Научная статья на тему 'Образ мигранта и способы его формирования в немецком языке (на материале немецких онлайн-газет и журналов)'

Образ мигранта и способы его формирования в немецком языке (на материале немецких онлайн-газет и журналов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
457
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАНТ / МЕДИАТЕКСТ / МЕДИАОБРАЗ / ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / СТЕРЕОТИП / ЭТНОСТЕРЕОТИП / ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ/ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ/НЕЙТРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА / МАНИПУЛЯТИВНОЕ РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / MIGRANT / ETHNIC GROUP / STEREOTYPE / ETHNOSTEREOTYPE / NEGATIVE / POSITIVE / NEUTRAL IMAGE / MEDIA / MEDIA TEXT / LANGUAGE MEANS / LINGUISTIC MANIPULATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Овсиенко Татьяна Владимировна, Чопсиева Гюльсум Мамед Кызы

Статья посвящена изучению репрезентации стереотипного образа мигранта в немецкоязычной прессе. Цель статьи исследование способов формирования стереотипного образа мигранта на материале немецкого языка. Статья содержит результаты анализа немецкоязычных онлайн-газет и журналов. Выбор материала исследования был обусловлен вследствие его актуальности, доступности, широкого спектра используемых языковых средств формирования образа мигранта. Методом сплошной выборки были отобраны статьи из ведущих немецких онлайн-газет и журналов на тему мигрантов и миграции, опубликованные в период 2017-2018 годов. Анализ выявил тематику публикаций о мигрантах и наиболее употребляемые языковые средства в репрезентации образа мигранта, а также определил превалирующий стереотипный образ. Результаты исследования показали, что образ мигранта в немецкой прессе противоречив, однако большинство публикаций о мигрантах в средствах массовой информации связаны с негативными событиями. Данные результаты позволили прийти к выводу о том, что преобладающим образом мигранта является негативный. Созданные представления вызывают отрицательные эмоции в обществе, неодобрительно отражаются на межэтнических отношениях и способствуют закреплению в массовом сознании негативного стереотипа в отношении мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF MIGRANT AND MEANS OF ITS FORMATION IN GERMAN LANGUAGE (ON THE BASE OF GERMAN ONLINE NEWSPAPERS AND JOURNALS)

The article is devoted to the study of the representation of the stereotyped image of a migrant in the German press. The purpose of the article is to study the ways of forming a stereotypical image of a migrant on the material of the German language. The article contains the results of an analysis of German online newspapers and magazines. The choice of research topic was due to its relevance, accessibility, a wide range of language means used to form the image of the migrant. The articles from leading German online newspapers and magazines devoted to migrants and migration and published in the period 2017-2018 were selected with the method of continuous sampling. The analysis defined the themes of publications about migrants and the most used language means in the representation of the migrant''s image, and also determined the prevailing stereotyped image. The results of the research showed that the image of the migrant in the German press is contradictory, but the majority of publications on migrants in the media are associated with negative facts. These results led to the conclusion that the prevailing image of a migrant is negative. Created images cause negative reaction in society, influence disapproving the interethnic relations and promote the consolidation of a negative stereotype about migrants in the mass consciousness.

Текст научной работы на тему «Образ мигранта и способы его формирования в немецком языке (на материале немецких онлайн-газет и журналов)»

филологические науки -языкознание

Овсиенко Татьяна Владимировна, Чопсиева Гюльсум Мамед кызы ОБРАЗА МИГРАНТА И СПОСОБЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ ...

УДК 81-112.2

ОБРАЗ МИГРАНТА И СПОСОБЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКИХ ОНЛАЙН-ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ)

© 2018

Овсиенко Татьяна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии Чопсиева Гюльсум Мамед кызы, магистрант Южный Федеральный Университет (344082, Россия, Ростов-на-Дону, улица Б. Садовая, 105/42, e-mail: gulafat@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена изучению репрезентации стереотипного образа мигранта в немецкоязычной прессе. Цель статьи - исследование способов формирования стереотипного образа мигранта на материале немецкого языка. Статья содержит результаты анализа немецкоязычных онлайн-газет и журналов. Выбор материала исследования был обусловлен вследствие его актуальности, доступности, широкого спектра используемых языковых средств формирования образа мигранта. Методом сплошной выборки были отобраны статьи из ведущих немецких онлайн-газет и журналов на тему мигрантов и миграции, опубликованные в период 2017-2018 годов. Анализ выявил тематику публикаций о мигрантах и наиболее употребляемые языковые средства в репрезентации образа мигранта, а также определил превалирующий стереотипный образ. Результаты исследования показали, что образ мигранта в немецкой прессе противоречив, однако большинство публикаций о мигрантах в средствах массовой информации связаны с негативными событиями. Данные результаты позволили прийти к выводу о том, что преобладающим образом мигранта является негативный. Созданные представления вызывают отрицательные эмоции в обществе, неодобрительно отражаются на межэтнических отношениях и способствуют закреплению в массовом сознании негативного стереотипа в отношении мигрантов.

Ключевые слова: мигрант, медиатекст, медиаобраз, этническая группа, стереотип, этностереотип, отрицательный/положительный/нейтральный образ, языковые средства создания образа, манипулятивное речевое воздействие.

