ФИЛОЛОГИЯ
DOI: 10.17805/ggz.2018.3.4
Образ Кристофера Марло и псевдобиографический подход
^ ^ *
в современной массовой культуре
Н. В. Захаров Московский гуманитарный университет
В статье ставится проблема соотношения биографического и псевдобиографического методов интерпретации образа Кристофера Марло в современной массовой культуре, на сцене и экране. По мнению автора, мифо-биографический подход наиболее востребован в развлекательной популярной культуре, ориентированной на массового потребителя.
Ключевые слова: К. Марло; современники Шекспира; биографический метод; псевдобиографический метод; псевдобиография; мифобиографиче-ский подход
The Image of Christopher Marlowe and the Pseudo-Biographical Approach in Contemporary Mass Culture
N. V. Zakharov Moscow University for the Humanities
The article raises the problem of correlation between the biographical and pseudo-biographical methods for interpreting the image of Christopher Marlowe in contemporary mass culture, on stage and screen. In the author's view, the mytho-biographical approach is mainly applied in entertaining popular culture oriented to the mass consumer.
Keywords: C. Marlowe; Shakespeare's contemporaries; biographical method; pseudo-biographical method; pseudo-biography; mytho-biographical approach
Кристофер Марло получил широкую известность и благодаря тому, что это один из талантливейших представителей ренессансной драматургии
* Статья подготовлена в рамках проекта «Кристофер Марло и его творчество в русской и мировой культуре: междисциплинарный взгляд» при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 18-012-00679).
The article was prepared within the framework of the project "Christopher Marlowe and His Literary Heritage in Russian and World Culture: An Interdisciplinary Look" with financial support from the Russian Foundation for Basic Research (grant No. 18-012-00679).
«университетских умов» Англии XVI в., и благодаря тому, что его имя тесно связано с именем Уильяма Шекспира: его называют предшественником Шекспира (Дживелегов, 1943; Луков, 2010: Электронный ресурс), а некоторые шекспироведы считают, что это и был Шекспир, не убитый, а счастливо спасшийся и продолжавший творить под ставшим всемирно известным именем.
Биографический метод не часто используется в художественной литературе о жизни и творчестве К. Марло, чего нельзя сказать о псевдобиографическом или мифобиографическом подходах, которые применяют большинство писателей, придумывая различные мистификации и модифицируя известные биографические факты. Сформировался метод альтернативной биографии. Например, Э. Бёрджесс (Бёрджесс, 2001, 2002, 2015) нашел в лице Марло превосходный материал для позиционирования своих идей в современных условиях (см.: Захаров, Гайдин, 2010—; Галахова, 2016; Львов, 2016). И хотя почти всегда драматург выступает в роли демонического бунтаря, шпиона и даже содомита, его образ в массовой культуре не столь однобок. Действительно, прежде всего, Марло — заблудший, мечущийся поэт-нигилист, атеист, подчас сатанист и богохульник, что, в общем-то, соответствует его репутации среди врагов; во всяком случае, именно таким он предстает в текстах допросов Тайного совета, которые резко контрастируют с отзывами и воспоминаниями его друзей по писательскому цеху.
Другой его образ, созданный фантазией сценаристов М. Нормана (M. Norman) и Т. Стоппарда (T. Stoppard), — герой в фильме «Влюбленный Шекспир» (Shakespeare in Love, 1998 г., режиссер Дж. Мэдден / J. Madden; см., например: Гайдин, 2014ab). Здесь образ К. Марло в исполнении Р. Эверетта (R. Everett), напротив, предельно романтизирован, он, пожалуй, самый одухотворенный из всех героев, творящих для сцены театра «Роза». Кит не только самый успешный в те годы английский драматург, но и благородный интеллектуал, искренний товарищ Шекспира. Именно он протягивает руку помощи утратившему вдохновение будущему Барду, дарит ему сюжет и подсказывает придать итальянский колорит пьесе «Ромео и Джульет-
та»: молодой повеса Ромео влюбляется в дочь своего врага, а его лучший друг Меркуцио погибает на дуэли от рук брата его возлюбленной Этель (там же; см. видео: 1ШрБ: //youtu.be/foOquPn1L60).
