Образ лирического героя в «Сонетах Солнца, Меда и Луны»
К. Бальмонта Ильин О.С.1, Сержант Ю.В.2
1Ильин Олег Сергеевич /Win Oleg Sergeevich - студент, факультет педагогики и психологии; 2Сержант Юлия Владимировна /Serzhant Julija Vladimirovna - студент, филологический факультет, Лесосибирский педагогический институт, филиал Сибирского федерального университета,
г. Лесосибирск
Аннотация: в статье анализируются сонеты К. Бальмонта, воплощающие в книге «Сонеты Солнца, Меда и Луны» его концепцию мира и человека, поэта и лирического произведения.
Abstract: the article analyzes the sonnets K. Balmont, embodying in the book «Sonnets of the Sun, Honey and the moon» his concept of the world and man, the poet and lyrical works.
Ключевые слова: сонет, творчество, тема поэта и поэзии, космизм, мотивно-образный комплекс. Keywords: sonnet, creativity, theme of the poet and poetry, art, motive-shaped complex.
Известный сборник К. Бальмонта «Сонеты Солнца, Меда и Луны» (1917) составили 255 сонетов [Бальм], форме, широко представленной в лирике начала XX в. [2]. Во многих из сонетов воплощено представление Бальмонта об органичной связи человека с земным и небесным миром [3] - связи, предопределенной, глобально существующей и потому не ощущаемой людьми. Его лирический герой ощущает себя причастным к мирозданию, ко всем племенам и народам. В качестве эпиграфа Бальмонт цитирует фрагмент испанской песни: «Слово песни — капля меда, что пролился через край переполненного сердца».
Открывает сборник сонет «Чертог», герой которого ощущает себя в центре мироздания (космизм характерен для произведений Бальмонта). Его лирический герой сопричастен всему происходящему в мире, который, в свою очередь, строится из множества элементов: «Из пламеней и лепестков червонных,// Из быстрых искр от скока конских ног,// Из тех боев, где бьется рог о рог,// Из рева бурь и гласа гудов звонных, ...// Из слов, которых вымолвить не мог».
По мнению исследователей, лирические книги Бальмонта 1890-х-1910-х годов представляют собой ряд книжных ансамблей, в которых варьируются, но остаются константными и устойчивыми мотивно-образные комплексы, репрезентирующие авторскую мифопоэтическую картину мира [5]. В ней отражены цельность мироздания [4], красота космического и земного миров, творческая мощь вселенной и человеческого духа, взаимосвязанность всех явлений бытия, их нерасторжимость [5]. Здесь представлены характерные для Бальмонта аллитерация («рев бурь», «глас гудов», «черта с чертой») и ассонанс («фимиамов сине-благовонных»), придающие сонету эффект ярко выраженной музыкальности. Динамичность представленной здесь картине мира придает быстрая смена ярких, но не четких образов, плавно перетекающих друг в друга: «Огнями созревает темнота.// В углах сосуды, где в густом настое// Хмелеет сказка и цветет алоэ». Предпочитаемые поэтом здесь цвета: красный (цвет пламени и быстрых искр от скока конских ног) и синий (цвет фимиама).
Характерная для Бальмонта концепция поэта наиболее полно воплощена в сонете «Поэт», в котором утверждается мысль о неподвластности суду современников поэтов, об особом их положении как древнейших людей: «Поэты. Братья. Увенчали нас // Не люди. Мы древней людей. Мы своды // Иных планет. Мы духа переходы». Здесь же утверждается мысль об избранничестве поэтов: «Но если я поэт, да не забуду,// Что в творчестве подземное должно // Вращать, вращать, вращать веретено».
В сонете «Звездные знаки», Бальмонт воплощает мысль о том, что все компоненты литературного произведения берут свое начало в естественной природе: «Творить из мглы, рассветов и лучей,// Включить в оправу стройную сонета// Две капельки росы, три брызга света// И помысел, что вот еще ничей». как видим, и здесь лирический герой - центр мироздания, творец, способный соединить в художественной картине мира логически не связанные образы, еле уловимые ощущения, которые трудно постичь разумом, но можно воспринять чувствами и эмоциями: «Узнать в цветах огонь родных очей,// В журчанье птиц расслышать звук привета».
Наиболее оформлена концепция поэта - божьего избранника в сонете «Умей творить»: «Умей творить из самых малых крох.// Иначе для чего же ты кудесник?// Среди людей ты божества наместник,// Так помни, чтоб в словах твоих был бог». В этом сонете Бальмонт ставит лирического героя не просто в центр мироздания, он превозносит его над людьми, природой, даже способен подарить красоту этому миру.
Это представление об особом положении поэта как богом избранном творце, «транслирующим культурный опыт человечества»[6], Бальмонт развивает в сонетах, посвященных 8-ми великим деятелям культуры, имена которых часто упоминались у поэтов начала XX в.: Микель Анджело, Леонардо да Вичи, Марло, Шекспир, Кальдерон, Эдгар По, Шелли и Лермонтов. Посвященные им сонеты основаны на сложных метафорах, многогранности которых содействуют многочисленные намеки. Таков, например, сонет о Шекспире: «И показал все тайники змеи.// Гигант, чей дух — плавучая картина,// Ты — наш, через то, что здесь мы все твои».
Таким образом, у К. Бальмонта лирический герой «Сонетов Солнца, Меда и Луны», все более возвышаясь над миром и человечеством, никогда не теряет связи с природой и миром людей - источнике его вдохновения.
Литература
1. Бальмонт К. Избранное. Стихотворение. Переводы. Статьи. М.: Художественная литература, 1980.
2. Бахор Т.А. Изучение поэзии Красноярского края XX века. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.
2011. № 8. С. 80-81.
3. Бахор Т.А., Лобарева В.С., Зырянова О.Н. Традиции поэзии серебряного века в произведениях сибирских авторов второй половины
XX века.// Фундаментальные исследования. 2013. № 10-12. С. 2806-2809. URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_artide&artide_id=10002145 (дата обращения: 18.01.2015).
4. Бахор Т.А. Эволюция любовной лирики Романа Солнцева // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. URL: www.science-education.ru/120-16573 (дата обращения: 18.01.2015).
5. Скок Т.Н. «Сонеты Солнца, Меда и Луны» К.Д. Бальмонта как итоговая лирическая книга: мифопоэтика и архитектоника; автореф.
дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2009. 22 с.
6. Суворова П.Е. Ментальное пространство как код модели мира. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011. № 4-2. С. 157-160.