Научная статья на тему 'Образ родины: общечеловеческая ценность versus политическая ценность'

Образ родины: общечеловеческая ценность versus политическая ценность Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2407
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гребенюк Татьяна Николаевна

Образ родины представляет собой ключевой инструмент легитимации государства, поэтому оно, используя механизмы воспитания и пропаганды, стремится монополизировать ценность образа родины, посягая на общечеловеческую его сущность. Родина вошла в новую постсоветскую эпоху на правах центральной идеологемы и продолжает удерживать ведущие позиции в ценностной системе россиян и в политическом дискурсе современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of a native land: a human value versus a political value

The image of a native land is the key tool of state legitimation. That is why, the state uses the mechanisms of education and propaganda and tries to monopolize the value of the image of a native land by infringing its human essence. The concept of a native land entered the post-soviet epoch and, remaining the central ideological concept, keeps on retaining its leading role in the system of spiritual values of Russians and in the political discourse of contemporary Russia.

Текст научной работы на тему «Образ родины: общечеловеческая ценность versus политическая ценность»

______________ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА_______________________

№ 301 Август 2007

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 32-027.21

Т.Н. Гребенюк

ОБРАЗ РОДИНЫ: ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ VERSUS ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

Образ родины представляет собой ключевой инструмент легитимации государства, поэтому оно, используя механизмы воспитания и пропаганды, стремится монополизировать ценность образа родины, посягая на общечеловеческую его сущность. Родина вошла в новую постсоветскую эпоху на правах центральной идеологемы и продолжает удерживать ведущие позиции в ценностной системе россиян и в политическом дискурсе современной России.

Система ценностей человека служит «фундаментом» его отношения к миру [1. С. 40]. И одной из основных составляющих этого «фундамента» является родина. Значимость образа родины для социума проявляется в его неразрывной связи с образами тех объектов, которые принадлежат к базовым общечеловеческим ценностям: рождение, семья, мама, родной язык, дом, земля, страна, народ. За время своего существования понятие «родина» обросло огромным количеством смыслов, которые мы можем найти как в народном фольклоре (пословицах и поговорках, стихах и песнях), так и в политических текстах (где, прежде всего, речь идет о любви к Родине, о патриотизме). Кроме того, стали почти самостоятельными такие ценностные словосочетания, как «малая родина», «историческая родина» и «вторая родина» [2. С. 6269]. Но значимым является тот факт, что образ родины одновременно обладает и общечеловеческой ценностью (свойственной любому человеку), и политической ценностью, монополия на которую неизменно объявляется государством [3. С. 71-88].

В чем заключается общечеловеческая ценность образа Родины? У человека с родиной духовная связь. Чувство родины формируется с рождения. Национальные традиции, обычаи, культура, родной язык - все это влияет на внутренний мир человека, формирует его мироощущение, понимание ценности родины. Образ родины конкретен и осязаем. Он неотделим от памяти о родительском доме, о родной земле (местности), на которой человек вырос. Родина - это мир ощущений и чувств человека, мир его детства и взрослой ностальгии. Любовь к родине лежит вне государств и наций, поскольку изначально - это естественное, инфернальное, генетическое чувство. Это «интимная любовь человека к месту своего рождения и обитания, к людям, среди которых он живет, к языку, на котором говорит, к поэзии и прозе, написанной на этом языке» [4]. Такая родина, по нашему мнению, пишется с маленькой буквы, как пишется родное слово «мама». Людям свойственно любить родину, относиться к ней как к родной матери. В основании такой любви лежит древний и могучий архетип родины-матери [5. С. 16], мифологический образ «мать-сыра земля» [6. С. 58].

По мнению русского философа И.А. Ильина, «первая, живая ячейка родины есть семья» [7]. Ценность родины осознается человеком не сразу, со временем, а вот семья входит в систему ценностей ребенка почти с

рождения. Родина познается через семью: сначала родина для маленького человека - это родители, родные и близкие люди и «их пределы - это родной дом, родные стены, родное село, родная улица, родные места и т.д.» [8. С. 32]. Позже родиной мы называем родную деревню, родной город, родной край - все это «малая родина». Постепенно понятийные границы «малой родины» расширяются и охватывают все то, что называется «большой родиной», родиной страны и ее народа, веры, культуры, языка, быта, природы и т.д. Таким образом, Родиной с большой буквы мы считаем территорию целого государства. Другими словами, Родина для человека вне политического контекста может быть определена как любовь к тем местам и людям, которые близки человеку с рождения, с чем он держит духовную связь.

