Научная статья на тему 'ОБРАЗ РЕГИОНА В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ (НА ПРИМЕРЕ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ОБРАЗ РЕГИОНА В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ (НА ПРИМЕРЕ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
17
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Психолингвистика / языковое сознание / ассоциативное поле / ассоциативная реакция / когнитивный слой / Psycholinguistics / linguistic consciousness / associative field / associative reaction / cognitive layer

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Инна Леонидовна Ильичева

Ассоциативный эксперимент позволяет раскрыть особенности образа мира, присущего представителям того или иного этноса. Изучение региональной специфики языкового сознания является важным вектором в данном направлении. В статье представлены результаты опроса представителей производственной сферы деятельности Брестской области (612 человек). На базе полученных ассоциативных реакций сформировано ассоциативное поле, выделены ядро и периферия. Все полученные ассоциативные реакции (1708 единиц) разделены на 10 тематических групп. На основе ранжирования тематических групп в соответствии с количественными данными выделены слои в когнитивной структуре образа Брестской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF THE REGION IN PUBLIC CONSCIOUSNESS (BASED ON THE EXAMPLE OF BREST REGION)

An associative experiment allows us to reveal the features of the image of the world inherent in representatives of a particular ethnic group. The study of the regional specifics of linguistic consciousness is an important vector in this direction. The article presents the results of a survey of representatives of the manufacturing sector of the Brest region (612 people). Based on the obtained associative reactions, an associative field was formed, the core and periphery were identified. All 1708 associative reactions received are divided into 10 thematic groups. Based on the ranking of thematic groups in accordance with quantitative data, layers in the cognitive structure of the image of the Brest region are identified.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ РЕГИОНА В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ (НА ПРИМЕРЕ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Ильичева И.Л.

ОБРАЗ РЕГИОНА В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ (НА ПРИМЕРЕ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. Ассоциативный эксперимент позволяет раскрыть особенности образа мира, присущего представителям того или иного этноса. Изучение региональной специфики языкового сознания является важным вектором в данном направлении. В статье представлены результаты опроса представителей производственной сферы деятельности Брестской области (612 человек). На базе полученных ассоциативных реакций сформировано ассоциативное поле, выделены ядро и периферия. Все полученные ассоциативные реакции (1708 единиц) разделены на 10 тематических групп. На основе ранжирования тематических групп в соответствии с количественными данными выделены слои в когнитивной структуре образа Брестской области.

Ключевые слова. Психолингвистика, языковое сознание, ассоциативное поле, ассоциативная реакция, когнитивный слой.

Ilyicheva I.L

IMAGE OF THE REGION IN PUBLIC CONSCIOUSNESS (BASED ON THE EXAMPLE OF BREST REGION)

Abstract. An associative experiment allows us to reveal the features of the image of the world inherent in representatives of a particular ethnic group. The study of the regional specifics of linguistic consciousness is an important vector in this direction. The article presents the results of a survey of representatives of the manufacturing sector of the Brest region (612 people). Based on the obtained associative reactions, an associative field was formed, the core and periphery were identified. All 1708 associative reactions received are divided into 10 thematic groups. Based on the ranking of thematic groups in accordance with quantitative data, layers in the cognitive structure of the image of the Brest region are identified.

Keywords. Psycholinguistics, linguistic consciousness, associative field, associative reaction, cognitive layer.

Введение

В современном мире ответной реакцией на феномен глобализации можно считать формирование локальности, или глокализацию (термин Р. Робертсона), при которой отдельные этносы четко маркируют свою идентичность и обеспечивают пересечение ценностей национальной культуры с ориентирами глобального информационного общества. По словам У.Ф. Бойматова, «апелляция к локальным институтам, локальным ценностям, возрождение традиционных культур и акцентирование местной культурной идентичности могут дать необходимое ощущение стабильности и уверенности перед лицом глобальных процессов» [3, с. 109].

ГРНТИ 16.21.27 EDN SZHSUE © Ильичева И.Л., 2023

Инна Леонидовна Ильичева - кандидат филологических наук, доцент, докторант кафедры речеведения и теории коммуникации Минского государственного лингвистического университета (Республика Беларусь). Контактные данные для связи с автором: 224001, Республика Беларусь, г. Брест, ул. 1-я Хлебная, 2 (Belarus, Brest, 1st Khlebnaya str., 2). Тел.: +375 29 7248742. E-mail: ilitcheva@list.ru. Статья поступила в редакцию 11.11.2023.

