УДК 070.41-055.1
Б01: 10.28995/2073-6355-2018-1-138-142
С.А. Арасланова
Образ мужчины в зеркале метафор: на материале портретных очерков русскоязычной версии журнала "ОЦ"
В статье на основании исследования тематических групп метафор показано, как глянцевые журналы XXI века представляют образ современного мужчины, воспринимаемый читательской аудиторией в качестве идеала. Материалом исследования стали портретные очерки "GQ" - всемирно известного мужского журнала о стиле жизни.
Ключевые слова: современное медиапространство, глянцевая пресса, журнал "GQ", портретный очерк, метафора, образ мужчины.
Жанр портретного очерка подразумевает создание автором публицистического образа, который транслируется аудитории. Одним из средств создания такого образа является метафора: «если она... удачна, [она] помогает воспроизвести образ, не данный в опыте. Создавая образ и апеллируя к воображению, метафора порождает смысл, воспринимаемый разумом»1. Изучая использование образных метафор в портретных очерках, мы получаем возможность узнать, какими именно образами журналист стремится наполнить картину мира читателя.
В качестве источника данного исследования рассматривались портретные очерки, опубликованные в 2016 и 2017 гг. в журнале "GQ". Это издание позиционирует себя как журнал о стиле жизни. Аудитория журнала - не только мужчины (63 %), но и женщины (37 %), средний возраст читателя - 30 лет; как правило, это обеспеченные и высокообеспеченные люди (80 %)2.
Согласно информации, представленной на сайте издания, «журнал "GQ" (Gentlemen's Quarterly) совмещает в себе аналитическую и репортажную журналистику мирового уровня с последними новостями из мира мужской моды и стиля, являясь незаменимым
© Арасланова С.А., 2018
Образ мужчины в зеркале метафор...
139
руководством и собеседником для любого успешного мужчины»3. Кроме того, «с 2003 года "GQ" вручает премию "Человек года 'GQ'", присуждаемую по итогам читательского голосования»4. Главные персонажи портретных очерков "GQ" - российские и зарубежные деятели культуры и спорта, а также бизнесмены.
Метафоры, встречающиеся в портретных очерках журнала "GQ", как описывают знакомую автору и читателю реальность, так и оценивают. Причем тексты передают и личную, и социальную оценку, к закреплению которой стремится язык публицистики («Художественная метафора изображает, публицистическая оценивает»5).
Специфика отражения реальности и оценка, заключенная в слове, тесно связаны с тем, к какой тематической группе относится метафора. Так, метафоры тематической группы «Война» несут в себе идею борьбы, наступательности; метафоры тематической группы «Религия» - идею обожествления, поклонения; метафоры тематической группы «Металл» - идею стойкости и выносливости и т. д. Поэтому именно классификация метафор по тематическим группам может считаться важнейшей в данной работе. Как показали ранее проведенные исследования6, тематические группы метафор, встречающихся в портретном очерке, представляют собой целостную систему - своего рода «мир в зеркале метафор».
Остановимся на тематических группах, наиболее значимых для формирования образа мужчины - главного героя очерка.
Герои "GQ" нередко характеризуются авторами с помощью метафор тематической группы «Религия». Например, боксер Мохаммед Али «был языческим богом1 с входившим в моду цветом кожи». О нем же журналист пишет: «У земных богов есть множество привилегий, но есть и обязанности». Сценарист Илья Куликов -бог, который творит себе подобных, «создавая очередного героя в пантеоне народных полицейских». С актером Павлом Деревянко интервьюер встречается в храме искусств - театре. Героям очерков приписывается и собственная религия: «Легкость для Касселя -религия», - пишет автор о французском актере Венсане Касселе. В отличие от журнала "Vogue", герой которого благодаря этой же тематической группе метафор «предстает перед читателем закрытым, мизантропичным, немного экзальтированным человеком»8, "GQ" отражает не столько внутреннее состояние героя, сколько его место и поведение во внешнем мире.
Метафоры тематической группы «Здоровье, болезни, лекарства» характеризуют персонажей очерков с положительной стороны даже тогда, когда прямое значение слова, казалось бы, не предполагает позитивной оценки: актер и режиссер Федор Бондарчук
«умеет веселиться и делает это невероятно заразительно... веселье заложено в нем на генетическом уровне», а всенародная любовь к боксеру Мохаммеду Али распространяется бациллами - «бактериями, обычно болезнетворными»9: «Тем более что бациллы любви к Али проникли уже и туда (в высший класс. - С. Л.)».
Согласно тематической группе метафор «Война», у героев журнала есть армия поклонников: «Забавно наблюдать, как все эти маленькие солдаты армии Гослинга выныривают из дождливой тьмы»; «За десять лет в Gucci у дизайнера (Тома Форда. - С. А.) собралась целая армия обожателей»; «...резервуары силы многомиллионной фанатской армии, считавшей часы до премьеры». Но персонажи "GQ" и сами - армия, причем со своим арсеналом: «Авангард бесчисленной армии Соединенного Королевства. ... Отряд звезд британского кино (плюс одна легенда английского футбола) завоевывает все новые территории»; «Злая улыбочка и бегающие зрачки всегда были главными в актерском арсенале для изображения благородных негодяев». Мужчина "GQ" - боец, солдат, «вооруженный одной лишь решимостью», при этом - с «обезоруживающим обаянием», в то время как мужчина журнала "Vogue", как свидетельствуют метафоры рассматриваемой тематической группы, скорее обороняется, чем нападает.
