Научная статья на тему 'Образ Кореи в общественном мнении россиян'

Образ Кореи в общественном мнении россиян Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1166
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Republic of Korea: Image of the Country in Russian Public Opinion

The study aims to examine the Russians’ on the Republic of Korea, the extent of their knowledge about this country, the perception of the situation on the Korean peninsula as well as the interest in the development of Russian-Korean relations in the fields of culture, economy, tourism and business. The perception of any information from Korea is determined mainly by its successful modernization and entrance to world economic life in the 70s. Main associations the Russians have refer to the mundane side of their lives the items they use every day, the items they see advertisements of. Speaking about associations connected with Korea Russians show greater interest in Korean appliances and electonics rather than politics, culture, tourism, history. In general, we can say that, implicitly comparing himself with the Koreans (from South Korea), Russians appreciate their humanity, which determined the success of the modernization of the country, placing them in the plan above themselves but at the same time treat them fairly aloof and distanced himself, however.

Текст научной работы на тему «Образ Кореи в общественном мнении россиян»

Адель ОВАКИМЯН

Образ Кореи в общественном мнении россиян1

Данное исследование направлено на изучение представлений россиян о Республике Корея, степени их информированности об этой стране, восприятии ситуации на Корейском полуострове, а также их заинтересованности в развитии русско-корейских отношений в области культуры, экономики, туризма и бизнеса.

Для достижения поставленных целей были сформулированы следующие задачи исследования:

— изучить сложившийся у россиян образ Республики Корея в сравнении с другими азиатскими странами;

— выяснить, насколько россияне знакомы с культурой и традициями Кореи;

— оценить интерес к стране и перспективам

График 1

КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОТНОСИТЕСЬ СЕЙЧАС К ..?

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

сотрудничества в культурной, политической и экономической областях.

Результаты этого исследования могут быть использованы для того, чтобы определить, в каких направлениях следует развивать просветительскую деятельность и расширять сотрудничество между странами.

Отношение к Корее. Большинство россиян (57%) в целом позитивно относятся к Республике Корея, негативное отношение высказали лишь 18% опрошенных (причем активное неприятие проявили представители маргинальных групп — 3%). Отношение к Китаю и Японии несколько лучше, чем к Южной Корее (позитивно высказались 62% и 67% росси-

Южной Корее

Северной Корее

Затрудняюсь ответить

Японии

1 Очень плохо

Китаю

США

ЕС

] В основном плохо

Украине Беларуси Грузии

□ В основном хорошо ■ Очень хорошо

1 С 22 по 25 марта 2013 года Левада-Центр провел опрос по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше, проживающих в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных. Статистическая погрешность данных в таком исследовании не превышает 3,4%.

ян). Такая разница объясняется более высокой осведомленностью россиян об этих странах, большей четкостью и артикулированностью массовых установок. (Четверть респондентов затруднились ответить на вопрос о своем отно-

шении к Южной и Северной Корее, в то время как на вопрос об отношении к Китаю и Японии не смогли определенно ответить лишь 17% и 13%. Самые серьезные затруднения при ответе на вопрос о Южной Корее испытали россияне с низким потребительским статусом — те, кому денег хватает лишь на еду, и те, чей семейный доход меньше 15 тыс. руб.). Соотношение позитивных и негативных мнений о Корее составило 3:2, о Китае — 2:5, о Северной Корее — 1:9 (негативное отношение к последней проявлено заметно сильнее — его высказали 26%). Следует подчеркнуть, что в сравнении с европейскими странами или с США отношение к странам азиатского региона в целом носит менее выраженный характер. В общественном мнении они кажутся менее значимыми партнерами России, чем страны, бывшие частью СССР, союзники, друзья или соперники России (США, Грузия, Украина, Белоруссия и др.), отношение к которым гораздо более эмоциональное, идеологизированное и ценностно окрашенное, амбивалентное, если не сказать — ревнивое.

