Научная статья на тему 'ОБРАЗ ПАЦИЕНТА У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ К ОКАЗАНИЮ ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ'

ОБРАЗ ПАЦИЕНТА У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ К ОКАЗАНИЮ ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ПАЦИЕНТА / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самойленко Надежда Викторовна, Дьяченко Елена Васильевна

Анализ состояния проблемы удовлетворенности населения Российской Федерации качеством оказываемой медицинской помощи позволил выявить противоречие между требованиями, которые предъявляются к ее качеству в направлении ее пациент-ориентированности и уровнем профессиональной готовности будущих врачей, действовать согласно данным требованиям, закрепленным в профессиональном стандарте. Пациент-ориентированность понимается как представление о том, что пациент находится в центре своего запроса на медицинскую помощь, а профессионализм и компетентность врача способствуют решению проблемы пациента, исходя из этого запроса, а не из возможностей и ограничений медицинской практики. Научная новизна заключается в том, что впервые готовность к оказанию пациент-ориентированной медицинской помощи изучается через содержание и строение образа пациента у студентов медицинского университета. Образ пациента рассматривается как динамическая составляющая образа «Другого» в структуре образа мира студентов медицинского университета, семантическое пространство которого имеет динамичное факторное строение, содержательно наполненное имплицитной системой значений, определяющей поведение будущего врача при взаимодействии с пациентом. Практическая значимость результатов выражается в том, что выводы, могут выступить основанием для разработки учебных дисциплин и образовательных модулей, обеспечивающие пациент-ориентированность практической подготовки будущих врачей. В исследовании был применен психосемантический подход, метод личностного семантического дифференциала, личностный опросник (Пермский вопросник Я). Результаты исследования позволяют сделать выводы о том, что в процессе обучения для первокурсника пациент перестает быть «равным» субъектом взаимодействия, становясь его объектом. Личностные (самостные) характеристики с положительной эмоциональной окраской в образе пациента в начале обучения, меняет свою полярность и значимость по окончании обучения на 1-ом курсе. Выявленная склонность к проявлению доминирования и самонадеянности во взаимоотношениях будущих врачей с пациентами, склонности к манипулятивному поведению в форме обладания им, властвования, принуждения, подавления, либо проявления заботы, опеки, угождения пациенту, свидетельствует в большей степени о не готовности будущих врачей к оказанию пациент-ориентированной медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Самойленко Надежда Викторовна, Дьяченко Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATIENT'S IMAGE AT FUTURE DOCTORS AS AN INDICATOR OF PREPAREDNESS TO PROVIDE PATIENT-ORIENTED MEDICAL CARE

The analysis of the state of the problem of satisfaction of the population of the Russian Federation with the quality of the provided medical care made it possible to identify the contradiction between the requirements for its quality in the direction of its patient-orientation and the level of professional readiness of future doctors to act in accordance with these requirements, enshrined in the professional standard. Patient-centeredness is understood as the idea that the patient is at the center of the request for medical care, and the professionalism and competence of the doctor contributes to solving the patient's problem, based on this request, and not on the capabilities and limitations of medical practice. The scientific novelty lies in the fact that for the first time the readiness to provide patient-oriented medical care is studied through the content and structure of the patient's image among students of a medical university. The patient's image is considered as a dynamic component of the “Other” image in the structure of the world image of medical university students, the semantic space of which has a dynamic factor structure, meaningfully filled with an implicit system of meanings that determines the behavior of a future doctor when interacting with a patient. The practical significance of the results is expressed in the fact that the conclusions can serve as the basis for the development of academic disciplines and educational modules that provide patient-oriented practical training of future doctors. The study used a psychosemantic approach, a method of personal semantic differential, the personality questionnaire (Perm questionnaire I). The results of the study allow us to conclude that in the learning process for a freshman, the patient ceases to be an “equal” subject of interaction, becoming its object. Personal (self) characteristics with a positive emotional coloring in the patient's image at the beginning of training, change their polarity and significance at the end of training in the 1 st year. The revealed tendency to manifest domination and arrogance in the relationship of future doctors with patients, a tendency to manipulative behavior in the form of possession, domination, coercion, suppression, or manifestation of care, guardianship, pleasing the patient, testifies to a greater extent about the unwillingness of future doctors to provide a patient -oriented medical care.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ПАЦИЕНТА У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ К ОКАЗАНИЮ ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

3. Нусхаева Б.Б. Неполная семья как институт социализации детей: (на примере Республики Калмыкии) : автореф. дис. ... канд. социол наук / Нусхаева Байрта Басанговна. - Москва, 2007. - 23 с.