Когда же образ Родины переносится в политический контекст, он изменяет смысловую нагрузку и неминуемо привязывается к образу власти и государства. В политическом дискурсе становится возможна подмена понятий - родина и государство становятся синонимами. В поле политических понятий термин «родина» приобретает значения национального, этнического характера: здесь ее чаще называют Отечеством, или Отчизной. Русский философ Г.П. Федотов отмечает, что термин «родина» связан с так называемым «материнским сознанием», которое апеллирует к языку, песне, сказке, народности и неопределимой, но могущественной жизни бессознательного. А термин «Отечество» - как один из возможных синонимов «родины» - связан с «отцовским сознанием», относящимся к долгу и праву, к социальногосударственной, сознательной жизни [9. С. 324]. Чувства к Отечеству возникают под влиянием или давлением государственной идеологии и обязывают при необходимости быть готовым Родину защитить и умереть за нее.

Рассуждая в вышеизложенном ключе, Ирина Сандо-мирская делает довольно смелый вывод о том, что Родина «начинается» не с нашего личного опыта и не с непосредственного эмоционального переживания «родного», а с общественной идеологии, «сконструированной без нашего личного участия и предстающей перед нами в качестве неоспоримой данности репрезентации», что придает ей статус авторитетного образца: «язык официальной доктрины все теснее сплетается с личными воспоминаниями, образуя нераздельное общее и целое символического пейзажа Родины» [10. С. 3].

Такая любовь к Родине вызывает «неприязнь к другим землям, к чужим людям, живущим там и говорящим на иных языках, к чужим культурным ценностям», -считает Я.А. Слинин [4]. В ценностном отношении профессор называет это чувство региональной ценностью. В ее основе лежит первичное, естественное и интимное чувство родины, которое используется государством (регионом) в целях защиты и безопасности своей территории от внешнего вторжения (как военного, так и информационного, идеологического).

Эксплуатируя чувство привязанности человека к родине, государство оперирует термином «патриотизм», который в нужный момент способен приобрести соответствующее звучание. Сегодня (впрочем, как всегда) этот термин определяется как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [11. С. 2]. И здесь мы можем заметить явное изменение смысла - патриотизм как государственная идеологическая концепция превращает любовь к Родине в любовь к государству. «Непатриотами» в любой момент с подачи государства могут быть объявлены как злостные налого-неплательщики, так и бюрократы. Таким образом, патриотизм как идеологический конструкт способен включить в себя ряд терминов, довольно далеких от таких категорий, как Родина, близкие люди и родная земля.

В термине «патриотизм» происходит подмена чувств к категориям «Родина» и «государство». Здесь общечеловеческое и политическое смешиваются до однородной массы, превращаясь в неразделимую ткань в повседневности. В риторике патриотизма - гражданственность и нравственность, мужество и героизм, чувство ответственности за судьбу и независимость Родины и долг перед ней. В контексте патриотизма Родиной гордятся, Родину любят, прославляют, защищают, борются и сражаются за ее свободу, за нее умирают, а еще Родине нужно быть верным, нельзя покидать ее, забывать, предавать и изменять ей. Специальные патриотические символы - памятники былой славы, вечный огонь, Родина-мать, гербы, гимны, знамена и патриотические праздники - День защитников Отечества, День Победы, День России - превращаются в механизм воспитания патриотизма. Государство часто использует «материнское» понимание термина «Родина» и пытается на этой ценной для человека почве культивировать такие качества, как самопожертвование, отпор врагу и пр. «Государственная машина», используя механизмы воспитания и пропаганды, оборачиваясь для человека Родиной, неминуемо подчиняет себе все сферы жизни, включая личную. Такое государство способно воздействовать на свободу человека при принятии решения (от выбора места жительства до самопожертвования во время войны). В прошлом веке патриотизм зачастую являлся особым, изощренным инструментом идеологического обоснования и обслуживания тоталитарных режимов во многих странах.

Образ Родины как одна из форм образа государства представляет собой не только ключевой инструмент легитимации государства, но на протяжении всей политической истории служил эффективным механизмом социализации и пропаганды. Так, к примеру, чувство любви к Родине было ключевой ценностью советской идеологии. Образ родины создавался на протяжении

всей жизни советского человека, на него работали образовательные, пропагандистские, культурные институты СССР. «Весь совокупный текст советской идеологии был буквально пронизан этими высокими словами. Практически постоянно и повсеместно они доносились с трибун, из радио- и телеэфира, из уст школьного учителя, повторялись в плакатных лозунгах и темах школьных сочинений. Естественное чувство аффективной привязанности к родным местам - от «малой родины» до страны в целом - в СССР с завидной методичностью привязывалось к социально-политическим конструктам: партии, коммунизму...» [12].