Информированность о Корее. Россияне очень мало знают о Южной Корее и проявляют весьма слабый интерес к этой стране. Всего 1% заявили, что они обладают сколько-нибудь достаточными сведениями о жизни, истории и культуре этой страны. 14% опрошенных признались, что знают мало, «но хотели бы знать больше». Для 85% россиян Южная Корея практически неинтересна, и уровень знаний у них об этой стране низкий. Чуть больший интерес к Южной Корее проявляют респонденты с высшим образованием (19%, когда в среднем по стране 14%). Россияне с образованием ниже среднего и низким семейным доходом чаще других заявляют, что их совершенно не интересует Южная Корея.

График 2

КАКОЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ БОЛЕЕ ВСЕГО СООТВЕТСТВУЕТ ВАШЕМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ О ЮЖНОЙ КОРЕЕ И ИНТЕРЕСУ К ЭТОЙ СТРАНЕ?

Г~| Я много знаю о Южной Корее

Г~| Я знаю о Южной Корее немного, но хотел(а) бы знать больше

П Я мало знаю о Южной Корее, эта страна меня не слишком интересует I Я ничего не знаю о Южной Корее, эта страна меня совершенно не интересует

Структура и источники представлений о Южной Корее. Восприятие любой информации из Кореи детерминировано главным образом ее успешной модернизацией и выходом прежде экономически отсталой страны на мировую арену в 70-е годы. Две трети респондентов на вопрос о том, с чем связаны в их представлении слова «Корея» и «корейцы», ответили, что это корейские компании, высокие технологии, робототехника, компьютеры. Также упоминались впечатляющие результаты процесса модернизации страны («экономически развитая страна», «активно развивающаяся страна — азиатский тигр» и т.п.). В сравнении с этими ответами все прочие варианты давались гораздо реже: 8% были связаны с национальной культурой и историей, 9-10% — с корейской войной и существованием одного народа, но двух государств с различным строем, 7% — с фактами и событиями спортивной жизни («олимпийские игры», тхэквондо», Чемпионат мира по футболу), в 1% ответов упоминаются корейские политические и государственные деятели. Некоторое количество вспомнили об известных в России этнических корейцах: Юлии Киме, Викторе Цое, Аните Цой, Косте Цзю.

Самые прочные ассоциации с образом Кореи у россиян связаны с корейскими автомобилями (27%) и другой корейской техникой, весьма популярной в России благодаря оптимальному соотношению цены и качества. 24% населения России знают о корейских сотовых телефонах, 16% — о корейской компьютерной технике, 18% — о других бытовых приборах. Можно отметить достаточно активную узнаваемость корейских брендов: 24% населения России связывают свое представление о Корее с деятельностью таких национальных компаний, как Samsung, LG, Daewoo, KIA, Hyundai и др.

Таким образом, основные представления о Корее у россиян связаны с бытовой стороной их жизни — предметами, которыми они повседневно пользуются, рекламу которых постоянно видят. Закономерно, что подобные ответы более склонны давать респонденты, чей семейный доход свыше 40 тыс. руб., а также жители столицы. Другая популярная ассоциация — корейская кухня (23%) — также отсылает к повседневному потребительскому опыту.

Пятая часть опрошенных (19%) упомянула о существовании двух Корей, однако другие ассоциации, связанные с геополитикой, встречаются значительно реже: Корейская война — 10%, северокорейская ядерная проблема — 7%. Такое отношение обусловлено слабым осве-

ЧТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО СВЯЗЫВАЕТСЯ В ВАШЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ СО СЛОВАМИ «КОРЕЯ», «КОРЕЙЦЫ»?

Корейские автомобили Корейские компании (Samsung, LG, Daewoo, KIA, ... ) Корейские сотовые телефоны и другие средства связи Корейская кухня/корейские блюда Южная Корея/Северная Корея/разделенная страна Корейские электроприборы (кондиционер, ...)

