взрыва в Каспийске, испанская пресса в основном не информировала читателей о происходящем, но высказывала свои суждения. Во всех случаях репортажи испанских журналистов были весьма поверхностными, а их комментарии носили ярко выраженный антипутинский характер.

Образ России, создаваемый испанскими СМИ после прихода к власти в 2004 г. Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП), несколько изменился. В ходе визита председателя правительства Х.Л. Родригеса Сапатеро в Москву в декабре 2004 г. одним из главных вопросов стало сотрудничество в борьбе против терроризма. Испания выразила благодарность за солидарность россий-

ского народа и руководства страны после терактов в Мадриде в марте 2004 г.

Сапатеро и Путин выразили совместное убеждение в том, что терроризм невозможно победить без совместных согласованных усилий мирового сообщества. Испания, как никакая другая страна Европы, прекрасно понимает, что такое проблема терроризма, и в этом вопросе России легко общаться с испанскими коллегами. Основная угроза национальной безопасности для обеих стран исходит с мусульманского юга. Для Испании - это Марокко, государство, претендующее на два испанских анклава - Сеуту и Мелилью; для России - это фундаменталистские организации в Центральной Азии и на Кавказе.

В феврале 2006 г. состоялся государственный визит В.В. Путина в Испанию. Целью визита было укрепление отношений между странами, которые в тот момент демонстрировали наивысшие показатели экономического роста в Европе. По мнению испанской прессы, визит следовало рассматривать в русле действий, которые Кремль предпринял с целью занять более прочные позиции на международной арене. Испанские журналисты писали: столкнувшись с неприятием России среди бывших союзников в Восточной Европе, Путин ищет в Испании надежного союзника, с которым можно вести диалог. Россия извлекает для себя все большие выгоды от эксплуатации огромных энергетических запасов и пытается противостоять наступлению США на постсоветском пространстве, которое рассматривается Москвой как собственная «сфера жизненных интересов». Также отмечалось, что новая внешняя политика Кремля ставит своей целью перевести отношения с бывшими союзниками из политической в экономическую плоскость. А новые цены на газ - это плата, которую должны заплатить постсоветские республики за достижение окончательной независимости от Москвы (14; 19).

На пресс-конференции по итогам визита В.В. Путин отметил, что Испания и Россия имели схожий путь развития, пережили братоубийственную гражданскую войну. Обе страны длительное время жили в условиях тоталитаризма. Это не могло не сказаться на восприятии и самих себя, и окружающего мира. Испания в свое время была великой европейской державой, что породило определенную «имперскую широту», т.е. восприятие себя как части большого мира, чувство, присущее и гражданам России. 186

В 2007-2008 гг. испанские политические круги и средства массовой информации, хотя и критиковали ход избирательных кампаний в РФ, в целом приветствовали конституционную смену власти и избрание президентом России молодого и хорошо образованного Д.А. Медведева, не связанного в прошлом со спецслужбами.

Немалое влияние на образ России в Испании оказали события на Кавказе (август 2008 г.). В целом правительственные круги считали, что южноосетинский конфликт является национальным, а вина за его развязывание лежит на президенте М. Саакашвили. При этом, как и остальные страны ЕС, Испания считала, что ответные действия Москвы носили «асимметричный характер». Испания солидаризовалась с теми странами старой Европы, которые призывали не обострять отношения с Россией и проявлять осмотрительность. Следует отметить, что отношение Испании к событиям на Кавказе не было формальным. По внутриполитическим причинам страна чрезвычайно остро реагирует на то, что касается территориальной целостности государства. Так, в феврале 2008 г. Испания наряду с РФ выступила против признания независимости Косова как несоответствующего международному праву. При этом официальный Мадрид не скрывал, что косовский прецедент может стать стимулом для политической мобилизации басков и каталонцев. Те же соображения определили в то же время отказ Испании признать Южную Осетию и Абхазию.

В августе 2008 г. взвешенная позиция испанского правительства контрастировала с потоком антироссийской информации в газетах и на телевидении. Хотя средства массовой информации и старались освещать точку зрения обеих сторон, было очевидно, что пострадавшей стороной признается Грузия, а Россия рассматривается как сторонница сепаратистов. Отмечалось, что истинным мотивом ее поведения на Кавказе было предотвращение вступления Грузии в НАТО (25).

