Научная статья на тему 'Образ канцлера ФРГ А. Меркель (на материале немецкой политической метафоры)'

Образ канцлера ФРГ А. Меркель (на материале немецкой политической метафоры) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
830
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА / POLITICAL METAPHOR / МЕТАФОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / METAPHORICAL MODEL / ДИНАМИКА МЕТАФОРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / DYNAMICS OF METAPHORICAL ACTIVITY / КОГНИТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОЦИОПЕРСОНАЛЬНОГО КОНЦЕПТА "KANZLERIN ANGELA MERKEL" / COGNITIVE SYMPTOMS OF THE SOCIOPERSONAL CONCEPT "CHANCELLOR ANGELA MERKEL"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цаголова Виктория Азаматовна

Статья посвящена анализу доминантных метафор, моделирующих образ канцлера Германии А. Меркель в немецкоязычной прессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GERMAN CHANCELLOR A. MERKEL’S IMAGE (ON THE GERMAN POLITICAL METAPHOR)

The article is devoted to analyses of dominant metaphors in modelling of image of German Chancellor A. Merkel in German press.

Текст научной работы на тему «Образ канцлера ФРГ А. Меркель (на материале немецкой политической метафоры)»

образ канцлера фрг а. меркель

(на материале немецкой политической метафоры) Виктория Азаматовна Цаголова,

аспирант кафедры иностранных языков для естественнонаучных факультетов факультета иностранных языков ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», преподаватель немецкого языка Северо-Кавказского

суворовского военного училища

Статья посвящена анализу доминантных метафор, моделирующих образ канцлера Германии А. Меркель в немецкоязычной прессе.

Ключевые слова: политическая метафора, метафорическая модель, динамика метафорической активности, политический дискурс, когнитивные признаки социоперсонального концепта "Kanzlerin Angela Merkel".

THE GERMAN CHANCELLOR A. MERKEL'S IMAGE (on the German political metaphor)

Viktoriya A. Tsagolova,

Post-graduate Student of the Chair of Foreign Languages for Natural Sciences Faculties, Faculty

of Foreign Languages of the North-Ossetian State University n.a. K. L. Khetagurov, Teacher of German Language of the North Caucasian Suvorov Military School

The article is devoted to analyses of dominant metaphors in modelling of image of German Chancellor A. Merkel in German press.

Key words: political metaphor, metaphorical model, dynamics of metaphorical activity, cognitive symptoms of the sociopersonal concept "Chancellor Angela Merkel".

В политической коммуникации метафора трактуется как способ мировидения и описания политической картины мира [10: 85].

Метафора в политическом дискурсе является инструментом воздействия и манипулирования сознанием и мыслительным процессом читателей, эффективным средством выражения позиций журналов, придерживающихся различных политических взглядов.

Отдельные вопросы функциональной активности метафор рассматривались на материале русского, английского и немецкого языков [1; 2; 5], исследование роли метафор в немецкоязычном политическом дискурсе фрагментарно отражено в ряде статей [3; 4; 6; 7; 8; 9].

Политическая метафора в структуре социоперсонального концепта (далее -СПК) Kanzlerin Angela Merkel «канцлер(ша) Ангела Меркель» является базовым механизмом объяснения и оценки деятельности политического лидера массовому читателю и способом манипулирования его взглядами.

Материалом для исследования послужили тексты из немецких информационно-политических журналов "Der Spiegel" и "Focus" в период с сентября 2005 г. по май 2015 г.

Образ канцлера А. Меркель соткан из пестрого полотна многовидовых метафор, служащих эффективным средством построения концептуальной сферы немецкого политического лидера. Метафорическое поле насыщено проекциями из 33 концептуальных областей: власть; высшие лица власти; педагогика; родственные отношения; экономика; экология; кинематограф; телевидение; менеджмент; негация; спорт; сексуальные отношения; психология; Библия; религия; растительный мир; зоология; механика; политика; математика; магия; сервис; цветовая гамма; медицина; юриспруденция; полиция; военная область; строительство; архитектура; предметы быта; транспорт; высокие технологии, музыка.

Анализ динамики метафорической активности, вербализующей А. Меркель как субъект политической деятельности в немецком политическом дискурсе, позволяет судить о возрастающей значимости данного персонажа на внутри- и внешнеполитической арене: первый срок канцлерства А. Меркель описан на основе 33 видов метафор и 94 метафорических моделей; второй - на базе 37 видов метафор и 120 моделей; третий (с сентября 2013 г.) - уже реализован 29 видами метафор и 91 моделью соответственно. Весь метафорический арсенал СПК Kanzlerin Angela Merkel «канцлер(ша) Ангела Меркель» представлен 99 видами метафор.

В первый период канцлерства высокую плотность употребления составляли профессиональная метафора, метафора верховной власти, зооморфная метафора и метафора родства.