В этой связи, начиная со второй половины ХХ века в классическом научном знании феномен территориального образа и вопросы, связанные с особенностями его восприятия, семиозиса и структурирования, попадают в фокус внимания широкого круга научных направлений и дисциплин. Вопросами репрезентации и интерпретации пространства в индивидуальном и коллективном сознании начинают заниматься представители социологии, маркетинга, имиджелогии, региональной лингвистики, лингво-культурологии, ономастики, гуманитарной географии, фольклористики и т.д. В 2002 году в научный обиход С. Анхольтом вводится термин «брендинг мест» и «концепция конкурентной идентичности, которая представляет собой шестиугольник с шестью элементами современного бренда места: туризм, население, политика, культура, бизнес (инвестиции) и экспортные бренды» [1, с. 2].

Российские специалисты, заимствуя западный научно-исследовательский опыт, продолжают развивать маркетинговый подход к изучению брендинга территории. Имидж территорий и территориальный брендинг становятся предметом анализа диссертационных работ И.А. Шабалина «Имидж региона как информационно-политический ресурс» (2005), Е.У. Злотницкого «Социальный механизм управления брендом региона» (2008), С.Н. Еремеева «Формирование имиджа региона как инструмента управления его развитием» (2009), Н.А. Сидоровой «Формирование маркетинговой стратегии повышения конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса региона: на материалах Чувашской Республики» (2009), Ю.В. Тарановой «Формирование имиджа региона в условиях информационного общества: на примере Ленинградской области» (2010), Д.А. Золотухина «Стратегии формирования историко-культурного имиджа российских регионов: на примере Костромской, Новгородской и Тульской областей» (2011), К.А. Багдасаряна «Бренд региона как маркетинговый фактор социально-экономического развития территории» (2015).

Многие исследователи справедливо отмечают, что поиск самопозиционирования социума и территории - сложный процесс, для его реализации «необходимо выявить комплекс преимуществ территории для создания целостного образа, учитывающего природный, климатический, культурный и ресурсный потенциал. Реализовать это возможно посредством работы с целевыми аудиториями как носителями региональной идентичности, выявив их представления о регионе» [13, с. 114]. Н. В. Уфимцева пишет: «Представитель того или иного этноса воспринимает любой предмет не только в его пространственных измерениях и во времени, но и в его значении, а значения концентрируют в себе внутрисистемные связи объективного мира. В значении - в отличие от личностного смысла - фиксируется некий культурный стереотип, инвариантный образ данного фрагмента мира, присущий тому или иному этносу» [12, с. 8].

По мнению Е. Ф. Тарасова, «образы языкового сознания интегрируют в себе умственные знания, формируемые самим субъектом преимущественно в ходе речевого общения, и чувственные знания, возникающие в сознании в результате переработки перцептивных знаний, полученных от органов чувств в предметной деятельности» [10, с. 3]. Язык, по словам И.А. Стернина, «обеспечивает возможность обмена информацией в обществе и делает содержание сознания доступным для наблюдения» [14, с. 22]. Наличие у говорящего определенных знаний об описываемом объекте «существенно определяет его языковую стратегию» [15, с. 196]. Содержание знаний находит свое отражение в обыденном сознании носителя языка/культуры и в определенной степени поддается изучению через свои вербальные репрезентации [2, 4, 6] посредством экспериментальной методики.

Цель, материал, методологическая база и методика исследования

Брестская область - одна из шести областей Беларуси, площадью 32 787 км2, расположена на юго-западе страны. В коммуникативном пространстве Беларуси Брестчина позиционируется как высокоразвитый регион с широкой социальной инфраструктурой, сильными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, развитой культурой, системой образования и здравоохранения.

В целях анализа восприятия образа Брестского региона со стороны населения, выявления позитивных и негативных имиджевых составляющих кафедрой речеведения и теории коммуникации государственного лингвистического университета в рамках выполнения диссертационного исследования «Коммуникативное пространство Брестчины» при содействии главного управления идеологической работы и по делам молодежи Брестского областного исполнительного комитета в сентябре-октябре 2023 года проведено масштабное анкетирование взрослого населения «Брестчина глазами людей разных профессий».

