Татьяна Валерьевна Разина
член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, доцент, проректор по развитию Негосударственной автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт мировых цивилизаций», Москва, Россия; e-mail: [email protected]
Елена Александровна Володарская
доктор психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук,
Москва, Россия; е-таП: еауоМ@ятаИ сот
Образ профессора высшей школы в живописи и его историко-культурная трансформация
УДК; 159.9 (075)+(092)
БОГ: 10.24412/2079-0910-2021-4-46-66
Исследуется динамика отношения общества к социальной группе профессорско-преподавательского состава вуза. Основным методом выступает анализ содержания изображения профессоров на портретах художников разных исторических эпох. В качестве иконографического материала рассмотрены 1 123 картины ХГУ—ХХГ вв. Обосновано, что традиция художественного отображения профессора может рассматриваться в качестве индикатора социального статуса преподавателя вуза своего времени. Описаны устойчивые элементы портретного изображения профессора: положение на картине, символы учености (книги, научные приборы, письменные принадлежности), наличие студентов-слушателей, внешний облик (изображение психологических черт личности, невербальные признаки — позы, жесты, мимика), уровень материального достатка (богатство одежды, обстановки). Выявлено, что полотна живописцев начиная с ХГГГ—ХГУ вв. отражают ситуацию доминирования профессора в общении с учениками, символы материальной обеспеченности, внимание слушателей-учеников, одухотворенность лица главного персонажа картины — преподавателя, что свидетельствует о его высоком социальном статусе, возможности достичь материального достатка и статуса интеллектуальным трудом. Во второй половине ХУГГГ—ХГХ вв. высокий социальный статус преподавателя подтверждается изображением профессора вместе с царствующими особами. Портреты преподавателей в искусстве социалистического реализма фиксируют их высокий социальный статус, но в отсутствие изображения символов материального достатка. Портретное изображение профессоров вуза у современных отечественных художников свидетельствует об отсутствии на полотнах устойчивых индикаторов принадлежности к профессиональной группе преподавателей вузов, символов материального богатства, отличительных признаков внешнего облика, что иллюстрирует значительное ухудшение общественного положе-
© Разина Т.В., Володарская Е.А., 2021
ния преподавателя. Раскрыт потенциал анализа иконографических документов, в частности, портретной живописи, для выявления социальных представлений о преподавателе высшей школы в отдельные исторические периоды.
Ключевые слова: образ профессора, портретная живопись, историческая трансформация, иконографические документы, общественное мнение.
Введение
Динамика научного знания, в частности в рамках социальной психологии науки, свидетельствует не только о теоретико-методологической рефлексии складывающихся концептуальных подходов и эмпирических результатов исследовательского поиска, расширяющих предметно-категориальное поле исследуемых феноменов, но и о включении новых методов анализа, связанных с усилением межпредметных связей отдельных научных дисциплин и междисциплинарного характера объектов, входящих в фокус внимания психологов.
Примером такого нового методического инструмента, пришедшего в социальную психологию науки из клинической психологии, становятся рисуночные методы, которые, будучи проективными диагностическими приемами, не нацелены на анализ нарушений психического развития личности, что традиционно свойственно этой группе методов [Венгер, 2003], или на определение уровня интеллектуального развития детей [Маховер, 2000]. В социальной психологии науки использование изображений для анализа становится способом исследования реальности, особенностей восприятия и интерпретации социальных феноменов не только на основе вербальных конструктов (мнений, убеждений и другой текстовой информации), но и с помощью разнообразных иконографических объектов, символов, рисунков, картин, которые способствуют выделению смысла, интерпретации, понимания конкретного предмета анализа, например, имиджа ученого.
Выделение социальных представлений на основе иконографических материалов может быть осуществлено двумя способами. Во-первых, это выбор из перечня предлагаемых визуальных элементов, изображающих изучаемый социальный объект; во-вторых, это самостоятельное изображение этого объекта [Le Moël, Moliner et Ramadier, 2015].
В новом транзитивном мире, подверженном всепоглощающим процессам глобализации, многие традиционные институты и ценности меняют свое место и значение. На сегодняшний день система высшего образования как в России, так и в мире также претерпевает существенные изменения. В данной работе мы хотели бы коснуться изменений статуса и места преподавателя высшего учебного заведения в современном вузе. Те из преподавателей, кто работает в высших учебных заведениях много лет, помнят о периоде известных академических свобод для профессорско-преподавательского состава, которые были реальностью еще два десятилетия назад. Вначале процессы глобализации привели к включению высшего образования в России в болонскую систему; затем внутренние реформы в науке и высшем образовании провоцировали повсеместное внедрение стратегии «менеджерализма» в руководство высшими учебными заведениями, что в конечном итоге привело к перераспределению усилий преподавательского состава в профессиональной дея-
тельности и снижению статуса преподавателя, профессора, заведующего кафедрой не только во внутривузовской иерархии, но и в широкой социальной среде [Абрамов, 2011; Кандыбович, 2019].
Эти изменения, безусловно, многократно подвергались научной рефлексии, объективировались и обсуждались в академической среде [Курбатова и др., 2017; Смолин, 2015]. Интерес представляют не столько индивидуально-психологические, сколько социальные аспекты оценки данного явления, отраженные в общественном мнении о преподавателе и его имидже [Донская, 2004; Чертыкова, 2002]. В частности, показано, что снижение социального статуса преподавателя обусловлено несходством профессиональных стереотипов моделей поведения педагогов и более гибких индивидуализированных ролевых доминант ожиданий со стороны студентов от межличностного взаимодействия с конкретным преподавателем [Попова, 2007].
