Научная статья на тему 'Образ Наполеона на страницах журнала «Сын Отечества» в период Отечественной войны 1812 г.'

Образ Наполеона на страницах журнала «Сын Отечества» в период Отечественной войны 1812 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
731
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г. / НАПОЛЕОН / РУССКОЕ ОБЩЕСТВО / ЖУРНАЛ "СЫН ОТЕЧЕСТВА" / АНТИНАПОЛЕОНОВСКИЕ СЮЖЕТЫ / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРИЕМЫ / ВРАГ / MAGAZINE "THE SON OF FATHERLAND" / PATRIOTIC WAR OF 1812 / NAPOLEON / RUSSIAN SOCIETY / ANTINAPOLEONIC SUBJECT / PUBLICISTIC AND LITERARY TECHNIQUES / ENEMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федотова Лидия Вениаминовна

В центре исследования статьи образ Наполеона в период Отечественной войны 1812 г., каким он представлен авторами одного из самых авторитетных журналов того времени «Сына Отечества». Взгляды авторов исследуются через призму двух основных подходов к антинаполеоновской тематике либерального и консервативного. Также анализируются публицистические и литературные приемы, посредством которых решались основные задачи издателей возбудить ненависть к предводителю французской армии и воодушевить русское общество на борьбу с неприятелем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of Napoleon on «the Son of Fatherland» Magazine Pages during the Patriotic War of 1812

In the centre of research of the article an image of Napoleon during Patriotic War of 1812 as it is presented by authors of one of the most authoritative magazines of that time «The Son of Fatherland». Opinions of authors are investigated through a prism of two basic approaches to Antinapoleonic subject liberal and conservative. Also publicistic and literary techniques are analyzed by means of which the main goals of publishers to excite hatred to the leader of the French army and to inspire Russian society on struggle against the enemy have been achieved.

Текст научной работы на тему «Образ Наполеона на страницах журнала «Сын Отечества» в период Отечественной войны 1812 г.»

ИСТОРИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБРАЗ НАПОЛЕОНА НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «СЫН ОТЕЧЕСТВА» В ПЕРИОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 Г.

Л.В. Федотова

Школа № 463 им. Героя Советского Союза Д.Н. Медведева ул. Судостроительная, 10, корп. 1, Москва, Россия, 115470

В центре исследования статьи — образ Наполеона в период Отечественной войны 1812 г., каким он представлен авторами одного из самых авторитетных журналов того времени — «Сына Отечества». Взгляды авторов исследуются через призму двух основных подходов к антинаполе-оновской тематике — либерального и консервативного. Также анализируются публицистические и литературные приемы, посредством которых решались основные задачи издателей — возбудить ненависть к предводителю французской армии и воодушевить русское общество на борьбу с неприятелем.

Ключевые слова: Отечественная война 1812 г., Наполеон, русское общество, журнал «Сын Отечества», антинаполеоновские сюжеты, публицистические и литературные приемы, враг.

Неистовый накал антинаполеоновской риторики был характерной чертой всей публицистики времен войны 1812 г. Особенно много материалов, касающихся Наполеона, появлялось в журнале «Сын Отечества» (1). В настоящей статье ставится задача показать, каким представляли Наполеона авторы журнала читателям, при этом в центре внимания будет находиться именно авторская характеристика личности Наполеона, а не оценка исторического значения его полководческой и государственной деятельности.

Ненавистный и почти бескомпромиссно-негативный тон по отношению к Наполеону, заданный «Сыном Отечества» с первого номера, определялся задачами, стоящими перед издателями в начале войны: с одной стороны — возбудить ненависть к Наполеону и его «Великой армии», а с другой — воодушевить русское общество на борьбу с неприятелем. Вспомним, что в предвоенное время русские были прекрасно осведомлены о завоеваниях и блистательных победах Наполеона, его личности приписывали неземную природу и уж, конечно, откровенно побаивались. «Имя его было известно каждому и заключало в себе какое-то безотчетное понятие о силе без всяких границ» (2) — писал о Наполеоне А.И. Михайловский-Данилевский, а кн. П.А. Вяземский говорил, что «Наполеон был равно страшен и царям и народам» (3). Теперь, когда этот «страшный» человек появился на тер-

