УДК 82.09
Н. В. Цветкова
ОБРАЗ ПСКОВИЧА И ПСКОВСКИЙ ХАРАКТЕР В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Р. М. ЗОТОВА1
Впервые в статье на материале исторических романов «Последний потомок Чингис-хана» и «Леонид, или Некоторые черты из жизни Наполеона» Р. М. Зотова (1795?-1871), а также его документальной прозы исследуются образ псковича и проблема псковского характера.
Ключевые слова: Псков, история России, псковский характер, русский характер.
Рафаил Михайлович Зотов (1795?—1871) — театральный деятель, драматург, второстепенный писатель середины 19 века, прославившийся историческими романами из разных эпох: Петра Великого, Елизаветы, Екатерины II, Наполеона... Глубже всего он знал и разбирался в событиях Отечественной войны 1812 года, потому что «в августе 1812 вступил добровольцем в петербургское ополчение (с чином прапорщика), в сражении под Полоцком получил 10 ран; участвовал в осаде Данцига <...> награжден орд<еном> св. Анны 3-ей степени» [9, с. 356]. Он был человеком государственных и консервативных взглядов и никогда не скрывал своей любви к монархии и к своему отечеству, был он также сторонником сильной власти и политической стабильности, за что его часто высмеивал Белинский.
Как некоторые современные писатели, так и сам Р. Зотов подражал известному романисту В. Скотту и, как правило, использовал многие его приемы. М. Г. Аль-тшуллер замечает, что писатель «сосредотачивается на авантюрно-приключенческой стихии своей книги», а его «роман спускается вниз к любителям приключенческого чтения» [1, с. 200]. По словам этого исследователя, «подобную, но все же на более высоком уровне трансформацию проделал исторический роман под пером Александра Дюма, тоже подражателя В. Скотта» [1, с. 200].
После смерти Р. М. Зотова романы его часто переиздавались, хотя советское время стало, казалось, временем их забвения. Но с 1987 года начинается новая волна интереса к историко-приключенческим романам писателя: переиздаются отдельные тексты, а в 2013 выходит пятитомное собрание его сочинений, в котором наряду с романами публикуется военная история России, история времен Александра I. Не случайно В. Н. Хмара, составитель собрания сочинений и автор вступительной статьи, дает ей говорящее название «Возвращение Рафаила Зотова».
В обширном наследии писателя заметен его особенный интерес к своей родине — Пскову и Псковскому краю, которые изображены в двух романах: «Леонид, или Некоторые черты из жизни Наполеона» (1832) и «Последний потомок Чингисхана» (1880), а также в документальных «Рассказах о походах 1812 и 1813 гг. прапорщика Санкт-Петербургского ополчения Зотова» (1836) и «Записках» (1874). Здесь происходит действие этих произведений, а главными героями являются уроженцы Пскова и Псковского края. Каким изобразил Зотов псковича? В чем особенность псковского характера?
1 Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда по проекту-победителю конкурса проектов в области гуманитарных наук № 16-14-60002 «Образ псковича в контексте национальной литературы».
В автобиографическом романе «Последний потомок Чингис-хана» писатель обращается к самому началу XIX века, описывая своего отца, приехавшего в Псков после убийства Павла I, в замке которого он дежурит в историческую ночь, косвенно оказываясь участником события. От столичного начальства он получает совет жить подальше от Петербурга. Так Псков этого времени становится местом действия романа.
Зотов описывает присягу высших должностных лиц в Троицком соборе, «чтение высочайшего манифеста Александра I о восшествии его на прародительский престол и обещание действовать, как бабка его, великая Екатерина» [8, с.182]. Присяга жителей Пскова происходит на площади перед собором. «На ней в царствование Павла 1 поставлена виселица (которую простой народ прозвал Глаголем), и хотя во все это время не произведено было ни одной смертной казни, но народ с восторгом увидел, что по повелению нового императора это орудие было сломано. Громкое ура! Сопровождало эту административную меру...» [8, с. 182]. Вполне верноподданическим и смиренным образом принимают изменения в своей жизни псковичи начала новой для них александровской эпохи. Но остроумное и ерническое прозвание виселицы «Глаголем» говорит об их прошлой, совсем иной исторической жизни, о прежнем, другом духе народа — вольнолюбивом и независимом.
