Научная статья на тему 'ОБРАЗ КНР В РОССИЙСКИХ СМИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

ОБРАЗ КНР В РОССИЙСКИХ СМИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
229
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / имагология / коронавирус / российско-китайские отношения / COVID-19 / синофобия / China / imagology / coronavirus / Russian-Chinese relations / COVID-19 / sinofobia

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абдулов Рамиль Равилевич

В статье исследуется хроника распространения коронавирусной инфекции из Китайской Народной Республики на территории России. Проводится анализ федеральных СМИ и их риторики относительно Китая в период пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE PRC IN THE RUSSIAN MEDIA DURING THE COVID-19 PANDEMIC

The article examines the chronicle of the spread of coronavirus infection from the People's Republic of China on the territory of Russia. The analysis of the federal media and their rhetoric regarding China during the pandemic is carried out.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ КНР В РОССИЙСКИХ СМИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 93

Абдулов Рамиль Равилевич

студент 2-го курса магистратуры исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: ram.abdulov2010@yandex.ru

ОБРАЗ КНР В РОССИЙСКИХ СМИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Ramil R. Abdulov

2th year Undergraduate Student of Faculty of History

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: ram.abdulov2010@yandex.ru

THE IMAGE OF THE PRC IN THE RUSSIAN MEDIA DURING THE

COVID-19 PANDEMIC

Аннотация. В статье исследуется хроника распространения коронавирусной инфекции из Китайской Народной Республики на территории России. Проводится анализ федеральных СМИ и их риторики относительно Китая в период пандемии.

Ключевые слова: Китай; имагология; коронавирус; российско-китайские отношения; COVID-19; синофобия.

Abstract. The article examines the chronicle of the spread of coronavirus infection from the People's Republic of China on the territory of Russia. The analysis of the federal media and their rhetoric regarding China during the pandemic is carried out.

Key words: China; imagology; coronavirus; Russian-Chinese relations; COVID-19; sinofobia.

Отношения Китайской Народной Республики и Российской Федерации в XXI в. находятся на небывалом подъеме. Существующая история взаимосвязей на различных уровнях позволяет нам констатировать факт постепенного расширения уровня их влияния на общество. Чаще всего данная «проверка» происходит в периоды международных прецедентов, будь то со стороны России или Китая. Все это конструирует в сознании общества подобную имаготему как «партнер».

На рубеже 2019-20 гг. случилось событие, которое изменило общий уклад жителей всей планеты, а именно распространение коронавирусной инфекции COVID-19 из города Ухань в провинции Хубэй (КНР). Данное

© Абдулов Р.Р., 2021

инфекционное заболевание распространилось за пределы Поднебесной и затронуло все страны без исключения.

В сложившихся обстоятельствах перед властями Российской Федерации стояла задача проинформировать о причинах и случаях заболевания на территории страны и правильно преподнести данную информацию, а также рассказать, как сам Китай борется с данной проблемой

В статье предпринята попытка проанализировать информацию, которая транслировалась в средствах массовой информации по отношению к Китаю в период пандемии, проследить, какая имаготема присутствует в это время на федеральных каналах и формируется ли база для образа Китайской Народной Республики для российского общества. Хронологические рамки нашего исследования - с января по декабрь 2020 г.

Уже 31 декабря 2019 г. появились сообщения о том, что 27 человек госпитализированы в критическом состоянии. Сама же китайская сторона отрицала угрозу пандемии. Лишь только в период с 9 по 11 января Китай заявил о смертях от нового вида коронавируса. А 20 января было подтверждено, что коронавирус передается от человека к человеку.

Период сдерживания и частичного сокрытия информации со стороны китайских властей вызвал впоследствии массу вопросов не только у государств, но и у общественности. В разных уголках мира стали развиваться синофобские настроения. Как указывает интернет-издание «Известия», пандемия вызвала всплеск расовой дискриминации: «Немалое число магазинов развесили на входе таблички "Китайцам вход воспрещен", а в западных газетах замелькали заголовки вроде "Желтая опасность" или "Китайские дети остаются дома"...» [1].

Россия, как главный стратегический и экономический партнер КНР, подавала информацию нейтрально. Акцент смещен сугубо на противоборство Китая инфекционному заболеванию. Во многих сюжетах, в частности, показано именно то, какие методы китайские власти используют в сложившихся обстоятельствах. Например, 29 января 2020 г. на телеканале «Россия 24» вышел

184

сюжет о том, какова обстановка на данный момент в Китае, и в частности, в Ухане. Начинается сюжет с нашумевшей в социальных сетях новости о том, как Китай в рекордные сроки начинает строить поликлинику, которая будет превосходить ту, которая принимала пациентов в 2003 г., в период эпидемии SARS.

