Научная статья на тему 'ОБРАЗ МИРА В УЗОРАХ МАРИЙСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ВЫШИВКИ'

ОБРАЗ МИРА В УЗОРАХ МАРИЙСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ВЫШИВКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРИЙСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ВЫШИВКА / ОРНАМЕНТ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / СИМВОЛ / КОНТЕКСТ КАРТИНЫ МИРА / МАРИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Царегородцева Р.Ю.

В статье представлен опыт художественной интерпретации и интегративного описания орнаментальных узоров марийской вышивки,как одной из важнейших частей материальной культуры марийского народа, рассмотрены и семантически осмыслены мотивы, знаковые сюжеты и композиции традиционной вышивки, участвующих в создании «образа (картины) мира». Показано, что вышивка, орнаментально украшающая национальный костюм, имея сложное символическое содержание, тесно взаимосвязана с духовной культурой исследуемого народа - мировоззрением, мифологией, религиозными верованиями, его обычаями и обрядами. Выявлено устойчивое представление традиционной основы орнамента и непосредственное его отношение к предметам и явлениям Природы, одушевленной, особо почитаемой марийцами. Определено, что орнамент является выражением религиозного восприятия мира. Эти представления об окружающем мире, так образно передающие видение картины мира ярко отражены в узорах марийской традиционной вышивки - хранительнице древних знаний о богах и мироздании, космическом порядке, пространстве и времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE WORLD IN THE PATTERNS OF MARI TRADITIONAL EMBROIDERY

The article presents the experience of artistic interpretation and integrative description of the ornamental patterns of the Mari embroidery, as one of the most important parts of the material culture of the Mari people. The motifs, iconic plots and compositions of traditional embroidery involved in creating “the image (picture) of the world" are considered and semantically comprehended. It is shown that embroidery, which ornamentally adorns the national costume, having a complex symbolic content, is closely interconnected with the spiritual culture of the people under study - worldview, mythology, religious beliefs, its customs and rituals. A stable representation of the traditional basis of the ornament and its direct relation to objects and phenomena of Nature, animated, especially revered by the Mari, are revealed. It is determined that the ornament is an expression of religious perception of the world. These ideas about the surrounding world, so figuratively conveying the vision of the picture of the world, are vividly reflected in the patterns of traditional Mari embroidery - the keeper of ancient knowledge about the gods and the universe, cosmic order, space and time.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ МИРА В УЗОРАХ МАРИЙСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ВЫШИВКИ»

Научная статья

УДК 746.341:39(470.4)

ББК 85.126.3 (2Рос.Мар)

Ц 18

DOI: 10.53598/2410-3489-2022-3-302-164-171

Образ мира в узорах марийской традиционной

вышивки

(Рецензирована)

Рада Юрьевна Царегородцева

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия, chirgins@yandex.ru

Аннотация:

В статье представлен опыт художественной интерпретации и интегративного описания орнаментальных узоров марийской вышивки как одной из важнейших частей материальной культуры марийского народа, рассмотрены и семантически осмыслены мотивы, знаковые сюжеты и композиции традиционной вышивки, участвующие в создании «образа (картины) мира». Показано, что вышивка, орнаментально украшающая национальный костюм, имея сложное символическое содержание, тесно связана с духовной культурой исследуемого народа -мировоззрением, мифологией, религиозными верованиями, его обычаями и обрядами. Выявлено устойчивое представление традиционной основы орнамента и непосредственное его отношение к предметам и явлениям природы, одушевленной, особо почитаемой марийцами. Определено, что орнамент является выражением религиозного восприятия мира. Эти представления об окружающем мире, так образно передающие видение картины мира, ярко отражены в узорах марийской традиционной вышивки - хранительнице древних знаний о богах и мироздании, космическом порядке, пространстве и времени.

