Научная статья на тему 'Образ колесницы в древнем Китае: описание экипажа в трактате Чжоу-ли (тезисы)'

Образ колесницы в древнем Китае: описание экипажа в трактате Чжоу-ли (тезисы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
372
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / КОЛЕСНИЦЫ / ТРАКТАТ / КИТАЙ / CHINA / HISTORY / CHARIOTS / TREATISE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ колесницы в древнем Китае: описание экипажа в трактате Чжоу-ли (тезисы)»

М.Е. Кузнецова-Фетисова

ИВ РАН

Образ колесницы в Древнем Китае: описание экипажа в трактате Чжоу-ли (тезисы)

Колёсный транспорт, и в частности конные колесницы, своим появлением произвели кардинальные изменения во многих сферах жизни населения, прежде всего в военном деле и транспорте. С этим связано вхождение образа колесницы в ритуальную жизнь, мифологию и эпос многих народов мира.

По археологическим данным, в Китае колесница представляла собой двухколёсный дышловый экипаж, запряжённый двумя лошадьми. Он появился во II тыс. до н.э.; наиболее ранние находки относятся к эпохе Шан-Инь (Х1У-Х1 вв. до н.э.).

Сложность конструкции колесницы и технологии изготовления отдельных деталей, в особенности колёс, а также отсутствие в настоящее время археологических свидетельств автохтонного развития колёсного транспорта в неолитический период в Китае позволяет предположить, что колесница в уже сложившемся виде была заимствована у пришлых групп населения.

Основными деталями колесницы были ось с двумя колёсами и кузовом, дышло, перекладина с ярмами-рогатками для закрепления лошадей. Подобная структура колесницы была неизменной в течение более 1000 лет; бронзовые модели колесниц из раскопок кургана Цинь Ши-хуан-ди (221-209 гг. до н.э.) также представляют собой дышловые экипажи.

В связи с достаточно поздним внедрением колесницы в жизнь китайцев она не стала составным элементом мифов. Тем не менее, в главе «Каогун цзи» трактата «Чжоу-ли», время составления которого относится к эпохе Чунь-цю (770-476 гг. до н.э.) и частично - Чжань-го (475-221 гг. до н.э.), образ колесницы имеет символическое значение, она уподобляется мирозданию:

© Кузнецова-Фетисова М.Е., 2010

Рама кузова экипажа - квадратная, подобно земле. Зонт экипажа - круглый, подобно небу. Спиц в колесе - 30, подобно дням в месяце. Дуг у зонта - 28, подобно звёздам (созвездиям). У стяга с бубенцами с изображением дракона - 9 кистей, подобно звёздам созвездия Скорпиона. У знамени с изображением сокола - 7 кистей, подобно звёздам созвездия Льва. У боевого штандарта с изображением медведя - 6 кистей, подобно звёздам пояса Ориона. У знамени с изображением змеи и черепахи - 4 кисти, подобно звёздам созвездия Пегас. У хоругви из перьев, натянутой на дугу, - изогнутые стрелы, подобно созвездию Лука [1, т. 6, цз. 11, с. 13-14].

Перед нами несомненно высоко-поэтичный образ; следует отметить в качестве особенности, что достаточно случайные цифры и данные -например, количество спиц в колесе - возведены в ранг абсолюта, образца мироздания. Интересно, что количество спиц в Циньских моделях действительно равно 30, в то время как более древние варианты насчитывали от 16 до 20 спиц.

Заключение

1) Наиболее ранние находки колесниц в Китае относятся к периоду Шан-Инь; очевидно, конструкция в уже сложившемся виде была заимствована у пришлых групп населения.

2) Основными деталями колесницы были ось с 2 колёсами и кузовом, дышло, перекладина с ярмами-рогатками для закрепления лошадей.

3) Несмотря на широкое употребление в ритуальной жизни, колесницы не вошли в мифологию китайцев.

4) В трактате Чжоу-ли образ колесницы является символом мироздания.

5) Тенденция к философским отступлениям и нумерологическим параллелям; символическое осмысление окружающего мира и реалий, подгонка реальности под идеальные конструкции. В приведённом фрагменте отразилась характерная для этого трактата тенденция к возведению в абсолют случайных совпадений и символическому осмыслению реалий окружающего мира.

Литература

1. Чжоу-ли Чжэн чжу («Установления династии Чжоу» с комментариями Чжэн [Сюаня]). [Б.м.], 1934.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.