Научная статья на тему 'Образ "мамонта" в металлической пластике народов Прикамья'

Образ "мамонта" в металлической пластике народов Прикамья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
192
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ / ОБРАЗ "МАМОНТ" / ИЗОБРАЖЕНИЯ МАМОНТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ "мамонта" в металлической пластике народов Прикамья»

Е.А. ЖЕРЕБЦОВА. ОБРАЗ «МАМОНТА» В

МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПЛАСТИКЕ НАРОДОВ ПРИКАМЬЯ

Среди образов, наиболее часто встречающихся в металлической пластике народов Прикамья, можно выделить изображение «ящера». Под «ящером» подразумевается ряд существ, расположенных в нижнем ярусе композиций на металлических пластинах, бляхах или изображенных на кресалах. Помимо этого существуют отдельные фигурки «ящера». Обращаясь к данным этнографии, и выделяя

примере фигурок и изображений на плакетках и бляхах, относящихся к ломоватовской культуре (V-IX вв.), попытка объяснить значение данного образа для раннего населения Прикамья.

Историография. Первые коллекции предметов «пермского звериного стиля», опубликованные в атласе Спицына A.A. [Смирнов, 1952], формировались Волеговым В.А., Ешевским С., Теплоуховыми А.Е. и Ф.А. Специфику пермского звериного стиля многие исследователи видят в существовании образа «ящера». В своих работах этой темы касались Смирнов А.П. [Смирнов, 1952], Оборин В.А. и

Рис.1. Плакетки с изображением "мамонта" в нижнем ярусе.

иконографические критерии дифференциации изображений, можно сделать вывод, что название «ящер» условное, так как выделяются две самостоятельные группы изображений: образ мамонта и мифической ящерицы - «йура».

Целью данной работы является изучение образа «мамонт» на

©Жеребцова Е.А., 2006

Чагин Г.Н. [Оборин, Чагин, 1986], Голдина Р.Д. [Голдина 1985], Ояте-ва Е.И. [Оятева 2003], Игнатьева О.В. [Игнатьева 2002]. Хтоничес-кие образы, упоминание о которых сохранилось в мифах и сказаниях народов Урала, были рассмотрены в работах этнографов Головнева A.B. [Головнев 1995], Карьялайне-на К.Ф. [Карьялайнер 2000], Мун-

<Е>

качи Б. [МипкасБ1 1892].

Теплоухов Ф.А. считает образы подобных существ баснословными, представления о которых появились еще на востоке, так как именно оттуда чудь пришла на Каму. Описывая образы, Теплоухов не выделяет изображения мамонта и йура. Он приводит описание существа, которое наиболее подходит под описание образа «мамонт»: «...животное это представляет нечто среднее между зверем и рыбой, в общем же напоминает собою отчасти большую ящерицу или крокодила. Тело этого чудовища, как и форма головы, делают его похожим на рыбу, но глаз и ноздри похожи скорее на звериные. Кроме того, нижняя челюсть гораздо длиннее верхней и ей придана форма загнутого вверх витого рога. Другой такой же рог помещен на затылке. Ноги короткие, в виде человеческих рук, а короткий хвост, подобно рыбьему, поставлен вертикально. Спина животного снабжена горбом, под которым находятся на боку три серповидные бороздки, имевшие... особое значение» [Игнатьева 2002]. Такое животное может двигаться одинаково удобно как на суше, так и в воде.

Оятева Е.И., используя типологический метод, трактует подобный образ как ассоциированный, соединяющий в себе признаки водных и сухопутных животных. Она приводит описание «классического» «мамонта»: «Тело ящера плотное, длинное, гибкое, слегка

прогнутое в спине, хвост широкий, короткий, в виде трех выпуклых рубчиков (так, вероятно, стремились передать его пушистость). Голова ящера вытянутая, верхняя челюсть загибается вверх, нижняя же длиннее, с косыми насечками по внутреннему краю (возможно, так показаны зубы), ухо треугольное, глаз с выпуклым зрачком. Ящер изображен строго в профиль: с одним ухом, одной передней и одной задней ногами, т. е. «половинник»- принадлежащий миру живых и миру мертвых» [Оятева 2003].

У разных народностей Сибири мамонт встречается в легендах как вес, мув-хор, виткась, вит-куль, кощар, козар, сурикозар, отый ко-щар (олений мамонт), питче кощар или кволикозар (щучий мамонт). Он упоминается уже в ранних источниках об юграх.

Опираясь на эти исследования, мы можем попытаться объяснить значение образа «мамонт» для наших предков.

Характер изображения. Изображения мамонта в композициях занимают нижний ярус, отличаются друг от друга и обладают следующими специфическими чертами:

-Туловище может изображаться как вытянутое, горбатое или вытянутое и изогнутое

-Наличие или отсутствие гребня на спине

-Наличие рогов на голове или их отсутствие

-Наличие бивней на носу

-Уши могут изображаться округлой, квадратной или треугольной формы

-Хвост разветвленный пушистый или гладкий плоский

-Наличие двух лап или одной лапы по 2 или 3 пальца на каждой -Наличие одной или двух голов, разная форма морды.

