Научная статья на тему 'Образ мужчины в зеркале метафор: на материале портретных очерков русскоязычной версии журнала “Gq”'

Образ мужчины в зеркале метафор: на материале портретных очерков русскоязычной версии журнала “Gq” Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
329
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ГЛЯНЦЕВАЯ ПРЕССА / ЖУРНАЛ "GQ" / ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК / МЕТАФОРА / ОБРАЗ МУЖЧИНЫ / MODERN MEDIA SPACE / GLOSSY MAGAZINE / GQ MAGAZINE / PORTRAIT ESSAY / METAPHOR / MAN'S IMAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Арасланова Софья Александровна

В статье на основании исследования тематических групп метафор показано, как глянцевые журналы XXI века представляют образ современного мужчины, воспринимаемый читательской аудиторией в качестве идеала. Материалом исследования стали портретные очерки “GQ” всемирно известного мужского журнала о стиле жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of a man in a methaporʼs mirror (based on portrait essays published in “GQ” Russia magazine)

Basing on the research of methapors’ groups theme an article reveals how XXI century’ glossy magazines represent modern man’s image percieved by an audience as an ideal one. Portrait essays in globally recognized men’s lifestyle GQ magazine were used as a material for the study.

Текст научной работы на тему «Образ мужчины в зеркале метафор: на материале портретных очерков русскоязычной версии журнала “Gq”»

УДК 070.41-055.1

Б01: 10.28995/2073-6355-2018-1-138-142

С.А. Арасланова

Образ мужчины в зеркале метафор: на материале портретных очерков русскоязычной версии журнала "ОЦ"

В статье на основании исследования тематических групп метафор показано, как глянцевые журналы XXI века представляют образ современного мужчины, воспринимаемый читательской аудиторией в качестве идеала. Материалом исследования стали портретные очерки "GQ" - всемирно известного мужского журнала о стиле жизни.

Ключевые слова: современное медиапространство, глянцевая пресса, журнал "GQ", портретный очерк, метафора, образ мужчины.

Жанр портретного очерка подразумевает создание автором публицистического образа, который транслируется аудитории. Одним из средств создания такого образа является метафора: «если она... удачна, [она] помогает воспроизвести образ, не данный в опыте. Создавая образ и апеллируя к воображению, метафора порождает смысл, воспринимаемый разумом»1. Изучая использование образных метафор в портретных очерках, мы получаем возможность узнать, какими именно образами журналист стремится наполнить картину мира читателя.

В качестве источника данного исследования рассматривались портретные очерки, опубликованные в 2016 и 2017 гг. в журнале "GQ". Это издание позиционирует себя как журнал о стиле жизни. Аудитория журнала - не только мужчины (63 %), но и женщины (37 %), средний возраст читателя - 30 лет; как правило, это обеспеченные и высокообеспеченные люди (80 %)2.

Согласно информации, представленной на сайте издания, «журнал "GQ" (Gentlemen's Quarterly) совмещает в себе аналитическую и репортажную журналистику мирового уровня с последними новостями из мира мужской моды и стиля, являясь незаменимым

© Арасланова С.А., 2018

Образ мужчины в зеркале метафор...

139

руководством и собеседником для любого успешного мужчины»3. Кроме того, «с 2003 года "GQ" вручает премию "Человек года 'GQ'", присуждаемую по итогам читательского голосования»4. Главные персонажи портретных очерков "GQ" - российские и зарубежные деятели культуры и спорта, а также бизнесмены.

Метафоры, встречающиеся в портретных очерках журнала "GQ", как описывают знакомую автору и читателю реальность, так и оценивают. Причем тексты передают и личную, и социальную оценку, к закреплению которой стремится язык публицистики («Художественная метафора изображает, публицистическая оценивает»5).

Специфика отражения реальности и оценка, заключенная в слове, тесно связаны с тем, к какой тематической группе относится метафора. Так, метафоры тематической группы «Война» несут в себе идею борьбы, наступательности; метафоры тематической группы «Религия» - идею обожествления, поклонения; метафоры тематической группы «Металл» - идею стойкости и выносливости и т. д. Поэтому именно классификация метафор по тематическим группам может считаться важнейшей в данной работе. Как показали ранее проведенные исследования6, тематические группы метафор, встречающихся в портретном очерке, представляют собой целостную систему - своего рода «мир в зеркале метафор».

