Для цитирования: Банных Г. А., Зайцева Е. В., Костина С. Н., Кузьмин А. И.
Образ многодетной матери в пространстве российского Интернета // Социум и власть. 2019. № 1 (75). С. 42—52.
УДК 316.728
ОБРАЗ МНОГОДЕтНОй
матери в пространстве российского интернета1
Банных Галина Алексеевна,
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, кандидат социологических наук, доцент. Российская Федерация, 620002, г. Екатеринбург,
ул. Мира, д. 19 E-mail: [email protected]
Зайцева Екатерина Васильевна,
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, кандидат социологических наук, доцент. Российская Федерация, 620002, г. Екатеринбург,
ул. Мира, д. 19 E-mail: [email protected]
Костина Светлана Николаевна,
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, кандидат социологических наук, доцент. Российская Федерация, 620002, г. Екатеринбург,
ул. Мира, д. 19 E-mail: [email protected]
Кузьмин Александр Иванович,
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, профессор кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, доктор социологических наук, профессор. Российская Федерация, 620002, г. Екатеринбург,
ул. Мира, д. 19 E-mail: [email protected]
Аннотация
Введение. Происходящие социокультурные и экономические трансформации современного общества затронули базовые социальные институты, в том числе семью. Переход от многодетной модели семьи к мало-, средне-, или бездетной модели, связанный в том числе с изменением репродуктивных установок населения и ценностных ориентаций, привел к формированию нового образа многодетности в массовом сознании.
Постмодернистское общество, отличающееся многомерностью социальных реальностей, характеризуется появлением социальных групп с несовпадающими, а иногда и противоречащими, ценностями в отношении семьи и детей. «Раскол» ценностей находит свое отражение в социальных сетях и СМИ.
Научная новизна. В статье авторы раскрывают различные варианты образа многодетной матери, которые сложились в российском интернет-пространстве.
Цель статьи — на основе контент-анализа материалов российских социальных сетей и электронных СМИ выявить сложившийся образ многодетной матери с выраженным отношением к многодетности в социуме и разработать модели интернет-образов многодетных матерей. Методы. Авторами для изучения сформированного образа многодетной матери использовалась методика контент-анализа, применяя выборочное кодирование тематики для поиска материалов на пространстве интернета. Смысловыми единицами выступали такие конструкты как «многодетность», «многодетная семья», «многодетная мать»
Результаты. Авторами предложены модели образов российских многодетных матерей, которые сформированы на пространстве интернета, путем анализа наиболее популярных интернет-ресурсов: электронные СМИ (Gazeta.ru, Известия. ру и Стархит.ру) и социальные сети ^оиТиЬе, Instagram, ВКонтакте).
Ключевые понятия: многодетная семья, многодетность, многодетная мать, контент-анализ, социальные сети, электронные СМИ, интернет-ресурсы.
1 Исследование выполнено за счет гранта РФФИ (проект №19-011-00566А).
Введение
Многодетность и многодетные семьи выступают в качестве объекта в достаточно широком круге исследований. Однако большинство современных отечественных авторов акцентирует свое внимание на демографических аспектах и социально-экономических аспектах многодетности. Значительно меньшее количество исследований посвящено отношению россиян к многодетности. При этом в большинстве из них анализируются в основном репродуктивные установки — желание и мотивы иметь детей (например, исследования ВЦИОМ и Росстата).
Отношение к многодетности в нашей стране претерпело значительные изменения в последнее столетие. В дореволюционной России многодетность воспринималась как социальная норма, что поддерживалось и государством, и православной церковью. В современный период в России доля многодетных семей остается достаточно незначительной, а сам феномен многодетности претерпевает трансформацию, поэтому многодетные семьи социумом воспринимаются как нетипичные, да и само понятие многодетности претерпело существенные изменения:если ранее в многодетной семье подразумевалось 5—6 и более детей, то сейчас средняя многодетная семья имеет 3,3 ребенка [10, с 555]. Многие авторы указывают два сценария появления многодетности. Либо это принятие супругами осознанного решения о многодетности, либо это незапланированное,случайное рождение детей, как форма социальной безответственности [5, с 5—6].
Отношение к многодетности и многодетной семье в современном российском обществе носит неоднозначный характер [19]. Как отмечает Т. Н.Грудина, в современном российском обществе восприятие феномена многодетности носит противоречивый характер. С одной стороны, многодетность ассоциируется с такими позитивными проявлениями как сплоченность, поддержка и взаимовыручка, дружелюбие и соучастие, трудолюбие и уважение труда. С другой стороны, образ многодетной семьи связывается в массовом сознании с такими негативными характеристиками как бедность, девиантное поведение, трудная жизненная ситуация в семье и др. Этот образ является причиной возникновения в обществе неодобрения такого социально-репродуктивного поведения [6; 7]. В российском социуме начинает складываться образ членов мно-
годетной семьи как иждивенцев, лентяев, асоциальных личностей, которые включены в воспроизводство населения только лишь для личного обогащения и получения социальных благ не работая. При этом не учитывается их вклад в развитие страны через формирование человеческого потенциала, он индивидами не воспринимается как общественно значимый труд. Г. Ф. Хуснутди-нова указывает, что представители многодетных семей очень часто сталкиваются не только с непониманием их роли в обществе, но и с достаточно агрессивным поведением в отношении их, обвиняя их в распущенности и низкой сексуальной культуре, в неумении подумать о завтрашнем дне [18]. Таким образом в современном обществе происходит поляризация представлений социума о многодетной семье.
