Научная статья на тему 'ОБРАЗ НАУКИ И УЧЁНОГО В ЖУРНАЛЕ «НАУКА И ЖИЗНЬ» (1940 – СЕРЕДИНА 1960-х гг.)'

ОБРАЗ НАУКИ И УЧЁНОГО В ЖУРНАЛЕ «НАУКА И ЖИЗНЬ» (1940 – СЕРЕДИНА 1960-х гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
журнал / «Наука и жизнь» / образ учёного / образ науки / популяризация / естественнонаучные исследования / академические юбилеи / journal / “Science and Life” / the image of a scientist / the image of science / popularization / natural science research / academic anniversaries

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корзун Валентина Павловна, Носова Марина Сергеевна

Реконструируется образ отечественной науки и учёного, транслируемый на страницах журнала «Наука и жизнь». Через юбилейную призму рассмотрены характерные черты русского/советского учёного. Сделан вывод, что не смотря на зигзаги в научной политике государства в 1940–1960-е гг. редколлегия журнала ориентировала своего читателя на значимость фундаментальных исследований и связь советской науки и советских учёных как с дореволюционной, так и с мировой наукой. В образах учёных отразились и идеалы «нового советского человека», и общенаучные ценности, связанные с творческой деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Корзун Валентина Павловна, Носова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF SCIENCE AND THE SCIENTIST IN THE MAGAZINE “SCIENCE AND LIFE” (1940 – MID 1960s)

In this article authors reconstruct the image of Russian science and scientists, broadcasted on the pages of the journal “Science and Life” in the 1940 – mid 1960s. The characteristic features of the Russian/Soviet scientist are examined through the prism of anniversary. The main source of research is the popular scientific journal “Science and Life”, which also acts as the object of research. The subject field is the popularization of Soviet science. The structure of the article presents 4 parts: the historiography of the problem; the thematic focus of the journal in the dynamics of social order and editorial policy; the broadcast image of science and the scientist; conclusions. The authors used the method of contentanalysis and the developments of intellectual history, with close attention to the context. A frontal review of the material allowed us to conclude that during these years the predominant attention was paid to the problems of natural science (74 %), the share of technical sciences accounted for 11 % of publications, humanities – 8 %. 7 % of all articles were publications devoted to the commemorative practices of the Soviet scientific community. The factors of this orientation of the publication are revealed. Popularization policy of the journal is examined in the context of the general change in the image of science in the middle of the 19th century, the scientific policy of the Soviet state in the 1940s-1960s and the positions of the scientific community. The authors came to the conclusion that despite the constant changes in the scientific policy of the state, the editorial board of the journal focused its readers on the importance of fundamental research and the connection between Soviet science and Soviet scientists, both with pre-revolutionary and world science. The image of Soviet scientists reflected both the ideals of the “new Soviet man” and the general scientific values associated with creative activity.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ НАУКИ И УЧЁНОГО В ЖУРНАЛЕ «НАУКА И ЖИЗНЬ» (1940 – СЕРЕДИНА 1960-х гг.)»

ИСТОРИОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 2 (42). С. 89-98. УДК 930.2

Б01 10.24147/2312-1300.2024.11(2).89-98

В. П. Корзун, М. С. Носова

ОБРАЗ НАУКИ И УЧЁНОГО В ЖУРНАЛЕ «НАУКА И ЖИЗНЬ» (1940 - СЕРЕДИНА 1960-х гг.)*

Реконструируется образ отечественной науки и учёного, транслируемый на страницах журнала «Наука и жизнь». Через юбилейную призму рассмотрены характерные черты русского/советского учёного. Сделан вывод, что не смотря на зигзаги в научной политике государства в 1940-1960-е гг. редколлегия журнала ориентировала своего читателя на значимость фундаментальных исследований и связь советской науки и советских учёных как с дореволюционной, так и с мировой наукой. В образах учёных отразились и идеалы «нового советского человека», и общенаучные ценности, связанные с творческой деятельностью.

Ключевые слова: журнал; «Наука и жизнь»; образ учёного; образ науки; популяризация; естественнонаучные исследования; академические юбилеи.

К постановке проблемы

В фокусе нашего внимания старейший научно-популярный журнал «Наука и жизнь» не просто как популяризатор научных и научно-технических знаний, но и как важнейшая коммуникативная площадка трансляции образа науки и учёного и соответствующих ценностей в отношении науки как таковой. Последнее, как правило, не акцентировано в публикациях и требует от исследователя анализа затекстовой реальности. Ранее мы уже отмечали особенности историографического процесса осмысления популяризации советской науки, главная из которых - «параллельное, практически непересекающееся движение локального (на уровне отдельного коммуникативного кейса, в нашем случае журнала) и макро-процессуального (на уровне описания коммуникативного поля науки в его целостности, с акцентированием пуб-

личности)»1. Последнее характерно для работ по публичной истории2.

