Научная статья на тему 'Образ матери – великая тема искусства'

Образ матери – великая тема искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4126
1208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА-МАТЬ / РАФАЭЛЬ «СИКСТИНСКАЯ МАДОННА» / НЕКРАСОВ СТИХИ «О МАТЬ МОЯ» / ВИДЫ ИСКУССТВА / ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / ИКОНЫ / ИДЕАЛ / ШУБЕРТ АВЕ МАРИЯ / БОГОРОДИЦА / ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА / РАХМАНИНОВ «БОГОРОДИЦЕ ДЕВО / РАДУЙСЯ» / ПЕСНЯ «МИЛАЯ МОЯ МАМА» / ПЕСНЯ «МАМА – ПЕРВОЕ СЛОВО» / ОСТРОВСКИЙ «ПЕСНЯ О ЖЕНЩИНЕ» / МОЛИТВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Александрова Ульяна Викторовна

Данный сценарий урока разработан для учащихся 3 класса на основе программы «Музыка» Критской Г. П., Сергеевой Е. Д. Данная тема урока очень актуальна в нашем активном и технологичном мире. К сожалению, есть часть детей, которые «частенько живут» не в той реальности (благодаря компьютерным играм и фильмам), не замечая вокруг близких людей; не тянутся к возвышенному, человечному; смотря на какое-либо произведение искусства, не вдумываются в его суть, не находят для себя ничего поучительного и т. д.. Неоднократно у детей наблюдается бессердечность, неумение понять и придти на помощь. Урок музыки, как никакой другой урок, поможет детям окунуться в эмоциональный духовный мир посредством разных видов искусства. Именно через эмоциональное переживание можно многое «перевернуть» в сознании ребенка и дойти до его изначальной искренности, доброты и человечности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ матери – великая тема искусства»

Мастер - класс

Александрова Ульяна Викторовна

учитель музыки МАОУ СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов

г. Екатеринбург E-mail: Ulika78@yandex.ru

J ^

ОБРАЗ МАТЕРИ - ВЕЛИКАЯ ТЕМА ИСКУССТВА

Л

г

Аннотация. Данный сценарий урока разработан для учащихся 3 класса на основе программы «Музыка» Критской Г. П., Сергеевой Е. Д. Данная тема урока очень актуальна в нашем активном и технологичном мире. К сожалению, есть часть детей, которые «частенько живут» не в той реальности (благодаря компьютерным играм и фильмам), не замечая вокруг близких людей; не тянутся к возвышенному, человечному; смотря на какое-либо произведение искусства, не вдумываются в его суть, не находят для себя ничего поучительного и т.д.. Неоднократно у детей наблюдается бессердечность, неумение понять и придти на помощь.

Урок музыки, как никакой другой урок, поможет детям окунуться в эмоциональный духовный мир посредством разных видов искусства. Именно через эмоциональное переживание можно многое «перевернуть» в сознании ребенка и дойти до его изначальной искренности, доброты и человечности.

Ключевые слова: Женщина-мать, Рафаэль «Сикстинская мадонна», Некрасов стихи «О мать моя», виды искусства, духовная музыка, иконы, идеал, Шуберт Аве Мария, Богородица, Путеводительница, Рахманинов «Богородице Дево, радуйся», песня «Милая моя мама», песня «Мама - первое слово», Островский «Песня о женщине», молитва.

Цель: выявить значение матери в жизни человека и общества; раскрыть образ Божьей матери посредством разных видов искусства.

Задачи: знакомство с лучшими образцами произведений искусства; развитие умения анализировать, формирование умения находить сходства и различия; развитие вокально-интонационных навыков учащихся; воспитание уважительного и осознанного отношения к женщине-матери; развитие словарного запаса, осознанное восприятие музыки и живописи, развитие воображения и памяти; воспитание эмоциональной отзывчивости и навыков культуры слушателя.

Ход урока.

На экране видеоклип, созданный на основе известных картин на фоне.

Учитель: Ребята, вы сейчас посмотрели небольшой видеофрагмент, в основе которого лежит вечная, самая прекрасная тема, к которой во все века обращались и художники, и поэты, и композиторы. Что это за тема,ребята?

Учащиеся: Женщина с ребенком. Мама.

"Образ матери -великая тема

искусства"

Учитель: Да, ребята,образ женщины, матери. « Образ матери - великая тема иммистаишмак звутит тема наш его уроке.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет!