Еще одним аспектом затронутой проблемы является образ матери и материнства как такового. Данная проблематика на протяжении десятилетий находила отражение в целом ряде философских, социологических, культурологических и психолого-педагогических исследований.
Методы и материалы
Для анализа образа многодетной матери на пространстве российского интернета нами были отобраны наиболее популярные интернет-ресурсы: во-первых, электронные СМИ (Gazeta.ru, Известия.ру и Стархит.ру) и во-вторых, социальные сети (YouTube, Instagram, ВКонтакте). В качестве смысловых единиц были взяты «многодетность», «многодетная семья», «многодетная мать». Исследование проводилось в июне — августе 2018 г.
Результаты
Рассмотрим, что понимается под образом матери в современных отечественных исследованиях.
Н. Н. Васягина определяет «образ матери» как «репрезентированную в сознании проекцию ценностно-смысловых и качественных характеристик материнского поведения и мировосприятия, представленных на перцептивном, понятийном и амодальном уровнях иерархически заданной системы отражения» [3]. Согласно результатам проведенного Н. Н. Васягиной исследования, на перцептивном уровне в содержание образа матери включаются обобщенные позитивные оценки, на понятийном особенности проявления матерей во
взаимоотношениях с детьми и характеристики, раскрывающие преимущества и ограничения материнства, на амодаль-ном — данный образ реализуется в одном из главных родительских архетипов («Солнечный диск»), олицетворяющем силу и высокий потенциал для самовыражения [3].
Интерес представляют и результаты исследования Т. Г. Киселевой, которая попыталась выделить качества наиболее присущие образу матери. Среди них, наряду с добротой, стойкостью и состраданием, отмечается жизненный опыт и дар интуитивного предвидения; верность интересам своих детей и принятие во имя их (или вместо них) любые испытания судьбы и т. п. [9].
По мнению Е. В. Пономаревой, процесс формирования образа матери, и в частности материнства, долгий, длящийся не один десяток лет, берущий свое начало до приобретения женщиной статуса матери. Образ материнства по ее мнению представляет собой некоторый социальный конструкт, который включает в себя набор образов продуцируемых собственным сознанием на базе личного социального опыта и знаний, поэтому вбирает в себя представления о родной матери, идеальной родительницы, а так же будущее представление себя как матери. Складываться окончательно данный конструкт под влиянием внутренних убеждений и установок личности состоявшееся женщины, поэтому формируется позднее, по мере взросления личности [13, с. 163].
В ряде современных российских исследований подчеркивается, что образ матери зависит от конкретных социокультурных и исторических условий. Ю. С. Газизова отмечает, содержание образа матери в современном социуме находится под влиянием индивидуальных культурных и духовных ценностей субъектов. В условиях почти полного отсутствия многопоколенных семей, занятости женщин в общественном труде, перекладывании воспитания детей на образовательные социальные институты, произошло утрачивание традиционных форм межпоколенческого взаимодействия и передачи социального опыта от поколения родителей детям. Соответственно, данные процессы привели к разрушению архите-пичной модели личности и формированию новой, построенной на установках индивидуализма, обесценивании материнства как социальной роли. Таким образом. целые поколения, усвоившие новую модель личности, демонстрируют смену ценностных ориентаций, установок, норм, правил, что приводит к трансформации образа матери,
возникновении достаточно противоречивых характеристик многодетного материнства [4].
Причины трансформации родительских образов исследователи связывают как с искажением ценности семьи, так и изменением гендерной роли самой женщины. Идеальный женский образ в советскую эпоху представлял собой «передовую женщину-мать», в постсоветскую — «сексуальную красотку как вариант женщины-вамп». Значительно трансформировался образ женщины в современный период. Если еще несколько десятилетий назад казалось, что образ женщины окончательно потеряет характеристики, связанные с домом, семьей, материнским долгом, оставив только трудовые и лидерские качества, однако на современном этапе преобладают образы женщины успешной всегда, везде, во всех сферах ее жизни. Такая женщина не только жена, но и востребована у противоположного пола, иначе ее статус снижается, к тому же она имеет детей, она прекрасная мать и успешно делает карьеру, у нее прекрасные внешние данные, а если они подкачали, то она должна быть серьезно «оттюнингована» и хорошо выглядеть, данный список выглядит практически бесконечным... [16].
По мнению Ю. С. Газизовой, в представлении социума можно выделить две модели образа матери. Данная дихотомичность определена целевыми установками и социокультурными ценностями личности женщины, которые влияют на сценарий реализации ее центральных потребностей. В первом случае на первый план выходят характеристики, отвечающие за самореализацию, во втором, нравственно-духовные, позволяющие реализоваться женщине как матери [4]. По мнению социума женские качества как жены и матери представляются следующим образом: первое место занимает любовь к детям — 61 % ответов респондентов всех возрастов, второе и третье место разделили — такие качества, как сексуальная привлекательность и физическая красота — по 56 % соответственно, а ум и сообразительность — 50 % ответов. Раз женщина ответственна за рождение и воспитание детей, то для этого должна быть привлекательна для партнера и должна любить детей, быть сексуальной и красивой. Соответственно ее деловые или личностные качества, такие как воспитанность, практичность, деловая хватка, трудолюбие, экономность, уходят на уровень качеств личности второго плана [8, с. 120—121].