THE IMAGE OF MIGRANT AND MEANS OF ITS FORMATION IN GERMAN LANGUAGE (ON THE BASE OF GERMAN ONLINE NEWSPAPERS AND JOURNALS)

© 2018

Ovsienko Tatiana Vladimirovna, candidate of philological sciences, associate professor of the department of German Philology Chopsieva Gyulsum Mamed kyzy, graduate student Southern Federal University (344082, Russia, Rostov-on-Don, street B. Sadovaya, 105/42, e-mail: gulafat@mail.ru)

Abstract. The article is devoted to the study of the representation of the stereotyped image of a migrant in the German press. The purpose of the article is to study the ways of forming a stereotypical image of a migrant on the material of the German language. The article contains the results of an analysis of German online newspapers and magazines. The choice of research topic was due to its relevance, accessibility, a wide range of language means used to form the image of the migrant. The articles from leading German online newspapers and magazines devoted to migrants and migration and published in the period 2017-2018 were selected with the method of continuous sampling. The analysis defined the themes of publications about migrants and the most used language means in the representation of the migrant's image, and also determined the prevailing stereotyped image. The results of the research showed that the image of the migrant in the German press is contradictory, but the majority of publications on migrants in the media are associated with negative facts. These results led to the conclusion that the prevailing image of a migrant is negative. Created images cause negative reaction in society, influence disapproving the interethnic relations and promote the consolidation of a negative stereotype about migrants in the mass consciousness.

Keywords: migrant, ethnic group, stereotype, ethnostereotype, negative / positive / neutral image, media, media text, language means, linguistic manipulation.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В последние время, время глобализации мирового сообщества и нестабильной политической обстановки в государствах Ближнего Востока была отмечена тенденция увеличения миграционных процессов во многих европейских странах. Германия также не явилась исключением, став центром крупнейшего миграционного кризиса со времен Второй мировой войны. В 2015-2016 годах количество мигрантов резко выросло в связи с притоком беженцев из Сирии, Ирака, Нигерии, Афганистана. Согласно данным Федерального управления по миграции Германии число заявок на предоставление убежища в 2016 году достигло максимума: в период с января по декабрь 2016 года было подано 745 545 первоначальных и последующих заявок на получение убежища. В период с января по декабрь 2017 года Федеральное ведомство получило в общей сложности 222 683 ходатайства о предоставлении убежища, а в текущем 2018 году было зарегистрировано 93 316 заявок. Не удивительно, что тема миграции вызывает особый интерес исследователей с различных точек зрения. Различия языка, культуры, национального характера и мировосприятия прибывающего и принимающего населения не редко становятся причиной конфликтов и столкновений между мигрантами и коренным населением. Данный факт не мог остаться

без внимания средств массовой информации. Только в 2015 году в прессе Германии на тему миграции появилось 19 000 статей, что на 20 % больше, чем в 2009-2014 годах вместе взятых. Обилие публикаций о мигрантах способствует, как правило, формированию в массовом сознании стереотипов в отношении мигрантов и их образа в целом. В связи с этим целесообразно проанализировать способы конструирования медиаобраза мигранта в немецкоязычном пространстве.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Для властей массовизация общества вызывает большой интерес, так как в процессе информационно-психологического воздействия в сознание населения закладывается необходимая идеология, что позволяет в полной мере использовать средства производства, рабочую силу, инфраструктуру в целях субъекта манипулятивно-го воздействия [1, с. 72-73]. Проблемами манипуляции в медиадискурсе посредством текстов занимались такие исследователи как Т.Г. Добросклонская (2006), С.Г. Кара-Мурза (2009), И.А Стернин (2012), К.А Хлопков (2009). Так, Т.Г. Добросклонская определяет медиади-скурс как когнитивно-прагматическую среду, реализующую свою сущность посредством производства и транс-

Ovsienko Tatiana Vladimirovna, Chopsieva Gyulsum Mamed kyzy philological sciences -

THE IMAGE OF MIGRANT AND MEANS ... linguistics

ляции широкой аудитории оценочных смыслов, а также через метафорическую интерпретацию фактов социального бытия [2, с. 27]. Единицей членения медиапотока, другими словами, продуктом производства СМИ является медиатекст - сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа [3, с. 27]. При создании различных информационных сообщений используется определенный комплекс средств и приемов выразительности, способствующий оказанию ма-нипулятивного речевого воздействия и формированию общественного мнения [4, с. 8]. С.Г. Кара-Мурза выделяет следующие признаки манипуляции: 1) скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции, 2) воздействие, требующее значительного мастерства и знания, 3) стремление получить односторонний выигрыш, 4) люди, сознанием которых манипулируют, выступают не в качестве личностей, а в роли объектов манипуляции [5, с. 12-13]. Под речевым воздействием понимается воздействие человека на другого человека или группу лиц при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели, основу которой составляют психологические и психолингвистические механизмы, принуждающие слушателя или читателя некритично воспринимать информацию, способствующие возникновению в его сознании определенных образов, заблуждений и стереотипов [6, с. 45].