В ассоциативном эксперименте испытуемыми были представители разных сфер профессиональной деятельности (сельское хозяйство, образование, здравоохранение, спорт, культура, туризм и др.) - 2960 человек мужского и женского пола в возрасте от 18 до 70 лет. В данной статье представлены результаты опроса представителей производственной деятельности (612 человек). Анализируемая целевая группа является самой многочисленной в нашей выборке, что обусловлено рядом факторов.

Во-первых, Брестская область имеет большой потенциал в сельскохозяйственной сфере и промышленности. На территории области расположены предприятия по выпуску продуктов питания, развиты машиностроение, текстильное и швейное производство, производство мебели и строительных материалов. Промышленность региона обеспечивает 27,7% валового регионального продукта, а удельный вес региона в объеме промышленного производства страны составляет практически 12%. Во-вторых, по последним статистическим данным, численность населения региона, занятого в производственной сфере, составляет практически 25% от общего числа жителей.

Согласно заданию, респондентам предлагалось указать свой возраст, пол и ответить на вопрос: С чем у Вас ассоциируется Брестская область? Респонденты фиксировали свои ответы письменно. 99% респондентов предоставили свои ответы на русском языке, 1% - на белорусском языке. Это позволило нам смоделировать ассоциативное поле общей численностью более 1708 ассоциатов. Результаты и обсуждение

При проведении цепочечного ассоциативного эксперимента использовалась методика свободной ассоциации. Суть этой методики состоит в выявлении именно стандартных ассоциативных связей, которые вычисляются на фоне индивидуальных связей [11]. Каждый признак «может быть ранжирован по яркости в структуре концепта, можно выделить ядерные и периферийные когнитивные признаки, а также сравнить результаты ассоциативных экспериментов на один и тот же стимул в разных группах испытуемых, относящихся к разным социальным, гендерным, возрастным группам» [5, с. 140].

Анализ фрагмента языкового сознания посредством интерпретации результатов ассоциативных экспериментов «позволяет моделировать ядро и периферию системы языка, структурную организацию лексикона, смысловые группы и их системную организацию, выявить парадигматические и синтагматические связи слов» [9, с. 175]. По мнению Н.В. Уфимцевой, «ассоциативное поле, получаемое в результате массового ассоциативного эксперимента, является отражением тех знаний, которые стоят за словом в данной культуре, т.е. отражает его значение именно как социокультурную реальность» [12, с. 84].

Ассоциативное поле исследуемого словосочетания в сознании представителей производственной сферы деятельности по завершении обработки полученных результатов приобрело следующий вид (в статье приводятся реакции с частотой до 1 включительно): БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ: Брестская крепость (372), Беловежская пуща (338), зубр (101), малая родина (51), Полесье (47), лес (38), озера (32), природа (32), болото (30), ОАО «Савушкин продукт» (24), Коссовский замок (23), Каменецкая башня (22), доброжелательные люди (21), любовь (20), Белая вежа (20), широкие поля (20), клюква (19), аист (17), улица Советская (17), граница (16), дом (16), чистота (14), Берестье (12), Дворцовый комплекс Сапегов (12), Пинск (10), Дворец Пусловских (11), фестиваль «Мотольские присмаки» (13), ОАО «СантаБремор» (11), сельское хозяйство (10), Белое озеро (11), реки (11), талантливые люди (9), клубника (8), ОАО «Белсолод» (9), зубр на трассе М1 (8), трудолюбивые люди (8), ОАО «Лунинецкий молочный завод» (8), хлеб (8), усадьба Берестейского Деда Мороза (6) аллея фонарей (6) озеро Выго-щанское (5), река Припять (5), ОАО «Брестский мясокомбинат» (4), красота (8), Брест (6), счастливая жизнь (5), уют (4), картофель (4), река Мухавец (4), огуречный край (4), васильки (3), черника (3), грибы (3), заказник Выгощанское (3), Лунинецкий р-н (3), голубика (3), зеленый цвет (3), Огинский канал (3), СОАО «Ляховичский молочный завод (4), ЦУМ (3), ОАО «Кобринские сыры» (3), ОАО «Гранит» (3), ОАО «Полесье» (3), ОАО «Гефест» (3), качественные молочные продукты (3), бренд «Любимый Брест» (3), санаторий «Ружанский» (3), Первый регион! (3), Динамо-Брест (4) фонарщик (4) приветливые люди (3), хорошие люди (3), Ю.В. Шулейко (2), детство (3), порядок (3), молодость (3), ответственность (3), замечательные люди (2), родители (2), Ивацевичи(2), прекрасный уголок Беларуси (2), тепло (2), любовь (2), друзья, ухоженные города (2), мирное небо (2), Пружаны (2), красота (2), терпение (2), Брестский трикотаж (2), кобринское мороженое (2), ОАО «Кобринский хлебозавод» (2),