4. Рогова Е.Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью / Е.Е. Рогова // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С. 39-47.

REFERENCES

1. Golikov, N.A. and Chchigin, A.V. (2017), "The impact of the consequences of divorce proceedings on the forming personality of a teenager", Modern science: theoretical and practical view: Proceedings of the 8-th International scientific and practical Conference, Nalchik, October 19, 2017, Moscow, pp. 19-29.

2. Dementieva, I.F. (2001), "Negative factors of raising children in a single-parent family", Social Researches Journal, No 11, pp. 108-118.

3. Nushaeva, B.B. (2007), Incomplete family as an institution of socialization of children (on the example of the Republic of Kalmykia), dissertation, Moscow.

4. Rogova, E.E. (2007), "The experience of loneliness by teenagers with different social orientation", Issues of Psychology Journal, No 5, pp. 39-47.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.11.2021

УДК 159.99

ОБРАЗ ПАЦИЕНТА У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ К ОКАЗАНИЮ ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Надежда Викторовна Самойленко, старший преподаватель, Елена Васильевна Дьяченко, кандидат психологических наук, доцент, Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург

Аннотация

Анализ состояния проблемы удовлетворенности населения Российской Федерации качеством оказываемой медицинской помощи позволил выявить противоречие между требованиями, которые предъявляются к ее качеству в направлении ее пациент-ориентированности и уровнем профессиональной готовности будущих врачей, действовать согласно данным требованиям, закрепленным в профессиональном стандарте. Пациент-ориентированность понимается как представление о том, что пациент находится в центре своего запроса на медицинскую помощь, а профессионализм и компетентность врача способствуют решению проблемы пациента, исходя из этого запроса, а не из возможностей и ограничений медицинской практики. Научная новизна заключается в том, что впервые готовность к оказанию пациент-ориентированной медицинской помощи изучается через содержание и строение образа пациента у студентов медицинского университета. Образ пациента рассматривается как динамическая составляющая образа «Другого» в структуре образа мира студентов медицинского университета, семантическое пространство которого имеет динамичное факторное строение, содержательно наполненное имплицитной системой значений, определяющей поведение будущего врача при взаимодействии с пациентом. Практическая значимость результатов выражается в том, что выводы, могут выступить основанием для разработки учебных дисциплин и образовательных модулей, обеспечивающие пациент-ориентированность практической подготовки будущих врачей. В исследовании был применен психосемантический подход, метод личностного семантического дифференциала, личностный опросник (Пермский вопросник Я). Результаты исследования позволяют сделать выводы о том, что в процессе обучения для первокурсника пациент перестает быть «равным» субъектом взаимодействия, становясь его объектом. Личностные (самостные) характеристики с положительной эмоциональной окраской в образе пациента в начале обучения, меняет свою полярность и значимость по окончании обучения на 1-ом курсе. Выявленная склонность к проявлению доминирования и самонадеянности во взаимоотношениях будущих врачей с пациентами, склонности к манипулятивному поведению в форме обладания им, властвования, принуждения, подавления, либо проявления заботы, опеки, угождения пациенту,

свидетельствует в большей степени о не готовности будущих врачей к оказанию пациент-ориентированной медицинской помощи.

Ключевые слова: образ пациента, студенты медицинского университета, пациент-ориентированная медицинская помощь.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p538-542

PATIENT'S IMAGE AT FUTURE DOCTORS AS AN INDICATOR OF

PREPAREDNESS TO PROVIDE PATIENT-ORIENTED MEDICAL CARE

Nadezhda Viktorovna Samoilenko, the senior teacher, Elena Vasilievna Dyachenko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Ural State Medical University, Yekaterinburg

