Научная статья на тему 'Образ Мотовилихи в Пермском тексте'

Образ Мотовилихи в Пермском тексте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
619
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ / ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ТЕКСТ / ЛОКУС / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА / ФЕЛЬЕТОН / URBAN / PROVINCIAL TEXT / LOCUS / ARTISTIC ENVIRONMENT OF THE CITY / FEUILLETON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щелконогова Т. Ю.

Статья посвящена проблеме исследования провинциального текста в литературе. Осуществлена попытка выявить образ Мотовилихи и проследить его эволюцию в текстах художественной литературы и публицистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF MOTOVILIKHA IN PERM TEXT

The paper is devoted to the provincial text in literature. An attempt to define the image of Motovilikha and to trace its evolution in the texts of fiction and journalism is made.

Текст научной работы на тему «Образ Мотовилихи в Пермском тексте»

Щелконогова Т.Ю.

(Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь)

ОБРАЗ МОТОВИЛИХИ В ПЕРМСКОМ ТЕКСТЕ

Ключевые слова: городской / провинциальный текст; локус; художественное пространство города; фельетон

Статья посвящена проблеме исследования провинциального текста в литературе. Осуществлена попытка выявить образ Мотовилихи и проследить его эволюцию в текстах художественной литературы и публицистике.

Schelkonogova T.Yu. (Perm) THE IMAGE OF MOTOVILIKHA IN PERM TEXT

Key words: urban / provincial text; locus; artistic environment of the city; feuilleton

The paper is devoted to the provincial text in literature. An attempt to define the image of Motovilikha and to trace its evolution in the texts offiction and journalism is made.

В последнее время проблема провинциальных текстов привлекает всё больше внимания со стороны филологов, изучение локального городского пространства становится всё более популярным. В нашем случае предпринята попытка изучения конкретного городского локуса, генерирующего литературные и культурные смыслы. Новизна выбранной темы - в исследовании «пространственной семиотики локуса», описании малоизученного в контексте литературы места. В книге В.В. Абашева «Пермь как текст» автор задает вопрос о том, что такое Пермь? Мы сужаем задачу: ставим перед собой вопрос, а что же такое Мотовилиха в контексте «пермского текста»?

Что же включает в себя понятие «городской текст»? Городской текст - это сверхтекст, прежде всего. Совокупность художественных текстов, объединенных общей семантикой, а именно: набором общих констант, отождествляемых с пространством конкретного города, мифологией места.

Литературоведение знает немало трудов по изучению художественного пространства города. В первую очередь, это петербургский текст, московский, а также текст провинциальный, традиционно противопоставленный столичному.

Поисками столичного локуса в художественных произведениях посвящено большое количество трудов таких исследователей, как В.Н. Топоров, Ю.М. Лотман, Н.П. Анциферов. Среди исследований пермского текста известны работы В.В. Абашева, М.П. Абашевой, Е.Г. Власовой, А. А. Сидякиной.

В последнее время пристальное внимание обращено к истории изучения провинциального текста, его особенностям, поиску его составляющих, «...осознанное отношение к месту собственной жизни становится актуальной задачей духовного творчества» (Абашев, 2000, с.14)

Наша работа состоит в том, чтобы, опираясь на уже существующие исследования В.В. Абашева и Е.Г. Власовой по изучению локального текста, выявить элементы отдельного локуса, района внутри существующего «пермского мифа», обращая внимание на пейзажные зарисовки места, образы, характеры местных жителей, само отношение к месту, его авторскую оценку.

Мотовилиха XIX века

Первые упоминания о Мотовилихе, одном из старейших районов Перми встречаем в путевых очерках писателей, посещавших город: В.А. Поссе, Д.Н. Мамина-Сибиряка, П.И. Мельникова-Печерского, В.И. Немировича-Данченко.