Например: <...> Einer Umfrage für den SPIEGEL zufolge hält die Mehrheit der Deutschen sie für eine Anwältin der Reichen. Das Ergebnis ist eindeutig: Nur 26 Prozent der Bundesbürger glauben, dass Bundeskanzlerin Angela Merkel (CDU) den Interessen der kleinen Leute verpflichtet ist. 60 Prozent sehen die Kanzlerin hingegen eher als Interessenvertreterin der Reichen. «<...> Согласно опросу для журнала «Шпигель», большинство немцев видит в ней адвоката для богатых людей. Результат однозначен: только 26 % граждан Германии верят, что Ангела Меркель представляет интересы простых людей. 60 %, напротив, видят в канцлере представительницу интересов богатых» [Spiegel Online 01. Dezember 2007].

С помощью двух синонимических моделей A. M. - Anwältin (der Reichen) «А. М. - адвокат (богатых людей)» и A. M. - Interessenvertreterin (der Reichen) «А. М. - представительница интересов (богатых людей)» тиражируется образ канцлера, защищающего интересы преимущественно обеспеченных слоев населения своей страны.

Во второй период, на который пришелся пик экономического кризиса в Европе, доминировали профессиональная метафора, метафора верховной власти и метафора менеджмента. Метафоры преемственности и покровительства потеряли свою активность и вышли из употребления, а статусная и протекционалистская виды метафор пополнились новыми фреймами.

Например, в статье под заголовком Die alles-wird-teuer-Kanzlerin «Канцлер-все-дорожает» речь идет о том, что жизнь в Германии в 2011 г. значительно подорожала: на 7% повысилась цена на электричество, сигареты стали на несколько центов дороже, повысилась цена на авиабилеты, отчисления с дохода повысились

на 35% [Spiegel online 04. Januar 2011]. Канцлер, как глава государства с самой стабильной и мощной экономикой, предлагает ряд решений, в числе которых режим жесткой экономии, ограничение государственных расходов, повышение налогов и цен. Также канцлер Германии предлагает пути выхода Европы из финансового кризиса, принимает решения о судьбе терпящих бедствие европейских стран. Меры по выходу из кризиса нашли отражение в метафоре менеджмента.

В третий срок канцлерства А. Меркель, на который приходится война в Украине и разлад отношений между странами Запада и странами ЕС, особенно актуальна метафора посредничества. Высокую плотность употребления в исследуемом материале составляют также зооморфная метафора, вещественная метафора, метафора высоких технологий и метафора верховной власти. Метафора-негация деактуали-зируется.

Например: <...> Die Kanzlerin wirkt eher wie ein Schwamm, der alles um sich aufgesaugt. Eigene Themen zu setzen, ist für Koalitionäre fast unmöglich. <...> Merkel ist nach innen hart. Nach außen ist sie ein Schwamm. Sie saugt alle politischen Ideen und Inhalte auf, die in ihre Nähe kommen. Und zwar egal von wem «<...> канцлер, скорее, производит впечатление губки, которая все вокруг впитывает. Предлагать собственные темы является почти невозможным для коалиционера. <...> Внутренне Меркель жесткая. Внешне она как губка. Она впитывает все политические идеи и мнения, которые оказываются вокруг нее. И ей все равно, кому они принадлежат [Focus Online, 26.09.2013]. В начале третьего срока канцлерства А. Меркель упрекают в отсутствии собственных идей, что нашло отражение в вещественной метафоре.

На протяжении всех периодов канцлерства А. Меркель неизменно актуальными остаются 4 вида метафор: профессиональная метафора, метафора верховной власти, метафора родства и зооморфная метафора.

Выявленные метафоры характеризуют следующие когнитивные признаки в структуре СПК Kanzlerin Angela Merkel «канцлер(ша) Ангела Меркель»: внутриполитические (внутриполитическая нестабильность; отношение к гражданам Германии; политический менеджмент внутри государства), внешнеполитические (роль А. Меркель в работе ЕС; оценка деятельности А. Меркель в ЕС; деятельность А. Меркель по урегулированию ситуации в Европе и мире; внешнеполитический менеджмент; политика, проводимая в отношении кризисных стран), личностные (неустойчивое положение канцлера; отношение к подчиненным; недостатки А. Меркель как лидера).

Одна и та же концептуальная область вербализует как положительный, так и отрицательный образ А. Меркель.

Отрицательно маркируются отношение А. Меркель к кризисным странам; политические средства воздействия канцлера; защита интересов обеспеченных слоев населения Германии; деятельность канцлера в урегулировании ситуации в Европе и мире; отсутствие лидерских качеств; управленческие качества А. Меркель; стратегическая недальновидность канцлера; ее способность убеждения и привлечения сторонников.