ритории России, более того — занял ее столицу, русское общество пребывало в явной растерянности. Наполеон «распространяет повсюду ужас, боязнь и недоумение», — писал редактор журнала Н.И. Греч в сообщении о подписке и тут же обещал читателям «употребить все силы и способности свои для ... изобличения бесстыдного хищника во лжах и кощунствах своих» (4). И действительно, буквально с первых номеров фигура Наполеона были выдвинута издателями в центр обсуждения, его жизнь и деятельность подвергались самому пристрастному освещению. Из номера в номер разные по жанру и стилистической окраске тексты «Сына Отечества» изобиловали пафосными выражениями в адрес предводителя французского народа. «Враг лютый и коварный», «злобный разрушитель Царств и престолов», «кровожадный, ненасытимый опустошитель, разоривший Европу», «Бич Божий», «Сатана в средоточии зла» — этими и подобными этим эпитетами награждали авторы журнала того, кого еще недавно сами именовали «великим» (например, сам Н.И. Греч в журнале «Гений времени» (5)).

В изобилии приводились «изречения» Наполеона, которые должны были свидетельствовать о моральном облике этого «палача и варвара». Утверждалось, что Бонапарт превзошел в своем «лютом злодействе, вероломстве, жестокости, бешенстве» Атиллу, Чингисхана, Батыя, Тахтамыша, Тамерлана и всех других великих злодеев прошлого. Авторы ругали военные таланты Наполеона и уж тем более отказывали ему в административных: «Политика его безрассудна, несправедлива и нескромна; наука правления произвольна, неправосудна, насильственна; он не знает ни законов, ни финансов, ни коммерции. Он умеет только расточать безрассудно, разорять и разрушать» (6). Даже внешность Наполеона описывалась таким образом, чтобы вызвать озлобление общества.

Впрочем, после Тильзита Наполеон и так воспринимался русскими современниками как ненавистный враг их родины. Другое дело, что эта ненависть со стороны различных кругов русской публики была неоднозначной. В глазах крепост-ников-помещиков Наполеон, прежде всего, был явлением, тождественным Французской революции, и страх перед «игом» Наполеона был неотделим от страха за потерю своих феодальных прав и привилегий. Русские помещики сравнивали Наполеона с Картушем и Пугачевым, а С.Н. Глинка, один из идеологов русского консерватизма, писал, что французы во главе с Наполеоном не только «грабят и опустошают области, но еще стараются возмущать умы обывателей и восстанов-лять их против законных и природных правителей» (7). И хотя «Сын Отечества» прежде всего был ориентирован на прогрессивную читательскую аудиторию, подобные консервативно-монархические настроения также проникали на страницы журнала. Так, например, в победоносном шествии Наполеона по Европе некоторые авторы усматривали не только проблему национального порабощения государств, но не менее их тревожил и тот факт, что Наполеон «свержает законные правительства» и заменяет «древнее благодетельные учреждения новою революционною конституцией» (8), земли «приводит в революционное положение» (9) и «возбуждает мятежи между чернью» (10). Многие авторы, ругая Наполеона, на первый план выносили обвинения в том, что Бонапарте посмел надеть на себя

венец императорский, а не возвел на престол законного наследника (11), что он «обагрил трон кровью Августейшей фамилии» (12). Революционная репутация Наполеона не давала покоя авторам: так, Арндт в статье «Глас истины», которой открывался первый номер журнала, сообщал, что настоящую войну ведет «Бонапарте и революция» (13), а автор статьи «О Разглашениях» писал, что в Наполеоне «адом изверженная французская революция сосредоточила свои силы» (14).

В этой связи показательна статья «Мысли и правила» (15) анонимного автора, подписавшегося «Я». В трех частях материала он афоризматично размышляет о революции и о Наполеоне, увязывая эти явления в одно целое. Революция, по его мысли, проистекла из «лжемудровствования» философов 18 века, она ниспровергла законное правительство, а случай помог Наполеону занять обманом и коварством престол. Бонапарте обещал «положить конец революции, но сдержал ли он свое обещание?» — вопрошает автор у читателей и сам же отвечает, что сегодняшнее правление Наполеона — и есть продолжение революции и что политика его ужасна только уже лишь потому, что «царствует не праву».

