Научная статья на тему 'ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА В СОЗНАНИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА В СОЗНАНИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1110
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР / ОБРАЗ ПОЛИТИКА / ИДЕАЛЬНЫЙ ПОЛИТИК / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ОБРАЗ ЛИДЕРА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Комарова А.А.

Рассмотрен образ политического лидера глазами современной молодежи. Образ политика - отражение в массовом сознании эмоционально окрашенного представления о политиках. Проведен опрос молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет, проживающих постоянно в г. Москве. Для того, чтобы составить портрет идеального политического лидера респондентам предлагалось несколько списков качеств и характеристик, которыми, по мнению молодежи, должен обладать современный политик. Исследованы предпочтительная гендерная принадлежность и возраст политического деятеля. Определено пять основных качеств «идеального политика»: харизма, публичность, открытость личной жизни, взглядов, наличие профессионального образования, умение сопереживать, лояльное отношение к субкультурам и меньшинствам. Исследование образа идеального политического лидера позволяет выйти на диалог с молодежной аудиторией и получить материал, необходимый для формирования позитивного образа реального политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF AN IDEAL POLITICIAN IN THE MINDS OF RUSSIAN YOUTH

The image of a political leader through the eyes of modern youth is considered. The image of a politician is a reflection in the mass consciousness of an emotionally colored idea of politicians. A survey of young people aged 15 to 29 years who live permanently in Moscow was conducted. In order to create a portrait of an ideal political leader, respondents were offered several lists of qualities and characteristics that, in the opinion of young people, a modern politician should possess. It was determined the five main qualities of the “ideal politician”: charisma, publicity, openness of personal life, views, availability of professional education, the ability to empathize, loyal attitude to subcultures and minorities. The study of the image of the ideal political leader allows building a dialogue with the youth audience and getting the material necessary for the formation of a positive image of a real politician.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА В СОЗНАНИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 316.46

Комарова Анна Алексеевна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-7727-1296 e-mail: komarova_a@inbox.ru

Anna A. Komarova

Cand. Sci. (Econ.), State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-7727-1296 e-mail: komarova_a@inbox.ru

DOI10.26425/1816-4277-2021-6-166-171

ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИКА В СОЗНАНИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Рассмотрен образ политического лидера глазами современной молодежи. Образ политика - отражение в массовом сознании эмоционально окрашенного представления о политиках. Проведен опрос молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет, проживающих постоянно в г. Москве. Для того, чтобы составить портрет идеального политического лидера респондентам предлагалось несколько списков качеств и характеристик, которыми, по мнению молодежи, должен обладать современный политик. Исследованы предпочтительная гендер-ная принадлежность и возраст политического деятеля. Определено пять основных качеств «идеального политика»: харизма, публичность, открытость личной жизни, взглядов, наличие профессионального образования, умение сопереживать, лояльное отношение к субкультурам и меньшинствам. Исследование образа идеального политического лидера позволяет выйти на диалог с молодежной аудиторией и получить материал, необходимый для формирования позитивного образа реального политика.

Ключевые слова: молодежь, политический лидер, образ политика, идеальный политик, социальные представления, образ лидера, политический имидж, ценности

Для цитирования: Комарова А.А. Образ идеального политика в сознании российской молодежи//Вестник университета. 2021. № 6. С. 166-171.

THE IMAGE OF AN IDEAL POLITICIAN IN THE MINDS OF RUSSIAN YOUTH

Abstract. The image of a political leader through the eyes of modern youth is considered. The image of a politician is a reflection in the mass consciousness of an emotionally colored idea of politicians. A survey of young people aged 15 to 29 years who live permanently in Moscow was conducted. In order to create a portrait of an ideal political leader, respondents were offered several lists of qualities and characteristics that, in the opinion of young people, a modern politician should possess. It was determined the five main qualities of the "ideal politician ": charisma, publicity, openness ofpersonal life, views, availability of professional education, the ability to empathize, loyal attitude to subcultures and minorities. The study of the image of the ideal political leader allows building a dialogue with the youth audience and getting the material necessary for the formation of a positive image of a real politician. Keywords: youth, political leader, image of a politician, ideal politician, social representations, image of a leader, political image, values