Последнее десятилетние характеризуется возросшим государственным патронатом
материнства в связи с реализацией государством пронаталисткой демографической политики, направленной на увеличение рождаемости. Поэтому, на формирование современного образа материнства значительное влияние стала оказывать и политика государства. Е. А. Баллаева, проводя гендерную экспертизу законодательства РФ, отметила, что поскольку для государства репродуктивные установки женщин и их реализация имеют не маловажное значение, то и образ материнства не свободен от влияния на него государственных институтов и выступает средством в социальном обмене [1]. Государство пытается договориться с «матерью» с помощью экономических инструментов, поддерживая беременность, роды и послеродовой период женщины, при этом, не работая с внутренними качествами и свойствами личности, ценностными ори-ентациями, не пытаясь изменить семейные и репродуктивные установки людей.
В целом образ матери и материнства в представлениях социума предстает в двух аспектах: широком и узком. Материнство в широком смысле — это состояние женщины, для которой быть матерью, это пролонгированная социальная роль, связанная с ее внутренними, духовными потребностями. Здесь женщина-мать выступает как истинная добродетель, она думает исключительно о семье, заботится о своих детях, вне зависимости от их возраста, ей свойственны асексуальность, мораль, ответственность, доброта, любовь к детям. То есть данные характеристики больше говорят об идеале женщины-матери, а не о ее реальных характеристиках. Второе представление о материнстве, не противоположно, его характеристики скорее более реальны, жизненны. В узком смысле материнство представляется как временная социальная роль, в процессе реализации которой, женщина-труженица, женщина, строящая карьеру, наряду с рабочими и другими обязанностями добровольно берет на себя, другой труд, родительский, и он больше связан с обеспечением детей благами, с контролем их поведения, обеспечением их безопасности.
Одним из наиболее важных каналов формирования образа матери, наряду с искусством, литературой, музыкой, кинематографом, в современных реалиях выступает информационно-коммуникационная сеть Интернет. Интернет в настоящий период представляет собой совокупность различных по своему содержанию, включенности в ценностно-культурный контекст, направленности информационных ресурсов (элек-
тронные СМИ, социальные сети, веб-сайты и др.), во многом зависящих от особенностей конкретных акторов [12]. В современном обществе Интернет становится одним из наиболее важных агентов влияния на общественное мнение.
Обсуждение
Электронное СМИ Gazeta.ru — общественно-политическое интернет-издание, основанное в 1999 году, освещающее российские и мировые новости. Издание входит в пятерку самых популярных новостных Интернет-ресурсов Рунета, но также размещает тематические публикации.
В ходе исследования анализировались материалы, опубликованные с сентября 2002 г. по июнь 2018 г. Смысловая единица «многодетная семья» встречается на ресурсе 782 раз, «многодетная мать» — 194 раза. В разрезе рубрик статистика выглядит следующим образом: в разделе «общество» — 91 упоминание, «культура» — 17, «наука» — 5, «политика» — 9, «бизнес» — 9, «мнения» — 10, «стиль жизни» — 3, «недвижимость» — 4, «спорт» — 7.
Для более подробного анализа нами были взяты публикации 2018 года. За 5 месяцев 2018 смысловая единица «многодетная мать» встречался в 13 статьях. В большинстве случаев упоминания носили нейтральный характер, встречались в новостных статьях. Однако, в основном, сами новости носили негативный характер — речь шла о смертях многодетных матерей в результате неправильного диагноза, убийствах многодетных матерей. В ряде публикаций встречались следующие описания образа многодетной матери «Мама не пьет, не курит, но за детьми особого присмотра не было <...> дети у женщины были от разных браков — при этом с последним своим супругом она вместе не проживает». Подчеркивается неблагополучное положение матерей: «По причине тяжелого материального положения многодетная мать своевременно не оплатила коммунальные услуги, из-за этого глава <...> отключил квартиру от общей электрической сети, тем самым лишив женщину и ее малолетних детей способа обогрева жилища».
В двух публикациях образ многодетной матери представлен резко негативно, речь идет о невыполнении материнских обязанностей. В первом случае это лишение материнских прав с формулировкой «ее материнство противоречит "традициям и менталитету" российского общества».
Во втором случае описывается жестокое обращение с детьми в многодетной американской семье.
Лишь в одной публикации создается относительно положительный образ многодетной матери — это интервью с 5 многодетными матерями и 1 многодетным отцом. В данной публикации показаны многодетные матери в возрасте от 25 до 46 лет с достаточным уровнем благосостояния, т. е. не относящиеся к неблагополучным, но вынужденные экономить. Практически все матери имеют профессиональное образование, но в основном являются домохозяйками (находятся в декретном отпуске или не работают). Подчеркивается желание дать детям образование, в т. ч. через дополнительные кружки и секции.
Второй анализируемый нами Интернет-ресурс — это наиболее популярная, согласно рейтингу Медиалогии (автоматической системы мониторинга и анализа СМИ)1 электронная газета «Известия». В материалах газеты «Известия» смысловая единица «многодетная мать» встречается в 205 публикациях, в 2018 году — в 22.