Интересно, что при этом герой "GQ" обладает и противоположными качествами. «Я сам легкий человек. ...Открытый характер стал частью актерской техники», - говорит о себе актер Павел Деревянко. Так же о нем отзывается и автор статьи: «Только широта души и мягкий характер. Вряд ли мягкость эта - актерство». Венсан Кассель исповедует легкость как религию и обладает мягкими манерами; Федор Бондарчук, по мнению его друзей, «человек думающий, остро чувствующий, светлый и солнечный», а Павел Деревянко лучисто - «сияюще и глубоко»10 - улыбается интервьюеру.
Герой "GQ" представляется человеком открытым и непосредственным. Когда речь заходит о бизнесе, в глазах бизнесмена и певца Эмина Агаларова «загорается пламя», а актер Райф Файнс «разморозил сердца тех, кто видел в нем лишь бездушный перфекционизм». Таким образом, метафоры тематической группы «Качества», «Огонь, процесс горения» и «Температура» создают мужской образ, прямо противоположный тому, что представлен в журнале "Vogue", - теплый, живой, полный сил и в целом восприимчивый к миру. Об этом говорят и метафоры тематической группы «Вода и ее движение»: Эмин Агаларов и впитывает отцовскую мудрость, и идеально вливается в родительскую компанию.
Образ мужчины в зеркале метафор..
141
В тематической группе «Небесные тела» мужчина приравнивается к планете или звезде: британский актер Эван Макгрегор -«человек-вечеринка, всех втягивавший в свою орбиту». Он - центр притяжения, вокруг которого вращаются спутники; в молодости, как он сам выражается, он не желал «тормозить», то есть - не останавливался, постоянно находился в движении. Его двойник, солнечный Федор Бондарчук, «всегда был генератором11 сближения, вокруг него все вращалось, он как будто намагничивал людей».
Из приведенных примеров видно, что тематическая группа метафор «Движение», как и тематическая группа «Небесные тела», рисует довольно привлекательный образ, и даже метафоры «тормозить» и «разрывает», которые в ином случае могли бы иметь отрицательные коннотации, здесь воспринимаются в положительном ключе. Мужчина "GQ", хоть он и сам «планета» или живущий на иной планете человек, все равно близок к людям: «Он разрывает шаблонное представление о себе как о некоем недосягаемом режиссере, который живет на другой планете, скидывая оттуда нам, землянам, свои блокбастеры», - говорит о Бондарчуке актриса Паулина Андреева. Бизнесмен Рубен Варданян «думает системами», а систему социального предпринимательства в России «отстраивает» и «встраивает» ее в остальной мир.
Как и мужчина "Vogue", мужчина "GQ" - первопроходец. Эта метафора отнесена к тематической группе «Характер. Поведение. Ситуативный признак». Именно так - «одним из первопроходцев русского социального предпринимательства» - автор называет Рубена Варданяна. Владение мячом становится сродни волшебству (футболист Федор Смолов - «кудесник кожаной сферы»), а «банальная тирада» в устах актера Райана Гослинга оказывается «кладезем (средоточием, сокровищницей. - С. А.) прочувствованного». А согласно тематической группе «Явления природы и погода», если на героя журнала и проливается дождь, то только «дождь трофеевг», как на актера Эдди Редмейна.
Метафоры, которые используются авторами издания, наглядно раскрывают образ «героя нашего времени», героя "GQ", который формируется и транслируется журналом. Мужчина "GQ" - это сильный, свободный и, конечно, успешный человек, довольный своей жизнью и своим делом; при этом открытый всему новому, черпающий силы из внешнего мира, а не закрывающийся от него, - в отличие от мужского образа "Vogue". Это показательно, ведь читательскую аудиторию "GQ" составляют преимущественно мужчины, "Vogue" - женщины. Каждый журнал будто стремится отвоевать позиции у другого, представить свою ролевую модель в наиболее привлекательном свете, в том числе
и за счет пола противоположного - ведь именно такой, комплиментарный для них образ хотят видеть в современном медиапро-странстве читатели глянца.
Примечания
1 Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры / сост. Н.Д. Арутюнова. М.: Прогресс, 1990. С. 164.
2 Конде Наст [Электронный ресурс]. URL: https://www.condenast.ru/portfolio/ magazines/gq/circulation/ (дата обращения: 11.05.2017).
3 Конде Наст [Электронный ресурс]. URL: https://www.condenast.ru/portfolio/ magazines/gq/ (дата обращения: 11.05.2017).
4 Конде Наст [Электронный ресурс]. URL: https://www.condenast.ru/portfolio/ magazines/gq/history/ (дата обращения: 11.05.2017).
5 Солганик Г.Я. О специфике газетно-публицистической метафоры // Журналистика и культура русской речи. 2002. № 2. С. 33.
6 Арасланова С.А. Образ женщины в зеркале метафор: на материале портретных очерков русскоязычной версии журнала "Vogue" // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2015. № 4. С. 122-127; Она же. Образ мужчины в зеркале метафор: на материале портретных очерков русскоязычной версии журнала "Vogue" // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2016. № 4. С. 143-147.
7 Здесь и далее метафоры, обнаруженные в анализируемых портретных очерках, выделены в тексте статьи курсивом.
8 Арасланова С.А. Образ мужчины в зеркале метафор. С. 146.
9 Так в Толковом словаре русского языка определяется значение слова «бацилла». См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. С. 155.
10 Там же. С. 515
11 Там же. С. 230. Генератор - общее название устройств, машин, производящих какой-нибудь продукт, вырабатывающих энергию или преобразующих один вид энергии в другой.