Научная статья на тему 'Образ Никольского собора в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»'

Образ Никольского собора в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
342
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историко-литературный процесс / Никольский собор / образ святого Николая / патриотическое чувство / основа народной стойкости / художественная роль пейзажа. / historical and literary process / St. Nicholas Cathedral / the image of St. Nicho- las / patriotic feeling / the basis of people’s resistance / the artistic role of the landscape

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванова Елена Владиславовна

Статья посвящена рассмотрению роли Никольского собора в художественной структуре романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Анализируется сцена молебна перед Бородинским сражением. Подчеркивается роль образа Кутузова в защите родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF ST. NICHOLAS CATHEDRAL IN L. N. TOLSTOY’S NOVEL “WAR AND PEACE’’

The article considers the role of St. Nicholas Cathedral in the artistic structure of Leo Tolstoy’s novel War and Peace. The scene of the prayer service before the Borodino battle is analyzed. The role of the image of Kutuzov in protecting the homeland is emphasized.

Текст научной работы на тему «Образ Никольского собора в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»»

УДК 821.161.1 ББК 83.3(2 Рос=Рус)

ОБРАЗ НИКОЛЬСКОГО СОБОРА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Е. В. Иванова

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли Никольского собора в художественной структуре романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Анализируется сцена молебна перед Бородинским сражением. Подчеркивается роль образа Кутузова в защите родины.

Ключевые слова: историко-литературный процесс, Никольский собор, образ святого Николая, патриотическое чувство, основа народной стойкости, художественная роль пейзажа.

THE IMAGE OF ST. NICHOLAS CATHEDRAL IN L. N. TOLSTOY'S NOVEL "WAR AND PEACE''

E. V. Ivanova

Abstract. The article considers the role of St. Nicholas Cathedral in the artistic structure of Leo Tolstoy's novel War and Peace. The scene of the prayer service before the Borodino battle is analyzed. The role of the image of Kutuzov in protecting the homeland is emphasized.

Keywords: historical and literary process, St. Nicholas Cathedral, the image of St. Nicholas, patriotic feeling, the basis of people's resistance, the artistic role of the landscape.

Несколько десятков лет творчество Л. Н. Толстого не утрачивает своей актуальности и парадного места в историко-литературном процессе Х1Х-ХХ вв. Создаются вновь работы, описывающие творческий путь писателя, существуют на планете воспетые им памятники русского искусства. Так входит в художественное полотно романа Л. Н. Толстого образ Никольского собора.

Никольский храм Можайска строился в традициях псевдоготики. Известно, что через Можайск идет путь в Европу, поэтому для обороны Москвы от захватчиков из Западной Европы казалось важным показать, что храмы на русской земле так похожи на европейские соборы.

В народе Никольский храм называют масонским. В связи с этим важно, что в ро-

мане он не только является символом оборонительного сооружения, но и «ключом от Древнего Кремля», ибо Никольская башня Кремля и Никольский собор тесно увязаны между собой в архитектурном плане. Это было сделано архитектором Алексеем Никитичем Бакаревым. Он в 1806 г. перестраивал Никольские ворота в Московском Кремле и отвечал за реконструкцию Можайского собора.

Важно, что в соборе находился резной образ святого Николая с мечом и градом в руках. На Никольских воротах Кремля была копия этого образа. Можайск редко попадал в руки врагов, и его охрана приписывалась покровительству святого Николая.

Образ державной мощи России тесно связан с темой важности миссии масонства, идеалами которого Л. Н. Толстой был увлечен, как и его герой Пьер Безухов. Собор, стоящий на холме, символизирует твердыню земли русской. Не случайно после взятия французскими войсками Можайска русские войска отступили до Москвы без боя и отдали ее Наполеону.

Примечательно, что Наполеон имел связи с российской короной. Решение впустить французские войска в город - это не только проигрыш в военных позициях, но и дипломатичный знак холодной вежливости, в котором дальновидно звучит «мысль семейная»: не обострять родственные конфликты с главами других держав, сохранить лицо главы государства.

В Никольском монастыре есть музей, где хранятся картины современных художников. На одной из них Кутузов стоит на коленях перед иконой. Картина напоминает сцену из третьего тома романа «Война и мир» (т. 3, ч. 2, гл. ХХ1).

Никольский собор помогает Л. Н. Толстому раскрыть в романе образ Пьера Без-ухова. Собор словно сопровождает его путь нравственных исканий. Первоначально это увлечение масонством: герой видит в нем праведный путь подвижничества. Затем Пьер в романе испытывает патриотический подъем во время Отечественной войны 1812 г., когда во время нашествия напо-

леоновских войск главные персонажи романа Л. Н. Толстого переосмысливают духовные ценности и социальные позиции, задумываются над жизненными идеалами. Возмущенный наступлением французов Пьер хочет убить Наполеона. Попав перед битвой в собор, герой видит церковную службу, настроение его меняется, внимание переключается на образы защитников Русской земли.

Толстой подчеркивает красоту внутреннего мира своих героев. С особой любовью прописан образ М. И. Кутузова. Он, как и Пьер Безухов, в ряде сцен изображается на фоне собора, крестного хода, предпринятого церковью. Писатель видит в Кутузове заступника родной земли, любуется его патриотическим чувством.

