Научная статья на тему 'Образ Ивана IV Грозного в записках иностранных путешественников'

Образ Ивана IV Грозного в записках иностранных путешественников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1926
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИВАН ГРОЗНЫЙ / IVAN THE TERRIBLE / ИНОСТРАННЫЕ ПОСЛЫ / FOREIGN AMBASSADORS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нелюбина Венера Юрьевна

В данной статье мы анализируем записки иностранцев, сравниваем их с традиционными источниками современников Ивана IV, в данном случае мы используем записи Андрея Курбского с целью составить образ Ивана Грозного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE IVAN IV IN THE NOTES OF FOREIGN TRAVELERS

In this article we analyze the notes foreigners compare them with the traditional sources of contemporaries of Ivan IV, in this case, we use writes Andrei Kurbsky, with a view to compose the image of Ivan the Terrible.

Текст научной работы на тему «Образ Ивана IV Грозного в записках иностранных путешественников»

УДК 94 (47).043

Нелюбина Венера Юрьевна

Студентка исторического факультета 3 курса

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия

e-mail: nelyubina.venera@mail.ru

ОБРАЗ ИВАНА IV ГРОЗНОГО В ЗАПИСКАХ ИНОСТРАННЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

Nelyubina Venera Y.

Student of the faculty of History third - year

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia IMAGE IVAN IV IN THE NOTES OF FOREIGN TRAVELERS

Аннотация. В данной статье мы анализируем записки иностранцев, сравниваем их с традиционными источниками современников Ивана IV, в данном случае мы используем записи Андрея Курбского с целью составить образ Ивана Грозного.

Ключевые слова: Иван Грозный, иностранные послы

Abstract. In this article we analyze the notes foreigners compare them with the traditional sources of contemporaries of Ivan IV, in this case, we use writes Andrei Kurbsky, with a view to compose the image of Ivan the Terrible.

Key words: Ivan the Terrible, foreign ambassadors

В данной статье мы анализируем записки иностранцев, сравниваем их с традиционными источниками современников Ивана IV, в данном случае мы используем записи Андрея Курбского - ближайшего приближенного царя с целью составить образ Ивана Грозного. Мы стремимся выяснить, насколько правдивы воспоминания иностранных гостей и подданных об Иване Грозном и стремимся воссоздать настоящий образ Ивана Васильевича. Актуальность работы заключается, во - первых, в том, что, записки путешественников носят мемуарный субъективный характер. Во - вторых, они написаны извне, что представляет большую ценность для сравнения их с традиционными источниками.

В процессе работы были использованы следующие источники: «Историческое сказание о Московском государстве, сочиненное венецианским послом Фоскарино» Марко Фоскарино, «Путешествие сэра Джерома Горсея», «Рассуждение о делах Московии Франческо Тьеполо» Тьеполо, «Описание Москвы» Александра Гваньини, «История о великом князе московском» Андрея Михайловича Курбского.

Иван Грозный - это противоречивая фигура в истории. Его деятельности нет однозначной оценки, мотивы его деятельности иногда непонятны ни как его современникам, ни современным исследователем. Был ли он с детства подвержен влиянию окружения, страстями, пороками, которые привели к психической болезни - паранойе, с чем связана тирания во время его правления, как считают Н.М. Карамзин, А. Г. Кузьмин (психологическая точка зрения). С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, К.Д. Кавелин, С.Ф. Платонов, С.Б. Веселовский, А.А. Зимин стали представителями социологической точки зрения - Иван Грозный объективно способствовал усилению Российского государства, а субъективно стал тираном. Есть и третья точка зрения во главе князем А.М. Курбским, Г.П. Федотова, А.Л. Юрганова, С.В. Перевезенцева, А. И. Филюшкина, И.П. Фроянова, митрополита Иоанна. Они считали, что деятельность Ивана была антихристианской, его религиозные идеи стали основой его действий. Курбский же говорил, что царем завладел сатана.

Мнение историков основывалось на представлениях современников Ивана Грозного. Мы же будем опираться на взгляды иностранных послов и гостей нашей страны.

Например, Д. Горсей заметил честолюбие, вспыльчивость, жестокость, красоту, ум, способности [1, С. 102]. «Царь наслаждался, купая в крови свои руки и сердце изобретая новые пытки и мучения, приговорам к казни тех, кто был наиболее предан и любим его подданным» [1, С. 102]. М. Фоскарино добавляет «Очень умен и великодушен» [6, С. 54]. А немецкий посол Даниил Принц писал: «Он так склонен к гневу, что, находясь в нём, испускает пену, словно конь, и приходит как бы в безумие; в таком состоянии он бесится также и на встречных Жестокость, которую он часто совершает на своих, имеет ли начало в природе его, или в низости (malitia) подданных, я не могу сказать. ... Сам он грубых нравов; ибо он опирается локтями на стол, и так как не употребляет никаких тарелок, то ест пищу, взяв её руками, а иногда недоеденное кладет опять назад в чашку (in patinam). Прежде чем пить или есть что-нибудь из предложенного, он обыкновенно знаменует себя большим крестом и взирает на повешенные образа Девы Марии и Святого Николая» [5, С. 238]. Последние строки показывают на большую религиозность и набожность царя. Но как он сам сознается в ответном письме Андрею Курбскому, ему не всегда удавалось следовать христианским традициям, за что вину он видит в ближайших друзьях.

