DOI: 10.12731/2077-1770-2018-2-4-117-129 УДК 291.1:130.2:2
ОБРАЗ И ИМЯ ИИСУСА ХРИСТА В ВЕРОУЧЕНИИ НЕОКРИШНАИЗМА
Леснянский Д.А.
Цель. Предметом исследования является образ и имя Иисуса Христа, рассмотренные в контексте неокришнаизма. Раскрытие толкования изучаемых явлений является целью настоящей работы.
Метод или методология проведения работы. В своем исследовании автор опирается на сравнительно-исторический метод, метод философского анализа, а также общенаучный метод аналогии.
Результаты. Результаты работы заключаются в том, что автор раскрывает суть толкования имени Иисуса Христа и его образа в неокришнаизме как аспектов индуистского бога Кришны.
В рамках исследования проведен анализ значения имени «Христос», а также других имен бога с позиций неокришнаизма и христианской теологии. Детальный анализ образа Иисуса Христа позволил выявить отношение последователейМОСКк его личности и христианскому вероучению в целом.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы при философском анализе различныхре-лигиозных образов, а также в исследованиях по философии религии, ономастике.
Итоги исследования также могут быть применены при преподавании религиоведения.
Ключевые слова: неокришнаизм; религиоведение; Международное общество сознания Кришны; новые религиозные движения; Иисус Христос; антропонимика; религиозные образы; религиозные персоналии.
THE IMAGE AND THE NAME oF JEsus CHRisT
in the creeds of neokrishnaism
Lesnyanskiy D.A.
Purpose. The article covers the image and name of Jesus Christ, considered in the context of neokrishnaism and in the context of Christianity, in which they are profoundly studied at the moment. Disclosure of the interpretation of the studied phenomena is the purpose of this work.
Methodology. The researchrelies on the comparative historical method, the method of philosophical analysis, as well as the general scientific method of analogy.
Results. The results are that the author reveals the essence of the interpretation of the Jesus Christ's name and his image in neokrishnaismas aspects of the Hindu god Krishna. In the opinion of the International Society for Krishna Consciousnessreligious leader Bhaktivedanta Svami Prabhupada, it draws Christianity and neokrishnaism together. Within the scope of the research the author analyzes the meaning of "Christ" and other names of Godfrom the standpoint ofneokrishnaismand Christian theology. The detailed analysis of the Jesus Christ'simageallowed to reveal the attitude of thelSKCON followers to his personality and Christian doctrine in general.
Principal implications. The results of the study can be used in the philosophical analysis of various religious images, as well as in studies on the philosophy of religion, onomastic. The results of the research can also be applied in the teaching of religious study.
Keywords: neokrishnaism; religious study; the International Society for Krishna Consciousness; new religious movements; Jesus Christ; on-omastics; religious images; religious characters.
Введение
Ачарья-основатель Международного сознания Кришны А.Ч. Бха-ктиведанта Свами Прабхупада в своих книгах неоднократно упоминает Иисуса Христа. В литературе МОСК довольно часто встречает-
ся его имя, образ и характеристики. На первый взгляд религиозное учение, происходящее из индуизма, не должно пересекаться с элементами западных вероучений. Однако, при анализе трудов Шрилы Прабхупады по кришнаизму, можно видеть, как автор связал имя и образ Иисуса Христа с пропагандируемым учением. Актуальность настоящего исследования религиозных образов, встречающихся в различных вероучениях, связана со сближением разных религиозных учений в неоднородном, насыщенном конфессиональном пространстве, смягчением межрелигиозных конфликтов. Актуальность работы заключается в том, что в контексте поиска новых идей и целей, способных объединить усилия последователей разных религий в обогащении культуры России, сплоченности, толерантности, исследование является одной из попыток изучения места и роли традиционных религиозных образов в вероучениях новых религиозных движений.