Бородинское сражение не означало перелома в войне: оно лишь изменило содержание сил в пользу русской армии, ибо для наших войск это было оборонительное сражение, а наибольшее количество потерь обычно несет наступающая сторона.

Сражение сыграло важную роль в становлении патриотического подъема русской армии и народа. Однако Л. Н. Толстой намеренно и неоднократно подчеркивает, что, «давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно». В этом высказывании опять-таки проявляется фатализм автора в восприятии истории.

В выборе позиции для сражения Толстой также отмечает скорее случайность, чем осознанность, так как русские войска просили более выгодных, удачных позиций. Бородинское поле в этом отношении не так уж примечательно.

С фотографической точностью воссоздает Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» окрестности Бородина. Так, например, в описании выезда Пьера Безухова из Можайска в сторону Бородинского поля автор примечает собор, стоящий на спуске с огромной крутой и кривой горы. В этом эпизоде читатель узнает Никольский собор. Толстого восхищает мужество и самоотверженность русского духовенства, кото-

рое, понимая, что через какие-то считанные часы неприятель может ворваться в город, проводит молебен в соборе.

Л. Н. Толстой хочет довести до читателя мысль о том, что народный героизм определяет позитивный исход сражения. А с точки зрения военной стратегии в данных обстоятельствах трудно было удержать обороняющуюся армию от разгрома. Именно в православии видит Л. Н. Толстой силу духовной стойкости.

Автор подробно описывает сцену шествия с иконой Смоленской божьей матери. Образ большой иконы с черным ликом передает всю глубину народного и божьего гнева. Богоматерь Смоленская почернела от возмущения, глядя на вероломство наполеоновского нашествия.

В шествии батальоном сначала идут священники в ризах, потом солдаты и офицеры несут икону. За ними следует толпа военных. Ополченцы, которые готовили линию обороны, возвращаются ним навстречу. И в динамике этого движения Л. Н. Толстой видит не хаотичную растерянность, а соборную сплоченность русского народа перед битвой.

Получение благословения на защиту родной земли является исконной христианской традицией. Важную художественную роль в эпизоде играет пейзаж: молебен происходит на горе, под жаркими лучами солнца. Эти художественные детали призваны создать ассоциации с сюжетами из Библии, с горой Голгофой, на которой был распят Христос. Ассоциации выдвигают на первый план мотив жертвенной гибели во имя свободной жизни в мире добра, справедливости и православия.

Однообразно-жадные взгляды солдат и офицеров на икону, вздохи и удары крестов по грудям подчеркивают силу духовного единения.

Во время молебна Кутузов подходит к иконе, крестится на нее и, поклонившись до земли, тяжело опускает седую голову. Примечательно, что он крестится привычным жестом: то есть главнокомандующий постоянно уповает на Бога.

В его психологическом портрете Толстому важно показать переживания человека, который должен посылать людей на смертный бой. Перед сражением ополченцы надевают чистые рубахи.

Наиболее яркой в художественном отношении является завершающая часть данного фрагмента, когда Кутузов после молебна подходит к иконе и опускается перед ней на колени, кланяется, долго не может встать от тяжести и слабости, а потом с детски-наивным вытягиванием губ прикладывается к иконе. Вновь кланяется, дотронувшись рукой до земли.

Как известно, Л. Н. Толстой, будучи писателем-философом, был склонен недооценивать роль личности в истории. В то же время автор убедительно показывает, как хорошо Кутузов справляется со своей миссией. В каждом подчиненном он видит человека и, принимая на себя ответственность за жизни этих людей, дает им понять, насколько высоко он ценит их подвиги.

Л. Н. Толстой также подчеркивает, что Кутузов - важная фигура в истории. У него внушительная, неторопливая манера речи, завораживающие интонации.

В романе упоминается еще два храма, связанных с образом Николая-угодника. Это храмы Николы Явленного близ Арбата и Николая Чудотворца в Хамовниках. Возле первого Наполеон вступает в Москву, а мимо второго - уходит из русской столицы.

Примечательно, что в сцене изображения отступления французских войск писатель подчеркивает весь ужас происходящего в захваченном врагами городе и антигуманистический характер войны. Все это способно даже ослабить радость по поводу ухода войск неприятеля.

Таким образом, образы всех трех храмов подчеркивают путь Наполеона и тему судьбы: так было угодно Господу, чтобы Наполеон вошел в Москву и вскоре покинул ее навсегда. Это божья воля и воля царской семьи: принять Наполеона, но не покориться как победителю, а отпустить его с миром.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мокеев Г. Можайск - священный город русских. XVI век. - М., 1992.

2. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. -М., 1982.

REFERENCES

1. Mokeev G. Mozhaysk - svyashchennyy gorod russkikh. XVI vek. Moscow, 1992.

2. Uspenskiy B. A. Filologicheskie razyskaniya v oblasti slavyanskikh drevnostey. Moscow, 1982.

Иванова Елена Владиславовна, кандидат филологических наук, доцент Кафедры русской литературы ХХ-ХХ1 веков Института филологии Московского педагогического государственного университета

e-mail: ev.ivanova@mpgu.su

Ivanova Elena V., PhD in Philology, Associate Professor, Russian Literature of the XX-XXI centuries Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University

e-mail: ev.ivanova@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 11.03.2019 The article was received on 11.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.