Научная статья на тему 'Образ мира и защитные механизмы Эго у девушек с различной эмоциональной устойчивостью'

Образ мира и защитные механизмы Эго у девушек с различной эмоциональной устойчивостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
342
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IMAGE OF THE WORLD / OUTSIDE WORLD / INNER WORLD / MENTAL STATE / DEFENSE MECHANISMS OF THE EGO / EMOTIONAL STABILITY / YOUNG WOMEN / ОБРАЗ МИРА / ВНЕШНИЙ МИР / ВНУТРЕННИЙ МИР / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭГО / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ДЕВУШКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валиуллина Марина Евгеньевна

Целью нашего исследования являлось обнаружение определенных достоверных различий при описании образа мира в структуре взаимосвязей между характеристиками, используемыми для описания мира, и бессознательными защитными механизмами Эго у девушек, обладающих разным уровнем эмоциональной устойчивости. Результаты исследования подтвердили предположение о том, что искомые достоверные отличия существуют. Показано, что девушки с большей эмоциональной стабильностью представляют себе внешний мир более красочным и оптимистичным, относятся к нему более уважительно, чем эмоционально нестабильные. Эмоционально неустойчивые девушки испытывают большее чувство вины за неудовлетворительное, по их мнению, состояние окружающего мира. Выявлен ряд достоверных отличий в структуре взаимосвязей между показателями, используемыми для описания мира и защитными механизмами. Например, интенсификация защитного механизма регрессии (проявление инфантильного способа реагирования на актуальную жизненную ситуацию) в группе эмоционально неустойчивых девушек приводит к меньшей значимости для них красоты внешнего мира, к снижению чувства вины по отношению к нему. Если речь идет об эмоционально уравновешенных девушках, активизация регрессии приводит к снижению ответственности перед кем-либо за состояние внешнего мира, а также к сокращению усилий на рефлексию (самоосознание) своего внутреннего мира переживаний, мыслей, мотивов и т. п. Необходимость повышения рефлексии внешнего мира приводит у эмоционально неустойчивых девушек к усилению защитного механизма гиперкомпенсации (когда поведение, мысли и чувства противоположны истинным мотивам и чувствам) и к снижению рационализации (попытки логически осмыслить происходящее и тем самым оправдать свои мысли, чувства и поступки). В случае с эмоционально уравновешенными девушками обнаруживается противоположная картина: усиление рефлексии внешнего мира ведет к снижению активности механизма гиперкомпенсации и усиливает работу механизма рационализации. У эмоционально неустойчивых девушек их уверенность в том, что они испытывают любовь и уважение к внешнему миру, прямо пропорциональна активности таких защитных механизмов, как рационализация и гиперкомпенсация. У более уравновешенных девушек такая закономерность не наблюдается. Таким образом, эмоциональная устойчивость, безусловно, влияет на построение образа мира и на структуру взаимосвязей между защитными механизмами Эго и отдельными характеристиками отношения к миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD IMAGE AND DEFENSE MECHANISMS OF THE EGO IN YOUNG WOMEN WITH VARIOUS EMOTIONAL STABILITY