Исследованием личности Иисуса Христа занималось множество православных [7] и католических [13] теологов, а также отечественные и зарубежные философы, историки и религиоведы, такие как Б.Г. Деревенский [9; 10], Н.Н. Мальцев [11], Барт Д. Эрман [18], Эванс К. [17], Э. Ренан [12], Уоллес-Мерфи Т. [15]. Образ Иисуса Христа в их трудах рассматривается только в контексте христианства; личность Иисуса Христа в вероучениях других религий не исследуется. Опираясь на их работы, можно провести сравнение одних религиозных образов в разных религиозных культурах.
Материалы и методы
Опора на сравнительно-исторический метод в настоящем исследовании позволяет сравнить разные религии с учетом того факта, что традиционный образ Иисуса Христа был заложен в христианстве еще в эпоху его формирования, в то время как в новых религиозных движениях он появился уже в XX веке. Сравнительно-исторический метод в совокупности с методом философского анализа в полной мере позволяет рассмотреть Иисуса Христа в контексте нового религиозного движения Международное общество созна-
ния Кришны. Общенаучный метод аналогии позволяет сравнить представления о личности Иисуса Христа в христианстве и неокришнаизме, выявить общие черты и черты отличия. Поскольку основная цель исследования это изучение Иисуса Христа в вероучении Международного общества сознания Кришны, материалами для исследования послужила религиозная литература, написанная основателем нового религиозного движения Бхактиведантой Сва-ми Прабхупадой.
Результаты и обсуждение
Многочисленные упоминания имени Иисуса Христа как представителя другой религии в религиозной литературе Международного общества сознания Кришны (далее МОСК) требовали от ее автора разъяснения наличия этого факта. Интересна точка зрения ачарья-основателя Бхактиведанты Свами Прабхупады на этимологию слова «Христос», которое происходит от греческого слова «кристос», означающего «помазанник». Шрила Прабхупада придерживается той точки зрения, что слово «кристос» является греческим вариантом слова «Кришна» [3, с. 145]. Таким образом он доказывает, что называя Бога «Кришна», «Кристос» или «Христос», верующие имеют в виду одного и того же Бога. Во множестве других своих трудов он также указывает, что Бог, его качества и имя не отличны друг от друга. В частности ачарья-основатель приводит цитату Шри Чайтаньи: «У Бога миллионы имен, и так как между именем Бога и Им Самим нет разницы, каждое из этих имен обладает той же силой, что и Сам Бог» [3, с. 151]. Кроме того в ведических традициях и других религиях мира широко распространено мнение о том, что многие Боги и Полубоги имеют множество имен.
Во-первых, это связано с их «перерождением», поэтому Кришна, в зависимости от своих воплощений, или аватар, называется Вишну, Нарасимха, Чайтанья и многими другими именами.
Во-вторых, полиномия Богов связана с тем, что их имена часто находятся в зависимости от их качеств. Таким образом, Кришну также могут называть Говинда («защитник коров»), Камсанисуда-
на («победитель царя Камсы»), Хришикеша («Господин чувств») и прочими именами. Многоименность Бога характерна и для христианства, где главный принцип в присвоении имени Бога - отражение его свойств. Н. Н. Мальцев указывает, что помимо таких имён Бога как Саваоф («Бог воинств»), в Библии встречаются Яхве, Адонаи, Эл-Гибор, Шаддай [11, с. 7]. Все эти имена отражают только определенные стороны проявления Бога в мире и проявления его заботы о человеке.
Третья причина полиномии Бога, не только в ведической культуре, но и во всём мире, - это лингвистические различия разных народов. Такая причина не смущает ни православных, ни кришнаитов. Например, настоятель храма святого Александра Невского г. Ташкента протоиерей Сергей Стаценко пишет, что слово Бог звучит на древнееврейском языке как «Элохим», то есть «Бог» во множественном числе. В единственном числе слово «Бог» звучит как «Элоах», что представляется ему более чем явно созвучным со словом «Аллах» [14]. Он указывает также на тот факт, что в православии и исламе различается понимание Божественной сущности и мусульмане этим именем называют ту ипостась Божества, которую православные называют Богом Отцом.