чистый воздух (2), Музей Орды (2), символ мужества и героизма (2), Мемориальный комплекс партизанской славы «Хованщина» (2), усадьба Рейтанов (2), Музей Суворова (2), Холмские ворота, Брестский мир (2), ж/д вокзал (2), карьер Кабаки, березы, зелень, парк Диприз, Днепро-Бугский канал, Спо-ровский заповедник, зеленая, дубрава, Западная Беларусь, река Буг, ягоды, цветущий сад, теплый климат, кукуруза, областной краеведческий музей, архитектурно-исторические ценности, фонарщик, усадьба Новицких, Холмские ворота, Усадьба Немцевичей, памятник 1000-летия, волк - символ Ло-гишина, урожай, рыбхоз Селец, ОАО «Амкодор», пельмени брестские, высокое качество продуктов питания, огуречная область, гастрофэсты, мясные продукты, драники, ОАО «Пинскдрев», молочный регион, санаторий «Берестье», санатории, спокойствие, земля предков, многогранность, возможности для самореализации, культура, гордость, мать, защита, близкое и родное, я горжусь, что проживаю в Брестской области, доброжелательность, отзывчивость, Столин, Барановичи, работа, развитая, гостеприимная, благополучие, жить можно красиво!, новое место работы и жительства, Жа-бинка, все супер!, предки, Наполеон Орда, талантливая молодежь, добрые люди, С.Ф. Карпец, Климук, Ю. Нестеренко, памятник полешуку, Кобринский аквапарк, Споровские сенокосы, музей космонавтики, отсутствие придорожного сервиса, плохое качество дорог, 9 школа (1).

Ранжирование ассоциативных реакций в порядке убывающей частотности позволило выявить ядро поля посредством следующих вербальных компонентов: Брестская крепость (372), Беловежская пуща (338), зубр (101), малая родина (51), Полесье (47), лес (38), озера (32), природа (32), болото (30), ОАО «Савушкин продукт» (24). Ядро ассоциативного поля достаточно объемное и содержит 1065 вербальных компонентов, что составляет 62,3% от всего содержания поля.

Анализ содержания ядра ассоциативного поля показал, что самыми частотными компонентами являются ассоциаты Брестская крепость (372) и Беловежская пуща (338), на долю которых приходится практически 40% от общего количества реакций. Представители производственной сферы в ходе идентификации образа Брестского региона, с одной стороны, делают акцент на его историческом и героическом прошлом, а с другой, особо подчеркивают природную уникальность своей малой родины: зубр (101), малая родина (51), Полесье (47), лес (38), озера (32), природа (32), болото (30). Профессиональная принадлежность информантов обусловливает специфику их наиболее частотных реакций. Так, Брестская область у респондентов ассоциируется с ведущими городскими и районными предприятиями по производству продуктов питания: ОАО «Савушкин продукт», СОАО «Ляховичский молочный завод», ОАО «Кобринские сыры», ОАО «Кобринский хлебозавод.

На следующем этапе исследования все ассоциативные реакции были обработаны методом семантической интерпретации результатов психолингвистических экспериментов как актуализации отдельных смысловых компонентов семантики слова [5, 8], который основывается на выявлении и обобщении семантически сходных реакций [7]. Далее обобщенные ответы суммировались и объединялись в семантические компоненты значения словосочетания-стимула.