Мнение, сложенное иностранцами об Иване IV подтверждает мемуарный памфлет близкого друга Ивана Грозного - Андрея Курбского, который пишет: «После смерти родителей Ивана воспитывали «бояре, на их языке, -соревнуясь друг с другом, льстя и угождая ему в его сластолюбии и похоти, - себе и детям своим на беду. А когда начал он подрастать, лет в двенадцать, ... начал сначала проливать кровь животных, швыряя их с большой высоты -с крылец..., а воспитатели льстили ему, позволяли это, расхваливали его, на свою беду научая ребенка. Когда же стало

© Нелюбина В.Ю., 2015

ему лет пятнадцать и больше, тогда начал он и людей бросать и, собрав вокруг себя толпы молодежи из детей и родственников названных сенаторов, стал разъезжать с ними на конях по улицам и площадям, скача повсюду и носясь неблагопристойно, бить и грабить простых людей, мужчин и женщин» [2]. Возможно, поведение двенадцатилетнего Ивана связано с переходным возрастом. Можно предположить, что такое частое явление среди подростков как быстрое увеличение веса, роста, развитие вторичных половых признаков, было и у будущего царя. Эти новшества, скорее всего, пугали подростка, что и привело к бунту против норм общества и выразилось в актах хулиганства, агрессии, неуправляемости. В этот тяжелый момент времени у подростка была возможность просить совета только у бояр, которые были не заинтересованы в более мягком прохождении пубертатного периода, они наоборот только стимулировали и поощряли жестокие поступки Ивана.

С 17 лет, судя описаниям Андрея Курбского, начинаются убийства в среде знати: «Вначале убили они храбрейшего стратега, влиятельного человека благородного происхождения по имени князь Иван Бельский, который был из рода литовских князей и находился в родстве с польским королем Ягайлой. Был он не только мужествен, но и большого ума и имел неплохой опыт в священном Писании» [2]. Также были убиты князь Андрей Шуйский, князь Иван Кубенский, Федор и Василий Воронцовы, Федор Невежа, Михаил Трубецкой, князь Иван Дорогобужский.

Иван Грозный с началом опричнины стал ещё более мнительным. Он боялся заговоров и покушений на его жизнь. Если до Ивана Васильевича доходит информация о доносчиках и клеветниках, то он, по сведению Ал. Шлихтинга не проверяет её, «лишь бы только иметь удобный случай для погибели людей .... и немедленно зовет убийц, своих Опричников, чтобы они взяли такого-то и вслед затем на глазах у владыки либо рассекли на куски, либо отрубили голову, либо утопили, либо бросили на растерзание собакам или медведям» [6]. При случае того, что царь вызывает к себе знатного человека, то он «прощается с женой, детьми, друзьями, как бы не рассчитывая их никогда видеть. Он питает уверенность, что ему придется погибнуть или от палок, или от секиры, хотя бы он и сознавал, что за ним нет никакой вины» [6].

Таким образом, с легкой руки Ивана Васильевича погибло большое количество людей. Почему же он был таким безжалостным? С детства Иван был робким, но вскоре детская робость превратилась в нервную пугливость, мнительность, впечатлительность, самовнушение. Часто ему приходилось видеть боярскую вседозволенность, казни, убийства, разбои, восстания. Его наставники бояре не занимались его воспитанием: будущему царю разрешалось заниматься всем, чем он пожелает. У бояр часто не находилось ни времени, ни желания заниматься воспитанием маленького Ивана. Это стало причиной того, что Иван не смог сформировать внутренний барьер между «хорошо» и «плохо».

Пожар в Москве 21 июня 1547 г., когда сгорело 25 тысяч домов, 1700 человек погибли, 80 тысяч человек остались без крова, оставил неизгладимое впечатление на Ивана. Он писал об этом: «от этого вошел страх в душу мою и трепет в кости мои, и смирился дух мой» [3, С.204]. Андрей Курбский считал этот пожар следствием бесчеловечной деятельности царя и ответом Бога на данные действия. Вот как он писал об этом: «Но когда стал он потом превосходить меру в бесчисленных своих преступлениях, то господь, смиряя его свирепость, послал на великий город Москву громадный пожар».

Мы можем говорить о том, что на формирование личности Ивана повлияли многие факторы, как те, что зависят от него, так и не зависящие. Историки описывали уже сложившуюся личность, а о том, что могло на нее повлиять всего лишь догадки, основанные на мнениях иностранцев и современников Ивана Грозного. Так каким же представляется нам Иван Грозный со страниц мемуаров иностранных путешественников? Прежде всего, жестоким, властолюбивым, мнительным, эгоистичным, беспощадным человеком. Но, по моему мнению, действия Ивана Грозного несколько преувеличены и на самом деле он был не таким жестоким, каким он нам предстает со страниц мемуаров путешественников.

Список литературы:

1.Горсей Дж Путешествие сэра Джерома Горсея. //Иностранцы о древней Москве. Москва XV-XVII веков. М., 1991. С. 98-99, 102.

2.Курбский А.М. «История о Великом князе московском» //[Электронный ресурс] // Глава I. Юность Иоанна (1534-1552): сайт. - URL https://www. sedmitza.ru/lib/text/438695/ (дата обращения 20.04.2015).

3.Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до XVII в. М., 2012. С. 204.

4.Фомина О. Иван Грозный. Жестокий правитель. М., 2014. С. 238.

5.Фоскарино М. Историческое сказание о Московском государстве, сочиненное венецианским послом Фоскарино. // Иностранцы о древней Москве. Москва XV-XVI веков. М., 1991. С. 54.

6.Шлихтинг Ал. «Краткое сказание о нравах и жестоком правлении тирана Московии Васильевиче»/ /[Электронный ресурс] //сайт. - URL http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Schlichting/frametext.htm (дата обращения 18. 04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.