Протоиерей храма святителя Митрофана Воронежского в Москве Дмитрий Смирнов при сравнении ислама и христианства также часто говорит о простом лингвистическом различии наименования Бога в русском языке и арабском языке (Аллах). Дмитрий Николаевич не признает разницы между «Богами» ислама и христианства, считая, что и мусульмане и христиане исповедуют веру в одного Бога, однако христиане более осведомлены о Божественной сущности, что повторяет вышеуказанное мнение протоиерея Сергея Стаценко.
Можно сделать предположение, что своими рассуждениями о равенстве имен Бога, Шрила Прабхупада пытается донести до читателей тот факт, что Кришна это «не какой-то другой Бог», а та же самая Верховная Личность Бога, в которую верят последователи других вероучений.
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем понять, почему Шрила Прабхупада принимает имя «Христос» как одно из имен Бога. Кроме того, в кришнаизме принято воспевать имена Бога в качестве ежедневной духовной практики. Члены МОСК для выполнения данного ритуала используют Харе Кришна маха-мантру. Однако, учитывая полиномию Бога, Шрила Прабхупада говорил «Если вы прекратите убивать животных и начнете воспевать святое имя Христа, то достигните совершенства» [3, с. 151].
Однако, как же воспринимается личность Иисуса Христа в вероучении общества сознания Кришны?
Во-первых, кришнаиты не отрицают исторического факта существования Христа и событий, описанных в Евангелии, которое проповедует любовь к Богу, что является главной целью, по мнению последователей МОСК. Учение, распространяемое Иисусом Христом, соответствовало тому времени, месту и стране, где он находился, и было адресовано конкретной группе людей. Кришнаиты признают его представителем Бога и это не вызывает у них сомнений. «Поэтому мы преклоняемся перед Господом Иисусом Христом и приносим ему свои почтительные поклоны» [3, с. 155]. Там же об Иисусе Христе Шрила Прабхупада пишет, что Он «был великой личностью - сыном Бога», то есть соглашается с христианским взглядом на двуединую сущность Христа, также утверждая, что «если бы Иисус Христос был обыкновенным человеком, то он не смог бы нести людям сознание Бога» [3, с. 156]. В беседе с Джоном, Йоко и Джорджем Харрисон он доказывает божественную сущность Иисуса Христа посредством следующего рассуждения: «Господь Иисус говорит, что он - сын Бога. Он не Бог, а его сын. В этом смысле между сознанием Кришны и христианством нет никакой разницы. Между Богом и сыном Бога не может быть ссор. Иисус говорил: «Любите Бога», а Кришна, Верховная Личность Бога, говорит: «Любите Меня». Это одно и то же» [3, с. 195].
Таким образом, на основании тезиса о не отличности Бога от его качеств и его сына, и наименование Иисуса Христа Господом, мы приходим к выводу о том, что Иисус Христос выступает не только как
пророк, но и как одна из аватар Вишну. Хотя традиционный индуизм отрицает данное положение, однако Шрила Прабхупада упоминает, что вероучение Христа так же ведет к Богу, как и учение, пропагандируемое МОСК и «Сознание Христа это и есть сознание Кришны» [3, с. 29]. Любви к Богу учит и Библия, и Бхагават-гита» [4, с. 165].
В кришнаизме признается могущество Иисуса Христа, которое он получил благодаря своему божественному происхождению и божественной сути. Так, в беседах с сотрудником Корпуса Мира Бобом Коэном, Шрила Прабхупада, упоминая, что верующие не должны оправдывать употребление мяса в пищу тем, что Иисус ел мясо, говорил: «Почему бы, подражая Иисусу Христу, вам не пожертвовать собой ради распространения сознания Бога? Иисус Христос обладал таким могуществом, что мог делать все. Но мы не можем подражать ему, мы просто должны выполнять его указания. В этом истинное христианство. Нельзя имитировать могущественную личность. Это ошибка» [5, с. 97].
Во-вторых, Иисус Христос воспринимается одним из «истинных гуру». В частности, в книге «Наука самоосознания» Шрила Праб-хупада приводит свое интервью с репортером газеты «Таймс», где упоминает Иисуса Христа как истинного духовного учителя, который, по словам Шрилы Прабхупады, должен призывать верующих полюбить Бога независимо от их вероисповедания и стать его преданным [3, с. 92].