Корейская компьютерная техника Высокие технологии, роботы Корейская война Сеул

Олимпийские игры Экономически развитая страна Буддизм Тхэквондо

Ким Ир Сен/Ким Чен Ир/Ким Чен Ын Трудоголики/другие качества корейского народа Северокорейская ядерная проблема Пхеньян

Одна из стран "азиатских тигров" Юлий Ким/Анита Цой/Виктор Цой/Костя Цзю...

Песня "Gangnam Style" Чемпионат мира по футболу Корейский традиционный костюм - ханбок Пан Ги Мун Корейские фильмы/телесериалы Пак Кын Хе Ким Ки Дук Другое

24 24 23

19 18

16

10

12

9

8

6

4

Затрудняюсь ответить М

щением в российских СМИ всего, что происходит в этом регионе, с отсутствием надежной и адекватной информации, сдержанным отношением к северокорейскому режиму и явным нежеланием российских властей акцентировать внимание аудитории на тех или иных сторонах жизни в этой стране, что могло бы пробудить у российского обывателя ненужные мысли и сопоставления. Во всяком случае, нет и того негативизма в освещении событий в Южной Корее, который был доминирующим в информационных сообщениях об этой стране в советское время.

Впрочем, нужно учитывать, что опрос проводился в марте 2013 года непосредственно перед обострением ситуации на Корейском полуострове.

Как и в случае с ассоциациями, среди ответов на вопрос о том, что связанное с Южной Кореей вызывает наибольший интерес, лидирует корейская техника. Причем ею интересуются в основном москвичи, что можно объяснить

18

высоким уровнем их покупательной способности, а также наиболее широким ассортиментом корейских товаров в Москве. Внимание жителей столицы привлекают корейские автомобили, телефоны, а также компьютерная и бытовая техника. На другом конце страны, в Дальневосточном федеральном округе, картина совсем иная — 64% населения округа наибольший интерес проявили к туризму в Южной Корее, что объясняется географической близостью регионов.

Почти каждый пятый опрашиваемый проявил интерес к культуре и искусству (19%), а также истории и традициям (18%). Однако сложно утверждать, что речь идет о целенаправленном интересе именно к этой стране, а не об общем стремлении к расширению кругозора. Другими словами, россиянам было бы любопытно что-нибудь узнать, но не больше, чем о любой другой стране, о которой они мало знают.

Достаточно большую роль в формировании общественного мнения о Южной Корее игра-

График 4

ЧТО СВЯЗАННОЕ С ЮЖНОЙ КОРЕЕЙ ВАС БОЛЕЕ ВСЕГО ИНТЕРЕСУЕТ?

Автомобили Бытовая техника Сотовые телефоны и другие средства связи Высокие технологии, роботы Компьютерная техника Культура, искусство История, традиции Туризм Люди/народ

Достопримечательности, интересные места Отношения Севера и Юга, будущее обеих Корей Экономика, промышленность Политические события, процесс ...

Спортивные события Телесериалы и кино Сфера образования Другое

Затрудняюсь ответить

ют СМИ. 54% россиян отмечают, что получили знания о Южной Корее из телепередач, причем среди молодежи от 18 до 24 лет данный вариант ответа выбрал 41%, а среди тех, кому больше 55 лет, — 59% опрошенных. Стоит отметить, что жители Дальнего Востока получают информацию об этой стране из телевизионных передач существенно чаще (83% опрашиваемых), чем в других регионах. Из Интернета о Южной Корее

I 32 I 32 31

I 26 25

19

18 18

17

14

13

10

узнает, прежде всего, молодежь (47% респондентов).

За пределами пространства массовой информации и коммуникации знания о Корее для многих россиян являются остаточными со школьных времен. И поскольку Корея не изучается в России в рамках школьных курсов зарубежной истории и литературы, можно предположить, что эти знания носят поверхностный

График 5

НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ СКАЗАТЬ, ОТКУДА ВЫ В ОСНОВНОМ ПОЛУЧИЛИ ВАШИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЮЖНОЙ КОРЕЕ И ЕЕ НАСЕЛЕНИИ?