Руперт Эверетт в роли Марло в фильме «Влюбленный Шекспир»
Правда, вымышленный сценаристами неблагодарный Шекспир отплатил другу постыдным предательством и стал косвенной причиной его гибели ■ Узнав о смерти Марло, Шекспир винит себя, и миф о том, что Кит оказался жертвой заговора, приобретает совсем другое звучание^ По своей эмоциональной насыщенности короткая эпизодическая роль становится чуть ли не самым драматичным моментом всей двухчасовой картины.
В 2014 г. на лондонской сцене театра Ноэла Кауарда (Noël Coward Theatre) была представлена одноименная постановка популярного в России режиссера Д^ Доннеллана (D. Donnellan) в театральной обработке Л^ Холла (L. Hall). Спектакль получил положительные рецензии ведущих английских критиков (Bassett, 2014; Billington, 2014; Cain, 2014; Letts, 2014; Spencer, 2014; Taylor, 2014) Значительно меньше изданий выступило с критикой фан-
тазии Т. Стоппарда и М. Нормана. Например, по мнению Л. Пёрвз, хотя фильм Дж. Мэддена и был «поп-халтурой» ("pop-schlock ") со слоганом «Любовь — единственное вдохновение» ("Love is the only inspiration"), но все недостатки компенсировались стоппардовским талантом, а в спектакле даже театральное остроумие не помогало поверить в величественные слова, исходящие из уст полного жалости к самому себе Шекспиру ("it dangerously hard to believe in the great words and sentiments emanating from him") (Purves, 2014: Электронный ресурс).
Спустя четыре года успех постановки дошел до Москвы: свою версию спектакля Д. Доннеллана представил Е. А. Писарев на сцене Московского драматического театра им. А. С. Пушкина. Режиссер пригласил на роль Мар-ло харизматичного А. В. Кузичева. Ранее он уже исполнял шекспировские роли в доннеллановских спектаклях (Виола в «Двенадцатой ночи», Ариэль в «Буре») и даже был номинирован на премию «Золотая маска» 2015 г. за роль Анджело в «Мере за меру» в номинации «Лучшая мужская роль». Кит Марло в его исполнении получился вдохновенным и дерзновенным поэтом, «отмеченным печатью трагической судьбы», вкладывающий в уста Уилла строчки из его же сонетов (Карась, 2018: Электронный ресурс).
Андрей Кузичев в роле Кристофера Марло
Таким образом, популяризованный создателями фильма миф о жизни и творчестве молодого Шекспира и его современников спустя 20 лет начал
функционировать на театральных подмостках совершенно в ином контексте. Поле деятельности Марло в спектакле значительно шире, чем в ставшем уже классическим оскароносном фильме.
В фильме «Аноним» (Anonymous) голливудского режиссера Р. Эммери-ха (R. Emmerich) 2011 года эксплуатируется, пожалуй, наиболее популярная из всех антистратфордианских теорий в России, а именно та, согласно которой пьесы, приписываемые Шекспиру, якобы были написаны аристократом графом Оксфордом Эдуардом де Вером (Earl of Oxford Edward de Vere).
Тристан Гравель (второй слева) в роли Кристофера Марло в фильме «Аноним»
Согласно фантазии создателей фильма, Марло (Т. Гравель / T. Gravelle) раскрывает тайный заговор де Вера и Бена Джонсона, который отказался от роли подставного драматурга и звезды лондонской сцены № 1. Однако предназначенные ему пьесы попадают в руки алчного пьянчужки и фигляра Шекспира. В результате, опасаясь быть изобличенным, коварный граф Оксфорд нанимает молодого провинциального актера убить Марло, что тот и делает в пьяной драке. Все эти выдумки не выдерживают никакой критики, поскольку исторический Марло погиб в 1593 г., а Кит Эммериха жив до неудачного восстания под предводительством графа Эссекса Роберта Деверё, которое тот возглавил против Елизаветы I в 1601 г.