В эссе «Иисус Христос был гуру» духовный лидер МОСК упоминает, что в «Шримад-Бхагаватам» утверждается, что настоящему проповеднику сознания Бога присущи два качества - терпимость и сострадание. Характеру Иисуса Христа целиком и полностью присущи эти качества, о чем неоднократно упоминается в Евангелиях. В эссе приводится пример распятия и смерти Христа, который «был настолько терпим, что, даже когда его распинали, никого не осуждал» и «был настолько сострадателен, что молил Бога простить тех самых людей, которые пытались убить Его» [3, с. 154].
Согласно учению Шрилы Прабхупады, Иисус Христос был чистым вайшнавом («слугой Господа») и пошел на распятие, чтобы
избавить людей от страданий, ибо вайшнав чувствует себя несчастным, видя, как страдают другие. Через такое понимание жертвы Христа Шрила Прабхупада осуждает последователей христианской веры, которые не следуют в точности указаниям Христа, а живут греховной мирской жизнью, называя себя «христианами», так как, по их мнению, искупительное самопожертвование Иисуса Христа искупило их грехи. Такая точка зрения опровергается Шрилой Прабхупадой: «если вы будете совершать греховные поступки, то и страдать за них должны вы, а не Иисус Христос» [3, с. 155]. Кроме того, он также пишет о том, что формальное отпущение грехов на исповеди без раскаяния, но с убеждением, что Христос уже пострадал и искупил их грехи, не дает никакого духовного роста. Но «тот, кем руководит Иисус Христос, безусловно, достигнет освобождения, однако очень трудно найти человека, действительно выполняющего наставления Иисуса Христа» [5, с. 96]. С этой точки зрения католицизм и православие выступают достаточно «мягкими» религиями, однако следует отметить, что в большинстве христианской литературы Бог называем «Долготерпимым» и «Всепрощающим» и, таким образом, у христианских верующих не возникает сомнений, что после акта исповеди Бог по Своей милости отпустит им совершенные грехи.
В-третьих, Иисус Христос часто упоминается Шрилой Прабху-падой, когда тот доказывает неправильность понимания христианской заповеди «не убей». В беседе с монахом-бенедиктинцем Эммануилом Юнгклауссеном на возражение о том, что данная заповедь применима только к убийству людей, а не животных, он говорит «Вы полагаете, Иисус Христос был недостаточно разумен, чтобы употребить правильное слово «убийство» вместо слова «убиение»?» [3, с. 149-150], где под словом «убийство» (murder) он понимает только умерщвление человека, тогда как «убиение» (kill) подразумевает убийство любого рода. Стоит отметить, что в ветхозаветном «не убей» употреблено слово tirtzach, имеющее широкий смысл и относящееся к «любого рода убийству», а не только к убийству людей. Шрила Прабхупада делает акцент на
том, что христиане отрицают переселение душ. Согласно христианскому вероучению, у животных нет души и заповедь «не убей» истолковывается христианами неверно, они толкуют ее так, как им удобно [3, с. 158].
В православном богословии мы можем встретить крайне негативное отношение к сравнению Иисуса Христа и Кришны, а также его упоминание в литературе МОСК в принципе. Так, иерей Павел Феоктистов приводит цитаты из Библии, противоречащие словам Шрилы Прабхупады, а именно слова самого Христа о лжепророках: «Многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят [...] Тогда, если кто скажет вам: «Вот здесь Христос», или «там», - не верьте» [1, с. 1044]. Павел Феоктистов отмечает, что центральным в христианстве всё же является серия событий жизни и смерти Иисуса Христа, а не только его учение. Христос умер за наши грехи и воскрес, говорят Апостолы, и в его воскресении - надежда всех смертных на спасение [16]. Для христиан Христос не просто учитель или «гуру», пусть даже божественного происхождения, но в первую очередь Христос это Бог и Спаситель. Однако стоит отметить еще раз, что пусть даже образ Иисуса Христа в МОСК и христианстве разнится, Шрила Прабху-пада не настаивает на духовных практиках кришнаизма, а упоминает о том, что христианство является одним из путей бхакти или любовного служения Богу при условии жесткого выполнения всех требований, изложенных в Библии.
