9. По материалам llttp://www.ta-odessa.com/humor/dictionary/index.php?letter=i&id=259.
10. По материалам http://mirslovarei.com/content_jar.
11. См.: http://staffroom.ru/forum/viewtopic.php.
12. См.: Ищук-ФадееваН.И. В. Ерофеев. «Москва-Петушки»: тошнота как экзистенциалистская категория // «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева. Материалы третьей международной конференции «Литературный текст: проблемы и методы исследования». Тверь, 2000.
© А.П. Сидорова, А.Б. Якимов, 2008
В.А Курская (Москва)
ОБРАЗ ОГНЯ В ПОЭЗИИ ЭДМУНДА ШКЛЯРСКОГО
Одним из наиболее часто встречающихся образов в поэзии Эдмунда Шклярского является огонь. Для начала дадим определение этому понятию.
«Огонь - 1. раскаленные светящиеся газы, выделяемые при горении; пламя; 2. перен. разг. повышенная температура тела; жар; 3. перен. внутреннее пламя; страсть; 4. свет от осветительных приборов или чего-либо горящего; 5. перен. боевая стрельба»1.
В данной статье мы рассмотрим использование этого слова в первом значении - «пламя». Отметим, что в произведениях Шклярского нередко встречается понятие «огонь» в значении «источник света» (особенно часто - фонарные огни), которое также интересно для исследования, однако это тема отдельной работы, и сейчас мы не будем ее затрагивать.
В мифологии огонь является одной из фундаментальных систем мироздания и выступает как первичный материал космогенеза. В то же время во многих эсхатологических мифах он несет миру гибель (напр., великан Сурт в скандинавских мифах сжигает мир). В европейской мифологии огонь выступает в трех основных формах: 1. небесный огонь (молния); 2. огонь жертвенный; 3. огонь подземный (адское пламя). Огонь олицетворяет сакральные знания (миф о похищении огня Прометеем), контакт человека с высшими силами (жертвоприношение, погребальный костер). Огонь может быть и очищающей стихией: с этой его функцией связаны многие обряды, напр., прыжки через костер в день Ивана Купалы у сла-вян2. В славянском фольклоре и художественной литературе пламя также часто обозначает страсть, сексуальное влечение и в таком случае нередко
3
присутствует в одном контексте со смехом .
В поэзии Шклярского огонь является многоморфным, то есть существует не только в виде пламени, но и в виде свечи, искр и т.д. Мы последовательно рассмотрим наиболее часто встречающиеся воплощения огня в творчестве этого автора, а также их функции в конкретных текстах и соотношение этих значений с перечисленными выше традиционными значениями огня.
Огонь / пламя. Пожалуй, одна из самых наглядных в плане рассматриваемой темы - песня «Немного огня»:
А бог живушдх в тени и дарующих свет Это только огонь и не более, нет
Это только огонь, что в нем грех, а?
Убегают слова, их и так не понять А держите, держите, держите меня Чтобы я не лопнул от смеха Немного огня - середина пути Немного огня тебя может спасти В блеске обмана...4
В данном контексте (особенно при наличии понятий смеха и греха) огонь символизирует любовную страсть. Аналогичным является его значение и в песне «Истерика»: тело героя служит «поддержкой костру» -поддержкой страсти.
В песне «Дай себя сорвать» в эротическом контексте (обрыв цветка означает лишение девственности) присутствует образ огненного льва: «Ты коснись рукою огненного льва». Возможно, эту фразу следует понимать как приглашение к интимной близости. Аналогичным является и значение пламени в тексте песни «Ты вся из огня», где возлюбленная лирического героя сравнивается с этой стихией:
Разделяла нас пара шагов, но до этого дня Я не знал, что такое огонь и что ты из огня. ...
Пусть не хватит мне слов,
Пусть я что-то не в силах понять,
Подари мне огонь,
Если ты из огня.
В «Романсе» возлюбленная лирического героя сравнивается с «трепетным огнем» и «чистой водой» - в данном случае перед нами традиционное для индоевропейской культуры противопоставление диаметрально противоположных начал, символизирующее противоречивость характера героини.