Используя стереотипы, различные организации и власть формируют определённое общественное настроение, необходимое эмоционально-оценочное отношение к тому или иному факту [7, с. 88-90]. Стереотипы представляют собой устойчивые, значительно упрощенные, поверхностные, оценочные суждения и представления одной этнической группы о культуре, взглядах, ценностях, поведении другой этнической группы, которые состоят из компонентов, присущих данному конкретному историческому периоду, и компонентов, устойчивых на протяжении длительного периода времени» [8, с. 16]. В.В. Красных рассматривает стереотипы как ментальную «картинку», устойчивое, обусловленное национально-культурной спецификой представление о том или ином предмете или о ситуации. В.В. Красных выделяет две категории стереотипов: стереотипы-образы и стереотипы-ситуации [9, с. 178-194].

Образы и стереотипы всегда сосуществуют в культуре, но они выполняют различные когнитивные функции. Образ выступает как единое, глубокое отображение действительности, а стереотип является упрощённой и стандартизированной схемой, которая облегчает восприятие информации. Образы переходят в категорию стереотипов из-за массовизации и упрощения культуры, а также вследствие доминирования визуальных форм культуры [10, с. 9-10]. Стереотипы обладают определенными характеристиками и свойствами. Во-первых, стереотипы возникают в межличностной коммуникации в процессе усвоения опыта других людей, групп, предшествующих поколений, опыта, закрепленного в виде привычных представлений стихийно и спонтанно. Во-вторых, стереотипы несут в себе оценочные элементы, выступающие в виде особого эмоционального отношения и, будучи устойчивыми, оказывают влияние на формирование нового опыта. В-третьих, стереотипы делят предметы и явления на «знакомое» и «незнакомое» [11, с. 85]. Стереотипы играют большую роль при осуществлении когнитивной и межгрупповой социальной дифференциации. В случае незамедлительной первичной оценки какому-либо явлению или объекту, представитель конкретной этнической общности разделяет их на «знакомые» иными словами «свои», «положительные» и «незнакомые» или «чужие», «враждебные». Представители своей этнической группы характеризуют что-либо свое позитивно, а незнакомое, которое не вписывается в имеющуюся систему представлений, характеризуется негативно. Таким образом, появляется противопостав-58

ление «мы» - «они», основывающееся на процессах максимизации межгрупповых различий и минимизации межгруппового сходства [12, с. 68]. В данном контексте имеет место рассмотреть такой термин как этносте-реотип. Под этностереотипом Л.П. Крысин понимает «стандартное представление, имеющееся у большинства людей, составляющих тот или иной этнос, о людях, входящих в другой или в собственный этнос...» [13, с. 171]. Как было сказано выше, помимо стереотипов сообщения средств массовой информации способствуют формированию образов. Применительно к современной медиакультуре СМИ создают медиаобразы. Е.Н. Богдан определяет медиаобраз как особый образ реальности, предъявляемый массовой аудитории медиаиндустрией. В этом контексте общественное мнение, посредством которого выражается духовно-практическое отношение превалируемого большинства к определенным фактам, событиям, явлениям и общественным процессам играет ключевую роль в процессе формирования медиаобраза того или иного явления [14, с. 124-125].

Формирование целей статьи (постановка задания).

Цель настоящей статьи - представить результаты анализа особенностей формирования стереотипного образа мигранта в немецкоязычных медиатекстах. Материал исследования составляют тексты публикаций о мигрантах, изданные в период 2017-2018 годах на страницах немецких онлайн-газет „Spiegel", „Bild", „Zeit", „Welt". Выбор источников обусловлен массовым охватом аудитории и высокой долей изданий, занимаемой на печатном рынке Германии.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Практика современных средств массовой информации показывает, что журналисты отражают стереотипы массового сознания с двух позиций, с одной стороны, они проявляют терпимость, а с другой стороны, выражают озлобленность и интолерантность в отношении определенных этнических групп. Журналист занимает, как правило, определенную позицию, в которой отражается как его собственное мнение, так и мнение социальной группы, которую он представляет. Трансляция этого мнения на массовую аудиторию представляет значимый фактор формирования общественных настроений [15, с.

91].

Стереотипный образ мигранта в немецкоязычном ме-диадискурсе противоречив. Анализ содержания статей и средств формирования стереотипного образа мигранта позволил выделить три преобладающих образа мигранта. Первый изображается преимущественно негативно, его основными характеристиками являются агрессия, угроза экономическому благосостоянию коренного населения и его культуре, обострение ситуации с преступностью, несоответствие нормам, принятым в стране, и культурным нормам этнических мигрантов, в случае их проживания в пределах своей общины. Во втором образе мигрант наделяется более позитивными качествами, где он характеризуется как член общества, приносящий пользу стране. И, наконец, третий образ - образ нейтральный. В данном случае миграционные процессы и мигранты описываются журналистами объективно, то есть авторы статей не выражают ни своего положительного, ни отрицательного отношения к мигрантам.

Количественный анализ содержания текстов статей о мигрантах показал, что именно отрицательный образ мигранта, является доминирующим и оказывает влияние на формирование этнических стереотипов и социальных представлений у читательской аудитории и у коренного населения в целом. В результате созданный прессой образ мигрантов, формирует негативный социально-психологический фон и обостряет недоверие, опасения и тревогу в обществе по отношению к мигрантам.

По данным проведённого анализа было обнаружено, что в 47 % из общего числа проанализированных публикаций авторами создаётся отрицательный образ Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

филологические науки -языкознание

Овсиенко Татьяна Владимировна, Чопсиева Гюльсум Мамед кызы ОБРАЗА МИГРАНТА И СПОСОБЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ ...