Также новостной блок репортажа о борьбе Китая с вирусом посвящается развенчанию «фейков», которые распространились в Интернете. К примеру, репортаж акцентирует внимание на «мифах» в англоязычных социальных сетях об отсутствии средств защиты среди населения или же о дыме, который является результатом работы крематориев. Все это подводит зрителей к тому, что на самом деле Китай контролирует данную ситуацию и оперативно реагирует на непредвиденную ситуацию.

На протяжении нескольких месяцев федеральные каналы обозревали ситуацию в Китае наравне с ситуацией в других странах. Часто ссылались на организованность и спокойствие Китая как пример поведения. В противовес рассудительному Китаю предстают европейские страны, которые начали проводить политику строгой изоляции.

С 20 февраля 2020 г. Россия начинает внедрять ряд ограничительных мер, среди которых приостановка въезда в страну граждан Китая по работе, учебе и т.п. В Москве и других крупнейших городах страны проводятся рейды полиции по местам, где могут жить китайцы. Оставшиеся здесь граждане Поднебесной находятся на изоляции, под угрозой депортации и запрета на въезд в страну в течение 5 лет.

В марте резко ухудшившаяся эпидемиологическая ситуация привела к тому, что во всех регионах страны вводится режим повышенной готовности и постепенное введение самоизоляции для всех граждан. Проводилось патрулирование улиц, люди могли выходить из дома лишь по специальному разрешению. В период весны социальное напряжение начинало расти, однако на федеральных каналах шла информация, что государство контролирует

185

обстановку. Отношение российской общественности к китайцам начало накаляться, участились случаи дискриминации, а также высылки из России граждан КНР, которые не соблюдают изоляцию.

11 марта на сайте «Медиазона» появляется новость о том, что многих студентов из Китая обманом принуждали нарушить самоизоляцию: «Го Тецзюнь "понимала, что нарушает режим пребывания, однако ей необходимо было купить хлеб", Сюй Кэ и У Синьхао говорят, что их "обманным путем сотрудники полиции выманили на улицу", Фу Канцяо из-за некорректного перевода "считал, что один раз можно покинуть жилое помещение до истечения срока изоляции", Чжан Кунь и Ван Б. нужно было "выйти на улицу для получения визы". Всех граждан Китая задержали, а позже -депортировали...» [5]. Кроме разного рода мероприятий, направленных на ужесточение контроля над китайцами, с дискриминацией столкнулись и граждане РФ, которые имеют азиатские черты. Издание «Лента» рассказывает историю девушки, которая является буряткой по национальности, однако большинство окружения реагируют на нее как на вероятного переносчика инфекции: «Мне на улице кричат "Коронавирус!" - как будто это мое второе имя, отсаживаются от меня в транспорте, отходят в очереди. Мужчина в магазине как-то попросил не чихать на него, как только я переступила порог...» [2].

На сайте ЭКД 13 марта 2020 г. выходит статья, в которой освещается проблема нахождения китайского населения в России и их депортации в разгар коронавируса. Также отмечается, что в китайских СМИ говорится о том, что заподозренных в правонарушениях граждан КНР поместили под общий карантин и они имеют все необходимое для проживания.

Ответной реакции российских властей на разрешение подобной ситуации

не последовало. Однако выбор стороны в треугольнике США - Россия - Китай

был сделан по умолчанию. Как сообщают «Известия», в апреле состоялся

телефонный разговор В.В. Путина и Си Цзиньпина, в ходе которого были

186

обговорены детали сотрудничества и взаимопомощи в период пандемии, а также было выражено осуждение тех, кто пытается обвинить Китай в сокрытии информации. Заголовки этой новости чаще подаются как «Россия ответила на обвинения Китая в сокрытии информации». Можно сделать вывод, что четко прослеживается противопоставление России и Китая западным странам. Позиция Российской Федерации по отношению к Китаю на государственном уровне была обозначена несколько раз в речах главы государства или правительства. Помимо всего прочего, с постепенно уходящим на второй план режимом строгой самоизоляции общество перестает акцентировать внимание на Китае, хоть и ассоциирует его с пандемией.