В приниженном, но положительном контексте изображается Марло в комическом сериале (Upstart Crow в русском переводе «Уильям наш, Шекс-
пир»). Первый сезон сериала в 2016 г. на ВВС 2 был приурочен к 450-летию со дня смерти всемирно известного драматурга. 29 августа 2018 г. запланирован выход на экраны первой серии третьего сезона. Созданный в альянсе режиссеров Р. Бодена (R. Boden) и М. Липси (M Lipsey) с прославленным сценаристом Б. Элтоном (B. Elton; автор сериалов «Черная гадюка», «Мистер Бин» и др.), сериал стал заметным событием юбилейного шекспировского марафона. Марло в исполнении Т. Дауни (Tim Downie) — верный товарищ и соперник Шекспира по театральному цеху, более опытный, с налетом светской манерности лондонец. Он хитрее, если не умнее выходца из Стратфор-да. В целом, Кит ведет праздный, вполне богемный образ жизни, волочится за молоденькими женщинами, а в промежутках и с некоторой ленцой и даже известной долей шалопайства исполняет шпионские обязанности. Вместе с тем, он верен дружбе с Шекспиром, постоянно выручает своего неловкого приятеля из разных неприятных ситуаций, но его абсолютно не интересует литературное творчество как таковое. Все, что он желает, — это гедонистическое прожигание жизни, временами он шантажирует своего амбициозного, но пока еще неизвестного друга, пытаясь выпросить у того готовую пьесу, чтоб выдать ее за свое творение. В статье в газете «Гардиан» критик Дж. Дагдейл (J. Dugdale) удачно окрестил Марло псевдодраматургом (pseudo-playwright), так как в противоположность модной марловианской теории именно Шекспир представлен автором произведений Марло, а не наоборот. Псевдонаучный антишекспировский миф подвергся культурной инверсии, и Марло оказался не «Шекспиром», а изворотливым, но милосердным елизаветинским агентом 007 (Dugdale, 2016). Ему чужды жадность и тщеславие Барда-деревенщины, у него все есть, и ему с легкостью дается любое начинание: щеголь Марло способен в два присеста выучить итальянский язык и влюбить в себя любую аристократку или дочку хозяйки постоялого двора. Ненавязчивый нарциссизм Кита не переходит в патологическое самолюбование, он — легкомысленный повеса и удачливый светский лев.
Тим Дауни в роли Кристофера Марло в сериале Upstart Crow
Соответственно, жанр комедии для интеллектуалов подразумевает необходимость неплохого знакомства не только с творчеством Шекспира (сериал изобилует постоянными цитатами из пьес и сонетов драматурга), но и хорошим знанием исторической эпохи, основных моментов его творческой биографии и сплетен о его семейной жизни. Все это с большим юмором и тонким сарказмом обыгрывают создатели «Вороны-выскочки». Особо следует отметить традиционно сильные стороны британского кинематографа: классически высокую культуру режиссуры, профессиональную актерскую игру, замечательную работу композитора и художников по костюмам.
