Научная статья на тему 'Образ исследователя в современной социологии'

Образ исследователя в современной социологии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
941
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Попов Евгений Александрович

В последнее время развитие социогуманитарной науки в целом и социологиии в частности сопряжено с определенными трудностями, главным образом связанными с самоопределением данной области знания, поиском некоего «методологического идеала», традиционно состоящего в разработке единых полипарадигмальных принципов освоения социокультурной реальности. При этом образ социологаисследователя терялся в пространстве научных исканий. Каков современный человек-социолог? Каковы грани его мировоззренческой рефлексии и социальной рецепции? Ответы на эти и другие вопросы насущны. Очевидно, социология все более приобретает статус науки об обществе, при этом онтологические черты личности уходят на второй план, слабо актуализируются. Такой перевес в сторону «внешнего мира», а не внутреннего указывает на состояние кризисности российской социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of Researcher in Modern Sociology

The development of social sciences and humanities as a whole, particularly, that of sociology, has entailed certain difficulties lately. They are mainly connected with the self-identification of this field of knowledge and the search for some 'methodological ideal'. The latter traditionally means working out the common polyparadigmatic principles for the exploration of social and cultural reality. When doing it, the image of researcher has been lost in the space of scientific investigations. What is a modern sociologist? What are the verges of his or her reflection of world outlook and what are the verges of his or her social reception? The answers to these and other questions are quite vital. It is evident that sociology acquires more the status of science dealt with societies; ontological personality traits have been put off and are in the background, so they are weakly actualized. Such preponderance of external world, and not that of inner one, points to the state of crisis in Russian sociology.

Текст научной работы на тему «Образ исследователя в современной социологии»

Е.А. Попов

Образ исследователя в современной социологии

Образ исследователя в социологии - это проблема не только самой социологии, воспитывающей чувство социальности, ответственности за взгляд на действительность, профессиональную позицию в культурно-исторической эпохе, знаково смыкающую позитивные и негативные смыслы времени; это еще и инструмент идеологии, государства, экономики и всех тех потоков и сфер реальности, которые «перемалывают» окружающих - каждого человека, каждый социум. В этой ситуации возрастают требования к человеку-социологу, прежде всего актуализирующие медитативные особенности его бытования. А они чрезвычайно многомерны: каждая частичка мира открывает сложное переплетение разных - философских, гражданских, правовых, бытовых проблем, которые не решаются однозначно. Человек вне пространства социологии менее растерян - он сравнительно легко маневрирует в мире знаков, кодов, символов, растрачивая свою жизнь на их расшифровку. Человек-социолог ведет себя иначе. Он должен вести себя иначе. На это влияет масса тех или иных форм ответственности, груз профессиональной этики, мировоззренческого кредо и т.д. Это только внутренний мир социологического организма - тот, что остро рефлексивен, избирателен, умен, целенаправлен. В каждом из этих пунктов вырабатывается особый критерий «профессионализации», но результат, как правило, один - методологическая травма.

Очевидно, что исследователь-социолог находится сейчас на распутье строящейся социологии, которая и в начале XXI в. пока не может обрести некоего эпистемологического единства, потому что ищет, сверяет старые и новые истины, отказывается от убеждений и тем не менее очень осторожно, штрихами, иногда и поверхностно, иногда заблуждаясь и сомневаясь, очерчивает образ исследователя-социолога. Парадокс «большой науки», думающей, ищущей, но не обретшей в современности своего категорического «я», в том и состоит, по-видимому, что на главный вопрос

- кто же он, исследователь-социолог? - ответ пока не получен. Искать можно везде, например в параллелях высшего социологического образования, которое, как известно, в последнее время заботят другие вопросы, поэтому все чаще оно оказывается в тупике.

В среде выдающихся ученых наших дней образ человека-социолога мистифицируется - он недосягаем, академичен, почти монументален, т. е. почти таков, каким он был и раньше - лет тридцать или сорок назад. Причина, возможно, кроется в том,

что социологический код XX в., занимавший умы «большой» социогуманитарной науки, был раскрыт на уровне парадигматическом: а какова социология в стиле «парадигматизма»? Не секрет, что до сих пор этот социокод актуален: кто однозначно признается в том, что социология - это монопарадигмальная (или полипарадигмальная) научная область? Нет и не будет единства в согласии с тем или иным утверждением. Не дает повода для оптимизма и приведение социологии к «эпистемическому» знаменателю, если иметь в виду сравнение социологической науки с неким образом, в котором воплощается «организация научных знаний о человеческом обществе, его структуре и закономерностях развития» [1, с. 6].