Известный испанский журналист и литературный критик Валенти Пуиг признавал, что начало боевых действий было «фатальной ошибкой» Саакашвили, который решил, что может рассчитывать на защиту со стороны НАТО. В результате грузинский лидер оказался перед реалиями многополярного мира, в котором Россия идет по пути бывшего Советского Союза. «Россия Путина -

это, конечно, не Советский Союз эпохи Брежнева, но, располагая нефтью, в стремлении восстановить сферы влияния по периметру своих границ русский медведь громко топает. Самое меньшее, что можно сказать о Путине, - это то, что он очень опасный сосед и что дипломатическая гибкость не является его основным достоинством. Но именно поэтому за него голосуют русские, которые столь мучительно переживают головокружительный распад Советского Союза» (22).

Испанский политолог Рафаэль Бардахи называл современную Россию «путинократией», в которой «главный руководитель» Владимир Путин подавляет свободу слова, устраняет диссидентов как внутри страны, так и за рубежом, шантажирует соседей поставками газа, позволяет себе вторгнуться в страну, уничтожая ее инфраструктуру и требуя смены демократически избранного президента. Современные руководители России создали политико-экономическую систему в соответствии со своими прихотями и интересами. Возможно, что, разбогатев на поставках нефти, российские лидеры решили, что настало время потребовать того, чего они всегда желали, - статуса сверхдержавы. Но с газом и нефтью или без них Россия не является сверхдержавой и не станет таковой в ближайшем будущем. У нее для этого недостает ни оружия, ни средств, ни населения (9).

За последние два десятилетия в структуре испанского общества произошли большие изменения. Количество иностранных граждан, живущих и работающих в Испании, значительно возросло. Удельный вес русских резидентов, выходцев из стран бывшего СССР, которые считают русский язык своим родным, достаточно высок. В Испании выходят русские газеты, появились русские магазины, русское телевидение. Русские, проживающие в Испании, объединяются, создают культурные ассоциации соотечественников. Налаживая связи друг с другом и одновременно интегрируясь в испанское общество, они могли бы стать проводниками русской культуры в Испании. Однако этого не происходит. Присутствие русских в испанском обществе не отразилось на восприятии России в этой стране.

Складывается впечатление, что в Испании слишком мало информации о современной России, а представления о ней испанцев искажены стереотипами. Некоторые корреспонденты, аккре-188

дитованные в Москве, действуют по правилу «о России либо плохо, либо ничего». Так, например, уже упоминавшийся Бардахи писал: «В какой-то момент после исчезновения Советского Союза мир поверил в то, что Россия может стать такой же страной, как и любая другая, дружественной, мирной и без территориальных притязаний. Но Россия не может перестать быть тем, чем она была всегда, -огромной страной, которая, несмотря на все свои уязвимые места, стремится играть роль мировой державы. Россия сегодня - это настоящая катастрофа со средней продолжительностью жизни, которая не достигает и 60 лет для мужчин; с экономикой, которая на плаву, только если баррель нефти стоит больше 65 долл., и вооруженными силами, которые годятся лишь для того, чтобы вторгнуться в маленькую Грузию. При этом Кремль располагает мощным оружием: энергетической зависимостью европейцев от его газа и нефти. Он не может контролировать цены на энергоносители, но может открывать или закрывать кран» (10).

Такие газеты, как «El Mundo», «El País», ABC, обычно занимают антироссийскую позицию. Более объективно освещают события в России государственные средства массовой информации -агентство EFE и Radio Nacional de España. Если говорить об образе России, тиражируемом частными СМИ, то можно сказать, что вести из России, как правило, носят катастрофический характер. Корреспонденты испанских СМИ, работающие в Москве, в основном пишут о взрывах бомб, войне, экономических неурядицах, организованной преступности и т.д.

Немаловажно, что испано-российское экономическое сотрудничество развивается недостаточно высокими темпами. В 2000-е годы торговый оборот между двумя странами едва достигал 6 млрд евро, причем торговое сальдо Испании было отрицательным, так как 75% всего оборота приходилось на закупку нефти и нефтепродуктов. Испанские предприниматели, рассуждая о проблемах российского рынка, обычно указывают на отсутствие юридической безопасности для инвестиций и бюрократические ограничения. Слабость экономических связей объясняется также тем, что основу испанской экономики составляют средние и малые предприятия, которым нелегко выйти на международный рынок. Но и крупные испанские компании, работающие в РФ, немногочисленны: «Реп-соль», «Кампофрио», «Чупа-Чупс», «Галина Бланка».