Из телепередач о Южной Корее Из газет, журналов Из Интернета

Со времени школы, из школьных учебников От родных (родителей, бабушек, дедушек, ...) Из корейских фильмов и книг о Южной Корее, ... Из русских фильмов и книг о Южной Корее, ... От знакомых корейцев, проживающих в России Во время своего визита в Южную Корею От родственников, проживающих в Южной Корее От знакомых корейцев, проживающих в Южной Корее Из других источников Затрудняюсь ответить

54

29

18

9

31

6

4

3

2

2

8

6

и преимущественно географический характер. Если КНДР еще часто упоминается как пример современного тоталитарного государства, то о Республике Корея в российских школах говорят редко. Количество россиян, получивших представления об этой стране из личного опыта или непосредственной коммуникации с теми, у кого такой опыт есть, чрезвычайно мало и находится на уровне статистической погрешности.

Жители России достаточно редко встречаются с корейцами, поэтому фактор личного знакомства и получения информации «из первых рук» в ходе непосредственного общения следует считать малозначимым. По данным опроса общественного мнения, в среднем по России только 13% россиян встречали граждан Южной Кореи. Чуть больше этот показатель в Москве: 25% жителей столицы контактировали с представителями Южной Кореи. Кстати, жители Дальневосточного федерального округа встречали корейцев несколько чаще, чем в среднем по России, но реже, чем москвичи — 19% респондентов.

Лишь совсем небольшое количество россиян бывало в Южной Корее — порядка 2% (это меньше стандартных допусков точности измерения). На Дальнем Востоке результаты опроса несколько отличаются, но не меняют в принципе полученной картины посещений этой страны: здесь доля выезжавших в РК составила 6%.

График 6

ПРИХОДИЛОСЬ ЛИ ВАМ КОГДА-ЛИБО ВСТРЕЧАТЬСЯ С

■ Да П Нет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Затрудняюсь ответить

Если говорить об опыте использования товаров, произведенных в Корее, то на первом месте у россиян стоит бытовая техника — ею пользовались 40%. Также достаточно большое число респондентов приобретали сотовые телефоны и другие средства связи (34%).

Сравнительно меньшая популярность товаров повседневного спроса объясняется тем,

что доля корейских компаний на рынке одежды или косметики значительно меньше, чем на рынке электроники и разнообразной техники.

График 7

БЫВАЛИ ЛИ ВЫ КОГДА-НИБУДЬ САМИ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ? !5

^^^ «Да П Нет

Можно выделить два региона России, жители которых чаще других пользуются корейскими товарами, Москва и Дальний Восток. Если в среднем по Российской Федерации 10% населения имели в собственности корейские автомобили, то в Москве этот показатель выше почти вдвое — 19%. Одежду, произведенную в Корее, носили 24% москвичей, 28% жителей Дальнего Востока, а в остальных регионах России лишь 13% граждан. Это можно объяснить тем, что потребительские возможности москвичей значительно выше, чем в среднем по стране, а жители Дальнего Востока имеют возможность покупать корейские товары дешевле, чем другие россияне. В других регионах России респонденты чаще всего отвечали, что не пользовались товарами, изготовленными в Корее. В целом так ответили 29% опрошенных, среди которых особо выделились две группы населения — с низким семейным доходом (44%) и сельские жители (38%).

Необходимо отметить, что россияне удовлетворены качеством корейской продукции и положительно относятся к товарам, произведенным в Республике Корея, но количество опрошенных, специально ищущих корейские товары, незначительно — всего 2%. В то же время 26% россиян часто их покупают, а в Дальневосточном федеральном округе такая модель потребительского поведения характерна для 44% населения, что объяснимо региональной спецификой. Значительная часть респондентов (36%) не выделяет специально корейские товары в ряду продукции других стран и покупают их, руководствуясь своими чисто потребительскими соображениями.

ЛЮДЬМИ ИЗ ЮЖНОЙ КОРЕИ?