В песне «Почти итальянец» есть следующие строчки:
Ты думал - огонь в нашем доме погашен Ты думал - мы спорим опять ни о чем А мы открыли двери и окна настежь А иначе зачем это все.
Отсутствие огня (вернее, мысль о его отсутствии) выражает состояние героя, характеризуя его как отрицательное: погасший домашний очаг, остывшие чувства, отсутствие творческого импульса, особенно в контексте рассуждения о смысле жизни («А иначе зачем это все»). Не случаен и переход к действительности, с которым связано понятие тепла:
Мне опять захотелось тепла и я жду Вот сейчас мое сердце расплавится
Здесь также присутствует намек на любовную страсть - «сердце расплавится».
Близким представляется и значение образа огня в песне «В развороченном раю»:
И горит огонь не гаснет Только будет ли им счастье Только будет ли им счастье В развороченном раю5.
Здесь огонь выступает как бы залогом, одним из необходимых условий счастья (в данном случае пусть и недостаточным) и, сближаясь по значению с домашним очагом, обозначает благополучие.
В песне «Герой» говорится о школьнике, который выделялся среди сверстников в том числе и особенной любознательностью, нестандартным подходом к восприятию и осмыслению действительности («Я знакомые буквы любил повторять / Я разгадывал книги как шифр, я пытался узнать / Что такое весна»). Герой признается, что
Мне хотелось огня и тепла, я не мог больше ждать Когда будет весна.
Здесь огонь и тепло выступают как неразлучные спутники весны, времени пробуждения жизненных и, в широком смысле, творческих сил; в литературе весна часто противопоставляется зиме - времени холода, длинных ночей (темноты), когда вся природа находится в состоянии сна. В таком контексте желание лирического героя поджечь школу («Лишь однажды пытался я школу поджечь / Да учитель узнал, спички выбросил в печь») может пониматься как метафора попытки приблизить весну - изменить окружающую действительность.
Иную роль огонь играет в песне «Разбойники», где подчеркивается его пассивность:
Нет пока еще не вздрогнули Не взлетели топоры Спит огонь у бочки с порохом Спит родимый до поры
В тексте прямо указано, что такое состояние является временным. Здесь огонь используется не в качестве символа, а в качестве фона, дополнения к изображаемой картине для передачи общего настроения: видимая пассивность - и огня, и разбойников - может в любой момент (поскольку пламя рядом с порохом) смениться какими-то действиями.
Следует также рассмотреть текст песни «Иероним». Герой пляшет в спрятанной от солнца комнате: «В комнате луч света / Тишиной храним / В тишине шатаясь / Пляшет Иероним». Герой «очнется» от забытья и «станет рисовать». Примечательно, что вдохновение Иероним черпает именно в огне:
То вдруг не мигая Смотрит на огонь В эти то минуты Ты его не тронь
Необычно использование этого символа в песне «С высоты некуда упасть»:
Отреченье от рук и ног,
С высоты некуда упасть.
Пробуждение с криком огня Неродившись, исчезнуть, да.
Свершилось, кожа меняет цвет,
И лед до последней капли раздет,
А я не спешу начать,
Пока вода не стала стеклом.
Здесь автор описывает вдохновение, связывая его с пониманием сути вещей, их преображением в сознании лирического героя, и уподобляет вдохновение вспышке пламени. Крик в данном случае обозначает внезапность этого события, а также силу эмоций, которые герой при этом испытывает.
Таким образом, в поэзии Шклярского огонь очень часто предстает перед нами также как источник вдохновения.
Герои песни «Два великана», сделаны «из камня», а потому не могут двигаться, но они живы:
Да они - Повелители пыли,
Словно замерли, посмотри,
Чтоб большие глаза не остыли,
Поджигают себя изнутри.
Внутренний огонь служит знаком того, что души великанов живы, хотя они не могут никому передать свой импульс, «поджечь» кого-либо:
Забываются, машут руками,
Каждый мускул на шее искрит,
С раскаленными бродят висками,
От бумажных созданий вдали.