Изменение образа преподавателя вуза в широкой социальной среде исследовано в значительно меньшей степени, и в первую очередь потому, что содержит достаточно большое количество неосознаваемых компонентов, отрефлексировать которые в ряде случаев невозможно. И это можно осуществить путем анализа тех форм общественной деятельности и бытия, которые существуют наряду с научным, рациональным путем познания действительности. Одним из таких путей является искусство. Подобные попытки в отношении образа научных работников уже осуществлялись в отечественной и зарубежной науке применительно к ученому в киноискусстве и в живописи [Володарская и др., 2017].
Тем не менее образ преподавателя вуза пока лишен такой иконографической оценки. Нам, однако, это представляется крайне необходимым, поскольку социально-культурная роль преподавателя вуза в течение многих столетий объединяла в себе две функции — с одной стороны, производство нового научного знания, а с другой — трансляцию этого знания и воспроизводство научных кадров, передачу культурно-исторического опыта.
Традиционно, когда говорят о преподавателе вуза, чаще всего употребляют термин «профессор», ассоциирующийся, в первую очередь, с высоким статусом в научной иерархии, уважением среди коллег. Имплицитно понятие «профессор» предполагало главным образом причастность к высокой науке, т. е. профессиональную научную деятельность [Schummer, Spector, 2007]. Изначально европейские университеты учреждались и существовали преимущественно как научные центры, где знание должно создаваться.
Второй аспект связан с функцией учения, но она существенно шире, чем просто передача знаний. Это и наставничество, формирование личности будущих научных работников. Таким образом, понятие «преподаватель», «профессор» в ассоциативном ряду расположено рядом с понятиями «ученый» и «учитель», что в дальнейшем в своей работе мы будем учитывать при подборе иллюстративного материала. Безусловно, социальная позиция профессора-преподавателя оказывает влияние на становление научной культуры подрастающего поколения. В частности, в исследованиях показано, что на становление научного мировоззрения, научной культуры детей оказывают влияние как непосредственные межличностные отношения со значимыми взрослыми, например членами семьи, способствующими либо препятствующими возникновению научных увлечений детей, так и позиционирование науки в СМИ, что влечет за собой формирование представлений о науке как о чу-
ждой, малопривлекательной сфере возможной профессиональной социализации \Permmet, 2018].
Отметим также, что в последние годы в России понятие «профессор» встречается все реже и замещается более широким по значению, но и более нейтральным по смыслу — «преподаватель». С одной стороны, это в определенной степени отражает реальную ситуацию в вузах, когда среди профессорско-преподавательского состава лица с ученым званием «профессор» составляют от 10 до 30%. С другой стороны, это может трактоваться как возможное отражение снижения общественной значимости данной профессиональной и статусной категории в современном российском обществе [Аблажей, 2020; Бакштановский, Богданова, 2019]. Также нужно отметить, что сейчас в вузах стирается грань между профессорами и преподавателями более низкого статуса — доцентами, ассистентами. Это выражается в том числе в перераспределении должностных полномочий. От профессоров сейчас начинают требовать выполнения всех тех обязанностей по различным направлениям учебной деятельности, что и от преподавателей, занимающих более низкие должности [Третьякова, Игнатьев, 2018].
Подобная динамика общественного мнения относительно статуса, престижа роли профессора, относящегося к высшей группе должностей в образовательном пространстве, вероятно, находит свое отражение в иконографической фиксации.
Цель данной работы — анализ изменений отношения в обществе к такой социальной и профессиональной группе, как «профессор вуза», отражаемых в живописных произведениях различных исторических эпох.
Методом исследования выступает анализ продуктов деятельности (художественных и графических произведений). Мы исходили из предположения, что особенности изображения профессоров и преподавателей в живописи и графике отражают особенности отношения в обществе к этой профессиональной и статусной категории, ее место в негласной общественной иерархии [Володарская, Разина, 2017].
Материалом для анализа стали художественные полотна, составившие живописное наследие восьми веков (ХГУ—ХХГ), — портретные или жанровые произведения с изображением профессора вуза, преподавателя, учителя. В число анализируемых иконографических документов были включены картины, в названии которых не фигурировали лексические конструкты, содержательно описывающие сферу образования, но изображали различные аспекты жизни профессорско-преподавательского состава.
Общий объем выборочной совокупности художественных произведений составил 1 123 картины. Распределение количества полотен по столетиям неодинаково в силу разной представленности во времени и доступности иконографических документов, но в рамках каждого столетия было проанализировано не менее 30 картин.
Несомненно, первые изображения преподавателей вузов появляются параллельно с возникновением самих университетов — в конце ХГГ — начале ХГГГ в. в Италии, Великобритании и Франции. Однако большая часть из них не сохранилась. Чаще всего это были книжные миниатюры, отражающие сам процесс обучения в лекционном формате как традиционный способ педагогического общения преподавателя и студентов (рис. 1).
Рис. 1: Лекцию с кафедры в Болонском университете читает Хенрикус-де-Алеман
(Генрих Алеманский) (Худ. Л. Вонтолина. Около 1360-1390 гг.)
Fig. 1. A lecture from the department at the University of Bologna is delivered by Henricus de Aleman (Henry of Alemans) (Painter L. Vontolina. 1360-1390)
Фигура профессора на изображении занимает главное место. Он находится на возвышении — кафедре и в смысловом плане доминирует над всеми остальными присутствующими — студентами. Рядом с профессором — помощник или слуга, что также подчеркивает его статус и высокое положение. Также изображены книги как хранилища знаний, а профессор одет в мантию. Перечисленные элементы картины — это символы учености, которые будут в той или иной степени включены в изображение преподавателей в течение последующих столетий.