For citation: Komarova A.A. (2021) The image of an ideal politician in the minds of Russian youth. Vestnik universiteta, no. 6, pp. 166-171. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-6-166-171

Введение

В современном обществе роль коммуникации и, в частности, политической коммуникации неуклонно возрастает. Успешность коммуникативной деятельности влияет на электоральное поведение граждан и изменение политической культуры, а также отношения к политикам. Восприятие политиков может как способствовать улучшению политической коммуникации, так и затруднять ее [1]. Образ политика - отражение в массовом сознании эмоционально окрашенного представления о политиках. Образ формируется не одномоментно, это результат длительного восприятия, визуального и аудиального контакта, личного опыта и множества других факторов. Образ может формироваться стихийно, самостоятельно, а может быть сформирован с использованием

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-33052. Acknowledgements. The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research and the Autonomous Non-Profit Organization Expert Institute for Social Studies within the framework of the scientific project No. 20-011-33052. © Комарова А.А., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). © Komarova A.A., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

политтехнологий и заданных необходимых стереотипических характеристик, которые должны быть донесены до аудитории [5]. Технологии брендинга пришли и в политику, развитием личного бренда политика занимаются имиджмейкеры, спичрайтеры, стилисты, тренеры по публичным выступлениям. Однако для их работы необходима точка отсчета - уже сформированный образ политика в сознании электората. Таким образом, имидж современного политического лидера рассматривается сегодня учеными как сложный социально-психологический феномен, в котором в неразрывном единстве представлены не только личностные качества, объективно присутствующие и проявляющиеся в его поведении, но и определенные элементы образа, созданного средствами массовой информации или уже имеющегося в сознании избирателей, что в свою очередь ведет к формированию стереотипных представлений о политике [2].

Обзор методов решения проблемы

Для изучения представлений об образе идеального политического лидера в 2020-2021 гг. было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 440 респондентов в возрасте от 15 до 29 лет, проживающих постоянно (не менее 6 месяцев) в г. Москве. Из них 220 мужчин (50 %) и 220 женщин (50 %). Респонденты были разделены на три возрастные группы: 15-19 лет (132 чел., 30 %), 20 лет - 24 года (123 чел., 28 %), 25-29 лет (185 чел., 42 %). Выборка - квотная репрезентативная. Для того, чтобы составить портрет идеального политического лидера респондентам предлагалось несколько списков качеств и характеристик, которыми, по мнению молодежи, должен обладать современный политик. Кроме того, задавали вопрос о предпочтительной гендерной принадлежности и возрасту политического деятеля.

Анализ результатов

Сначала респонденты оценивали степень значимости предложенных характеристик для имиджа политического деятеля, где 1 - низкая степень значимости, а 5 - высокая степень значимости (рис. 1, 2). По медианным значениям самая высокая степень значимости, независимо от пола и возраста респондентов, отмечена по следующим характеристикам: общественная деятельность; опыт работы в конкретной отрасли; общение с аудиторией; участие политика в онлайн-обсуждениях; наличие у политика собственной странички/ канала. Среди мужчин и женщин есть отличия в оценке значимости характеристик «сведения о личной жизни» (статистически значимое различие по критерию Манна-Уитни р = 0,029) и «денежный достаток» (у мужчин медианное значение выше, чем у женщин). У респондентов в возрасте от 15 до 19 лет медианные значения по всем характеристикам совпадают. Есть некоторые отличия между группами 20-24-х лет и 25-29 лет по следующим характеристикам: сведения о личной жизни, денежный достаток, наличие семьи, детей (статистически значимое различие для трех характеристик по критерию Крускала-Уоллиса, сравнение нескольких независимых групп р=0,000); пол (гендерная принадлежность) (р=0,000), опыт работы в конкретной отрасли (р=0,021); наличие высшего образования - медианы в группе опрошенных в возрасте 25-29 лет выше, чем в группе 20-24-х лет; наличие у политика собственной странички/канала - медиана в группе 25-29 лет ниже, чем в остальных возрастных группах. Такие отличия можно объяснить более зрелым взглядом на жизнь лиц, почти достигших 30-летнего возраста. Однако для половины опрошенных в более молодом возрасте от 15 до 24 лет наличие у политика собственной странички/канала оказалось более значимой характеристикой.

