Научная статья на тему 'ОБРАЗ ХИЩНОЙ ПТИЦЫ В МЕТАЛЛОПЛАСТИКЕ КУЛЬТУР РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА ЛЕСОСТЕПНЫХ И ЮЖНО-ТАЕЖНЫХ РАЙОНОВ СРЕДНЕЙ СИБИРИ'

ОБРАЗ ХИЩНОЙ ПТИЦЫ В МЕТАЛЛОПЛАСТИКЕ КУЛЬТУР РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА ЛЕСОСТЕПНЫХ И ЮЖНО-ТАЕЖНЫХ РАЙОНОВ СРЕДНЕЙ СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
64
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Красноярская и Канская лесостепи / южная тайга Среднего Енисея и Нижнего Приангарья / скифский мир / образ хищной птицы / металлопластика / Krasnoyarsk and Kan forest-steppes / southern taiga of Middle Yenisei and Lower Priangarye / Scythian world / image of bird of prey / metal plastic

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мандрыка Павел Владимирович, Юрьева Валентина Валерьевна

В статье проводится изучение происхождения и трансформации образа хищной птицы в металлопластике лесостепных и южно-таежных районов Средней Сибири на протяжении скифского периода раннего железного века. Было выяснено, что изображения хищной птицы проникли в исследуемый регион с юго-запада и юга, из среды большереченской и тагарской общностей, а туда — из Алтая, Тувы, Китая, Казахстана. Впервые ажурные изображения хищной птицы проникли на территорию Красноярской лесостепи в VI в. до н. э. и получили распространение исключительно на восток по островным лесостепям. Вместе с ними в лесостепях появляются объемные реалистичные изображения, которые в V–III вв. до н. э. проникают с юга на север по Чуно-Ангарскому водоразделу в ангарскую тайгу, где получили массовое применение в украшении ременной гарнитуры. С VI в. до н. э. по всему региону распространяется плоский стилизованный стиль изображения хищной птицы, использованный сначала при литье бронзовых предметов, а позднее, с III–II вв. до н. э. — во время ковки железных. Все три стиля не исчезали с появлением нового, а продолжали использоваться до рубежа эр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF A BIRD OF PREY IN THE METAL-PLASTIC CULTURES OF THE EARLY IRON AGE OF THE FOREST-STEPPE AND SOUTH TAIGA REGIONS OF CENTRAL SIBERIA

The article studies the origin and transformation of the image of a bird of prey in the metalloplasty of the forest-steppe and south-taiga regions of Central Siberia during the Scythian period of the early Iron Age. It was found that images of a bird of prey penetrated the region under study from the southwest and south, from the environment of the Bolsherechensk and Tagar communities, and there from Altai, Tuva, China, Kazakhstan. For the first time, openwork images of a bird of prey penetrated the territory of the Krasnoyarsk forest-steppe in the VI century. BC e. and spread exclusively to the east along island forest-steppes. Together with them, volumetric realistic images appear in the forest-steppes, which in the V–III centuries. BC e. Penetrate from south to north along the Chuno-Angarsk watershed into the Angarsk taiga, where they received massive use in decorating the belt headset. From the VI century BC, a flat stylized style of depicting a bird of prey spreads throughout the region, first used in the casting of bronze objects, and later, from the III–II centuries. BC e. — during the forging of iron. All three styles did not disappear with the advent of the new, but continued to be used until the era.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ХИЩНОЙ ПТИЦЫ В МЕТАЛЛОПЛАСТИКЕ КУЛЬТУР РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА ЛЕСОСТЕПНЫХ И ЮЖНО-ТАЕЖНЫХ РАЙОНОВ СРЕДНЕЙ СИБИРИ»

УДК 902. 01

DOI: 10.14258/nreur(2023)3-03 П. В. Мандрыка

Сибирский федеральный университет, Красноярск (Россия) В. В. Юрьева

Усть-Кутский исторический музей, Усть-Кут (Россия)

ОБРАЗ ХИЩНОЙ ПТИЦЫ В МЕТАЛЛОПЛАСТИКЕ КУЛЬТУР РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА ЛЕСОСТЕПНЫХ И ЮЖНО-ТАЕЖНЫХ РАЙОНОВ СРЕДНЕЙ СИБИРИ

В статье проводится изучение происхождения и трансформации образа хищной птицы в металлопластике лесостепных и южно-таежных районов Средней Сибири на протяжении скифского периода раннего железного века. Было выяснено, что изображения хищной птицы проникли в исследуемый регион с юго-запада и юга, из среды большереченской и тагарской общностей, а туда — из Алтая, Тувы, Китая, Казахстана. Впервые ажурные изображения хищной птицы проникли на территорию Красноярской лесостепи в VI в. до н. э. и получили распространение исключительно на восток по островным лесостепям. Вместе с ними в лесостепях появляются объемные реалистичные изображения, которые в V-III вв. до н. э. проникают с юга на север по Чуно-Ангарскому водоразделу в ангарскую тайгу, где получили массовое применение в украшении ременной гарнитуры. С VI в. до н. э. по всему региону распространяется плоский стилизованный стиль изображения хищной птицы, использованный сначала при литье бронзовых предметов, а позднее, с III-II вв. до н. э. — во время ковки железных. Все три стиля не исчезали с появлением нового, а продолжали использоваться до рубежа эр.

Ключевые слова: Красноярская и Канская лесостепи, южная тайга Среднего Енисея и Нижнего Приангарья, скифский мир, образ хищной птицы, металлопластика.

Цитирование статьи:

Мандрыка П. В., Юрьева В. В. Образ хищной птицы в металлопластике культур раннего железного века лесостепных и южно-таежных районов Средней Сибири // Народы и религии Евразии. 2023. Т. 28, № 3. С. 62-81. БОТ: 10.14258/пгеиг(2023)3-03.