Большая часть данных публикаций также носит новостной характер, при чем в 4 случаях новости касались нарушения прав многодетных матерей в получении льгот (получения земельного участка, материнского капитала, выделения жилья взамен аварийного): «Власти Томской области пообещали выделить землю многодетной семье Натальи Журовой, которая обратилась к президенту России в ходе «прямой линии». По словам главы региона Сергея Жвачкина, получить участок они смогут через 2—3 года», в 5 случаях — убийства многодетной матери, в 1 — смерти ВИЧ-инфицированной многодетной матери из-за отказа от лечения в связи с религиозными убеждениями: «...скончалась 35-летняя ВИЧ-инфицированная ... из-за отказа от приема противовирусных препаратов ... в связи со своими религиозными убеждениями ... была убеждена, что ее спасут молитвы. Ее муж, также ВИЧ-инфицированный, полностью разделял ее взгляды. У пары есть трое детей». Среди тем публикаций было участие многодетной матери и ее детей в мошеннической схеме захвата жилплощади, а также поведение многодетных матерей в общественных местах, в том числе публичное кормление грудью, посещение с малолетними детьми кафе и баров, шумное поведение детей в общественных
1 Рейтинги газет, журналов, ТВ, радио и интернет-СМИ от Медиалогии. URL: http://www.mlg.ru/ ratings/ (дата обращения: 20.12.2018).
местах. Лишь в нескольких случаях новости носили положительно окрашенный характер — открытие памятника многодетным матерям, аллеи «Материнская доблесть» и спасение матерью детей при пожаре: «... Сегодня ... глава региона принял участие в закладке аллеи "Материнская доблесть" совместно с многодетными матерями и главами муниципальных районов.».
Третий, анализируемый нами Интернет-ресурс, это интернет-издание СтарХит. ru (Star Hit) — проект А. Малахова, который посвящён новостям шоу-бизнеса. На пространстве сайта представлено большое число статей и материалов о звёздах, событиях, культурной жизни бомонда, миссия которого заключается в представлении информации 24 часа / 7 дней в неделю. Данный электронный журнал посещает 7 млн человек в месяц, более 40 млн страниц в месяц, согласно рейтингу Медиалогии на протяжении месяцев входит в ТОП-10 СМИ в серии журналы, опережая такие известные журналы, как Glamur, Maxim и Эксперт2.
В журнале «СтарХит.ги» многодетная семья упоминается 418 раз, многодетная мать — 101 раз, из них в разделах: «эксклюзив» — 8 результатов, «общество» 10 результатов, «новости» — 71 результат. Раз это издание обычно рассказывает об известных в РФ персонах — актерах, певцах, спортсменах, светских тусовщиках, то и тематика публикаций с упоминанием многодетных семей и матерей, в основном, затрагивает этих известных личностей: что было в их семье, что происходит с современными многодетными мамами. В основном, обсуждаются образование и разрушение семей с детьми, имидж и действия многодетных матерей и отцов. Большая часть материалов носит нейтральный или положительный характер — рассказывают о том, как многодетные матери совмещают работу и воспитание детей, как они критически воспринимают вопросы самоотдачи матерей в вопросах отношения к детям и т. д. Так например, о многодетной материн, женщине-продюсере, пишется «...она надеется, что в скором времени у нее сможет родиться еще один ребенок. Продюсер мечтает о появлении на свет дочери». Негативная информация касается имиджа и слишком откровенного поведения многодетных матерей, а также вопросов воспитания детей в семьях разведенных родителей, так известная об негативном брачном опыте и семейном насилии пишется: «...решилась развесить с Шульгиным уже после рождения
2 Там же.
дочери и двух сыновей ... больше не может жить с мужчиной, который издевается над ней и их детьми. Морально и физически.».
В итоге, мы наблюдаем относительно высокий интерес к многодетности на просторах современного Интернета, однако не во всех изданиях тематика носит позитивный характер, мы видим достаточную разбалансированность содержания образа матери. В целом образ многодетной матери зависит от самого интернет-ресурса, его тематики, статуса публикации и той референтной группы, на которую он направлен. Так если электронный журнал рассматривает обычную действительность, то выстраивается образ многодетной матери относительно обычный, возможно с некоторыми элементами негативизма. Однако чем больше интернет-издание ориентируется на высококультурный и высокообразованный контингент, тем серьезнее меняется контент — от негативно-проблемных к более позитивным характеристикам в образе многодетной матери.
Вторая часть исследуемых Интернет-ресурсов — это наиболее популярные социальные сети. Выбор социальных сетей как объекта изучения неслучаен, т. к. «социальная сеть сама по себе уже выступает как пространство конструирования социального образа» [20]. Значимой характеристикой социальных сетей выступает их способность концентрировать информацию для формирования мнений и настроений, и на их основе выявлять и консолидировать различные группы [14]. На данный момент можно говорить об их многообразии и ориентированности на весьма разноплановые аудитории (люди различных возрастных категорий, социального статуса, профессий).
По оценочным данным 2018 г., практически половина россиян имеют аккаунты в соцсетях (47 % или 67,8 млн человек). По данным Statista, активнее всего россияне используют YouTube (63 % опрошенных), второе место занимает социальная сеть ВКонтакте (61 % опрошенных). Глобальный лидер Facebookлишь на четвертой строчке с показателем в 35 %. В разных возрастных группах наблюдается похожая структура использования социальных сетей. Это говорит о том, что соцсети достигли той стадии зрелости, когда с их помощью можно достучаться до всех социально-демографических групп независимо от возраста и пола [15]. Так по данным Media Scop, проекта TNS WEB-Index 56 % населения от 12 до 65 лет составляло интернет аудиторию РФ в июне 2018 года, используя при этом
компьютеры и ноутбуки1. Эти данные подтверждаются данными ВЦИОМ, так среди лиц, пользующихся интернетом, 36 % не пользуются не одной из социальных сетей, а 45 % россиян старше 18 лет пользуются хотя бы одной социальной сетью почти каждый день2.