Не случайно в самом первом своем историко-приключенческом романе «Леонид, или Некоторые черты из жизни Наполеона» сначала сам писатель передает свое понимание и благоговейное восприятие средневекового Пскова: «Знаменитая родина благоверной княгини, некогда сильный, богатый и славный Псков, младший брат знаменитого Новгорода, Псков, коего каменные твердыни, а еще более дух жителей, спасли Россию во времена Батория» [6, с. 40]. А затем его молодой герой, с восхищением обозревая летней ночью реку Великую, «великолепный собор» (собор Святой Троицы), «часовню Ольги Российской», с тем же восхищением говорит об их «романтическом и живописном виде» [6, с.137]. Псковская топика играет идеологическую роль в романе: Зотов подчеркивает героико-исторические реалии прошлого и знаковые фигуры, с ним связанные, — княгиня Ольга, Стефан Баторий, а также символы города — река Великая, Ольгинская часовня, Собор Святой Троицы [14, с. 67].
Заметим, что автор воспринимает Псков и его настоящую историю начала XIX века как лишенную величия прошлого. О городе в романе «Леонид, или Некоторые черты Наполеона» он говорит следующее: «ныне бедный губернский городишко, торгующий сушеными снетками и вялеными щуками. От первохристианской княгини осталось очень темное предание, и на левом берегу реки Великой, почти против собора, часовенка, из-под которой течет ключ студеной воды, и сквозь запертую решетку коей бросают прохожие в часовню по грошу и по копейке. От знаменитых времен осады Батория остались полуразвалившиеся стены с проломами, кои освящены славными воспоминаниями, от вечевых собраний полубуйного, но верного государям своим народа осталась одна грязная площадь (теперь она, говорят, вымощена; но когда действие началось, т<о> е<сть> в 1806 году, то никто не думал о таком великолепии)» [6, с. 40].
Автор трезво смотрит на Псков при его описании из своего времени (начала 1830-х гг.), указывая на время действия романа (1806 г.). Но молодым, романтически настроенным героям ближе другое восприятие: им дороги героическое прошлое Пскова и его исторический центр, и они хорошо знают и понимают их значение. Гла-
зами Евгения и Леонида читатель видит «знаменитую родину благоверной Ольги»: Псков как «младший брат знаменитого Новгорода, который спас Россию «во времена Батория» своим мужественным сопротивлением в августе 1581 — январе 1582 гг., в результате которого Польша принуждена была заключить перемирие. Молодым героям близки и дороги на этой земле дух народный, священство царской власти, вера в Бога, на которых основан патриотизм. Как самое важное начало псковского характера патриотизм определяется как генетическая память, неотделимая от истории их малой родины.
В Псковском крае и Пскове происходит личностное самоопределение и становление национального самосознания главного героя романа Леонида - молодого человека, родившегося в семье управляющего поместьем, расположенном на середине пути между Псковом и Островом. Леонид изображен Зотовым как олицетворение патриотизма, благородства, скромности, решительности, доброты, чувства долга и т. д. По словам В.Троицкого, он «идеальный сын своего века и своей среды», «глубоко и искренне преданный не только русскому императору, но самой идее «помазанника Божия» [13, с. 17]. Судьба главного героя романа сказочно-гиперболическая, невероятная. Леонид сначала сражается против Наполеона, а затем удивительным образом оказывается у него на службе, при этом не оставляя мысли о своем любимом отечестве, проходит массу испытаний и приключений и возвращается на родину уже после войны 1812 года и заграничных походов русской армии. Любимый герой Зотова, пскович по рождению, оказывается человеком чести перед лицом высоких французских военачальников и сподвижников Наполеона, с одной стороны, а с другой, — остается верным сыном своего отечества.
