Научная статья на тему 'Образ, понятие, гештальт как форматы профессионального знания'

Образ, понятие, гештальт как форматы профессионального знания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1094
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ / ФОРМАТ ЗНАНИЯ / ОБРАЗ / ПОНЯТИЕ / ГЕШТАЛЬТ / PROFESSIONAL KNOWLEDGE / FORMAT / IMAGE / CONCEPT / GESTALT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Голованова Елена Иосифовна

Обсуждается проблема представления профессионального знания в виде определенных форматов. Утверждается, что выбор формата для концептуализации фрагмента профессионального знания зависит от характера профессиональной деятельности. В центре внимания статьи находятся три основных формата профессионального знания: образ, понятие и гештальт, которые анализируются на конкретных примерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image, the notion, gestalt as formats of professional knowledge

The article discusses the views of professional knowledge in the form of certain formats. It is stated that the selection of the format for the conceptualization of professional knowledge fragment depends on the nature of the professional activity. The focus of the article is based on the existence of three main formats of professional knowledge: image, concept and gestalt, which are analysed with specific examples.

Текст научной работы на тему «Образ, понятие, гештальт как форматы профессионального знания»

метаязыке когнитивной лингвистики: концепт как единица знания // Когнитив. исслед-я языка. Вып. IX. Взаимодействие когнитивных и языковых структур : сб. науч. тр. М. ; Тамбов, 2011. С. 23-32.

2 Wierzbicka, A. The Semantics of Grammar. Amsterdam-Philadelphia, 1988.

3 Потебня, А. А. Мысль и язык. Киев, 1993.

4 Ушаков, Д. В. Когнитивная система и развитие // Когнитивные исследования: пробле-

ма развития : сб. науч. тр. Вып. 3. М., 2009. С. 5-14.

5 Павиленис, Р. И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. М., 1983.

6 Болдырев, Н. Н. Категориальная система языка // Когнитивные исследования языка. Вып. X. Категоризация мира в языке: колл. моногр. М. ; Тамбов, 2012. С. 17-120.

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335).

Филология. Искусствоведение. Вып. 88. С. 122-125.

Е. И. Голованова

ОБРАЗ, ПОНЯТИЕ, ГЕШТАЛЬТ КАК ФОРМАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗНАНИЯ

Обсуждается проблема представления профессионального знания в виде определенных форматов. Утверждается, что выбор формата для концептуализации фрагмента профессионального знания зависит от характера профессиональной деятельности. В центре внимания статьи находятся три основных формата профессионального знания: образ, понятие и гештальт, которые анализируются на конкретных примерах.

Ключевые слова: профессиональное знание,

В настоящей статье под форматом знания будем понимать способ организации знания, который обусловлен характером деятельности субъекта или шире - характером взаимодействия субъекта с окружающей действительностью.

Основные форматы знания представлены известными разновидностями концепта: мыслительная картинка (конкретно-чувственный образ), схема, фрейм, понятие, сценарий, гештальт. Каждый из этих форматов хранения и организации знаний соответствует определенным уровням категоризации. Так, например, на базовом уровне категоризации знания преимущественно представлены гештальты, фреймы и сценарии. Иными словами, большая часть знаний в голове человека (включая обыденные) организована как структурированное (фрейм, сценарий) или неструктурированное (гештальт) знание.

При этом на базовом уровне структурированные концепты представляют собой относительно простые по организации образования (см. об этом: [1 ; 2. С. 27 и послед.]). Более сложные, разветвленные структуры знаний (концептуальные структуры) представлены на

формат знания, образ, понятие, гештальт.

субординатном и последующих уровнях - тематическом, субтематическом (см.: [3]) и связаны со специальными видами деятельности человека.