Участие политика в онлайн-обсуждениях, судя по медиане, одинаково значимо для респондентов трех возрастных групп (не выявлено статистически значимых различий между возрастными группами: р=0,102).

Группа опрошенных была разделена на 2 части по критерию - «интересуюсь / не интересуюсь политикой». Половина респондентов из выборочной совокупности (236 чел., 54 %) интересуется политикой. Для тех, кто интересуется политикой, медианные значения оказались выше, и различия между группами респондентов статистически значимы по характеристикам «наличие у политика собственной странички/канала» (р=0,001), «сведения о личной жизни» (р=0,000), «денежный достаток» (р=0,049), по сравнению с теми, кто не интересуется политикой.

Если судить не по медианным значениям, которые отражают мнение половины опрошенных, а по средним значениям, вклад в которые делает каждый респондент, то в представленном списке характеристик для имиджа политического деятеля лидируют: общественная деятельность; общение с аудиторией; наличие высшего образования (желательно профильного); опыт работы в конкретной отрасли; участие политика в он-лайн-обсуждениях (табл. 1).

Сведения о личной жизни

Всего

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 1. Значимость предложенных характеристик для имиджа политического деятеля, медианные значения

Сведения о личной жизни

— — Мужчины ■ ■ ■ ■ Женщины

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 2. Значимость предложенных характеристик для имиджа политического деятеля, медианные значения, мужчины и женщины

Если округлить средние значения до целого, то почти 4 балла из 5-ти по степени значимости было присвоено характеристике «наличие у политика собственной странички/канала» независимо от пола, возраста и проявления интереса к политике опрошенных молодых людей.

Таблица 1

Характеристики для имиджа политического деятеля

Характеристики имиджа политического деятеля Всего респондентов Пол/гендер Возраст Отношение к политике

муж. жен. 15-19 20-24 25-29 интересуюсь политикой не интересуюсь политикой

Общественная деятельность 4,63 4,61 4,66 4,72 4,68 4,54 4,70 4,55

Общение с аудиторией 4,63 4,63 4,62 4,72 4,68 4,52 4,75 4,48

Наличие высшего образования 4,00 4,08 3,93 3,96 3,93 4,08 3,99 4,02

Опыт работы в конкретной от- 4,00 4,06 3,95 3,92 3,84 4,17 4,05 3,95

расли

Участие политика в онлайн об- 3,96 3,88 4,04 4,04 3,88 3,95 4,16 3,73

суждениях

Составлено автором по материалам исследования

У каждого человека может сложиться образ, каким должен быть идеальный политический деятель в современных реалиях. Опрошенным предлагали список из 11-ти качеств, которыми может обладать в той или иной степени идеальный политик (рис. 3).

Умение сопереживать

Всего

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 3. Значимость предложенных характеристик для имиджа политического деятеля, медианные значения, мужчины и женщины

Наиболее высокие медианные значения соответствуют таким качествам, как: умение сопереживать; наличие профессионального образования; лояльное отношение к различным субкультурам и меньшинствам; опыт работы в государственных структурных учреждениях; публичность; открытость личной жизни, взглядов; харизма. У респондентов-мужчин были отмечены более высокие медианные значения, чем у женщин по следующим качествам: либеральные взгляды ^=0,018); опыт работы в государственных структурах/учреждениях (статистически не значимо p=0,186); наличие собственного бизнеса ^=0,012); харизма ^=0,001).