Современный исследователь замечает, что «отличительные черты псковского характера надо искать в особенностях положения, хозяйства, обстоятельств, исторического процесса Псковской земли» [4, с. 8]. Он справедливо говорит: «Особенностью Псковской земли было ее пограничное положение. Находясь геополитически между Западной Европой и Россией, она веками была передовым рубежом в деле защиты русских земель, а с другой стороны — посредницей в многогранных русско-европейских связях» [4, с. 9]. Р. М. Зотову удается подтвердить этот вывод современного ученого и показать особую судьбу своей малой родины на истории главного героя: Леонид — носитель псковского характера, человек, защищающий свое отечество от наполеоновского вторжения, но в то же время он связывает в лучших своих чертах (честь и храбрость) разумное начало, существующее в армии противника, видящего и признающего моральное превосходство русской армии.
«Осознание псковичами себя единой общностью, обостренное чувство Родины» [4, с. 9], отмеченное ученым, писатель показывает на примерах таких героев, как дворянский сын Евгений Силин, его камердинер и старый слуга дома Семен. Вернувшись после двух лет разлуки в родные места, этот «деревенский патриот», как его называет автор, со слезами в голосе и на глазах кричит: «Барин! Барин! Вот наше село!» [6, с. 62].
Чувства Семена в романе комментируют молодые герои, его земляки. Леонид говорит о благородстве души старого слуги, которое делает «русских солдат первейшими в свете по любви к родине и своим знаменам, так что дезертиры, столь обыкновенные в других армиях, у нас, говорят, вовсе не известны» [6, с. 62]. Автору романа не в меньшей степени в этот момент важны высказывания дворянина Евгения Сили-
на: «.мы дворяне, — мы любим славу России, по долгу, чести и народной гордости, но Семен!.. он рад, что видит на сельской церкви ту же зеленую колокольню, которая была два года тому назад» [6, с. 62]. Патриотизм в романе объединяет героев разных сословий, в своей основе имея народный дух, верность родной земле, веру в Бога. В высказываниях героев-псковичей присутствует осознание себя в пространстве всей России, всего отечества, поэтому псковский характер у Зотова, как правило, соотносится с русским характером, особенно в эпоху Отечественной войны 1812 года, когда уже всей России грозит потеря независимости и вся страна объединится в борьбе с врагом. Так задолго до Л. Н. Толстого Р. Зотов покажет единство русской нации перед лицом завоевателей, то что великий писатель впоследствии назовет «дубиной народной войны». Как участник Отечественной войны 1812 года поэт Ф. Н. Глинка, уроженец Смоленской губернии, в своих документальных записках также отметит единство русских людей разных сословий пред лицом надвигающегося врага, подтверждая объективность происходящего в этот исторический момент во всей России [2].
Зотов пытается показать причины национального единства в особенностях и обстоятельствах мирной жизни. Читатель не видит и следов холопства со стороны слуг в отношении к своим хозяевам: в романе писателя хозяева и слуги относятся к друг другу с явной симпатией и верностью, что свойственно не только Евгению Силину и его камердинеру Семену.
Совершенно особую преданность к своему господину проявляет пскович Вар-лам, унтер-офицер, верный слуга и одновременно товарищ Леонида. Колоритная фигура Варлама — человека могучего сложения, любящего крепко выпить, проворного в службе, бравого солдата, готового за Леонида отдать свою жизнь, — воплощает тот тип псковского крестьянина, о котором и с иронией, и с восхищением, и с юмором говорит автор: «Из всех русских губерний, псковские крестьяне, всех равнодушнее к приятностям жизни. В чистоте не уступят они готтентотам (коренным жителям Южной Африки), в упрямстве превзойдут чухон (эстонцев и карело-финнов), в грубости сравняются с прусскими фурманами (извозчиками). А как одно из важнейших произведений Псковской губернии есть греча, то иные полагают, что обильное употребление гречневой каши делает крестьян такими философами. Надобно, однако, отдать справедливость и их добродетелям. Честность и трезвость (пороки, коими иностранцы вообще всех русских упрекают) в Псковской губернии гораздо более встречаются, нежели в других» [6, с. 47]. Писатель с явным юмором дает характеристику псковских крестьян в романе, говоря совсем не о положительных чертах их характера и жизни. Но в документальных записках Зотова о войне 1812 года о псковском характере сказано серьезно и высоко.