P. V. Mandryka

Siberian Federal University, Krasnoyarsk (Russia) V. V. Yurieva

Ust-Kut Historical Museum, Ust-Kut (Russia)

THE IMAGE OF A BIRD OF PREY IN THE METAL-PLASTIC CULTURES OF THE EARLY IRON AGE OF THE FOREST-STEPPE AND SOUTH TAIGA REGIONS OF CENTRAL SIBERIA

The article studies the origin and transformation of the image of a bird of prey in the metalloplasty of the forest-steppe and south-taiga regions of Central Siberia during the Scythian period of the early Iron Age. It was found that images of a bird of prey penetrated the region under study from the southwest and south, from the environment of the Bolsherechensk and Tagar communities, and there from Altai, Tuva, China, Kazakhstan. For the first time, openwork images of a bird of prey penetrated the territory of the Krasnoyarsk forest-steppe in the VI century. BC e. and spread exclusively to the east along island forest-steppes. Together with them, volumetric realistic images appear in the forest-steppes, which in the V-III centuries. BC e. Penetrate from south to north along the Chuno-Angarsk watershed into the Angarsk taiga, where they received massive use in decorating the belt headset. From the VI century BC, a flat stylized style of depicting a bird of prey spreads throughout the region, first used in the casting of bronze objects, and later, from the III-II centuries. BC e. — during the forging of iron. All three styles did not disappear with the advent of the new, but continued to be used until the era.

Key words: Krasnoyarsk and Kan forest-steppes, southern taiga of Middle Yenisei and Lower Priangarye, Scythian world, image of bird of prey, metal plastic.

For citation:

Mandryka P. V., Yurieva V. V. The image of a bird of prey in the metal — plastic cultures of the early iron age of the forest-steppe and south taiga regions of Central Siberia. Nations and religions of Eurasia. 2023. T. 28, № 3. P. 62-81. DOI: 10.14258/nreur(2023)3-03.

Мандрыка Павел Владимирович, доктор исторических наук, профессор, заведующий лабораторией археологии Енисейской Сибири Сибирского федерального университета, Красноярск (Россия). Адрес для контактов: [email protected]; ORCSID 0000-0002-8647-3823.

Юрьева Валентина Валерьевна, научный сотрудник Усть-Кутского исторического музея, Усть-Кут (Россия). Адрес для контактов: [email protected]. Mandryka Pavel Vladimirovich, Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Laboratory of Archeology of Yenisei Siberia, Siberian Federal University, Krasnoyarsk (Russia). Contact аddress: [email protected].

Yurieva Valentina Valerievna, researcher at the Ust-Kut Historical Museum, Ust-Kut (Russia). Contact аddress: [email protected].

Введение

Культ хищной птицы всегда занимал в верованиях народов Сибири особое место, поэтому данный образ в древности часто использовался людьми для украшения предметов. Орел, а также более поздняя его вариация — грифон, являлся для людей существом с божественными способностями, который имел связь с потусторонним миром, олицетворял огонь, гром и солнце, был помощником шаманов и кузнецов. Периодом раннего железного века датируются многие металлические предметы с изображениями хищных птиц, найденные на территории Евразии. Не стала исключением и территория на северной периферии пояса степей — лесостепь и южная тайга Средней Сибири. Научных работ, посвященных стилистическим особенностям образов хищных птиц в указанном регионе скифского мира, совсем немного. Цель настоящего исследования — изучение происхождения и трансформации образа хищной птицы в метал-лопластике лесостепных и южно-таежных районов Средней Сибири на протяжении скифского периода раннего железного века.

История вопроса

На археологических материалах Евразии вопрос о грифонах (грифах) затрагивался в сотнях публикаций (см. библиографический список в работе, например, П. И. Шуль-ги [2008]). Наиболее существенный вклад в разработку темы внесли исследования П. И. Шульги [Шульга, 2003а; 2003б; 2008; Шульга, Кальбунур, 2011], который рассматривал образы хищных птиц и грифонов на территориях Алтая, Южной Сибири, Синь-цзяна и Северного Китая. На основе изображений хищных птиц и грифонов, найденных в вышеперечисленных районах, им создана типологическая классификация с выделением 11 групп изображений.

Еще одна типология изображений хищных птиц скифского мира предложена С. Л. Воробьевой [2010]. Изучая поясные накладки (бляшки) с изображениями голов хищных птиц и грифонов, найденных в Ордосе, Китае, Забайкалье, Саяно-Алтае, в Минусинской котловине, Верхнем Приобье, в Западной Сибири, а также в Зауралье и Приуралье, автор делит их по технике изготовления и стилистике на два типа. Литьем изготавливались накладки с «реалистичным» изображением грифонов, а литьем и штамповкой — схематические изображения («бабочковидные» накладки) [Воробьева, 2010, с. 59-61].

Впервые находки с изображениями хищной птицы, найденные на территориях Красноярского района и Нижней Ангары, упомянуты в работе В. В. Радлова «Сибирские древности» [1891]. В альбоме изображения хищных птиц представлены на кинжалах, навершия рукоятей которых оформлялись в виде смотрящих друг на друга двух птичьих голов. В некоторых случаях В. В. Радлов называет данные головы бараньими, головами пеликанов или фламинго. Термин «грифон» автор не использует совсем, поскольку к тому времени он еще не возник.

Значительное число предметов с изображением хищных птиц собрано и опубликовано М. П. Завитухиной [1983]. В данном исследовании автор описывает уже разные по назначению предметы с изображением орла. Она также рассматривает и кинжалы, описанные ранее В. В. Радловым, однако использует более современные понятия — изображения хищной птицы или грифона.