The purpose of our research is to detect certain authentic differences in descriptions of the world image in the structure of interrelationships between the characteristics used to describe the world, as well as unconscious defense mechanisms of “the ego” in girls, having different levels of emotional stability. The results obtained have confirmed our assumption that there exist some authentic differences testifying to the fact that young women with greater emotional stability imagine the external world to be more colorful and optimistic and treat it with greater respect than emotionally unstable ones. Emotionally unstable young women experience a greater sense of guilt for the state of the surrounding world, which, in their opinion, is poor. The article also reveals a number of authentic differences in the structure of interrelationships between the characteristics used for the description of the world and defense mechanisms. For instance, if the defense mechanism of regression (manifestation of an infantile manner) in a group of emotionally unstable young women is intensified, the external world beauty becomes less important to them and their sense of guilt reduces. In the case of emotionally balanced young women, the activation of regression leads to a decrease in their sense of responsibility for the external state of the world and reduces their efforts aimed at the reflection (self-consciousness) of their internal world, i.e. their (own) feelings, experiences, thoughts, motives, etc. In emotionally unstable young women, their confidence, based on their love and respect for the outside world, is directly proportional to the activity of such defense mechanisms as rationalization and hyper-compensation (an effort to comprehend logically everything happening around and, in doing so, to justify their thoughts, feelings and actions). In the case of emotionally balanced young women, a completely different picture has been revealed, i.e. if their reflection of the external world increases, the activity of their hyper-compensation mechanism weakens and their rationalization mechanism is intensified. In emotionally unstable young women, their confidence in the fact that they experience and respect the external world, is directly proportional to the effectiveness of such defense mechanisms as rationalization and hyper-compensation. In more (emotionally) balanced young women, such regularity has not been observed. Thus, emotional stability affects the construction of the world image and young women’s attitude to it.

Текст научной работы на тему «Образ мира и защитные механизмы Эго у девушек с различной эмоциональной устойчивостью»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2016. №1(43)

УДК 159.95

ОБРАЗ МИРА И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭГО У ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ

© Марина Валиуллина

WORLD IMAGE AND DEFENSE MECHANISMS OF THE EGO IN YOUNG WOMEN WITH VARIOUS EMOTIONAL STABILITY

Marina Valiullina

The purpose of our research is to detect certain authentic differences in descriptions of the world image in the structure of interrelationships between the characteristics used to describe the world, as well as unconscious defense mechanisms of "the ego" in girls, having different levels of emotional stability. The results obtained have confirmed our assumption that there exist some authentic differences testifying to the fact that young women with greater emotional stability imagine the external world to be more colorful and optimistic and treat it with greater respect than emotionally unstable ones. Emotionally unstable young women experience a greater sense of guilt for the state of the surrounding world, which, in their opinion, is poor. The article also reveals a number of authentic differences in the structure of interrelationships between the characteristics used for the description of the world and defense mechanisms. For instance, if the defense mechanism of regression (manifestation of an infantile manner) in a group of emotionally unstable young women is intensified, the external world beauty becomes less important to them and their sense of guilt reduces. In the case of emotionally balanced young women, the activation of regression leads to a decrease in their sense of responsibility for the external state of the world and reduces their efforts aimed at the reflection (self-consciousness) of their internal world, i.e. their (own) feelings, experiences, thoughts, motives, etc. In emotionally unstable young women, their confidence, based on their love and respect for the outside world, is directly proportional to the activity of such defense mechanisms as rationalization and hyper-compensation (an effort to comprehend logically everything happening around and, in doing so, to justify their thoughts, feelings and actions). In the case of emotionally balanced young women, a completely different picture has been revealed, i.e. if their reflection of the external world increases, the activity of their hyper-compensation mechanism weakens and their rationalization mechanism is intensified. In emotionally unstable young women, their confidence in the fact that they experience and respect the external world, is directly proportional to the effectiveness of such defense mechanisms as rationalization and hyper-compensation. In more (emotionally) balanced young women, such regularity has not been observed. Thus, emotional stability affects the construction of the world image and young women's attitude to it.

Keywords: image of the world, outside world, inner world, mental state, defense mechanisms of the ego, emotional stability, young women.