КАКИМИ ТОВАРАМИ, ПРОИЗВЕДЕННЫМИ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ, ВАМ ЛИЧНО ДОВОДИЛОСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ?

Бытовая техника (кондиционеры, телевизоры, ...) Сотовые телефоны и другие средства связи Компьютерная техника Одежда Автомобили Обувь

Продукты питания Спортивные товары Бытовая химия Канцелярские товары Косметика Средства по уходу за телом Другое

40

34

17

13

10

Не пользовался ничем, произведенным в Корее

График 9

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ТОВАРАМ, ПРОИЗВЕДЕННЫМ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ?

29

14

36

□ □

И □

□ □

Целенаправленно ищу товары, произведенные в Южной Корее, потому что меня привлекает соотношение их цены и качества

Положительно отношусь к товарам, произведенным в Южной Корее, и часто их покупаю, но не могу сказать, что целенаправленно ищу их

Считаю, что товары, произведенные в Южной Корее, не лучше и не хуже товаров из других стран, покупаю корейские товары наравне с товарами из других стран

Считаю, что товары, произведенные в Южной Корее, хуже товаров из других стран и стараюсь избегать их

Товары, произведенные в Южной Корее, слишком дорогие, не могу покупать их

Как правило, не обращаю внимания на страну-производителя товаров

Затрудняюсь ответить

Проблема отношений с Северной Кореей.

В нынешнем обострении отношений с Северной Кореей россияне менее всего склонны винить правительство Южной Кореи — этот вариант выбрали всего 4% опрошенных. 18% назвали виновником руководство Северной Кореи, причем чаще такой ответ давали жители Москвы (26%) и респонденты с высшим образованием (22%; для сравнения: из не имеющих среднего образования — 15%). Однако почти четверть опрошенных (24%) считают, что в нынешнем обострении виноваты США, а среди сельского населения этот вариант выбрали 29%. Такой высокий показатель объясняется опять же не столько осведомленностью о кон-

кретной проблеме, сколько негативными установками по отношению к США. Значительная часть опрошенных (39%) затруднилась ответить на этот вопрос.

Угрозы применения Северной Кореей ядерного оружия у 24% опрошенных вызывают беспокойство по поводу нарастания напряжения в регионе, причем этот показатель почти не изменяется по группам респондентов. В свою очередь, опасения, что политика северокорейского правительства может стать поводом для большой войны (26% в среднем по России), распределены неравномерно: меньше всего в такой вариант развития событий верят москвичи (18%), а больше всего его боятся россияне с самым низким потребительским статусом

4

4

2

2

2

3

КТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОВНИКОМ НЫНЕШНЕГО ОБОСТРЕНИЯ НА КОРЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ?

□ □ □ □

Руководство Северной Кореи Правительство Южной Кореи Руководство Китая Руководство США Другие силы Затрудняюсь ответить

(42%). У более образованных и обеспеченных москвичей действия руководства Северной Кореи в 2 раза чаще, чем в среднем по стране, вызывают раздражение (26% против 13%). Недоумение и непонимание в основном испытывают наименее образованные респонденты (14%) и пенсионеры (15%).

На вопрос о вероятности наступления войны на Корейском полуострове большинство

россиян постарались не давать крайних оценок: 31% назвали войну не очень вероятной, а 25% — скорее вероятной. Эти пропорции сохраняются во всех группах, кроме респондентов с самым низким потребительским статусом. 19% из них назвали войну весьма вероятной, 18% — не очень вероятной. Здесь, как и в предыдущем вопросе, такие ответы в данной группе объясняются тем, что самые бедные больше всего

График 11

КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫЗЫВАЮТ У ВАС ПРИЗЫВЫ РУКОВОДСТВА СЕВЕРНОЙ КОРЕИ ГОТОВИТЬСЯ К ПОБЕДОНОСНЫМ ВОЙНАМ И УГРОЗЫ ПРИМЕНИТЬ ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ ПРОТИВ ЮЖНОЙ КОРЕИ И США?