И все же не консервативная линия определяет основную концепцию журнала. Для большинства авторов Наполеон опасен России (да и Европе!) не как «апостол революции», а как тиран, военный диктатор и агрессор. Он обманул французский народ, который вначале приветствовал введенную им военную диктатуру как симптом восстановления законного порядка, как «гарантию от революции и реставрации» (16). Все полагали, будто новое правление будет «основано на законах, кои надиктует нация», но ошиблись: Наполеон занимается «устроением политическим» только по своему усмотрению. Он не дал Франции свободу, за которую сам же призывал сражаться. «Боже мой! — восклицает Коцебу. — Куда девалась сия свобода!» (17). На престоле Бонапарте держится только «одной силой и деспотическим режимом» (18), он расправляется со всеми, кто отказывается почитать его «благодетельным гением и хранителем мира» (19).

В цикле статей «Исповедь Бонапарта» (20), написанных в форме диалога Наполеона и Аббата Мори, «высказывания» Наполеона подобраны с нарочитой целью показать, какими варварскими методами он действует, чтобы утвердить свой деспотичный режим. Наполеон «признается», что уничтожал и посылал на смерть всех неугодных лиц в своем окружении, всех бешеных патриотов, чьи «умы воспалены были именем свободы», и тех, кто известен был «приверженностью к республиканскому правлению», а тех, кто был готов к рабству, наоборот, награждал имуществом и уверял в своем почтении. «Я один хотел только пользоваться всеми выгодами» (21), — «говорит» о своем правлении Наполеон. С таких позиций проблема наполеоновского порабощения рассматривается уже как угроза перенесения подобного диктаторского режима на русскую почву, а борьба с Наполеоном — не только как борьба против интервента, но и против тирана, «душителя» свободы, власть которого привела бы помимо национального гнета к гнету политическому. Отметим также, что неприязненное отношение к Наполеону-деспоту сочеталось тогда у русской мыслящей общественности

с верой в благодетельность правления царя Александра I, с именем которого связывались надежды на преодоление пороков крепостничества и политические реформы.

«Сын Отечества» постоянно развенчивает миф о Наполеоне как освободителе Европы, каким представляла Бонапарте его собственная пропагандистская модель. Наполеон говорит, что идет расторгнуть оковы, однако «ни один Россиянин не хочет верить обещаниям благополучия и свободы, которые ты намерен даровать им» (22), — эта мысль часто варьируется на страницах журнала. Так, к примеру, автор Р-нъ в статье «Беседа русского с соотчичами своими на развалинах Москвы» (23) замечает, что Наполеон «старается обольстить людей обещаниями важных выгод», но «северные варвары, — иронично обращается он к Наполеону, — не довольно просвещены для принятия твоих благодеяний, что мы в простоте, глупости и варварстве своем не понимаем родительских твоих попечений и изящных, высоких стараний о благе человечества» (24). Критикуя наполеоновские «выгоды» и «свободы», либерально настроенные авторы главную проблему усматривают в их насильственном насаждении и грабительском характере. «Мы видим плачевное состояние покоренных им народов, — пишет Куницын в «Послании к русским», — заградив источники промышленности, он отнимает у них последнее достояние, расточает их сокровища в странах чуждых, отводит их юношей в отдаленные края Европы... Насильства, грабежи и убийства называет он средствами правления» (25). Другой автор добавляет, что воля Бонапарте — «есть единственный строго исполняемый закон» в порабощенных им землях (26). При этом стремление Наполеона к завоеванию мирового господства чаще всего объясняется только его безграничным властолюбием и честолюбием, а вовсе не национальными потребностями Франции. «Чуждый Франции и свету», Наполеон «с радостью приносит в жертву свирепому честолюбию своему нынешнему поколение французов» (27) — эти слова, высказанные в первом номере журнала, становятся лейтмотивом многих антинаполеоновских материалов в «Сыне Отечества».

