Е.М. Фомина, А.С. Садкова (Нижний Новгород)
ОБРАЗ «НОВОЙ ЖЕНЩИНЫ» В РОМАНЕ ДЖЕКА ЛОНДОНА «МАЛЕНЬКАЯ ХОЗЯЙКА БОЛЬШОГО ДОМА»
Аннотация. Роман Джека Лондона «Маленькая хозяйка Большого дома» («The Little Lady of the Big House», 1916), вышедший последним при жизни писателя, занимает особое место в творчестве автора. Социально-экономическое и культурное развитие США на рубеже XX в. способствовало появлению новых взглядов на роль и место женщины в семье и обществе, которые находят свое отражение в исследуемом романе. В настоящей работе рассматривается образ главной героини романа в свете концепции о «новой женщине» на основе работ С. Тиши (C. Tichi) и Л. Абрамс (L. Abrams). В статье анализируются особенности выражения в образе Паолы Дестен Форрест характерных черт женского образа XX в., отражающихся в образовании героини, ее роде деятельности, положении в браке и любовном треугольнике, роли матери. Внимание также уделяется описанию и анализу особенностей XIX столетия в образе Паолы, своеобразию использования романтических формул в создании портрета и его соотнесенности с образом Большого дома. На основе изложенных данных авторы исследования приходят к выводу, что сочетание традиций XIX и XX вв., мужских и женских характеристик в образе главной героини обусловлено авторской интенцией, направленной на создание образа идеальной женщины. Поскольку на сегодняшний момент существуют лишь отдельные несистематизированные размышления об образе главной героине романа «Маленькая хозяйка Большого дома», в полной мере не отражающие особенности его построения, данное исследование претендует на значительную степень актуальности и раскрывает новые аспекты образа главной героини романа.
Ключевые слова: «новая женщина»; идеальная женщина; Джек Лондон; женский образ; гендер; Америка Х1Х-ХХ века.
E.M. Fomina, A.S. Sadkova (Nizhny Novgorod)
The Image of "New Woman" in "The Little Lady of the Big House"
by Jack London
Abstract. Jack London's novel "The Little Lady of the Big House" (1916), which was the last one published during the writer's lifetime, takes a special place in the writer's legacy. The socio-economic and cultural development of the United States at the turn of the 20th century contributed to the emergence of new views on the role and place of women in family and society, which are reflected in the novel. In the research, the image of the female protagonist is explored through the concept of a "new woman" based on the works of C. Tichi and L. Abrams. The article analyzes the features of the expression of the characteristic features of the female image of the 20th century, reflected in the
formation of Paola Desten Forrest, her type of activity, her marriage and love triangle, and the role of the mother. Special attention is also paid to the description and analysis of the features of the 19th century in the image of Paola, the peculiarity of using romantic formulas in creating the portrait and its correlation with the image of the Big House. Based on the data, the authors of the study come to the conclusion that the combination of the traditions of the 19th and 20th centuries, the male and female characteristics in the image of the protagonist are determined by the author's intention to create the image of an ideal woman. Since at present there are only some non-systematized reflections on the image of the female protagonist of the novel "The Little Lady of the Big House", which do not fully reflect the features of its construction, this research has a significant relevance, and reveals new aspects of the image of the protagonist.
Key words: "new woman"; ideal woman; Jack London; female image; gender; America of the 19th - 20th centuries.
Джек Лондон является одним из наиболее ярких писателей в американской литературе конца XIX - начала XX вв. За сравнительно недолгую жизнь писателю удалось воплотить идеи в разных литературных жанрах и обратиться к широкому кругу тем, что спровоцировало неоднозначную реакцию на его творчество. Придерживаясь традиций многоплановости и синтеза литературных направлений, писатель стал «одним из самых популярных людей своего времени... примером Американца, который сделал себя сам и дал надежду тем, кто имел похожие стремления» [Stasz 2000, 369; пер. Е.М. Фомина]. Е.А. Стеценко отмечает, что Джек Лондон был одним из первых, кто раскрыл тему первооткрывательства в тесной связи с темами антибуржуазности и эскапизма [Стеценко 2009]. Благодаря многогранному жизненному опыту, автор описывал мир с разных культурных перспектив [Ladd 2013, 4], за счет чего стал для жителей городов своеобразным «странствующим торговцем литературой», утоляющим их тоску по приключениям и романтизму [Casutto, Reesman 1996, 218]. В своем творчестве он также обратился к теме безжалостной эксплуатации природы человеком, предвосхитив тем самым «экологическую» литературу XX столетия. Лондон верил в «обычного человека», стремился изобразить его сильной и непоколебимой личностью, которая находится в непримиримой борьбе с обществом [Williams 2013, 30]. При этом, объединяя натуралистические принципы и позитивистские идеи Герберта Спенсера, автор уделял особое внимание тайнам человеческой природы, мотивам поступков людей в зависимости от проявлений окружающей среды, проводил связь между духовной жизнью и внешним миром [Auerbach 1996, 6].