Удаленное географическое положение района, существующего до революции отдельным поселком, не входящим в границы города, во многом определило его восприятие как некоего обособленного от городского центра пространства. Мотовилихинский район охватывает как правый, так и левый берег реки Камы. Большей частью он расположен на возвышенности и отделен от Перми Егошихинским оврагом. Позднее образуется пруд, гора «зарастает» домами, огородами, вдоль реки проводят железную дорогу.

В путевых заметках конца XIX в. описание в основном сосредоточено лишь вокруг завода и прилегающих к Каме мест. «Вон направо тянутся громадные постройки мотовилихинского завода. По обеим сторонам на плосковатых возвышенностях вытянулись темные ряды изб, где живет всякий заводской люд. <...> На всем лежит красный, железистый колорит, словно и самая лощина, и постройки на ней осыпаны рудничной пылью» (Немирович-Данченко, 1904, с.122).

Однако уже здесь Мотовилиха предстает как нечто, живущее своей, обособленной жизнью. «Мотовилиха, как комнатное растение, если его польют вовремя, зеленеет и цветет, а если забудут - засыхает до следующей поливки» (Мамин-Сибиряк, 1994, с.9-10).

И уже тогда намечается оппозиция Перми и Мотовилихи: «.около Перми вас обдает дымом и маслистою гарью, объясняемыми близостью мотовилихинских заводов. Губернский город сравнительно с Мотовилихою кажется очень незначительным» (Немирович-Данченко, 1904, с.112-113)

Более интересное представление о Мотовилихи складывается в сознании местных авторов. «С 1894 г. «неофициальная часть» «Пермских губернских ведомостей» начала выходить отдельным ежедневным изданием, и это стало поворотным пунктом в пермской историографии. С этого времени черты городской повседневности, доселе растворенные в стихии устной речи, а потому почти неуследимые для историка, увидели свет на печатных страницах: в сообщениях местной хроники, в очерках и фельетонах» (Власова, 2004, с.295).

Излюбленным жанром пермских литераторов, часто публикующихся в городских газетах, был городской фельетон. Стоит помнить, что фельетон -сатирический жанр, делающий акцент на высмеивание какой-либо актуальной на данный момент проблемы в обществе. Мотовилиха, будучи периферийным, неблагополучным районом, нередко фигурировала в такого рода текстах.

В сборнике городского фельетона конца XIX - начала XX века автор Мельковский приводит Мотовилихинскую статистику: «1284 человека изувечены в Мотовилихе в драках в течение одного года! В среднем, значит, 107 человек в месяц; 3,5 человека в день! <...> Какое количество мускульной силы расходуется мотовилихинцами в драках, и что могла бы сделать эта сила, если бы можно было обратить ее на полезное действие?» (Прогулки по старой Перми, 1998, с.73-74)

Своим частым появлением на страницах газетных фельетонов Мотовилиха оправдывает свою популярность среди пермяков как места опасного и криминального, отдаленного, противопоставленного тихой, размеренной Перми.

Маленький фельетон Модеста (Сергея Ильина) в №24 «Пермских губернских ведомостей» от 30 января 1990г. подтверждает враждебность обитателей района «...Мотовилихинские ребята - с ножом брат на брата. В Мотовилихе днем - разбой, в Перми и ночью - покой».

Мотовилиха рассматривалась как антипод всей Перми. Район воспринимается самими пермяками в негативном плане. В связи с этим можно выявить наиболее часто употребительные в отношении Мотовилихи эпитеты в основном с отрицательной семантикой: «разбойная», «развращенная», «дикая», «мрачная», «грубая». Для мотовилихинцев частотно употребление таких наименований: «разбойники», «аборигены».

На Слудке, на Данилихе

Такой же скромный люд,

Ведь только в Мотовилихе

Разбойники живут.

Мрачна ты, жизнь заводская:

И пьянство, и разврат,

И к буйству склонность скотская,

И ад, семейный ад! (Прогулки по старой Перми, 1998, с.68)

Так же нередко использование слов-понятий «пьянство», «разврат», «ад», «разбой».