Но даже кейсовое изучение журнала «Наука и жизнь» можно назвать фрагментарным. Причём интерес к популяризаторской миссии журнала нарастает с начала 2000-х гг., что связано с быстрым процессом распространения информационных технологий и интернета в качестве платформы для массовых коммуникаций и соответствующими вызовами перед традиционными формами упаковки и трансляции научной информации. Борьба за пространство внимания спровоцировала интерес и к истории журнала «Наука и жизнь». Выделяется две дисциплинарные линии в его изучении - с точки зрения истории журналистики и с точки зрения истории науки и культурологии. Первая представлена работами Д. Н. Вяльцевой3, П. Н. Демченко4, В. И. Хомякова5, И. С. Со-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ «Публичная история советской науки в социокультурном пространстве второй половины XX века (институты, способы конструирования и формы трансляции)» в рамках научного проекта № 23-28-007-58.

коловой6. Отметим ряд работ более общего характера, в которых рассматривается проблема типологии научно-популярных изданий (Э. А. Лазаревич, В. А. Парафонова, С. П. Суворова)7. Общим является рассмотрение истории журнала с выделением нескольких периодов в его развитии - дореволюционного (1890-1900 гг.), кратковременного возрождения (1904-1905 гг.), советского (с 1934 г.) и постсоветского, хотя чёткой грани между последними не фиксируется. И более того, в одной из статей 2021 г. советский период длится по утверждению автора до настоящего времени (!)8. В интересующем нас ракурсе рассмотрения журнала как транслятора определённого образа науки выделяется статья И. С. Соколовой «Научно-популярный журнал с длительной историей: мемориальные функции»9. Косвенно автор фиксирует связь мемориальных функций журнала с популярными образами советской и постсоветской науки, апеллируя к определениям М. А. Никулиной - «социалистический прагматизм», «научный романтизм», «капиталистический прагматизм»10. Информация об образе учёного содержится в материале А. А. Якименко, представляющем рубрикацию журнала, в частности, раскрытие структурного наполнения таких рубрик, как «Размышление учёного» и «Люди науки» , этот сюжет затронут также и в упомянутой статье Д. Н. Вяльцевой12.

Вторая дисциплинарная линия представлена в работах обобщающего характера, где на стыке истории науки, науковедения и культурологии анализируется феномен социальности науки в окуляре публичной культуры. Выделим две знаковые работы в этом поле -монографию К. Г. Фрумкина «Любование учёным сословием: Отражение социальной истории советской науки в литературе, искусстве, и публичной риторике» и работу А. Г. Ваганова «Спираль жанра: От "народной науки" до развлекательного бизнеса. История и перспективы популяризации науки в России»14. Интересующий нас журнал лишь эпизодически присутствует в названных текстах (А. Г. Ваганов называет его «непотопляемым дреднаутом отечественной научно популярной журналистики»), но опыт реконструкции коммуникативного поля популяризации науки и выявления активных акторов

данного процесса представляется чрезвычайно важным и даёт основания для включения в эту картину и журнала «Наука и жизнь» для выяснения, в том числе, и специфики читательской аудитории. К. Г. Фрумкиным выделены черты образа советского учёного, укоренившиеся в культуре восприятия -«части сословной народной психологии»: отстранённость, героический энтузиазм, стремление к самопожертвованию, коллективизм как антитеза индивидуальному творчеству, прагматизм (ориентация на практику, связь науки с производством)15. Для нас важно проследить корреляцию этих черт в журнале, который по своему определению был ориентирован на трансляцию знаний естественно-научного и технического содержания. Важно иметь в виду и иные опыты определения образа советского учёного. Так, в коллективной монографии «Трансформация образа советской науки в первое послевоенное десятилетие: вторая половина 1940-х - середина 1950-х гг.» Н. А. Кныш выделяет в официальной пропаганде следующий набор характеристик советского учёного: «патриотизм, материалистическое мировоззрение, классовое чутьё, смелость, коллективизм, чувство дружбы, трудолюбие.. .»16.

Цель предлагаемой читателю статьи -реконструировать транслируемый образ отечественной науки и учёного на страницах журнала «Наука и жизнь». Хронологически мы ограничиваемся второй половиной 1940-х - началом 1960-х гг. Такая хронологическая локализация связана как с утилитарными причинами (задачами грантовского проекта РНФ, в рамках которого выполняется эта часть исследования), так и со спецификой времени, окрашенного, по крайней мере, двумя «цветами» - поздним сталинизмом и начавшейся оттепелью. Естественно, встают вопросы: как время и власть меняет отношение к науке и учёному17 и что транслируется в публичном пространстве? Сосредоточимся на последнем, как следует из краткого историографического обзора, слабо изученном аспекте проблемы.

«О науке доступно, о жизни - серьёзно»

В подзаголовок данного раздела статьи мы вынесли девиз журнала, который отражает его направленность на связь науки и жизни.