Ключевые слова: марийская традиционная вышивка, орнамент, народное искусство, символ, контекст картины мира, марийская мифология

Original Research Paper

The image of the world in the patterns of Mari traditional embroidery

Rada Yu. Tsaregorodtseva

Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russia,

chirgins@yandex.ru

Abstract:

The article presents the experience of artistic interpretation and integrative description of the ornamental patterns of the Mari embroidery, as one of the most important parts of the material culture of the Mari people. The motifs, iconic plots and compositions of traditional embroidery involved in creating "the image (picture) of the world" are considered and semantically comprehended. It is shown that embroidery, which ornamentally adorns the national costume, having a complex symbolic content, is closely interconnected with the spiritual culture of the people

under study - worldview, mythology, religious beliefs, its customs and rituals. A stable representation of the traditional basis of the ornament and its direct relation to objects and phenomena of Nature, animated, especially revered by the Mari, are revealed. It is determined that the ornament is an expression of religious perception of the world. These ideas about the surrounding world, so figuratively conveying the vision of the picture of the world, are vividly reflected in the patterns of traditional Mari embroidery - the keeper of ancient knowledge about the gods and the universe, cosmic order, space and time.

Keywords: Mari traditional embroidery, ornament, folk art, symbol, context of the picture of the world, Mari mythology

Введение.

Вышивка у марийцев представляет собой искусство, удивительным образом сочетающее повседневную жизнь народа и национальную художественную эстетику. Она очаровывает нас удивительной «мощностью» образа, своей самобытностью, вбирая в себя и перерабатывая различные элементы, несет в себе ту животворную роль марийской традиции, основанной на коллективном отборе всего лучшего, в передаче оригинальных приемов, местного мастерства, в преемственности творческого опыта поколений. Подобно зеркалу, она отражает в себе все особенности художественного восприятия и мироощущения исследуемого народа. В каждом творении мастера отражается преломленный его восприятием окружающий мир, его понимание и ощущение, будь то пейзаж за околицей дома, та архитектурно-пространственная среда обитания, культурная среда, этнографическая и фольклорная. Подчиняя символические знаки законам орнаментальной структуры, марийские женщины превращали их в своеобразные элементы орнамента, отличающихся богатством орнаментальных мотивов, их пластической разработкой, развивая локальные и региональные её особенности, неся в себе семиотическую нагрузку, сюжеты которых имели символическое значение. Женщина у мари является хранительницей знаковой информации, и, именно на основе непосредственной преемственности от бабушки к внучке, из семьи в семью, в случае замужества, это

составляет жизненную основу процветания искусства марийской вышивки. Именно в преемственности традиций главная сила народного искусства, в частности искусства марийской вышивки.

Материалы и методы.

Материалом исследования послужили научные труды по данной теме и работы, посвященные изучению народного искусства марийцев, их вышивальному искусству в частности. В качестве практического материала рассматриваются вышитые текстильные изделия обрядового значения, предметы, используемые в быту и одежда, декорированная национальными орнаментами традиционной марийской вышивки в первую очередь.

В исследовании задействован междисциплинарный подход, соединивший искусствоведческое исследование с элементами фило-софско-эстетического и историко-культурного анализа. Значимыми методами, соответствующим задачам исследования, выступают аналитический метод, структурно-функциональный, аксиологический и герменевтический.

Обсуждение.

Место размещения и количество вышивки были строго продуманы. Вышивку располагали с таким расчетом, чтобы скрыть швы в местах соединения полотнищ и швов, подчеркнуть край детали, выделить основную часть декорируемой площади, выявить главные конструктивные принципы одежды. Первоначально каждый орнаментальный мотив отражал символ, о чем говорят

многие археологические материалы. Со временем значение того или иного мотива забывалось, хотя часть их сохранила свои названия. Из анализа декоративно-прикладного искусства марийцев (вышивка, резьба, чеканка и т.п.) известно, что в подавляющем большинстве подобных изделий заложена довольно стройная система понятий и определений, позволяющая исследователям спустя многие столетия по остаткам культуры (форма, орнамент) достаточно точно установить этнос, пол, социальное положение в семье и обществе носителей отдельных украшений, выявить их информационную нагрузку (свадебные, погребальные, культовые и прочее). Некоторые украшения сохранили свой первоначальный сакральный смысл в названии и скрытой семантике слова. Вышивка идентифицирует определенную группу или определенного человека, по своей сути, она - наглядное сообщение без слов, которое несет в себе закодированное информационное послание, семиотическую нагрузку, являясь специфической формой коммуникации, а использование и интерпретация вышивки в одежде мари - это наглядная презентация глубоких размышлений о социальных и культурных правилах. Особо важное значение в системе определенных символов имело выражение этнической принадлежности исполнителя - орнаментика является как бы визитной карточкой народа, позволявшей отличать своих от чужих, «в орнаменте присутствовали родовые знаки - тамги, показывающие принадлежность к определенной семье, роду» [1:165], также в вышивке марийцев, к примеру, в названии узора встречались названия- топонимы, указывающие происхождение носителя. В горномарийской вышивке начала XX века, к примеру, есть узор - топоним, известный под названием «кого корно кугила» — «березы Владимирской дороги» (букв. перевод с марийского — «березняк Большой дороги»)