Аналогичную функцию образ огня выполняет в песне «Серебра!!», где об уродливом Квазимодо, которого все сторонятся и чей облик внушает окружающим только ужас, сказано: «Это те же костры, только меньше огня / Это те же глаза, только молятся пням». Автор акцентирует внимание на том, что внутренне герой не отличается от окружающих его людей, он тоже обладает живой душой, хоть она и остыла, закостенела от одиночества («только меньше огня).
Свеча. В песне «У шамана три руки» о герое говорится: «От дыхания его разгорается свеча» - это одна из главных его характеристик. Огонь как будто внутри шамана, чье предназначение - входить в контакт с миром духов.
На свечах танцуют ангелы («Танцующие на свечах») - существа из верхнего мира. Со свечами Шклярский сравнивает лирических героев песни «Мы как трепетные птицы»:
Мы как свечи на ветру Дивный сон нам только снится,
Да развеется к утру.
Праздник в одноименной песне «сгорает свечой» - в этих двух текстах пламя свечи, по нашему мнению, обозначает мимолетность бытия и эфемерность радости и счастья (напр., согласно средневековой алхимии, стихии огня свойственно непостоянство).
Искра. Герой песни «Из коры себе подругу выстругал», человек не от мира сего, по словам автора, «.не понят, да / Искрой тронут, да.». Здесь искра указывает на то, что герой отмечен высшими силами.
Косвенно образ искр присутствует и в тексте песни «Говорит и показывает», лирический герой которой готовится к созданию нового мира («Не придуман еще мой мир / Оттого голова легка.») и ждет лишь творческого импульса:
А песню музыку не пою Просто камень о камень бью Просто небо стаканом пью Вот и шатает слегка
Под ударами камня о камень явно подразумевается высекание искры из кремня - искры, которая, как мы уже упоминали, должна стать творческим импульсом, толчком к созданию нового мира.
Искры упоминаются и в песне «Не кончается пытка»:
Видно все здесь ошибка И сердце ждет искры иной Оттого-то молчит и молчит Небо над головой
В сочетании со словами «А желания тянут на дно» можно говорить о том, что перед нами песня о любовной страсти, а значит, искры уподобляются пламени любви. В тексте песни «Пляшут искры около рта» они связаны со смехом («И тебя уже бьет то ли дрожь, то ли смех»), что также дает основание рассматривать искры как намек на наличие эротического мотива.
Угли. Угли можно рассматривать как тлеющий, слабый огонь, уже затухающий либо еще не разгоревшийся. Лирический герой песни «Теперь ты» «угли» согревает «в ладонях». Такой же образ встречается и в песне «Миллион в мешке»:
Ты колченогая, строгая,
С лукавым перцем внутри.
Дай, твой профиль потрогаю,
Пока в ладонях угли.
Таким образом, Шклярский использует угли в любовном контексте, как и пламя и искры. Возможно, семантическое отличие углей от пламени обозначает начало влюбленности, еще не разгоревшуюся в душе героя страсть, либо наоборот - угасание чувства.
Пепел. Пепел - это сгоревшая материя, результат действия огня. В мифологии пепел связан с образом феникса, сгорающего на костре, чтобы возродиться, символа бессмертия6. Таким образом, пепел может обозначать как итог разрушения, так и надежду на возрождение. Пепел упоминается в песне «Ни твое, ни мое» в качестве обозначения разрушенного мира героя:
Ну а если - твое,
Я останусь ни с чем,
Словно с пеплом в руках От остывших печей,
От остывших...
О надежде на воскрешение, которую символизирует пепел, буквально говорится в песне «Танцующие на свечах»: «И пепел, довольный уж тем, / Что верит в свое возрождение».
Сожжение. С образом огня в поэзии Шклярского тесно связан мотив сожжения. Сожжение может обозначать как уничтожение, так и очищение, а значит, переход в новое состояние. Достаточно рассмотреть строчки из «Королевства кривых»:
Здесь деньги не ждут Когда их сожгут
В их власти дать счастье и счастье отнять Но только не мне Я сам по себе
И темные улицы манят меня
По нашему мнению, здесь можно рассматривать огонь в качестве очищающей силы, которая способна превратить деньги в пепел и лишить их власти над людьми.