Образ науки, т.е. ее метафорический дискурс, на наш взгляд, ставит под сомнение многие приобретения исследовательских исканий, в том числе и в области социологии и социогуманитарного знания в целом. Поэтому профессионал в социологии становится обладателем многих не очень значимых качеств, к числу которых можно отнести и излишний апломб по поводу открытия чего-то заметного в «большой» социологии, а вместе с этим и острую рефлексию «от науки». Однако, как отмечает В. Д. Плахов, «создание эпистемологического образа социологии возможно только при условии профессиональной подготовки ученого-социолога» [1, с. 9]. Но это совершенно иной - дидактический - путь приращения социальности (и социальной культуры) в осмыслении общественных феноменов и бытия как такового. Путь научающий, абсолютно инструментальный. В этом случае профессиональная подготовка - это воспитание почтительности к классикам и их методам познания действительности, как учит история социологии, как повествует общая социология, как ранжируется почитание и возникает этический фон в отраслевых «социологиях». Следовательно, человек-социолог находится в профессиональной растерянности? Вовсе нет - спор внутри науки почти безличен: существует и тот, кто согласен с этим, и тот, кто возражает. В этом состоянии развивающегося знания исследователь-социолог располагается где-то рядом. В сущности это и есть самая сложная и противоречивая метафора социологии.

В другой известной ситуации исследователь-социолог как будто и не принимает никакого участия. Речь идет еще об одном вечном вопросе «большой» социологии: что сначала, или что важнее - теория или эмпирика? Значит ли, что теория находится позади

прикладного социологического начала? Возможно, что «предметная специфика гуманитарного знания представлена изучением высшей, наиболее сложно организованной социальной формы бытия» [2, с. 11], а всякий научный спор вокруг возможного вектора социологии еще более укрупняет, высвечивает образ полемиста, соревнующегося в отстаивании своего мнения, которое часто меняется. Кем здесь выступает социолог? Образ его мозаичен и многозначен: он бухгалтер и математик, подставляющий в известные формулы цифры человеческих сомнений, разочарований, потребностей, фальши - их ценности и ценностные ориентации; он философ, влюбленный в западную рефлексивную социологию XX в. и приемлющий только ее осмысленные образцы; наконец, он психолог, способный найти подход к эксперту по той или иной проблеме, к простому человеку и т.д. Этот вопрос, как нам кажется, актуализирует уровень культуры социального мышления и, в конечном итоге, выявляет способность делать обобщения профессионального социологического характера. Очевидно, что социолог, оперируя подсчетами человеческих потерь или приобретений в экономике, политике, духовной жизни и других областях и сферах бытия, способен изменить сам вектор общественного мнения. Совместить меру «человеческого духа» и резонность, жизнеспособность тех или иных данных социологического исследования чрезвычайно просто технологически - в угоду кому-то или чему-то. Иногда приходится наблюдать такой уход в сферу резонерства: как часто истинная суть происходящих вокруг нас событий расходится с тем, о чем пытаются рассказать нам социологи. Вопрос о недоверии - или скорее: об ответственности в социологии - не относится к числу «рефлексирующих», поскольку, например, «современная цивилизация не может ответить на такие важные и фундаментальные вопросы: кто такой человек, как он должен жить, как высвободить и плодотворно использовать заключенный в нем творческий потенциал? (курсив авторов цитаты. - Е.П.)» [3, с. 107], а в случае такого рода затруднения естественнее обращаться к данным экономики, политологии, других прикладных наук, исследующих мир сложных и противоречивых ситуаций в жизни человека и общества.

В последнее время теоретизирование в области «большой» социологии становится космологическим, все более напоминающим философические штудии -под сомнение ставится хоть «живая личность» (нужна ли социологии жизни живая личность? [4]), хоть сама жизнь (как у Лосева: жизнь «есть бурлящая и клокочущая бессмыслица, апофеоз безумия» [5, с. 27]) и т.д. По этой причине сомнения и размышления современных социологов все чаще касаются проблем «эмпирического концепта личности» [6, с. 11], в котором вытеснено все рефлексивное, эманирующее. Социолог как артикулированное сознание (термин В.А. Кутырева),

сообщающееся с космосом, тайнами и загадками бытия, в которых запутываешься и умолкаешь - теряешь связь с социологической реальностью. Об этом пишут ученые на страницах социологических изданий, появляются и отдельные работы. По-видимому, это уже стало приметой времени.