Другая задача — разоблачить миф о непобедимости Наполеона — решалась издателями посредством публикации материалов, призванных доказать, что Наполеон — герой «мнимый», и ему свойственны и ошибки, и промахи. Поскольку в первые месяцы войны действия русской армии, а точнее, ее отступление, подавали для этого мало материала, свидетельства военных просчетов Наполеона искали в его прежних компаниях, выбирая в них самые неуспешные моменты.

Так, например, в цикле статей «Суждение о Бонапарте» (28) исследуются три «эпохи» наполеоновских компаний — война с Австрией, с Пруссией и с Россией 1805—1807 гг. В первых двух войнах — неудачных для названных стран и победоносных для Наполеона — успехи последнего обосновываются фортуной и дерзостью, бездействием, трусостью или ошибками его противников, нейтралитетом соседних государств, хорошей или, наоборот, плохой погодой — в общем чем угодно, но только не военным искусством опытного полководца. Что касается третьей войны — с Россией — то для «разоблачения» Наполеона выбраны три сражения — при Пултуске, Прейсиш-Элау и Остроленке, которые, как известно,

не имели решающего значения ни для одной из сторон. Превознося успехи русских войск, автор акцентирует внимание на ошибках Наполеона: последний «ни мало не рассуждал о жестокости климата», «не помышлял о затруднениях», «не мог принять мер благоразумных и правильных» и т.д. «Все составлено из ошибочных планов, худо приводимых к действию», — сообщает автор читателям и делает вывод, что Наполеон «проиграл бы все сражения, если бы неприятельские генералы умели пользоваться его дерзостью» (29). В упоминаемой уже «Исповеди Наполеона» в уста победителя Европы автор вложил такие слова: «Все утверждают, что я изобрел какую-то новую военную систему, но могу вас уверить, что это пустое. Я воюю, как воевали Полководцы всех времен, одаренные здравым рассудком» (30). Далее Наполеон «признается» в своих военных ошибках, заключая, что «обязан всеми своими победами многочислию и дерзости», а также и «слабости моих неприятелей» (31). Подобные высказывания должны были наводить читателя на мысль, что Наполеон доселе был непобедим лишь потому, что не встретил должного отпора: в России же его ждет неизбежная гибель. Отметим, что такая направленность характерна для всех «ранних» публикаций «Сына Отечества», хотя в первый период войны далеко не все были убеждены в победоносном ее исходе.

Однако постепенно в ходе компании 1812 г. критика в адрес французского полководца зазвучала со страниц журнала уже более обоснованно. Просчеты и ошибки Наполеона подмечались и выносились на суд читателей: например, многим казалась странной «осторожность» Наполеона в Бородинском сражении, где он отказался от излюбленного метода маневренной войны и ударов по флангам противника (32). К просчетам Наполеона относили и губительное для «Великой армии» долгое стояние в Москве: именно там Наполеон «сделался неопасным для русских». Недооценил Наполеон и силу русского народа, способную выдержать мощный натиск иноземного нашествия, «не обратил внимание» на верность и преданность россиян «к своему государю, к отечеству и святой вере». Особенно много материалов печатал «Сын Отечества» о постыдном бегстве предводителя французов из России. «Какое отступление! Не видно, чтобы оно совершаемо было под начальством великого полководца» (33), — то и дело иронизировали авторы, отмечая, что Наполеон не разгадал планов Кутузова, вынудившего отступать французов по ими же разоренной большой дороге. Резко осуждалось и тайное бегство Наполеона из России, когда он, бросив свою погибающую армию, больше думал о личной безопасности, чем о судьбе своих войск: «Вся французская армия вопиет против сего бегства... все пленные офицеры и солдаты проклинают ежечасно виновника сей гибельной войны» (34).

Конечно, материалы этих публикаций были порой и наивны, и тенденциозны, однако фактурный и аналитический их характер был гораздо убедительнее, нежели, к примеру, бахвальское воодушевление Ростопчина, уверявшего, что Наполеона «жгутами девки так приполонят, что спина вздуется горой», или православно-монархической уверенности Глинки, проповедовавшего, что русские победят Наполеона единственно только своей верой и «приверженностью к имени своих государей».