мигранта. Данные показатели свидетельствуют о том, что в публикациях немецких онлайн-журналов и газет освещаются негативные события, связанные с мигрантами. Журналисты подчеркивают рост преступлений, совершаемых мигрантами, их связь с терроризмом. Авторы указывают на большое количество конфликтов между новоприбывшим и местным населением, где зачинщиками ссор являются мигранты, а также описывают негативную реакцию населения. Таким образом, доминирование в прессе отрицательных упоминаний о беженцах, формирует в общественном сознании отрицательное, скорее враждебное, отношение к мигрантам, соответственно нежелание проживать рядом с подобными группами населения. Представители принимающей страны убеждаются, что поток мигрантов создает экономические проблемы, вселяет неуверенность и страх в общество. Впоследствии под влиянием публикаций, с негативным образом мигранта в сознании местного населения формируются стереотипы о мигрантах, следовательно, снижается уровень толерантности и растет уровень напряженности в социуме.

Анализ публикаций о мигрантах позволил выделить основные темы, упомянутые в отношении мигрантов и способствующие созданию стереотипного образа: терроризм, миграционная преступность, страх/опасность, образование/неграмотность, работа.

Большинство мигрантов относятся к малообеспеченному слою населения в обществе, что приводит их к нелегальной деятельности, в том числе и преступности. Информация о преступности, грабежах, драках, совершенных мигрантами способствует формированию неуверенности, незащищенности граждан принимающей страны. Как следствие, наблюдается преобладание данной темы в статьях немецких онлайн-газет и журналов. Рассмотрим примеры. Die Zahl sexueller Übergriffe durch Migranten ist demnach in den vergangenen zwei Jahren gestiegen [16]. Die Kriminalität durch Deutsche geht indes seit vielen Jahren zurück. Damit fallen die Zuwanderer deutlich häufiger als Verdächtige bei einer Gewalttat auf, als es ihrem Anteil an der Bevölkerung entspricht [17]. Die Gewaltkriminalität nimmt wieder zu. Und das liegt vor allem an den Taten von Zuwanderern [18].

Одним из главных последствий миграции в Германию являются социальные изменения в обществе. В число данных изменений по оценкам журналистов входят снижение производительности труда и ухудшение квалификационной структуры: Der Zuzug von Flüchtlingen wird in den kommenden Jahren zur einem sinkenden Leistungsniveau des deutschen Bildungssystems führen. (...) Die Forscher sprechen von einer bevorstehenden Verschlechterung der „Qualifikationsstruktur in Deutschland" [19].

Данные явления могут негативно сказываться в будущем и отрицательно повлиять на профессиональную сферу деятельности в обществе.

Тема малообразованности и/или неграмотности прибывающих мигрантов не случайно находит свое отражение в публикациях: Nach Angaben des Instituts können nur rund 55 Prozent der erwachsenen Flüchtlinge einen Mittelschulabschluss oder einen weiterführenden Schulabschluss vorweisen. Neun Prozent haben nie eine Schule besucht, und 24 Prozent haben die Schule ohne Abschluss verlassen [19].

Авторы статей, указывают на то, что каждый пятый беженец никогда не посещал школу, тем самым подчеркивая факт того, что проблема образования мигрантов и повышение их квалификации является одной из важнейших проблем немецкого общества.

Мигранты ассоциируются с террористами, антисе-менистами, расистами и т. д., что вызывает у населения преимущественно отрицательные эмоции, страх, неприязнь, ненадежность. Например, Tatsache ist, dass viele Menschen mit Wurzeln in fremden Ländern in Deutschland rassistische Erfahrungen machen [20]. Die Sorge nämlich, dass mit den Bürgerkriegsflüchtlingen und Migranten

aus muslimischen Staaten, die seit 2015 nach Deutschland gekommen sind, auch ein aggressiver, kulturell selbstverständlicher Antisemitismus und Anti-Israelismus importiert worden sei, der ähnliche Tendenzen in den türkischen und arabischen Communitys in Deutschland weiter verstärke

[21]. Überall dort verübten Islamisten im vergangenen Jahr Anschläge - oder versuchten es. Die Täter: Salafistische Jugendliche, radikalisierte Flüchtlinge aus Syrien und Afghanistan, die mit der Terrormiliz IS in Kontakt standen

[22].

Zwei Terroranschläge (Würzburg, Ansbach), ein Amoklauf (München) und eine Beziehungstat (Reutlingen). Dass alle Taten von Männern mit Migrationshintergrund begangen wurden, sorgt zusätzlich für Spannung [23]. Nach und nach hat sich die europäische Flüchtlingskrise der vergangenen Jahre mit der Terrorgefahr verbunden [24].

Таким образом, тематический анализ показал, что СМИ создают негативный стереотип мигранта и тем самым отображают его как «чужого», формируют представление угрозы, исходящей от мигранта.

Кроме того, стереотипный образ мигранта, как показали результаты исследования, раскрывается с помощью различных языковых средств. Лексические средства, обладают потенциалом воздействия на читателя, т.к. именно выбор автором текста лексических маркеров определяется в большинстве случаев его интересами и намерениями. С прагматической точки зрения лексика содержит информацию об отношении говорящего к адресату, о том, какие чувства, эмоции говорящий испытывает по отношению к адресату. Лексическими маркерами со значением положительного или отрицательного оценивания являются: эмоционально оценочные слова; прилагательные в сравнительной и превосходной степени; усилительные частицы и междометия; модальные глаголы и глаголы с уточняющей семантикой; вводные слова заверения [25, с. 517]. Грамматические и лексические средства способствуют оказанию скрытого воздействия на читателя и позволяют сделать акцент на том или ином факте.

