Научная статья на тему 'Образ мужчины в зеркале метафор (на материале портретных очерков русскоязычной версии журнала “Vogue”)'

Образ мужчины в зеркале метафор (на материале портретных очерков русскоязычной версии журнала “Vogue”) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
511
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК / ГЛЯНЦЕВАЯ ПРЕССА / ЖУРНАЛ "VOGUE" / ОБРАЗ МУЖЧИНЫ / METAPHOR / PORTRAIT ESSAY / GLOSSY MAGAZINE / "VOGUE" MAGAZINE / MAN'S IMAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Арасланова Софья Александровна

На основании исследования тематических групп метафор автор статьи дает характеристику образа современного мужчины, который транслируется в медиапространство глянцевым изданием. Материалом исследования стали портретные очерки “Vogue” всемирно известного журнала о моде и стиле жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An image of a man in a methapor’s mirror (based on portrait essays published in “Vogue” Russia)

Basing on the research of methaporsʼ theme groups author reveals the characteristic of the modern manʼs image set by glossy magazine. Portrait essays in globally recognized fashion and lifestyle “Vogue” magazine were used as a material for the study.

Текст научной работы на тему «Образ мужчины в зеркале метафор (на материале портретных очерков русскоязычной версии журнала “Vogue”)»

С.А. Арасланова

ОБРАЗ МУЖЧИНЫ В ЗЕРКАЛЕ МЕТАФОР

(НА МАТЕРИАЛЕ ПОРТРЕТНЫХ ОЧЕРКОВ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА "VOGUE")

На основании исследования тематических групп метафор автор статьи дает характеристику образа современного мужчины, который транслируется в медиапространство глянцевым изданием. Материалом исследования стали портретные очерки "Vogue" - всемирно известного журнала о моде и стиле жизни.

Ключевые слова: метафора, портретный очерк, глянцевая пресса, журнал "Vogue", образ мужчины.

Глянцевый журнал "Vogue" - в отличие от мужского глянца ("GQ", "FHM", "Maxim") и женского ("Cosmopolitan", "Elle" и "Glamour") - позиционируется как журнал о моде и стиле жизни1, что предполагает наличие в составе читательской аудитории не только женщин, но и мужчин2. Помимо обзоров недель моды и новых коллекций, в свои лучшие годы русский "Vogue" выпускал аналитические статьи о моде и культуре, а также серьезные интервью с представителями мира моды, культуры и искусства. Однако после прихода нового главного редактора в конце 2010 г. несколько изменился и вектор развития журнала: аналитическая составляющая уступила место портретным очеркам об успешных и популярных людях.

Поскольку "Vogue" - журнал «имиджевый», героями портретных очерков становятся как женщины, так и мужчины: интеллектуальную элиту общества представить без них нельзя. Мужчина, чья личность способна заинтересовать "Vogue", обладает определенным статусом, к которому стремится и читатель. Чтобы объяснить, каким ценностям служит их герой, журналисты "Vogue" обращаются к жанру портретного очерка. Публицистический образ, который транслируется читателю, создается множеством выразительных средств. Метафора является одним из самых распростра-

© Арасланова С.А., 2016

ненных - основанная на переносе наименования по сходству, она может передавать и личную авторскую оценку, и образное восприятие реалий современного мира.

Чтобы подробнее рассмотреть, как идеи, воплощенные в метафорическом образе, реализуются в тексте портретного очерка и создают характеристику персонажа, мы изучили тематические группы метафор, представленных в текстах журнала "Vogue". Каждой группе соответствует своя идея: тематической группе «Война» - идея битвы, борьбы; тематической группе «Религия» -идея обожествления, тематической группе «Власть» - идея властвования и так далее3.

Для данного исследования из «мужских» портретных очерков методом сплошной выборки было отобрано около 150 образных4 метафор. С помощью объединения метафор в тематические группы, обратившись к семантическому и частотному анализу, мы установили, какие черты образа мужчины являются самыми важными для авторов журнала. В статье описаны наиболее значимые для формирования образа главного героя очерка тематические группы метафор. Охарактеризовать все тематические группы, обнаруженные в портретных очерках, в рамках одной статьи не представлялось возможным.