Итак, традиционный в науке и элитарной культуре биографический метод, характерный для изображения и описания жизни и творчества знаменитостей (Луков, 2018), сегодня перестает быть востребованным в искусстве. За последние 30-40 лет он утратил актуальность в массовой культуре и в какой-то мере выродился, будучи замещен псевдобиографическими или мифобио-графическими способами создания и интерпретации образа К. Марло, более выразительными и яркими, благодаря неправдоподобному вымыслу и гиперболизации событий. Этот процесс в определенной мере имеет культурологическую параллель: он напоминает культурный феномен, получивший название «шекспиросфера» (Луков В., Захаров, Луков Вл., 2012; Луков В., Захаров, Луков Вл., Гайдин, 2012). Шекспиросферу Вл. А. Луков определил как «сфера культуры человечества, содержанием которой является вся совокупность взаимодействий феномена Шекспира как одной из мировых тезаурусных констант с культурной жизнью человечества» (Луков, 2014: 312). Особенность трактовки Марло в этом случае состоит в том, что его имя воспринимается в круге современников Шекспира, и если бы этой связи в массовом восприятии Марло не было, то не было бы и попыток представить его жизнь псевдобиографическими или мифобиографическими способами, поскольку он был бы за пределами узкого профессионального сообщества неузнаваем и потому неинтересен. Но такая параллель есть, она не создает «марлосферы», ибо «шекспиросфера» уникальна для культуры, она транснациональна, не относится только к кругу исследователей творчества Шекспира, а проникла в тезаурусы большого количества людей, далеких от литературоведения и в целом от культурной жизни. Но Марло становится благодаря своему первоисточнику — реально существовавшему Кристоферу Марло — почти исторической фигурой, биография которого, во-первых, малоизвестна, во-вторых, позволяет приписывать ей любые свойства, придумывать события, сохраняя видимость правды. Это по большей части приемлемо для беллетристики, театральных постановок и экранизаций. Именно такой подход более свойствен развлекательной поп-культуре, ориентированной на вкусы и предпочтения массового потребителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бёрджесс, Э. (2001) Шекспир. Гений и его эпоха. М. : Центрполиграф.
383 с.
Бёрджесс, Э. (2002) Влюбленный Шекспир. М. : Центрполиграф. 332 с.
Бёрджесс, Э. (2015) Мертвец в Дептфорде : пер. с англ. Л. Иотковской. М. : АСТ. 384 с.
Гайдин, Б. Н. (2014a) «Влюбленный Шекспир» [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://world-shake.ru/ru/ Encyclopaedia/4684.html [архивировано в WaybackMachinel (дата обращения: 23.05.2018).
Гайдин, Б. Н. (2014b) Шекспиросфера в современном кино: постановка проблемы [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 4 (июль — август). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2014/4/Gaydin Shakespearean-Sphere-Cinema/ [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 23.05.2018).
Галахова, А. А. (2016) Альтернативная биография Уильяма Шекспира и Кристофера Марло в елизаветинской дилогии Энтони Бёрджесса [Электронный ресурс] // Молодой ученый. № 7. С. 1149-1152. URL: https:// moluch.ru/archive/111/27856/ [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 23.05.2018).
Дживелегов, А. К. (1943) Глава 6. Марло // История английской литературы. М. ; Л. : Изд-во АН СССР. Т. 1. Вып. 1. 382, [2] с. С. 362-379.
Захаров, Н. В., Гайдин, Б. Н. (2010-) Бёрджесс Энтони [Электронный ресурс] // Энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://world-shake.ru/ru/ Encyclopaedia/3664.html [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 23.05.2018).
Карась, А. (2018) Гения играет свита [Электронный ресурс] // Российская газета. № 104 (7567). 16 мая URL: https://rg.ru/2018/05/16/reg-cfo/v-teatre-im-pushkina-proshla-premera-spektaklia-vliublennyj-shekspir.html [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 23.05.2018).
Луков, В. А., Захаров, Н. В., Луков, Вл. А. (2012) Шекспиросфера // Захаров, Н. В., Луков, Вл. А. Гений на века: Шекспир в европейской культуре. М. : ГИТР. 504 с. С. 324-336.
Луков, В. А., Захаров, Н. В., Луков, Вл. А., Гайдин, Б. Н. (2012) Шекспи-росфера (Шекспир, его современники, его эпоха в культуре повседневности) [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 3 (май — июнь). URL: http://zpu-j ournal. ru/ e-zpu/2012/3/Lukov~Zakharov~Lukov~Gaydin~Shakespeare-sphere/ [архивировано в WaybackMachinel (дата обращения: 23.05.2018).
Луков, Вл. А. (2010) Английская ренессансная драматургия «университетских умов» — предшественников Шекспира [Электронный ресурс] // Энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/ 4136.html [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 23.05.2018).
Луков, Вл. А. (2014) Концепция тезаурусных сфер // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 307-326.