Abstract

The analysis of the state of the problem of satisfaction of the population of the Russian Federation with the quality of the provided medical care made it possible to identify the contradiction between the requirements for its quality in the direction of its patient-orientation and the level of professional readiness of future doctors to act in accordance with these requirements, enshrined in the professional standard. Pa-tient-centeredness is understood as the idea that the patient is at the center of the request for medical care, and the professionalism and competence of the doctor contributes to solving the patient's problem, based on this request, and not on the capabilities and limitations of medical practice. The scientific novelty lies in the fact that for the first time the readiness to provide patient-oriented medical care is studied through the content and structure of the patient's image among students of a medical university. The patient's image is considered as a dynamic component of the "Other" image in the structure of the world image of medical university students, the semantic space of which has a dynamic factor structure, meaningfully filled with an implicit system of meanings that determines the behavior of a future doctor when interacting with a patient. The practical significance of the results is expressed in the fact that the conclusions can serve as the basis for the development of academic disciplines and educational modules that provide patient-oriented practical training of future doctors. The study used a psychosemantic approach, a method of personal semantic differential, the personality questionnaire (Perm questionnaire I). The results of the study allow us to conclude that in the learning process for a freshman, the patient ceases to be an "equal" subject of interaction, becoming its object. Personal (self) characteristics with a positive emotional coloring in the patient's image at the beginning of training, change their polarity and significance at the end of training in the 1 st year. The revealed tendency to manifest domination and arrogance in the relationship of future doctors with patients, a tendency to manipulative behavior in the form of possession, domination, coercion, suppression, or manifestation of care, guardianship, pleasing the patient, testifies to a greater extent about the unwillingness of future doctors to provide a patient -oriented medical care.

Keywords: patient-centered medical care, patient image, medical university students.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из направлений в развитии системы российского здравоохранения обозначено повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи до 54% к 2025 году (постановление Правительства от 26.12.2017 г.№1640). Замена патерналистской (авторитарной) модели взаимодействия врача с пациентами на партнерскую (пациент-ориентированную) является приоритетной задачей для достижения поставленных целей. В основе пациент-ориентированной модели медицинской помощи лежит представление о том, что пациент находится в центре своего запроса на медицинскую помощь, а профессионализм и компетентность врача способствуют решению проблемы пациента, исходя из этого запроса, а не из возможностей и ограничений медицинской практики. В виду этого выявляется ряд проблем и противоречий, с которыми приходится сталкиваться при обучении будущих врачей оказанию пациент-ориентированной медицинской помощи [4].

Ряд исследований показывает, что у студентов медицинского университета превалирует склонность к авторитарной (патерналистской) модели взаимодействия с пациентами [7], снижается уровень эмпативности, достигая минимального на 4-м курсе обучения [3], наблюдается излишняя уверенность в собственной правоте, повышенный

эгоцентризм в процессе общения [2]. В зарубежных исследованиях показано, что студенты медицинского университета демонстрируют снижение ориентированности на пациента в ходе учебной медицинской консультации [1].

В более ранних исследованиях автором было определено, что образ пациента в образе мира студентов медицинского университета обладает опережающим восприятием и прогностическими функциями, свойством направлять их предметно-практическую и психическую деятельность и определять спектр потенциальных поведенческих реакций по отношению к пациенту и ситуациям взаимодействия с ним [6]. Таким образом, целью исследования стало определение готовности к оказанию пациент-ориентированной медицинской помощи через изучение содержания и строения образа пациента у студентов медицинского университета.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие будущие врачи — студенты 1-го курса лечебно-профилактического факультета Уральского государственного медицинского университета г. Екатеринбурга, (342 человека). Из общего числа респондентов 78,2% — девушки, 21,8% — юноши в возрасте от 17 до 25 лет. В исследовании был применен психосемантический подход и следующие методы сбора данных: метод личностного семантического дифференциала, стандартизированный метод в форме самоотчета. Методический инструментарий представлен биполярным личностным семантическим дифференциалом (В.П. Серкин, 2008); стандартизированной методикой в форме самоотчета «Пермский вопросник Я» (Л.Я. Дорфман, 2000), методы обработки данных: факторный (метод главных компонент, Уапшах-вращение с нормализацией Кайзера) и дисперсионный анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнивая результаты факторного анализа в начале обучения в медицинском университете и по окончании обучения на 1-м курсе, было выявлено, что строение семантического пространства образа пациента у первокурсников в начале обучения (таблица 1) и по окончании первого года обучения (таблица 2) содержит 5 факторов, содержание которых изменяется в направлении их значимости: в начале обучения доминируют личностные (самостные) характеристики в образе пациента: невозмутимый, сильный, добросовестный, открытый, независимый, отзывчивый, энергичный, спокойный, самостоятельный, нежный, спокойный, расслабленный, причем с явной положительной эмоциональной окраской. По окончании обучения на 1-ом курсе фактор с личностными характеристиками меняет свою полярность - пациент становится слабым, зависимым, нерешительным, неуверенным. Более значимым в сравнении с фактором с личностными характеристиками становится фактор «общение» образ пациента включает характеристики: молчаливый, замкнутый, пассивный, несправедливый, неискренний, иррациональный, скрытый, одинокий. Значимыми для студента по окончании обучения на 1-ом курсе становятся характеристики, связанные с качеством общения с пациентом.