Рассматривая контекст эпохи межвоенного и послевоенного периодов, современные историки фиксируют изменения социального облика научного сообщества, институционального обеспечения и интернационального устройства мировой науки. Отмечается общий тренд перехода от наднациональной к государственно-национальной модели науки. Этот процесс характеризуется увеличением роли прикладных, заказных исследований, что неизбежно сопровождалось возрастающей ролью государства в их орга-низации18. В то же время не исчезают представления и об интернационализации науки или, по терминологии Р. Мертона, её «ком-мунизации», более того, они оформляются концепционно. Речь идёт об этосе науки и способах его укорененности в культуру научной корпорации. Учёт этого контекста представляется чрезвычайно важным для прояснения места и роли интересующего нас журнала в коммуникативном поле популяризации научного знания. После Второй мировой войны эта линия набирает силу и становится доминирующей в научном сообществе, правда на весьма короткое время.

Второе рождение «Науки и жизни» состоялось, как известно, в 1934 г., это время, окрашенное верой в технический прогресс, во всемогущество техники, стремлением вовлечь различные слои общества в социалистическое строительство. В редакционной статье в первом номере журнала была представлена мотивация и его основное направление - «...ознакомление читателей с наукой, как с орудием перестройки жизни. Не голая, абстрактная, оторванная от жизни наука интересует нас; в своём журнале мы прежде всего дадим место той науке, которая освещает важное для нашего миросозерцания или для текущей жизни вопросы»19. Такими важными вопросами считались материалистическое мировоззрение и прикладная инженерная техническая мысль. В мае 1931 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О постановке производственно-технической пропаганды», ориентирующее на быстрейшее издание «серьёзного научно-технического журнала, в котором должны освещаться все новые достижения техники как в иностранных государствах, так и в СССР»20. Отражение данной направленности в 1933 г. прочитывается в

тезисе/призыве А. В. Луначарского следовать за знаменем, на котором «рукой т. Сталина начертано: "Борьба за науку и технику"» .

Реализацию поставленной цели мы находим на страницах журнала, причём отметим, что акцент делается не столько на технике, сколько на представлении достижений естественных наук. Возможно, такой выбор был связан и с тем, что в связи с более поздним восстановлением журнала (напомним читателю о его дореволюционной истории), в сравнении с журналами популяризаторского профиля, таких как «Знание-сила» (1926), «Техника молодёжи» (1933), «техническая ниша» была уже занята. Для обретения собственного лица важно было найти свой сегмент. Естественно-научная направленность журнала сохраняется и в интересующий нас период (в 1940-1960-е гг.), и, более того, она получает дополнительную легитимацию сверху. В сентябре 1944 г. вышло постановление ЦК «Об организации научно-просветительской пропаганды», которое обязывало популярные газеты и журналы печатать на своих страницах статьи и интервью на естественно-научные темы и издавать отдельно популярные материалы по естественно-научным вопросам. Девятый пункт этого постановления касался непосредственно журнала «Наука и жизнь», ему вменялось «систематически публиковать в помощь лекторам материалы по естественнонаучным вопросам» . Этот акцент присутствовал и в специальном постановлении ЦК КПСС «Об изменении направления и содержания журнала "Наука и жизнь"», принятом в 1961 г.

Фронтальный просмотр материала позволяет сделать вывод, что в эти годы преобладающее внимание уделялось проблемам естествознания (74 %), на долю технических наук приходилось 11 % публикаций, гуманитарных наук - 8 %. И всего 7 % от всех статей составляли публикации, посвящённые коммеморативным практикам советского научного сообщества (рис. 1).

Такую специализацию журнала возможно объяснить несколькими факторами. Два из них мы уже обозначили - прагматизм и утилитаризм, характерный для модели науки XX в., возрастание роли науки в модер-низационных процессах; дисциплинарная специализация, связанная с конкуренцией

за пространство внимания. Ведь целевое назначение журнала определяется «исходя из воздействия на соответствующую аудиторию, рода деятельности и квалификационно-

24

го уровня читателей» , которым издание адресовано. Третий фактор связан с конкретным составом редколлегии журнала и её редакционной политикой. Показателен в этом плане состав редколлегии «Науки и жизни». За исключением довоенного периода, когда главным редактором был Л. Мещеряков, представляющий общественные науки, членами редколлегии, в отличие от не менее популярного журнала «Знание-сила», были представители точных и естественных наук. Лишь с 1953 по 1960 г. в состав редколлегии входил кандидат философских наук И. В. Кузнецов. В разное время редколлегия была представлена академиками С. И. Вавиловым, А. И. Опариным, Д. И. Щербаковым, И. И. Артоболевским, член-корреспондентом Академии наук СССР А. А. Михайловым и другими представителями точных наук.