От того, какой деятельностью занимается человек - практической или теоретической, -также зависит упаковка знания в те или иные форматы. В частности, для практической деятельности характерно оформление знания в виде гештальтов, то есть образований, в которых целое преобладает над отдельными частями. Теоретическая деятельность характеризуется прежде всего такими форматами знания, как понятия, фреймы, категории. В чистом виде практическая или теоретическая деятельность существует редко. Чаще мы имеем дело с совмещением этих типов. Например. для большинства людей, занимающихся профессиональной деятельностью, актуален этап формального обучения в вузе или среднем специальном учебном заведении, благодаря чему они обладают определенным набором теоретических знаний, которые хранятся в их голове в виде понятий, фреймов и категорий. Самообучение (когда главным оказывается прин-

цип «делай, как я») для современной эпохи не характерно, находится на периферии системы.

Обратимся к тем форматам знания, которые, как показывают наши исследования [4 ; 5], являются значимыми для сфер профессиональной деятельности.

Два из выбранных нами для анализа форматов знания, а именно образ и понятие, составляют между собой оппозицию по ряду признаков. Если понятие легко разложимо на базовый, с одной стороны, и дифференциальный, с другой стороны, признаки, то образ такому структурированию не поддается. Понятия относительно легко можно выстраивать в системы, цепочки, ряды по определенным основаниям. Образы во многом уникальны, хотя и их можно объединять в группы, например, по каналу получения информации: визуальные (чаще всего пространственные или цветовые), вкусовые, а также обонятельные, осязательные, слуховые. Поскольку в основе образа лежит отождествление познаваемого предмета с каким-либо иным, ранее познанным субъектом, возможно группировать их и по источнику концептуализации. Например, это могут зооморфные, антропоморфные, механистические, акциональ-ные и др. образы.

Итак, образ применим для концептуализации, хранения, обработки и передачи знания, основанного на общности признаков предметов при их сравнении, но предметов, как правило, находящихся в сознании человека в разных системах координат. В отличие от образа, понятие позволяет выявить и зафиксировать общность предметов, включенных в одну и ту же систему координат, обладающих при этом общим категориальным статусом, но имеющих дифференциальные (различительные) признаки.

Выбор образа в качестве формата знания характерен для тех случаев, когда у познаваемого предмета трудно выделить какой-то один отличительный признак, в силу этого он воспринимается целостно, а для его идентификации необходим другой, известный субъекту познания объект, соотносимый с познаваемым по значимой совокупности признаков [7. С. 31].

Гештальт как формат знания представляет собой неразложимое единство чувственных и рациональных характеристик объекта. Иными словами, в нем сочетается и образное, и понятийное в их единстве.

Все эти форматы знания актуальны для сфер профессиональной деятельности. О концептуализации профессионально значимой

информации об объектах, процессах, их свойствах и отношениях в том или ином формате мы можем судить по языковой форме соответствующего наименования.

Рассмотрим ряд терминов: оперативный прогноз - краткосрочный прогноз - среднесрочный прогноз - долгосрочный прогноз -дальнесрочный прогноз. В этих метеорологических наименованиях, созданных по одной и той же модели, четко вербализована соответствующая структура специальных понятий. Категориальным признаком всех понятий является «научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем», а основанием для разграничения выступает срок действия прогноза: до месяца - от месяца до года - от года до 5 лет - от 5 до 15 лет - свыше 15 лет. Общий и дифференциальный признаки каждого понятия вербализованы в дефинициях данных терминов, построенных на регулярной основе. В каждом определении содержится стандартная формулировка, например: «оперативный прогноз - прогноз с периодом упреждения до месяца» [6].

Аналогичным образом построены следующие совокупности терминов: ивовый торф -березовый торф - еловый торф (основание для разграничения - тип фитоценоза, ивовый, березовый или еловый); газовый лазер - жидкостный лазер - твердотельный лазер (основание разграничения видов лазера - вид активного элемента). В дефиниции последних, например, терминов содержится однотипная конструкция: лазер «с газовым активным элементом», «с жидким активным элементом», «с твердотельным активным элементом».

Как видим, языковая форма понятия предполагает высокую степень мотивированности. Не случайно для обозначения понятий чаще всего используют производные наименования. При этом наиболее точным является такой термин, в дефиницию которого входят (полностью или частично) производящие его термины или терминоэлементы. Например: алгоритмическая схема - графическое изображение алгоритмической структуры; нормальное сечение зуба - сечение зуба плоскостью, нормальной к оси зуба; изотермическая поверхность - поверхность, во всех точках которой температура одинакова; прозрачная среда - среда, полностью пропускающая любое падающее на нее излучение.