(рис.1), у моркинских марийцев — «чызе орол» («сторож грудей»).

fot.l. ОрНажнтояытй уюр "Hvpvw В. чоОанЧреяоЦ, г1орт™Л ГорнаиярнйеюАтариаи Ilm. imi.IV Лкв. fli'iiiiimmitKti.iutWNti TJftaqxteoft.

¡■¡у .' ^АшыкйтАи^ рйГкгГН А>$ Г ии/огнг

GtlfllЫt^(It■í)>xky * /к/г^ын. тст-тгЛ /гш'рГ ^ткс I Ул'г О ч^пт-: £'п»п АррНщ(г (иИтшц «/1, т'га

Солярная символика в виде розеток была очень популярной у марийцев, чаще всего она располагалась на предметах свадебной обрядности, таких как свадебное полотенце «Со-лык», декорируемого орнаментом в виде восьмиконечных звезд, дополнительно украшенных декоративными элементами в виде завитков. Анализ имеющейся свадебной вышивки, часто встречающийся в виде вышитых крестообразных фигур, указывает также на соляр-но-лунарную символику, имеющей явную связь с репродуктивностью женщины.

Быт марийского народа с древних времен был пронизан веками установленной обрядностью, которая сопровождала их всю жизнь. Свои верования мари и по сей день воспринимают как сущность национальной, самобытной (сельской) культуры, которая вплоть до конца XVIII века была бесписьменной, используя символические знаки и символы в качестве изобразительного письма, уходящими корнями в эпоху существования финно-угорской общности. Марийские верования, представляющие собой поклонение силам природы, предкам и духам места обитания человека,

являются и практической религией, направленной на повседневность, на жизнь в ладу с окружающим миром. «В природе есть цикличность, ритмичность, структура, «человек создающий» это чувствует и через свое «внутреннее чувство» выражает в создании предмета (форма) или его украшения (орнамента)» [2: 187]. Народное искусство марийцев, как и искусство многих народов, сохранило свои органические связи с той местностью, где оно выросло, подобно священному, особенно почитаемому дереву у марийцев - Онапу, где получило свою художественную жизнь, оно напитано соками традиций мари, исторически и художественно связано с родным Марийским краем, его природой. Основа жизни предков мари - это Вера в силы природы. Человек живет в ее окружении, и значит должен понимать ее. Чтобы выжить - он должен знать ее. Ее силы, мощь. Чтобы пользоваться дарами природы, не нарушая окружающую среду, человек должен быть благодарен, знать, как пользоваться, научить следующее поколение пользоваться этими дарами грамотно. По сей день, марийцы сохранили гармоничное, бережное отношение к Природе - жить и не нарушать! Окружающий мир являлся для марийцев «храмом всех богов», когда люди осознавали себя неотъемлемой частичкой природы.

Результаты исследования.

В вышитом орнаменте запечатлено эстетическое осмысление деятельности мари, он является выражением религиозного восприятия мира. Эти представления об окружающем мире, так образно передающие видение картины мира ярко отражены в традиционном народном творчестве. Издревле мифы охватывали практически все стороны жизни древнего человека, они были взаимосвязаны с духовным освоением мира, осмыслением природной и социальной действительности. Первоначально, согласно финно-угорским мифологическим представлениям,