На материалах Нижнего Приангарья тему трансформации образа грифона поднимал красноярский исследователь Ю. А. Гревцов в одной из своих ранних работ [Грев-цов, 1996]. Основываясь на анализе бронзовых и железных бляшках с изображениями мифического грифона, найденных на Усть-Тасеевском культовом комплексе, он приходит к выводу, что реалистичные изображения хищной птицы со временем полностью утрачиваются. В позднее скифское время на первый план выходят схематичные изображения с каплевидными прорезями. Обосновывая свою точку зрения, автор проводит аналогии с китайскими представлениями о небесных светилах и планетах вокруг них.

Попытка сбора предметов с изображением грифона и хищной птицы с территории Красноярской лесостепи и Нижней Ангары была предпринята в студенческой работе П. В. Ишутиной [2006]. Собрав небольшое количество встретившихся предметов (преимущественно бляшек) с изображением хищной птицы, она предложила разделить их на четыре группы, опираясь на типологию, разработанную П. И. Шульгой. Поставив вопрос о времени и путях появления в рассматриваемом районе предметов с изображениями хищных птиц, автор не предприняла попыток найти на него ответ. Был отмечен очевидный культурный обмен предметами с соседними регионами: южными и западными лесостепными и степными районами.

По материалам раннего железного века таежного Северного Приангарья выделена цэпаньская археологическая культура [Привалихин, 2011], в которой В. И. Прива-лихин отмечает использование бляшек с изображениями орлов и грифонов. Упоминая такие изображения и показывая их в рисунках на предметах, найденных на стоянке Сергушкин-3 и на Усть-Тасеевском культовом комплексе, автор не делает никакого описания. Вместе с тем он обращает внимание на то, что по своим стилистическим особенностям изображения грифонов на предметах очень близки алтайскому звериному стилю и имеют широкие аналогии в материалах памятников раннего железного века в соседних регионах.

После завершения раскопок в скальных нишах-гротах и на площадках Усть-Тасеев-ского культурного комплекса на Нижней Ангаре выходит обобщающая статья с этими материалами [Дроздов, Гревцов, Заика, 2011]. В работе опубликовано множество бляшек с изображением хищных птиц или грифонов, найденных на комплексе. Исследователи отмечают, что образцы скифо-сибирского звериного стиля встречаются на всей территории нижнего течения Ангары во второй половине I тыс. до н. э. Именно Северное Приангарье является самым северным районом, где подобные предметы широко распространены. Авторы, говоря о причинах популярности стиля у населения ангарской тайги, объясняют ее новым мировоззренческим содержанием известных образов. При этом южное происхождение этого вида предметов пластики у авторов не вызывает никаких сомнений [Дроздов, Гревцов, Заика, 2011: 82].

В последнее время стали публиковаться комплексы с единичными предметами, оформленными изображениями хищных птиц (орла) [Макаров, Пискорский,1988; Виноградов, 2017; Макаров, 2023].

Материалы

Для настоящего исследования взяты архивные данные и археологические материалы, хранящиеся музеях страны, в том числе и в Музее археологии и этнографии Енисейской Сибири Гуманитарного института Сибирского федерального университета. Для сопоставления и расширения источниковой базы использованы ранее опубликованные металлические предметы, на которых присутствуют изображения хищных птиц.

Физико-географические характеристики территория исследования позволяют выделить четыре района, отличающиеся ландшафтом, растительностью и, несомненно, разными хозяйственно-экономическими особенностями заселявшего их древнего населения: Красноярский лесостепной район, Канско-Рыбинский лесостепной район, район подтайги Среднего Енисея и низовьев Ангары, район южной тайги Нижней Ангары. В каждом из них сделаны находки предметов, на которых имеются изображения хищных птиц. При этом для каждого района характерны свои образы и стиль изображений, отличные от сопредельных территорий.

Из Красноярского района известны изображения хищных птиц, нанесенных на предметы, найденные в следующих пунктах.

Базаиха под Красноярском. Случайная находка бронзового кельта с ушками, оформленными в виде стилизованных изображений клювов хищной птицы [Максименков, 1961: 307, рис. 2, 13].

Город Красноярск. Случайная находка бронзового топорика-тесла с ушками в виде шеи птицы с ажурной головой, глаза не пробиты насквозь, клюв загнут (колл. Лопатина № 49) [Радлов, 1902: 37-38, табл. У1-11; Завитухина, 1983: 82, рис. 237] (рис. 1.-10).

Случайная находка бронзового выпуклообушкового ножа с ажурной, расширяющейся кверху рукояткой, конец которой украшен схематической объемной головой птицы с длинным, тонким, изогнутым клювом и округлым глазом в виде отверстия [Завитухина, 1983: 83, рис. 242] (рис. 1.-5).

Красноярский округ. Случайная находка бронзового удлиненного кельта, ушки которого оформлены объемными стилизованными головами птиц с длинным изогнутым клювом, обращенным вверх. Глаз выступающий, округлый, зрачок показан отверстием [Завитухина, 1983: 82, рис. 233].

Случайная находка бронзового удлиненного кельта, ушки которого оформлены объемными стилизованными головами птиц с длинным изогнутым клювом, обращенным вверх. Округлый глаз оконтурен валиком, зрачок показан в виде углубления [Завитухина, 1983: 82, рис. 235] (рис. 1.-6).

Деревня Таскина Емельяновского района. Случайная находка кинжала, навершие которого оформлено двумя головами хищных птиц, смотрящих друг на друга [Рад-лов,1891: 68, табл. XII — 1; Завитухина, 1983: 78, рис. 215] (рис. 2.-7).