Использование существительных и прилагательных с отрицательной коннотацией, таких как gefährlich, illegal, Tatverdächtige, Extremisten способствуют формированию отрицательного образа мигранта: Fast ein Viertel der gefährlichsten Extremisten in Deutschland sind Asylbewerber [26]. Die Berliner Polizei hat eine Bande von Drogenhändlern festgenommen - dazu gehörten auch mehrere gewaltbereite Islamisten [27]. Bei den jüngsten Zugriffen seien illegale Einwanderer aus einem dutzend lateinamerikanischer Staaten festgesetzt worden [26]. Der Tatverdächtige ist ein Flüchtling aus Syrien, er ist der Bruder des 14-Jährigen [28].

В текстах статей используются средства фактографической точности с целью придания тексту наглядности, создавая тем самым у читателей ощущение достоверности и правдивости изложенных фактов. В данном примере журналист указывает на возросшее число преступлений, совершенных мигрантами. Der innenpolitische Sprecher der AfD-Fraktion, Lars Patrick Berg, forderte Strobl auf, Asylkriminalität noch schärfer zu bekämpfen. Die Sexualstraftaten haben 2017 zugenommen - ihre Zahl stieg um 13 Prozent auf 6110 Fälle [29].

Используя обособление, автор подчеркивает, что преступление совершено именно беженцами: Dieses Verbrechen löste im Sommer 2017 in der Doppelstadt Empörung, Wut, aber auch Betroffenheit aus. Vier junge Männer, Flüchtlinge, waren über eine Frau hergefallen [30].

Использование стилистических средств выразительности придает тексту эмоциональность и экспрессивность. Например, применяя антиклимакс в следующем примере, автор подчеркивает напряжение, связанное с повышенной преступностью мигрантов: Mehr Tote, mehr Drogendelikte, höhere Schäden durch Wohnungseinbrüche: Die Zahl der Straftaten in Bayern ist gestiegen [31].

В следующем примере вместо прямого наименова-

Ovsienko Tatiana Vladimirovna, Chopsieva Gyulsum Mamed kyzy philological sciences -

THE IMAGE OF MIGRANT AND MEANS ... linguistics

ния сторон конфликта автором использована синекдоха „Eisenstangen und Messer", где Eisenstangen обозначает представителей безопасности, а Messer - беженцев. Тем самым автор выражает свою оценку и усиливает негативный образ мигранта. In einer Flüchtlingsunterkunft in Baden-Württemberg geraten Bewohner und Sicherheitspersonal aneinander - Eisenstangen und Messer sind im Spiel. Auch das Verhalten des Sicherheitsdienstes wird überprüft [32].

Второе место по употребительности занимает нейтральный образ мигранта - 41 %, что всего лишь на 6 % меньше отрицательного образа. Данные показатели свидетельствуют о том, что авторы статей не выражают свою оценку. При создании нейтрального образа журналисты информирует аудиторию о событиях, связанных с мигрантами, не внося при этом своей позитивной или негативной субъективной оценки. При проведении исследования, был выявлен образ мигранта, не содержащий ни отрицательной, ни положительной журналисткой оценки. Авторами статей в данном случае создается образ человека, попавшего в беду и который нуждается в поддержке и сочувствии. Журналисты в данном случае освещают проблемы трудоустройства и дискриминации мигрантов, также опровергают негативные стереотипы о мигрантах, призывая население, лояльнее относится к беженцам. Например, мигранты описываются с помощью таких прилагательных как traumatisierte и schutzbedürftige: Die altehrwürdige Nationale Akademie der Wissenschaften fordert in einer Stellungnahme schnelle Hilfe für traumatisierte Flüchtlinge [33]. Die EU startet ein Umsiedlungsprogramm für besonders schutzbedürftige Flüchtlinge [34].

Все события, вынуждающие мигрантов бежать из Родины, авторы называют трагедией: Vor der Küste Libyens kam es am Freitagmorgen zu einer neuen Flüchtlingstragödie. 90 Menschen ertranken dort, nachdem ihr Boot kenterte [35].

Называя причины, по которым мигранты вынуждены покидать свою страну, к которым относятся война, опасность, нестабильность, авторы пытаются вызвать жалость и обратить внимание на то, что мигранты хотят, как и все остальные граждане жить мирно и спокойно. И соответственно подчеркивают тем самым, что нельзя всех без исключения мигрантов воспринимать как опасность. Данный факт подчеркивается автором при помощи анафоры: Menschen flüchten, weil sie in Gefahr sind. Weil ihre Kinder in Gefahr sind, weil ihre Lebensgrundlage zerstört wurde und weil sie sich großen Risiken aussetzten, wenn sie blieben [36]. Man darf nicht alle Flüchtlinge pauschal als Gefahr darstellen [37].