Так она и будет жить в веках С ам ая прекрабяат мажаащин,

Жен щина с |эеемнке м та доааа!

Се ргей Острово й

38

Эксперимент а рнновацин я шро«« ООбЗНа

Мастер - класс

Учитель: Одной из вечных тем в искусстве является образ женщины - матери. Как вы думаете, ребята, почему?

Учащиеся: Мама - это самый близкий человек. Если что-то случается, мы кричим «мама», жаловаться или поплакаться идем к маме. Мама о нас всех заботится. Мама нас рождает...

Учитель: Да, ребята, вы совершенно правы. Мама - начало всех начал. Мама дает жизнь ребенку, ночами недосыпает, волнуется, чтобы ребенок был здоров, сыт, жизнерадостен, счастлив. Мама - это наш первый учитель. Мама - это наш самый близкий друг. Она всегда поймет и поможет, защитит от беды. Мама воспитывает в вас личность, хорошего человека. «Любовь к Родине начинается с любви к матери. И все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери». (Ю. Яковлев)

Как вы думаете, ребята, где мы можем встречать образ матери?

Учащиеся: в картинах, в музыке, в рассказах.

Учитель: Композиторы, художники, писатели и скульпторы всего мира воспевали и воспевают женщину-мать. И это мы можем увидеть и услышать в музыкальных произведениях, в картинах, в стихах и рассказах, в скульптурах. А можете ли вы сейчас привести примеры?

Учащиеся приводят примеры.

Учитель: Молодцы. Но, то, что вы назвали лишь малая частичка того, что создано различными авторами. И с некоторыми примерами мы сегодня с вами и познакомимся.

Учитель: Великий русский поэт Н. А. Некрасов с любовью и благодарностью писал о маме «О мать моя, подвигнут я тобой. Во мне спасла живую душу ты», высоко оценивая значение матери в своей судьбе. Он всегда с ней советовался, мысленно беседовал даже тогда, когда ее уже не стало.

«Повидайся со мной, родимая!

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила не любимая,

Всю ты жизнь прожила для других.

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою,

Простояла ты,- грудью своей Защищая любимых детей.

И гроза над тобой разразилася!

Ты, не дрогнув, удар приняла,

За врагов, умирая, молилася,

На детей милость бога звала» [3]

Учитель: Какие качества матери и чувства к ней раскрыл Николай Некрасов в этом небольшом отрывке?

Учащиеся: Любящая, готовая на все ради других, сильная духом, человечная. . К матери чувство гордости, любви, нежности.

Учитель: Ребята, посмотрите еще одно обращение к маме. А после просмотра сформулируйте, какие чувства вы испытывали, как можно охарактеризовать данный фрагмент.

На экране видеоклип «Молитва маме»

Учащиеся: Очень душевные слова. Музыка похожа на духовную. Использованы три вида искусства -музыка, литература и живопись. Мама как святая. Используются иконы.

Учитель: Молодцы вы многое подметили. Самое дорогое, что есть у матери - это ее дети. Счастливый человек тот, кто знает материнскую любовь, заботу и ласку с самого детства. Мама каждую минуту помнит о своем ребенке, где бы он ни находился. Материнство всегда ассоциировалось со святостью.

Учитель: Внимательно всмотритесь в картину Рафаэля «Сикстинская мадонна». Что вы на ней видите?

Ответы учащихся.

Учитель: «Сикстинская мадонна» - самая известная картина Рафаэля. В ее основе лежит библейская легенда, которая прославляла великую силу материнства. Младенец - это Иисус Христос, а женщина - его мать Мария. Перед ними склоняются Святой Сикст (поэтому и называется картина «Сикстинская мадонна»), Святая Варвара, ангелы. Мария держит на руках младенца, прижимая его к себе, едва ступая по облакам навстречу трагической судьбе: ради счастья людей, Мария должна отдать им своего маленького Христа на страдание и муку. В последний раз с любовью прижимает его к себе. Печальны глаза матери, в предчувствии горестной судьбы сына.

Рафаэль восславляет величие женщины, способность во имя высшего долга пойти на жертву. Мария предстает как идеал материнства.

Как вы понимаете это слово - идеал? Что в себя включает идеал материнства, идеал женщины?

Учащиеся: Ее красота, доброта, нежность, женственность, любовь, самоотверженность, бескорыстие... Идеал - это все самые лучшие качества.