По наличию или отсутствию гребня, рогов и бивней мы можем попытаться определить функции данного существа. По форме туловища, морды, ушей и хвоста -из «компонентов» каких животных был составлен образ. Количество лап и пальцев (Оятева Е.И.) свидетельствует о принадлежности к определенному миру.

Происхождение мамонта. Считалось, что старые животные (а, иногда, и деревья) по достижении определенного возраста не умирают своей смертью, а, наевшись земли, опускаются в воду, где продолжают свое существование, превратившись в мамонта. Превалирует мнение, что сам по себе он не размножается. По представлениям манси, в озере животное превращается в вит-куль, а в проточной воде (реке) - в вит-кась. Страшным водяным мамонтом, заглатывающим людей и переворачивающим лодки, могут (в глубокой старости) стать медведь, волк, бобр, щука, лось (олень), шаман и женщина. Некоторые черты этих животных и людей мы можем увидеть и в изображении мамонта. В антропоморфном варианте этот образ разделялся, согласуясь с

традицией мансийской мифологии, на два образа, символизирующих мужское и женское начало - Виткась-ойку и Виткась-экву. В мансийской сказке женщина, заглянув в реку, увидела как ее муж «у Виткась-старухи и старика в гостях сидит, чай с ними пьет». У селькупов есть легенда о старой женщине, которая пошла с внуками купаться, зашла в реку, обернулась в кволикозар и уплыла от них. Мамонт может быть порожден на свет обычной женщиной, ведущей особый образ жизни [Го-ловнев 1995]. Шаманы требовали у духов превратить их в мамонта за заслуги.

Представления о подобном существе могли возникнуть в связи с находками скелетов мамонтов и других ископаемых животных, которые нередко встречаются по берегам рек. Наличие костей, по представлениям угров, свидетельствовало о том, что водное чудище смертно, и живет по законам животного мира, но избегает встречи с людьми. Смерть его наступает в случае, когда он начинает рыть землю зимой. Тогда большая глыба земли может придавить водяное чудище, и оно умирает. По представлениям народов Сибири, мамонт, умирая, не распадается, а, наоборот, твердеет.

Функции мамонта: согласно легендам, мамонт обитает в воде, подрывает бивнями берега, прорывает новые русла рек, рогами и гребнем ломает на них лед, затягивает в глубину плывущих через

Ж

реку лодки и лошадей. Во многих мифологиях вода выступает эквивалентом первобытного хаоса. Типологически сходные поверья о злом начале мифических существ, обитающих в водах, известны многим народам мира. На месте обитания мамонта опасно пить воду, рыбачить. Даже птицы облетают это место, так как он способен утащить к себе в глубину все живое.

Чтобы напугать водяное существо, обитатели таких мест сооружали закрытую лодку, наполняли ее смолой, солью и порохом, на смоле устанавливали тлеющий пень, от которого смола загоралась. В лодку ставили одетое пугало и на канате подтягивали к опасному месту так, чтобы водоворот поглотил лодку. Несколько дней после совершенного действа из водоворота якобы слышался глухой стон - это умирал злой дух [Мипксз11892]. В дальнейшем каждый мог спокойно проезжать по этому участку реки. Правда, мамонта можно «задобрить», принеся ему жертву (например, оленя). У вагильских манси существовала традиция бросать в водоворот медный котел, дабы умилостивить живущее там существо. В предании рассказывается о том, что старик утаил, не опустил в водоворот шелковый платок с серебряными монетами, предназначенный Вит-кась. Его лодка застопорилась на месте. Водный дух Виткась, длиной с пятисаженную лодку, поднялся из воды на поверхность и упрекнул старика в сокрытии жер-

твы. Старик бросил платок с монетами в воду и лодка тотчас пришла в движение.

В сказках мамонт дает герою свои бивни, тем самым помогая ему совершать подвиги.

Мамонт объединяет в себе сушу и воду, обладает свойством перерождения. В сказках мамонт заглатывает героя, помогая ему совершить подвиг - перерождение.

Существуют клятвы на мамонте, клятвопреступник должен держаться подальше от его места обитания. По поверью, распространенному у некоторых народов Сибири, встреча с мамонтом (его останками) являлась недоброй приметой; полагали, что человек, увидевший мамонта, поднявшегося на поверхность воды, не проживет долго.

Мамонт обладает способностью существовать одновременно в мире живых и в мире мертвых (об этом говорит и наличие двух голов) В образе большого медведя охраняет проход между миром живых и миром мертвых, помогает шаману во время путешествия в эти миры. По легенде, мамонт выступает как ездовое животное богов нижнего мира. Металлические подвески, изображающие мамонта, выставляются в священных рощах, являются частью костюма сибирских шаманов, Считалось, что таким образом шаман приобретал власть над этим могучим зверем.

Вместе с тем, чаще всего мамонт выступает как «пращур всего ди-

СшО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.