Заключение
Упоминания Иисуса Христа Бхактиведантой Свами Прабхупа-дой могут свидетельствовать не только о позитивном отношении к христианскому вероучению, которое, как и веды, может привести человека к Богу. В литературе МОСК часто упоминается, что не обязательно становиться кришнаитом, читать маха-мантру, участвовать в киртане и полностью следовать вайшнавской духовной практике. Например, если читатель является христианином, то он может продолжать оставаться им, следуя Библии и совершая хри-
стианские духовные практики. Однако очевидно, что, возникнув в США, Международное общество сознания Кришны, нуждалось в понятной для западной аудитории информации. Признание христианства верой, которая также может привести к Богу, а также доказательства мирного сосуществования и бесконфликтности вероучения Иисуса Христа и вероучения МОСК очень импонируют представителям цивилизации Запада. Образ Иисуса Христа, как наиболее привычный для европейца и американца, чаще используется для подтверждения некоторых отдельных постулатов, приведенных в ведах или трудах Шрила Прабхупады. Опора на авторитетное лицо, почитаемое во многих странах не только христианами и мусульманами, но и представителями других вероисповеданий, а также теми атеистами, кто признает исторический факт жития Иисуса Христа и его вклад в создание новой религии, придает доказательность работам Шрила Прабхупады.
Исследования использования традиционных религиозных образов в нетрадиционных вероучениях позволят лучше понять вероучения новых религиозных движений и углубить знания о них с точки зрения философии, религиоведения, культурологии, богословия, антропологии и религиозной психологии. Это становится важным для достижения межконфессионального диалога как прогрессивной формы отношений между представителями различных вероисповеданий. Однако требуется детальное и более глубокое изучение этих вопросов с позиций религиоведения и теологии.
Список литературы
1. Библия. Ветхий и новый завет. М.: Российское библейское общество, 2011. 1376 с.
2. Бхактиведанта Свами Прабхупада, А.Ч. Бхагавад-гита как она есть; пер. с англ. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2007. 816 с.
3. Бхактиведанта Свами Прабхупада, А.Ч. Наука самоосознания; пер. с англ. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2013. 496 с.
4. Бхактиведанта Свами Прабхупада, А.Ч. Путешествие вглубь себя; пер. с англ. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2013. 384 с.
5. Бхактиведанта Свами Прабхупада, А.Ч. Совершенные вопросы. Совершенные ответы; пер. с англ. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2014. 125 с.
6. Бхактиведанта Свами Прабхупада, А.Ч. Сознание Кришны - высшая система йоги; пер. с англ. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2014. 112 с.
7. Воробьев С. Евангельская история. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. 448 с.
8. Гусев Д.А. Популярная философия. М.: Прометей, 2015. 291 с.
9. Деревенский Б.Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.: Але-тейя, 2001. 430 с.
10. Деревенский Б.Г. Тайны евангельской истории. СПб.: Алетейя, 2014. 434 с.
11. Мальцев Н.Н. Иисус Христос и библейские тайны. М.: Алгоритм, 2012. 740 с.
12. Ренан Э. Жизнь Иисуса. М.: Амрита-Русь, 2004. 224 с.
13. Скола А. Богословская антропология. М.: Христианская Россия, 2005. 384 с.
14. Стаценко С., протоиерей. Верят ли православные в Аллаха? [Электронный ресурс] // Сайт храма преподобного Сергия Радонежского. URL: http://radonejskiy.orthodoxy.ru (дата обращения 12.11.2018 г.).
15. Уоллес-Мерфи Т. Тайное знание. Секреты западной эзотерической традиции / Пер. с англ. Г.В. Максимюк. М.: ЗАО Издательство Цен-трполиграф, 2012. 287 с.