В средствах массовой информации Германии широко обсуждается тема дискриминации мигрантов и жестокого обращения с ними. При помощи прилагательного „ rassistisch " авторы статей подчеркивают данную проблему и формируют образ мигрантов, как людей, нуждающихся в защите. Die Beurteilung eines Menschen nach dem Äußeren und die damit verbundene Sonderbehandlung durch die Sicherheitsbehörden sei rassistisch, zitiert die Zeitung einen Sprecher vom Kölner Flüchtlingsrat [38].

Для привлечения внимания к проблемам мигрантов авторы статей также используют различные грамматические средства. Употребление вопросительного предложения заставляет читателей задуматься о том, стоит ли волноваться о большом наплыве мигрантов. В ответе на поставленный вопрос автор применяет анафору для большей экспрессивности и подчеркивает факт того, что не стоит беспокоиться о большом количестве беженцев: Müssen wir uns vor „Überflutung" sorgen? Sicher nicht, wenn wir finanziell mit dafür sorgen, dass Flüchtlinge in der Nähe ihrer Heimatländer bleiben können, was sie erfahrungsgemäß vorziehen. Sicher nicht, wenn wir ihnen dezentral in Europa mit seinen 500 Millionen Einwohnern eine gute Heimat geben (...) [39].

Итак, нейтральный образ мигранта делится на два

вида. В первом случае в текстах статей отсутствуют оценочные маркеры. Во втором случае авторы опять же не оценивают мигрантов ни положительно, ни отрицательно, но указывают на их проблемы в немецком обществе.

Положительный образ мигранта формируется по данным нашего исследования, лишь в 12 % и является наименее распространенным. Данные показатели свидетельствуют о том, что в публикациях положительного характера о мигрантах целью журналистов является опровержение негативных стереотипов о беженцах и урегулирование отношений между двумя сторонами. В публикациях такого рода авторы статей описывают жизнь образованных мигрантов, желающих интегрироваться в немецкое общество на реальных примерах. Журналисты многократно подчёркивают положительные черты характера новоприбывших, их трудолюбие, ответственность, законопослушность и благодарность, которую они высказывают стране, принявшей их. Положительный образ вызывает у читательской аудитории позитивные эмоции, и формирует толерантное отношение к мигрантам. В обществе распространяется мнение, что не все мигранты опасны, среди них есть немалое количество интеллигентных людей, которые могут принести пользу обществу.

Положительный образ мигранта формируется при помощи лексики с положительной коннотацией. Например, авторы статей для обозначения отличившихся, преуспевающих мигрантов используют существительное Mustermigrant: Mohamad Alkhyoti ist so etwas wie ein Mustermigrant [34].

В статьях подчеркиваются позитивные качества как отдельно взятых мигрантов, так и всех вместе взятых с помощью прилагательных с положительной семантикой. Внимание акцентируется на их желании учить немецкий язык, получать образование, работать и успешно и интегрироваться в общество. Например: „Der syrische Arzt", das war das Idealbild des Flüchtlings, damals im Sommer 2015, als jeden Tag Tausende Menschen ins Land kamen. Ein hervorragend ausgebildeter Akademiker, der mithelfen würde, den hiesigen Fachkräftemangel zu beseitigen [34]. Vom Flüchtling zum Weltstar. Sie ist aus Syrien geflohen und bei den Olympischen Spielen gestartet, hat den Papst getroffen und ein Buch geschrieben: Yusra Mardini wünscht sich, sie hätte all das nie erlebt [40].

Желание беженцев познавать культуру, обычаи и язык немцев выражается также посредством модального глагола wollen: Sie wollen Deutsch lernen [41]. „ Wer sich integrieren will, hat Respekt verdient!" Feras Rashid [42], den BILD-Reporter während seiner Flucht begleiteten, zeigt, wie Integration funktionieren kann. Wenn man will. In dieser Woche bekam er seine Zulassung, jetzt beginnt das MasterStudium Wirtschaft. Sein Deutsch hat „Muttersprachniveau" erreicht, wie seine Tests belegen [43].

Прямая речь и имена собственные подчеркивают достоверность и реальность изложенного. Называя имена мигрантов, авторы указывают на то, что образованные и целеустремленные мигранты действительно существуют, создавая при этом положительный образ мигранта. Ibrahim aus Somalia: „Ich könnte mir vorstellen, als Altenpfleger zu arbeiten. [44]. " Abou aus Gambia brachte sogar seine Bewerbungsunterlagen mit: „Ich will den Job machen und freue mich drauf' [45].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Стереотипные образы, репрезентуемые средствами массовой информации, оказывают большое влияние на межэтнические отношения и на восприятие коренным населением мигрантов. Посредством медиатекстов авторы управляют массовым сознанием, закрепляют предопределенные установки, и намеренно навязывают читателям определённый образ мигранта. Проведённое исследование показало, что, в 12 % статей создается положительный образ мигранта, в 41 % нейтральный и в 47 % статей отрицательный образ. Журналисты в своих Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

филологические науки - Овсиенко Татьяна Владимировна, Чопсиева Гюльсум Мамед кызы

языкознание ОБРАЗА МИГРАНТА И СПОСОБЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ ...

