Научная статья на тему 'Образ ребенка в творчестве символистов: истоки современного мифа'

Образ ребенка в творчестве символистов: истоки современного мифа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
603
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / CHILD / ДЕТСТВО / CHILDHOOD / СИМВОЛИЗМ / SYMBOLISM / ТВОРЧЕСТВО / CREATION / ИГРА / PLAY / ПОЗНАНИЕ / COGNITION / КОНЦЕПТ / CONCEPT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Козлова Анна Леонидовна

Данная статья посвящена тому специфическому представлению о ребенке и детстве, которое возникло в литературе и философии Серебряного века. Появившийся еще в XIX в., в частности в работах Достоевского, новый для России концепт ребенка как существа, принципиально отличного от взрослого человека, получает в творчестве символистов дальнейшее развитие и обретает завершенную форму. Автор отмечает, что именно символистам принадлежит авторство в создании актуального по сей день мифа о детстве, согласно которому ребенок позиционируется как личность, обладающая огромным творческим потенциалом и уникальной способностью к творческому, интуитивному познанию мира, мифа, проложившего четкую границу между волшебным и гармоничным пространством детства и скучной, безрадостной взрослой жизнью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of a child in simbolists works: the origin of the contemporary myth

The article at hand deals with specific idea of child and childhood which arose in literature and philosophy of the Silver Age. Having appeared in the 19th century, in Dostoevskys works in particular, the concept of child as a human different from an adult person was a new phenomenon in Russia, and it received its further development and got its perfect shape in the works of the symbolists. The author notes, that the symbolists were the first to create the myth of childhood still actual nowadays. According to this myth a child is a personality, who obtains great creative potential and unique ability for creative intuitive cognition of the world. It is this myth that marks a clear boundary between magic and harmonious space of childhood and boring joyless life of the adults.

Текст научной работы на тему «Образ ребенка в творчестве символистов: истоки современного мифа»

А.Л. Козлова

ОБРАЗ РЕБЕНКА В ТВОРЧЕСТВЕ СИМВОЛИСТОВ: ИСТОКИ СОВРЕМЕННОГО МИФА

Данная статья посвящена тому специфическому представлению о ребенке и детстве, которое возникло в литературе и философии Серебряного века. Появившийся еще в XIX в., в частности в работах Достоевского, новый для России концепт ребенка как существа, принципиально отличного от взрослого человека, получает в творчестве символистов дальнейшее развитие и обретает завершенную форму. Автор отмечает, что именно символистам принадлежит авторство в создании актуального по сей день мифа о детстве, согласно которому ребенок позиционируется как личность, обладающая огромным творческим потенциалом и уникальной способностью к творческому, интуитивному познанию мира, мифа, проложившего четкую границу между волшебным и гармоничным пространством детства и скучной, безрадостной взрослой жизнью.

Ключевые слова: ребенок, детство, символизм, творчество, игра, познание, концепт.

Внимание к феномену детства возникает в России достаточно поздно - первопроходцами в данной области можно назвать Л.Н. Толстого, спроектировавшего модель так называемого золотого дворянского детства, и Ф.М. Достоевского, создавшего целую череду специфических детских образов, главной чертой которых является то, что они принципиально отличны от взрослых или, словами самого Достоевского, «страшно отстоят от людей: совсем будто другое существо и с другою природой»1. Замечание Ивана Карамазова отмечает важную веху в истории русской мысли: впервые на инаковости ребенка делается акцент, отличие ребенка от взрослого становится главным его качеством. Достоевский базируется на традиционном христианском представлении о ребенке

© Козлова А.Л., 2010

как о невинном и за счет этого близком к Богу существе, противоположность которого - погрязший в грехах, отдалившийся от Бога взрослый. Однако надо заметить, что ребенок Достоевского предельно метафоричен, он, олицетворяя определяющие два его качества - чистоту и божественную природу, подобен платоновской идее, которой при желании может быть причастен каждый - и ребенок, и обладающий детской душевной чистотой взрослый. Отсюда концепт «внутреннего ребенка», который может обрести или сохранить человек (что фактически аналогично сохранению в душе божественного начала), отсюда же образы «взрослых детей» -юродивых или просто благочестивых людей, обладающих, по сути, вышеупомянутыми детскими качествами и также являющимися, в понимании писателя, детьми.