Таблица 1 - Показатели факторного анализа по биполярному дифференциалу у студентов 1 курса (в начале обучения в медицинском университете) (1 курс, n=342, метод: ФА с Varimacs, Kaiser; ДОД=57%)_

Фактор 1 Самость (личность) Фактор 2 Деятельность Фактор 3 Общение Фактор 4 Отношение Фактор 5 Уникальность

Самостоятельный, 787 Иррациональный, 775 Общительный, 786 Неуверенный, 637 Уникальный, 615

Спокойный, 704 Пассивный, 748 Дружелюбный, 768 Разговорчивый, 622 Расслабленный, 587

Сильный, 695 Непривлекательный, 697 Мягкий, 600

Нежный, 679 Несправедливый, 666

Отзывчивый, 679 Интуитивный, 663

Открытый, 672 Одинокий, 650

Фактор 1 Самость (личность) Фактор 2 Деятельность Фактор 3 Общение Фактор 4 Отношение Фактор 5 Уникальность

Независимый, 678 Скрытый, 622

Добросовестный, 658 Нерешительный, 604

Невозмутимый, 652

Расслабленный, 647

Спокойный, 589

Энергичный, 586

Доля объяснимой дисперсии

28% 11% 7% 6% 5%

Таблица 2 - Показатели факторного анализа по биполярному дифференциалу у студентов

1 курса (по окончании обучения на 1-ом курсе) (1 курс, п=342, метод: ФА с УапшасБ, Каь

ser; ДОД=57%)

Фактор 1 Общение Фактор 2 Личность Фактор 3 Деятельность Фактор 4 Отношение Фактор 5 Уникальность

Скрытый,772 Неуверенный, 662 Расслабленный, 771 Отзывчивый, 738 Необычный, 847

Одинокий,747 Слабый, 637 Невозмутимый, 706 Уступчивый, 644 Непредсказуемый, 642

Молчаливый, 704 Зависимый, 635 Спокойный (не Уникальный, 624

суетливый), 674

Неискренний, 678 Нерешительный, 616 Расслабленный, 610

Пассивный, 642 Спокойный (не возбужденный), 678

Замкнутый, 641 Мягкий, 581

Иррациональный, 586

Несправедливый, 567

Доля объяснимой дисперсии

39% 9% 5% 5% 4%

Основываясь на теоретико-методологических положениях Л.Я. Дорфмана, изложенных в концепции полимодального Я, структура образа пациента как образа «Другого» была изучена через соотношение 4-х субмодальностей: Я-Авторское (Я как автор, деятель) и Я-Вторящее (ориентация на Другого), Я-Воплощенное (обладание Другим, воплощение в Другом) и Я-Превращенное (принятие Другого, терпимость через осознание собственной самости и идентичности). У студентов 1-го курса субмодальность «Я-Воплощенное» (дисперсия равна 30,78) более выражена в сравнении с другими субмодальностями (Я-Вторящее - 25,29) в структуре образа пациента как образа Другого. В исследовании Л.Я. Дорфмана, М.Е. Козловой, А.И. Зворыгиной, изучавших эффекты полимодального Я на межличностные взаимодействия, было установлено, что субмодальности Я связаны с доминантностью во взаимоотношениях. Так, высоким уровням Я-Воплощенного свойственны высокие значения по шкалам «доминирование», «уверенно-доминантный», «самонадеянно-расчетливый», «общительно-экстравертированный». Из этих эмпирических свидетельств мы полагаем, что студентам медицинского университета в начале обучения свойственно проявление «слияния» с пациентом. Слияние с Другим может приводить к утрате его восприятия как самостного, как отдельной личности. «Цена слияния» во взаимоотношениях — это манипулятивное использование Другого для самоутверждения, обладание им либо в форме опеки, либо, наоборот, в форме властвования, принуждения, подавления, чем больше Я сливается с Другим, ассимилируя и «поглощая» его, тем в большей степени проявляется доминантность, активность, тенденция преобладания человека в межличностных контактах [5].