Произведения автора во многом отражают изменения, происходившие в американском обществе конца XIX - начала XX вв. В этот период параллельно с экономическим ростом и укреплением США на международной арене происходят характерные для развивающейся капиталистической экономики процессы монополизации, миграции и урбанизации. Вследствие оттока большой части населения в города разоряются фермерские хозяйства. В то же время для обеспечения жителей городов необ-
ходимыми благами и ресурсами начинается активная добыча природных ископаемых, являющаяся причиной разрушения экосистемы. Америка с ее романтическим ореолом накопления вызывала повышенный интерес у мигрантов, чья численность в конце XIX в. стала превышать все население страны, тем самым вызывая враждебное отношение у американских граждан [Turner 1920, 315]. Такое несоответствие реальности ожиданиям американцев на счастливое и безбедное существование пошатнуло веру в «американскую мечту» [Adams] и привело к распространению в обществе упаднических настроений.
Роман «Маленькая хозяйка Большого дома» («The Little Lady of the Big House») занимает в творчестве Джека Лондона особое место. Являясь последним вышедшим при жизни писателя в 1916 г., он вызвал неоднозначную оценку у критиков и поклонников его творчества. И если сам автор считал этот роман своей лучшей работой, идеалом, к которому он стремился всю свою «писательскую жизнь» [Балтроп 1981, 175], то американская публика обвинила писателя в излишней напыщенности и слащавости как сюжета, так и манеры повествования. Ирвинг Стоун в художественной биографии Лондона «Моряк в седле» писал: «Он получал сердитые, огорченные, разочарованные письма от почитателей и последователей; люди бросали в огонь номера журнала, в которых появилась "Маленькая хозяйка большого дома"... Болезненно задетый, он в бешенстве отбивался: "Позвольте мне Вам заявить раз и навсегда, что я чертовски горжусь "Маленькой хозяйкой"» [Стоун 1962, 252]. Критики же видели в этом романе преобладание «нежной традиции» над натурализмом, что, по их мнению, вызвало излишнюю сентиментальность и неправдоподобность в изображении действительности. Если Лондон придавал роману «мессианское значение» («I see my farm in terms of the world and the world in terms of my farm») [Starr 1986, 221], воплотив в главном герое идеальный образ сильного хозяина ранчо, а в героине - прекрасной женщины -мечты, то публика увидела в произведении банальные семейные, любовные конфликты («Так нищает духом, мельчает при всей своей физической и интеллектуальной привлекательности герой Лондона. Рисуя жизнь и быт центральных персонажей, автор утрачивает временами чувство меры. Эту книгу скорее следует рассматривать как утопию, роман-мечту, воплощавшую определенные идеалы писателя» [Быков 1964, 215]).
Социально-экономические изменения, происходившие в США в конце XIX - начале XX в., оказали огромное влияние на сознание американцев, в частности, молодых женщин, которые к концу XIX в. начали выступать против патриархальных устоев, лишавших их на протяжении многих веков человеческих прав и свобод, что привело к развитию особой идеологии, известной как «феминизм». Женщины, причислявшие себя к этому движению, отстаивали свои права на свободное самовыражение, противостояли гендерным дискриминациям, боролись за положение в обществе, равное с мужчинами [Cott 1987]. Эти процессы нашли свое отражение в литературе, в которой тему уничтожения гендерного неравенства разраба-
тывали женщины-писательницы. Они же начали процесс создания образа «новой женщины», свободной, имеющей право на собственное мнение. Так, тема борьбы за самоопределение, критика социальной и моральной зависимости женщин от мужчин, обличение несправедливого подавления женской силы уже в 1868 г. прославили Луизу Олкотт и ее роман «Маленькие женщины», в котором ей удалось показать женщину с новой стороны («Louisa was able to define femininity in her own terms» [Gheorghiu 2015, 39]). Однако сам термин «новая женщина» впервые появился в журнале «Humanitarian» в 1894 г. в статье М. Иствуд «Новая женщина в художественной литературе и жизни» [Анцыферова 2003, 189].