Детские образы, созданные Достоевским, бесспорно, оказали значительное влияние на деятелей Серебряного века, однако в их творчестве концепт ребенка претерпел серьезную метаморфозу. Как и у Достоевского, ребенок символистов «страшно отстоит» от взрослых, принадлежит иному миру. Но если для Достоевского этот иной мир - мир божественной благодати, противопоставленный полной греха и скорби повседневности, которой одинаково принадлежат и дети, и взрослые, то у символистов этими двумя противостоящими реальностями являются не «мир дольний» и «мир горний», но мир взрослых и мир детей, которые разделяет пропасть. У Достоевского такого разделения нет - нет специфического детского мира, реальность ребенка совпадает с реальностью взрослого, включает в себя те же события, быт, радости и горе, фактически то же мировосприятие и мышление. Отличие лишь в душевной чистоте и невинности, которые ребенок еще сохраняет, а взрослый уже утратил. За счет нее ребенок и ближе к Богу, но подобной близости может достичь и взрослый, правда, приложив к этому определенные усилия. Младенец Достоевского хоть и безгрешен, но вынужден жить наравне со всеми на этой бренной земле и страдать, как выразился символист Максимилиан Волошин, страданиями взрослых. По его мнению, ни Чехов, ни Достоевский, ни Аксаков, ни Толстой «не коснулись детства в его глубинной сущности - этого болезненного высвобождения дневного сознания из материнского лона игры»2.

Итак, символисты настаивают на том, что ребенок существует в принципиально иной реальности, нежели взрослый, его внешний и внутренний мир обладает особенными свойствами. Причем и здесь они следуют традиции, начатой Достоевским, - именно ребенок является идеалом, образцом, взрослея, человек деградирует, отклоняется от заданной формы.

АЛ. Козлова

Ребенок живет полнее, сосредоточеннее и трагичнее взрослого... - писал М. Волошин, - когда, вспомнив и связав свое темное детское «Я» со своим взрослым скупым «Я», мы поймем значение всего переживаемого ребенком: мистический смысл его игр, откровения его фантазий, метафизическое значение его смутных воспоминаний, доисторические причины его непонятных поступков, то изменится вся система нашего воспитания и вместо насильственного заполнения его девственной памяти бесполезными и безразличными сведениями, мешающими его работе, мы сами будем учиться у него, следить за его путями и только изредка помогать ему переносить непомерное напряжение его духа3.

Очевидно, что к невинности и божественной природе ребенка М. Волошин добавляет еще одно существенное, выгодно отличающее его от взрослого качество, а именно - иррациональность, неведение, открывающее при этом в деле познания истины куда более широкие горизонты, чем зрелый рассудок. Незнание, незагруженность детского сознания фактами, сведениями и схемами становится причиной оторванности ребенка от существующей действительности и позволяет ему творить свою, несоизмеримо более прекрасную реальность волшебных сказок и игр. Игра для ребенка ярче и продуктивнее, чем реальный мир, объяснение ему тех или иных явлений с научной точки зрения, языком взрослых ведет только к оскудению его внутреннего мира. Этому, по сути, и посвящена работа Волошина «Откровения детских игр», часть которой занимают воспоминания Аделаиды Герцык, для которой игра в смысле преображения и видоизменения реальности является важнейшей для детского бытия функцией. Так, карта полушарий становилась изображением, оставшимся от древних племен, тетрадь с алгебраическими формулами - зашифрованной летописью фантастических событий. Вторжение в страну детских впечатлений и грез взрослой жесткой действительности носит агрессивный, деструктивный характер, взрослые объяснения «как оно есть на самом деле» десакрализуют, обесцвечивают ее. Символисты, пожалуй, выступили первыми в истории русской мысли, кто не только разделил мир ребенка и взрослого, но и столкнул их в жестком противостоянии, объявил своеобразную войну между ними: первый пытается уйти, закрыться, замкнуться на самом себе, второй - вторгнуться и установить свой закон и порядок.