Антропологический ракурс: образ учёного во времена перемен

Каким представлен учёный на страницах «Науки и жизни»? Мы выбрали юбилейную линзу для реконструкции транслируемого портрета учёного, что позволяет представить не только характерные черты его образа, отражающиеся в традиционных биографиях, но и зафиксировать различные точки отсчёта автора/редактора/наблюдателя процесса развития науки, в том числе политического и институционального планов. Такой подход даёт возможность выявить степень зависимости или независимости портретного «рисунка от угла зрения автора».

Обратимся к рубрикации журнала. Статьи, посвящённые юбилейным событиям, размещались в ряде рубрик: от постоянных «Юбилеи и даты», «Жизнь замечательных людей», «Люди нашей науки» до тематических, посвящённых отдельным юбилеям как научного, так и общественно-политического и исторического характера (рис. 2).

Рис. 1. Тематическое наполнение журнала «Наука и жизнь»

Рубрика «Юбилеи и даты»/«Даты и юбилеи» впервые появляется в 1940 г. и сохраняется вплоть до 1955 г. До 1951 г. она была представлена 1-2 материалами, посвя-щёнными юбилейным событиям в жизни учёных. В 1951 г. происходит трансформация содержания рубрики под заголовком «Юбилеи и даты», редакция начинает публиковать серию коротких материалов, обычно это 4-5, рассказов/хроник об учёных, научных открытиях или исторических событиях, которые, по мнению авторов, заслуживали внимания. В качестве примера можно привести материалы из ряда журналов: в № 6 за 1951 г. - «Советская Аджария» (к 30-летию со дня образования Аджарской АССР), «Великий преобразователь природы» (к 16-летию со дня смерти И. В. Мичурина), «Турбина в 100 тыс. киловатт» (5 лет с создания турбины), «А. А. Марков» (к 95-летию русского математика), «Выдающийся гидробиолог» (80 лет с дня рождения С. А. Зверева); в № 4 за 1953 г. - «По ленинскому пути», «Академик Д. Н. Прянишников» (к 5-летию смерти), «Точки Д. К. Чернова» (85 лет с совершения открытия), «Открытие древнего города» (45 лет с открытия Хара-Хото), «Основоположник эволюционной палеонтологии» (К 70-летию со смерти В. О. Ковалевского); в № 9 за 1955 г. - «Первый русский академический атлас» (210 лет с выпуска), «Академик В. П. Горячкин» (к 20-летию со дня смерти), «Выдающийся изобретатель» (Н. Н. Бенардос, 70 лет с совершения открытия), «Луи Пастер» (к 60-летию смерти), «Исследователь Дальнего Востока» (к 25-летию со смерти В. К. Арсеньева). В этой галерее преобладают имена отечественных исследователей, хотя важно отметить фиксацию важнейших открытий мирового масштаба (речь шла о Копернике, Ньютоне и, конечно, о Ломоносове).

После 1956 г. рубрика «Юбилеи и даты» исчезает, общее количество юбилейных материалов сокращается, хотя частично материалы такого рода находят отражение в других рубриках: «Жизнь научных учреждений», «Памятные страницы», «Страницы истории», «Исторические даты и юбилеи».

Следующей постоянной рубрикой с материалами о юбилеях учёных, заслуживающей внимания, является рубрика «Жизнь за-

мечательных людей». Материал представлял собой текст об учёном на 2-3 полосы и также был привязан либо к дате рождения, либо годовщине смерти. В фокусе внимания авторов журнала оказывались достижения как советских учёных - Г. М. Кржижановского25, А. А. Борисяк26, С. А. Чаплыгина27, так и российских - А. М. Бутлерова28, К. А. Тимирязе-

29 30 31

ва , Б. С. Якоби , Ф. А. Бредихина . Изредка в рубрике появлялись статьи о деятелях культуры как русских, так и зарубежных -о А. Н. Радищеве32, Н. Г. Чернышевском33, Х. К. Андерсене34, Ф. М. Достоевском33. Всего в рубрике за годы её существования упоминается более 40 фамилий.

В 1941 г. появляется рубрика «Учёные нашей страны» / «Великие учёные нашей страны» / «Учёные нашей родины». В ней были представлены статьи, посвящённые А. Е. Фаворскому36, И. И. Ползунову37, М. В. Ломоносову38, Д. И. Менделееву39, А. Н. Лодыгину, П. Н. Яблочкову40, Н. Н. Зи-нину41, Г. А. Захарьину42, Н. И. Пирогову43, И. М. Сеченову44, И. И. Мечникову45,

П. Ф. Лесгафту46, И. П. Павлову47, Т. Д. Лы-сенко48, В. А. Обручеву49, Л. Я. Карпову50, Д. А. Лачинову51, А. М. Терпигореву52, А. В. Винтеру53. Чуть позже, в начале 1960-х гг., рубрика трансформируется в «Люди науки», где публикуются материалы о работе И. В. Курчатова54, В. М. Бехтерева55 и ряда других исследователей. Появляются публикации о трудах зарубежных учёных, ставших лауреатами Нобелевской премии, таких как Чарлз Т. Р. Вильсон56 (за разработку «метода визуального обнаружения траекторий электрически заряженных частиц с помощью конденсации пара»), Н. Бор57 («за заслуги в изучении строения атома»).