Рис. 1. Предметы с ажурными стилизованными изображениями хищных птиц: 1 — Усть-Шилка II, жил. 2; 2 — Погорелка; 3 — Старцево; 4 — Старая Деревня; 5 — Красноярск; 6 — Красноярский район; 7 — Таскина; 8 — Коркино; 9 — Серебряково; 10 — окрестности Красноярска; 11 — Канский район Fig. 1. Objects with openwork stylized images of birds of prey: 1 — Ust-Shilka II, lived. 2; 2 — Pogorelka; 3 — Startsevo; 4 — Old Village; 5 — Krasnoyarsk; 6 — Krasnoyarsk district; 7 — Taskina; 8 — Korkino; 9 — Serebryakovo; 10 — the vicinity of Krasnoyarsk; 11 — Kansky district

Возле той же деревни Таскина. Случайная находка кельта с ушками в виде птичьих голов с клювом [Радлов, 1902: 36, табл. VI — 7] (рис. 1.-7). Такого же типа орудия отмечены в коллекции Лопатина, найденные на пашне близ с. Шункова на р. Березовке

Красноярского округа (№ 22), в Красноярском округе (№ 42), близ с. Базаихи Красноярского округа (№ 26) [Радлов, 1902: 36].

Деревня Погорелка Емельяновского района. Случайная находка бронзового кинжала. Стилизованные изображения хищных птиц (клюва и глаза птицы) нанесены в месте перехода клинка в рукоять и на навершии рукояти. По морфологическим особенностям кинжал датируется V в. до н. э. [Виноградов, 2017: 74, рис. 1] (рис. 1.-2).

Озеро Ишимское на р. Бузим. Случайная находка кинжала, навершие которого оформлено двумя головами хищных птиц, смотрящих друг на друга [Радлов,1891, табл. XII, 6] (рис. 2.-2).

Село Седельниково на р. Бузим. Случайная находка кинжала, навершие которого оформлено двумя головами хищных птиц, смотрящих друг на друга [Радлов, 1891: 69, табл. XII — 3; Завитухина, 1983: 75, рис. 200].

Деревня Старцево Красноярского округа. Случайная находка бронзового ножа, ажурное навершие которого оформлено ажурными головками хищных птиц, смотрящих в разные стороны [Радлов, 1888: 18, табл. III — 7; Завитухина, 1983: 86, рис. 259] (рис. 1.-3).

Поселок Коркино под Красноярском. Случайная находка бронзового кельта, ушки которого выполнены в виде двух объемных стилизованных головок птиц с длинным изогнутым клювом, обращенным вверх, и углубленным глазом, оконтуренным валиком [Завитухина, 1983: 82, рис. 232] (рис. 1.-8).

Деревня Серебряково Красноярского округа. Случайная находка бронзового кельта, ушки которого выполнены в виде двух объемных стилизованных головок птиц с длинным изогнутым клювом, обращенным вверх. Выступающий глаз округлый, зрачок передан отверстием [Завитухина, 1983: 82, рис. 234] (рис. 1.-9).

Село Батой, ныне село Вознесенское Березовского района. Случайная находка железного кинжала, навершие которого оформлено двумя головами хищных птиц, смотрящих друг на друга [Радлов,1891: 78-79, табл. XIV — 8; Завитухина, 1983: 78, рис. 214] (рис. 2.-1).

Село Кордачина, ныне с. Творогово Емельяновского района в 14 верстах от Красноярска. Случайная находка железного кинжала, навершие и перекрестье которого украшены двумя головами грифонов. На навершии объемные головы грифонов соприкасаются клювами. На перекрестье птицы повернуты к лезвиям клинка и соприкасаются затылками [Радлов, 1891, с. 69, табл. XIV — 9; Завитухина, 1983: 78, рис. 214] (рис. 2.-8).

Старая Деревня в Ачинском округе. Случайная находка ножа с навершием из ажурных головок хищных птиц, смотрящих в разные стороны [Радлов, 1888: 18, табл. III — 7] (рис. 1.-4).

Из Канско-Рыбинского района известно несколько находок.

Новопятницкий клад, в его составе три дугообразных вкладышевых ножа, на которых на уступе между лезвием и ручкой изображены головы грифона. Предложенная в публикации датировка клада — VII в. до н. э. [Макаров, 2023] несколько занижена. Вкладышевые ножи сопоставляются с аналогичными ножами из курганов сарагашен-ского этапа тагарской культуры Минусинской котловины (IV-III вв. до н. э.) (рис. 2.-9).

Рис. 2. Предметы с объемными реалистичными изображениями хищных птиц: 1 — Батой; 2 — Ишимское; 3, 5, 6, 10, 11, 13-16 — Усть-Тасеево; 4 — Перекопина; 7 — Таскина; 8 — Кордачина; 9 — Новопятницкий клад; 10 — Берямба; 12 — Столбы Fig. 2. Objects with three — dimensional realistic images of birds of prey: 1 — Batoy, 2 — Ishim; 3, 5, 6, 10, 11, 13-16 — Ust-Taseevo; 4 — Perekopina; 7 — Taskina; 8 — Kordachina; 9 — Novopyatnitsky treasure; 10 — Beryamba; 12 — Pillars

Из Канского округа. Случайная находка бронзового кельта с ушками в виде птичьих головок с закругленным клювом, доходившим почти до края втулки. Внутренность глаза шлифована [Радлов, 1902: 36, табл. VI — 8] (рис. 1.-11).

Из подтайги Среднего Енисея предметы получены в ходе раскопок.

Могильник Усть-Шилка II. В погребении № 2 нижнепорожинской культуры плоская ажурная подвеска в форме клюва птицы. Сопоставляется с подобными украшениями У-Ш вв. до н. э. из районов Алтая и Минусинской котловины [Мандрыка, 2008].

В погребении № 6 того же могильника плоская бабочковидная бляшка с втульча-той перегородкой между лопастями. Крылья бляшки в виде стилизованных изображений голов птиц (грифонов) (рис. 3.-11). Изделие сопоставляется с находками боль-шереченской культуры из Томского, Новосибирского и Барнаульского Приобья, комплексов скифского времени Тувы, Минусинской котловины и Забайкалья. Датируется У^У вв. до н. э.