Остановимся на тематических группах, наиболее значимых для формирования образа мужчины - главного героя очерка.

Герои "GQ" нередко характеризуются авторами с помощью метафор тематической группы «Религия». Например, боксер Мохаммед Али «был языческим богом1 с входившим в моду цветом кожи». О нем же журналист пишет: «У земных богов есть множество привилегий, но есть и обязанности». Сценарист Илья Куликов -бог, который творит себе подобных, «создавая очередного героя в пантеоне народных полицейских». С актером Павлом Деревянко интервьюер встречается в храме искусств - театре. Героям очерков приписывается и собственная религия: «Легкость для Касселя -религия», - пишет автор о французском актере Венсане Касселе. В отличие от журнала "Vogue", герой которого благодаря этой же тематической группе метафор «предстает перед читателем закрытым, мизантропичным, немного экзальтированным человеком»8, "GQ" отражает не столько внутреннее состояние героя, сколько его место и поведение во внешнем мире.

Метафоры тематической группы «Здоровье, болезни, лекарства» характеризуют персонажей очерков с положительной стороны даже тогда, когда прямое значение слова, казалось бы, не предполагает позитивной оценки: актер и режиссер Федор Бондарчук

«умеет веселиться и делает это невероятно заразительно... веселье заложено в нем на генетическом уровне», а всенародная любовь к боксеру Мохаммеду Али распространяется бациллами - «бактериями, обычно болезнетворными»9: «Тем более что бациллы любви к Али проникли уже и туда (в высший класс. - С. Л.)».

Согласно тематической группе метафор «Война», у героев журнала есть армия поклонников: «Забавно наблюдать, как все эти маленькие солдаты армии Гослинга выныривают из дождливой тьмы»; «За десять лет в Gucci у дизайнера (Тома Форда. - С. А.) собралась целая армия обожателей»; «...резервуары силы многомиллионной фанатской армии, считавшей часы до премьеры». Но персонажи "GQ" и сами - армия, причем со своим арсеналом: «Авангард бесчисленной армии Соединенного Королевства. ... Отряд звезд британского кино (плюс одна легенда английского футбола) завоевывает все новые территории»; «Злая улыбочка и бегающие зрачки всегда были главными в актерском арсенале для изображения благородных негодяев». Мужчина "GQ" - боец, солдат, «вооруженный одной лишь решимостью», при этом - с «обезоруживающим обаянием», в то время как мужчина журнала "Vogue", как свидетельствуют метафоры рассматриваемой тематической группы, скорее обороняется, чем нападает.

Интересно, что при этом герой "GQ" обладает и противоположными качествами. «Я сам легкий человек. ...Открытый характер стал частью актерской техники», - говорит о себе актер Павел Деревянко. Так же о нем отзывается и автор статьи: «Только широта души и мягкий характер. Вряд ли мягкость эта - актерство». Венсан Кассель исповедует легкость как религию и обладает мягкими манерами; Федор Бондарчук, по мнению его друзей, «человек думающий, остро чувствующий, светлый и солнечный», а Павел Деревянко лучисто - «сияюще и глубоко»10 - улыбается интервьюеру.

Герой "GQ" представляется человеком открытым и непосредственным. Когда речь заходит о бизнесе, в глазах бизнесмена и певца Эмина Агаларова «загорается пламя», а актер Райф Файнс «разморозил сердца тех, кто видел в нем лишь бездушный перфекционизм». Таким образом, метафоры тематической группы «Качества», «Огонь, процесс горения» и «Температура» создают мужской образ, прямо противоположный тому, что представлен в журнале "Vogue", - теплый, живой, полный сил и в целом восприимчивый к миру. Об этом говорят и метафоры тематической группы «Вода и ее движение»: Эмин Агаларов и впитывает отцовскую мудрость, и идеально вливается в родительскую компанию.

Образ мужчины в зеркале метафор..