Все же Испания входит в двадцатку крупнейших внешнеторговых партнеров России, причем в последние годы торговый оборот устойчиво рос, хотя этот рост не соответствует потенциальным возможностям двух стран. Львиную долю в торговле, как и прежде, составляют поставки российских энергоносителей. Такое положение не удовлетворяет ни одну из сторон: для Испании это означает большой дефицит в торговле с Россией, а Россию беспокоит сырьевая направленность ее экспорта.

Визовая проблема

Среди стран Евросоюза, заинтересованных в упрощении визового режима с РФ, Испания занимает одно из первых мест. Генеральное консульство Испании в Москве уже сделало конкретные шаги в этом направлении: с 1 апреля 2009 г. всем гражданам РФ, подающим документы на туристическую визу, выдается многократная виза на полгода. Иначе говоря, обладатель такой визы получает право провести в самой Испании, а также в других странах Шенгенской зоны в сумме до 90 дней, въезжая и выезжая из нее любое количество раз в течение полугода. Такое решение было принято властями Испании не в последнюю очередь ввиду экономического кризиса, который привел к уменьшению количества иностранных туристов. Смягчение визового режима не означает упрощения требований к гражданам РФ при получении визы, и количество отказов в получении визы в Испанию не уменьшилось.

В декабре 2010 г. Испания высказалась за полную отмену визового режима между Россией и Евросоюзом (3). При этом не исключалась возможность выдачи многократной визы на один - два и даже пять лет россиянам, которые ранее уже имели одну или несколько шенгенских виз и не нарушали правил пребывания в странах Шенгенской зоны. На два года стала выдаваться многократная виза гражданам России - собственникам недвижимости в Испании. Одновременно были несколько упрощены правила оформления виз. Например, для получения визы по приглашению теперь нет необходимости в удостоверении приглашения нотариусом Испании, а также в документах из испанских муниципалитетов, подтверждающих место проживания приглашающего лица.

Представители Испании ожидают от российской стороны встречных шагов, однако, во-первых, российские консульства не выдают многократных туристических виз. Во-вторых, испанцы, приезжающие в Россию, сталкиваются с такой проблемой, как свобода передвижения. В Испании для российских туристов не существует закрытых для посещения зон, тогда как в России для иностранцев до сих пор остаются недоступными многие места, так называемые пограничные зоны и пр. К тому же, если испанец декларировал, что едет в Москву, то для посещения другого региона ему требуются дополнительное разрешение и новая регистрация по прибытии.

Украинский кризис

Украинский кризис внес существенные коррективы в развитие испано-российских отношений. Полное неприятие Испанией результатов референдума, проведенного в Крыму, и его последующего включения в состав России было вполне предсказуемым и объяснялось не только солидарностью с другими странами ЕС, но и внутриполитическими причинами. Министр иностранных дел Испании Х.М. Гарсия-Маргальо заявил, что налицо «абсолютная параллель» между референдумом в Крыму и предполагаемым референдумом о независимости Каталонии. Политик настаивал на необходимости ясной позиции ЕС о незаконности референдума. В Брюсселе он заявил: «Референдум, который нарушает Конституцию Украины, является незаконным, и его результат не может быть признан международным сообществом». При этом министр иностранных дел Испании отметил, что положения украинской Конституции аналогичны тем, которые содержатся в Конституции Испании (цит. по: 15).

По настоянию Испании в резолюцию Совета ЕС, посвященную референдуму, было включено положение о «нарушении внутреннего украинского законодательства». При этом Гарсия-Маргальо особо подчеркнул, что территория Украины «неделима», а крымские власти имеют право проводить референдум лишь по местным вопросам, но «ни в коем случае не по проблемам, связанным с территориальной организацией государства». В любом слу-

чае итоги референдума будут недействительными, «не имеющими никакой юридической силы», заключил политик (цит. по: 13).

Испанский обозреватель Э. Хулиана писал, что референдум о принадлежности Крыма проходил «в условиях российской оккупации» и означал возвращение к временам холодной войны. Автор отмечал, что с 1991 г. Испания и Россия поддерживали хорошие отношения. Особенно близкими являлись позиции обеих стран по проблеме Косова, поскольку независимость Косова воспринималась ими как «нежелательный прецедент». Но ситуация изменилась. Референдум по Крыму ставит Испанию в ряды противников России. Неприятие референдума со стороны западных стран чрезвычайно важно для Мадрида, который таким образом получает еще один аргумент для противодействия проведению референдума в Каталонии, назначенного на ноябрь. Ведь если США не признают референдум по Крыму, они не смогут признать и референдум по Каталонии, который будет проводиться без согласия Мадрида (16).