статьях сообщают о возможных последствиях миграционного потока и о возникающих проблемах в общении и сосуществовании двух культур. Вследствие чего в обществе нарастает напряженность, возникают конфликты между мигрантами и коренным населением. Но следует отметить, что для сглаживания конфликтов СМИ создают и положительный образ мигранта, описывая их позитивные качества. Тем не менее, на страницах немецких газет преобладает отрицательный образ мигранта. В средствах массовой информации чаще всего освещаются проблемы, связанные с низким уровнем образования мигрантов и их связь с преступным миром, и как следствие, и трудности интеграции. Таким образом, мы пришли к выводу, что образ мигранта, создаваемый немецкой прессой, довольно неоднозначен и оказывает большое влияние на межэтнические отношения. В рамках дальнейшего исследования планируется изучение языковых средств создания образа мигранта в средствах массовой информации других европейских стран и проведение сравнительного анализа в диахроническом аспекте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Хлопков К.А. Значение средств массовой коммуникации в процессе манипуляции массовым сознанием // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2009. № 2. - С. 71-74.

2. Добросклонская Т.Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского ун-та. Серия 10. Журналистика, 2006. - С. 20-33

3. Мельник Г.С. Медиатекст как объект лингвистических исследований // Журналистский ежегодник, 2012. № 1. - С. 27-29.

4. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2-e изд.; перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2006. - 448 с.

5. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо, 2009. 447 с.

6. Стернин И.А. Основы речевого воздействия. Учебное издание. Воронеж: «Истоки», 2012. - 178 с.

7. Попова В.О., Балезина Е.А. Роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 2015. № 2 (22). - С. 88-94.

8. Губина М.В. Формирование этнокультурных стереотипов об иммигрантах из России в СМИ Чехии: авто-реф. дисс. ... канд. культур. наук. - М., 2015. - 25 с.

9. Красных В. В. Этнопсихология и лингвокульту-рология - М.: Гнозис, 2002. - 284 с.

10. Жаданова Н.И. Образы и стереотипы маскулинности в европейской культуре: дисс.канд. филос.наук: 24.00.01 / Наталья Игоревна Жаданова; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону, 2012. - 194 с.

11. Ильюшкин В.В. Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах // European research. - Иваново: Олимп, 2014. - С. 83-88

12. Волкова В.Б., Кривошлыкова М.В., Малеко Е.В. Стереотип в процессах социального восприятия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - С. 67-70.

13. Крысин Л.П. Лингвистический аспект изучения этностереотипов // Встречи этнических культур в зеркале языка: (в сопоставительном лингвокультурном аспекте). Науч. совет. по истории мировой культуры. - М.: Наука, 2002. - С. 171-175.

14. Богдан Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика, 2007. №4. - С. 122-127.

15. Иссерс О. С., Рахимбергенова М. Х. Языковые маркеры этнической ксенофобии (на материале российской прессы) // Политическая лингвистика. - Вып. 3(23). - Екатеринбург, 2007. - С. 90-96.

16. Zahl sexueller Straftaten durch Migranten gestie-Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)

gen, 17.07.2017 [Электронный ресурс]. URL: https:// www.welt.de/politik/fluechtlinge/article166743220/Zahl-sexueller-Straftaten-durch-Migranten-gestiegen.html (дата обращения: 5.08.2018).

17. Leubeucher M. Was die Studie zur Gewalt durch Zuwanderer aussagt, 03.01.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.welt.de/politik/deutschland/ article172153774/Gewalt-durch-Zuwanderer-Polizei-gewerkschaften-fordern-Konsequenzen.html (дата обращения: 5.08.2018).

18. Klingst M. Wie kriminell sind Flüchtlinge? 19.04.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.zeit.de/2017/17/ kriminalitaet-fluechtlinge-zunahme-gewalttaten-statistik (дата обращения: 5.08.2018).

19. Eckert D. Flüchtlinge verstärken Spaltung in Deutschland, 06.03.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.welt.de/wirtschaft/article162463119/ Fluechtlinge-verstaerken-Spaltung-in-Deutschland.html (дата обращения: 7.08.2018).

20. Hört uns endlich zu, 30.07.2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.spiegel.de/kultur/gesell-schaft/rassismus-in-deutschland-wir-wollen-nicht-schweigen-a-1220836.html (дата обращения: 7.08.2018).

21. Wefing H. Nicht hier, nicht mit uns, 13.12.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.zeit.de/2017/52/ antisemitismus-proteste-berlin-verantwortung-deutschlandholocaust (дата обращения: 4.08.2018).

22. Bewarder M. So sehr hat sich Deutschland in einem Jahr verändert, 10.01.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.welt.de/politik/deutschland/article160961730/ So-sehr-hat-sich-Deutschland-in-einem-Jahr-veraendert. html (дата обращения: 4.08.2018).

23. Bittner J. Das Gegenteil von Dankbarkeit, 2.01.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.zeit.de/2017/01/ asylrecht-kriminelle-einwanderer-einwanderung-gewalt (дата обращения: 21.03.2018).

24. Bewarder M. So sollen potenzielle Attentäter unter den Flüchtlingen enttarnt warden, 04.07.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.welt.de/politik/deutschland/ article166229161/So-sollen-potenzielle-Attentaeter-unter-den-Fluechtlingen-enttarnt-werden.html (дата обращения: 21.03.2018).

25. Ленец А.В., Овсиенко Т.В. Особенности лексического оформления ложного речевого акта в немецком языке: гендерный аспект (на материале немецкой художественной литературы) // Вестник Башкирского университета. - 2017. Т. 22. № 2. - С. 515-522.