□ □ □

Недоумение, непонимание

Раздражение по поводу угроз потерявшего чувство реальности руководства Северной Кореи

Беспокойство по поводу нарастания напряжения в регионе Опасения, что это может стать поводом для большой войны

ПИ Никаких особых чувств,

не придаю этому никакого внимания

График 12

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НАСКОЛЬКО СЕЙЧАС ВЕРОЯТНА ВОЙНА НА КОРЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ МЕЖДУ СЕВЕРНОЙ И ЮЖНОЙ КОРЕЕЙ?

□ □ □

Весьма вероятна Скорее вероятна Не очень вероятна

□ Совершенно невероятна

Затрудняюсь ответить

боятся войны. В ходе всероссийского опроса Левада-Центра 23-27 мая на вопрос «Боитесь ли Вы, и в какой мере, мировой войны?» вариант «Испытываю постоянный страх» прозвучал в 27% ответов в среднем по России и в 34% — в группе с низким потребительским статусом.

Россияне в своем абсолютном большинстве (81%) дистанцируются от обеих сторон корейского конфликта. Южной Корее сочувствуют 7%, Северной — всего 1%. В группах различия вновь не существенны, за исключением группы с низким потребительским статусом, где 54% считают, что Россия не должна вмешиваться (против 33% в среднем по стране). Такое распределение массовых мнений характерно для всех опросов, где затрагивается проблематика участия России в международных делах, особенно в ситуациях, в которых высока вероятность международных конфликтов. Общественное мнение в России, с трудом избавляющееся от комплексов имперского или великодержавного прошлого, давно склоняется к изоляционизму, предпочитает политику невмешательства и явно неодобрительно относится к перспективе вовлечения России в те или иные споры, грозящие перерасти в военные столкновения. Это относится к арабско-израильскому конфликту, проблеме сирийской гражданской войны и прочим силовым коллизиям на Ближнем Востоке или в Северной Африке.

Этнонациональные стереотипы восприятия россиянами жителей других стран. Распределение мнений и ответов на вопрос о качествах корейцев, китайцев и японцев подтверждает вывод об отсутствии выраженного отношения у россиян к жителям Восточной Азии. Как прави-

ло, подобные вопросы позволяют выявить более глубокие латентные установки и предрассудки, иногда скрываемые респондентами под влиянием норм приличия или политкорректности. Это дает возможность оценить не только интенсивность симпатий и антипатий, но и степень или потенциал неявной ксенофобии, что бывает крайне важным в некоторых ситуациях.

В настоящем исследовании анализ комплексов этнических характеристик позволяет делать вывод о низком уровне этнической нетерпимости россиян или отсутствии фобий и неприязни по отношению к корейцам. Респонденты склонны чаще упоминать характеристики, имеющие положительную коннотацию, и реже — отрицательную. Для большей наглядности все этнические определения и характеристики сгруппированы в три блока, описывающих дихотомии: 1) «модерные — традиционные»; 2) «сильные — слабые»; 3) «свои — чужие» (табл. 1). Чаще всего при ответе на вопрос о качествах корейцев россияне использовали характеристики, описывающие модерное поведение (трудолюбивые, энергичные, рациональные), в то время как остальные характеристики упоминались не более чем третью опрошенных. Такие оценки свидетельствуют о том, что Корея воспринимается нашими соотечественниками как активно развивающийся регион. Впрочем, стоит отметить, что перечисленные качества несколько чаще встречаются в оценках китайцев и японцев, и реже — в оценках корейцев из Северной Кореи. Одновременно с этим часто южных корейцев характеризовали как «религиозных» и «почтительных со старшими», описывая их поведение как традиционное. В этом случае оценки, данные жите-

График 13

КАКУЮ ПОЗИЦИЮ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЛЕДУЕТ ЗАНЯТЬ РУКОВОДСТВУ РОССИИ В ОТНОШЕНИИ НЫНЕШНЕГО КОНФЛИКТА МЕЖДУ СЕВЕРНОЙ И ЮЖНОЙ КОРЕЕЙ?