Луков, Вл. А. (2018) Европейская культура в русском тезаурусе: Энциклопедические очерки : в 3 т. / под общ. ред. В. А. Лукова ; редкол.: Вал.
A. Луков (сост., отв. ред.), Н. В. Захаров, В. Кофлер, Т. Ф. Кузнецова,
B. П. Трыков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. 1. 560 с.
Львов, К. (2016) «Добро и разум изгнаны за дверь» [Электронный ресурс]// Радио Свобода. 11 сентября. URL: https://svoboda.Org/a/27970305.html [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 23.05.2018).
Bassett, K. (2014) Shakespeare in Love at the Noel Coward Theatre [Электронный ресурс] // The Times. July 23. URL: https://www.thetimes.co.uk/article/shakespeare-in-love-at-the-noel-coward-theatre-9svgq60mpsl (дата обращения: 23.05.2018).
Billington, M. (2014) Shakespeare in Love review — a heady celebration of the act of theatre [Электронный ресурс] // The Guardian. July 24. URL: http: //the guardian. com/culture/2014/j ul/24/shakespeare-in-love-theatre-review [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 23.05.2018).
Cain, S. (2014) Shakespeare in Love reviews — not Bard, but very good [Электронный ресурс] // The Guardian. July 24. URL: http: //the guardian. com/ stage/2014/iul/24/shakespeare-in-love-reviews-not-bard-but-very-good [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 23.05.2018).
Dugdale, J. (2016) How close were Marlowe and Shakespeare? [Электронный ресурс] // The Guardian. October 28. URL: https: //the guardian. com/books/booksblog/2016/oct/28/brush-up-marlowe [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 23.05.2018).
Letts, Q. (2014) Bard with a touch of Blackadder in this skittish delight [Электронный ресурс] // Daily Mail Online. July 24. URL: http://dailymail.co.uk/tvshowbiz/article-2703465/Bard-touch-Blackadder-skittish-delight-QUENTIN-LETTS-night-review.html [архивировано в WaybackMachi-ne] (дата обращения: 23.05.2018).
Purves, L. (2014) Shakespeare in Love — Noel Coward Theatre SW1 [Электронный ресурс] // Theatrecat. July 24. URL: http://theatrecat.com/2014/ 07/24/shakespeare-in-love-noel-coward-theatre-sw1/ [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 23.05.2018).
Spencer, Ch. (2014) Shakespeare in Love, review: 'The best British comedy since One Man, Two Guvnors' [Электронный ресурс] // The Telegraph. 2014. Ju-
ly 23. URL: http://telegraph.co.uk/culture/theatre/theatre-reviews/10983777/Sha-kespeare-in-Love-review-the-best-British-comedy-since-One-Man-Two-Guv-nors. html [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 23.05.2018).
Taylor, P. (2014) Shakespeare in Love, Noel Coward Theatre, review: Deliciously funny and absurd [Электронный ресурс] // The Independent. July 23. URL: http://independent.co.uk/arts-entertainment/theatre-dance/reviews/shake-speare-in-love-noel-coward-theatre-review-deliciously-funny-and-absurd-9623905. html [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 23.05.2018).
Дата поступления: 25.05.2018 г.
Захаров Николай Владимирович — доктор философии (PhD), кандидат филологических наук, директор Шекспировского центра Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, академик Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия), ученый секретарь Шекспировской комиссии РАН. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5, корп. 6. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: nikoltine@yandex. ru
Zakharov Nikolay Vladimirovich, PhD, Candidate of Philology; Director, Shakespeare Centre, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities; full member, International Academy of Science (Innsbruck, Austria); Academic Secretary, Shakespeare Committee, Russian Academy of Sciences. Postal address: Bldg. 6, 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: nikoltine@yandex. ru
Для цитирования:
Захаров Н. В. Образ Кристофера Марло и псевдобиографический подход в современной массовой культуре [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2018. № 3. С. 62-71. URL: http: //j ournal s.mosgu.ru/ggz/ article/view/798 (дата обращения: дд.мм.гггг). DOI: 10.17805/ggz.2018.3.4