Целью нашего исследования являлось обнаружение определенных достоверных различий при описании образа мира в структуре взаимосвязей между характеристиками, используемыми для описания мира, и бессознательными защитными механизмами Эго у девушек, обладающих разным уровнем эмоциональной устойчивости. Результаты исследования подтвердили предположение о том, что искомые достоверные отличия существуют. Показано, что девушки с большей эмоциональной стабильностью представляют себе внешний мир более красочным и оптимистичным, относятся к нему более уважительно, чем эмоционально нестабильные. Эмоционально неустойчивые девушки испытывают большее чувство вины за неудовлетворительное, по их мнению, состояние окружающего мира. Выявлен ряд достоверных отличий в структуре взаимосвязей между показателями, используемыми для описания мира и защитными механизмами. Например, интенсификация защитного механизма регрессии (проявление инфантильного способа реагирования на актуальную жизненную ситуацию) в группе эмоционально неустойчивых девушек приводит к меньшей значимости для них красоты внешнего мира, к снижению чувства вины по отношению к нему. Если речь идет об эмоционально уравновешенных девушках, активизация регрессии приводит к снижению ответственности перед кем-либо за состояние внешнего мира, а также к сокращению усилий на рефлексию (самоосознание) своего внутреннего мира - переживаний, мыслей, мотивов и т. п. Необходимость повышения рефлексии внешнего мира приводит у эмоционально неустой-

чивых девушек к усилению защитного механизма гиперкомпенсации (когда поведение, мысли и чувства противоположны истинным мотивам и чувствам) и к снижению рационализации (попытки логически осмыслить происходящее и тем самым оправдать свои мысли, чувства и поступки). В случае с эмоционально уравновешенными девушками обнаруживается противоположная картина: усиление рефлексии внешнего мира ведет к снижению активности механизма гиперкомпенсации и усиливает работу механизма рационализации. У эмоционально неустойчивых девушек их уверенность в том, что они испытывают любовь и уважение к внешнему миру, прямо пропорциональна активности таких защитных механизмов, как рационализация и гиперкомпенсация. У более уравновешенных девушек такая закономерность не наблюдается. Таким образом, эмоциональная устойчивость, безусловно, влияет на построение образа мира и на структуру взаимосвязей между защитными механизмами Эго и отдельными характеристиками отношения к миру.

Ключевые слова: образ мира, внешний мир, внутренний мир, психическое состояние, защитные механизмы Эго, эмоциональная устойчивость, девушки.

Понятие «образ мира» является общим для характеристики всей совокупности явлений познавательной деятельности человека. А. Н. Леонтьев использовал это понятие в качестве всеобъемлющей формы структурирования знаний. Мир, с точки зрения ученого, раскрывается в восприятии человека через систему значений, которые выбираются из реального, объективного мира [Леонтьев].

По мере развития человеческого общества образ мира стал необычайно многогранен, поскольку культурный и научный прогресс обусловил накопление цивилизацией огромного количества разнообразной информации.

Сколько существует носителей, субъектов, столько существует и образов мира. У каждого отдельного человека выстраивается своя уникальная структура образа мира за счет выделенных сознанием из окружающей среды значимых элементов, позволяющих создать достаточно целостную и непротиворечивую картину мироустройства [Смирнов, 1981], [Смирнов, 1983].

Образ мира формируется не только за счет накопления и интегрирования информации об окружающей среде. Во многом его структура зависит от индивидуальных особенностей восприятия субъектом различных феноменов. Рассматривая компоненты, входящие в структуру субъективного образа мира каждого отдельного человека, необходимо учитывать в том числе и специфику переживаний психических состояний, а также влияние неосознаваемых, но, тем не менее, существующих жизненных установок, например защитных механизмов Эго.

А. О. Прохоров, рассматривая проблему психических состояний, характеризует их как многокомпонентные системы, зависящие от актуальной ситуации, в которой непосредственно пребывает человек [Психология состояний].

В психологической литературе встречаются понятия внешнего и внутреннего мира. Под внешним миром в таком случае подразумевается

реальность, воспринимаемая человеком вне его самого. Внутренний мир составляют образы, чувства, представления, мысли, с которыми субъект себя идентифицирует [Серкин].

