Научная статья на тему 'Образ и менталитет современного молодого ученого'

Образ и менталитет современного молодого ученого Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

367
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / МЕНТАЛИТЕТ / СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕНЫЙ / ИНТЕЛЛИГЕНТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Марфин Ю. С., Садина С. С.

В основе сообщения лежат материалы дискуссии, состоявшейся в Ивановском государственном химико-технологическом университете в декабре 2008 года. В работе излагаются представления современного студенчества о менталитете и образе молодого ученого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ и менталитет современного молодого ученого»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

СОВРЕМЕННОГО

ИНТЕЛЛИГЕНТОВЕДЕНИЯ

ББК 63.3(2)64-283.2:72.6

Ю. С. Марфин, С. С. Садина

ОБРАЗ И МЕНТАЛИТЕТ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО УЧЕНОГО1

Современный мир предъявляет суровые требования к населяющим его людям. Не является исключением и наша страна. Находясь на пути модернизации и строительства нового государства, российское общество испытывает поэтому объективную потребность в максимальном использовании своего интеллектуального и культурного потенциала для решения стоящих перед страной задач. Требуется ясность мысли, быстрота принятия нестандартных решений в постоянно меняющейся ситуации, привнесение новых идей и смыслов, способных сориентировать людей в переходный период; необходим переход от экстенсивной добывающей к интенсивной производящей экономике. Наиболее мощным и доселе в полной мере не востребованным интеллектуальным и культурным ресурсом России, на наш взгляд, являются молодые ученые. Именно молодые люди, глубоко увлеченные наукой, сознательно выбравшие в качестве жизненной цели служение своей Родине, составляют богатство нации. Потенциал этот, возможно, не очевиден, он сжат, подобно пружине, и сконцентрирован, словно «куколка», из которой со временем появится прекрасная бабочка2.

Не стоит забывать и о том, что научные кадры требуют по-

стоянного обновления, без которого прервется связь поколений, поддерживающая российскую науку на высочайшем уровне. А основной фактор, определяющий вовлечение молодежи в научную и научно-педагогическую деятельность, — это интерес общества к науке и образованию. К огромному сожалению, последнее десятилетие двадцатого века существенно изменило систему общественных ценностей, и наука, в глазах общества, в значительной степени утратила свое значение и престижность. Без высокого статуса, без четкой перспективы развития практически невозможно мотивировать наиболее талантливых студентов оставаться в сфере образования и науки. И дело не только в уровне заработной платы. В любой стране мира научная деятельность приносит доход меньший, чем профессии, к примеру, связанные с финансами. Однако именно наука в общественном сознании передовых инновационных государств сохраняет некую элитарность. Поэтому многие молодые люди в этих странах предпочитают простому зарабатыванию денег занятие любимым интересным делом — научными исследованиями.

Иная ситуация сложилась в России. Значительная часть талантливых студентов, проявивших уже на младших курсах интерес к науке, почувствовавших вкус и способность к научным изысканиям и понимая масштабность научных задач, готовы встать в ряды ученых-исследователей. Но такие энтузиасты встречают сопротивление со стороны общества, в сознании которого укоренились представления о несостоятельности российской науки и нищенском статусе современных ученых. Именно поэтому сами российские ученые должны приложить максимальные усилия к тому, чтобы сформировать традиционно соответствующий общественной значимости образ ученого, деятельность которого просто необходима для нормального функционирования современного общества3.

В связи с тем, что эта проблема актуальна, важна и интересна, магистранты первого курса Ивановского отделения Высшего химического колледжа Российской Академии наук в рамках курса профессионально ориентированной риторики решили провести дискуссию на тему «Образ и менталитет современного молодого ученого». В разговоре приняли участие не только магистранты, но

и сотрудники университета — состоявшиеся преподаватели, ученые. Участвовала в дискуссии и декан колледжа, О. В. Лефедо-ва — человек, руководящий коллективом и, в известной степени, формирующий облик завтрашнего ученого-химика.

Быть может, не случайно проведение дискуссии совпало по времени с открытием в университете мемориальной доски доктору химических наук, профессору К. С. Краснову. Константин Соломонович был и остается для научного сообщества знаковой фигурой, воспитателем целого ряда профессоров и докторов наук. Люди, знавшие и учившиеся у него, вспоминают, что этот человек обладал особой энергетикой: умением заинтересовать, увлечь, организовать и вести за собой научный коллектив...

Теперь иные времена. Изменилась ситуация, современный мир накладывает свой отпечаток и выдвигает новые требования к людям, посвятившим себя науке. Каким же должен быть современный ученый?

Для начала, определимся с понятиями «образ» и «менталитет». Менталитет (франц. МеШаШе, от позднелат. теПа^ — умственный) словари толкуют как образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. В российской философии, культурологии и публицистике это понятие обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов и их культур4. Внешним способом воплощения менталитета может являться образ. Образ — это форма отражения объекта в сознании человека. Образ объективен по своему источнику — отражаемому объекту — и идеален по способу (форме) своего существования. Образ проявляется в практических действиях, языке, различных знаковых моделях5.

В менталитете российского общества идеальный образ ученого сформировался уже давно. Известно, что до начала XX века все изобретения делались энтузиастами, людьми, которые действительно горели жаждой новых знаний и открытий, такими, как Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, М. В. Ломоносов, К. Э. Циолковский.