Зотов в них описывает случай, который Л. Н. Толстой впоследствии в романе «Война и мир» отнесет к происходящему в Смоленске. Зотов же говорит о Великих Луках: «Тут [в Великих Луках — Н. Ц.] нашли в жителях самый радушный, самый бескорыстный прием. Ни за что не хотели с нас брать денег. Мне нужно было купить несколько фунтов сахару. Купец отвесил и очень огорчился, когда я спросил, сколько ему следует.
— Да за что ж, братец, я даром-то возьму у тебя?..
— За то, что вы наши защитники, наши спасители!
— Если все твои защитники придут брать товар без денег, так у тебя ничего не останется.
— Да ведь я, батюшко, не один и в городе; нас много, и мы до вашего прихода положили между собою не брать с вас ни за что денег. На мое счастье вы пожаловали, и я рад служить такой малостью вашему благородию!» [6, с. 579]. Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» изображает очень похожий эпизод, относя происходящее к Смоленску. В художественном и эмоциональном отношении он у великого писателя гораздо более яркий и сильный, чем в записках Зотова. Действие происходит в лавке купца Ферапонтова. «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам, — закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. <...> «Решилась! Расея!» — крикнул он. — Алпатыч! Решилась!» [12, с. 125]. Восстанавливая историческую справедливость, стоит заметить, что у такого добросовестного автора хроники событий, происходящих в 1812 году в Смоленске, как уроженца этого края поэта и офицера Ф. Н. Глинки, подобный случай отсутствует [2].
В «Рассказах.» Зотова о войне 1812 года (1836), как и в эпопее Толстого, действие происходит в пограничной губернии (у Зотова в Псковской, у Толстого в Смоленской). И выражение национально-патриотического настроения у обоих авторов свойственно людям разных сословий и объединяет их. Заметим, что единые проявления как псковского, так и смоленского характеров в Отечественную войну 1812 г. обусловлены пограничным местоположением обеих губерний, с одной стороны, но с другой стороны, — тем, что выражают суть русского национального характера вообще. Оба участника войны, Р. Зотов и Ф. Глинка в своих описаниях документальных событий признают патриотизм как главную черту русского национального характера.
Видимо, произошедшее в Великих Луках, настолько сильно врезалось в память Р. М. Зотова, что этот же эпизод он вспомнит еще раз в последние годы жизни в своих записках, опубликованных уже его сыном в журнале «Иллюстрированный вестник» в 1874 году. «Маршрут наш был через Великие Луки, — напишет Зотов, — и нам позволено было отдохнуть два дня в этом городе. Жители приняли нас лучшим образом, так что на рынке и в лавках не хотели с нас ничего брать. «Вы идете за нас сражаться, — говорили нам, — так уж мы, конечно, обязаны жертвовать вам своим товаром». Совестно, конечно, и брать что-нибудь, но артельный наш повар не чувствовал этой совестливости и кормил нас отлично на счет города» [5, № 4, с. 197]. Появление в «Записках» бытовой подробности о поведении артельного повара не меняет сути поведения и характера жителей Великолукского уезда Псковской губернии в годину войны. Заметим, что псковский историк и краевед XIX века М. И. Семевский точно указывал на то, что город Великие Луки и уезд имели отношение именно к Псковской губернии: «Указом от 1 февраля 1812 г. определены были штаты губерниям, на основании их Псковская губерния с главным городом Псковом составлена была из 8 уездов: 1) Псковского, 2) Островского, 3) Опочецкого, 4) Новоржевского, 5) Великолукского, 6) Торопецкого, 7) Холмского, 8) Порховского» [11, с. 30-31]. Изображая Отечественную войну 1812 года как совершенно особую историческую эпоху, как момент высочайшего подъема патриотических настроений в России, который юный Зотов сам испытал, он, став писателем, как будто заставляет пережить те же чувства своих героев. Зотову близка мысль о том, что защита отечества от врагов выявляет самые высокие понятия о родине, пробуждает в человеке высокие представления о самом себе. Героями своих произведений он сделал псковичей, для которых характерно «обостренное чувство Родины», патриотизм обусловлен и местом их рождения, и героической историей их предков, и их исторической памятью. Отечественная
война 1812 года дает толчок не только развитию самосознания, но мыслям, поступкам, делам, гражданскому долгу и служению России. Они в этот момент глубоко переживают свою причастность к истории отечества и его настоящему.
