Научная статья на тему 'Образ пассажира через призму объявлений в маршрутных такси'

Образ пассажира через призму объявлений в маршрутных такси Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
430
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЙ ЖАНР / АДРЕСАТ / АДРЕСАНТ / ЯЗЫКОВАЯ ИГРА / НЕПРЯМАЯ КОММУНИКАЦИЯ / A SPEECH GENRE / THE ADDRESSEE / THE SENDER / LANGUAGE GAME / INDIRECT COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никитина Лариса Борисовна

Исследуется вторичный речевой жанр (объявления в маршрутках), имеющий специфику по сравнению с первичным речевым жанром объявления. Особое внимание уделяется тематике и функциям анализируемых текстов, в том числе игровым, и используемым приемам языковой игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of a passenger through a prism of notice in fixed-route taxis

The author investigates the secondary speech genre (announcements in fixed-route taxis) which has specificity in comparison with a primary speech genre of the announcement. The special attention is given to subject matter and functions of analyzed texts, including game, and to methods of language game which are used.

Текст научной работы на тему «Образ пассажира через призму объявлений в маршрутных такси»

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

Л.Б. НИКИТИНА

(Омский государственный педагогический университет г. Омск, Россия)

УДК 81 ’271 ББК Ш107

ОБРАЗ ПАССАЖИРА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ОБЪЯВЛЕНИЙ В МАРШРУТНЫХ ТАКСИ

Аннотация: Исследуется вторичный речевой жанр (объявления в маршрутках), имеющий специфику по сравнению с первичным речевым жанром объявления. Особое внимание уделяется тематике и функциям анализируемых текстов, в том числе игровым, и используемым приемам языковой игры.

Ключевые слова: речевой жанр, адресат, адресант, языковая игра, непрямая коммуникация.

Объявления в маршрутных такси - новый речевой жанр, обязанный своим «рождением» появлению в нашей жизни мобильного автотранспорта - необходимого помощника современного человека. Маршрутка для пассажира не только удобное средство передвижения, но и в определенном смысле средство самопознания: размещенные в ней объявления заставляют человека взглянуть на себя со стороны.

Как выглядит пассажир маршрутки «в зеркале» адресованных ему объявлений? Ответ на этот вопрос предварим рассуждениями о специфике речевого жанра «объявление в маршрутном такси».

Объявление - это речевой жанр, для которого характерно стремление адресанта передать адресату информацию, необходимую ему для осуществления действий или выбора линии поведения в настоящем или будущем в соответствии с определенными существующими или предполагаемыми условиями. Объявление может быть осуществлено посредством сообщения, предупреждения, совета, просьбы, приказа и др. речевых действий; оно может включать похвалу и порицание, благодарность и угрозу, т.е. строиться с участием тех речевых жанров, которые с опорой на теорию М.М. Бахтина называют первичными. Добавим, что объявление в своем неосложненном виде (как информация, извещение о чем-либо) также имеет статус первичного речевого жанра, в то время как объявление в маршрутке, целью которого является не только (а порой и не столько) информация, но и в том или ином плане воздействие на адресата, - это вторичный речевой жанр. Б.Ю. Норман, рассматривая многочисленные примеры языковой игры в данных объявлениях, отмечает, что посредством шутливых объявлений водитель в первую очередь корректирует поведение пассажиров,

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

напоминает им об их обязанностях [Норман 2007]. Учитывая то, что большая часть объявлений в маршрутках носит шутливый характер, претендуя на оригинальность выражения адресованных пассажирам предписаний, можно отметить и такую цель данных речевых произведений, как демонстрация водителем своего пристрастия к речетворче-ству. В.В. Дементьев отмечает, что шутливые объявления в маршрутках ориентированы не только на общение между водителем и пассажиром, но и «предполагают» третьих возможных участников общения - коллег-водителей: иметь оригинальную надпись модно и престижно [Дементьев 2010: 285]. При этом вопрос об авторстве объявлений уходит, на наш взгляд, на второй план: сочинителем оригинального текста может быть кто угодно; важно, что объявление выбрано и оценено водителем как необходимое в данных условиях общения средство информирования, воздействия, привлечения внимания и адресовано пассажиру, от которого ожидается адекватная реакция в виде понимания им своих обязанностей и оценки избранной водителем формы общения и его конкретного содержания. Заметим, что объявление в маршрутке как письменная, опосредованная форма общения тяготеет к непрямой коммуникации, имеющей целью программировать интерпретацию адресата в направлении, желательном для адресанта (это второй тип непрямой коммуникации по В.В. Дементьеву, квалифицируемый как специальный прием [Дементьев 2006: 142]).