Традиции в изображении вузовских преподавателей, профессуры могут рассматриваться как индикатор общественного положения и отношения к профессору в обществе того времени. А именно, в межличностных отношениях преподавателя и студентов средствами художественной фиксации показано доминирование преподавателя и подчинение учеников в непосредственной коммуникации.
Подобного рода изображения встречаются в книжных миниатюрах достаточно часто и являются типичными для довольно широкого временного периода [Гла-зычев, 1989]. Таким образом, в средневековых университетах именно профессор, преподаватель был центральной фигурой, и эта установка сохранилась на долгие столетия.
Эпоха Возрождения в Европе повлияла на многие стороны жизни общества. Начавшись в сфере искусства, она освободила живопись от средневекового догматизма, позволила значительно больше внимания уделять главным образом индивидуально-психологическим особенностям изображаемой модели. Однако традиции, заложенные средневековым искусством, продолжали оставаться довольно устойчивыми. Параллельно эпоха Возрождения позволила раскрепостить умы людей, дать свободу в научно-исследовательском поиске и преподавании, что впоследствии сделало возможным научную революцию XVII в.
Так, например, для эпохи Возрождения является достаточно показательным портрет Луки Пачоли и неизвестного юноши, написанный Якопо де Барбари около 1495-1500 гг. (рис. 2).
Рис. 2. Портрет Луки Пачоли и неизвестного юноши (Худ. Як. де Барбари. Ок. 1495-1500) Fig. 2. Portrait of Luca Pacioli and an unknown youth (Painter J. de Barbari; 1495-1500)
На полотне отражены личностные черты, характерные для изображенного человека, — сосредоточенность, вдумчивый взгляд, но при этом определенная отрешенность, погруженность, с одной стороны, в себя, а с другой, в те научные проблемы, над решением которых работает ученый. Эти характеристики также стали определяющими в изображении и преподавателя, и ученого в последующих столетиях. Несмотря на то что на этом полотне процесс преподавания не изображен, известно, что в период 1477-1480 гг. Л. Пачоли преподавал в Перуджинском университете, а впоследствии ушел в монастырь [Щетников, 2007]. Наличие фигуры неизвестного молодого человека также может трактоваться как образ ученика, последователя либо донатора. На картине присутствуют символы учености и передачи знаний — книги, письменные принадлежности.
Типичными и широко известными для исторического периода Возрождения являются портреты Эразма Роттердамского, в частности, в исполнении художников К. Массейса (1517, рис. 3) и Г. Гольбейна-младшего (1523, рис. 4). Эразм Роттердамский преподавал в крупнейшем для того времени Кембриджском университете и являлся создателем прогрессивной на тот момент педагогической теории.
Представленные портреты, написанные разными художниками, обладают большим числом общих черт, отражающих сходство сформированной системы социальных представлений об ученом, профессоре эпохи Возрождения. Во-первых, это вдумчивый, обращенный внутрь себя или в пространство взгляд, поскольку ученый отрешен от суеты, бренности мира, размышляет над более высокими проблемами. Во-вторых, символы учености — книги, принадлежности для письма, колбы. В-третьих, подчеркивание высокого статуса профессора за счет изображения предметов роскоши. Этот индикатор является новым, появляется именно в эпоху Возрождения по сравнению с предыдущим историческим отрезком. На портрете Г. Гольбей-на профессор Эразм Роттердамский одет в дорогую шубу и шапку, интерьер также отражает роскошь, доступную для того времени. Эти свидетельства эпохи можно трактовать так: в структуру имиджа профессора начинает входить не только представление о высоком социальном статусе и уважении в обществе, но и сопровождающее этот статус богатство, материальный достаток, источником которого является
интеллектуальный труд, признаваемый и адекватно оцениваемый со стороны представителей власти.
Рис. 3. Эразм Роттердамский Рис. 4. Портрет Эразма Роттердамского
(Худ. К. Массейс. 1515) (Худ. Г. Гольбейн-мл. 1523)
Fig. 3. Erasmus of Rotterdam Fig. 4. Portrait of Erasmus of Rotterdam
(Painter Q. Massijs. 1515) (Painter H. Holbein the Younger. 1523)
Безусловно, фигура Эразма Роттердамского для своего времени исключительная, но в целом подобная традиция художественного изображения профессорско-преподавательского состава университета начинает усиливаться и распространяться в дальнейшем.
На картине XVIII в. «Портрет декана Джорджа Беркли с семьей», написанной Джоном Смайбертом в 1729 г., можно видеть семейную сцену (рис. 5). Декан занимает значительную часть картины (справа). Взоры большинства остальных фигур (членов семьи) на картине устремлены в его сторону. Несмотря на то что интересующее нас полотно — это не официальный, а семейный портрет, декан изображен в требуемых для его статуса мантии и воротничке. Иными словами, даже при изображении человека вместе с родными и близкими людьми имеет место фиксация символов высокого статуса, общественного положения и профессиональной принадлежности — книги как символы науки и элементы роскоши — богатая одежда, ковры. Молодые люди (родственники) изображены таким же образом, как несколькими веками ранее изображали учеников: подчиненные позы, опущенные взгляды или взгляды, устремленные на главу семьи — профессора. У самого главного героя картины — декана, — как и на более ранних произведениях, отрешенный взгляд, одухотворенное лицо, отражающее размышления о высоких материях.
Во второй половине XVIII в. начинаются новые тенденции в изобразительном искусстве. Помимо исключительно психологизма, художники пытаются перенести на полотна динамику, естественность, что нашло отражение и в изображении ученых и профессуры. В качестве примера приведем картину Джозефа Райта «Философ, объясняющий модель Солнечной системы», написанную в 1766 г. (рис. 6).