Анализ полученных реакций позволяет говорить о том, что Брестский регион в ядре языкового сознания жителей «параметризован» (термин Ю.С. Степанова) преимущественно как некая векторная модель. Актуальной в сознании является связь таких понятий, как регион - природа, регион - экономика, регион - история и культура, регион - малая родина и др. Исходя из этого, все вербальные реакции, полученные в ходе эксперимента, были распределены по тематическим группам и структурированы по яркости, то есть актуальности для сознания жителей региона. Индекс яркости каждой тематической группы вычислялся по методике, разработанной И.А. Стерниным и А.В. Рудаковой и представлял собой отношение количества ассоциатов, вербализующих конкретный семантический признак, к общему количеству опрошенных по данному стимулу [8].

1. Ассоциаты, связанные с географическими и природно-ландшафтными особенностями региона (782 реакции): Беловежская пуща (338), зубр (101), Полесье (47), лес (38), озера (32), природа (32), болото (30), широкие поля (20), клюква (19), аист (17), граница (16), Белое озеро (11), реки (11), клубника (8), озеро Выгощанское (5), река Припять (5), картофель (4), река Мухавец (4), огуречный край (4), васильки (3), черника (3), грибы (3), заказник Выгощанское (3), Лунинецкийр-н (3), голубика (3), зеленый цвет (3), Огинский канал (3), чистый воздух (2), карьер Кабаки, березы, зелень, парк Диприз, Днепро-Бугский канал, Споровский заповедник, зеленая, дубрава, Западная Беларусь, река Буг, ягоды, цветущий сад, теплый климат, кукуруза. Индекс яркости составляет 0,46%.

2. Ассоциаты, связанные с культурно-историческим наследием региона (496 реакций): Брестская крепость (372), Каменецкая башня (26), Коссовский замок (23), Белая вежа (20), Берестье (12), Дворцовый комплекс Сапегов (12), Дворец Пусловских (11), Музей Орды (2), символ мужества и героизма (2), Мемориальный комплекс партизанской славы «Хованщина» (2), усадьба Рейтанов (2), Музей Суворова (2), Холмские ворота, Брестский мир (2), областной краеведческий музей, архитектурно-исторические ценности, фонарщик, усадьба Новицких, Холмские ворота, Усадьба Немцевичей, памятник 1000-летия, волк- символ Логишина. Индекс яркости - 0,29%.

3. Ассоциаты, связанные с личным отношением (190): малая родина (51), любовь (20), дом (16), чистота (14), Пинск (10), красота (8), Брест (6), счастливая жизнь (5), уют (4), Первый регион! (3), детство (3), порядок (3), молодость (3), ответственность (3), родители (2), Ивацевичи (2), прекрасный уголок Беларуси (2), тепло (2), любовь (2), друзья, ухоженные города (2), мирное небо (2), Пружаны

(2), красота (2), терпение (2), спокойствие, земля предков, многогранность, возможности для самореализации, культура, гордость, мать, защита, близкое и родное, я горжусь, что проживаю в Брестской области, доброжелательность, отзывчивость, Столин, Барановичи, работа, развитая, гостеприимная, благополучие, жить можно красиво!, новое место работы и жительства, Жабинка, все супер! Индекс яркости - 0,11%.

4. Ассоциаты, связанные со сферой экономики (127): ОАО «Савушкин продукт» (24), фестиваль «Мотольские присмаки» (13), ОАО «СантаБремор» (11), сельское хозяйство (10), ОАО «Белсолод» (9), ОАО «Лунинецкий молочный завод» (8), хлеб (8), ОАО «Брестский мясокомбинат» (4), СОАО «Ляхо-вичский молочный завод (4), ЦУМ(3), ОАО «Кобринские сыры» (3), ОАО «Гранит» (3), ОАО «Полесье»

(3), ОАО «Гефест» (3), качественные молочные продукты (3), бренд «Любимый Брест»(3), Брестский трикотаж (2), кобринское мороженое (2), ОАО «Кобринский хлебозавод» (2), урожай, рыбхоз Селец, ОАО «Амкодор», пельмени брестские, высокое качество продуктов питания, огуречная область, га-строфэсты, мясные продукты, драники, ОАО «Пинскдрев», молочный регион. Индекс яркости - 0,07%.

6. Ассоциаты, связанные со сферой населения (54): Доброжелательные люди (21), талантливые люди (9), трудолюбивые люди (8), приветливые люди (3), хорошие люди (3), замечательные люди (2), Ю.В. Шулейко (2), предки, Наполеон Орда, талантливая молодежь, добрые люди, С.Ф. Карпец, Кли-мук, Ю. Нестеренко. Индекс яркости - 0,03%.