Судя по средним значениям, независимо от пола и возраста респондентов, лидирует пять основных качеств идеального политика: харизма; публичность; открытость личной жизни; взглядов; наличие профессионального образования; умение сопереживать; лояльное отношение к субкультурам и меньшинствам. Последнее качество оказалось актуализированным у молодежи, так как были опрошены жители Москвы, а они всегда демонстрировали большую лояльность субкультурам и меньшинствам, чем жители регионов.

Активное ведение социальных сетей в среднем оценено как 3 балла по 5-балльной шкале, то есть это качество идеального политического деятеля является значимым, но не самым важным для современного политика.

Для составления портрета успешного политического лидера, по мнению большинства опрошенных, наиболее подходят такие качества, как работоспособность, организованность, уверенность, уравновешенность, целеустремленность, самообладание, активность, прогрессивность, дисциплинированность, энергичность. По мнению большинства респондентов, успешному политическому лидеру не должны соответствовать легкомысленность, внешняя привлекательность, самоуверенность.

Помимо качеств и характеристик, респонденты оценивали по 5-балльной шкале степень обоснованности требований, которым должны соответствовать политические лидеры (где 1 - абсолютно необоснованное требование, 5 - полностью необходимое требование). В список из 10-ти обязательных требований для современного политического лидера вошли: грамотная речь; умение излагать свои мысли; стрессоустойчи-вость, неконфликтность; навыки делового общения; знание законодательства; высокая личная ответственность; умение внимательно работать с большим объемом информации; готовность к быстрому анализу материалов различных областей социально-экономической жизни; умение взаимодействовать с представителями бизнес-среды на разных уровнях; наличие широкой сети экспертов для привлечения к реализации проектов; опыт взаимодействия с органами государственной власти. Большинство опрошенных (от 64 % до 74 %) независимо от пола, возраста, образовательного статуса, проявления интереса к политике отметили необходимость ориентированности на молодежную аудиторию.

К необоснованным требованиям (от 10 % выборов кодов ответа 1, 2 и более) респонденты отнесли следующие: желательность опыта работы в промышленных компаниях; наличие в прошлом опыта ведения крупных международных переговоров; опыт работы от 2-х лет в аналогичной должности; опыт проведения исследовательских и консультационных работ, в том числе для органов государственной власти; знание иностранного языка на разговорном уровне; наличие справки об отсутствии судимости. Кроме оценки социально-психологических качеств, характеристик и требований, предъявляемым к политикам, респондентам предлагалось ответить на вопрос о предпочтительной гендерной принадлежности и оптимальном возрасте современного политического деятеля.

Среди опрошенных каждый третий считает, что для политического лидера предпочтительно, чтобы это был мужчина, из них большинство ответов (61 %) дали респонденты-мужчины; 3 % предпочитают, чтобы политическим лидером была женщина, из них большинство ответов (85 %) дали респонденты-женщины и подавляющее большинство (295 чел., 67 %) считает, что гендерная принадлежность политика не имеет значения (здесь ответы между отвечавшими мужчинами и женщинами распределились практически поровну). Большинство участников опроса (54 %), которые считают предпочтительным мужчин в качестве политического лидера, находятся в возрасте от 25 до 29 лет, из тех, для кого не имеет значения гендерная принадлежность политика, распределение между тремя возрастными группами практически идентичное.

В исследовании авторов интересовало, какой возраст для политического деятеля считает приемлемым современная молодежь. Респондентам предлагалось выбрать диапазон приемлемого возраста для успешного политика, далее были рассчитаны средний диапазон для каждого респондента и средний возраст по каждой группе опрошенных. Разброс среднего возраста политика оказался очень большой: минимальный средний возраст составил 20 лет, максимальный - 67,5 лет. Средний оптимальный возраст политика, который отметили мужчины, составил 43,5 лет

