Научная статья на тему 'Образ Понтия Пилата в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (урок-мастерская)'

Образ Понтия Пилата в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (урок-мастерская) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3249
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСТЕРСКАЯ / БУЛГАКОВ / ПОНТИЙ ПИЛАТ / ПРОБЛЕМА ВЫБОРА / КОНТЕКСТ / ДИАЛОГ / ОСВОБОЖДЕНИЕ И ПРОЩЕНИЕ / WORKSHOPS / BULGAKOV / PONTIUS PILATE / PROBLEM OF MORAL CHOICE / CONTEXT / DIALOGUE / DELIVERANCE AND FORGIVENESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алексеева Мария Александровна

В статье дана характеристика мастерских и предложен вариант занятия, посвященного анализу образа Понтия Пилата и проблеме нравственного выбора. В режиме самостоятельной работы с ключевыми эпизодами романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» обучающиеся анализируют диалог Понтия Пилата и Йешуа, сцену провозглашения приговора, сон героя и сцену освобождения. В ходе работы обучающиеся дают характеристику ситуации нравственного выбора, определяют систему ценностей Пилата-человека и Пилата-прокуратора, определяют место образа Понтия Пилата в системе персонажей романа. Выполняя задания в группах, обучающиеся обращаются к поэме Г. Петровского «Пилат», картине Н. Ге «Что есть истина?», экранизации романа «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко), создают символические иллюстрации к роману и учатся интерпретировать художественный образ в его противоречивости и динамике. В процессе работы обучающиеся приходят к выводам о трагическом характере образа Понтия Пилата, могут обозначить сходство Понтия Пилата, Мастера и Ивана Бездомного, формулируют понимание гуманистической концепции автора, освобождающего своего героя. Материалы статьи могут быть использованы учителями в процессе подготовки к занятиям в 11 классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF PONTIUS PILATE IN BULGAKOV’S NOVEL «MASTER AND MARGARITA» (THE WORKSHOP TECHNOLOGY)

The article deals with the lesson in the workshop technology devoted to the analysis of the image of Pontius Pilate and the problem of moral choice in the famous novel. In the mode of independent work with key episodes of the Bulgakov’s novel «Master and Margarita» students analyze Pontius Pilate's dialogue with Yeshua, a scene of declaration of a sentence, a dream of the hero and a scene of deliverance and forgiveness. While working students give the characteristic of a situation of the moral choice, define system of values Pilat-a-man vs Pilat-prokurator, define the place of Pontius Pilate in system of characters of the novel. Performing the tasks in groups students appeal to G. Petrovsky's poem «Pilat», N. Ge's picture «That there is a truth?», screen versions of the novel «Master and Margarita» (director V. Bortko), create symbolical illustrations to the novel and learn to interpret an image in his discrepancy and dynamics. In the course of work students come to conclusions about tragic character of Pontius Pilate, can formulate understanding of the humanistic concept of the author releasing the hero. Materials of article can be used by teachers in preparing the lesson in the 11th grade.

Текст научной работы на тему «Образ Понтия Пилата в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (урок-мастерская)»

УДК 372.882.161.1-31:371.321 ББК Ч426.839(411.2)-270

М. А. Алексеева

Екатеринбург, Россия ОБРАЗ ПОНТИЯ ПИЛАТА

В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» (УРОК-МАСТЕРСКАЯ)

Аннотация. В статье дана характеристика мастерских и предложен вариант занятия, посвященного анализу образа Понтия Пилата и проблеме нравственного выбора. В режиме самостоятельной работы с ключевыми эпизодами романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» обучающиеся анализируют диалог Понтия Пилата и Йешуа, сцену провозглашения приговора, сон героя и сцену освобождения. В ходе работы обучающиеся дают характеристику ситуации нравственного выбора, определяют систему ценностей Пилата-человека и Пилата-прокуратора, определяют место образа Понтия Пилата в системе персонажей романа. Выполняя задания в группах, обучающиеся обращаются к поэме Г. Петровского «Пилат», картине Н. Ге «Что есть истина?», экранизации романа «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко), создают символические иллюстрации к роману и учатся интерпретировать художественный образ в его противоречивости и динамике. В процессе работы обучающиеся приходят к выводам о трагическом характере образа Понтия Пилата, могут обозначить сходство Понтия Пилата, Мастера и Ивана Бездомного, формулируют понимание гуманистической концепции автора, освобождающего своего героя. Материалы статьи могут быть использованы учителями в процессе подготовки к занятиям в 11 классе.

Ключевые слова: мастерская, Булгаков, Понтий Пилат, проблема выбора, контекст, диалог, освобождение и прощение.