С развитием общества и высшего образования значительно изменился социокультурный статус ученого за счет перехода понятия «ученый» в ранг профессии. Но и сегодня остается точка зре-

ния о предопределенности человека к данному виду деятельности, его ярко выраженной инаковости по сравнению с остальными. Согласно этой точке зрения, более всего образ ученого характеризуют такие качества, как «энтузиаст», «творец», что ставит его в один ряд с представителями исконно творческих профессий — писателями, художниками, деятелями культуры и искусства. Традиционно считается, что ученым нельзя стать, им можно только родиться, потому что эта профессия требует определенного склада ума, постоянного стремления к познанию нового, ярко выраженного творческого начала. Конечно, тяга к новым знаниям присутствует у любого человека, в каком бы времени он ни жил. Однако еще в период главенствования натурфилософии появились люди, для которых эта тяга стала основным стимулирующим фактором, а познание нового — бессменной парадигмой. Тогда они называли себя философами, сегодня называют учеными, но суть осталась неизменной. Именно внутренний мир такого человека определяет его деятельность, вне зависимости от того, будет она вознаграждена материально или нет. В этой одержимости познанием и открытиями заключен стержень ментальности ученого, вокруг которого и складываются черты характера исследователя, а также его образ — образ одиночки «не от мира сего».

Несомненно, данная точка зрения возвышенна и одухотворена, однако, существует мнение, что наука перестала быть наукой, когда за нее начали платить. Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что в последнее время в России намечается переход в массовом сознании от устойчивого восприятия ученых как людей необеспеченных и не поддерживаемых государством, к формированию представления об ученом как о богатом человеке, научная деятельность которого приносит доход. Развитие этой тенденции может быть связано с появлением в нашей стране нового образа субъекта научной деятельности — ученого-предпринимателя (в отличие от научного сотрудника советской и постсоветской формации — социального аутсайдера, вынуждаемого к эмиграции в поисках лучшей доли или к поиску другой, не связанной с научной деятельностью работы, способной обеспечить ему достойное существование). Примером того, как можно зарабатывать, занимаясь наукой, стала деятельность научно-технических парков, количество которых возрастает в нашей стране. Важно, что на психологи-

ческом уровне оценка исследователя как предпринимателя, зарабатывающего на жизнь своим основным делом, уже зафиксирована в общественном сознании. А это значит, что образ современного ученого дополняется новым понятием — «предприниматель», а сам исследователь открывает новые возможности для реализации своего потенциала6. Это является отражением тенденции перехода российской науки на западные рельсы, когда во главу угла ставятся гранты, финансируемые проекты и т. д.

Ученый сегодня должен обладать не только обширными знаниями в своей области науки, но и иметь навыки, свойственные скорее бизнесмену, — деловую хватку, расчетливость, способность к саморекламе. Действительно, многие современные российские деятели науки большую часть своего времени вынуждены тратить на поиски финансирования, разрабатывая коммерческие проекты, оформляя заявки на гранты, занимаясь преподавательской деятельностью. Но как бы ни менялись времена, настоящие ученые всегда преследовали одну цель: поиск истины в устройстве мироздания. Именно поэтому важнейшими чертами современного ученого остаются способность и понимание необходимости постоянно учиться, совершенствоваться, углублять свои познания, а также развивать научную интуицию, то есть умение предсказать что-то, опираясь на неполные данные, неполную картину мира. Способность же предполагать, строить гипотезы зиждется, прежде всего, на вере в свои силы и свои идеи. Именно эта вера рождает энтузиазм ученого, отличающий его от всех остальных людей. За счет такого энтузиазма настоящие ученые заражают своими устремлениями и ведут за собой учеников.

Следует учитывать и то, что на менталитет ученого влияет и менталитет народа, к которому этот ученый принадлежит. Русскому человеку всегда была свойственна духовность, созерцательность и даже медлительность. Эти качества в полной мере находят свое отражение и в менталитете современного российского ученого. На взгляд авторов, это одна из причин, по которой ученому России сегодня так трудно адаптироваться к объективным потребностям мировой науки.

Подводя итог рассуждениям о менталитете и образе современного молодого ученого, мы приходим к выводу: нельзя однозначно нарисовать обобщенный образ современного молодого че-

ловека, занимающегося научной деятельностью. Такой образ будет слишком плоским и односторонним, не передающим всего многообразия и глубины личности ученого, а менталитет, ему приписываемый, абсолютно не жизнеспособным. В условиях современной России можно найти как ученых-энтузиастов, так и ученых-бизнесменов, и обе эти категории активно взаимодействуют между собой, сотрудничая и дополняя друг друга как в пределах одного творческого коллектива, так и на всероссийском уровне. При этом задача научной молодежи — сделать осознанный, правильный, соответствующий личным способностям и возможностям выбор. Лишь одно остается неизменным для любого ученого: он — интеллигент и по сути, и по форме — творец, гражданин, гуманист.

В основе статьи лежат материалы дискуссии, состоявшейся в Ивановском государственном химико-технологическом университете в декабре 2008 года.

2 Иванов Д. В. Молодые ученые как движущая сила российского общества : протокол съезда молодых ученых 20 октября 2005 года. URL: http://www.rosmu.ru (дата обращения 15.01.2009).

3 Касаткин С. Е. Движение молодых ученых в России: значимость и перспективы : протокол пленарного заседания VI республиканской конференции «Наука и инновации в Республике Мордовия». иКЬ: http://www.rosmu.ru (дата обращения 15.01.2009).

4 Кравченко А. И. Культурология : словарь. М., 2000. С. 343.

5 Философский энциклопедической словарь. М., 1989. С. 432.

6 Резник Н. Работа за идею вызывает в современном обществе непонимание и осуждение // Независимая газета : информНаука. 2002. 13 нояб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.