В заключение еще раз подчеркнем, что ненавистно-разоблачительный, не всегда объективный характер антинаполеоновских материалов «Сына Отечества» соответствовал главной задаче издателей — поднять русское общество на войну с Наполеоном и его армией. При этом в оценках, которые давали авторы Наполеону, отразились два подхода, присущих всей русской общественности: либеральный и консервативный.

(1

(2

(3

(4

(5

(6

(7

(8

(9

(10

(11

(12

(13

(14

(15

(16

(17

(18

(19

(20

(21

(22

(23

(24

(25

(26

(27

(28

(29

(30

(31

(32

(33

(34

ПРИМЕЧАНИЯ

Сын Отечества» — исторический и политический журнал, выходил в Санкт-Петербурге с сентября 1812 г. до 1852 г. (с перерывами) и оказал влияние на развитие общественной мысли и движение литературной жизни в России.

Михайловский-Данилевский А.И. Описание Отечественной войны 1812 г. — Ч. 1. — СПб., 1843. — С. 141.

Вяземский П.А. Полн. собр. соч. — СПб., 1882. — Т. VII. — С. 433.

Сын Отечества. — 1812. — Ч. 1. — № 1. — С. 2.

Гений времени. — 1808. — № 32. — С. 128.

Сын Отечества. — 1812. — Ч. 1. — № 1. — С. 21.

Русский вестник. — 1812. — № 10. — С. 36.

Сын Отечества. — 1812. — Ч. 2. — № 9. — С. 110—111.

Там же.

Там же. — С. 104.

Там же. — Ч. 1. — № 1. — С. 18.

Там же. — С. 19.

Там же. — Ч. 3. — № 1. — С. 15.

Там же. — Ч. 2. — № 9. — С. 89.

Там же. — № 8. — С. 71—82.

Казаков Н.И. Наполеон глазами его русских современников // Новая и новейшая история. — 1970. — № 3. — С. 36.

Сын Отечества. — 1812. — Ч. 2. — № 9. — С. 104.

Там же.

Там же. — Ч. 1. — № 2. — С. 77.

Там же. — Ч. 2. — № 8. — С. 59—71.

Там же. — С. 61.

Там же. — Ч. 1. — № 1. — С. 5.

Там же. — № 6. — С. 225—236.

Там же. — С. 233.

Там же. — № 5. — С. 181.

Там же. — Ч. 4. — № 7. — С. 23.

Там же. — Ч. 1. — № 1. — С. 20.

Там же. — С. 17—22; 1812. — Ч. 1. — № 2. — С. 51—58; 1812. — Ч. 1. — № 3. — С. 99—106. 1812. — Ч 1. — № 4. — С. 145—155.

Там же. — Ч. 1. — № 1. — С. 21.

Там же. — № 5. — С. 201.

Там же. — С. 202.

Там же. — Ч. 2. — № 11. — С. 225.

Там же. — № 9. — С. 93.

Там же. — № 7. — С. 39.

IMAGE OF NAPOLEON ON «THE SON OF FATHERLAND» MAGAZINE PAGES DURING THE PATRIOTIC WAR OF 1812

L.V. Fedotova

School № 463 after of D.N. Medvedev the Hero of Soviet Union Sudostroitelnaya Str., 10-1, Moscow, Russia, 115470

In the centre of research of the article — an image of Napoleon during Patriotic War of 1812 as it is presented by authors of one of the most authoritative magazines of that time — «The Son of Fatherland». Opinions of authors are investigated through a prism of two basic approaches to Antinapoleonic subject — liberal and conservative. Also publicistic and literary techniques are analyzed by means of which the main goals of publishers — to excite hatred to the leader of the French army and to inspire Russian society on struggle against the enemy have been achieved.

Key words: Patriotic War of 1812, Napoleon, Russian society, magazine «The Son of Fatherland», Antinapoleonic subject, publicistic and literary techniques, enemy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.