В своей работе «Women Writers and the New Woman» (1988) американская исследовательница Сесилия Тиши подробно рассматривает процесс становления и эволюции образа «новой женщины» в американской литературе. Автор статьи указывает на то, что образ имел долгую историю, и уже к 1890-м гг. «новая женщина» стала важной частью наступающей эпохи пренебрежения условностями среднего класса.
Значимость данного социокультурного феномена отразил в своем сатирическом очерке «On the New Woman» (1898) американский публицист Финли Питер Данн. Здесь главная героиня Молли становится воплощением новых принципов, но проигрывает в борьбе за равноправие. Другие писатели ставят под сомнение правильность наделения женщины обязанностями, вписанными только в концепцию семейных ценностей и исконно гендерных ролей. Так, один из персонажей романа Сары Орне Джеветт «Сельский доктор» («A Country Doctor», 1884) отмечает, что обязанность воспитывать детей подходит не каждой женщине. Кейт Шопен в своем романе «Пробуждение» («The Awakening», 1899) высмеивает женщин, которые «боготворили своих детей, почитали мужей и считали святой привилегией принижать себя как личностей и отращивать крылья, словно священные ангелы» [Tichi 1988, 591; пер. А.С. Садковой]. Эдит Уортон в романе «Святилище» («Sanctuary», 1903) создает образ представительницы «новой школы» с широкими взглядами, чья многогранность создает препятствия для ее определения в четкую общественную структуру.
Для многих мужчин-писателей тех лет женщина представлялась выскочкой, попирающей общественные устои. Так, Генри Джеймс в романе «Женский портрет» («Portrait of a Lady», 1881) изображает журналистку Генриетту Стэкпол «самоуверенной и грубой» и сравнивает ее с «ревущим поездом». Уильям Дин Хoуэллс в романе «Энни Килберн» («Annie Kilburn», 1888) создает самоуверенного женского персонажа, который, однако, в трудной ситуации все равно обращается за советом к мужчинам.
Особое внимание С. Тиши уделяет роману Джека Лондона «Маленькая хозяйка Большого дома». Если в ранних работах других авторов можно было наблюдать отражение отдельных аспектов образа «новой женщины», то в романе Лондона перед нами он предстает целостным. По мнению Тиши, в образе Паолы незаурядные способности во многих видах деятельности и жизненная мудрость сочетаются с красотой и обаянием.
Таким образом, при наличии широкого круга взглядов на образ «новой женщины», можно выделить несколько общих характеристик: 1) осознание своей новизны, 2) самостоятельность мышления, 3) свой альтернативный вариант общественного и личного жизнеустройства [Анцыферова 2003, 190]. К этому можно добавить такие черты изучаемого образа, как крепкое физическое и умственное здоровье, образование, красота, молодость, любовь к курению, теннису и велосипеду [Анцыферова 2003, 192].
Многие из этих характеристик нашли свое отражение в образе главной героини романа, причем зачастую они даются через восприятие одного из главных героев романа Ивэна Грэхема. Так, впервые он видит героиню в девятой главе, где она появляется перед ним в образе умелой наездницы, способной справиться с любой непредвиденной ситуацией. Несмотря на всю сложность и непредсказуемость положения, Паола была довольна этой «игрой с опасностью» [Лондон 1976, 197], в чем можно рассмотреть первобытную страсть («это было лицо белой женщины, притом очень современной, и все же оно показалось Грэхему языческим» [Лондон 1976, 197]). Она представляется Грэхему то прекрасным юношей, то «изваянной из мрамора» [Лондон 1976, 196] женщиной, то маленькой феей. Вместе с этим, героиня даже успевает заметить гостя и помахать ему рукой, в чем Грэхем увидел «бравирование опасностью» [Лондон 1976, 197]. В эпизоде противопоставляются женская хрупкость и мужская сила героини, что являлось важным элементом романов о «новой женщине» («Езда на лошади, велосипеде, автомобиле... требовали от женщин определенных навыков, известной физической выносливости, уверенности в себе, и все три средства передвижения обещали большую личную свободу и самостоятельность» [Анцыферова 2003, 192-193]). Важно отметить, что здесь образ Паолы противопоставляется другим девушкам около бассейна («Паола совсем другая. Она непохожа ни на кого из Дестенов, да и вообще ни на кого из моих подруг, ни на одну девушку, которую я знала» [Лондон 1976, 222]). Героиня не боится делать того, что может показаться недопустимым для женщины, например, с азартом соревнуется с мужчинами в спорте, музыке, архитектуре. В двенадцатой главе Паола предстает умелым и опытным коневодом. Ее супруг отмечает превосходство жены в этой сфере, основанное не столько на конкретных знаниях, сколько на развитой интуиции, граничащей с гениальностью.