Самой многочисленной тематической группой метафор (далее ТГМ), используемой при создании образа мужчины, стала группа «Война» (5,5 %)5. В глазах мужчины, чей образ формируется журналом "Vogue", мир предстает театром военных действий.

Так, признание «мальчика из американской глубинки» Дэвида Холберга - будущего известного танцора - в любви к балету ранит его семью. Позже ему приходится «биться за каждый сантиметр карьеры». В заголовок очерка об актере Максиме Матвееве вынесена фонетическая аллюзия на фильм режиссера Тима Бертона «Марс атакует» - «Макс атакует».

Однако чаще речь идет не об атаке, а об обороне. Дэвид Холберг, по словам журналиста, «выставляет щит»6, защищаясь от назойливых вопросов-стрел интервьюера. Аналогичная ситуация складывается у героев двух других портретных очерков, актеров Максима Матвеева и Сергея Безрукова: журналист «бессилен пробить броню мужчины, прекрасного во всех отношениях», «безруковскую броню, кажется, ничто не в силах пробить». Актеры закрываются от внешнего мира, и добраться до настоящего, живого человека оказывается чрезвычайно сложно.

С неожиданной стороны открывается образ мужчины и при рассмотрении ТГМ «Религия» (4,8 %). Героя можно назвать фанатиком своего дела (в случае с Сергеем Безруковым - актерского

искусства). Окруженная другими характеристиками актера («аскет, мизантроп, берегущий себя для искусства»), эта метафора в полной мере раскрывает перед читателем его образ. Театральный режиссер-постановщик Миндаугас Карбаускис «сам себя сослал в информационный монастырь». Мужчина "Vogue" предстает перед читателем закрытым, немного экзальтированным человеком, который скрывается от реального мира, охраняя свой талант и лелея собственное творчество.

Очевидно, что в характеристике мужчин в журнале "Vogue" нельзя было обойтись без ТГМ «Власть» (2,8 %). Так, оперный певец Дмитрий Хворостовский царит на сцене, и солнцезащитные очки не просто заканчивают, но венчают его образ, словно корона. Дизайнер Альбер Эльбаз является властителем умов людей из мира моды.

ТГМ «Экономика. Деньги» (2,8 %) показывает отношение и творческих людей к публике, и общества к творческим людям. Нью-йоркский театр, где работает Дэвид Холберг, назван автором копилкой звезд и сравнивается с футбольным клубом. На поклонниках можно «скопить зрительский капитал», чтобы потом стать большим драматическим артистом и, как актер Сергей Безруков, не растрачивать себя на бессмысленные удовольствия.

Согласно тематической группе «Развлечения» (4,1 %), актер Сергей Безруков - шут и лицедей, который жонглирует образами-памятниками. Шут - это тот, кто кривляется и балагурит на потеху другим7, лицедей же - не только актер, артист в прямом значении, но и притворщик - в переносном8, жонглировать - ловко, но произвольно обращаться с фактами или словами9. Создается впечатление, что эти метафоры призваны не подчеркнуть основательность творческого ремесла, а показать изменчивость и непостоянство служителей культуры и искусства.

Крайне важны для создания образа мужчины метафоры ТГМ «Некомфортное состояние» (7,6 %). Миндаугас Карбаускис застывает у кулис с напряженной улыбкой, словно ожидая подвоха. Танцор Дэвид Холберг, достигнув больших успехов в карьере, в разговоре все равно остается зажат, он «оглушительно» захлопывается, когда автор задает ему неудобные вопросы. Актер Олег Меньшиков взваливает на себя бремя, обременяет себя ответственностью, в то время как судьба выкручивает его, словно влажное белье после стирки. Сдержанные, закрытые, напряженные, мужчины "Vogue" не позволяют себе откровенно проявлять эмоции.