Похожим является значение сожжения в песне «С тех пор, как сгорели дома»:
С тех пор, как сгорели дома,
Легко и светло им на свете
Здесь сожжение символизирует освобождение от гнетущего прошлого, перемены к лучшему через очищение огнем.
Герой песни «Клянись же, ешь землю!» говорит своей возлюбленной:
Взгляни: а под тем ли ты солнцем стоишь Клянись же, ешь землю, что вместе со мною сгоришь
Здесь призыв к сожжению можно понимать двояко: и как призыв отдаться во власть пламенных чувств, и как призыв к очищению, к переходу в новое состояние.
Мотив сожжения присутствует и в «Навуходоносоре», где в каждой строфе повторяется строчка: «Так ешь мел, пей ртуть, жги кровь, будь скор». Здесь сожжение упоминается в перечислении действий явно алхимического или магического характера и может трактоваться как призыв к
переходу в другое духовное состояние, поскольку кровь в средневековой европейской культуре традиционно связывалась с душой человека.
Таким образом, в поэзии Э. Шклярского воплощения огня разнообразны: огонь предстает перед нами не только как пламя костра или свечи, но и как искры, угли и пепел. Символика огня в творчестве этого автора совпадает с традиционными значениями. Шклярский использует образ огня в следующих значениях: 1) любовной страсти (в большинстве текстов - в 10 из 28) - в таком контексте огонь связан со смехом, а также с понятием греха; 2) связи с высшими силами, в контакт с которыми входит герой; они же даруют вдохновение; 3) очищения и перехода в новое духовное состояние - через сожжение; 4) благополучия; 5) внутренний огонь выступает как признак живой, не умершей души героя; 6) пепел символизирует разрушенный мир героя, однако в этом образе также заложена надежда на возрождение; 7) в двух текстах огонь выступает как символ непостоянства.
Следует отметить, что трактовка огня как адского пламени и, соответственно, связь с силами зла в поэзии Шклярского отсутствует. Таким образом, в большинстве исследованных нами текстов огонь имеет положительную семантику и связан с мифологемой горних (небесных) сил.
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.
2. См.: Мифологический словарь. М., 1991.
3. См.: Зазыкин В.И. О природе смеха: По материалам русского эротического фольклора. М., 2007.
4. Здесь и далее тексты стихов Э. Шклярского, за исключением текстов «В развороченном раю» и «Разбойники», даны в соответствии с сайтом www.piknik.info.
5. Шклярский Э.М. Мракобесие и джаз. М., 2008.
6. См.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1996.
© В.А. Курская, 2008
А.А. Власова (Тверь)
РОК-АЛЬБОМ ГРУППЫ «ПИКНИК» «ТАНЕЦ ВОЛКА» (1984)
И ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР ТОТАЛИТАРНОГО ОБЩЕСТВА
«Иветта завела радиолу. "Мишка, Мишка, где твоя улыбка, полная задора и огня? Самая нелепая ошибка то, что ты уходишь от меня", — запел сладкоголосый Глеб Романов.
— Экая пошлятина, — воскликнул Юрка. — Не зря в "Комсомолке " этот шлягер отругали.
— Нет зря, песенка хорошая, — буркнул Толик»1.
Для созданной в 1978 г. в Ленинградском Политехническом университете группы «Пикник» рассматриваемый здесь альбом «Танец волка» второй по счету, его первое концертное исполнение как целостной программы состоялось в 1985 г.
Время создания альбома - последние предперестроечные годы, когда руководители страны умирали очень часто. В 1982 году к власти в СССР пришёл Ю.В. Андропов, которого в 1984 году сменил К.У. Черненко.
В истории группы 1984 г. отмечен серией материалов в газете «Комсомольская правда», являвшейся официальным печатным органом ВЛКСМ. В