Учитель: Если бы вы были композиторами, какую бы музыку вы создали, чтобы в полной мере передать всю силу материнства?

Учащиеся: Светлую, нежную, минорную, спокойную, песенную.

Учитель: Сейчас мы с вами проверим, насколько близки ваши музыкальные ощущения с музыкой великого немецкого композитора Франца Шуберта. А называется это произведение «Ave Maria», что значит «Славься, Мария».

На экране видеоклип на основе известных икон с изображением Богородицы на фоне «Аве Мария» Шуберта.

Чтение стиха после просмотра.

- Аве, Мария - лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящего мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей -В тихом предстань сновидении ей!

Аве, Мария - лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха. (А. Фет) [2]

Эксперимент и инновации в школе 2013/3

39

Мастер - класс

Учитель: Я вижу по вашим глазам, что данное произведение оошалило в вашей,ду1ие след. Мне бы хотелось дополнить эте впечатоееие ещпотнемпро-изведением «Ave Maria», но в другой аранжировке и исполнваее божовтвенпыхгтлоеов уельчвеев хнр» пЛиОвра». Опатем мы обменяенея ипечатлелиями.

На экране видеофрагмент выступления известного хора «Либера» епооипввоенича «Аве еития»

Учитпль: еяделитесь своими впе-

чатлен \льдо о нхарактееазуУлеуслпшвдние произ-вадения. Нате лппаодсвче ие-од ними, коеие упз-личия.

Ответы детей.

СпасиОо, л сейчал олопрошу вас отобрать из предложенных илов те, которли ложно соченесаи к ореелу-шечтым «ееепветееиям.

Работа детей над словами на слайде.

На экране икона Владимирской Богоматери.

Учитель: Богоматерь, божия матерь, пресвятая дева, владычица, царица небесная, дева Мария, пречистая дева, богородица... Очень много имен у Святой Марии. Богородице посвящают свои произведения художники, скульпторы, поэты и композиторы. Вы совершенно верно раннее подметили, что образ матери часто можно встретить на иконах. А что же такое икона? И почему Святую Марию изображают не как портрет, а как икону.

Учащиеся: Икона - это «рисунок», который изображает не конкретного человека, а образ, святой образ.

Учитель: Действительно, икона - это религиозная картина, «изображение» Иисуса Христа, Богоматери, святых, ангелов. как святые образы, как предмет почитания. Это не портрет с натуры, а образ, который каждый художник или иконописец видит по-своему. Святой образ Богородицы при вере в него вершит чудеса - исцеляет, защищает, помогает. Очень хочется подтвердить свои слова фрагментом мультфильма о чудодейственной силе иконы Тихвинской Богоматери.

На экране фрагмент мультфильма «Путеводительница»

Учитель: Вопроса еще никакого не было, а вы уже тянете руки, чтобы, видимо, поделиться увиденным.

Уаащиеся Делятоя впечатленвем сот увиденного фрагмента (мнопие еле сдерживеют слезы - эмоцио-напьное воздействие «на лицо»).

Учительо Спасибо за ваши эмоциональные впечатления, которые вы не в силах скрывать. Действительно, если очень верить - чудо происходит. И вы правильно заметили, Богородица, как мама - оберегает, защищает всех, исцеляет, дает совет и наставляет на разумные действия.

Есть у христиан великий праздник -Благовещение Пресвятой Богородицы, отмечающийся 7 апреля. Именно в этот день святой архангел Гавриил принес от бога Деве Марии «благую весть» о том, что она избрана между женами и от нее воплотится Сын Божий. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» - таковы были его слова.

Многие из композиторов обращались к тексту молитвы к Богородице - «Богородице, Дево, радуйся». И небольшой фрагмент молитвы к Богородице вы услышали в раннее звучавшем мультфильме. Не прошел мимо этой темы и великий русский композитор С. В. Рахманинов. Послушайте, С. В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения».

На экране фрагмент Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения».

Учитель: Какими словами можно охарактеризовать эту музыку? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для достижения образа?

Ответы детей.

Ушатель: Спасибо, ребята, хочется вам представить еще одно посвящение богородице, но совсем в другом стиле исполнения. Послушайте, пожалуйста, и расскажите о ваших чувствах, попытайтесь найти сходства и различия между этими двумя произведениями.