M. A. Alekseeva

Yekaterinburg, Russia

THE IMAGE OF PONTIUS PILATE

IN BULGAKOV'S NOVEL «MASTER AND MARGARITA»

(THE WORKSHOP TECHNOLOGY)

Abstract. The article deals with the lesson in the workshop technology devoted to the analysis of the image of Pontius Pilate and the problem of moral choice in the famous novel. In the mode of independent work with key episodes of the Bulgakov's novel «Master and Margarita» students analyze Pontius Pilate's dialogue with Yeshua, a scene of declaration of a sentence, a dream of the hero and a scene of deliverance and forgiveness. While working students give the characteristic of a situation of the moral choice, define system of values Pilat-a-man vs Pilat-prokurator, define the place of Pontius Pilate in system of characters of the novel. Performing the tasks in groups students appeal to G. Petrovsky's poem «Pilat», N. Ge's picture «That there is a truth?», screen versions of the novel «Master and Margarita» (director V. Bortko), create symbolical illustrations to the novel and learn to interpret an image in his discrepancy and dynamics. In the course of work students come to conclusions about tragic character of Pontius Pilate, can formulate understanding of the humanistic concept of the author releasing the hero. Materials of article can be used by teachers in preparing the lesson in the 11th grade.

Keywords: workshops, Bulgakov, Pontius Pilate, problem of moral choice, context, dialogue, deliverance and forgiveness.

Интерес к проведению учебного занятия в жанре мастерских сегодня вполне закономерен: работа отвечает требованиям ФГОС, позволяет реализовать системно-деятельностный подход, принципы проблемного и личностно-ориентированного обучения, близка к проектной и исследовательской деятельности. Разработка и проведение мастерской — это всегда муки творчества, радость сотворчества и повод для глубокой педагогической рефлексии.

Вне зависимости от вида мастерской (мастерская письма, построения знаний, ценностных ориен-таций) работа в ней организуется в определенной последовательности: сначала задание-индуктор, мотивирующее на деятельность и готовящее к восприятию материала; затем выполнение творческих, аналитических или комбинированных заданий (индивидуально или в группах); предъявление результата (социализация, афиширование, обсуждение); рефлексия. Цикл может быть повторен в зависимости от объема материала, ресурсов времени и поставленных целей. Четкий алгоритм делает мастерскую востребованным жанром.

Учитель, готовящийся к проведению мастерской, дает внутреннее обязательство успешно решить комплекс проблем психологического, методического и, можно сказать, философского характера.

Он должен быть готов к ведению импровизационного диалога на равных с обучающимися, должен предусмотреть варианты заданий для детей с разным уровнем подготовленности и мотивации, должен быть готов не только к продолжительным аплодисментам, но и к загадочному молчанию аудитории. Самое главное и сложное — выбрать для проведения мастерской такой момент, когда педагог, находящийся в процессе поиска и порождения философского смысла, оказывается на одной волне с учениками. Вершина педагогического мастерства — вызвать такой резонанс в ходе проведения занятия. Если проводить параллели, то это роман в бахтин-ском понимании — пластичнейший из жанров, находящийся в контакте с настоящим в его незавершенности. Обозначенные обстоятельства превращают мастерскую в элитарный жанр.

Далее представлены материалы для проведения мастерской построения знаний, посвященной образу Понтия Пилата в романе М. А. Булгакова. Цель урока — определить место персонажа в системе образов романа, проанализировать проблему нравственного выбора, раскрыть трагический пафос образа Понтия Пилата.

Задание-индуктор («Выбор»). Каждый из нас ежедневно сталкивается с проблемой выбора на быто-

58

Филологический класс, 2(44)/2016

вом уровне (что съесть на завтрак? как добраться до школы?). Выбор на социальном уровне мы совершаем не так часто (куда пойти учиться? кем быть?). Выбор на уровне ценностном — еще более редкий случай. Обычно он обозначается как ситуация нравственного выбора. Как Вы думаете, какой выбор является более осознанным? Чем руководствуется человек, отдавая предпочтение тому или другому предмету? человеку? ценности? (общее обсуждение).

Пожалуйста, запишите в тетради словосочетание «нравственный выбор» и объясните его значение. (По ходу обсуждения вспоминаем текст романа М. А. Булгакова и ситуации выбора героев: Маргарита решает, принимать ли ей предложение Азазел-ло; Иванушка Бездомный решает, преследовать ли ему странного господина...).