В то же время позиция Испания по украинскому вопросу имеет свою специфику. Не случайно именно Мадрид посетил в марте 2014 г. министр иностранных дел России Лавров. В ходе визита председатель правительства Испании М. Рахой высказался за сохранение территориальной целостности Украины и использование диалога для мирного разрешения конфликта. Особый упор был сделан на сохранении стабильности, поиске политического решения и снижении напряженности. Встреча с Рахоем явилась единственной встречей с главой правительства, которая состоялась у Лаврова в ходе его турне по нескольким европейским странам. Это подтверждает, что официальные отношения между Россией и Испанией остаются хорошими и между двумя странами сохраняется взаимное доверие (23). Именно Рахой довел до своих европейских партнеров позицию России, озвученную в ходе визита Лаврова в Мадрид. На сессии Совета ЕС он заявил, что Испания отвергает любой референдум, но одновременно выступает «за логику сотрудничества», против усиления напряженности в отношениях между ЕС и Россией (12).

Там же министр иностранных дел Гарсия-Маргальо выразил убеждение в том, что Евросоюзу и России необходимо объединить усилия, чтобы помочь Украине, а не «бороться за нее». По его сло-192

вам, все выиграют в том случае, если в стране удастся сохранить мир и стабильность. «И России, и ЕС нужна стабильная, мирная и развитая Украина», - отмечал министр. При этом Гарсия-Маргальо подчеркнул, что украинцы должны сами решать свою судьбу без внешнего давления, а для международного сообщества сейчас гораздо важнее помочь Украине решить экономические проблемы (5).

В этом же русле делаются и заявления посла Испании в РФ Х.И. Карбахаля. Он говорит, что понимает предложения России по федерализации Украины. По его мнению, позиция российской стороны по Украине схожа с положениями испанской Конституции, которая «установила государственные принципы почти федеративного характера, предоставив автономный статус каждому из 17 автономных регионов страны». При этом отмечалось, что испанская Конституция была принята «при наличии широчайшего консенсуса в стране». Помимо этого Карбахаль подчеркнул, что хорошо понимает «чувствительность» в России такой «тонкой материи», как проблема языка, отметив, что «испанская Конституция 1978 г. предполагает, что все испанцы имеют право и обязаны знать испанский язык, но при этом признается, что в каждом автономном сообществе имеется язык, который также является вторым официальным» (7).

Испания с самого начала выступила против применения санкций в отношении России. Так, глава испанского МИД Гарсия-Маргальо по завершении в Брюсселе внеочередной встречи Совета ЕС заявил, что считает неоправданным введение санкций против Кремля. Свою позицию он объяснил заботой об экономическом благополучии Украины, заявив: «Введение немедленных санкций в отношении России было бы сегодня неоправданно, так как трудно представить, что может произойти с экономикой Украины, если Россия прекратит с ней торгово-экономическое сотрудничество или, например, повысит цену на газ». При этом министр напомнил, что поставки российского газа имеют большое значение и для ЕС (2). Такая позиция во многом объяснялась нежеланием Испании терпеть убытки от введения санкций в условиях только что начавшегося выхода из экономического кризиса. При всех политических издержках Испания не может позволить себе резкого ухудшения экономических отношений: ведь страна закупает в России около

10% нефти, поток туристов достигает миллиона человек в год, а торговый оборот составил в 2013 г. 12 млрд евро (17).

Вовлеченность Испании в украинский кризис остается весьма слабой, что связано с традиционно невысоким интересом страны к событиям в Восточной Европе и на постсоветском пространстве. Однако этот интерес несколько вырос за последнее время, что не в последнюю очередь связано с увеличением количества иммигрантов из Украины, которые, согласно результатам исследования Барселонского центра международных связей, воспринимаются достаточно позитивно и населением, и органами власти, которым импонируют такие качества приехавших, как трудолюбие, ответственность, надежность, доброта, искренность и образованность. Украинские дети отличаются усердием и отличной учебой, а их родители быстро находят язык с местным населением.

По итогам 2011 г. в Испанию из Украины легально прибыли более 80 тыс. человек, а с учетом лиц без официального разрешения на проживание в стране эта цифра достигает порядка 200 тыс. Почти 70% украинцев, переехавших в Испанию, надеялись найти работу и заняты в основном в сфере услуг (4).