Контент социальных сетей имеет свою специфику и несколько отличается от интернет-изданий и традиционных СМИ. Специфика выражается в круглосуточном режиме появления информации, свободе выбора информации авторами сообщений и субъективизме интернет-сообщений.
Анализ материалов в социальных сетях показал, что более 1500 блогов, посвященных многодетности, содержится на Ютубе. YouTube — видеохостинговый сайт, высоко популярный, предоставляет услуги по размещению и хранению информации в виде видеоряда, пользователи сайта могут не только просматривать репортажи, но и ставить оценки «залитому» видеофайлу, писать комментарии и др. Анализу подлежали информационные материалы, содержащие ключевое слово: «многодетная мать». За первую половину 2018 года на Ютубе размещено 183 информационных материала, продолжительностью от полутора минут до двух часов. Тематика материалов достаточно широкая, чаще всего она имеет острую социальную окраску, например: «УАнны и Алексея Чиковых из Астраханской области 12 детей. Многодетная семья всегда считалась образцово-показательной, но недавно все дети оказались в приюте.», «...многодетная мать одиночка. В ее семье девять детей и четыре кошки. Юля живет одна, второй муж ушел из семьи, оставив, тогда еще, беременную женщину и 8 ребятишек голодать.». Также разнится и число просмотров отдельных видеоматериалов данной тематики. Максимальное количество просмотров одного видео-материала («Люди падали в обморок от увиденного»: зверское убийство многодетной матери всколыхнуло Кубань») достигало на момент исследования более 2 млн и количество просмотров продолжало расти. Корреляции между длиной сообщения и количеством просмотров не обнаружено, роль здесь играет социальная значимость сообщения, общественный
1 Media Scop : данные исследований аудитории СМИ. URL: http://mediascope.net/services/media/ media-audience/dannye_issledovaniy_auditorii_smi/ (дата обращения: 20.12.2018).
2 ВЦИОМ. Опрос: каждому возрасту — свои сети. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116691 (дата обращения: 20.12.2018).
резонанс, который она создает. В целом на данном информационном ресурсе чаще всего тональность информации негативная, со склонностью к освещению криминальных историй: убийств многодетных матерей, убийства детей из многодетных семей, плохое содержание и оставление детей в опасности, установление отцовства, пьянство, наркомания родителей, семейное насилие. Активность в комментариях в таких публикациях очень высокая, доходит до нескольких тысяч сообщений или «лайков».
Инстаграм — приложение для обмена информацией в основном в фото— и виде-файлами с элементами социальной сети. По данным опроса, ВЦИОМ (дата проведения — февраль 2018 г.), 14 % российских интернет-пользователей пользуются аккаунтом в Instagram каждый день/почти каждый день.
Публикаций с хэштегом #многодетная-мать насчитывалось 20 462. Наибольший массив — это фото с фотосессий, путешествий, фото детей, присутствует много рекламы про материнский капитал. Имеющиеся фотографии содержат улыбки, позитивные эмоции, стройных, счастливых женщин. В таких постах немного текста, однако если аккаунт принадлежит женщине-блогеру, тогда она старается вывести читателей на диалог, задавая им некоторую насущную тему. Чаще употребляемый термин в контексте с многодетностью — любовь, счастье. Вот пост многодетной матери, ждущей шестого ребенка: «Лайк животику. Живу себе... работаю... занимаюсь делами... бытом, детьми... и вроде бы все идёт, как обычно. Но в какой-то момент понимаю, что как-то мне тесновато стало. И центр тяжести сместился, и джинсы уже не застёгиваются... вспоминаю! Я же беременна, ну конечно!».
Только незначительная часть публикаций содержат фотографии с негативом, критикой или какими-то проблемами. Один из постов содержал информацию о матери в центре кухни с большим беспорядком и не-прибранными детьми, однако текст к посту был посвящен теме любви и сознательного выбора многодетности.
Имеется в Инстаграме и хэштег #много-детнаямать с количеством публикаций 438. Подразумевается немного юмористический контекст публикаций, однако посты и фотографии с этим хэштегом ничем не отличаются от предыдущих: «На самом деле у меня не одна дочка, а две и три сына. И это один из них».
Наиболее массовый охват в нашей стране принадлежит сети ВКонтакте (о ее ежедневном посещении указывают 28 %
населения1) — российская социальная сеть, популярная в России и странах СНГ. По данным сети Вконтакте, сегодня ею ежемесячно пользуются более 97 000 000 человек, из них 77 % — пользователи мобильных платформ. Что касается возрастной структуры авторов ВКонтакте, можно отметить рост числа авторов 25—34 лет, их доля составила 32,1 %, чуть выше доля авторов в возрасте 18—24 лет — 32,3 %, авторов моложе 18 лет — 24 %, старше 35 лет — всего 11,6 % активных авторов.
Социальная сеть Вконтакте содержит значительно меньше публикаций с хэштегом #многодетнаямать — 1874 новости, 7 страничек, несколько сообществ, 919 видеозаписей. Всего в сети содержится 700 сообществ с темой многодетная семья, около 34 по хэштегу #многодетнаямать.
Большинство сообществ связаны с темой помощи, поддержки, есть сообщества, сориентированные на советы и консультацию семье и матери при выборе количества детей, сообщества региональные, рассказывающие о вариантах и моделях взаимодействия многодетных семей с местными органами власти и т. д.