картина мира зарождалось из воды. Необходимо отметить, что марийская мифология, по мнению исследователей, фрагментарна, во многом обрывочна, состоит из элементов различных мифологических систем, среди которых уральская мифологическая традиция считается наиболее древней, в мифах, где утка выступает в качестве прародительницы мира (у мари утка - общий предок верховных, самых главных марийских богов: Юмо, отождествляемый как Божественный Свет и Йына (позднее Керемет), олицетворяющий Тень). Мотив небесной утки в марийской вышивке считается довольно распространенным, марийцы называют её Лудотур (вышивка с мотивом утки). Вкладывая в слово Юмын (небесный) космическое и сакральное, в качестве составляющих, марийский народ стремился организовать свою жизнь по высшей нравственной формуле неба, где сакрально то, что вечно, что постоянно и неизменно - это Солнце, Луна, звезды, Млечный путь. В дальнейшем астральная мифологическая картина мира претерпевает изменения: ключевым ее персонажем становится Юмынудыр, небесная девушка, «небесная пастушка», пасущая небесное стадо (юмын кушу), состоящего из небесных коней (этот образ эволюционировал из образа небесного Лося - Шордышудыр, или Шордо, Юмын Шордо - марийское название созвездие Большой Медведицы), небесных коров и баранов (юмын тага). По представлениям марийцев именно Юмынудыр, которая становится богиней-покровительницей женского труда, рукоделия, девичьей красоты» [3: 24], сидящая на Кава мен-ге, крутит веретено, вращая вокруг себя, таким образом, весь звёздный мир, в котором календарный год - это полный оборот созвездий вокруг Полярной звезды, единственной неподвижной звезды, которая и становится центром мироздания, осью мира - мировым столбом (Каве менге). Предположительно, парный

мотив изображений небесного лося-коня, часто встречающийся в орнаменте нагрудных мужских вышивок, а также в женских головных уборах (рис.2), образно свидетельствует о статичной фиксации представлений марийцев о времени и космическом порядке. «Образ того или иного животного в костюме использовался для декорирования предметов, связанных с определенной частью человеческого тела, которое воспринималось по аналогии с космической осью - мировым столбом или деревом - в финно-угорской, в том числе марийской традиции» [4: 8]. Таким образом, этот древнейший финно-угорский орнамент (рис.3) представляется своего рода визуальным выражением календаря, зафиксированным временем года,

вышиваемого марийскими женщинами. Следует также учитывать обережную (магическую) функцию вышивки, где «все края и соединения одежды должны были быть защищены орнаментом от воздействия злых сил и болезней» [5:13], ведь вся одежда марийцев несла функцию магической божественной защиты, где одежда - это «микрокосмос», в котором отражалось представление о мироздании, где женщина своим трудом принимала участие в создании своего благополучного окружающего мира, совместно с богами.

Такой подход, основанный на народной мифологии и мировоззрении дохристианского периода, развивался как часть традиционного образа жизни мари, получил название язычество, в котором присутствуют «элементы тотемизма, анимизма, фетишизма, черты традиционных форм политеизма и монотеизма» [6: 63]. Как упоминалось ранее, система марийских верований, представляла собой поклонение силам природы (ее одушевление), предкам и духам места обитания человека. При этом, можно говорить о существовании в народном мировоззрении понятия единого бога, соотносимого по мнению некоторых учёных так же с понятием «небо» ещё до окончательного разделения финно-угорских племён [7: 58] и отождествлялось со стихиями, в которых Вода, Огонь

Земля и Воздух - это и есть проявления Бога Юмо, земные его воплощения. Более глубокое изучение семантики марийской вышивки, особенностей ее традиционного бытования не представляется возможным без использования результатов исследований смежных научных направлений, анализа религиозных (молельных) текстов, рассмотрения марийских фольклорно-этнографи-ческих данных и других видов наследия традиционного народного искусства и, конечно, религии, приоткрывая новые возможности «параллельной семантической интерпретации» в изучении орнамента. [8: 101]. «Без привлечения «внешней» информации постижение смысла изобразительного текста становится невозможным, поскольку информации, почерпнутой только из самого изобразительного текста, оказывается недостаточно для его полноценной семантической интерпретации» [9: 18-19].