Рис. 5. Портрет декана Джорджа Беркли с семьей (Худ. Дж. Смайберт. 1739) Fig. 5. Dean Berkeley and His Entourage (Painter J. Smibert. 1739)
Рис. 6. Философ, объясняющий модель Солнечной системы (Худ. Дж. Райт. 1766)
Fig. 6. A Philosopher giving a Lecture on the Orrery in which a lamp is put in place of the Sun
(Painter J. Wright. 1766)
Несмотря на то что на полотне изображен домашний урок с детьми, а не лекция в университете, на картине присутствуют все те элементы, которые характерны для более ранних изображений профессуры и ученых, — задумчивый взгляд, доминирующее положение на полотне, книги, мантия, признаки богатства. Также присутствуют ученики — как взрослые, так и дети. Но в отличие от предыдущих типичных изображений на этой картине фиксируется не только подчиненное положение всех персонажей по отношению к центральной фигуре философа, но показан процесс решения ими поставленной задачи, обдумывание результата, интерес и сосредоточенность. То есть изображаемые герои картины, помимо философа-учителя, становятся хоть и не равноправными, но достаточно важными участниками художественного повествования.
Значительный интерес представляет то, как позиционируются отношения профессуры и властей предержащих. В XVIII в. этот вопрос стал достаточно широко освещаться в живописи. Например, на картине Пьера-Луи Дюмениля-младшего «Диспут королевы Кристины и Декарта» (рис. 7). В конце жизни Декарт приехал
в Стокгольм по приглашению королевы в качестве ее преподавателя математики. Королева Кристина была известной для своего времени покровительницей наук и искусств.
Рис. 7. Диспут королевы Кристины и Декарта, который переехал из Франции в Стокгольм
по приглашению королевы (Худ. П.-Л. Дюмениль-младший. 1781 г.)
Fig. 7. Queen Christina (at the table on the right) in discussion with French philosopher René Descartes (Painter P.-L. Dumesnil. 1781)
На картине изображена парадная зала дворца королевы Кристины. Сам Декарт с Кристиной расположены за столом в правой части картины. Несмотря на то что термин «диспут», вынесенный в название картины, предполагает равноправные позиции спорящих, на картине Р. Декарт изображен в явно доминирующей по отношению к Кристине позе. Ученый стоит, в утверждающем жесте указывая рукой на бумаги. Кристина сидит справа, дама напротив Декарта воздевает руки в практически молитвенном жесте. Таким образом художник отразил не совсем равноправное положение королевы и ученого, а доминирующее положение ученых, профессуры во взаимоотношениях с самыми титулованными особами.
Для сравнения приведем широко известную картину И.К. Федорова «Императрица Екатерина II у М.В. Ломоносова» (рис. 8). Картина была написана в 1884 г. Однако события, отраженные на ней, относятся ориентировочно к 1762—1765 гг., т. е. незадолго до событий, отраженных на картине П.-Л. Дюмениля. Как можно видеть, отношения русского ученого, профессора Петербургского университета, с русской императрицей имеют совершенно иной характер. На полотне императрица, единственная из всех присутствующих, сидит, что подчеркивает ее доминирование над окружающими. Об этом говорят также ее осанка и взгляд. Безусловно, она здесь самая главная. М.В. Ломоносов наклоняется, видимо, прислушиваясь или выражая свое почтение перед императрицей.
При этом отметим, что все атрибуты изображения профессора, наблюдаемые ранее на картинах западных художников, здесь также присутствуют в полной мере: роскошь, научные приборы и книги. Отметим, что для отечественной русской живописи XVII—XVIII вв. было не свойственно изображать профессуру, и такие живописные полотна появляются только в XIX в. Подобная ситуация связана с тем, что
портрет стоил довольно дорого, живописцев было достаточно мало, как невелико было и число профессоров. В XVIII в. в России действовали только Санкт-Петербургский университет, Московский университет и Киево-Могилянская академия, которая была образована еще в 1632 г. киевским митрополитом Петром Могилой. Его портрет в качестве ректора и преподавателя Киево-Могилянской академии считается первым живописным изображением преподавателя в России (рис. 9).
Рис. 8. Императрица Екатерина II у М.В. Ломоносова (Худ. И.К. Федоров. 1884) Fig. 8. Empress Catherine II at M.V. Lomonosov (Painter I.K. Fedorov. 1884)
Рис. 9. Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Петр Могила (Худ. неизвестен, XVII в.) Fig. 9. Metropolitan of Kiev, Galician and All Russia Pyotr Mogila (Painter is unknown, XVII)
Портрет митрополита отражает в первую очередь принадлежность Петра к духовному званию, что выражается в облачении, посохе, распятии, гербе Петра Могилы, характерном жесте благословения. Стиль (в особенности лицо) еще содержит элементы иконописи, ничто в портрете не указывает на ректорскую деятельность Петра Могилы. Возможно, в силу того, что этот аспект его деятельности для современников не выглядел столь значимым, как это представляется нам сейчас.
Таким образом, практически полное отсутствие портретов профессуры в России в ХУ11—ХУШ вв. может косвенно свидетельствовать о том, что социальная значимость этой профессиональной категории в рассматриваемый период еще не имела достаточного веса и роли в обществе.