Активность в сообществах невысокая. Можно сделать вывод о невысокой востребованности информации от многодетных матерей и для многодетных матерей. Чаще всего образ многодетной матери Вконтакте — это моложавая преуспевающая счастливая женщина-девушка, все счастье которой — дети, возможность быть с ними и наблюдать за тем, как они растут, делиться счастьем этого с подписчиками: «Моё субботнее утро: 10 дел за одну минуту и тысяча мыслей ни о чем не забыть, я привыкла все успевать и делать многое одновременно, иначе время не ждёт, я выработала в себе автоматизм...», «Никогда не думала, что у меня будет такое удостоверение, но безумно рада и счастлива быть матерью 3 погодок, горжусь собой, люблю своих малышей...».
На второе место можно поставить семью, и, в частности, мужа — постят сообщения о поддержке, опоре, любви. Вообще, самым часто употребляемым словом в сообществах, на страничках или в публикациях с хэштегом является слово #любовь и его однокоренные формы или хештегом #мно-годетныйотец: «Вот такой у нас классный папа, отпустил <...> на шопинг, а сам на море (с детьми)», «Сегодня Серафим пропу-
1 ВЦИОМ. Опрос: Каждому возрасту — свои сети. URL: https://wciom.ru/index. php?id = 236&uid = 1 1 6691 (дата обращения: 20.12.2018)
стил школу, но была уважительная причина, садил елочки с папой.», «...тогда мужчина понимает, что ты выбираешь его не потому, что гонишься за его деньгами, а потому что он тебе интересен как личность.».
В разделе «Новости» чаще встречаются новости о многодетных матерях, и здесь публикации делятся на две группы. Позитивные посты, это информация о каких-либо важных событиях многодетных семей или информация о приобретении статуса многодетной семьи, многодетной матери или многодетного отца: «.Глава Удмуртии Александр Бречалов вручил знак отличия «Родительская слава» семнадцати многодетным семьям и двум одиноким отцам. Хочу рассказать, что ему вчера позвонили и сообщили, что сегодня он может забрать удостоверение, всё готово! Ура!..», «.Марина и Сергей решились на третьего ребёнка, и появились Тимофей, Сергей и Матвей. Сегодня они были в загсе на традиционной встрече многодетных семей.».
Негативные посты, о матерях, которые со своими обязанностями не справляются, новости подаются красочным образом в трешевом стиле, формируя стереотип неуспешной зависимой, некрасивой, пьющей, безответственной многодетной матери: «.В Ярославле многодетная мать ради выпивки похоронила сына заживо.», «В Башкирии вынесли приговор многодетной матери, на четыре дня оставившей детей без присмотра.», «.Ревнивая жительница Палласовки зарезала своего возлюбленного. Несмотря на воспитание 4 детей, двое из которых были совместными, алкогольные вечеринки, заканчивающееся ссорами, не прекращались.».
При этом встречаются посты непринятие многодетности и образа многодетной матери, с нежеланием понимать их трудности и тревоги, например: «Мамочки с детьми, зарубите себе на носу: кроме ваших родственников, подруг и государства — больше никто не толкал вас рожать! Поэтому спекулируйте на своих детях только с вышеназванной аудиторией, а посторон-нихлюдей оставьте в покое!..». Либо наоборот, встречаются посты, поддерживающие многодетные семьи или благодарности за поддержку и понимание от лица многодетной матери или многодетной семьи: «.многодетная семья ощущает одобрение со стороны соседей. Низкий поклон всем, кто нас понимает и поддерживает.».
В целом, образ многодетной матери, создаваемый в социальных сетях, состоит из двух портретов: успешная мать и неуспешная мать. Первый образ наделяется всеми
позитивными характеристиками — такая мать и красива, и деловита, и хозяйственна, и сексуальна, и верна, и заботлива. Чтобы ему соответствовать, многодетная мать должна быть активной в сети, вести влог/ блог/дневник/группу/сообщество/страницу, что-то интересное реализовать по жизни, зарабатывать при помощи возможностей интернет. Образ многодетной матери, формируемый в социальных сетях и СМИ, никак не связан с трудностями и повседневными заботами, многодетная мать в сети ухожена, стройна и довольна жизнью. Второй образ рисует нам противоположный портрет — некрасивая, пьющая, неуспевающая, беззаботная женщина. Она способна оставить детей в без присмотра, у такой матери дети всегда болеют или умирают, такой матери важнее секс, любовники, алкоголь чем ее собственные дети.
Заключение
Таким образом, специфика отражения образа многодетной матери в социальных сетях и СМИ заключается в том, что наличествуют существенные различия в образе многодетной матери, формируемые в социальной практике, интернет-сайтах и электронных СМИ. Данный анализ позволяет констатировать, что в представлении социума, образу многодетной матери свойственна бинарность: позитивный и негативный образ. Так, нами были выделены следующие образы многодетных матерей:
Негативный образ многодетной матери — это женщина асоциального поведения. И здесь мы видим поляризацию представлений о ней — от гламурной красотки, не особо уделяющей внимание детям, используя их только как доказательство своей состоятельности и, до наоборот, женщины, которая находится в тяжелой жизненной ситуации или ведет асоциальный образ жизни. И первые и вторые обстоятельства являются преградой для полноценной реализацией женщиной ее социальной роли матери: «.многодетная мать, укравшая пять кур, чтобы накормить детей, получила реальный срок в Томской области».