Обратим внимание на изменение образа советской науки в послевоенный период, она стала рассматриваться как продолжение лучших традиций дореволюционной науки. Концептуально это было выражено в докладе президента АН СССР В. Л. Комарова на открытии юбилейной сессии 16 июня 1945 г., посвящённой 220-летию Академии наук, в котором явственно проводилась и другая идея - идея единой мировой науки. Этот поворот нашёл отражение и в транслируемом образе учёного. Соотношение двух концептуальных подвижек, как известно, менялось

от идеи «Республики учёных» до изоляционизма в условиях начавшейся холодной войны, но в журнале тотального противопоставления отечественных и иностранных учёных не наблюдается. Конечно, в портретной галерее заметно преобладание отечественных учёных, наличие классовой линзы в освещении их биографий, подчёркивание значимости «выхода из народа» и народности науки вообще. Если речь шла о русском/советском учёном, обязательно фиксировался его вклад в развитие отечественной и мировой науки. Как положительная черта отмечалась политическая активность (участие в деле революции) или популяризаторская деятельность. Обязательно акцент делался на принадлежности к научной школе или к поколению, воспитанному на революционных идеях, подчёркивалась опора на материалистическое понимание исторического процесса, на связь с практикой. В качестве психологических особенностей отмечались такие черты, как упорство, энтузиазм, способность к коллективному творческому процессу. Как отдельные достоинства отмечались талант и организаторские способности.

Ряд выдающихся русских/советских учёных становился объектом внимания авторов журнала не один раз, по существу, была представлена картина классикализации, журнал закреплял её. Так, юбилеям И. И. Мечникова было посвящено 6 статей (1941, 1945, 1946, 1950, 1951, 1955). Его определяли как «основоположника отечественной микробиологии, и одного из основателей научной медицины, вошедшего в мировую науку». Поскольку учёный жил и работал в дореволюционный период, подчёркивалась его принадлежность «к поколению, среди которого нашли широкое распространите идеи русских революционеров-демократов».

Юбилеи Д. И. Менделеева, как и И. И. Мечникова, в журнале освещаются неоднократно, в качестве положительной характеристики Д. И. Менделеева отмечалось, что он не был простым «кабинетным учёным». Ему посвящено 4 публикации (1944, 1947 (2), 1954). В обоих случаях отмечалась значимость их научного наследия для советских учёных «на благо Родины».

Особое место занимают фигуры И. П. Павлова и К. Э. Циолковского, жизнь

которых приходится на дореволюционный и советский периоды. Им также на страницах журнала неоднократно посвящают статьи и заметки. Подчёркивался вклад в развитие отечественной и мировой науки. Но здесь в обрисовку образа этих учёных вкладывается противопоставление условий работы в императорской и советской России. В одной из статей приводится цитата из письма Константина Эдуардовича: «Всю жизнь я мечтал, своими трудами, хоть немного продвинуть человечество вперёд. До революции моя мечта не могла осуществиться.»58 Несмотря на критику советской власти со стороны И. П. Павлова, в его образе также делался акцент на поддержке научных исследований советским государством в отличии от императорской России.

Образ науки представлен не только дисциплинарно, эпизодически редколлегия обращалась к истории различных научных институций, и соответственно в образе учёных отражалась их привязанность к определённым научным площадкам. Повторимся, юбилеи институтов и научных обществ отмечались значительно реже. В качестве примера можно привести ряд материалов: празднование 200-летия Московского университета (1955, № 5), 220-летия АН СССР (1945, № 7), 70-летия Исторического музея (1953, № 6), 110-летия Пулковской обсерватории (1949, № 9). Редколлегия журнала не обходила своим вниманием и изменения в структуре научно-исследовательской сети в советский период.

Подведём итог

На страницах журнала наука представлена в основном естественно-научными дисциплинами. В послевоенный период «актуализировалась идея национально-государственной науки, отражающая не только противоречия переустройства мира в геополитическом измерении, но и вызовы послевоенной модернизации, практики мобилизации интеллекта для восстановления экономики»59, а затем 1960-е гг. для строительства «идеального коммунистического общества». Но несмотря на ярко выраженный утилитаризм, в редакционной политике журнала последовательно проводилась линия на ориентацию своего читателя на значимость фундаментальных исследований и связь советской

науки и советских учёных как с дореволюционной, так и с мировой наукой. В образах учёных отразились и идеалы «нового советского человека», и общенаучные ценности, связанные с творческой деятельностью.

Журнал «Наука и жизнь» также как и комплекс других научно-популярных изданий функционировал по принципу кумулятивного эффекта воздействия на читателей и тем самым структурировал социальное пространство, задавая и коррелируя научную картину мира.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Корзун В. П., Носова М.С. «Увидеть небо в чашечке цветка». Журнал «Знание-сила» как коммуникативная площадка популяризации советской науки // Диалог со временем. - 2023. -Вып. 84. - С. 143-195.