В другой раз Паола появляется за обедом в образе светской женщины. Здесь Лондон использует чисто романтические формулы изображения портрета женщины: «.золотисто-каштановый цвет ее высоко зачесанных волос, здоровую белизну упругой чистой кожи, как бы созданную для пения лебединую шею, переходившую в красивую грудь, и наконец ее платье» [Лондон 1976, 200]. Автор добавляет к описанным чертам функциональность (лебединая шея, созданная для пения; белизна кожи как признак здоровья). Теперь это не просто условные поэтические формулы, а характеристики живого и изменяющегося образа.
Линн Абрамс отмечала, что «в XIX веке дома представителей средних
сословий стали отражением женственности. Даже в убранстве женщины угадывались черты сходства с домашним интерьером...» [Абрамс 2011, 149]. Пышные, богато украшенные наряды показывали не только состоятельность семьи, но и символизировали женскую власть в доме. Наряд Паолы отчасти это повторяет, в чем можно видеть пережиток прошлого столетия: «.платье жемчужно-голубого цвета и какого-то средневекового покроя, - оно обтягивало ее стан, широкие рукава спадали свободными складками, отделкой служила кайма из золотой вышивки с драгоценными камнями» [Лондон 1976, 200]. Но он также подчеркивает статус Паолы как хозяйки ранчо и наводит на ассоциацию с духом Большого дома и с образом героини: «Просторен, но не суров, красив, но не претенциозен -таково было общее впечатление, которое производил Большой дом» [Лондон 1976, 129].
По мере того, как Грэхем знакомится с хозяйкой Большого дома, он приходит к мысли, что гордость является преобладающей чертой ее характера и дополнением к той особой форме силы, которую излучало все ее существо. Вместе с тем, недосягаемость героини не развивают в ней гордыни, она остается добродушной, способной «всех оживить и превзойти своей веселостью» [Лондон 1976, 207].
Всестороннее домашнее образование Паолы, включающее в себя умение играть на музыкальных инструментах, петь, рисовать, заниматься рукоделием, можно расценивать как пережиток XIX столетия. Тем не менее, важно отметить бессистемность (не отрицая глубины) полученного героиней образования («она металась, не зная, есть ли у нее к чему-нибудь призвание» [Лондон 1976, 215]). Ивэн Грэхем, в свою очередь, отмечает, что, развивая свои способности во всех интересующих ее областях творчества, Паола создала саму себя, не ставя при этом брак первопричиной саморазвития. Это отвечало веяниям времени: «Женщина должна заниматься собой и своим образованием для себя самой, а не для мужчины» [Абрамс 2011, 312].
В романе можно наблюдать и новый подход Лондона к развитию отношений внутри «любовного треугольника», относящего Дика, Паолу и Ивэна к людям «высшего типа» [Лондон 1976, 313]. Линн Абрамс отмечала, что в первой половине XIX в. в обществе признавалась «возможность социальной, эмоциональной и сексуальной гармонии, отрицалось неравенство женщины, особенно в браке» [Абрамс 2011, 184]. Не отказываясь от необходимости заключения брака, Лондон допускает возможность возникновения у Паолы нового чувства, о котором она решается рассказать Дику. Открытое выражение любви здесь является как демонстрацией бесстрашной сущности героини, заявляющей свои права на свободный выбор, так и предвестием ее трагического конца (согласно позитивистской идее Г. Спенсера о бессилии личности перед законами жизни).