Положительно маркируются интеллектуальные способности А. Меркель, отношение к госслужащим, принципы ведения А. Меркель политических переговоров с мужчинами-политиками и роль А. Меркель в строительстве ЕС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеев С. В. Метафора как фактор прагматики речевого общения: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. Санкт-Петербург, 2002. 158 с.

2. Иванова И. В. Концептуальная метафора как средство формирования образа политического деятеля в англоязычной прессе: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. М., 2004. 215 с.

3. Тамерьян Т. Ю., Цаголова В. А. Номинативное поле социоперсонального концепта Kanzlerin Angela Merkel - канцлер Ангела Меркель // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2013. № 4 (46). С. 151-156 .

4. Тамерьян Т. Ю., Цаголова В. А. Профессиональная метафора как способ моделирования образа канцлера Ангелы Меркель (на материале немецкого политического дискурса) // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2014. № 4. 0,9 п.л.

5. Храброва Е. С. Роль и функции метафоры в создании портрета политического деятеля в российском и американском политическом дискурсе: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Брянск, 2010. 236 с.

6. Цаголова В. А. Лингвокультурный портрет женщины-политика (на примере федерального канцлера Германии Ангелы Меркель) // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6; URL: http://www.science-education.ru/106-7790 (дата обращения: 18.12.2012).

7. Цаголова В. А. Метафорическая составляющая лингвокультурного концепта «женщина-политик» (на примере канцлера Германии А. Меркель) // Языковые процессы в дискурсе: междунар. сб. науч. ст. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2013. С. 144-153.

8. Цаголова В. А. Политическая метафора в структуре социо-персонального концепта Kanzlerin Angela Merkel (на материале немецкого языка) // Известия сочинского государственного университета. Научный журнал. Июнь 2014. № 2 (30). С. 141-144.

9. Цаголова В. А. Немецкая политическая метафора (на материале описательного дискурса канцлера ФРГ А. Меркель) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Ежегодный журнал. Владикавказ, 2014. Вып. XVI. С. 133-137.

10. Чудинов А. П. Постулаты уральской школы политической метафорологии // Уральский филологический вестник. 2012. № 2. С. 85-93.

11. www.spiegel.de

12. www.focus.de

B. A. ^mnOBA

REFERENCES

1. Ageev S. V. Metafora kak faktor pragmatiki rechevogo obshhenija: dis. ... kand. filol. nauk: 10.02.04 - Sankt-Peterburg, 2002. 158 p.

2. Ivanova I. V. Konceptual'naja metafora kak sredstvo formirovanija obraza politicheskogo dejatelja v anglojazychnoj presse: dis. ... kand. filol. nauk: 10.02.04. M., 2004. 215 p.

3. Tamer'jan T. Ju., Cagolova V. A. Nominativnoe pole sociopersonal'nogo koncepta Kanzlerin Angela Merkel - kancler Angela Merkel' // Politicheskaja lingvistika. Ekaterinburg, 2013. № 4 (46). P. 151-156 .

4. Tamer'jan T. Ju., Cagolova V. A. Professional'naya metafora kak sposob mod-elirovaniya obraza kantslera Angely Merkel' (na materiale nemetskogo politicheskogo diskursa) // Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2014. № 4. 0,9 p.l.

5. Hrabrova E. S. Rol' i funkcii metafory v sozdanii portreta politicheskogo dejatelja v rossijskom i amerikanskom politicheskom diskurse: dis. ... kand. filol. nauk: 10.02.19 Bijansk, 2010. 236 p.

6. Cagolova V. A. Lingvokul'turnyj portret zhenshhiny-politika (na primere federal'nogo kanclera Germanii Angely Merkel') // Sovremennye problemy nauki i ob-razovanija. 2012. № 6; URL: http://www.science-education.ru/106-7790 (data obrash-henija: 18.12.2012).

7. Cagolova V. A. Metaforicheskaja sostavljajushhaja lingvokul'turnogo koncepta «zhenshhina-politik» (na primere kanclera Germanii A. Merkel') // Jazykovye processy v diskurse: mezhdunar. sb. nauch. st. Samara: Izd-vo «Samarskij universiteta», 2013. P. 144-153.

8. Cagolova V. A. Politicheskaja metafora v strukture socio-personal'nogo koncepta Kanzlerin Angela Merkel (na materiale nemeckogo jazyka) // Izvestija sochinskogo gosudarstvennogo universiteta. Nauchnyj zhurnal. Ijun' 2014. № 2 (30) P. 141-144.

9. Cagolova V. A. Nemeckaja politicheskaja metafora (na materiale opisatel'nogo diskursa kanclera FRG A. Merkel') // Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvistiki. Ezhegodnyj zhurnal. Vladikavkaz: 2014. Vyp. XVI. P. 133-137.

10. Chudinov A. P. Postulaty ural'skoj shkoly politicheskoj metaforologii // Ural'skij filologicheskij vestnik. 2012. № 2. P. 85-93.

11. www.spiegel.de

12. www.focus.de

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.