26. Hunderte Extremisten beantragten Asyl, 07.04.2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.spiegel.de/ politik/deutschland/deutschland-hunderte-extremisten-beantragten-asyl-a-1201565.html (дата обращения: 13.04.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Polizei geht gegen Dealer vor: Verhaftet auch Islamisten, 24.05.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bild.de/regional/aktuelles/berlin/polizei-zerschlaegt-bande-von-dealern-und-51894354.bild.html (дата обращения: 17.04.2018).

28. Messer-Opfer Vivien K. (24) aus Koma erwacht, 28.03.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www. bild.de/regional/hannover/burgwedel/frau-nach-messer-attacke-aus-koma-erwacht-55233644.bild.html (дата обращения: 20.04.2018).

29. Kriminalität im Ländle auf Tiefststand, 16.03.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bild. de/regional/stuttgart/innere-sicherheit/kriminalitaet-tiefststand-55120918.bild.html (дата обращения: 20.04. 2018).

30. Vier Flüchtlinge als Vergewaltiger Gericht, 6.03.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bild.de/ regional/sachsen-anhalt/vergewaltigung/vier-fluechtlinge-als-vergewaltiger-vor-gericht-55015676.bild.html (дата обращения: 20.04.2018).

31. Grothmann O. Mehr Kriminalität durch Flüchtlinge, 13.03.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.

Ovsienko Tatiana Vladimirovna, Chopsieva Gyulsum Mamed kyzy THE IMAGE OF MIGRANT AND MEANS ...

philological sciences -linguistics

bild.de/regional/muenchen/muenchen/mehr-kriminali-taet-durch-fluechtlinge-50830682.bild.html (дата обращения: 12.04.2018).

32. Flüchtlinge verletzen Sicherheitsdienst mit Messerstichen, 17.02.2017 [Электронный ресурс]. URL: https:// www.welt.de/vermischtes/article16216-0626/Flue-chtlinge-verletzen-Sicherheitsdienst-mit-Messer-stichen.html (дата обращения: 13.04.2018).

33. "Es müsste viel mehr passieren", 24.04.2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.spiegel. de/pa-norama/gesellschaft/traumatisierte-fluecht-linge-es-muesste-viel-mehr-passieren-a-1204308.html (дата обращения: 27.04.2018).

34. Ahr N. Der Musterflüchtling, 2.03.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.zeit.de/2017/08/integration-fluechtlinge-deutschland-geschichten (дата обращения: 20.04.2018).

35. 90 Tote bei neuer Flüchtlingstragödie, 02.02.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bild.de/ politik/ausland/fluechtlinge/mittelmeer-fluechtlinge-tote-54679030.bild.html (дата обращения: 27.04.2018).

36. Abbas F. Niemals eine Bürgerin, 14.03.18 [Электронный ресурс]. URL: https://www.zeit.de/ kultur/2018-03/migration-sudan-usa-deutschland-fremde-10nach8 (дата обращения: 21.03.2018).

37. «Ein neuer Tätertyp», 01.01.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.zeit.de/2018/01/attentaeter-barmbek-gericht-torsten-voss-verfassungsschutz-chef/ seite-2 (дата обращения: 21.03.2018).

38. Flüchtlinge sollen Karneval meiden, 04.02.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.spiegel.de/ politik/deutschland/polizei-in-nrw-fluechtlinge-sollen-karneval-meiden-a-1133185.html (дата обращения: 23.03.2018).

39. Schwan G. Für Menschlichkeit, gegen Heuchelei, 26.02.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.spie-gel.de/politik/ deutschland/gesine-schwan-fluechtlingspoli-tik-und-menschenrechte-gehoeren-zusammen-a-1135781. html (дата обращения: 23.03.2018).

40. Vom Flüchtling zum Weltstar, 19.04.2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.zeit.de/2017/08/ integration-fluechtlinge-deutschland-geschichten (дата обращения: 26.04.2018).

41. Flüchtlinge lernen Deutsch im Knast, 19.04.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bild.de/regional/ dresden/integration/fluechtlinge-lernen-deutsch-im-knast-55442090.bild.html (дата обращения: 26.04.2018).

42. Ronzheimer P. „Wer sich integrieren will, hat Respekt verdient!", 03.04.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bild.de/politik/inland/fluechtling/wer-sich-integrieren-will-hat-respekt-verdient-55281966.bild. html (дата обращения: 26.04.2018).

43. Bloehte H. Flüchtlinge werden Pfleger 17.04.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bild.de/ politik/inland/fluechtling/wer-sich-integrieren-will-hat-respekt-verdient-55281966.bild.html (дата обращения: 26.04.2018).

44. Flüchtlinge lernen Deutsch im Knast, 19.04.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bild.de/regional/ dresden/integration/fluechtlinge-lernen-deutsch-im-knast-55442090.bild.html (дата обращения: 26.04.2018).

45. Bloehte H. Flüchtlinge werden Pfleger 17.04.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bild.de/ politik/inland/fluechtling/wer-sich-integrieren-will-hat-respekt-verdient-55281966.bild.html (дата обращения: 26.04.2018).

Статья опубликована при поддержке гранта РФФИ № 18-012-00226

Статья поступила в редакцию 02.08.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

62

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.