Куда попал я? Здесь разбой!

Здесь Мотовилихою пахнет! (Прогулки по старой Перми, 1998, с.243)

Можно сделать вывод о том, что в конце XIX века сложилось двоякое представление о Мотовилихе у проезжих и местных авторов. С одной стороны, это обыкновенный заводской поселок, расположенный близ реки Камы - так рисуют Мотовилиху в путевых очерках гости города. Но это лишь поверхностный взгляд. Мотовилиха в местной фельетонистике раскрывает свою истинную сущность, показывает свой характер.

Мотовилиха революционная

В первой половине XX в. Мотовилиха внесла свою лепту в историю Перми и всей России: была активным участником революционных событий 1905 года и, что более значимо, явилась «спасительницей» родины в Великой Отечественной войне. Эти события просто не могли оставить без внимания свидетели событий и их потомки. Вслед за судьбоносными эпизодами литература активно начинает пропагандировать трудовые подвиги уральских рабочих.

В 1926 г. выходят две исторические повести, в которых находят отражение революционные события 1905 года, охватившие Мотовилиху. Это «Мотовилиха» Н. Лещинского и «Жизнь ни во что» А. Гайдара.

Помимо фактографичного изложения разворачивающихся действий, Лещинский уделяет большое внимание пейзажным зарисовкам событий и здесь же, пожалуй, впервые мы встречаем обширное описание района. «Красивая картина оттуда [с Вышки] открывается взору: величественно лежит Кама, нежась в зеленых берегах Верхней, Средней и Нижней Курьи. Черным дымом, едкой

гарью дышет на нее завод. <...> А кругом убого теснятся рабочие домики» (Лещинский, 1926, с.30).

В общий пейзаж с «красивой картиной», «величественной Камой» нелепо вписываются человеческие творения: «убого теснятся» «скученные» дома, «черный дым», «едкая гарь» завода.

Настроения рабочих, людей, интеллигенции, отстаивающих идеи революции, общая обстановка ожидания чего-то нового, грядущего «оживляют» Мотовилиху.

«На платформу высыпала рабочая и учащаяся молодежь, интеллигенция и направилась к заводу.

Сразу Мотовилиха преобразилась, словно раскрыла лицо и улыбнулась. Повеселела Вышка, окрашенная оранжевыми лучами склонявшегося солнца. Радостно затрепетал, задрожал революционной песней воздух » (Лещинский, 1926, с.64).

Появление при описании Мотовилихи природы и людей, полных предвкушений и надежд на будущее, преображает её из «разбойной» окраины города в живописное место сосредоточения революционных событий.

В отличие от исторической повести Лещинского, в «Лбовщине» Гайдара воинственная революционная Мотовилиха показывает свой дерзкий характер, она противостоит уже не только Перми, но и всей России.

«В ночь на 13 декабря 1905 года этот поселок никоим образом не мог числиться входящим в состав Великой Российской империи, ибо за день перед этим он плюнул в лицо этой империи свинцом винтовочных пуль, отгородился от нее баррикадами из выломанных заборов и вывороченных ворот и глядел огоньками раскинувшихся домиков» (Гайдар, 1926, с.5).

Бунтует завод, а вместе с ним и весь район, «кругом течет тревожная, насыщенная запахом пороха жизнь» (Гайдар, 1926, с.30).

Мотовилиха сохраняет свой дикий нрав, городские продолжают опасаться посёлка.

Выделим следующие яркие составляющие текстов того периода, характеризующих Мотовилиху. С одной стороны, «радость», «веселье», «повеселела», «преобразилась», «улыбнулась» в отношении самой Мотовилихи. «Тревога», «ненависть», «безрассудность», «смелость», «борьба», «жизнь», «смерть», «ночь», «бунтовщик»; «гордый», «бесстрашный», «хмурый», «убитый» в отношении местных обитателей. Мотовилиха революционная пугает и притягивает к себе, возмущает и восхищает одновременно.