Смена политической системы страны повлекла за собой трансформацию политических ценностей россиян. Власти стало явно трудно влиять на процесс формирования любви к Родине: нет явного врага, провозглашена свобода СМИ, государственные границы практически открыты. Хотя идеологическая конструкция утрачивает свое прежнее значение, образ Родины продолжает занимать ведущие позиции в ценностной системе россиян. Ирина Сандомирская в своей «Книге о Родине» пишет, что «несмотря на то что нынешние носители русского языка и русской культуры унаследовали и присвоили риторики и идеологии Родины главным образом в их советской официально-политической редакции, этот дискурс пережил развал советской символической вселенной, и Родина вошла в новую постсоветскую эпоху на правах центральной идеологемы» [13. С. 21]. Так, руководитель информационно-аналитической службы Фонда «Российский общественно-политический центр» Святослав Каспэ привел данные социологических опросов [14], согласно которым большинство граждан (89%) выступает за то, чтобы сегодня в России большее внимание уделяли патриотическому воспитанию молодежи, и 62% опрошенных полагают, что при выработке программы патриотического воспитания следует обратиться к советскому опыту. Большинство россиян (62% по данным экспертов ВЦИОМ) выражают готовность поддержать тех политиков, которые называют себя русскими патриотами, защитниками русских в России и за рубежом [15].

Современное российское государство вновь старается монополизировать те сферы, которые ответственны за создание образа Родины: образование и СМИ. Анализ двух государственных программ о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации за 2001-2005 и за 2006-2010 гг. показал, что российские чиновники хотя и не предложили ничего нового в перечне мероприятий по воспитанию любви к Родине, но сделали упор на обозначенных институтах: выпуск учебно-методических пособий по духовно-нравственному воспитанию граждан, включение в курс истории России изучение государственной символики, проведение выставок достижений Родины, конкурсы патриотических песен, издание книг и кинофильмов патриотической направленности, масштабное воздействие через все возможные каналы СМИ на массовое сознание посредством научных и общественных патриотических дискуссий. Как можно заметить, опыт тоталитарного режима Советского Союза оказался незаменимым.

Сегодня все политические силы, политические партии борются за право носить имя Родины или иметь отношение к ее возрождению («Родина», «Патриоты Рос-

сии», «Единая Россия»). И если раньше, в военные годы говорили о защите нашей Родины, то теперь в эпоху глобализации, роста миграционных процессов, массового информационного и культурного обмена политические лидеры говорят о сохранении российской идентич-

ности, о гражданской ответственности и об уважении к своей Родине. Так или иначе образ Родины продолжает удерживать центральные позиции в ценностной системе россиян и по-прежнему играет ведущую роль в политическом дискурсе современной России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) // Тугариновские чтения: Матер. науч.

сессии. Серия «Мыслители». СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. Вып. 1. С. 40.

2. Гребенюк Т.Н. Ценностное содержание понятия «Родина» // Идея патриотизма и молодежь: Сб. докл. городской науч.-практ. конф. «Мы

нашей Родине верны» / Под ред. Т.В. Кисельниковой. Томск: Изд-во ИОА СО РАН, 2005. С. 62-69.

3. Гребенюк Т.Н. Родина в ценностном измерении переходного периода // Проблемы политических ценностей в условиях трансформации ре-

жима: Научный ежегодник Томского МИ0Н-2003 / Под ред. А.И. Щербинина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. С. 71-88.

4. Слинин Я.А. Россия и общество будущего // Я (А. Слинин) и МЫ: к 70-летию профессора Ярослава Анатольевича Слинина. Серия «Мысли-

тели». Вып. 10. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. http://anthropology.ru/ru/texts/slinin/russia.html

5. Артановский С.Н. Российское патриотическое сознание сегодня: кризис и возрождение // Социальный кризис и социальная катастрофа: Сб.

матер. конф. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 16.

6. ЩербининаН.Г. Политический миф России. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2002. С. 58.

7. Ильин И.А. Манифест Русского Движения. 15. Любовь к Родине. http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/ilin/15.htm

8. Сандомирская И. Книга о Родине: Опыт анализа дискурсивных практик. Wien. 2001 (Wiener Slawistischer Almanach). С. 32.

9. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб., 1992. Т. 1. С. 324.

10. Сандомирская И. Книга о Родине: Опыт анализа дискурсивных практик. Wien. 2001 (Wiener Slawistischer Almanach). С. 3.

11. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. М., 2003. С. 2. http://www.ed.gov.ru/junior/rub/patriot/kon-zept/konzept.doc

12. Колосов А.В. «Родина» - «Отечество» - «Отчизна» // Фонд «Общественное мнение». Отчет от 24.01.2001 http://bd.fom.ru/report/map/arti-cles/kolosov/d010227

13. Сандомирская И. Книга о Родине: Опыт анализа дискурсивных практик. Wien. 2001 (Wiener Slawistischer Almanach). С. 21.

14. Патриотизм истинный и государственный // Информационно-аналитическое агентство МиК. 10.06.2004. http://www.iamik.ru/16013.html

15. Патриотизм истинный и мнимый // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 591 от 05.12.2006. http://wciom.ru/no_cache/novosti-analitika/press-vypuski/press-vypusk/single/3680.html?cHash=13b830fdcd&print=1

Статья поступила в редакцию журнала 4 декабря 2006 г., принята к печати 11 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.