Показательны метафоры ТГМ «Работа, ремесло и профессия. Сельское хозяйство» (4,1 %). Танцор Дэвид Холберг принадлежит

к «школе, которая культивируется столетиями», а режиссер-постановщик Миндаугас Карбаускис «прививает Москве любовь к настоящему искусству» - и это наводит на мысль, что в одной из культурных столиц мира не имеют ни представления о том, что такое настоящее искусство, ни желания это узнать. Но роль Мин-даугаса Карбаускиса весьма похвальна: он оказывается «садовником», который может вырастить в людях любовь к искусству.

Одна из метафор тематической группы «Температура» (1,4 %) помогает охарактеризовать Сергея Безрукова, который обладает не просто ледяным, а «леденящим» взглядом, то есть взглядом максимально «враждебно-холодным»10.

Актер Максим Матвеев - единственный из всех мужчин-героев портретных очерков "Vogue", кто обладает общепринятыми мужскими качествами и характеристиками: металл в голосе, сталь в глазах, железная хватка пальцев. Он же, как утверждает автор, не забронзовел после первых успехов, не превратился в памятник самому себе. Дмитрий Хворостовский заключает себя в железные объятия, а Миндаугас Карбаускис железной рукой прививает другим любовь к настоящему искусству. Возможно, эти железные руки из ТГМ «Металлы и сплавы» (4,8 %) помогают мужчинам сдерживать себя и идти вперед к своей цели, не обращая внимания на то, что может их отвлечь.

Метафоры различных тематических групп связаны в первую очередь с внутренним состоянием героя: влияние извне служит основой для его внутренней работы над собой. Но быть уверенным в том, что результаты этой работы будут направлены во внешний мир, нельзя - мужчина "Vogue", за редким исключением, делится «собой» неохотно.

В метафорах, использованных авторами для создания мужского образа, есть только отдельные указания на самодостаточность главного героя, его силу и решительность. В большинстве случаев они создают образ уставшего от жизни и от своей популярности человека, человека, может быть, духовно слабого. Причем эту слабость сам журнал преподносит как достоинство и некую гениальную «отрешенность» от мира, что создает несколько противоречивый и не всегда однозначно привлекательный образ. Но вероятно, это именно тот образ, который хочет видеть аудитория журнала, ищущая подтверждение мифу о непонятом и непонятном мужчине.

Примечания

1 «Основа влияния и авторитета бренда "Vogue" - уникальная роль журнала как культурного барометра для аудитории по всему миру. "Vogue" помещает моду в контекст культуры и мира, в котором мы живем, - как мы одеваемся, живем и общаемся; что едим, слушаем и смотрим; чем вдохновляемся», - сообщает англоязычный сайт издательского дома Conde Nast, к которому принадлежит "Vogue". [Электронный ресурс] URL: http://www.condenast.com/brands/vogue (дата обращения: 10.03.2016).

2 По данным независимой исследовательской компании «TNS Россия» за 2015 г., женщины составляют 82 % целевой аудитории журнала, мужчины - 18 %. [Электронный ресурс] URL: https://www.condenast.ru/portfolio/magazines/vogue/ circulation/ (дата обращения: 10.03.2016).

3 Солганик Г.Я. О специфике газетно-публицистической метафоры // Журналистика и культура русской речи. 2002. № 2. С. 36.

4 «Образная метафора (субстантивная, адъективная и глагольная) наиболее устойчива. Переход метафоры к осуществлению вторичной для нее функции номинации исключает семантическую двуплановость, т.е. ведет в конечном счете к гибели метафор» (Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. С. 366). Было решено исследовать только образные метафоры еще и потому, что задача портретного очерка - создать образ человека и донести этот образ до читателя.

5 Цифры в круглых скобках показывают, какой процент составляют метафоры данной тематической группы от общего числа метафор, раскрывающих образ мужчины в рассматриваемых текстах.

6 Здесь и далее метафоры, обнаруженные в анализируемых портретных очерках, выделены в тексте статьи курсивом.

7 Так в Толковом словаре русского языка определяется переносное значение слова «шут». См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. С. 820.

8 Там же. С. 456.

9 Там же. С. 221.

10 Там же. С. 442.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.