Понятие защитных механизмов Эго было предложено в рамках психоаналитического подхода. В частности, большое внимание было уделено изучению явления вытеснения, которое рассматривалось как «процесс отстранения от сознания и удержания вне его (сознания) психического содержания» [Лейбин, с. 95]. Вытеснение представляется как механизм, ограждающий человека от внутрипсихических конфликтов. Помимо вытеснения, представители психоаналитического направления выделили еще целый ряд специфических, неосознаваемых человеком защитных механизмов, обусловливающих восприятие как внешнего мира, так и внутреннего и влияющих на образ мыслей, переживание психических состояний и поведение субъекта. Несоответствие представлений человека о мире, субъективность его Я-концепции приводит к развитию различных видов Эго-защит и наоборот. Причем, когда речь идет о внутрипсихических ситуациях, провоцирующих напряжение и состояние стресса, например об аутоагрессии, защитные механизмы играют ведущую роль [Городецкая].

Юношеский период - один из существенных этапов формирования личности и ее мировоззрения. Это время, когда человек утверждается в собственных убеждениях, учится самостоятельно строить свой жизненный путь. Проблема соотношения структур образа мира и индивидуально-психологических характеристик человека продолжает интересовать большое количество представителей как теоретической, так и практико-ориентированной психологии. Быстро меняющиеся условия жизни, огромный объем информации, которая теперь доступна человеку, необходимость адаптации ко все более сложным требованиям социума порождают необходимость тщательного изучения путей формирования аде-

кватного нынешнему времени образа мира, который мог бы способствовать развитию психологически здоровой зрелой личности.

Основная цель нашего исследования заключалась в сравнении характеристик внешнего и внутреннего мира, представляемых испытуемыми - девушками в возрасте 18-19 лет, студентками Казанского федерального университета. Испытуемые были поделены на две группы в зависимости от уровня эмоциональной устойчивости. Рассматривались также различия в структуре взаимосвязей между характеристиками образа мира и защитными механизмами Эго у девушек этих двух групп.

Для проведения исследований была разработана анкета «Образ мира», позволяющая определить субъективную оценку испытуемых степени выраженности ряда характеристик образа мира (внешнего и внутреннего). В анкету было включено двадцать два параметра. Испытуемым предлагалось оценить по десятибалльной шкале степень выраженности всех характеристик, отраженных в определенных пунктах анкеты, сначала в отношении внешнего мира, а затем относительно собственного внутреннего мира. Для оценки уровня эмоциональной устойчивости использовалась стандартная методика Айзенка (EPQ), в которой имеется шкала нейротизма. Измерение степени выраженности различных защитных механизмов Эго производилось при помощи методики «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келермана-Конте [Методика «Индекс жизненного стиля»].

Результаты сравнительного анализа степени выраженности характеристик, рассматриваемых в рамках нашего исследования, представлены в первой таблице (Таблица I). В ней отражены только те параметры, в которых обнаружены достоверные отличия степени выраженности в двух группах.

Таблица I. Данные сравнительного анализа степени выраженности показателей образа мира и защитных механизмов с учетом ^критерия

любовь, уважение 7.50 8.70 -2.905 0,01

к миру (мир внешний)

оптимизм в пред- 6.17 7.50 -2.717 0,01

ставлениях о пер-

спективе развития

мира (мир внешний)

количество энер- 7.42 8.65 -3.240 0,01

гии (мир внешний)

ответственность за 6.04 7.30 -3.107 0,01

состояние мира (мир внешний)

степень принятия 6.75 7.95 -2.160 0,05

мира (мир внешний)

чувство вины по 8.08 6.55 2.526 0,05

отношению к миру

(мир внешний)

оптимизм в пред- 7.25 8.45 -2.331 0,05

ставлениях о пер-

спективе развития

мира (мир внутренний)

удовлетворенность собой (рефлексия) 5.88 7.15 -2.479 0,05

в процессе изуче-

ния мира (мир внутренний)

проекция 0.58 0.47 2.333 0,05

Таким образом, обнаружен ряд закономерностей.