Мотовилиха военная

Еще до начала войны прекращаются сатирические газетные публикации относительно Мотовилихи и мотвилихинского люда, район входит в состав Перми. Отношение к нему меняется: «Если ранее Мотовилиха рассматривалась как некое отдалённое и пользующееся дурной славой дополнение к городу, то теперь наоборот: Мотовилиха <...> превратилась в ценностно-смысловой центр Перми советской, её «священное место» (Абашев, 2000, с.95).

В 1947 г. выходит роман Веры Пановой «Кружилиха» о людях крупного уральского завода военных лет. Нельзя не подметить созвучие наименований Кружилиха - Мотовилиха. Кружилиха - это и завод, и прилегающий к нему посёлок.

Кружилихинцы - мотовилихинцы уже не воспринимаются горожанами как опасные люди, образ Мотовилихи теряет прежнюю криминальную окрашенность.

«То, что Рябухин видел на Кружилихе, с каждым днем укрепляло его веру в человека, в красоту человеческой души. Люди не жалели сил, жертвовали всем, чтобы помочь Красной Армии разбить врага» (Панова, 1947, с.105).

Автор сосредотачивает внимание на главном: на событиях, на всеобщей работе людей на фоне угрюмой картины, сочетающей мрачные элементы районного пейзажа: «беспорядочно», «кривые», «почерневший», «суровый», «старый», «чернота».

«Забор поворачивал полукружием, улица вдруг сузилась и покатилась вниз между двумя горками. По горкам разбросаны без порядка деревянные дома. Эти строились давно, многие еще в прошлом столетии. Кривые лесенки спускались вниз, к трамвайным путям. Дерево построек почерневшее, суровое: словно углем на белой бумаге нарисован старый поселок» (Панова, 1947, с.32-33).

Если Мотовилиха революционная ещё противостоит Перми, её боятся и опасаются, то Мотовилиха военная - это уже неотъемлемая часть Перми, если не сказать главная. Люди со всего города съезжаются в Мотовилиху, их объединяет завод, общее дело, общая цель. «День и ночь дымили высокие трубы Кружилихи. По одиннадцать часов, без выходных дней работали люди» (Панова, 1947, с.109).

Образ Мотовилихи в творчестве современных авторов

Обратимся к современному состоянию пермской литературы и роли Мотовилихи в ней.

Образ Мотовилихи создается уже посредством поэтического текста. Это стихи В. Ракова, В. Кальпиди.

В них к Мотовилихе возвращается её давняя мистическая слава страшного магического места с его неземными обитателями, возрождается причудливость восприятия места, сохранение его семантики как некоего обособленного от всего города урочища.

В ползучей Мотовилихе замри.

Здесь водятся местами упыри

<...>

Над пропастью Рабочего поселка

Ночами - старушонки на метелках.

<...> (Раков, 2006, с.10)

<.>При въезде в Мотовилиху - тюрьма.

А город не заметил этой раны.

Там, шмона опасаясь, уркаганы

рассказывают сказки до темна.<.. .> (Кальпиди)

Тем не менее, Мотовилиха не потеряла своей прежней «прелести», своих отличительных образов, пейзаж района не перестает восхищать авторов. Тому пример - своеобразный гимн современной Мотовилихе, сочиненный Г. Радощекиным:

Все лога да косогоры,

Вышка, Запруд и Висим,

Костаревские угоры, Где привычно колесим. Утром рано на работу -На большой родной завод -По тропинкам, по дорожкам К проходным спешит народ. Из-за Вышки солнце всходит, А за Камою заходит. Речки две - в одну текут, Образуют чистый пруд... Все лога да косогоры, Откровенно говоря, Сердцу милые просторы -Мотовилиха моя! (Радощекин, 1998)

Итак, среди основных составляющих мотовилихинского текста, можно выделить следующие:

- авторы XX века, как и авторы XIX, воспринимают район как некое обособленное место, отдаленное от общего пространства Перми, чему способствует также географическое разделение района и города (Егошихинский лог). Мотовилихинский локус отчетливо дистанцируется от собственно пермского пространства на протяжении длительного времени

- в истории мотовилихинского текста были моменты, когда сложившаяся культурная ситуация «вписывала» Мотовилиху в общий облик Перми, однако, и в этом случае район противостоит ей, аналогично тому, как провинциальный текст противостоит столичному.