(для 95 %-ного доверительного интервала от 42,5 до 44,5 лет). Женщины отметили оптимальный средний возраст политического деятеля 45,3 лет (для 95%-ного доверительного интервала от 44,4 до 46,2 лет). По расчетам непараметрического критерия Манна-Уитни (сравнение дух независимых групп) найденные различия являются статистически значимыми (p=0,018). Медианный оптимальный возраст политического деятеля у мужчин и женщин совпадает - 45 лет. У респондентов трех возрастных групп есть некоторые отличия в определении среднего оптимального возраста для современного политика: опрошенные в возрасте от 15 до 19 лет отметили средний возраст 43,7 лет (медианный возраст 44,0 года); от 20 до 24 лет - 44,5 лет (медианный возраст 45,0 лет); от 25 до 29 лет -44,9 лет (медианный возраст 45,0 лет). Различия между тремя возрастными группами респондентов являются статистически значимыми по результатам расчета непараметрического критерия Крускала-Уоллиса (p=0,026).

Таким образом, молодежь представляет политика более молодым, приближенным к ним по возрасту, но компетентным, так как важны наличие профильного образования и опыт работы. Для молодежи также важна открытость, доступность информации о политиках.

Заключение

Развитие политической культуры молодежи происходит под влиянием многих социальных проблем современного общества [3]. Образ политического лидера формируется как фоново, в том числе посредством политической социализации, так и целенаправленно «сверху», через работу команды политика. В глазах молодежи политический лидер концентрирует всю систему власти и управления. Молодежь находится на этапе формирования собственных ценностных ориентаций и потому так важен образ человека, которому молодежь готова доверить свое будущее и будущее своих детей [4]. Для того, чтобы в полной мере составить картину происходящих процессов необходимо исследовать целый ряд факторов, влияющих на формирование образа лидера. Это и текущая ситуация в стране, и социально-психологические характеристики самих респондентов. Для этого необходимо проведение лонгитюдных исследований и интерес к данной научной проблематике. Исследование образа идеального политического лидера позволяет выйти на диалог с молодежной аудиторией и получить материал, необходимый для формирования позитивного образа реального политика.

Библиографический список

1. Жданова, С. Ю., Пузырева, Л. О. Восприятие образа политика в связи с полом // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2016. - № 4-1. - С. 78-85.

2. Козловская, Н. В. Образ современного политика в представлении студенческой молодежи // Психологические исследования. - 2012. - № 1 (21). - 4 с.

3. Окорокова, М. П., Григорьев, Н. А. Образ политического лидера в представлениях студенческой молодежи республики Саха (Якутия) // Власть. - 2019. - Т. 27, № 5. - С. 146-152.

4. Окорокова, М. П. Восприятие молодежью образа главы муниципального образования // Этносоциум и межнациональная культура. - 2020. - № 9 (147). - С. 68-74.

5. Леньков, Р. В., Тимохович, А. Н., Гришаева, С. А., Колосова, О. А., Пацула, А. В., Куликова, О. А., Мишина, Г. Н., Ромашова, Л. О., Комарова, А. А. Социология молодежи: учебник. - М.: Высшее образование (2-е изд., пер. и доп.). - 2020. - С. 158-192.

References

1. Zhdanova S. Yu., Puzyreva L. O. Perception of the image of a politician in connection with gender, Pushkin Leningrad State University Journal, 2016, no. 4-1, pp. 78-85. (In Russian).

2. Kozlovskaya N. V The image of a modern politician in students' representations, Psychological Studies, 2012, no. 1 (21), 4 p. (In Russian).

3. Okorokova M. P., Grigor'ev N. A. The image of a political leader in the minds of students of the Republic of Sakha (Yakutia), Vlast', 2019, vol. 27, no. 5, pp. 146-152. (In Russian).

4. Okorokova M.P. Youth's perception of the image of the head of municipal education, Ethnosocium (MultinationalSociety), 2020, no. 9 (147), pp. 68-74. (In Russian).

5. Len'kov R. V., Timokhovich A. N., Grishaeva S. A., Kolosova O. A., Patsula A. V., Kulikov O. A., Mishina G. N., Romasho-va L. O., Komarov A. A. Sociology of youth: textbook, Moscow, Higher education 2nd edition, reprinted and expanded, 2020, pp. 158-192. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.