2 Репина Л. П. Наука и общество: публичная история в контексте исторической культуры эпохи глобализации // Учёные записки Казанского университета. Гуманитарные науки. - 2015. -№ 3 (157). - С. 55-67; Савельева И. М. Таланты и посредники: граница между академической и публичной наукой // Общественные науки и современность. - 2015. - № 1. - С. 24-36; Исаев Е. М. Публичная история в России: научный и учебный контекст формирования нового междисциплинарного поля // Вестник Пермского университета. - 2016. - Вып. 2 (33). - С. 7-13.

3 Вяльцева Д. Н. Журнал «Наука и жизнь» в 1960-1970-е гг.: историко-типологический анализ // История отечественных СМИ. - 2017. -№ 2 (4). - С. 77-85.

4 Демченко П. Н., Мальцев И. В. Медиатизация как фактор повышения интереса к современным научно-популярным СМИ (на примере журналов «Наука и жизнь» и «Популярная механика») // Научный диалог. - 2021. - № 3. -С. 171-189.

5 Хомяков В. И. К истории становления научно-популярного журнала «Наука и жизнь» // Наука о человеке: гуманитарные исследования. -2021. - Т. 15, № 2. - С. 85-90.

6 Соколова И. С. Научно-популярный журнал с длительной историей: мемориальные функции // Румянцевские чтения - 2020 : материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч., Москва, 2124 апреля 2020 г. - М. : Пашков дом, 2020. -Ч. 2. - С. 323-326.

7 Лазаревич Э. А. Научно-популярный журнал как тип издания // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - № 1. - С. 11-20; Парафонова В. А. Некоторые тенденции в развитии современных научно-популярных журналов: уточнение типологической картины // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналисти-

ка. - 2009. - № 3. - С. 156-167; Суворова С. П. Журналистика научная и научно-популярная: особенности предметной области, функций, задач // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 2009. - № 6. - С. 14-23.

8 Хомяков В. И. Указ. соч.

9 Соколова И. С. Указ. соч.

10 Никулина М. А. Эволюция научно-популярного издания в советскую, «постперестроечную» и современную эпоху (на примере журнала «Наука и жизнь») // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - Т. 5, № 1. -С. 178-187.

11 Якименко А. А. Особенности информационной политики журнала «Наука и жизнь» // Наука и современность. - 2011. - № 9-1. - С. 78.

12 Вяльцева Д. Н. Указ. соч.

13 Фрумкин К. Г. Любование учёным сословием: Отражение социальной истории советской науки в литературе, искусстве и публичной риторике. - М. ; СПб. : Нестор-История, 2022. - 352 с.

14 Ваганов А. Г. Спираль жанра: от «народной науки» до развлекательного бизнеса : история и перспективы популяризации науки в России. -М. : URSS : Ленанд, 2014. - 213 с.

15 Фрумкин К. Г. Указ. соч. С. 165-240.

16 Трансформация образа советской исторической науки в первое послевоенное десятилетие: вторая половина 1940-х - середина 1950-х годов / под ред. В. П. Корзун. - М. : Российская политическая энциклопедия, 2011. - С. 180.

17 Этот сюжет представлен огромным массивом литературы. Обозначим ряд основных исследований: Наука и кризисы: историко-сравнитель-ные очерки / ред. Э. И. Колчинский. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2003. - С. 728-908; Сидорова Л. А. Советская историческая наука середины ХХ века: синтез трёх поколений историков. - М. : Институт Российской истории РАН, 2008. -296 с.; Трансформация образа советской исторической науки в первое послевоенное десятилетие: вторая половина 1940-х - середина 1950-х гг. / под ред. В. П. Корзун. - М. : Российская политическая энциклопедия, 2011. - 471 с.; Тихонов В. В. Идеологические кампании «позднего сталинизма» и советская историческая наука (середина 1940-х - 1953 г.). - М. : Нестор-История, 2016. - 424 с.; Дубровский А. М. Власть и историческая мысль в СССР (1930-1950 гг.). - М. : Политическая энциклопедия, 2017. - 622 с.; Сидорова Л. А. Советские историки: духовный и научный облик. - М. : ИРИ РАН - Центр гуманитарных инициатив, 2017. - 248 с.; Долгова Е. А. Рождение советской науки: учёные в 1920-1930-е гг. -М. : Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2020. - 471 с.

18 Колчинский Э. И. Наука и кризисы в ХХ веке: некоторые результаты сравнительного анализа // Политическая концептология: журнал ме-тадисциплинарных исследований. - 2009. - № 2. -С. 29-40.

19 От редакции // Наука и жизнь. - 1934. -№ 1. - С. 1.