Данная божественная иерархическая структура составлена на основе анализа религиозных (молельных) текстов (кумалтыш мут) и даёт представление о схеме расположения ( ярусах ) богов в традиционном мировоззрении мари. Во главе иерархии находится главный бог - Кугу Юмо (Великий Бог). Под ним находится группа богов, относящихся к космосу Туня Юмо (боги Вселенной) - Кава Юмо (небо), Кече Юмо (свет и солнце), и Мер Кугу Юмо (воздух). Следующая группа богов управляет природными явлениями: Кудырчо Юмо (гром), Волгенче Юмо (молния), и Ужара Юмо (заря), каждый из них имеет соответствующую богиню Ава (мать). Группа домашних высших богов возглавляется Мланде Кугу Юмо (земля) и включает в себя Тул Юмо (огонь), Перке Юмо (изобилие), Кинде Шочын Юмо (урожай хлеба). Самая нижняя группа управляет незначительными явлениями, такими как Тутыра Кугу Юмо (туман), Са-ска Кугу Юмо (плоды) и т.д. Все стихии и большинство окружающих

человека явлений, представлению марийцев, представлению имеют своих праматерей (ава). На этой основе возникает и представление о богинях, женских божествах: мать солнца (Кече ава), дом Кече Ава, или место ее обитания находится выше всех, мать луны (Тылзе ава), мать звёзд (Шудыр ава), мать высокого неба (Туня умбал шочын ава) находятся в срединной зоне (уровне); уровнем ниже в семействе Кава Юмо располагаются мать облаков (Пыл ава), мать ветров (Мардеж ава), мать воды (Вуд ава), а также мать теплоты (Шокшо ава), мать огня (Тул ава), мать земли (Мланде ава), мать прибыли и достатка (Перке ава), мать скота (Вольык шочын ава). На образце вышивки, представленной на рис. 4, по мнению исследователя и мастера марийской вышивки И. Степановой, в декорировании головных уборов замужних женщин шымакш зачастую использовался орнамент, посвященный Кече Ава, орнаментальный знак которой

¡'in'. -I. Ф/KIiiwewu . 4I;HIHII<>.ЧI уОоРО ужгтх жсищчи - шымакш. XIX пси, Лурпвыс

ЛШрИй1(Ы. Н» Uli KUH 11 \•t'i'fillHA (itüHt' /H'Cliyt'l. IIIKti

Map iiii Эл}.

/ i1.if. 4, .'I fragimsul <>! ¡hu hciiihlivs'* of ttiurriixi wumnii -shpmakyh. XiX ventuty, Sh'Uilnw Mari. Iratkn proviscc (иоы the RepübJlc of Muri Eh

РНС, 5. "AVvtf ,i«iJ (¡¡нштчиналынти ïWMii.

Ш ЮЛ W H.CnWKIWMUiÙ " Лfil/IWI-¡\'рыhîHI.'ii ffîbuMLldW. ¡¡OH' « juapUÜHWÜ iJ/uJjffjïhA t'ju

!■>% i. TtA .-¡IIH" Î ^гн^■:i,^гL,г^Jií^ .ч /л^г.ч-l-пнп Hit Ьмкfy £ ¿"/фьглят "AionïliijKiiJ ¡iwp-iM (iotfs in Mari i:m!trimiiiy ".

помещен в центре (рис. 5), а вокруг него в разные стороны расходятся спиралеобразные завитки, символизирующие периоды года, шесть разных домов- весеннего солнцестояния, пребывания светового дня до самой короткой ночи, убывания дня до равноденствия, период осеннего солнцестояния, период убывания светового дня до самой длинной ночи, пребывания дня до равноденствия. Таким образом, на головном уборе вышивался весь годовой цикл солнечного движения [10: 52].

Заключение.

Подводя итоги сказанному, следует отметить, что вышивка,

используемая в декоре одежды мари и обрядовых предметов, выражает преклонение человека перед могуществом космического, вселенского порядка, является хранилищем древних знаний о почитаемых богах, космосе и мироздании. Весь годичный цикл праздников и сопутствующих обрядов у марийцев символизирует этот небесный, звездный круговорот, обычаи и обряды, приуроченные к этим датам, наиболее наполнены магическими, ритуальными действиями, а главные марийские праздники совпадают с периодами солнцеворота и солнцестояния, безусловно, все праздники у мари сакральны. Другими словами, использование и художественная интерпретация вышивки в декорации их одежды являются глубоким отражением понимания марийцев космических, вселенских законов, видением мира, его образа, существующих в нем норм, социальных и культурных правил. Наряжаясь, украшая себя вышивкой, человек обращался к себе и своему миру, желая повлиять на него, улучшить. Исследование того, что вышивка открывает или скрывает, в свою очередь, способствует нашему знанию о материальной культуре и пониманию человеческой природы.