16. Феоктистов П., иерей. Иисус Христос в кришнаитском вероучении [Электронный ресурс] // Миссионерско-апологетический проект «К истине». URL: http://www.k-istine.ru (дата обращения 8.11.2018 г.).
17. Эванс К. Иисус и его мир. Новейшие открытия; пер. с англ. М.И. Завалов. М.: Эксмо, 2015. 302 с.
18. Эрман Б.Д. А был ли Иисус? Неожиданная историческая правда; пер. с англ. Г.Г. Ястребова. М.: Эксмо, 2012. 480 с.
References
1. Bibliya. Vethij i novyj zavet. [Bible. Old and New Testament]. Moscow, 2011. 1376 p.
2. Bhaktivedanta Svami Prabhupada, A.Ch. Bhagavad-gita как ona est' [Bhagavad-gita As It Is]. Moscow, 2007. 816 p.
3. Bhaktivedanta Svami Prabhupada, A.Ch. Nauka samoosoznaniya [The Science of Self-Realization]. Moscow,2013. 496 p.
4. Bhaktivedanta Svami Prabhupada, A.Ch. Puteshestvie vglub 'sebya [The Journey of Self-Discovery]. Moscow,2013. 384 p.
5. Bhaktivedanta Svami Prabhupada, A.Ch. Sovershennye voprosy. Sovershen-nye otvety [Perfect Questions, Perfect Answers]. Moscow, 2014. 125 p.
6. Bhaktivedanta Svami Prabhupada, A.Ch. Soznanie Krishny - vysshaya sistemajogi [Krsna Consciousness: The Topmost Yoga System]. Moscow, 2014. 112 p.
7. Vorobiev S. Evangel'skaya istoriya [The Gospel Story]. Moscow, 2010. 448 p.
8. Gusev D.A. Populyarnayafilosofiya. [Popular philosophy]. Moscow, 2015. 291 p.
9. Derevenskij B.G. IisusHristos v dokumentah istorii. [Jesus Christ in the history documents]. St. Petersburg, 2001. 430 p.
10. Derevenskij B.G. Tajny evangel'skoj istorii. [The Secrets of the Gospel Story].St. Petersburg, 2014. 434 p.
11. Mal'cev N.N. Iisus Hristos i biblejskie tajny. [Jesus Christ and Biblical Stories]. Moscow, 2012. 740 p.
12. Renan EH. Zhizn 'Iisusa. [The Jesus' Life]. Moscow, 2004. 224 p.
13. Skola A. Bogoslovskaya antropologiya. [Theological Anthropology]. Moscow, 2005. 238 p.
14. Stacenko S., archpriest. Veryat lipravoslavnye v Allaha? [Do Orthodox Christians believe in Allah?]. http://radonejskiy.orthodoxy.ru (Accessed 12.11.2018).
15. Uolles-Merfi T. Tajnoe znanie. Sekrety zapadnoj ehzotericheskoj tradicii [Hidden Wisdom. Secrets of the Western Esoteric Tradition]. Moscow, 2012. 287 p.
16. Feoktistov P., priest. Iisus Hristos v krishnaitskom verouchenii [Jesus Christ in krishnaism creed]. http://www.k-istine.ru (Accessed 8.11.2018).
17. Evans K. Iisus i ego mir. Novejshie otkrytiya [Jesus and his world. The latest revelations] Moscow, 2015. 302 p.
18. Erman B.D. A byl li Iisus? Neozhidannaya istoricheskaya pravda [Did Jesus exist? Unexpected Historical Truth]. Moscow, 2012. 480 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Леснянский Денис Александрович, аспирант кафедры философии
ФГБОУ ВПО Забайкальский государственный университет ул. Александро-Заводская, 30, г. Чита, 672039, Российская Федерация
superlesdenis@mail.ru
DATA ABouT THE AUTHOR Lesnyanskiy Denis aleksandrovich, post-graduate Student, Department of Philosophy
Transbaikal State University
30, Aleksandro-Zavodskaya Str., Chita, 672039, Russian Federation
superlesdenis@mail.ru
ORCID: 0000-0003-3118-8272
SPIN-code: 9196-0292