20 Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 25.05.1931, протокол № 40 «О постановке производственно-технической пропаганды». Приложение № 4 к п. 31. - URL: http://docs.historyrussia.org /ru/nodes/354571-postanovlenie-tsk-vkp-b-25-maya-1931 -g-o-postanovke-proizvodstvenno-tehnicheskoy-propagandy#mode/inspect/page/1/zoom/4 (дата обращения: 04.11.2023).

21 Цит. по: Кравцова Е. С. Идеологические практики большевиков и издательство «Academia» в первой пол. 1930-х гг. // Диалог со временем. - 2023. - Вып. 82. - С. 132.

22 Постановление ЦК ВКП(б) 27.09.1944 «Об организации научно-просветительской пропаганды» // КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. - 2-е изд., доп. - М. : Политиздат, 1987. - С. 30.

23 Вяльцева Д. Н. Указ соч. С. 80.

24 Акопов А. И. Типология советских научно-технических журналов : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1979.

25 Глеб Максимилианович Кржижановский // Наука и жизнь. - 1952. - № 1. - С. 37.

26 Выдающийся советский Палеонтолог // Наука и жизнь. - 1952. - № 7. - С. 36-38.

27 Сергей Алексеевич Чаплыгин // Наука и жизнь. - 1952. - № 7. - С. 37-39.

28 Александр Михайлович Бутлеров // Наука и жизнь. - 1953. - № 9. - С. 39-41.

29 Климент Аркадьевич Тимирязев // Наука и жизнь. - 1953. - № 6. - С. 36-37.

30 Борис Семенович Якоби // Наука и жизнь. -

1951. - № 9. - С. 30-31.

31 Федор Александрович Бредихин // Наука и жизнь. - 1951. - № 12. - С. 36-37.

32 Писатель революционер (К 150-летию со дня смерти А. Н. Радищева) // Наука и жизнь. -

1952. - № 9. - С. 39-41.

33 Чернышевский и естествознание // Наука и жизнь. - 1953. - № 7. - С. 42-44.

34 Великий поэт революции // Наука и жизнь. -

1955. - № 4. - С. 39-37.

35 Ф. М. Достоевский // Наука и жизнь. -

1956. - № 2. - С. 57-58.

36 Алексей Евграфович Фаворский // Наука и жизнь. - 1941. - № 4. - С. 39-41.

37 И. И. Ползунов // Наука и жизнь. - 1941. -№ 5. - С. 38-41.

38 Великий русский учёный М. В. Ломоносов // Наука и жизнь. - 1944. - № 10. - С. 39-41.

39 Д. И. Менделеев в главной палате мер и весов // Наука и жизнь. - 1947. - № 5. - С. 32-34.

40 Александр Николаевич Лодыгин и Павел Николаевич Яблочков // Наука и жизнь. - 1948. -№ 1. - С. 38-44.

41 Николай Николаевич Зинин // Наука и жизнь. - 1948. - № 3. - С. 30-33.

42 Григорий Антонович Захарьин (к 50-летию со дня смерти) // Наука и жизнь. - 1948. - № 3. -С. 33-36.

43 Великий русский хирург Н. И. Пирогов (к 140-летию со дня рождения) // Наука и жизнь. - 1950. - № 12. - С. 38-41.

44 Отец русской физиологии И. М. Сеченов // Наука и жизнь. - 1949. - № 7. - С. 38-41.

45 И. И. Мечников // Наука и жизнь. - 1951. -№ 7. - С. 22-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46 Замечательный учёный и педагог (к 50-летию со смерти П. Ф. Лесгафта, медицина) // Наука и жизнь. - 1959. - № 12. - С. 46-47.

47 Великие русские врачи-просветители (Пирогов, Сеченов, Мечников, Лесгафт, Павлов) // Наука и жизнь. - 1948. - № 5. - С. 35-39.

48 Трофим Денисович Лысенко // Наука и жизнь. - 1948. - № 10. - С. 36-40.

49 Владимир Афанасьевич Обручев (к 85-летию со дня рождения) // Наука и жизнь. - 1948. -№ 10. - С. 40-45.

50 Лев Яковлевич Карпов // Наука и жизнь. -1948. - № 11. - С. 35-39.

51 Дмитрий Александрович Лачинов // Наука и жизнь. - 1948. - № 11. - С. 39-44.

52 Александр Митрофанович Терпигорев (к 75-летию со дня рождения) // Наука и жизнь. -1948. - № 12. - С. 33-36.

53 Старейший советский энергетик (к 70-летию со дня рождения академика А. В. Винтера) // Наука и жизнь. - 1948. - № 12. - С. 36-40.

54 Великий учёный - в жизни (фотовоспоминания об Игоре Васильевиче Курчатове) // Наука и жизнь. - 1963. - № 3. - С. 80; № 4. - С. 65.

55 Дело академика Бехтерева // Наука и жизнь. - 1964. - № 11. - С. 106-111.

56 Левенгук мира атомных частиц // Наука и жизнь. - 1964. - № 4. - С. 114-120.