Выявлено значительное количество отличий в двух группах в восприятии внешнего мира. Эмоционально устойчивые испытуемые воспринимают внешний мир в большей степени красивым, ярким, вызывающим уважение и оптимизм по поводу его развития. В этой же группе девушек (эмоционально устойчивых) наблюдается более выраженное представление о внешнем мире как об источнике энергии для саморазвития, они чувствуют большую личную ответственность за состояние внешнего мира, и степень принятия этого мира у них тоже выражена интенсивнее. В то же время чувство вины по отношению к внешнему миру в группе с большей эмоциональной устойчивостью ниже, чем у представителей другой группы испытуемых.

В том случае, когда речь идет об отношении к своему внутреннему миру, различия в степени выраженности отмечаются только по двум из двадцати двух параметров: оптимизму в представлениях о перспективах развития внутреннего мира и удовлетворенности собой в процессе са-моиссследования (рефлексии) своего внутренне-

Стьюдента для несвязных выборок

значе- уровень

Название Х-ср. эмоц. Х-ср. эмоц. устойч. ния 1> крите- досто-вер-

показателя неус-тойч. рия Стью- дента ности различий (р)

красота мира (мир внешний) 7.83 8.75 -2.264 0,05

степень яркости 7.29 8.60 -3.024 0,01

мира (мир внешний)

го мира. У эмоционально устойчивых значения показателей выше.

Из восьми защитных механизмов, рассматриваемых в методике Плутчика-Келермана-Конте, различия в степени выраженности наблюдаются только относительно механизма проекции. Этот механизм более интенсивен в группе эмоционально неустойчивых девушек, что характеризует их как более склонных к неосознанному подавлению своих потребностей и чувств и проецированию их на окружающих людей из так называемого внешнего мира. То есть, этой категории испытуемых более свойственно видеть в других отражение собственных скрытых мотивов поведения, без осознания того, что эти мотивы их личные.

Корреляционный анализ позволил обнаружить ряд отличий в структуре взаимосвязей характеристик внешнего и внутреннего мира с защитными механизмами Эго в двух исследуемых группах. Результаты анализа отражены в Таблице II. Причем в ней указаны только взаимосвязи, которые присутствуют в одной группе и не присутствуют в другой. Кроме того, в таблице также указаны противоположные взаимосвязи между одними и теми же показателями в различных группах.

Таблица II.

Данные корреляционного анализа взаимосвязей характеристик образа мира и защитных механизмов

пенсация

Реальность - 0,01 Реальность 0,58 0,01

мира (внешн.) 0,53 мира (внешн.)

- замещение - рационализация

Рефлексия мира (внешн.) - 0,52 0,01 Рефлексия мира (внешн.) -гиперком- 0,48 0,05

гиперком- пенсация

пенсация

Рефлексия мира (внешн.) - 0,44 0,05 Рефлексия мира (внешн.) - рационали- 0,63 0,01

рационали- зация

зация

Чувство ви- - 0,01 Чувство вины - 0,01

ны в отно- 0,57 по отношению 0,66

шении мира (внеш.н) - к миру (внешн.) - ги-

регрессия перкомпенса-ция

Ответствен- - 0,01

ность за со- 0,61

стояние мира (внутр.) - ра-

ционализация

Рефлексия мира (внутр.) - 0,57 0,01

компенсация

Энергичность - 0,01

в процессе рефлексии мира (внутр) - 0,60

регрессия

Выявлены принципиальные различия в структуре взаимосвязей между защитными механизмами и характеристиками образа мира. Так, обнаружено, что в разных группах девушек разные характеристики образа внешнего мира имеют взаимосвязи с защитными механизмами.

У эмоционально неустойчивых девушек это красота внешнего мира, любовь и уважение к миру, возвышенность и чистота внешнего мира. У эмоционально устойчивых - это яркость внешнего мира, его безграничность, чувство ответственности за внешний мир и уверенность в своих силах по отношению к нему. Если у эмоционально неустойчивых девушек не наблюдается прочных взаимосвязей представлений о мире внутреннем с защитными механизмами, то девушки из другой группы демонстрируют наличие таковых.