Постановка учебной задачи. Вспомним, как отвечает Мастер на вопрос, о чем его роман? (о Понтии Пилате). Как отвечает Иванушка Бездомный на вопрос Мастера, из-за чего он попал в клинику? (из-за Понтия Пилата). Какими словами заканчивается роман Мастера? («Так встретил рассвет 15 нисана пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат» [Булгаков 2013: 342]). Как заканчивается роман М. А. Булгакова? («Его исколотая память затихает, и до следующего полнолуния профессора не потревожит никто: ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат» [Булгаков 2013: 413]). Как мы видим, именем Понтия Пилата завершается и роман Мастера, и роман М. А. Булгакова. Вспомним также, что вторая глава романа называется «Понтий Пилат», Мастер появится только в главе тринадцатой («Явление героя»), а Маргарита — в девятнадцатой1. Какую роль играет образ Понтия Пилата в романе? В чем особенность ситуации выбора Понтия Пилата? На эти вопросы мы ищем сегодня ответ.

Далее класс разделяется на группы (обычный для мастерских формат работы). Группы могут получать задания последовательно или одновременно.

Задание 1. Анализ эпизода «Допрос Иешуа». У группы есть право выбора трех вопросов, а также право предложить свои вопросы к эпизоду.

Примерные вопросы для работы в группах:

- Каково состояние Пилата? Почему? Как оно изменяется?

- Почему прокуратор переходит с одного языка на другой?

- Как звучит голос прокуратора?

- Как воспринимают Пилата секретарь, Марк Крысобой, Йешуа?

- Как вы понимаете повторяющийся мотив тоски и бессмертия?

- Какое значение Вы видите в появлении ласточки в колоннаде во время допроса?

- Мог ли Понтий Пилат повлиять на судьбу Йешуа?

- Как вы поняли, чего хочет Понтий Пилат?

1 На этом этапе работы в рабочих тетрадях можно составить схему связей образа Понтия Пилата с Мастером (герой и автор), с Иванушкой (герой романа и слушатель-читатель), Йешуа с другими персонажами. Составление системы персонажей может быть домашним заданием к уроку.

- Почему прокуратор решает подвергнуть Йешуа заключению именно в Кесарии Стратоновой?

- Почему Пилат утверждает смертный приговор Малого Синедриона?

- Почему Пилат не настоял на помиловании Йешуа?

- Что и почему выбирает прокуратор?

- Можно ли сказать, что окончательный выбор уже сделан?

Этап афиширования (социализации). Группы предъявляют результаты работы, слушатели задают уточняющие вопросы, ведут записи в рабочих тетрадях.

Рефлексия. Смотрим фрагмент фильма «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко)2 3 и отвечаем на вопрос, удалось ли актеру Кириллу Лаврову передать состояние героя.

Задание 2. Анализ эпизода «Объявление приговора».

Примерные вопросы для работы в группах:

- Что чувствует Пилат?

- Какой выбор он совершает?

- Как охарактеризован момент выбора? Что Пилат видит в этот момент? Что слышит? О чем думает?

- Между какими ценностями выбирает Понтий Пилат?

- Если бы Пилат объявил имя Вар-равана, каковы были бы последствия?

- Что ждет Пилата в том случае, если он прикажет освободить Иешуа?

- Что ждет Пилата, если он прикажет казнить Иешуа?

- Мог ли Понтий Пилат поступить иначе?

Социализация. Группы озвучивают результаты

работы.

Рефлексия. Каким мы воспринимаем Понтия Пилата в этой сцене?

Задание 3. Контекст.

М. Булгаков был знаком с поэмой Георгия Петровского «Пилат» (1893-1894) и с картиной Н. Ге «Что есть истина?».

Группы получают фрагмент поэмы Г. Петровского, репродукцию картины Н. Ге и задания (на выбор):

- сопоставить трактовки образа Пилата в поэме и в романе М. А. Булгакова;

- ответить на вопрос, может ли картина Н. Ге служить иллюстрацией к роману М. А. Булгакова.

Г. Петровский «Пилат» (фрагмент)

В чем вся его вина?.. Народа он учитель?..

Ужели мыслит он за кесаря царить?

Ужель он бунтовщик иль тайный возмутитель?

Его ль боитесь вы, стараетесь убить?..

Кого хотите вы, чтоб я вам отпустил

На ваш пасхальный дар, Его или Варраву?

2 См.: ОМС-модуль по теме «Евангельские мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» [Электронный ресурс]. URL: http://fcior.edu.ru/card/28460/evangelskie-motivy-v-romane-bulgakova-master-i-margarita-uglublennoe-izuchenie.html (дата обращения: 25.04.2016).

3 «Мастер и Маргарита» [Электронный ресурс]. URL: http://video.mail.ru/mail/mildor/195/199.html (дата обращения: 01.06.2016).

- Сего, Варраву нам! — народ загомонил,

Вожатаями купленный на это свое право.

Замолкли голоса: Пилат во гневе дышит.

Нависла туча темная и скрыла высь лазури.