В том же могильнике Усть-Шилка II, в погребении № 5 шилкинской культуры найдены две бабочковидные бляшки с петлей на обратной стороне. Крылья бляшек имеют разные фигурные очертания стилизованных изображений голов грифонов (рис. 3.-1, 7). Датируются II—I вв. до н. э.

В культурном слое поселения Нижнепорожинское I известны две бляшки. Одна плоская, бабочковидная с рельефной перегородкой между лопастями, дополненной петлей, крылья в виде стилизованных изображений голов грифона. Вторая бляшка-нашивка с ажурными изображениями четырех голов хищных птиц. Изделия сопоставляются с широко известными поясными накладками скифского времени.

В жилище № 2 городища Усть-Шилка II бронзовый выпуклообушковый нож с ажурной трапециевидной рукоятью, навершие которого оформлено двумя ажурными изображениями двух голов хищной птицы. Городище датируется II в. до н. э. — I в. н. э. (рис. 1.-1).

В жилище № 2 селища Шилка XIII аналогичный выпуклообушковый бронзовый нож с ажурной рукоятью и изображением двух голов хищной птицы (раскопки К. В. Бирю-левой 2017 г.) [Дмитриев, 2023].

Из района южной тайги низовьев Ангары (от устья Ангары до п. Мотыгино) и р. Тасеевой.

Культовое место Столбы. Из разрушенной площадки на вершине скалы происходят бляшка с двумя парами голов реалистичных грифонов (рис. 2.-12) и тройник распределитель, в кольце которого стилизованные изображения голов грифонов и кабана-грифона [Мандрыка, 2009].

Культовый комплекс Мыс Арбан. Здесь на разных ярусовидных скальных уступах найдены бронзовые и железные бабочковидные бляшки [Тарасов, 1997] (рис. 3.-3).

Усть-Тасеевский культовый комплекс. Предметы с изображениями хищных птиц включают разнообразные бронзовые и железные бабочковидные ременные бляшки и нашивки с образами реалистичных и стилизованных голов грифонов. Отмечены 57 бляшек, которые размещались среди других изделий в жертвенниках — двух скальных нишах-гротах. Комплекс датируется IV-! вв. до н. э. [Гревцов, 2013; Дроздов, Гревцов, Заика, 2011] (рис. 2.-3, 5, 6, 10, 11, 13-16; 3-2, 5, 6, 8-10, 12-19, 21-24).

Рис. 3. Предметы с плоскими стилизованными изображениями хищных птиц: 1, 7 — Усть-Шилка II, погр. 5; Усть-Тасеево — 2, 5, 6, 8-10, 12-19, 21-24; 3 — Мыс Арбан; 4 — Берямба; 11 — Усть-Шилка II, погр. 6; 20 — Каменка Fig. 3. Objects with flat stylized images of birds of prey: 1, 7 — Ust-Shilka II, border 5; Ust-Taseevo — 2, 5, 6, 8-10, 12-19, 21-24; 3 — Cape Arban; 4 — Beryamba; 11 — Ust-Shilka II, border 6; 20 — Kamenka

Культовый комплекс в устье р. Каменка (местонахождение Каменка-1). Здесь найдены две бронзовые и две железные бабочковидные бляшки со стилизованными изображениями грифонов [Заика, Оводов, Орлова, 2013: 124, рис. 10-1, с. 125, рис. 11-8, 9, 10] (рис. 3.-20).

Из района южной тайги Нижней Ангары (участок от п. Мотыгино до устья р. Илим) и верховьев Подкаменной Тунгуски

Стоянка Кода-3. В погребении № 1 по обряду ингумации найдена бронзовая бабоч-ковидная бляшка со стилизованными изображениями хищных птиц [Богучанская..., 2014: 43, рис. 4].

Рис. 4. Распространение изображений хищных птиц на карте лесостепных и южно-таежных районов Средней Сибири. Цифрами обозначены памятники: 1 — Базаиха; 2 — Погорелка; 3 — Новопятницкий клад; 4 — Усть-Шилка II; 5 — Шилка XIII; 6 — поселение Нижепорожеское I; 7 — Столбы; 8 — Усть-Тасеево; 9 — мыс Арбан; 10 — Каменка; 11 — Кода-3; 12 — Проспихинская Шивера IV; 13 — Берямба; 14 — стоянка Сергушин-3; 15 — Усть-Зелинда-2; 10 — Перекопина Fig. 4. Distribution of images of birds of prey on the map of forest — steppe and south taiga regions

of Central Siberia. The figures indicate the monuments: 1 — Bazaiha; 2 — Pogorelka; 3 — Novopyatnitsky treasure; 4 — Ust-Shilka II; 5 — Shilka XIII; 6 — Nizheporozheskoe settlement I; 7 — Pillars; 8 — Ust-Taseevo; 9 — Cape Arban; 10 — Kamenka; 11 — Koda-3; 12 — Prospikhinskaya Shivera IV; 13 — Beryamba; 14 — Sergushin parking lot-3; 15 — Ust — Zelinda-2; 10 — Perekopina

Комплекс Проспихинская Шивера IV. Во втором компрессионном культурном слое памятника найдены две бляшки с двумя парами реалистичных изображений голов грифонов (раскопки П. В. Мандрыки 2012 г.) [Богучанская..., 2014: 9, рис. 5].

Поселение Берямба. В компрессионном слое вместе с железоплавильными горнами найдены две бронзовые и две железные бабочковидные бляшки с реалистичными и стилизованными изображениями грифонов [Гревцов, Лысенко, 2013: 193-194, рис. 7, рис. 8, 9] (рис. 2.-10; 3, 4).