Примечания:

1. Марийцы. Историко-этнографические очерки. Издание 3-е, дополненное. Йош-кар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2018. - 482 с., ил.

2. Спиридонова А.В. Русская народная вышивка: орнамент, образ, мотив // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. 2017. Вып.1.(192). С. 185-189.

3. Калиев Ю. А. Об астральных представлениях марийцев // Современные проблемы развития марийского фольклора и искусства: Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 11.— Йошкар-Ола, -1994. - С.20-27.

4. Павлова А. Н. Костюм волжских финнов как этнокультурный феномен. — Йошкар-Ола / Мар. гос. ун-т. - 2006. - 146 с.

5. Молотова Т.Л. Марийский костюм. - Йошкар-Ола, 2020. - 383 с.: ил.

6. Glukhova, Natalya. Reflections of the Cheremis Religious Beliefs in the Texts of the Pagan Prayers. Mare Koiva & Kai Vassiljeva (eds.). Folk Belief Today.1995. Tartu: In-stitute of Estonian Language and Estonian Literature Museum, — P.60-66.

7. Рагозин В. И. Черемисы. - Волга. От Оки до Камы, Том 2. О народах по средней Волге. Исторический очерк. - СПб.: Тип. К. К. Ретгера, 1881 — С. 42-92.

8. Виноградова Л. Н. Фольклор как источник для реконструкции древней славянской культуры // Славянский и балканский фольклор. Вып. 6: Реконструкция древней славянской духовной культуры: Источники и методы / Отв. ред. Н. И. Толстой. М.: Наука, 1989. - С. 101-121.

9. Раевский Д. С. Изобразительные тексты: пределы постижения // Живая старина. - № 3. 1996. - С.18-21.

10. Степанова И. А. Маритурышто Юмо-влак. Боги в марийской вышивке. — Йошкар-Ола, 2018 - 152 с.: с.ил.

References:

1. Mari people. Historical and ethnographic essays. 3rd ed., enlarged. Yoshkar-Ola: MarNIIYaLI, 2018. 482 pp.: ill.

2. Spiridonova A.V. Russian folk embroidery: ornament, image, motive // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and the Arts. 2017. Iss. 1 (192). P. 185-189.

3. Kaliev Yu.A. On the astral representations of the Mari // Modern problems of the de-velopment of Mari folklore and art: issues of Mari folklore and art. Yoshkar-Ola, 1994. Iss. 11. P. 20-27.

4. Pavlova A.N. Costume of the Volga Finns as an ethnocultural phenomenon. Yoshkar-Ola, 2006. 146 pp.

5. Molotova T.L. Mari costume. Yoshkar-Ola, 2020. 383 pp.: ill.

6. Glukhova N. Reflections of the Cheremis Religious Beliefs in the Texts of the Pagan Prayers // Folk Belief Today / Mare Koiva, Kai Vassiljeva (eds.). Tartu: Institute of Es-tonian Language and Estonian Literature Museum, 1995. P. 60-66.

7. Ragozin V.I. Cheremises // Volga. From Oka to Kama. Vol. 2: About the peoples along the Middle Volga: a historical essay. St. Petersburg: Typography of K.K. Retger, 1881. P. 42-92.

8. Vinogradova L.N. Folklore as a source for the reconstruction of ancient Slavic culture // Slavic and Balkan folklore. Iss. 6: Reconstruction of the ancient Slavic spiritual cul-ture: sources and methods / executive ed. by N.I. Tolstoy. Moscow: Nauka, 1989. P. 101-121.

9. Raevsky D.S. Figurative texts: the limits of comprehension // Living antiquity. 1996. No. 3. P. 18-21.

10. Stepanova I.A. Gods in Mari embroidery. Yoshkar-Ola, 2018. 152 pp.: ill.

Статья поступила в редакцию 24.08.2022; одобрена после рецензирования 18.09.2022; принята к публикации 26.09.2022.

The paper was submitted 24.08.2022; approved after reviewing 08.09.2022; accepted for publication 26.09.2022.

© Р. Ю. Царегородцева, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.