Взвешенная позиция Испании в отношении украинского кризиса послужила основанием для подписания соглашения с Россией о международном усыновлении (июль 2014 г.). Подписание этого соглашения затягивалось российской стороной под надуманными, как считают в Испании, предлогами. Между тем в Испании эта тема вызывает огромный общественный интерес. В настоящее время Испания вышла на второе (после Италии) место по количеству усыновляемых российских детей-сирот, и фактическая приостановка этого процесса в конце 2013 - начале 2014 г. вызвала шквал негативных эмоций в испанских СМИ.

Испанское правительство выразило глубокую озабоченность сообщениями СМИ о введении российских войск на украинскую территорию. Эти действия, по мнению Испании, ведут к разрушению основ международного порядка и к дальнейшей дестабилизации в регионе (20).

Таким образом, позиция Испании в отношении украинского кризиса представляется весьма неоднозначной: с одной стороны, она не признает проведение референдумов как в Крыму, так и на востоке страны, но в то же время постоянно выступает за прекра-194

щение насилия, за децентрализацию и уважение прав меньшинств. Украинский кризис, хотя и не слишком осложнил двусторонние испано-российские отношения, закрепил негативный образ России в средствах массовой информации и, безусловно, усилил позиции политиков, аналитиков и журналистов, которые считают, что современная Россия возвращается к тому великодержавному курсу, который в прошлом проводил Советский Союз.

Подводя итоги, отметим следующее. Исторические и геополитические факторы на протяжении веков препятствовали сближению между Россией и Испанией. Диаметрально противоположные внешнеполитические ориентации и союзы привели к тому, что, несмотря на определенную схожесть исторических судеб обеих стран, находящихся на европейской периферии и относящихся к «пограничным культурам», российско-испанские отношения вплоть до начала XXI в. оставались на весьма низком уровне. Их интенсификация и диверсификация относятся к периоду президентства В.В. Путина. В то же время сложившиеся стереотипы оказывают инерционное воздействие на формирование образа России в средствах массовой информации. Этот образ носит преимущественно негативный характер, зачастую сближаясь с образом СССР. В целом наблюдается слабое внимание и отсутствие собственных комментариев испанских аналитиков и журналистов к событиям в России и на постсоветском пространстве. Нередко они ограничиваются цитированием американских и европейских экспертов. Это в полной мере относится и к освещению парламентских и президентских выборов 2011-2012 гг., событиям на Болотной площади, процессу над «Pussy Riot» и др.

У испанских предпринимателей наибольшую озабоченность вызывает коррупция и правовая неопределенность в России. В целом испанцы считают Россию страной с большим потенциалом, чье развитие тормозится ее государственным и политическим устройством. Определяя контуры своей российской политики, официальный Мадрид, с одной стороны, не желает конфликтовать с ЕС, США или собственными гражданами, негативно воспринимающими политику Кремля, а с другой - понимает важность сохранения политических и общественных контактов для будущего.

Список литературы

1. Багно В.Е. Из испанцев в русские // Вестник Европы. - 2001. - № 3. -Режим доступа: http://magazines.russ.ru/vestnik/2001/3/bag.html

2. Внутри Евросоюза нашлись противники введения санкций в отношении России из-за ситуации в Крыму. Против такого шага выступила Испания / / НТВ. - 2014. - 3 марта. - Режим доступа: http: //www. ntv.ru/novosti/851356#sel=#ixzz3BoJu2NYI

3. Генеральное консульство Испании в Москве. Визы в Испанию. Отмена виз в Испанию: Миф или реальность. - 01.01.2010. - Режим доступа: http://abcspain.ru/news/otmena-viz-v-ispaniu/

4. Иммиграция в Испанию жителей Украины находит наибольший отклик в сердцах местных жителей. - 27.07.2012. - Режим доступа: http: / / abcspain.ru/news/immigratsiya-v-ispaniyu-zhiteley-ukrainy-nakhodit-naibolshiy-otklik-v-serdtsakh-mestnykh-zhiteley-/#comments#comments

5. МИД Испании прояснил свою позицию по Украине // Noticia.ru. -2014. - 2 marzo. - Режим доступа: http://noticia.ru/allnews/evropa/mid-ispanii-proyasnil-svoyu-pozicziyu-po-ukraine-8323.html

6. Пожарская С.П. Образы России и Испании глазами испанских и российских послов // Россия и Европа: Дипломатия и культура. - М.: Наука, 2004. - Вып. 3. - С. 75-84.