7. Ассоциаты, связанные со сферой туризма (52): Зубр (8), памятник полешуку, улица Советская (17), Набережная (3,) усадьба Берестейского Деда Мороза (6), кобринский аквапарк, архитектура (2), Споровские сенокосы, туризм, фонарщик (4), аллея фонарей (6, музей ж/д, музей космонавтики. Индекс яркости - 0,03%.

8. Ассоциаты, связанные со сферой спорта (5): Динамо-Брест (4) гандбольный клуб Мешкова. Индекс яркости - меньше 0,01% (0,002%).

9. Ассоциаты, связанные со сферой здравоохранения (5): санаторий «Ружанский» (3), санаторий «Берестье», санатории. Индекс яркости - 0,002%.

10. Ассоциаты, связанные со сферой образования (1): школа № 9. Индекс яркости - меньше 0,001% (0,0005%).

В пределах каждой группы возможен дальнейший раздел в зависимости от наличия ярко выраженных семантических подгрупп. Обработка результатов и вычисление индекса яркости семантического компонента позволяют представить ассоциативное поле как полевую структуру с ядром и периферией, выявить доминантные когнитивные признаки образа региона. Как видно из приведённых примеров, более 40% опрошенных ассоциируют Брестскую область с природой, ландшафтами, лесами, реками, озерами. Наличие дополнительных характеристик (цветущий сад, чистый воздух, зеленый цвет, зелень, васильковые поля, клюква, голубика, черника, теплый климат, широкие полят очаровательные золотые поля, голубые озера) создает в языковом сознании жителей сенсорно-перцептивный образ территории.

29% опрошенных ассоциируют свой регион с историческими событиями и сооружениями: Каменецкая башня, Коссовский замок, Берестье, Дворцовый комплекс Сапегов, Дворец Пусловских, музей Наполеона Орды, усадьба Рейтанов, музей Суворова, областной краеведческий музей, усадьба Новицких, усадьба Немцевичей, памятник 1000-летия Бреста, бронзовый волк - символ Логишина, символ мужества и героизма, мемориальный комплекс партизанской славы «Хованщина», Холмские ворота, Брестский мир.

Среди мероприятий, наиболее эффективных для формирования позитивного имиджа Брестчины, жители региона выделяют: международный театральный фестиваль «Белая вежа», экологический фестиваль «Споровские сенокосы», международный фестиваль фольклора «Мотольские присмаки». Для значимого числа респондентов предприятия ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Санта Бремор», ОАО «Лунинецкий молочный завод», СОАО «Ляховичский молочный завод, ОАО «Кобринские сыры» и их продукция, являются визитными карточками Брестского региона. Однозначно положительная оценка производимой предприятиями продукции фиксируется в ответах респондентов с помощью оценочной лексики: «качественные молочные продукты», бренд «Любимый Брест», «высокое качество продуктов питания». Респонденты уверены, что Брестская область является экономически развитым регионом Беларуси и по праву называют ее молочным регионом.

Тема малой родины в имидже Брестской области является прочной и прослеживается во многих анкетах (11%). В ответах респондентов присутствует чувство гордости за область: «прекрасный уголок Беларуси», «ухоженные города», «мирное небо», «красота», «многогранность», «возможности для самореализации», «гордость», «близкое и родное», «я горжусь, что проживаю в Брестской области», «развитая», «гостеприимная», «жить можно красиво!», «все супер!».

Анализ результатов эксперимента позволяет говорить о значительном разнообразии полученных реакций в плане морфологии и синтаксиса. Большинство ассоциатов представляют собой реакции-слова (существительные: «Полесье», «родина», «уют», «чистота», «порядок»; прилагательные: «развитая», «зеленая») и словосочетания («счастливая семья», «необычный край любви и щедрости», «доброжелательные отзывчивые люди», «#1 регион»). Другие реакции (предложения: «Волк - символ Ло-гошина», «Брестская область - передовая область в Республике Беларусь в сфере социально-экономического развития», «уютно как дома», «малая родина многих знаменитых людей») составляют незначительное количество случаев.