Стоянка-могильник Сегушкин-3. В погребении № 4, выполненном по обряду тру-посожжения, найдена небольшая бабочковидная бляшка, крылья которой оформлены стилизованными изображениями грифонов. В культурном слое памятника отмечены еще две подобные бляшки, а также бляшка с парой реалистичного изображения головы хищной птицы и бляшка с изображением птицы с повернутой назад головой [При-валихин, 1993]. В погребении № 13, выполненном в обряде ингумации, найдена бляшка с парным изображением голов грифонов [Богучанская..., 2014: 48, рис. 4в].

Могильник Усть-Зелинда-2. В погребении № 16, выполненному по обряду кремации на стороне, найдены бронзовые бабочковидные бляшки со стилизованным изображением голов грифонов [Богучанская., 2014: 57, рис. 11в; 2015: 459, рис. 471, 5].

Погребение Перекопина. В верховьях реки Подкаменная Тунгуска (Катанга) в погребении, выполненном по обряду трупосожжения на стороне, найдена бляшка с парным изображением голов грифонов (раскопки П. В. Мандрыки 2004 г.) [Ишутина, 2006, рис. 1, 13] (рис. 2.-4).

Обсуждение

Собранные и учтенные изображения на предметах металопластики не позволяют идентифицировать видовое изображение птиц. По стилю изображений все птицы условно относятся к хищным, так как у них показан один из внешних такосонов — изогнутый, сильный и острый клюв, иногда с восковицей. Бытовавшее в конце XIX в. мнение о схожести таких изображений с головой фламинго [Радлов, 1891: 79] ушло в историографию.

Для каждого из представленных сопредельных друг к другу районов образ хищной птицы наносился на разные предметы. Для лесостепных районов Красноярска и Канска характерно изображение голов хищных птиц, которыми украшали перекрестья и на-вершия кинжалов и ножей; ушки кельтов и втулки чеканов. Используются они на бронзовых изделиях У1-Ш вв. до н. э. и железных кинжалах более позднего времени. Аналогии подобным предметам известны среди сборов из Хакасско-Минусинских степей.

Для таежных районов Чуно-Ангарья также характерно изображение голов хищных птиц, но ими оформлялись уже не предметы вооружения, а детали ременной гарнитуры. Головами птиц оформлялись поясные накладки и застежки цэпаньской культуры с VI в. до н. э. Аналогии таким изделиям отмечаются как в памятниках Хакасско-Ми-нусинской котловины, так и лесостепных районов Томского, Новосибирского, Барнаульского Приобья.

В промежуточном районе между лесостепями и тайгой в подтайге Среднего Енисея изображения голов хищной птицы отмечаются на ножах и ременных бляшках. При этом ранние ременные бляхи относятся к нижнепорожинской культуре скифского времени и сопоставляются с материалами культур большереченской общности, а поздние бляхи и ножи связаны с комплексами шилкинской культуры тесинского времени.

По стилю изображения хищных птиц в металопластике из лесостепных и южно-таежных районов Средней Сибири можно разделить на три группы:

Первая группа. Ажурные стилизованные изображения (см. рис. 1). Данный стиль представлен на предметах в виде голов хищных птиц, где в качестве головы и глаза выступает круглое сквозное отверстие. Вариации клюва различны: длинный или приплюснутый крючок, круглое сквозное отверстие (кольцо).

Такие изображения характеризуют предметы тагарского времени в Красноярской и Канско-Рыбинской островных лесостепях. Для указанных районов истоки стиля правомерно связывать с тагарскими древностями Хакасско-Минусинских котловин, откуда они, очевидно, и поступили вместе с миграцией части населения на север и восток.

Вторая группа. Объемные реалистичные изображения (см. рис. 2). Представлены в виде головы или всего тела (один предмет) хищной птицы или мифического орла (грифона) с различными реалистичными чертами: роговое отверстие на клюве, глаза с выделенными зрачками, уши, гребни, хохолки и др. Некоторые из указанных черт могут отсутствовать на разных изображениях. Обращает внимание преобладание изображений парных голов птицы как на навершиях кинжалов (бронзовых и железных), так и на ременных бронзовых бляшках. Бляшки надевались на ремень через небольшую петлю на обратной стороне. Центром симметрии бляшек выступает выпуклая полусфера, остававшаяся всегда гладкой. В группу входят и «мифические» грифоны с ажурным «гребнем» из ряда колец (рис. 2.-12-15).

Представленные объемные реалистичные изображения распространены на предметах вооружения в лесостепных районах и деталях ременной гарнитуры из таежных районов. Истоки стиля необходимо связывать с Алтаем, где он широко известен с VI-IV вв. до н. э.

Третья группа. Плоские стилизованные изображения (см. рис. 3) представлены в виде головы хищной птицы, где для выделения клюва используется, как правило, сквозной завиток. На некоторых изображениях также встречается прямой или волнистый гребень. Другие детали отсутствуют. В таком стиле оформлялись преимущественно ременные бляшки, редко застежки. Обращает на себя внимание парное, относительно симметричное размещение голов птиц, отчего такие бляшки получили название «бабочковидные».

По оформлению крепежа и «крыльев» выделяются несколько типов и вариантов бляшек.

Тип 1 — втульчатые. Между симметричными «крыльями» размещается продолговатая уплощенная или цилиндрическая втулка (рис. 3.-11). Такие изделия могли использоваться как застежки, что доказывается их нахождением по одной в погребениях № 6 могильника Усть-Шилка II, № 4 могильника Сергушкин-3 и др. Аналогии известны в раннескифских комплексах на Алтае.