Помимо этого, в различных группах встречаются взаимосвязи одних и тех же характеристик образа внешнего мира с разными защитны-

Эмоционально неус- Эмоционально устойчи-

тойчивые девушки вые девушки

Взаимосвя- г Р Взаимосвязан- г Р

занные пока- ные показате-

затели ли

Красота мира - регрессия (внешн.) 0,53 0,01 Яркость мира (внешн.) -проекция 0,68 0,01

Любовь и 0,53 0,01 Безгранич- - 0,01

уважение к миру (внешн.) - ность мира (внешн.) - замещение 0,64

рационализа-

ция

Любовь и 0,71 0,001 Ответствен- - 0,01

уважение к ность за со- 0,62

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

миру (внешн.) - стояние мира (внешн.) - рег-

гиперком- рессия

пенсация

Возвышен- 0,52 0,01 Уверенность в 0,62 0,01

ность и чис- своих силах в

тота мира (внешн.) - мире (внешн.) - рационали-

гиперком- зация

ми механизмами. У эмоционально неустойчивых девушек усиление защитного механизма замещения (переадресация негативного импульса с реального объекта агрессии на более слабый объект, не имеющий возможности адекватно ответить на агрессивные действия) приводит к переживанию меньшей реалистичности внешнего мира. В другой группе к такому же переживанию приводит ослабление такого механизма, как рационализация (попытки логично объяснить происходящее).

Чувство вины по отношению к внешнему миру усиливается в группе эмоционально неустойчивых девушек при ослаблении защитного механизма регрессии (инфантильное реагирование на стрессогенную ситуацию). В группе эмоционально устойчивых девушек подобное чувство вины вызывается ослаблением механизма гиперкомпенсации (замена истинных побуждений и мыслей на диаметрально противоположные).

Наконец, выявлены противоположные достоверные тенденции (р = 0,001) во взаимосвязях рефлексии окружающего мира с защитными механизмами рационализации и гиперкомпенсации.

Таким образом, предположение о том, что у эмоционально стабильных и неуравновешенных людей, в частности девушек, будут обнаружены существенные различия как в степени выраженности ряда характеристик образа мира, так и в структуре взаимосвязей этих характеристик с защитными механизмами, нашло свое подтверждение. Это позволяет сделать определенные выводы. Во-первых, процесс построения образа мира у девушек, безусловно, зависит от того, какие защитные механизмы наиболее интенсивно у них развиты. Во-вторых, значимые компоненты образа мира формируются у девушек в зависимости от их эмоциональной устойчивости з то есть способности сохранять стабильное, относительно спокойное состояние в различных стрес-согенных ситуациях. В-третьих, в качестве способа саморегуляции своего психического состояния девушки, чьи результаты тестирования показали высокий уровень эмоциональной устойчивости, используют защитный механизм рационализации в процессе осмысления событий внешнего мира (рефлексии), в то время как у эмоционально неустойчивых рефлексия внешнего мира увеличивается с усилением механизма гиперкомпенсации. Наконец, в качестве дополнительного источника стабилизации эмоционального состояния выступает склонность к рефлексии своего внутреннего мира, что обнаружено у представителей группы эмоционально устойчивых испытуемых, у которых усиление рефлексии снижает необходимость как-то компенсиро-

вать напряженность за счет отвлечения на какую-либо активную деятельность (механизм компенсации).

Результаты нашего исследования могут быть полезны в поиске способов развития и сохранения гармоничного и адекватного современности образа мира, способствующего наилучшей адаптации человека к быстро меняющимся условиям окружающей среды и, в частности, социума с учетом его индивидуально-психологических особенностей. Сравнение закономерностей взаимосвязей характеристик образа мира с защитными механизмами в двух группах позволяет наметить подходы к формированию более стабильного эмоционального состояния и способов его контроля для менее эмоционально стабильных людей.

Список литературы

Городецкая И. М. Методы и техники практической психологии. Учебное пособие: М. Е. Валиулли-на, И. М. Городецкая, М. Ж. Гусманов и др. СПб.: Речь, 2007. 224 с.