Особенным видится и положение Паолы в браке. Если в обществе внушалось, что для женщины «замужество - долг, честь. и радость, а кроме того - экономическая необходимость», причем «брак представлял собой сплав борьбы за власть, отстаивания собственного авторитета, использо-
вания ресурсов, разделения труда и чувственности» [Абрамс 2011, 83], то в союзе Паолы и Дика нет места противостоянию и гонке за авторитетом, герои в первую очередь предстают друзьями и партнерами, что создает атмосферу доверия, гармонии и уважения между супругами.
Также Лондон использует новый подход в изображении Паолы в роли матери. В начале романа Дик Форрест провозглашает, что «для наших женщин в большинстве случаев самое главное - любовь к мужчине и материнство, к которому они предназначены природой. В биологии нет никаких оснований для всей этой современной женской кутерьмы из-за работы и политических прав» [Лондон 1976, 135]. Линн Абрамс отмечала, что в XIX в. «материнство становилось кульминацией жизни женщины, символизируя ее лучшие качества и осуществление ее предназначения» [Абрамс 2011, 119]. Но если роль спутницы мужа Паоле удается воплощать, то роль матери она не выполняет. Американский философ Джеймс Г. Купер в своей работе «Чрево времени: архетипические модели в романах Джека Лондона» предполагает, что эту функцию в романе выполняет сам Большой дом, «убежище от мира, где все желания удовлетворяются» [Cooper 1974, 88]. Лондон не развивает тему полного отказа от детей, характерную для романов о «новых женщинах», где ставилась под «сомнение правильность изматывающего до предела жизненного цикла, состоящего из постоянно сменяющих друг друга беременностей и родов» [Абрамс 2011, 128]. Автор переносит часть функций персонажа на неодушевленный предмет, что выделяет Паолу из системы женских образов в литературе последней четверти XIX - первой четверти XX в.
Роман «Маленькая хозяйка большого дома» занимает как в ряду романов о «новой женщине», так и в творчестве Джека Лондона особое место. Несмотря на то, что в основе сюжета лежит классический «любовный треугольник», его исход оказывается предопределенным слабостью человеческой природы (по Спенсеру). Образ Паолы построен на соединении женского и мужского начал как в портретных характеристиках - она предстает перед читателями то в образе маленького мальчика, то в образе светской женщины, так и в описании ее деятельности (игра на рояле, вышивание, рисование соседствуют с плаванием и коневодством). Сочетание традиций изображения женщин XIX и XX вв., натуралистических и романтических черт, определяющих многоликость Паолы; широкий спектр поведенческих моделей героини; ее особое место в системе персонажей романа; уникальность выполняемых ею социальных ролей и функций, -все это позволило Лондону создать образ истинной «новой женщины», честной, прямолинейной, гордой и свободной от предрассудков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамс Л. Формирование европейской Женщины новой эпохи: 1789-1918 / пер. с англ. М., 2011. - 408 с.
2. Анцыферова О.Ю. «Новая женщина»: художественный вымысел и факт. Лики феминизма на рубеже XIX-XX веков // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение. Реферативный журнал. 2003. № 3. С. 189-197.
3. Балтроп Р. Джек Лондон: Человек, писатель, бунтарь / под ред. М.П. Тугу-
шевой; пер. с англ. Г. Анджапаридзе. М., 1981.
4. Быков В.М. Джек Лондон. М., 1964.
5. Лондон Дж. Собрание сочинений: в 13 т. Т. 11. Маленькая хозяйка большого дома. М., 1976.
6. Стеценко Е.А. Американская литература начала XX века. История литературы США. Т. 5. М., 2009.
7. Стоун И. Моряк в седле: биография Джека Лондона / пер. с англ. М.И. Кан. М., 1962.
8. Adams J. The Epic of America. New Brunswick; London, 2012.
9. Auerbach J. Male Call: Becoming Jack London. Durham, 1996.
10. Casutto L., Reesman J.C. Rereading Jack London. Stanford, 1996.
11. Cooper J.G. The womb of time: archetypal patterns in the novels of Jack London. Lubbock, 1974.
12. Cott N.F. The Grounding of Modern Feminism. New Haven, CT; London: Yale, 1987.
13. Gheorghiu O. From 19th Century Femininity in Literature to 20th Century Feminism on Film: Discourse Translation and Adaptation. Hamburg, 2015.