Тип 2 — петельчатые бляшки с ложной втулкой. «Крылья» разделены между собой с внешней стороны валиком (ложной втулкой), на обороте которой приливалась или припаивалась петля. По оформлению «крыльев» отмечается вариабельность: парное изображение с прямым гребнем и симметричными контурами «крыльев» (рис. 3.1-6); парное изображение с волнистым гребнем и асимметричными или симметрич-

ными контурами «крыльев» (рис. 3.-7-10); сдвоенное парное изображение с прямым гребнем и симметричными контурами «крыльев» (рис. 3.-13-16).

Тип 3 — петельчатые бляшки с полусферой в центре. «Крылья» разделены между собой с внешней стороны выпуклой полусферой, на обороте которой приливалась (для бронзы) или приваривалась (для железа) петля. По оформлению «крыльев» отмечается вариабельность: с прямыми, волнистыми гребнями, парными и двойными изображениями (рис. 3.-17-22).

Тип 4 — петельчатые застежки с полусферой в центре. Стилизованные изображения наносились на лепестки семи- или четырехчастных розеток (рис. 3.-23, 24).

Представленные стилизованные плоские изображения широко распространены на деталях ременной гарнитуры из всех таежных районов Ангаро-Енисейского междуречья. Из-за простоты изготовления и упрощенной стилизации истоки подобных украшений можно связывать с различными районами Евразии: Западной Сибирью, Алтаем, Тувой и др., где они использовались на всем протяжении скифского и постскифского периодов.

Заключение

Нахождение в закрытых комплексах лесостепных и южно-таежных районов Средней Сибири предметов, в оформлении которых использовался образ хищной птицы, и сравнение их с аналогичными вещами из сопредельных территорий позволило датировать исследуемые изображения и в рассматриваемом регионе. На основе этого составлена трансформация образа хищной птицы для каждого из выделенных районов, а далее и для всей исследуемой территории в целом. Исходя из полученной информации, была составлена карта с местами находок металлических предметов, украшенных изображениями хищных птиц (см. рис. 4), что позволило установить предполагаемые пути их проникновения в регион в период раннего железного века.

В результате установлено, что, как и указывали ранее авторы работ [Членова, 1961; Гревцов, 2013], образ хищной птицы проник в лесостепные и южно-таежные районы Средней Сибири из юго-западных районов, т. е. лесостепных и предгорных районов Алтая, Барнаульского, Новосибирского и Томского Приобья, т. е. территорий, занятых в начале скифского времени большереченской общностью. Немного позднее в указанный регион проникают образы «алтайского» и «минусинского» стилей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В тагарской среде Хакасско-Минусинских котловин изображения хищных птиц также появились, скорее всего, из Алтая, а там, возможно, из Китая и Казахстана [Шуль-га, 2003]. Это объясняется переселением части полукочевого населения с запада на восток по водораздельным пространствам, а также культурными связями с соседними регионами. Целью же переселенцев могли быть не только новые пастбища в лесосте-пях, но и металлургическое сырье, которого в хребтах Енисейского кряжа было достаточно [Мандрыка, 2008]. Вместе с тем в южно-таежных районах отмечаются следы массовой переплавки бронзового лома, из которого отливались новые изделия (ременная гарнитура, наконечники стрел, кельты, ножи). Мнение об импорте в регион ряда изделий скифского мира с изображением хищных птиц [Ишутина, 2006] остается не доказанным.

Опираясь на уверенно датированные погребальные комплексы, мы выявили, что ажурные изображения хищной птицы проникли на территорию Красноярской лесостепи в VI в. до н. э. и получили распространение исключительно на восток по островным лесостепям. Вместе с ними в лесостепях появляются объемные реалистичные изображения, которые в V-III вв. до н. э. проникают с юга на север по Чуно-Ангарско-му водоразделу в ангарскую тайгу, где получили массовое применение в украшении ременной гарнитуры. С VI в. до н. э. по всему региону распространяется плоский стилизованный стиль изображения хищной птицы, наносившийся сначала при литье и штамповке бронзовых предметов, а позднее, с III-II вв. до н. э., во время ковки железных изделий.

Таким образом, образ хищной птицы на территории лесостепных и южно-таежных районов Средней Сибири в период раннего железного века прошел три стадии трансформации: ажурные стилизованные изображения — объемные реалистичные — плоские стилизованные. Однако все три стиля не исчезали с появлением нового, а продолжали использоваться. Данный факт характерен и для всей Центральной Азии, где ранние формы синкретичных образов продолжали сохраняться ко времени появления более поздних, нередко заимствованных [Переводчикова, 1994: 132].

Полученные в данной работе результаты предварительны и ставят проблемы в изучении изобразительных традиций разных районов островных лесостепей и южной тайги Средней Сибири.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Богучанская археологическая экспедиция. Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2014. 105 с.

Богучанская археологическая экспедиция: очерк полевых исследований (20072012 годы) // Труды Богучанской археологической экспедиции. Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2015. Т. 1. 564 с.

Виноградов Д. А. Бронзовый кинжал без перекрытия из района Красноярска // Международная археологическая школа в Болгаре. Красноярск : Изд. дом «Казанская недвижимость», 2017. С. 69-73.

Воробьева Л. С. Поясные накладки с изображением грифона: к вопросу о происхождения и времени появления в лесостепи Приуралья // Проблемы истории, филологии, культуры. 2010. № 2. С. 56-63.

Гревцов Ю. А. К проблеме интерпретации образа грифона и его подражаний // Древности Приенисейской Сибири. Красноярск : Изд-во КГУ 1996. Вып. 1. С. 116-120.

Гревцов Ю. А. Воинские пояса скифской эпохи Северного Приангарья по материалам Усть-Тасеевского культового комплекса // Археологические исследования древностей Нижней Ангары и сопредельных территории. Красноярск : Красноярский краевой краеведческий музей, 2013. С. 92-106.