7. Посол Испании в РФ заявил о понимании позиции России по Украине // Полит. ру. - 2014. - 16 апреля. - Режим доступа: http://polit.ru/ news /2014/04/16/example/

8. Хенкин С.М. Испанский вариант модернизации и Россия // Вся Евро-па.ру. - 2010. - № 11(49). - Режим доступа: http://www.alleuropa.ru/is panskiy-variant-modernizatsii-i-rossiya

9. Bardají R.L. Moscú quiere OTAM, con «M» // ABC. - 2008. - 10 octubre. -Mode of access: http://hemeroteca.abc.es/nav/Navigate.exe/hemeroteca/ madrid/abc/2008/10/10/033.html

10. Bardají R.L. Rusia: El chantaje que vino de frío // ABC. - 2009. - 1 septiembre. - Mode of access: http://www.abc.es/20090109/opinion-firmas/rusia-chantaje-vino-frio-20090109.html http://www.abc.es/20090109/opinion-firmas/rusia-chantaje-vino-frio-20090109.html

11. Castellanos R. Putin: Balance de un año de presidencia // UCM. - 2001. -N 2. - 8 p. - (Papeles del Este). - Mode of access: http: / /pendientede migracion.ucm.es/BUCM/cee/papeles/02/18.pdf

12. España concreta su tesis oficial sobre Crimea: «El referéndum es nulo y ilegal» // ABC.es. - 2014. - 12 marzo. - Mode of access: http://www.abc.es/ espana/20140312/abci-espana-concreta-tesis-oficial-201403112015.html

13. España logra que la UE deje claro que Crimea no puede organizar referéndum sobre su secesión // Europa press. - 2014. - 3 marzo. - Mode of access: http: / / www.europapress.es/ nacional/noticia-españa-logra-UE-deje-claro-crimea-no-puede-organizar-referéndum-secesión-20140303194458.html

14. Fernández R. La energía, arma politica de Putin // El país. - 2006. - 4 enero. -Mode of access: http://elpais.com/diario/2006/01/04/internacional/ 1136329208_850215.html

15. Gallego J.G. Margallo dice que el paralelismo entre Cataluña y Crimea «es absoluto» // El mundo. - 2014. - 17 marzo. - Mode of access: http: / / www. elmundo. es /espana/2014/03/17/5326e3aee2704ec96e8b4572.html

16. Juliana E. Crimea, Rusia y España // La vanguardia. - 2014. - 17 marzo. -Mode of access: http://www.lavanguardia.com/politica/20140316/ 54403121179/crimea-rusia-espana-enric-jusiana.html

17. Laviña J.M. Nuestras relaciones comerciales con Rusia alcanzaron más de 12.000 millones de euros el pasado año. - 2014. - 24 enero. - Mode of access: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/SalaDePrensa/ElMinisterioInfor ma/Paginas/Noticias/20140122_MINISTERI07.aspx

18. Mendulice J.M. Las manos de Putin. - Mode of access: http://www. inisoc.org/putin.htm

19. Moré I. Rusia abre la caja de Pandora del gas. - Mode of access: http: / / www.realinstitutoelcano.org/ analisis/887/887_More.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Official statement 243. Ukraine / Ministerio de asuntos exteriores y de cooperación. - 28.08.2014. - Mode of access: http://www.exteriores.gob.es/Por tal/en/SalaDePrensa/OfficialStatements / Paginas/2014_C0MUNICAD0S/ 20140827_C0MU243. aspx

21. Palacio A., Twining D. Russia's Shadow Empire / / The Washington Post. -Wash., 2006. - 11 March. - P.A19.

22. Puig V. Lo que diga Putin // ABC. - 2008. - 12 agosto. - Mode of access: http://www.abc.es/hemeroteca/historico-12-08-2008/abc/0pinion/lo-que-diga-putin_803749693607.html#

23. Rajoy pide al ministro de Esteriores ruso defender la integridad de Ucrania // Voz pópuli. - 2014. - 4 febrero. - Mode of access: http://vozpopuli.com/ actualidad/39867-rajoy-pide-al-ministro-de-esteriores-ruso-defender-la-inte gridad-de-ucrania

24. Service R. Rusia, experimento con un pueblo: De 1991 a la actualidad. - Madrid: Siglo XXI, 2005. - 466 p.

25. Villena L. Rusia acusa a la 0TAN de dar apoyo «moral» a la «ofensiva de Tbilisi» // ABC. - 2008. - 9 agosto. - Mode of access: http://hemeroteca. abc. es/nav /Navigate. exe/hemeroteca/madrid /abc/2008/08/09/026. html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.