Лейбин В. М. Психоанализ: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. 592 с.

Леонтьев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. С. 251-261.

Методика «Индекс жизненного стиля» // PsyLab.info: онлайн энциклопедия психодиагностики. 2009-2016. URL: http://psylab.info/%D0%9C%D0% B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D 0%B0_%C2%AB%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B 5%D0%BA%D1%81_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D 0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B 3%D0%BE_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D 1 %8F%C2%BB#.D0.9D.D0.B0.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1. 87.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.BC.D0.B5.D1.82.D 0.BE.D0.B4.D0.B8.D0.BA.D0.B8 (дата обращения: 20.01.2016).

Психология состояний: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности ВПО 030301 «Психология» / (А. О. Прохоров, М. Е. Валиуллина, Г. Ш. Габдреева и др.). М.: Когито-Центр, 2011. 623 с.

Серкин В. П. Образ мира и образ жизни. Магадан: Изд-во СМУ, 2005. 331 с.

Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. С. 13-21.

Смирнов С. Д. Понятие «образ мира» и его значение для познавательных процессов М.: Речь, 1983. С. 157.

References

Gorodeckaya, I. M. (2007). Metody i texniki prakticheskoj psixologii. Uchebnoe posobie [Methods and Techniques of Practical Psychology. A Study Guide ]: M.

E. Valiullina, I. M. Gorodeckaya, M. Zh. Gusmanov i dr. 224 p. St. Petersburg, Rech'. (In Russian)

Lejbin, V. M. (2008). Psixoanaliz: Uchebnoe posobie [Psychoanalysis: A Study Guide]. 592 p. St. Petersburg, Piter. (In Russian)

Leont'ev, A. N. (1983). Obraz mira. Izbrannye psixo-logicheskie proizvedeniya [The World Image. Selected Works in Psychology]: v 2 t. Pp. 251-261. Moscow, Ped-agogika. (In Russian)

Metodika «Indeks zhiznennogo stilya» [The Method "An Index of Lifestyle"] // PsyLab.info: onlajn e'ncik-lopediya psixodiagnostiki. 2009-2016. URL: http://psylab.info/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE %D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%C2%AB%D0 %98%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_ %D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0 %BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D 1%81 %D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8F%C2%BB#.D0.9 D.D0.B0.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.87.D0.B5.D0.BD.D0.

B8.D0.B5_.D0.BC.D0.B5.D1.82.D0.BE.D0.B4.D0.B8.D 0.BA.D0.B8 (accessed: 20.01.2016). (In Russian)

Psixologiya sostoyanij: uchebnoe posobie dlya stu-dentov vysshix uchebnyx zavedenij, obuchayushhixsya po special'nosti VPO 030301 «Psixologiya» [Psychology of States: A Study Guide for University Students Majoring in Psychology] / (A. O. Proxorov, M. E. Valiullina, G. Sh. Gabdreeva i dr.). (2011). 623 p. Moscow, Kogito-Centr. (In Russian)

Serkin, V. P. Obraz mira i obraz zhizni [The World Image and the Way of Life]. (2005). 331 p. Magadan, Izd-vo SMU. (In Russian)

Smirnov, S. D. (1981). Mir obrazov i obraz mira [The World of Images and the Image of the World] // Vestnik MGU. Ser. 14. Psixologiya, No. 2, pp. 13-21. (In Russian)

Smirnov, S. D. (1983). Ponyatie «obraz mira» i ego znachenie dlya poznavatel'nyx processov [The Concept of "World Image" and the Role It Plays in Cognitive Processes]. P. 157. Moscow, Rech'. (In Russian)

The article was submitted on 22.01.2016 Поступила в редакцию 22.01.2016

Валиуллина Марина Евгеньевна,

кандидат биологических наук, доцент,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. таппауа1_63@таП .ги

Valiullina Marina Yevgenievna,

Ph.D. in Biology, Associate Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. marinaval_63@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.