В XIX в. происходят кардинальные изменения как в манере и технике живописи, так и в жизни университетов. Их число растет, что обусловлено как объективными потребностями развития науки и необходимостью подготовки кадров, так и важностью высшего образования и значимостью ключевых его фигур — преподавателей. В мировой живописи в этот период появляется большое число портретов, где изображены преподаватели, профессора, деканы, ректоры. Эти портреты писались по заказу самих портретируемых или организаций, а в ряде случаев были написаны под воздействием личных пристрастий и интересов художников.
В этот период портреты профессоров и ректоров высших учебных заведений, написанные в России и за рубежом, не имеют существенных отличий, отражая сходство социальной позиции в общественной иерархии, которую стали занимать профессора вузов (рис. 10-15).
Рис. 10. Картограф профессор Йозеф Юттнер и его жена (Худ. В.Ф. Тимм. 1824) Fig. 10. Cartographer Professor Josef Juttner
Рис. 11. Профессор Томас Генри Гексли (Худ. Дж. Кольер. 1890)
Thomas Henry Huxle (Painter J. Collier. 1890)
Fig. 11. Professor
Рис. 12. Портрет профессора Поля
Редара (Худ. Э.Б. Деба-Понсан. 1887) Fig. 12. Portrait of Professor Paul Redard (Painter Ed.B. Debat-Ponsan. 1887)
and his wife (Painter G.-W. Timm. 1824)
Рис. 13. Портрет профессора Медико-хирургической академии в Москве К.А. Яниша (Худ. К.П. Брюллов. 1841) Fig. 13. Portrait of Professor of the Medical-Surgical Academy
in Moscow K.A. Janish (Painter K.P. Bryullov. 1841)
Рис. 14. Портрет ректора Московского университета Ю.Ф. Самарина (Худ. В.О. Шервуд. 1872) Fig. 14. Portrait of the Rector of Moscow University Yu.F. Samarin (Painter V.O. Sherwood. 1872)
Рис. 15. Ректор по живописи
и ваянию Императорской Академии художеств, профессор Ф.А. Бруни (Худ. А.Г. Горавский. 1871) Fig. 15. Rector for Painting and Sculpture of the Imperial Academy of Arts, Professor F.A. Bruni (Painter A.G. Goravsky. 1871)
Все представленные на рисунках портреты написаны в лаконичной манере, содержат мало деталей — в основном книги и предметы письма. Изображенные на полотнах люди выглядят респектабельно, смотрят с достоинством, одеты добротно и дорого. Усилия художников главным образом сосредоточены на прорисовке лиц персонажей, чтобы через изображение мимических проявлений показать внутреннее психологическое содержание личности преподавателя. Глядя на эти портреты, можно понять, что перед нами люди, занимающие высокую иерархическую ступень в обществе и осознающие свой статус. Лица их одухотворены, наполнены высокими идеями. Художники сосредоточены на трансляции богатства личности изображаемых персонажей без прорисовки других символов учености, характерных для предыдущего времени.
После Октябрьской революции в России институт высшей школы претерпевает существенные изменения, однако уже после первых послевоенных лет разрухи статус и престиж высшего образования сильно повышаются. Тематика высшей школы, а также студенты как строители светлого будущего и их наставники — преподаватели, ученые, наряду с рабочими, колхозниками, полярниками, геологами, становятся частыми героями живописных произведений в СССР [Разина, 2020]. Безусловно, на стилистику их изображения повлиял доминирующий в то время стиль социалистического реализма, а также начинающий развиваться так называемый суровый стиль художественного осмысления [Каменский, 1974]. Для изображения преподавателей высшей школы характерны реализм, сюжетность, психологизм. Часто можно видеть преподавателя как участника жанровой сцены, хотя, безусловно, были и портреты, в том числе написанные на заказ (рис. 16—19).
Рис. 16. Экзамен по химии (Худ. А.М. Лопухов. 1953) Fig 16. Chemistry exam (Painter A.M. Lopukhov. 1953)
Рис. 17. После лекции. Портрет академика Н.Д. Зелинского с учениками (Худ. Б.Г. Коржевский. 1950) Fig. 17. After lecture. Portrait of Academician N.D. Zelinsky with his students. (Painter B.G. Korzhevsky. 1950)
Рис. 18. Учитель. Портрет математика, академика А.Н. Колмогорова (Худ. Д.И. Гордеев. 1980) Fig. 18. Teacher. Portrait of a mathematician, academician A.N. Kolmogorov (Painter D.I. Gordeev. 1980)
Рис. 19. Профессор И.И. Месяцев. Из серии «Созидатели советской океанологии» (Худ. М.А. Бирштейн. 1980) Fig. 19. Professor I.I. Miessatsev. From the series "Creators of Soviet Oceanology" (Painter M.A. Birshtein. 1980)
Из представленных примеров можно видеть, что идея доминирования преподавателя, его высокий статус находят место и в живописи советских художников (рис. 16, 17). Подчеркивается и отношение к ним со стороны студентов, которые своих профессоров любят, восхищаются ими, уважают, боятся. Также неотъемлемой чертой изображения профессуры того времени остается увлеченность идеей, одухотворенность, вплоть до самоотречения (рис. 18, 19).
На портретах советской эпохи уже значительно реже можно заметить внешние признаки социального статуса и материальной обеспеченности, хотя профессора в СССР были достаточно привилегированной категорией трудящихся. Внешние признаки статуса и уважения проявляются несколько по-другому, а именно, в подчеркивании признания заслуг преподавателей всех категорий со стороны государства. Это породило череду портретов учителей-орденоносцев (рис. 20).
Рис. 20. Портрет учительницы Л.И. Бобровой (Худ. В.П. Любимов. 1960) Fig. 20. Portrait of the teacher L.I. Bobrova (Painter V.P. Lyubimov. 1960)
В изображениях профессоров, ученых это также присутствует (рис. 17), но представлено не столь ярко.