Н Поддержать Северную Корею

□ Поддержать Южную Корею

В Приложить все силы для мирного урегулирования конфликта

I Оставаться в стороне, не вмешиваться в этот конфликт

□ Затрудняюсь ответить

лям четырех стран, незначительно отличались друг от друга.

В дихотомии «сильные — слабые» в ряду «сильных» характеристик выделяется только «чувство собственного достоинства» (23%) у японцев. Частота остальных колеблется около 10% в пределах статистической погрешности. «Слабые» черты (терпеливые, униженные, забитые, миролюбивые) присваивались корейцам, японцам и китайцам сравнительно чаще и при этом больше различались между этими народами. Так жители Южной Кореи кажутся россиянам менее терпеливыми по сравнению с китайцами, но более миролюбивыми, чем корейцы из Северной Кореи. Стоит отметить, что население КНДР россияне склонны считать более забитым и униженным, чем жителей трех других стран.

Оценки корейцев, китайцев и японцев как «своих» и «чужих» выражены незначительно. Таблица 1

КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ КАЧЕСТВ НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫ

Однако здесь можно заметить относительно низкие показатели по характеристикам с положительной коннотацией «надежные, верные» и «готовые прийти на помощь», и наоборот относительно высокие — с отрицательной коннотацией («скрытные», «лицемерные, хитрые»). Это свидетельствует о том, что для россиян и корейцы, и китайцы, и японцы скорее чужие (корейцы из РК и японцы — чуть в меньшей степени).

В целом можно сказать, что, неявно сравнивая себя с гражданами Южной Кореи, россияне высоко ценят их человеческие качества, определившие успех модернизации этой страны (отчасти перенося их и на жителей Северной Кореи). В этом плане наши соотечественники ставят корейцев выше самих себя, но вместе с тем относятся к ним достаточно отчужденно.

Это означает, что оценка их успехов не задевает болезненных точек собственной идентичности (неудачи российской модернизации)

ДЛЯ ..?

корейцев из Южной Кореи корейцев из Северной Кореи китайцев японцев

трудолюбивые 48 44 59 52

энергичные 35 29 38 41

рациональные 24 19 22 32

культурные, воспитанные 17 13 14 31

ленивые 3 4 3 2

безответственные 2 3 3 2

непрактичные 3 4 3 2

религиозные 19 19 19 23

почтительные со старшими 24 2 со 26 31

свободолюбивые, независимые 13 10 9 12

с чувством собственного 14 11 11 2 со

достоинства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

заносчивые 5 7 6 6

жестокие 6 10 7 9

властолюбивые 6 8 5 8

навязывающие свои обычаи другим 4 5 5 5

терпеливые 22 25 29 24

забитые, униженные 4 10 4 2

миролюбивые 16 10 13 14

гостеприимные 16 12 17 20

открытые, простые 13 12 11 10

надежные, верные 6 8 7 9

готовые прийти на помощь 7 6 6 6

завистливые 4 5 5 3

скрытные 14 20 18 16

лицемерные, хитрые 8 10 17 8

эгоисты 4 4 3 4

скупые 4 4 5 3

и не воспринимается как угроза для России (что является обычной реакцией в отношении ближайших соседей России или развитых европейских стран).

Чтобы попарно сравнить отношение россиян к Южной Корее и другим странам, респондентам задавались проективные вопросы о том, за какую бы команду они стали болеть в футбольном матче между национальными сборными. Необходимо отметить, что полученные результаты нельзя однозначно интерпретировать как ответ на вопрос, хуже или лучше относятся опрошенные к конкретной стране по сравнению с Кореей. Во-первых, большинство опрошенных не смогли определиться с выбором, так как значительная часть россиян вообще не интересуется футболом, что, однако, не означает отсутствия отношения к разным странам. Во-вторых, разбирающиеся в футболе респонденты могли отвечать, исходя из собственных предпочтений в игре, не связанных с восприятием тех стран, которые эти сборные представляют.