14. Ladd K. Jack London: Landscape, Love, and Place. Logan, 2013.
15. Starr K. Americans and The Californian Dream, 1850-1915. Oxford, 1986.
16. Stasz C. American Dreamers: Charmian and Jack London. Bloomington, 2000.
17. Tichi C. Women Writers and the New Woman. New York, 1988.
18. Turner F. J. The Frontier in American History. New York, 1920.
19. Williams J. The Oxford Handbook of Jack London. Oxford, 2017.
REFERENCES (Articles from Scientific Journals)
1. Antsyferova O.Yu. "Novaya zhenshchina": khudozhestvennyy vymysel i fakt. Liki feminizma na rubezhe 19-20 vekov [The New Woman in Fiction and in Fact. Fin-de-Siecle Feminisms]. Sotsial'nyye i gumanitarnyye nauki. Otechestvennaya i za-rubezhnaya literatura, Series 7: Literaturovedeniye, Referativnyy zhurnal, 2003, no. 3, pp. 189-197. (In Russian).
(Monographs)
2. Abrams L. Formirovaniye evropeyskoy Zhenshchiny novoy epokhi: 1789-1918 [The Making of Modern Woman: Europe 1789-1918]. Мoscow, 2011. (Translated from English to Russian by Е. Nezlobina)
3. Auerbach J. Male Call: Becoming Jack London. Durham, 1996. (In English).
4. Baltrop R. (author), Tugusheva M.P. (ed.). Dzhek London: chelovek, pisatel', buntar' [Jack London: The Man, the Writer, the Rebel]. Moscow, 1981. (Translated from English to Russian by G. Andzhaparidze).
5. Bykov V.M. Dzhek London [Jack London]. Moscow, 1964. (In Russian).
6. Casutto L., Reesman J.C. Rereading Jack London. Stanford, 1996. (In English).
7. Cooper J.G. The womb of time: archetypal patterns in the novels of Jack London.
Lubbock, 1974.(In English).
8. Cott N.F. The Grounding of Modern Feminism. New Haven, CT; London, 1987. (In English).
9. Gheorghiu O. From 19th Century Femininity in Literature to 20th Century Femi-
nism on Film: Discourse Translation and Adaptation. Hamburg, 2015. (In English).
10. Ladd K. Jack London: Landscape, Love, and Place. Logan, 2013. (In English).
11. Starr K. Americans and The Californian Dream, 1850-1915. Oxford, 1986. (In English).
12. Stasz C. American Dreamers: Charmian and Jack London. Bloomington, 2000. (In English).
13. Stetsenko E.A. Amerikanskaya literatura nachala 20 veka. Istoriya literatury SShA. Vol. 5 [The American Literature of the Early 20th Century. The History of American Literature. Vol. 5]. Moscow, 2009. (In Russian).
14. Stone I. Moryak v sedle: biografiya Dzheka Londona [The Seaman in the Saddle: the Biography of Jack London]. Moscow, 1962. (Translated from English to Russian M.I. Kan).
15. Tichi C. Women Writers and the New Woman. New York,1988.(In English).
16. Turner F.J. The Frontier in American History. New York, 1920. (In English).
17. Williams J. The Oxford Handbook of Jack London. Oxford, 2017. (In English).
Фомина Екатерина Михайловна, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Кандидат филологических наук, доцент департамента литературы и межкультурной коммуникации. Область научных интересов: зарубежная литература (американская), американский роман конца XIX - начала XX в., межкультурная коммуникация.
E-mail: katya_f05@mail.ru
ORCID ID: 0000-0003-3942-2940
Садкова Антонина Сергеевна, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Студентка 3 курса бакалавриата факультета гуманитарных наук, ОП «Филология». Область научных интересов: американская проза конца XIX - начала XX в., Джек Лондон.
E-mail: antonina.sadkova@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0002-5090-3852
Ekaterina M. Fomina, National Research University Higher School of Economics.
Candidate of Philology, Assistant Professor, Department of Literature and Intercultural Communication, sphere of scholarly interests: foreign (American) literature, American novel of the late 19th and early 20th centuries, intercultural communication.
E-mail: katya_f05@mail.ru
ORCID ID: 0000-0003-3942-2940
Antonina S. Sadkova, National Research University Higher School of Economics.
3rd year student, B.A., Faculty of Humanities. Sphere of scholarly interests: American prose of the late 19th and early 20th centuries, Jack London.
E-mail: antonina.sadkova@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0002-5090-3852