Таким образом, в советский период в живописи находили отражение такие черты преподавателей высшей школы, как высокая востребованность их труда, уважение к ним, престиж их профессии, увлеченность работой и идеей. Усиливается отражение сближения психологических позиций профессора и студента, переход от однозначного доминирования в педагогическом взаимодействии учителя и ученика к относительному равенству их коммуникативных позиций.
В постсоветскую эпоху положение профессуры высшей школы кардинально изменилось не в лучшую сторону. Начиная с 2000-х гг. наступил период определенной стабильности и более пристального внимания со стороны государства к вопросам образования, и в том числе высшего образования. Отмечается, что статус преподавателя катастрофически снижается, и связано это не только и не столько с невысокими зарплатами, но и со снижением значимости этой профессии и сферы
деятельности в социуме в целом. Значительную роль в дестабилизации статуса науки и высшей школы сыграли и СМИ, в частности, современное киноискусство [Разина, Володарская, 2017].
В современной живописи эта ситуация также находит свое отражение. В первую очередь хочется отметить достаточно небольшое количество живописных полотен с изображением профессора, преподавателя высшей школы (рис. 21—25). В основном это портреты, жанровых сцен, отражающих специфику деятельности преподавателя, практически не встречается.
На портрете художника А.В. Загородных изображен пожилой преподаватель, профессор (рис. 21). Рядом с ним мы не видим учеников, не замечаем признаков статуса, достижений. Наоборот, выбранный художником ландшафт подчеркивает состояние одиночества, ненужности, обреченности. Художник Ю. Шац на своем полотне преследовал цель передать портретное сходство модели (рис. 22). Однако, кроме названия работы, ничто не указывает на то, что перед нами профессор. На обоих этих полотнах отсутствуют категории отнесения персонажа к конкретной профессиональной группе преподавателей: изображенные люди могут быть кем угодно.
Отдельным направлением в современной портретной живописи могут рассматриваться «подарочные» портреты, которые благодарные ученики заказывают и дарят своим наставникам. Подобные действия делаются, безусловно, из лучших побуждений, и, несомненно, ученики желают, чтобы портрет отражал и статус, и их особые чувства к наставнику, и его научные достижения (рис. 23). В подобных случаях художники возвращаются к канонам портретного изображения преподавателей, характерным для давно ушедших исторических эпох, не внося новых индика-
Рис. 21. Портрет профессора
А.С. Кравеца (Худ. А.В. Загородных. 2013) Fig. 21. Portrait of Professor A.S. Kravets (Painter A.V. Zagorodnih. 2013)
Рис. 22. Портрет профессора Михаила Сосны (Худ. Ю. Шац. 2002) Fig. 22. Portrait of Professor Mikhail Sosna (Painter Yu. Shats. 2002)
торов профессиональной включенности и личной уникальности героя картины, не предлагая новых изобразительных средств, соответствующих сегодняшнему дню.
Рис. 23. Подарок преподавателю (Худ. Л. Соколова. 2011) Fig. 23. Present for the teacher (Painter L. Sokolova. 2011)
Показательно также, что для современных художников тема образования, обучения, личности профессора, ученого выступает как тема для сатиры, в ряде случаев злого сарказма, а также обнажения определенных социальных пороков (рис. 24).
Рис. 24. Профессор (Худ. И. Мониава. 2009)
Fig. 24. Professor (Painter I. Moniava. 2009)
На картине И. Мониава «Профессор» (рис. 24) изображен персонаж, который ассоциируется либо с опустившимся по социальной лестнице человеком, не имеющим ни статуса, ни средств к существованию, что вполне соответствует возможному варианту развития научной и преподавательской карьеры, либо с бомжем, алкоголиком, который с «высоты» своего жизненного опыта берется судить обо всех вопросах современности, что придает изображению характер пародии на процесс современного преподавания и обучения.
Таково художественное лицо преподавателя, которое транслирует социальное представление о человеке знания. В обоих случаях картины «кричат» о социальном неблагополучии, что еще несколько десятилетий назад невозможно было ассоциировать с понятием «профессор». Такие характеристики, как статус преподавателя, доминирующая позиция, увлеченность наукой, отношения наставничества и передачи знаний ученикам, подвергаются обесцениванию и высмеиваются, отражая и формируя в общественном сознании отношение к этой сфере профессиональной деятельности и социальной группе.
Заключение
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
1) На протяжении нескольких столетий образ преподавателя высшей школы, профессора был достаточно широко представлен в изобразительном искусстве, что отражало его высокий статус и значимость в социальной практике и в общественном сознании.
2) Живописные изображения аккумулируют в себе социально-психологические характеристики преподавателей вузов, заключая их в образно-символическую форму, отражая и формируя представления о преподавателе высшей школы, профессоре.
3) К числу таких характеристик начиная с XIII—XIV вв. относятся высокий общественный статус, позиция доминирования в общении, материальный достаток, символы богатства, обеспеченности, уважение в обществе, признание и поддержка со стороны властей, психологические черты увлеченности наукой, нацеленность на высокие идеи, идеалы, интерес к трансляции знаний ученикам и последователям.
4) В XX в. в иконографическом отображении преподавателя наблюдается фиксация сокращения психологической дистанции в коммуникации с учениками и представителями других профессий. Профессор, преподаватель остается не менее уважаемым, обеспеченным, но в большей степени включенным в общественную практику.