Болеть за другую (не Южную Корею) страну опрошенные предпочли в половине матчей. И если в случае Германии и Англии такой выбор скорее всего обусловлен всё же классом и популярностью национальных сборных этих стран, то предпочтение Казахстана и Японии, вероятно, говорит о том, что россияне относятся к этим странам лучше, чем к Корее (предпо-

чтение Казахстана как соседа и бывшей союзной республики закономерно). Решение болеть за команду Южной Кореи в матчах с командами КНДР, Китая и Турции указывает скорее на лучшее отношение к первой, а вот в противостоянии с США это скорее не столько решение болеть за Корею, сколько решение болеть против Штатов.

Сотрудничество с Кореей. Вопрос о том, следует ли развивать сотрудничество с Южной Кореей, оказался не вполне показателен. Утвердительно на него ответило большинство опрошенных, причем 73% поддержало идею взаимодействия в решении вопросов безопасности, 80% высказались за сотрудничество в экономической сфере, 74% — в сфере культуры и 65% — в освоении природных ресурсов. Такое распределение ответов указывает на открытость россиян к сотрудничеству с корейцами, наличие доверия и отсутствие страха или подозрительности, но не свидетельствует о том, что наши соотечественники много знают об успехах Кореи в этих областях и желают обменяться опытом с зарубежными партнерами. Скорее, такие ответы укладываются в логику «за все хорошее против всего плохого»: сотрудничество с другими странами — это хорошо, его стоит развивать. Сравнительно высокая готовность россиян к развитию экономического сотрудниче-

График 14

ЕСЛИ СОСТОИТСЯ МАТЧ ПО ФУТБОЛУ МЕЖДУ НАЦИОНАЛЬНЫМИ СБОРНЫМИ ... И ЮЖНОЙ КОРЕИ, ЗА КОМАНДУ КАКОЙ СТРАНЫ ВЫ БУДЕТЕ БОЛЕТЬ?

КНДР

Китая

Турции

Германии

Казахстана

США

Англии

Японии

10

27

24

24

19

78

76

74

66

69

68

73

I За Южную Корею

За другую страну

I Не названа ни та, ни другая

15

8

14

15

8

8

17

12

71

9

9

СЛЕДУЕТ ЛИ РАЗВИВАТЬ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЮЖНОЙ КОРЕЕЙ В УКАЗАННЫХ СФЕРАХ, И ЕСЛИ ДА, ТО В КАКОЙ МЕРЕ?

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

10

39

27

11 7

36 35

9

и

1-3 л

35

в сфере безопасности

в экономической сфере

ства с корейцами может объясняться имиджем Кореи как экономически развитой, высокотехнологичной страны, а слабое желание сотрудничать в сфере освоения природных ресурсов — представлением респондентов о России как более богатой природными ресурсами и не нуждающейся в помощи в их освоении.

Заключение. В целом, россияне относятся к Корее хорошо, однако такое отношение опирается не столько на позитивный опыт взаимодействия России и Кореи, сколько на отсутствие негативного. Скорее, это отношение можно назвать нейтральным с отсутствием негативных ожиданий. К Японии и Китаю относятся

У

14

35

23

Затрудняюсь ответить I I Не следует

ш

Нет особой необходимости I I В какой-то мере I I Довольно активно I I Очень активно

в сфере культуры

в сфере освоения природныхресурсов

несколько лучше, потому что больше знают об этих странах. Отсутствие массовой информированности россиян о Корее и корейцах — опорная точка для понимания значительной части полученных в этом исследовании данных: ответы респондентов описывают не столько четко сформулированное отношение опрошенных к этой стране и ее жителям, сколько их во многом стереотипные представления. Это проявляется, например, в вопросе о качествах народа. Отсутствие знаний о предмете также склоняет респондентов воздерживаться от крайних формулировок в оценках. Можно сделать вывод, что общественному мнению россиян о Корее еще только предстоит сформироваться.

7

31

8

7

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.