Тематическими приоритетами рассматриваемых нами объявлений являются: 1) оплата проезда; 2) сохранность транспортного средства; 3) остановки (ср. слоты «остановка», «плата за проезд», «поведение пассажира», выделенные Б.Ю. Норманом, исследовавшим жанр шутливых объявлений в минских маршрутках [Норман 2007]).

Среди объявлений названных тематических групп преобладают объявления-шутки, отличающиеся разнообразием корреляций с первичными речевыми жанрами и соответственно разнообразием косвенных способов передачи информации. Данное положение дел свидетельствует о том, что пассажир маршрутки представляется субъектом, способным обнаруживать скрытые смыслы и адекватно реагировать на речетворческие старания автора объявления. Иными словами, за пассажиром закрепляется статус интерпретатора косвенности и потенциального ценителя оригинальных речевых «ходов».

Наиболее частотными смыслами, характерными для моделируемого образа пассажира маршрутного такси, являются следующие.

Пассажир - достойный уважения законопослушный гражданин, которому достаточно вежливо напомнить о его обязанностях. Объявления, выдержанные в данном смысловом ключе, по преимуще-

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

ству не являются шутливыми, имеют форму информации-напоминания или просьбы и сопровождаются этикетными формулами. Например: Проезд 12 рублей; Уважаемые пассажиры! Не забудьте оплатить проезд; Уважаемые пассажиры, в просьбе об остановке вам может быть отказано, если это противоречит правилам и безопасности дорожного движения; Уважаемые пассажиры! Просьба билет отрывать самостоятельно (последнее объявление является косвенным напоминанием о необходимости оплатить проезд; расположенный рядом с объявлением рулон билетов не более чем декорация, поскольку билеты в наших маршрутках никогда не используются). Примеры шутливых объявлений-напоминаний: Проезд: сидя - 12 рублей, стоя -10 рублей, лежа - 20 рублей, рядом бежать - 5 рублей, на коленях у водителя - по договоренности; Запасной выход - 5 рублей (в последнем косвенном напоминании оплатить проезд интенциональный акцент смещен в сторону призыва оценить оригинальность шутки).

По данным объявлений, образ пассажира противоречив: законопослушность «спорит» с нежеланием следовать правилам, с отсутствием культуры поведения, с неумением производить простейшие действия и даже с откровенной бестолковостью; при этом «правильный пассажир» существенно проигрывает «неправильному».

Пассажир выступает в роли потенциального нарушителя правил поведения в общественных местах. В следующих объявлениях, выражающих просьбу не сорить в салоне маршрутки, «прочитывается» образ воинствующего невежи: Просьба семечки, орешки и бананы есть с кожурой; Семечки и орешки просьба есть вместе со шкурками!; Семочки не щелкать, бутылки не бросать - уносите все с собой!; Любимые пассажиры! Оставить след в жизни - это не значит нагадить в автобусе. Ваш экипаж (саркастичное определение любимые создает эффект контекстуальной энантиосемии); Только не гадить! (объявление сопровождается изображением свиного рыла, что может быть «прочитано» как типичное наименование-оценка «нагадившего» человека). Ср.: Матом не ругатца, не дратца! (объявление «ориентировано» на адресата, не обремененного как знаниями правил поведения, так и знаниями орфографии).

В целом за объявлениями, касающимися сохранности транспортного средства, скрывается неприглядный образ человека неуклюжего, не умеющего производить элементарные действия без угрозы что-то испортить, невоспитанного, не знающего, как вести себя в общественных местах (сорящего, плюющего, ругающегося матом, драчуна и пьяницы, любителя «самоутвердиться» за счет мелких пакостей типа порчи сидений или разрисовывания стен).

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

Среди объявлений на тему сохранности транспортного средства преобладают те, в которых адресант демонстрирует особо трепетное отношение к двери маршрутного такси: в частности, нас призывают закрывать дверь душевно, а не от души. Многочисленны косвенные призывы беречь дверь маршрутки, в которых последняя регулярно сравнивается с дверью домашнего холодильника, который, видимо, символизирует дорогой для пассажира предмет пользования: Представьте, что дверь - это ваш холодильник. Прямые и косвенные призывы заботиться о сохранности двери актуализируют в образе пассажира такие смыслы, как отсутствие сноровки при осуществлении физических действий, обусловленное отсутствием необходимых умственных усилий. Отсюда «стремление» объявлений растолковать «бестолковому» пассажиру последствия его неуклюжести: Не хлопайте сильно дверью, она может отвалиться и упасть вам на ноги; Дверью не хлопать, а то выпадет стекло и будет холодно; Дверью не хлопать - у водителя болит голова!; Просьба не хлопать дверью, а то она может обидеться; Не хлопайте дверьми, помните - это наш единственный выход. Повышенная забота о сохранности дверей «заставляет» адресанта прибегать к просьбам-угрозам с криминальным подтекстом: Хлопнешь дверью - умрешь от монтировки!; Кто хлопнет дверью, тот станет льготником; Хлопнешь дверью - получишь монтажкой; Не хлопай дверью - замочу. В данном случае пассажиру отводится роль потенциальной жертвы вынужденного насилия со стороны водителя: если пассажир не понимает или не принимает правильной линии поведения, его можно наказать физически.