5) Современная ситуация, сложившаяся в России в сфере высшего образования, находит свое отражение в живописи и фиксирует кардинальные изменения общественного сознания в отношении и оценке деятельности преподавателей высшей школы, профессоров в структуре общества, снижение их статуса, «обезличенность», утрату социальной ценности науки и образования.
Литература
Аблажей А.М. «Господин профессор»: деградация роли и статуса преподавателя в предпринимательском университете // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 1. С. 29-40.
Абрамов Р.Н. Менеджерализм и академическая профессия: конфликт и взаимодействие // Социологические исследования. 2011. № 7. С. 37-47.
Бакштановский В.И., Богданова М.В. Трансформируемый университет: судьба профессора // Ведомости прикладной этики. 2019. № 53. С. 112-133.
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М.: Владос-Пресс, 2003. 160 с.
Володарская Е.А., Разина Т.В. Образ женщины-ученого в изобразительном искусстве СССР как отражение гендерного неравенства в науке // Социология науки и технологий. 2017. Т. 8. № 1. С. 125-137.
Володарская Е.А., Разина Т.В., Фролова Я.В. Имидж ученого у детей с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки РГСУ. 2017. Т. 16. № 5 (144). С. 107-117.
ГлазычевВ.Л. Гемма Коперника. Мир науки в изобразительном искусстве. М.: Советский художник, 1989. 416 с.
Донская Л.Ю. Психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы. Автореф. дис. ... канд. психол. н. М., 2004. 24 с.
Каменский А.А. Вернисажи. М.: Советский художник, 1974. 528 с.
Кандыбович С.Л. Менеджерализм в высшем профессиональном образовании // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. 2: Биология. Геология. Химия. Экология. 2019. № 2 (10). С. 19-29.
Курбатова М.В., Донова И.В., Каган Е.С. Оценка изменений положения преподавателей российских вузов // Мир России. 2017. № 3. С. 90-116.
Маховер К. Проективный рисунок человека. М.: Смысл, 2000. 269 с.
Попова О.И. Имидж преподавателя вуза: проблема трансформации в современной России. Автореф. дис. ... канд. социол. н. М., 2007. 22 с.
Разина Т.В. Психология высшей школы в изобразительном искусстве // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. 2: Биология. Геология. Химия. Экология. 2020. № 2 (14). С. 4-31.
Разина Т.В., Володарская Е.А. Образ идеального ученого у современной российской молодежи // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 4. С. 8-25.
Смолин О.Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? // Социологические исследования. 2015. № 7.С. 30-37.
Третьякова Т.В., Игнатьев В.П. О статусе профессора в современных условиях // Проблемы высшего образования. 2018. № 1. С. 46-49.
Чертыкова И.П. Представления студентов об имидже преподавателя вуза. Автореф. дис. ... канд. психол. н. М., 2002. 21 с.
Щетников А.И. Лука Пачоли и его трактат «О божественной пропорции» // Математическое образование. 2007. № 1 (41). С. 33-44.
Le Moè'lB., Moliner P., Ramadier T. Représentation sociale du milieu marin et iconographie du territoire chez des élus de communes littorales françaises // Yertigo. 2015. Yol. 15. Nû. 1. Available at: https://journals.openedition.org/vertigo/16014 (date accessed: 04.05.2021).
Perronnet C. La culture scientifique des enfants en milieux populaires: étude de cas sur la construction sociale du goût, des pratiques et des représentations des sciences. Thèse de docrorat. Université de Lyon, 2018. Available at: http://www.ens-lyon.fr/evenement/recherche/la-culture-scientifique-des-enfants-en-milieux-populaires-etude-de-cas-sur-la (date accessed: 20.05.2021).
Schummer J., Spector T.I. The Yisual Image of Chemistry. Perspectives from the History of Art and Science // International Journal for Philosophy of Chemistry. 2007. Yol. 13. Р. 3-41.
The Image of a Professor of Higher Education in Painting and Its Historical and Cultural Transformation
Tat'yna v. Razina
Non-State Autonomous Non-Commercial Organization of Higher Education "Institute of World Civilizations", Moscow, Russia; e-mail: [email protected]
Elena A. Volodarskaya
S.I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia; e-mail: eavolod@gmail. com
The authors investigate dynamics of an attitude of society to the social group of the university teachers. The main method is the content analysis of the images of professors in the portraits of artists from different historical eras. 1 123 paintings of the XIV-XXI centuries are considered as iconographic material. The article shows that the tradition of artistic representation of a professor can be considered as an indicator of the social status of university teacher of his time. The stable elements of the portrait image of the professor are described: the position in the picture, symbols of scholarship (books, scientific instruments, writing materials), the presence of student listeners, the appearance (the image of psychological personality traits, non-verbal signs — postures, gestures, facial expressions), the level of material wealth (wealth of clothing, furnishing). It was revealed that the canvases of painters, starting from the XIII-XIV centuries, reflect the situation of the dominance of the professor in communication with students, symbols of material security, the attention of students, the spirituality of the face on the picture — the teacher, which indicates his high social status, the ability to achieve prosperity and standing with intellectual labor. In the second half of the XVIII-XIX centuries the high social status of the teacher is confirmed by the image of the professor together with the reigning persons. Portraits of teachers in the art of social-realism reflect their high social status, but in the absence of symbols of material wealth. The portrait image of university professors among contemporary domestic artists shows the absence on the canvases of stable indicators of belonging to the professional group of university teachers, symbols of material wealth, distinctive signs of external appearance which illustrates a significant deterioration in the social status of a teacher. The article reveals the potential of the analysis of iconographic documents, in particular, portrait painting, to identify social ideas about the teacher of higher education in certain historical periods.
Keywords: the image of the professor, portrait painting, historical transformation, iconographic documents, public opinion.