Позитивный образ многодетной матери. С одной стороны, это идеализированная социальная роль асексуальной женщины-матери, мечты которой заканчиваются на семье, детях, семейно-брачных обязанностях. Либо другое представление — это женщина, с той или иной мерой успешности выполняет не только трудовые обязанности, но и время от времени выключается из этого
процесса на рождение и патронаж детей: «Это тяжелая работа... но приятная... работа без выходных и отпусков». Эти образы, несмотря на их различие, принимаются социумом и находят его поддержку. В социальных сетях данная информация распространяется как пример жизни. Эти посты набирают большое количество лайков, симпатий и перепостов, содержат только позитивную информацию и яркие фото, что позволяет «запечатлевать» в сознании и памяти этот позитивный образ, чтобы при случае подражать ему, а сам образ успешной и счастливой матери формируется именно таковым — ярким и позитивным. С третьей стороны, образ многодетной матери со «звездным» статусом. Данный образ дополняется фотографиями счастливых детей и семейными фото, постами с полезной информацией и ссылками для «правильного» воспитания детей, размещение счастливой и красивой себя.
Благодарности
Исследование выполнено за счет гранта РФФИ (проект №19-01 1-00566А).
1. Баллаева Е. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России. М. : МЦГИ, 1998.
2. Барсамов В. А. Контент-анализ газетных материалов (события в Беслане) // Социологические исследования. 2006. № 2. С. 62—64.
3. Васягина Н. Н. Образ матери: особенности репрезентации в сознании россиян // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 138—144.
4. Газизова Ю. С. Модели репрезентации образа матери в российской ментальности // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 190—197.
5. Госпорьян А., Новикова М. Тенденции развития семьи в России // Социальное обеспечение. 2005. № 24. C. 4—7.
6. Грудина Т. Н. Социологический портрет многодетной семьи в России // Семья и демографические исследования. URL: https://riss.ru/ demography/demography-science-journal/5274/ (дата обращения: 01.11.2018).
7. Грудина Т. Н. Ценность многодетной семьи // Социология. 2012. №. 3. С. 102—104.
8. Зайцева Е. В. Сексуальная культура жителей современного мегаполиса : монография. Екатеринбург : УГТУ—УПИ, 2007. 204 с.
9. Киселева Т. Г. Женский образ в социокультурной рефлексии : монография. М. : МГУКИ, 2002.
10. Костина С. Н., Зайцева Е. В., Кузьмин А. И. Состояние системы государственной поддержки многодетности на региональном уровне // Демографическая и семейная политика в контексте целей устойчивого развития : сб. ст. IX Урал.
демограф. форума : в 2 т. / отв. ред. А. И. Кузьмин. Т. 1. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2018. С. 553—563.
11. Кубланова Н. М. Современное состояние института семьи: функциональный срез // Отечественный журнал социальной работы. 2003. № 2. С. 34—38.
12. Кутюгин Д. Интернет как новое коммуникативное пространство информационного общества // Закон и право. 2007. № 3. С. 45—46.
13. Пономарева Е. В. Психологические особенности формирования образа материнства в онтогенезе // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 2. С. 161—164.
14. Литвинов Д., Крикунов А. Формирование общественного мнения через социальные сети, как способ влияния на политические решения // Центр анализа террористических угроз. URL: http://catu. su/analytics/358-formirovanie-obwest-vennogo-mnenija-cherezsocialnye-seti-kak-sposob-vlijanija-na-politicheskie-reshenija (дата обращения: 05.10.2018).
15. Сергеева Ю. Социальные сети в 2018 году: глобальное исследование. URL: https://www. web-canape. ru/business/socialnyeseti (дата обращения: 01.12.2018).
16. Соколова Е. А. Специфика гендерных стереотипов в региональной прессе // Современные исследования социальных проблем. 2011. Т. 6, № 2. С. 220—224.
17. Суменко Л. В., Саенко Л. А., Бобрышов С. В. Особенности распределения семейных обязанностей и семейных ролей в современных многодетных семьях // Kant. 2016. № 2 (19). С. 29—34.
18. Хуснутдинова Г. Ф. Отношение социума к феномену многодетности (региональный аспект) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1448—1456.
19. Шахматова Н. В. Образ жизни многодетной семьи: социологический ракурс изучения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2013. Т. 13. № 3. С. 6—8.
20. Щелина Т. Т., Чудакова А. О. Использование возможностей социальных сетей в формировании установки на ведение здорового образа жизни // Молодой ученый. 2015. № 23.2. С. 41—43.
References
1. Ballaeva E.A. (1998) Gendernaya ehkspertiza zakonodatel'stva RF: reproduktivnye prava zhenshchin v Rossii. Moscow, MCGI [in Rus].
2. Barsamov V.A. (2006) Sociologicheskie issledovaniya, no. 2, pp. 62—64 [in Rus].
3. Vasyagina N.N. (2015) Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, no. 6, pp.138—144 [in Rus].
4. Gazizova Yu.S. (2014) Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, no. 9, pp. 190—197 [in Rus].
5. Gospor'yan A., Novikova M. (2005) Social'noe obespechenie, no. 24, pp. 4—7 [in Rus].
6. Grudina T.N. Sem'ya i demograficheskie issledovaniya. Аvailable at: https://riss.ru/ demography/demography-science-journal/5274, accessed 24.11.2018 [in Rus].