57 Памяти Нильса Бора // Наука и жизнь. -1963. - № 2. - С. 42.

58 Константин Эдуардович Циолковский // Наука и жизнь. - 1955. - № 9. - С. 53-56.

58 Груздинская В. С., Корзун В. П. «Наука не имеет Отечества: этот лозунг и верен и нет» (отклики иностранных учёных на 220-летний юбилей Академии наук СССР) // Вестник Томского государственного университета. - 2021. -№ 472. - С. 85-94.

Сведения об авторах

Корзун Валентина Павловна - доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела Омский государственный педагогический университет (Омск, Россия) Адрес для корреспонденции: 644099, Россия, Омск, Набережная им. Тухачевского, 14 E-mail: korzunv@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 9106-4657; AuthorlD: 75386 ОкСЮ: 0000-0003-1868-1628 Scopus AuthorlD: 57194873961 WoS ResearcherlD: AAR-6383-2021

Носова Марина Сергеевна - кандидат исторических наук, научный сотрудник научно-исследовательского отдела Омского государственного педагогического университета; преподаватель кафедры истории, философии и социальных коммуникаций Омского государственного технического университета (Омск, Россия) Адрес для корреспонденции: 644099, Россия, Омск, ул. Набережная Тухачевского, 14 E-mail: mari93_1993@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 5218-6700; AuthorlD: 951945 ОRCID: 0000-0003-1508-4254 WoS ResearcherlD: ABF-2424-2020

Информация о статье

Дата поступления 6 ноября 2023 г.

Дата принятия в печать 16 апреля 2024 г.

Для цитирования

Корзун В. П., Носова М. С. Образ науки и учёного в журнале «Наука и жизнь» (1940 - середина 1960-х гг.) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 2 (42). С. 89-98. й01: 10.24147/2312-1300.2024.11(2).89-98.

V.P. Korzun, M.S. Nosova

THE IMAGE OF SCIENCE AND THE SCIENTIST IN THE MAGAZINE "SCIENCE AND LIFE" (1940 - MID 1960s)

In this article authors reconstruct the image of Russian science and scientists, broadcasted on the pages of the journal "Science and Life" in the 1940 - mid 1960s. The characteristic features of the Russian/Soviet scientist are examined through the prism of anniversary. The main source of research is the popular scientific journal "Science and Life", which also acts as the object of research. The subject field is the popularization of Soviet science. The structure of the article presents 4 parts: the historiography of the problem; the thematic focus of the journal in the dynamics of social order and editorial policy; the broadcast image of science and the scientist; conclusions.

The authors used the method of content- analysis and the developments of intellectual history, with close attention to the context. A frontal review of the material allowed us to conclude that during these years the predominant attention was paid to the problems of natural science (74 %), the share of technical sciences accounted for 11 % of publications, humanities - 8 %. 7 % of all articles were publications devoted to the commemorative practices of the Soviet scientific community. The factors of this orientation of the publication are revealed. Popularization policy of the journal is examined in the context of the general change in the image of science in the middle of the 19th century, the scientific policy of the Soviet state in the 1940s-1960s and the positions of the scientific community. The authors came to the conclusion that despite the constant changes in the scientific policy of the state, the editorial board of the journal focused its readers on the importance of fundamental research and the connection between Soviet science and Soviet scientists, both with pre-revolutionary and world science. The image of Soviet scientists reflected both the ideals of the "new Soviet man" and the general scientific values associated with creative activity.

Keywords: journal; "Science and Life"; the image of a scientist; the image of science; popularization; natural science research; academic anniversaries.

About the authors

Valentina P. Korzun - Doctor of Historical Sciences, Professor, Leading researcher of the Research Department

Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia)

Postal address: 14, Tukhachevskogo nab., Omsk, 644099, Russia

E-mail: korzunv@mail.ru

RSCI SPIN-code: 9106-4657; AuthorlD: 75386

ORCID: 0000-0003-1868-1628

Scopus AuthorlD: 57194873961

WoS ResearcherlD: AAR-6383-2021

Marina S. Nosova - PhD in Historical Sciences, Researcher at the Research Department of Omsk State Pedagogical University; lecturer at the Department of History, Philosophy and Social Communications of Omsk State Technical University (Omsk, Russia) Postal address: 14, Tukhachevskogo nab., Omsk, 644099, Russia

E-mail: mari93_1993@mail.ru RSCI SPIN-code: 5218-6700; AuthorlD: 951945 ORCID: 0000-0003-1508-4254 WoS ResearcherID: ABF-2424-2020

Article info

Received

November 6, 2023

Accepted April 16, 2024

For citations

Korzun V.P., Nosova M.S. The Image of Science and the Scientist in the Magazine "Science and Life" (1940-mid-1960s). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2024, vol. 11, no. 2 (42), pp. 89-98. DOI: 10.24147/ 2312-1300.2024.11(1).89-98 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.