Он смотрит на собрание, шептания их слышит,

И сам он сознает затишье перед бурей». [Соколов 2005: 582]

Социализация. Группы озвучивают ответы на вопросы.

Рефлексия. Если бы Вы создавали иллюстрацию к роману М. Булгакова, связанную с образом Понтия Пилата, какую бы Вы сцену выбрали? В какой момент вы бы изобразили героя?

Задание 4. Анализ эпизода «Освобождение Пилата».

Примерные вопросы для работы в группах:

- В статье «Пилат» энциклопедии Брокгауза и Ефрона с судьбой прокуратора Иудеи связывалось название одноименной горы в Швейцарских Альпах, где он будто бы продолжает появляться и умывает себе руки, тщетно стараясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении. Связано ли со словарной статьей то обстоятельство, что в романе М. А. Булгакова мы последний раз видим Пилата на «безрадостной плоской вершине»?

- Какие мотивы этой сцены уже знакомы нам по предыдущим главам?

- Какова цена выбора Понтия Пилата?

- Чего ждет Понтий Пилат?

- Воланд говорит, что стремление Понтия Пилата пойти по лунной дороге и разговаривать с арестантом Га-Ноцри объясняется тем, что Пилат чего-то не договорил тогда, «давно, четырнадцатого числа весеннего месяца Нисана». Как Вы думаете, какой может быть тема этого разговора?

- Мастер (творец) в этой сцене освобождает своего героя: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» [Булгаков 2013: 400]. Как Вы поняли, какую свободу обретает Понтий Пилат? Можно ли назвать обретение свободы прощением?

- С судьбой какого героя романа можно соотнести судьбу Понтия Пилата?

Социализация — общая дискуссия.

Рефлексия. Просмотр финальной сцены фильма В. Бортко «Мастер и Маргарита».

Домашнее задание (по выбору):

- Создать иллюстрацию-символ «Понтий Пилат».

- Создать ментальную карту «Понтий Пилат».

- Дать ответ на вопрос: «Какова цена нравственного выбора?».

- Дать ответ на вопрос: «С кем и о чем говорит Понтий Пилат в романе М. А. Булгакова?

Комментарии. По замыслу преподавателя, Понтий Пилат — трагический герой в романе М. А. Булгакова. Он не может разрешить противоречие между «Пилатом — человеком философского склада ума», который хочет ответить на вопрос, что такое истина, и «Пилатом-прокуратором», который является пятым наместником в ненавидимом городе и должен защищать интересы власти. Не завершив диалог с бродячим философом, Пилат разговаривает с его учеником Левием Матвеем, но убеждается лишь в том, что Йешуа был прав, говоря, что Левий Матвей записывает за ним слова, но не понимает их сути. Цена выбора Пилата — сны, в которых он продолжает прерванный разговор, двенадцать тысяч лун одиночества и ожидания продолжения диалога. Прощение и освобождение Пилата — признание искупления вины. Однако если в ходе проведения мастерской ее участники придут к другим выводам, это даст повод для дальнейших интерпретаций романа М. А. Булгакова и новых содержательных диалогов.

ЛИТЕРАТУРА

Булгаков ММастер и Маргарита. — М.: АСТ, 2013. — 414 с.

Галицких Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества. — М.: Библиомир, 2016. — 272 с.

Соколов Б. В. Булгаков. Энциклопедия. — М.: Изд-во Эксмо; Изд-во Алгоритм; Изд-во ОКО, 2005. — 831 с.

Химич В. В. «Странный реализм» М. Булгакова. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1995. — 233 с.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

BulgakovM. Master i Margarita. — M.: AST, 2013. — 414 s.

Galitskikh E. O. Chtenie s uvlecheniem: masterskie zhiznetvorchestva. — M.: Bibliomir, 2016. — 272 s.

Sokolov B. V. Bulgakov. Entsiklopediya. — M.: Izd-vo Eksmo; Izd-vo Algoritm; Izd-vo OKO, 2005. — 831 s.

Khimich V. V. «Strannyy realizm» M. Bulgakova. — Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 1995. — 233 s.

Данные об авторе

Мария Александровна Алексеева — кандидат филологических наук, зам. директора по учебной работе, зав. кафедрой филологии, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина, специализированный учебно-научный центр (СУНЦ УрФУ) (Екатеринбург). Адрес: 620137, г. Екатеринбург, ул. Данилы Зверева, 30. E-mail: pfdrfa1123@mail.ru; m.a.alexeeva@urfu.ru.

About the author

Maria Alexandrovna Alexeeva is a Candidate of Philology, Deputy Director of Studies and Educational Work, Head of Philology Department, Specialized Educational Scientific Center of the Ural Federal University (Yekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.