- в художественном воплощении существует Мотовилиха дневная и ночная, с этим связано и различные положительные и отрицательные текстовые образы. Если дневная Мотовилиха - это, в основном, синтез природы и урбанистического пейзажа, трудолюбивый рабочий люд; то Мотовилиха ночью - это гиблое место, которое стоит обходить стороной, её обитатели враждебны и часто отождествляются с нечистой силой.

В текстах конца XIX в. и до революции 1905 года мы встречали образ Мотовилихи как опасного, криминального места. Если революционные настроения, охватившие поселок в начале XX в. еще формируют настороженное отношение к нему и его мятежным обитателям, то в послевоенных текстах существует только положительное восприятие района, связанное с ответственной миссией Мотовилихинского завода и его рабочих. После 1950-х годов Мотовилиха перестает фигурировать в значимых литературных текстах.

В приведенных стихотворных произведениях последних лет к Мотовилихе постепенно возвращается её давняя слава разбойного локуса.

За неимением обширного материала по исследованию современного мотовилихинского текста, трудно сделать какой-либо однозначный вывод о состоянии образа данного места. Тем не менее, работа продолжается. Тема не теряет своей актуальности: планируется более подробное углубление в затронутую нами проблему. В связи с этим предполагается расширение объема охватываемой литературы, привлекаются новые источники: идет изучение современных литературных текстов, как поэтических, так и прозаических, а также краеведческих работ и городских путеводителей, в которых в той или иной степени может быть представлен образ Мотовилихи.

Литература:

Абашев, 2000 - Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та. 2000. - 404 с. Авторский вечер Виталия Кальпиди «В Раю отдыхают от Бога. Новые стихи» // Современная русская поэзия. - [Электронный ресурс]. URL: http://modernpoetry.ru/story/avtorskiy-vecher-vitaliya-kalpidi-v-rayu-otdyhayut-ot-boga-novye-stihi. (Дата обращения: 18.09.2013) Гайдар, 1926 - Гайдар А.П. Жизнь ни во что (Лбовщина). - Пермь: Изд-во «Пермкнига», 1926. - 72 с.

Власова, 2004 - Власова Е. Г. Пермь в местной фельетонистике конца XIX -начала XX века // Геопанорама русской культуры. Провинция и ее локальные тексты. - М.: Языки слав. культуры, 2004. - С. 295-309. Лещинский, 1926 - Лещинский Н. Мотовилиха: Ист. повесть 1905 г. -Свердловск: Уралкнига, 1926. - 84 с.

Мамин-Сибиряк, 1994 - Мамин-Сибиряк Д.Н. Старая Пермь (путевые очерки). - Чердынь: б.и., 1994. - 67 с.

Немирович-Данченко, 1904 - Немирович-Данченко В.И. Кама и Урал: Очерки и впечатления. - СПб.: изд. П.П. Сойкина, 1904. - 191 с. Панова, 1947 - Панова В.Ф. Кружилиха: Роман. - Пермь: Пермгиз, 1947. -217 с.

Прогулки по старой Перми: Страницы городского фельетона конца XIX начала XX в. - Пермь: изд-во Перм. ун-та, 1998. - 293 с. Радощекин, 1998 - Радощекин Г. А. Мотовилиха моя: [Сб. стихов]. - Пермь: б.и., 1998. - 6 с.

Раков, 2006 - Раков В. Число П: Книга стихов. - Пермь: Мобиле, 2006. -83 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.