С одной стороны, можно говорить о неиссякаемом интересе исследователей к проблеме воздействия постмодерна в различных его ипостасях и формах на человека, общественные процессы. И работы об этом в наибольшей степени затрудняют понимание сути человека-социолога; он здесь близок именно артикулированному сознанию. С другой стороны, путь от незнания к знанию в социологии еще более удлинился по той причине, что исследователи стали обращать особое внимание на шифры, коды, символы и знаки, которые поразили мир и закрепостили как науку, так и знание в целом. Каждый исследователь-социолог ищет и открывает эти знаки и символы, испытывая иногда муки, подобные мукам ученого-естественника перед теоремой или формулой высшей алгебры. Это серьезный удар по социологической рецепции: сопоставление какого-либо закона общественной жизни с индивидуальным строем человеческого бытия подобно погружению в семантический континуум, где главное - увидеть смыслы и значения. По этому поводу размышляет Л.А. Гуцаленко: «...типизированные формы мышления и поведения индивидов формализуются в знаках, символах, нормах, ценностях и от имени не конкретных личностей, а социальных институтов адресуются поколенным контингентам, особенно поколениям будущим» [4, с. 7-8]. В. А. Бачинин, к примеру, считает, что «если витальная и социальная ипостаси человека видимы, то его духовная ипостась не столь очевидна, и ее обнаружение и расшифровка (курсив наш. - Е.П.) требуют усилий» [7, с. 128]. Между тем, действительно, общая тенденция социогуманитарного знания именно такова - «увидеть» взаимодействие общества, культуры и человека в радиусе социокодов, конвен-ционализация которых и есть насущная проблема социологической науки.

Из неочевидности вектора развития социологии в XXI столетии именно поиск и «разгадывание» сакральных смыслов или философствование остаются едва ли не единственным вариантом бытования исследователя-социолога. От идей символического интеракционизма и в целом социологии символов поступает импульс исследовательских исканий - это небольшая возможность сближения двух полюсов жизненного пространства - символического мира, в котором пребывает каждый человек, и научного кредо социолога, находящегося в плоскости той или иной парадигмы или частной теории либо не выходящего за их границы. Если к этому добавить ссылки на характер отечественной ментальности, то становится

ясным, насколько своеобразен путь современного социолога - «русская ментальность пронизана поисками онтологических (в том числе высших, сакральных) значений и смыслов, пытается понять (а не просто познать, объяснить, проанализировать) бытие.» (выделения автора цитаты. - Е.П.) [2, с. 161]. А если понять трудно или невозможно? Потому что мир развивается через социокоды, отступающие от всех существующих правил и закономерностей взаимодействия общества, культуры и человека. Это, разумеется, вовсе не означает, что они являются антинормами (аномией), скорее свидетельствует об усложнении реального мира, человеческого пространства, социологической науки в пику времени - новой эпохи.

Определенные трудности в современном восприятии образа человека-социолога составляет тенденция постмодерна (ПМ), проникающего во все элементы бытия человека, общества и культуры. Правда, стоит отметить, что в последние годы этот вектор анализа действительности - постмодернистский - все же заметно ослабевает (возможно, это связано со смертью Ж. Дерриды - последнего из выдающихся идеологов мирового постмодерна), однако социогуманитарный дискурс не может полностью освободиться от воздействия постмодерна. Часто возникают аллюзии относительно конца всего социального или вырождения социологии [8], связанные, конечно же, с проекцией ПМ на науку и в целом на образ жизни обществ и носителей культуры. Но преимущественно постмодерн дает множество возможностей для создания особого стиля социологических исследований, диапазон которых в его рамках практически никак не ограничивается, возникают ракурсы научных обобщений, которые, без сомнения, вне аналитического пространства постмодерна могли быть подвержены достаточно серьезной и в принципе обоснованной критике. Однако многие исследователи принимают постмодерн как возможность раскрыть самые настоящие сакральные смыслы многомерного знания о культуре, человеке, обществе и затрагивают достаточно сложные проблемы, требующие внимания современников (см.: [9-10] и др.).