References
Ablazhei, A.M. (2020). "Gospodin professor": degradatsiya roli i statusa prepodavatelya v predprinimatel'skom universitete ["Mr. Professor": degradation of the role and status of a teacher in an entrepreneurial university], Nauchnyy rezul'tat. Sotsiologiyaiupravleniye, 6(1), 29—40 (in Russian).
Abramov, R.N. (2011). Menedzheralizm i akademicheskaya professiya: konflikt i vzaimodeystviye [Managementism and the academic profession: Conflict and interaction], Sotsiologicheskiye issledovaniya, no. 7, 37—47 (in Russian).
Bakshtanovskiy, V.I., Bogdanova, M.V. (2019). Transformiruyemyy universitet: sud'ba professora [A transforming university: the fate of a professor], Vedomostiprikladnoy etiki, no. 53, 112—133 (in Russian).
Chertykova, I.P. (2002). Predstavleniya studentov ob imidzheprepodavatelya vuza [Students' ideas about the image of a university teacher], Avtoref. dis. ... kand. psikhol. n., Moskva (in Russian).
Glazychev, V.L. (1989). Gemma Kopernika. Mir nauki v izobrazitel'nom iskusstve. [Gemma of Copernicus. The world of science in the visual arts], Moskva: Sovetskiy khudozhnik (in Russian).
Donskaya, L.Y. (2004). Psikhologicheskiye usloviya formirovaniya imidzhaprepodavatelya vysshey shkoly [Psychological conditions for the formation of the image of a higher school teacher], Avtoref. dis. .kand. psikhol. n., Moskva (in Russian).
Kamenskiy, A.A. (1974). Vernisazhi [Vernissage], Moskva: Sovetskiy khudozhnik (in Russian).
Kandybovich, S.L. (2019). Menedzheralizm v vysshem professional'nom obrazovanii [Managementism in higher professional education], Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Ser. 2: Biologiya. Geologiya. Khimiya. Ekologiya, no. 2 (10), 19—29 (in Russian).
Kurbatova, M.V., Donova, I.V., Kagan, E.S. (2017). Otsenka izmeneniy polozheniya prepodavateley rossiyskikh vuzov [Assessment of changes in the position of teachers of Russian universities], MirRossii, no. 3, 90—116 (in Russian).
Le Moël, B., Moliner, P., Ramadier, T. (2015). Représentation sociale du milieu marin et iconographie du territoire chez des élus de communes littorales françaises, Vertigo, 15 (1). Available at: https://journals.openedition.org/vertigo/16014 (date accessed: 04.05.2021) (in French).
Makhover, K. (2000). Proyektivnyy risunok cheloveka [Projective drawing of a person], Moskva: Smysl (in Russian).
Perronnet, C. (2018). La culture scientifique des enfants en milieux populaires: étude de cas sur la construction sociale du goût, des pratiques et des représentations des sciences, Thèse de docrorat. Université de Lyon. Available at: http://www.ens-lyon.fr/evenement/recherche/la-culture-scientifique-des-enfants-en-milieux-populaires-etude-de-cas-sur-la (date accessed: 20.05.2021) (in French).
Popova, O.I. (2007). Imidzh prepodavatelya vuza: problema transformatsii v sovremennoy Rossii [The image of a university teacher: the problem of transformation in modern Russia], Avtoref. dis. ... kand. sotsiol. n., Moskva (in Russian).
Razina, T.V. (2020). Psikhologiya vysshey shkoly v izobrazitel'nom iskusstve [Psychology of higher education in the fine arts], Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Ser. 2: Biologiya. Geologiya. Khimiya. Ekologiya, no. 2 (14), 4—31 (in Russian).
Razina, T.V., Volodarskaya, E.A. (2017). Obraz ideal'nogo uchenogo u sovremennoy rossiyskoy molodezhi [The image of the ideal scientist among modern Russian youth], Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal, 14 (4), 8—25 (in Russian).
Schummer, J., Spector, T.I. (2007). The Visual Image of Chemistry. Perspectives from the History of Art and Science, International Journalfor Philosophy of Chemistry, vol. 13, 3—41.
Shchetnikov, A.I. (2007). Luka Pacholi i yego traktat "O bozhestvennoy proportsii", Matematicheskoye obrazovaniye, no. 1 (41), 33—44 (in Russian).
Smolin, O.N. (2015). Vyssheye obrazovaniye: bor'ba za kachestvo ili pokusheniye na chelovecheskiy potentsial? [Higher education: a struggle for quality or an encroachment on human potential?], Sotsiologicheskiye issledovaniya, no. 7, 30—37 (in Russian).
Tret'yakova, T.V., Ignat'yev, V.P. (2018). O statuse professora v sovremennykh usloviyakh, Problemy vysshego obrazovaniya, no. 1, 46—49 (in Russian).
Venger, A.L. (2003). Psikhologicheskiyerisunochnyye testy [Psychological drawing tests], Moskva: Vlados-Press (in Russian).
Volodarskaya, E.A., Razina, T.V. (2017). Obraz zhenshchiny-uchenogo v izobrazitel'nom iskusstve SSSR kak otrazheniye gendernogo neravenstva v nauke [The image of a woman scientist in the visual arts of the USSR as a reflection of gender inequality in science], Sotsiologiya nauki i tekhnologiy, 8(1), 125—137 (in Russian).
Volodarskaya, E.A., Razina, T.V., Frolova, Y.V. (2017). Imidzh uchenogo u detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [The image of a scientist in children with disabilities], Uchenyye zapiski RGSU, 16 (5 (144)), 107-117 (in Russian).