Для Зотова обращение к эпохе 1812 года — это воспоминание о самом священном и важном периоде его жизни, неотделимой от истории его родного псковского края и России в целом, когда выявляются корни и традиции патриотизма как того качества, которое присуще не только псковичам или жителям Смоленска, но всем русским людям. В. И. Даль определил слово патриотизм как «любовь к отчизне», а патриота как «любителя отечества, ревнителя о благе его, отчизнолюба, отечествен-ника или отчизника» [3, с. 24].
В зотовском романе «Леонид, или Некоторые черты из жизни Наполеона» об этом качестве русского национального характера говорят как Наполеон, так и военачальники, его окружающие, в сцене совета, когда решается вопрос о вторжении в Россию. Так, Коленкур, обращаясь к Наполеону, в большом монологе о русском солдате делает такой вывод: «Не имея блистательных качеств французских солдат, он лучше переносит неудачи, ропщет при отступлении <...> и дезертиры в русской армии почти небывалая вещь. Даже самые их лошади гораздо превосходнее всех наших тем, что, приучены будучи к дикой жизни, бедной и грубой пище, они легко переносят утомительные переходы и недостаток фуража. Судите же, государь, о выгодах неприятеля, защищающего с фанатическим исступлением своих пенатов; судите о неизбежных потерях вашей армии при самой победе» [6, с. 474].
Легко заметить, что французский военачальник почти дословно повторяет молодого псковича Леонида о «русских солдатах, первейших в свете по любви к родине и своим знаменам, так что дезертиры, столь обыкновенные в других армиях, у нас, говорят, не известны» [6, с. 62].
Коленкуру вторит Сегюр, обращающийся к Наполеону с такими словами: «Вы сражались с русскими при Аустерлице и победили их; но при Эйлау, даже при Фрид-ланде, воины эти удивили вас. Что же теперь будет в войне отечественной, в войне народной? Русские гверильясы будут опаснее испанских. Вот все, что я могу сказать об этом народе. Ваше величество лучше нас может заключить, благоразумно ли все силы Франции вести в эту дикую, отдаленную страну, чрез земли двусмысленных союзников?» [6, с. 477].
Наконец, Наполеон, подобно своим подчиненным, говорит о русском солдате: «Я очень уважаю русских солдат, и если мои бюллетени унижали иногда их достоинства, то это потому, что подобные фразы нужны для моей политики; но чем больше войско их заслуживает уважение, тем более я убежден, что в нем одном состоит вся сила монархии» [6, с. 481].
Как его подчиненные, Наполеон высказывает прогнозы о будущем походе на Россию: «Знаю, что Россию от Ледовитого моря до Кавказа покорить нельзя, что если бы правительство вздумало отступать пред нашею армиею до берегов Волги и Урала, то поход мой кончится военною прогулкой в тысячу миль, в которой я без пользы могу потерять до ста тысяч человек» [6, с. 480]. Подобные примеры из текста романа, в которых враги России превозносят нравственную и физическую стойкость, верность монархии, патриотизм русских солдат, можно умножить.
Таким образом, Зотов в романе «Леонид, или Некоторые черты из жизни Наполеона» показал псковский характер как идеальный, составляющий основу наци-
онального русского характера. Ему важно было увидеть в Пскове и Псковском крае тот феномен пространства и традиций исторического прошлого, который воплотится в русском национальном характере, о котором будут говорить А. С. Пушкин и Л. Н. Толстой.