К концу 2020 г. несколько государственных интернет-изданий, таких как «Российская газета» и «РИА Новости», выпустили статьи о важнейших моментах российско-китайских отношений в 2020 г. Оба издания отмечают, какой путь совместными усилиями проделали Россия и Китай в преодолении эпидемиологического кризиса. «Российская газета» делает акцент в первую очередь на политической и экономической сферах: в политике -сотрудничество на фоне борьбы с коронавирусом и противостояние западным странам; в экономике - продолжающийся рост торговых отношений между странами. Отдельный абзац посвящен поддержке двух стран на международной арене, как в Совете Безопасности ООН, так и БРИКС или ШОС. В конце издание делает следующий вывод: «На фоне глобальных вызовов прочные китайско-российские отношения обретают особое значение для защиты мира и безопасности, как в регионе, так и в мире в целом. Москва и Пекин являются важным гарантом стабилизации нынешней международной обстановки» [3].

«РИА Новости» решила показать «пять важнейших событий в китайско-

российских отношениях в 2020 г.» [4]. Данная статья не отличается по риторике

от той, которая рассматривалась выше, однако есть несколько моментов, на

которые стоит обратить внимание. Один из наиболее показательных это пункт

187

о взаимных поздравлениях Си Цзиньпина и Владимира Путина в честь 75-летия окончания Второй мировой войны. Издание цитирует слова, которые глава Китайской Народной Республики адресовал российской стороне: «.работать вместе с российским коллегой над объединением усилий для решительной защиты победы в войне, так же, как и над международной справедливостью. » [5]. Данная формулировка подразумевает не только решающее значение победы СССР в войне, но и территориальные разделы, которые произошли после. Некоторые из них до сих пор вызывают споры. Подразумевается противопоставление европейским государствам.

Исходя из небольшого объема материалов, мы можем сделать следующие выводы: образ Китая в 2020 г. в российских средствах массовой информации характеризуется нестабильностью. Наличие жестких рамок в подаче информации федеральными каналами в период начала эпидемии не демонстрирует никакой точной позиции. Впоследствии Китай приобрел очертания не просто «партнера», а «страны - примера», как нужно бороться с болезнью. Если отойти от анализа именно федеральных изданий, то мы увидим вспышку синофобских настроений, которые существуют внутри общества, но не афишируются. В имагеме китайцев еще сильнее усилился образ того, что они едят все подряд. Также добавилось то, что китайцы или люди, имеющие азиатские очертания лица, являются вероятными переносчиками инфекции.

Большее внимание имеет имаготема Китая, которая претерпевает изменения в контексте эпидемиологической и внешнеполитической ситуации. Роль Китая в мире начинает расти, Россия, которая поддерживала дружеские отношения с Поднебесной, начинает называть последнюю не только «партнером», но и «союзником». Противопоставление союзу США с другими европейскими странами дало России сильного экономического союзника, чьему опыту она пробует следовать.

Список литературы

1. Год синофобии в век Китая: как пандемия повлияла на отношения к КНР [Электронный ресурс] // Известия: офиц. портал интернет-издания. URL: https://iz.ru/1100553/nataliia-portiakova/god-sinofobii-v-vek-kitaia-kak-pandemiia-povliiala-na-otnoshenie-k-knr (дата обращения: 01.04.2021).

2. «Мне кричат "Коронавирус!" - как будто это мое второе имя». Как россияне боятся коронавируса и кого винят в своем страхе [Электронный ресурс] // Лента: офиц. портал интернет-издания. URL: https://lenta.ru/articles/2020/03/29/racism/ (дата обращения: 01.04.2021).

3. Пандемия не помеха диалогу [Электронный ресурс] // Российская газет: офиц. портал интернет-издания. URL: https://rg.ru/2020/12/24/v-2020-godu-kitajsko-rossijskie-otnosheniia-proshli-proverku-na-prochnost.html (дата обращения: 09.04.2021).

4. Пять важнейших событий китайско-российских отношений в 2020 г. [Электронный ресурс] // РИА Новости: офиц. портал интернет-издания. URL: https://ria.ru/20201231/otnosheniya-1591688257.html (дата обращения: 12.04.2021).

5. Танец с депортацией. Китайскую студентку забрали из общежития, признали нарушающей карантин и выдворили из страны [Электронный ресурс] // Медиазона: офиц. портал интернет-издания. URL: https://zona.media/article/2020/03/11/deportations (дата обращения: 01.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.