Объявления регулируют и речевое поведение пассажира, которое зачастую видится далеким от совершенства: пассажир отвлекает и раздражает водителя громким разговором, чем провоцирует угрозу в свой адрес: Если хочешь жить - заткнись; он не знает, как правильно попросить об остановке, что вызывает необходимость давать инструкции по производству речевых действий и предупреждать о последствиях неправильных речевых проявлений: О требуемых остановках предупреждайте заранее и громко; На ваше «остановите где-то здесь» остановка будет где-то там. Судя по объявлениям, попросить водителя об остановке - целая наука: от пассажира требуются как интонационные умения, так и способность ориентироваться в пространстве дороги, соотносить свои желания с возможностями водителя и правилами дорожного движения. Самое главное при этом - заранее и громко заявить о своем желании выйти (в данной ситуации громкость не является раздражителем, а выступает условием адекватной реакции со стороны водителя): Говорить об остановках громко и заранее. А

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

то, когда проедете, будете кричать!!! За рулем глухой водитель!; Предупреждайте об остановке заранее, причем кричите так, будто вы ее 5 минут назад проехали; Кричите громче - есть шанс не проехать свою остановку; Кричите громче! Когда проедете, все равно будете орать; Хочешь выйти - кричи!; Чем тише скажете, тем дальше выйдете. Объявления данной тематической группы отражают и возможную языковую некомпетентность адресата: пассажир косноязычен, употребляет в своей речи нелитературные слова, не может точно и доступно выразить свою мысль: На просьбы «здесь», «тута», «сейчас» водитель не реагирует; Водитель «где-то там» и «где-то здесь» не останавливается (в объявлениях «цитируется» речь пассажира).

В моделируемом нами образе пассажира маршрутки можно обнаружить еще один весьма продуктивно представленный в объявлениях смысл: пассажир - экстремал, любитель острых ощущений: Пристегнись и молись!; Десять минут страха - и вы дома; Стоимость аттракциона -12 рублей. Объявления предупреждают о многочисленных опасностях, которые угрожают осмелившемуся сесть в маршрутку, принять участие в «захватывающем аттракционе». Эти опасности могут исходить и от водителя, и от самого пассажира (точнее от его неправильного поведения). Так, пассажир, судя по объявлениям, доверяет свою жизнь водителю, не обремененному необходимыми в его работе знаниями и ответственностью за чужую жизнь: Путаю педали; Работает автопилот - водитель пьян; Говорите громче - не бойтесь разбудить водителя, а пассажир сам провоцирует опасности: Хочешь жить - не отвлекай водителя!; Не буди во мне зверя; ср. также рассмотренные выше объявления-угрозы, касающиеся сохранности дверей (смысловая модель «сделаешь не так, будешь наказан»). Впрочем, в шутливых объявлениях, предупреждающих пассажира о подстерегающих его опасностях, возможных негативных последствиях для его физического и психического здоровья, усматривается не столько запугивание, сколько заигрывание с пассажиром: водитель как будто призывает пассажира оценить оригинальность речевых находок; при этом его, похоже, мало интересует возможное неприятие адресатом черного юмора: При аварии количество умерших должно совпадать с количеством сидячих мест; Искусство вождения требует жертв; ГИБДД требует, чтобы при аварии количество мест в маршрутке совпадало с числом трупов.

Таким образом, в новом речевом жанре «объявление в маршрутном такси» сформировался образ пассажира, нуждающегося в инструкциях по производству физических и речемыслительных действий, в

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

нравоучениях и напоминаниях о нормах поведения в общественных местах. Пассажир по данным проанализированных объявлений - это по преимуществу невоспитанный, малообразованный человек; потенциальная жертва насилия, грубости, лихачества водителя и любитель острых ощущений; в целом существо зависимое и мало уважаемое: вежливые объявления в маршрутках - большая редкость.

ЛИТЕРАТУРА

Дементьев В.В. Непрямая коммуникация. - М., 2006.

Дементьев В.В. Теория речевых жанров. - М., 2010.

Норман Б.Ю. Жанр шутливых объявлений в маршрутных такси // Жанры речи. Вып. 5. Жанр и культура. - Саратов, 2007.

© Никитина Л.Б., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.