Иными словами, существующая реальность не является для детей собственной реальностью, она лишь катализатор для создания последней. Предмет или событие, выхваченные из окружающего мира, в сознании ребенка не вписываются в заранее заданную схему, но служат источниками для сотворения целого мифа, ритуа-

ла, истории или даже новой игровой реальности, в зависимости от того, насколько сильное впечатление произвели они на создателя. Когда же катализирующая реальность начинает заполнять пространство собственной, подобное творчество становится невозможным.

Сознание, - писал по этому поводу М. Волошин, - представляется чудовищно плодородной почвой: если на нее падает одно зерно реальности, то мгновенно вырастает огромное призрак-дерево, заполняющее ветвями целую вселенную, если же развеять по ней обильный посев реальностей, то встанут многие всходы, будут глушить один другой и останутся мелким, густым и неискоренимым кустарником4.

Впрочем, подобное мифотворчество, считает Волошин, свойственно не только детям, но и «сонному сознанию первобытного человека». Другими словами, в символизме берет исток и еще одна известная параллель: между ребенком и человеком традиции и одновременно между этапами развития человека и периодами истории всего человечества, которая встречается и у Волошина, и у Белого. Ребенок как метафора архаичного, изначального, подлинного, незамутненного, близкого к тайнам мироздания, к природной гармонии, к первоначальной сути вещей получила широчайшее развитие как на Западе, так позднее и у нас. Но справедливости ради надо отметить, что в творчестве символистов метафора эта обладала гораздо большей смысловой нагрузкой.

Знаковым здесь можно назвать произведение А. Белого «Котик Летаев», в начале которого красочно описывается, как из практически первозданного, космического хаоса, где «не было разделения на "Я" и "не-Я", не было ни пространства, ни времени»5, постепенно возникает сознание, упорядочивается и обретает твердые структуры. Архетипичны первые образы, воспринимаемые ребенком: старуха, шар, колесо, лабиринт, лев, постоянно встречающиеся образы змей, вечность, воплощенная в образе родственницы тети Доти. Рождение младенца отождествляется с рождением универсума, планеты, возникающей из пучин космоса. Здесь же возникает и другая параллель:

В это время себя вспоминаю философом я ... стародавний орфист; я проник в мир мистерий; и о мирах изначальной змеи, вспоминая свою коридорную бытность, кое-что рассказать бы я мог . я видывал метаморфозы вселенной в пламенных ураганах текущего .. В эту давнюю пору разыграна и разучена мною: вся история греческой философии до Сократа; и я ее отвергаю6.

Итак, ребенок символистов наделен не только огромным творческим потенциалом, но и невероятной познавательной способностью, он - мудрец, философ, способный поведать о «мире мистерий» и тайнах мироздания. Но основной причиной такой способности является на этот раз не его иррациональность и даже не повторение в собственном опыте истории становления космоса - это, скорее, второстепенные факторы, главный же скрыт за понятиями памяти и воспоминания, на которых, что нетрудно заметить, писатель постоянно делает акцент. Здесь, как и в случае с Достоевским, мне кажется уместным в очередной раз вспомнить Платона, а именно его учение о душе, нисходящей из мира идей в людской несовершенный мир путем рождения и заточения ее в темницу тела. Ребенок Белого - «старик не нашего мира»7, пришелец из изначальной метафизической реальности высшего порядка, вполне сопоставимой с миром идей Платона. Память о ней, которую ребенок еще не утратил, и становится кладезем истинных знаний, для взрослого же гносеологический характер приобретают воспоминания об ощущениях и опыте, пережитых в детстве. «Преображение памятью прежнего есть собственное чтение: за прежним стоящей, не нашей вселенной: впечатление детских лет - пролеты в небывшее никогда; и, тем не менее, сущее. Память о памяти - такова; она - ритм; она - музыка сферы, страны - где я был до рождения!»8 Воспоминания, образы, возникающие в сознании ребенка еще до возможности мыслить в строгом смысле этого слова, до возможности оформлять, придавать мысли какую-либо логическую структуру, а также воспоминания и образы, возникающие еще ранее, до сознания, до факта рождения ребенка, сплетаются в неуловимую, ускользающую нить, связывающую человека с тем миром, где вещи и слова предстают в первозданной подлинности.