Между тем постмодерн не позволяет однозначно охарактеризовать сам образ человека-социолога, как, впрочем, и каждого члена общества, поскольку усложняются рецепция мира, «артикулирующее сознание», увеличиваются все без исключения показатели и критерии индивидуального и коллективного существования. Можно говорить о том, что «современные носители культуры воспринимают мир все менее условно», а кроме того, и сам человек радикально изменился - «он не способен в принципе «раствориться» где-либо вообще - в природе ли, в космосе, в тайнах мироздания, наконец, в собственном мире тоже» [11, с. 120]. Это, с одной стороны, позволяет социологу мыслить широко и не стеснять себя в интерпретации

«показателей и критериев» (это давно стало приметой наших дней), но, с другой стороны, постмодернистская «линия бытия» предлагает проникнуть в самые потаённые стороны жизни, сакральные и интимные, биологические и психические, на которые классическая социология все же не обращала должного внимания или не проявляла к ним заметного интереса. Как известно, сам факт развития научной системы привел к выраженной дифференциации исторических и методологических форм социологического знания (имеется в виду становление и развитие классического, неклассического и постнеклассического типов научности в социологии). По-видимому, следуя логике, можно с большой долей уверенности говорить и о том, что в этом процессе существенны отзвуки и постмодерна, «состояние» которого, по мысли Ж.-Ф. Лиотара, оказало безусловное влияние на научную среду [12].

Социология в историческом развитии давно обрела статус персоноцентричной науки. Начиная с отцов социологии данная научная область приобрела масштаб индивидуальной ответственности великих мыслителей и современных исследователей за сказанное в социологии, за тот дух провинциализма, который часто ставят в вину социологии за ее пристрастие к политической конъюнктуре, за те противоречия, которые разделяют всех в едином научном пространстве в классическом варианте на ученых-физиков («прикладников») и ученых-лириков (теоретиков). Все это и есть «большая» социология, по-бахтински в Большом историческом времени. Но если учитывать, что социально мыслили все без исключения ученые и мудрецы в разные эпохи - от архаики до наших дней, социально мыслит практически каждый разумный человек, то предложить однозначную интерпретацию социокода (основы социологической науки) не представляется возможным. Вероятно, это объясняет достаточно заметный патетический дух в социологии со времен ее официального оформления в самостоятельную научную область. Приблизительно так же настроены и сами социологи - часто бравирование вокруг какой-нибудь социологической школы на протяжении десятилетий приводит к крушению идеалов (возможно, условному): либо дело не идет дальше теоретизирования вокруг основного концепта, либо постепенно сами основатели идеи через несколько лет начинают выступать оппонентами собственному детищу. Так рождается устойчивый жанр социальной научной публицистики pro и contra.

Исследователь в социологии - это как бы представитель «археологии гуманитарных наук». Он, может быть, позднее других гуманитариев обрел свободу мышления, но вместе с тем создал методологический фронт, всегда находящийся «на линии огня» в социогуманитарном знании. Именно в социологии высок дух соперничества, дискуссионности, соци-

альной рефлексии, который передается всем другим научным сферам - от политологии до культурологии, где многое от социологии - прикладные методы, без использования которых невозможно выйти за границы методологической косности и декларативного теоретизирования, стремление очертить круг «вечных проблем», не имеющих однозначного решения вне дискурса поли/монопарадигмальности науки и т.д.

Рефлексия в социологии - понятие инструментальное, показывающее возможность достижения исследователем определенного «диалогового» состояния, а если рассматривать это явление шире, то оно может быть неотъемлемым условием становления гуманитарной методологии в социологической науке [2]. Диалог понимается неоднозначно, но почти всегда это позитивный акт коммуникации, получивший свое результирующее завершение, поскольку ни одна наука не согласится с тем, что она стоит на пути обретения своего завершающего наиважнейшего момента в развитии. Социологическая реальность открыта в широкое историческое пространство и не прекращает своего движения вперед. К сожалению, зачастую в социологии рефлексия крайне персоналистична, как и сама «большая» наука, о чем говорилось выше. Немаловажным элементом этой рефлексивности становится расщепление социологического братства и всей социально мыслящей общественности на «мо-нонаправленные» союзы, ассоциации и объединения, разумного обмена мнениями между представителями которых часто невозможно достичь. Определенно, это приводит к утрате социологией в ее большом измерении некоего ключевого диалогового элемента, открывающего перспективы к дальнейшему развитию. Трудности в общении свидетельствуют о некотором кризисе социологии.