На экране видеоклип «Молитва Пресвятой Богородице» современного автора.

Ответы детей.

Мне очень приятно слышать ваши чуткие, отзывчивые и точные слова. Тема нашего сегодняшнего урока не заканчивается, мы ее продолжим в следующий раз, обращаясь к произведениям более позднего периода создания. Конечно, такая тема не может ни затронуть любого из нас.

Учитель: Скажите, пожалуйста, какой праздник наступит через несколько дней?

Дети: День матери.

Учитель: Совершенно верно. И мы с вами выучим песни, посвященные нашим любимым и дорогим мамам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40

Эксперимент и инновации в школе 2013/3

Мастер - класс

Разучивание песни «Мама-первое слово» Исполнение раанее выаченной песни «Милая моя мама»

Учитель: Спасибо за ваше амоциональное исполнение. Давайте теперь ооьытожеа асе унедеапое, услышанной и сказанное сенодно на арокн

Учитель: Предположите, чью скульптуру вы види-ве? (Преквотой Бон^о^наО

Ответви детей.

Как вы думаете, для чего устанавливают скульпту-°у Пркшшатой Богсродаце во анаша ооред ах? (Бого-родииь^ьи^ыгноии, еокровительница)

Ответы Тетей.

Учитель: Проанализируйте и соедините:

Проанализируйте и соедините:

[ Шуберт ] «Богородице, Дево, радуйся» ]

[ Благовещение \/ ~ *[ Две Мария |

[ Рахманинов \ Сикстинская капелла |

[ Икона ]N ^ 7 апреля ]

| Рафаэль [ \ [ Иисус Христос |

[тихвинская Богородица-->[ Путеводительница )

| Святая Мария \ [ Образ, лик ]

Ответы детей.

Учитель: Проанализируйте и соедините те слова, которые можно отнести к Богородице и те слова, кото-рыеможносказатьо маме:

Проанализируйте и соедините:

защитница сильная любящая

заботливая

помощница

не жалеющая сил

заступница

мужественная

всегда

находящаяся

рядом

искренняя

Учитель: Соглашусь с вами, что все слова можно отнести и к маме и к богородице. Как вы думаете, почему?

Ответы датеш.

Учитель: Дополните, пожалуйста, этот список другими прилагательные, которыми можно охарактеризовать наш образ..

Утащиошя: Святая, духовная, нежная, любимая, мягкая, сильная, добрая, ласковая, искренняя, душевная, остерегающая, легкая, светлая...

Учитель: Мне очень приятно, что сегодня на уроке не осталось ни одного равнодушного человека. Я искренне верю, что вы пронесете в своем сердце любовь к своей маме, уважительное и осознанное отношение к любой женщине-матери через всю свою длинную и счастливую жизнь. Не забудьте поздравить, обнять своих мам, поцеловать и сказать самые теплые слова в их адрес. И делайте это как можно чаще.

А закончить наш сегодняшний урок мне бы хотелось словами из песни Аркадия Островского «Песня о женщине»

Есть в природе знак святой и вещий, Яркообозначенныйв веках:

Самая прекраснаяиз женщин Женщина с ребенкомнаруках Свет любви издревле ей завещан,

Ис техпорживетонав веках,

Самая прекрасная из женщин Женщина с ребенком на руках Все на свете мерится следами,

Сколько б ты ни вышагал путей Яблоня украшена плодами,

Женщина судьбой своих детей Пусть ей вечно солнце рукоплещет!

Так она и будет жить в веках Самая прекрасная из женщин,

Женщина с ребенком на руках! [4]

Домашнее задание:

1. Нарисовать портрет своей мамы и написать самые теплые слова для нее. 2.Найти и записать в тетрадь названия произведений разных видов искус-ства,посвященныхобразу женщины-матери.

Список Интернет-ресурсов:

1. http://www.abc-people.com/data/rafael-santi/pic-2.htm

2. http://fet.ouc.ru/ave-maria.html

3. http://sch714-nekrasov.narod.ru/Abakumtsevo.htm

4. http://www.babyblog.ru/user/Yikomar/3005996

5. http://www.youtube.com/watch?v=g20fD5acbf0

6. 6. http://www.youtube.com/watch?v=ZaBkM1ezxnI

7. http://www.youtube.com/watch?v=tM5w1qI_KNc

Эксперимент н k^hhobj^i^hh в школе 2013/3

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.