7. Grudina T. N. (2012) Sociologiya, no. 3, pp. 102—104 [in Rus].
8. Zajceva E.V. (2007) Seksual'naya kul'tura zhitelej sovremennogo megapolisa. Ekaterinburg, UGTU-UPI, 204 p [in Rus].
9. Kiseleva T.G. (2002) Zhenskij obraz v sociokul'turnoj refleksii. Moscow, MGUKI [in Rus].
10. Kostina S.N., Zajceva E.V., Kuz'min A.I. (2018) Sostoyanie sistemy gosudarstvennoj podderzhki mnogod etnosti na regional'nom urovne // Demograficheskaya i semejnaya politika v kontekste celej ustojchivogo razvitiya: v 2 t. T. I. Ekaterinburg, Institut ehkonomiki UrO RAN, pp. 553—563 [in Rus].
11. Kublanova N.M. (2003) Otechestvennyj zhurnal social'noj raboty, no. 2, pp. 34—38 [in Rus].
12. Kutyugin D. (2007) . Zakon i pravo, no. 3, pp. 45—46 [in Rus].
13. Ponomareva E. V. (2013) Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl', no. 2, pp. 161—164 [in Rus].
14. Litvinov D., Krikunov A. Formirovanie obshchestvennogo mneniya cherez social'nye seti, kak sposob vliyaniya na politicheskie resheniya // Centr analiza terroristicheskih ugroz. Available
at: http://catu. su/analytics/358-formirovanie-obwestvennogo-mnenija-cherezsocialnye-seti-kak-sposob-vlijanija-na-politicheskie-reshenija, accessed 24.11.2018 [in Rus].
15. Sergeeva Yu. (2018) Social'nye seti v 2018 godu: global'noe issledovanie. Available at: https:// www. web-canape. ru/business/socialnyeseti, accessed 24.11.2018 [in Rus].
16. Sokolova E.A. (2011) Sovremennye issledovaniya social'nyh problem, vol. 6, no. 2, pp. 220—224 [in Rus].
17. Sumenko L.V., Saenko L.A., Bobryshov S.V. (2016) Kant, no. 2 (19), pp. 29—34 [in Rus].
18. Husnutdinova G.F. (2015) Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, no. 1-1, pp. 1448— 1456 [in Rus].
19. Shahmatova N.V. (2013) Olzvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Sociologiya. Politologiya, vol. 13, no. 3, pp.6—8 [in Rus].
20. Schelina T. T., Chudakova A. O. (2015) Molodoj uchenyj, no. 23.2, pp. 41—43 [in Rus].
For citing: Bannykh G.A., Zaitseva E.V., Kostina S.N., Kuzmin A.I. The image of a mother with many children in the Russian Internet space // Socium i vlast'. 2019. № 1 (75). P. 42—52.
UDC 316.728
THE IMAGE OF A MOTHER WITH MANY CHILDREN IN THE RUSSIAN INTERNET SPACE
Galina A. Bannykh,
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Eltsin, Associate Professor of the Department Chair of Theory, Methodology and Legal Groundwork for Public Administration, Cand.Sc. (Sociology), Associate Professor. Russian Federation, 620002, Yekaterinburg, ulitsa Mira,19. E-mail: [email protected]
Ekaterina V. Zaitseva,
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Eltsin, Associate Professor of the Department Chair of Theory, Methodology and Legal Groundwork for Public Administration, Cand. Sc. (Sociology), Associate Professor. Russian Federation, 620002, Yekaterinburg, ulitsa Mira,19. E-mail: [email protected]
Svetlana N. Kostina,
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Eltsin, Associate Professor of the Department Chair of Theory, Methodology and Legal Groundwork for Public Administration, Cand. Sc. (Sociology), Associate Professor. Russian Federation, 620002, Yekaterinburg, ulitsa Mira,19. E-mail: [email protected]
Aleksander I. Kuzmin,
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Eltsin, Associate Professor of the Department Chair of Theory, Methodology and Legal Groundwork for Public Administration, Cand. Sc. (Sociology), Professor. Russian Federation, 620002, Yekaterinburg, ulitsa Mira,19. E-mail: [email protected]
Abstract
Introduction. The ongoing sociocultural and economic transformations of modern society have affected basic social institutions, including the family. The transition from a large family model to a small, medium or childless model, including the change in population's reproductive attitudes and value orientations, led to the formation of a new image of large families in the mass consciousness. Postmodern society, notable for multidimensional social realities, is characterized by the emergence of social groups with different and sometimes contradictory values in relation to the family and children. The "split" of values is reflected in social networks and media.
Scientific novelty. In the article, the authors reveal various versions of the image of a mother with many children which have been developed in the Russian Internet space.
The aim of the paper is to identify the prevailing image of a mother of a large family with a pronounced attitude to large families in society and develop models of Internet images of mothers of many children on the basis of content analysis of materials from Russian social networks and emedia.
Methods. The authors use the method of content analysis to study the formed image of a mother with many children, also making use of selective coding of the subject to search for materials on the Internet. Such constructs as "having many children", "multi-member family", "and mother with many children" act as semantic units. Results. The authors proposed models of images of Russian mothers with many children which are formed on the Internet by analyzing the most popular Internet resources: e-media (Gazeta.ru, Izvestia.ru and Starkhit.ru) and social networks (YouTube, Instagram, VKontakte).
Key concepts: multi-member family, having many children, mother with many children, content analysis, social network, e-media,
Internet resources.