Между тем немалая часть понятий в профессиональных языках обозначается немоти-

вированными наименованиями, и тогда вступает в действие принцип конвенциональности. Для нас важным является то, что логическая сущность понятия определяет его типичную языковую форму, обеспечивающую такую системность, при которой «зная термин, можно определить его место в системе».

Различие между понятием и гештальтом легко продемонстрировать на следующих примерах. Возьмем два словосочетания: образовательные услуги - услуги, связанные с образованием (начальным, средним, высшим); мужское вращение - вращение, преимущественно выполняемое мужчинами. В каждом из этих словосочетаний четко раскрывается концептуальная значимость отдельных элементов, что проясняется в дефиниции. Один из элементов словосочетания указывает на категориальный признак понятия (услуги, вращение), второй выявляет место этого понятия в классификационном ряду (образовательные, мужское).

Сравним приведенные выше словосочетания с профессионализмом «тяжелый файл», функционирующим в речи верстальщиков. На основе инференции можно дать следующее определение: тяжелый файл - это файл, обладающий большим (больше нормы) объемом, который сложно копировать и пересылать. Обычно такой файл содержит цветные изображения, сложные схемы и т. п. Как видим, в данном определении вербализуются как понятийные элементы («файл», «копировать», «схемы», «изображения»), так и чувственноперцептивные («тяжелый», «большой»). При этом нет точных указаний на размер (объем) файла, на количество рисунков, схем и пр., да и само представление о «норме» размыто. В центре внимания говорящего находится файл как целое, без детализации частностей (которые вербализуются, но находятся при этом на периферии концепта).

Другой пример взят из речи железнодорожников. Бархатный путь - это профессионализм, используемый для обозначения бесстыкового высокоскоростного пути. Специальное знание представлено в данном случае в формате гештальта. С одной стороны, в сознании профессионала четко определено, что это путь, или точнее, «часть железнодорожного полотна», но при этом внимание концентрируется на том, что поездной состав проходит его бесшумно, словно по бархатной дорожке, поскольку отсутствуют стыки между рельсами. Как видим, понятийная информация соединя-

ется здесь с чувственно-перцептивным знанием. При этом целое преобладает над отдельными деталями.

В речи преподавателей мы тоже можем обнаружить гештальты. Например, «защита диссертации». Безусловно, мы можем дать рациональное объяснение этой процедуре, протяженной во времени, при этом в представлении большинства сотрудников вузов защита диссертации - это некое жизненное испытание, связанное с большими эмоциональными, энергетическим затратами. «Кафедра» - тоже гештальт. Сравните: у нас сегодня кафедра (заседание кафедры); отчитаться на кафедре, обсудить на кафедре; после кафедры, до кафедры, на кафедре; зайдите на кафедру, оставлю на кафедре. Итак, кафедра - это и место, и метонимически связанные с ним определенные отрезки времени, объединенные отношением к профессиональной деятельности преподавателя, а также все относящиеся к названным объектам концептуализации чувственно-перцептивные и рациональные характеристики. Гештальтами для вузовских преподавателей являются и такие концепты, как учебная нагрузка, отработка, должник, открытая лекция, посвящение в студенты, сессия. Это вовсе не исключает того, что соответствующие языковые обозначения (например, учебная нагрузка, открытая лекция, сессия) могут служить средством выражения понятий. Однако последнее характерно, скорее, для вузовских менеджеров, оперирующих в своей ежедневной деятельности иными концептуальными структурами, по сравнению с преподавателями. Общими для тех и других будут такие понятия, как «практическое занятие», «семинарское занятие», «лекция»; «учебно-методический комплекс», «рабочая программа»; «контрольная работа», «самостоятельная работа»; «учебная практика», «производственная практика» и др.

Использование образов в качестве формата профессионального знания наиболее типично для сфер практической деятельности. Так, например, в технических видах спорта, в различных областях промышленного производства, широко используются образные наименования, за которыми стоят соответствующие концептуальные структуры.