ВЫВОДЫ

1. В содержании образа пациента в начале обучения доминируют личностные (самостные) характеристики с явной положительной эмоциональной окраской, по окон-

чании обучения на 1-ом курсе более значимым становится фактор «общение», а фактор с личностными характеристиками меняет свою полярность. Пациент перестает быть для первокурсника «равным» субъектом взаимодействия, становясь его объектом.

2. В строении семантического пространства образа пациента как образа Другого доминирует субмодальность Я-Воплощенное, что свидетельствует о склонности в проявлении доминирования и самонадеянности во взаимоотношениях будущих врачей с пациентами, склонности к манипулятивному поведению в форме обладания им, властвования, принуждения, подавления, либо проявления заботы, опеки, угождения пациенту, что свидетельствует о не готовности будущих врачей к оказанию пациент-ориентированной медицинской помощи.

ЛИТЕРАТУРА

1. А Multimodal Curriculum With Patient Feedback to Improve Medical Student Communication: Pilot Study / N.M. Dubosh, M.M. Hall, V. Novack [et al.] // The western journal of emergency medicine. - 2018. - Vol. 21 (1). - Р. 115-121.

2. Акимова О.В. Коммуникативная компетентность студентов медицинского вуза / О.В. Акимова, И. Ю. Аранович // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016. - Т. 6, № 5. -С. 747.

3. Ващенко, И. С. Динамика эмпативности среди студентов-медиков, ординаторов и врачей / И. С. Ващенко, Е. Б. Рыкалина // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2014. - Т. 4, № 5. - С. 545

4. Дьяченко, Е.В. Семантика образа пациента и его изменение при обучении навыкам профессионального общения / Е. В. Дьяченко, Н. В. Самойленко // Национальный психологический журнал. - 2020. - Т. 1, № 1 (37). - С. 115-125.

5. Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность: монография / Л.Я. Дорфман [и др.] ; под ред. Л. Я. Дорфмана. - Москва : Смысл, 2004. - 319 с.

6. Самойленко Н.В. Образ пациента как составляющая образа мира студентов при обучении в медицинском вузе / Н.В. Самойленко, Е.В. Дьяченко // Психолого-педагогические исследования. - 2020. - Т. 12, № 1. - С. 122-138.

7. Смирнова С.В. Формирование профессиональной направленности будущих врачей на разных этапах обучения в медицинском вузе / С. В. Смирнова, Е. В. Пчелинцева // Вестник Ивановской медицинской академии. - 2015. - Т.3. - С. 56-58.

REFERENCES

1. Dubosh, N.M., Hall, M. M., Novack V. et al. (2018), "А Multimodal Curriculum With Patient Feedback to Improve Medical Student Communication: Pilot Study", The western journal of emergency medicine, Vol. 21 (1), pp.115-121.

2. Akimova, O.V. and Aranovich, I. Yu. (2016),"Communicative competence of medical students", Bulletin of medical Internet conferences, Vol. 6, No. 5, рр. 747.

3. Vaschenko, I.S. and Rykalina, E.B. (2014),"Dynamics of empativity among medical students, residents and doctors", Bulletin of medical Internet conferences, Vol. 4, No. 5, pp.545.

4. Dyachenko, E.V. and Samoilenko, N.V. (2020), "Semantics of the patient's image and its change when teaching professional communication skills", National psychological journal, Vol. 1, No. 1 (37), pp. 115-125.

5. Dorfman, L. Ya. (2004), Integral individuality, self-concept, personality: monograph, Smysl, Moscow.

6. Samoilenko, N.V. and Dyachenko, E.V. (2020), "The image of the patient as a component of the image of the world of students when studying at a medical university", Psychological and pedagogical research, Vol. 12, No. 1, pp. 122-138.

7. Smirnova, S.V. and Pchelintseva, E.V. (2015), "Formation of the professional orientation of future doctors at different stages of training in a medical university", Bulletin of the Ivanovo Medical Academy, Vol. 3, pp. 56-58.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.