Интересной представляется единичная реакция «Бвлаввжаю крочаць зубры, Пушчы слаунае валадары», которая является прецедентным феноменом (фрагмент стихотворения Л. Гешюш «Зубры»). В целом в сознании опрошенных реакция зубр появляется три раза в разных смыслах: животное, установленная на въезде в Брестскую область по трассе М1 скульптура гигантского зубра, властелин Беловежской пущи.

В ходе проведения ассоциативного эксперимента многие респонденты выразили свое оценочное отношение к региону. Преобладает восторженно-эмоциональное отношение. Например: близкое и родное. Я горжусь что проживаю в Брестской области, развитая гостеприимная, Жить можно красиво!, Первый регион!, Все супер!, Счастливая жизнь, прекрасный уголок Беларуси!, теплая, гостеприимная, уникальная, развитая. Отрицательных оценок зафиксировано всего две: отсутствие придорожного сервиса, плохое качество дорог.

На заключительном этапе на основе ранжирования тематических групп в соответствии с количественными данными в когнитивной структуре образа Брестской области были выделены следующе когнитивные слои: Брестская область - уникальный по биоразнообразию регион; Брестская область - регион с историко-культурным потенциалом; Брестская область - экономически развитый регион; Брестская область - регион с туристическим потенциалом; Брестская область - регион с развитой спортивной инфраструктурой; Брестская область - регион с развитой медицинской инфраструктурой; Брестская область - малая родина. Выводы

Таким образом, проведенный ассоциативный эксперимент на основе количественной и качественной методологии продемонстрировал, что в целом образ Брестской области в восприятии респондентов положительный. Привлекательность Брестской области тесно связана с сочетанием развитого туристического потенциала, красоты ее природы и богатого историко-культурного наследия. Для представителей производственной сферы деятельности характерно чувство гордости за свой регион, который воспринимается развитым промышленным центром Республики Беларусь, играющим важную роль в обеспечении позитивной социально-экономической динамики страны.

Проведенное исследование также показало, что профессиональная деятельность детерминирует индивидуальное языковое сознание отдельной личности - носителя языка и культуры. В дальнейшем

наша задача заключается в изучении и сопоставлении универсальных и регионально-культурных признаков, проявляющиеся в языковом сознании представителей других сфер профессиональной деятельности.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Анхольт С. Брендинг: дорога к мировому рынку. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004. 270 с.

2. Балясникова О.В. Языковое сознание: региональный аспект // Вестник РУДН. Серия : Лингвистика. 2018. № 2. С. 232-250.

3. Бойматов У. Ф. Уровни и формы глокализации в социальном процессе глобализации // Вестник ВГУ. Серия: Философия. 2018. № 4. С. 104-109.

4. Пищальникова В.А. Интерпретация ассоциативных данных как проблема методологии психолингвистики // Russian Journal of Linguistics. 2019. Т. 23 (3). С. 749-761.

5. Попова З.Д. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж: Истоки, 2007. 250 с.

6. Ручина Л.И. Ассоциативный эксперимент как инструмент выявления когнитивных признаков концепта // Вестник Нижегородского университета. 2012. № 5. С. 103-106.

7. Стернин И.А. Значение в языковом сознании : специфика описания // Вопросы психолингвистики. 2006. № 4. С. 171-179.

8. Стернин И.А., Рудакова А.В. Психолингвистическое значение слова и его описание. «Ламберт», 2011. 192 с.

9. Стернин И.А. Проблемы интерпретации результатов ассоциативных экспериментов // Вопросы психолингвистики. 2020. № 3 (45). С. 110-125.

10. Тарасов Е. Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. С. 7-22.

11. Усталова А.Н. Ассоциативный эксперимент в практике связей с общественностью // Язык и социальная динамика. 2014. № 14-2. С. 51-55.

12. Уфимцева Н.В. Региональное языковое сознание коми, русских, татар: проблемы взаимовлияния. Ярославль: Канцлер, 2017. 240 с.

13. Чернобровкина Н.И. Территориальный брендинг как способ формирования экономической идентичности в регионе // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Том 7. № 10А. С. 111-117.

14. Языковое сознание жителей Воронежа / И.А. Стернин и [и др.]. Воронеж: Истоки, 2010. 249 с.

15. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. 343 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.