Человек-социолог в своем бытовании все время находится на грани поспешного обобщения, сомнения, заблуждения - грани его рефлексии подчеркиваются интериоризацией символов и тайн социального знания, которое, обобщая все планетарное, иногда не обращает должного внимания на онтологические характеристики человеческого и общественного развития. О ценностях говорится лишь в меру их соотнесенности с принципами потребительства. В опросниках и анкетах вопросы о внутреннем мире человека не

пользуются популярностью, поскольку ответы на такие вопросы всегда вызывают сложности у респондентов. Даже на традиционный вопрос: что такое культура? - давно уже получаешь ожидаемый ответ: это все, что создано руками человека. Каждый носитель культуры более всего приближен к миру артефактов, миру потребительства. Интерпретировать такие данные сложно и невозможно - современный человек никак не соотносит свое существование со своим внутренним миром, а его жизненное пространство замкнуто на священных ритуалах вещного бытия.

В вопросах рефлексии и рецепции социологии необходимо, как думается, соотносить мир не с неким социокодом, содержащим перекличку с тайнами бытия, еще не известными человеку, не с концептами, выстраиваемыми в соответствии с жесткими требованиями науки, как в социологии, развивающейся в границах преобладающего метода и зачастую не склонной апеллировать к онтологической концептуализации происходящих в действительности событий. Важно обращение к социальному эпосу - накопленному социальному опыту, который и в прошлом, и в настоящем подвержен жесточайшей критике теорий и концепций, составляющих основу развития социально-гуманитарного знания. А вместе с тем это течение времени, в котором первенствуют социальный конфликт, диспропорция событий, травестия социальных смыслов - все то, что движет социальную историю к некой абсолютной точке совпадения или несовпадения человека, общества и культуры. Событие в социальном эпосе разделено извечным противостоянием духовного-бездуховного. С одной стороны, оно мистифицируется как исторический анахронизм, с другой же - разворачивается в социальной перспективе, не различая ценностей и антиценностей, норм и антинорм, правды и лжи, витального и танатального и т.д. Иными словами, в социальном эпосе духовное-бездуховное практически и принципиально неразличимы. Этот принцип согласуется с концепцией жизни человека - современный человек не имеет возможности расшифровать многоликие системы культуры и тем самым оказывается ближе к общественным интересам, которые предполагают большую возможность договориться, найти «золотую середину», решить свои насущные проблемы и вопросы.

Библиографический список

1. Плахов, В. Д. Социология: эпистемы и эпистемология / В.Д. Плахов // Социологические исследования. - 2007. - №11.

2. Коростелева, О. Т. Становление гуманитарной методологии в социологической науке / О.Т. Коростелева.

- Барнаул, 2005.

3. Разин, А. А. Человек - главная ценность общества

/ А. А. Разин, Р. А. Разин, В.Е. Шудегов // Социальногуманитарные знания. - 2005. - №2.

4. Гуцаленко, Л.А. Нужна ли социологии жизни живая личность / Л.А. Гуцаленко // Социологические исследования. - 2003. - №10.

5. Лосев, А.Ф. Страсть к диалектике / А.Ф. Лосев. - М., 1990.

6. Кутырев, В.А. От какого наследства мы не отказываемся / В.А. Кутырев // Человек. - 2005. - №2.

7. Бачинин, В.А. Антропосоциология и метафизика портрета / В.А. Бачинин // Человек. - 2004. - №4.

8. Иноземцев, В. Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии / В. Л. Иноземцев // Вопросы философии. - 1998. - №9.

9. Бауман, З. Философия и постмодернистская социология / З. Бауман // Вопросы философии. - 1993. - №3.

10. Xристофорова, О. Социальный факт и социологические методологии в ситуации постмодерна / О. Xристофо-рова // Логос. - 2005. - №2.

11. Попов, Е.А. Социология искусства: проблема становления / Е.А. Попов // Социологические исследования.

- 2007. - №9.

12. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар ; пер. с фр. - М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.