Оба писателя отразят в своих произведениях мысль о патриотизме Отечественной войны 1812 года, способствующем единству нации, отвечающем национально-патриотическому умонастроению и государственному сознанию. Это тот патриотизм, который трансформируется в «дубину народной войны» Л. Н. Толстого и который будет выражением общественной позиции А. С. Пушкина со времени михайловской ссылки до его смерти. Он скажет об этом в незавершенном романе «Рославлев» (1831) устами любимой героини Полины, так объясняющей причастность русских к пожару Москвы: « О, мне можно гордиться именем россиянки! Вселенная изумится великой жертве! <.. .> никогда Европа не осмелится уже бороться с народом, который рубит себе руки и жжет свою столицу» [10, с. 141].
Литература
1. Альтшуллер М. Г. Эпоха Вальтера Скотта в России. Исторический роман 1830-х годов. СПб.: Академический проект, 1996.
2. Глинка Ф. Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции, с подробным описанием Отечественной и заграничной войны с 1812 по 1814 год. М., 1870.
3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 3. М.: Русский язык, 1990.
4. Иванов Е. П. Псковский характер в контексте исторического процесса // Псков в российской и европейской истории: Международная научная конференция: В 2 т. Т. 2. Моск. Гос. ун-т печати. М.: МГУП, 2003.
5. Записки Зотова Р. М. // Иллюстрированный вестник. СПб., 1874. № 3-8.
6. Зотов Р. Леонид, или Некоторые черты из жизни Наполеона // Р. Зотов, Н. Греч, Н. Коншин. Три старинных романа: В 2 кн. Кн. 1. М.: Современник, 1990.
7. Зотов Р. М. Рассказы о походах 1812 года прапорщика Санкт-Петербургского ополчения Зотова // Р. М. Зотов. Таинственный монах, или Некоторые черты из жизни Петра 1 и др. М.: Пресса, 1993.
8. Зотов Р. М. Последний потомок Чингис-хана. СПб.: Изд. Книгопродавца И. Л. Тузова, 1880.
9. Карпов А.А. Зотов Р. М. // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. Т.1.
10. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. XVI. Л.: Наука, 1978.
11. Семевский М. И. О Великих Луках и Псковской губерниии. Избр. произведения. Великие Луки: Великолукская тип., 2014. С.30-31.
12. Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. 6. М.: Худож. лит., 1980.
13. Троицкий В. Ю. Глагол времен (О русском историческом романе и массовой исторической беллетристике) // Р. Зотов, Н. Греч, Н. Коншин. Три старинных романа: В 2 кн. Кн. 1. М.: Современник, 1990. С. 3-34.
14. Цветкова Н. В. Псковская топика в романе Р. М. Зотова «Леонид, или Некоторые черты из жизни Наполеона» // Михайловская пушкиниана: Материалы IX Февральских чтений памяти С. С. Гей-ченко «Литературная топография исторических мест (февраль 2006) и Михайловских Пушкинских чтений «1826 год» (август 2006): [Сборник статей]. Вып. 42. Сельцо Михайловское; Псков, 2006.
Об авторе
Цветкова Нина Викторовна — доцент кафедры литературы, кандидат филологических наук, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: [email protected]
N. V. Tsvetkova
THE IMAGE OF A PSKOVITE AND PSKOVIAN CHARACTER IN R. M. ZOTOV'S LITERARY WORKS
For the first time the image of a Pskovite and the problem of Pskovian character are studied on the material of Zotov's historical novels "The Last Descendant of Genghis Khan", "Leonid, or Some Facts from Napoleon's Life" and his documentary prose. Key words: Pskov, history of Russia, Pskovian character, Russian character
About the author
Tsvetkova Nina — Associate Professor, Candidate of Sciences (Philology), Department of Literature, Pskov State University, Russia. E-mail: [email protected]