Немного иначе образ ребенка, познающего мир, обыгрыва-ется в произведении философа П.А. Флоренского «Детям моим. Воспоминания прошлых дней». По мнению Флоренского, единственно верным способом познания мира, познания его как извечно неведомого - это «подглядывание», которое дает возможность прикоснуться к тайне, не разрушая ее. Мастерством же подглядывания в совершенстве владеют именно дети: только ребенок в состоянии увидеть за самой обыденной вещью, самым повседневным явлением его скрытую сущность и волшебство, недоступные глазу взрослого. Мир детства Флоренского - мир явлений, за которыми еще возможно видеть ноумены - вещи сами по себе, в своей изначальной сути, или, если возможно такое сравнение, мир дверей с замочными скважинами, в которые ребенок с опаской и с замиранием сердца может подглядеть тайну мира. Хотя сам Флоренский с большим удовольствием использует метафору окна:

Нечто, кажущееся обыкновенным и простым, самым заурядным по своей частоте, нередко привлекало ... мое внимание. И вдруг тогда открывалось, что оно - не просто. Воистину что-то припоминалось в этом простом и обычном явлении, и им открывалось иное, ноуменальное, стоящее выше этого мира или, точнее, глубже его. Обычный камень, черепица, обрубок открывают себя как вовсе не обычные и делаются окнами в другой мир. Со мной в детстве так бывало не раз9.

Эта способность - видеть за обычным необычное, за знаком означаемое, за материальной оболочкой вещи улавливать ее истинную сокрытую суть - стала еще одним важным качеством ребенка. В целом, ссылаясь на произведение «Детям моим. Воспоминания прошлых дней», можно заключить, что вся философская система взрослого Флоренского - результат откровений, полученных им в детстве.

Подводя итог, нужно сказать, что символисты открыли принципиально новый для России социокультурный концепт - оригинальное представление о ребенке как о творце, мечтателе и философе, пришельце из иной, метафизической реальности и о детстве как об особом, отличном от рутинного взрослого мира, творимом игровом пространстве. В их творчестве детство стало символом архаичного, первоначального, подлинного бытия, в котором открывается истинная суть вещей. Ребенок наделяется особым, иррациональным мышлением, возникает образ ребенка-мудреца, который спустя полвека будет фигурировать в произведениях многих западных писателей, в частности принесет мировую известность Джерому Сэлинджеру. Активно он используется и в современной российской культуре, которая, к слову сказать, с недавнего времени буквально помешана на детстве. Чрезмерная идеализация детства сегодняшним обществом, ставшая причиной возникновения феномена «ки-далтов» - взрослых, не желающих взрослеть и культивирующих детский стиль поведения, заставляет еще раз обратить внимание на концепт ребенка в истории отечественной мысли.

Примечания

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1976. Т. 14. С. 217.

Волошин М. Откровения детских игр [Электронный ресурс] // Сайт WordArt. [2009]. URL: http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php7id-4856 (дата обращения: 21.11.2009). Там же.

2

4 Там же.

5 Белый А. Котик Летаев // А. Белый. Собр. соч. М.: Республика, 1997. Т. 4. С. 27.

6 Там же. С. 61.

7 Там же. С. 54.

8 Там же. С. 70.

9 Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. М.: Моск. рабочий, 1992. С. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.