141

В тематической группе «Небесные тела» мужчина приравнивается к планете или звезде: британский актер Эван Макгрегор -«человек-вечеринка, всех втягивавший в свою орбиту». Он - центр притяжения, вокруг которого вращаются спутники; в молодости, как он сам выражается, он не желал «тормозить», то есть - не останавливался, постоянно находился в движении. Его двойник, солнечный Федор Бондарчук, «всегда был генератором11 сближения, вокруг него все вращалось, он как будто намагничивал людей».

Из приведенных примеров видно, что тематическая группа метафор «Движение», как и тематическая группа «Небесные тела», рисует довольно привлекательный образ, и даже метафоры «тормозить» и «разрывает», которые в ином случае могли бы иметь отрицательные коннотации, здесь воспринимаются в положительном ключе. Мужчина "GQ", хоть он и сам «планета» или живущий на иной планете человек, все равно близок к людям: «Он разрывает шаблонное представление о себе как о некоем недосягаемом режиссере, который живет на другой планете, скидывая оттуда нам, землянам, свои блокбастеры», - говорит о Бондарчуке актриса Паулина Андреева. Бизнесмен Рубен Варданян «думает системами», а систему социального предпринимательства в России «отстраивает» и «встраивает» ее в остальной мир.

Как и мужчина "Vogue", мужчина "GQ" - первопроходец. Эта метафора отнесена к тематической группе «Характер. Поведение. Ситуативный признак». Именно так - «одним из первопроходцев русского социального предпринимательства» - автор называет Рубена Варданяна. Владение мячом становится сродни волшебству (футболист Федор Смолов - «кудесник кожаной сферы»), а «банальная тирада» в устах актера Райана Гослинга оказывается «кладезем (средоточием, сокровищницей. - С. А.) прочувствованного». А согласно тематической группе «Явления природы и погода», если на героя журнала и проливается дождь, то только «дождь трофеевг», как на актера Эдди Редмейна.

Метафоры, которые используются авторами издания, наглядно раскрывают образ «героя нашего времени», героя "GQ", который формируется и транслируется журналом. Мужчина "GQ" - это сильный, свободный и, конечно, успешный человек, довольный своей жизнью и своим делом; при этом открытый всему новому, черпающий силы из внешнего мира, а не закрывающийся от него, - в отличие от мужского образа "Vogue". Это показательно, ведь читательскую аудиторию "GQ" составляют преимущественно мужчины, "Vogue" - женщины. Каждый журнал будто стремится отвоевать позиции у другого, представить свою ролевую модель в наиболее привлекательном свете, в том числе

и за счет пола противоположного - ведь именно такой, комплиментарный для них образ хотят видеть в современном медиапро-странстве читатели глянца.

Примечания

1 Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры / сост. Н.Д. Арутюнова. М.: Прогресс, 1990. С. 164.

2 Конде Наст [Электронный ресурс]. URL: https://www.condenast.ru/portfolio/ magazines/gq/circulation/ (дата обращения: 11.05.2017).

3 Конде Наст [Электронный ресурс]. URL: https://www.condenast.ru/portfolio/ magazines/gq/ (дата обращения: 11.05.2017).

4 Конде Наст [Электронный ресурс]. URL: https://www.condenast.ru/portfolio/ magazines/gq/history/ (дата обращения: 11.05.2017).

5 Солганик Г.Я. О специфике газетно-публицистической метафоры // Журналистика и культура русской речи. 2002. № 2. С. 33.

6 Арасланова С.А. Образ женщины в зеркале метафор: на материале портретных очерков русскоязычной версии журнала "Vogue" // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2015. № 4. С. 122-127; Она же. Образ мужчины в зеркале метафор: на материале портретных очерков русскоязычной версии журнала "Vogue" // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2016. № 4. С. 143-147.

7 Здесь и далее метафоры, обнаруженные в анализируемых портретных очерках, выделены в тексте статьи курсивом.

8 Арасланова С.А. Образ мужчины в зеркале метафор. С. 146.

9 Так в Толковом словаре русского языка определяется значение слова «бацилла». См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. С. 155.

10 Там же. С. 515

11 Там же. С. 230. Генератор - общее название устройств, машин, производящих какой-нибудь продукт, вырабатывающих энергию или преобразующих один вид энергии в другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.