Например: бабочка (в фигурном катании) -не получившийся сложный прыжок (тройной, Сальхов), ср. там же: дорожка шагов, ребра, двоечки, троечки; кормить (в лыжном спорте) - подавать напитки спортсмену на трассе во

время соревнований, там же: сидеть - катиться с горы в положении сидя, плужить - утопать лыжами в снегу; лимон, помидор (в керлинге) - названия желтого и красного камней соответственно; домик (в хоккее) - положение вратаря при проходе шайбы в ворота; работа швейной машины/синдром Элвиса (альпинстск.) - о дрожи в ногах у альпиниста; спортивная злость (общеспорт.) - нацеленность спортсмена на победу. В производственной коммуникации широко представлены наименования типа галстук, звездочка, карандаш, портянка, рукав, весло, рогатый, кишка, лягушка, пушка, пистолет, семечки, клопы, чемодан, балда, ползун, бегунок, пиявка и пр. (подробнее см.: [4]).

Образ как формат профессионального знания востребован и в других сферах деятельности, выступая универсальным обозначением, понятным для неспециалистов: демократиза-тор (правоохр.) - резиновая дубинка; золотой парашют (эконом.) - денежная компенсация для уволенных топ-менеджеров или чиновников и др. Близкая нам вузовская среда также дает примеры упаковки профессионального знания в виде образов, например: окно - свободный временной интервал в расписании занятий преподавателя, равный одному (реже более) занятию; мигалка - поочередность проведения занятий в один и тот же день недели (в соответствии с чередованием четных и нечетных недель), холодный профессор - профессор, получивший ученое звание (или работающий в этой должности) без защиты докторской диссертации, чернильная мама - научный руководитель диссертации (обычно кандидатской), кирпич - полный текст диссертации, мокрая печать - полученная естественным путем (а не с помощью принтера или факсимиле) печать на документе и пр.

В заключение отметим, что каждый из рассмотренных форматов знания выполняет определенные функции в сфере профессионального знания. Понятия служат для ориентации в логических структурах знания, то есть таких, которые преимущественно связаны с прямо не наблюдаемыми объектами, являющимися результатом сложных ментальных операций.

Образ востребован во всех сферах деятельности как универсальный формат знания, дающий целостное представление об объекте, его связях и отношениях. Специфика образа в профессиональных сферах деятельности обусловлена его связью с обыденным познанием, а потому образ оказывается форматом знания, доступным и понятным даже неспециалисту. Гештальт представляет собой формат знания, совмещающий характеристики образа и понятия. Это формат знания, связанный с базовым уровнем категоризации, который востребован как на этапе профессиональной социализации человека, так и на этапе усвоения и применения необходимых специалисту концептуальных структур.

Список литературы

1. Болдырев, Н. Н. О типологии знаний и их репрезентации в языке // Типы знаний и их репрезентация в языке : сб. науч. тр. Тамбов, 2007. С.12-28.

2. Болдырев, Н. Н. Концептуальная основа языка // Когнитивные исследования языка. Вып. IV. Концептуализация мира в языке : колл. моногр. / гл. ред. серии Е. С. Кубряко-ва, отв. ред. вып. Н. Н. Болдырев. М. ; Тамбов, 2009. С. 25-77.

3. Голованова, Е. И. Категория профессионального деятеля: Формирование. Развитие. Статус в языке / Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН ; 2-е изд., испр. и доп. М., 2008. 304 с.

4. Голованова, Е. И. Профессиональная ког-ниция как разновидность интерпретирующей деятельности // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2013. № 31 (322). Филология. Искусствоведение. Вып. 84. С. 28-32.

5. Голованова, Е. И. Когнитивно-историческое терминоведение: предмет, проблематика, инструментарий // Вопр. когнитив. лингвисти-ки.2008.№ 2. С. 51-54.

6. Прогностика. Терминология / под ред. В. И. Сифорова. М., 1978. 32 с.

7. Рут, М. Э. Образная номинация в русском языке. Екатеринбург, 1992. 148 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.