Гревцов Ю. А., Лысенко Д. Н. Новые материалы о древнем металлургическом производстве в Северном Приангарье // Археологические исследования древностей Нижней Ангары и сопредельных территории. Красноярск : Красноярский краевой краеведческий музей, 2013. С. 187-196.

Гревцов Ю. А., Сергейкин А. А. Усть-Тасеевский комплекс (новые находки) // Молодая археология и этнология Сибири. XXXIX Региональная археолого-этнологиче-ская студенческая конференция. Чита : Изд-во Забайкальского пед. ун-та, 1999. Т. I. С. 121-122.

Дмитриев Д. Д. Сравнительная характеристика бронзовых ножей с ажурными рукоятями из тайги Среднего Енисея (Казачинский археологический микрорайон) // Материалы LXIII Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых «300-летие Российской академии наук — археология и этнография Сибири: традиции, школы и открытия» 26-29 апреля 2023 г. Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2023. С. 72-73.

Дроздов Н. И., Гревцов Ю. А., Заика А. Л. Усть-Тасеевский культовый комплекс на Нижней Ангаре // Древнее искусство в зеркале археологии. Кемерово : Кузбассвуз-издат, 2011. Вып. VII. С. 77-85.

Завитухина М. П. Древнее искусство на Енисее. Л. : Искусство, 1983. 193 с.

Заика А. Л., Оводов Н. Д., Орлова Л. А. Следы медвежьего культа на нижней Ангаре в эпоху раннего железа — средневековья (фрагментарный обзор проблемы) // Археологические исследования древностей Нижней Ангары и сопредельных территории. Красноярск : Красноярский краевой краеведческий музей, 2013. С. 107-129.

Ишутина П. В. Образ грифона и хищной птицы в металлопластике народов При-енисейской Сибири // Археология, этнология, палеоэкология Северной Евразии и сопредельных территорий: материалы XLVI Региональной (II Всероссийской) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых, посвященной 160-летию со дня рождения И. Т. Савенкова и 110-летию со дня рождения В. И. Громова. Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2006. С. 114-116.

Макаров Н. П. Новопятницкий клад // Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». Вып. 17. Кемерово, 2023. С. 94-110.

Макаров Н. П., Пискорский М. В. Новопятницкий клад // Проблемы археологии Северной Азии. Чита: Читинский государственный педагогический институт, 1988. С. 87-88.

Максименков Г. А. Новые данные по археологии района Красноярска // Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1961. С. 301-315.

Мандрыка П. В. Новое свидетельство скифо-сибирского звериного стиля на Ангаре // «Homo Eurasicus» у врат искусства. СПб. : Астерион, 2009. С. 336-341.

Мандрыка П. В. Могильник Усть-Шилка-2 как индикатор культурно-исторической ситуации раннего железного века Енисейского Приангарья // Вестник НГУ 2008. № 3. С. 117-131.

Переводчикова Е. В. Язык звериных образов. Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. М. : Вост. лит., 1994. 206 с.

Привалихин В. И. Комплекс материалов скифского времени стоянки Сергушкин — 3 // Проблемы археологических культур степей Евразии. Кемерово, 1987. С. 90-95.

Привалихин В. И. Цэпаньская культура раннего железного века Северного Приан-гарья // Красноярский краевой краеведческий музей. Красноярск : Красноярский краевой краеведческий музей, 2011. С. 163-185.

Радлов В. В. Сибирские древности // Материалы по археологии России. СПб., 1888. Т. 1, вып. 1. 73 с.

Радлов В. В. Сибирские древности. СПб. : Типография императорской Академии Наук, 1891. 83 с.

Радлов В. В. Сибирские древности // Материалы по археологии России. СПб., 1902. Т. 2, вып. 1. 48 с.

Тарасов А. Ю. Культовый комплекс археологического местонахождения «Мыс Ар-бан» на р. Тасеевой // Дуловские чтения 1997 года : материалы докладов и сообщений, окт. 1997 г. Иркутск : Иркутский пед. ин-т, 1997. С. 78-83.

Членова Н. Л. Место культуры Тувы скифского времени в ряду других «скифских» культур Евразии // УЗ ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1961. Вып. IX. С. 133-155.

Шульга П. И. К вопросу о стилизованных изображениях грифона (по материалам Алтая и прилегающих территорий Китая) // Теория и практика археологических исследований. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2008. № 4. С. 137-145.

Шульга П. И. Могильник скифского времени Локоть-4а. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2003а. 204 с.

Шульга П. И. Орлы и грифоны скифского времени в Южной Сибири (разграничение и датировка образов) // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири (древность и средневековье). Барнаул : КГБУ, 2003б. С. 256.

Шульга П. И., Кальбунур Мухаммед. Опыт использования артефактов, оформленных в виде образов хищных птиц, для определения времени создания археологических памятников раннего железного века Синьцзяна (на примере могильника Дунхэй-гоу) // Вестник НГУ Серия: История, филология. 2011. Т. 10. Вып. 3: Археология и этнография. С. 132-136.

REFERENCES

Boguchanskaia arkheologicheskaia ekspeditsiia [Boguchanskaya archaeological expedition]. Novosibirsk: Izd-vo In-ta arkheologii i etnografii SO RAN, 2014, 105 p. (in Russian).

Boguchanskaia arkheologicheskaia ekspeditsiia: ocherk polevykh issledovanii (2007-2012 gody). Tr. Boguchanskoi arkheologicheskoi ekspeditsii [Proceedings of the Boguchanskaya archaeological expedition]. Novosibirsk: Izd-vo IAET SO RAN, 2015, vol. 1, 564 p. (in Russian).

Chlenova N. L. Mesto kul'tury Tuvy skifskogo vremeni v riadu drugikh "skifskikh" kul'tur Evrazii [The place of the culture of Tuva of the Scythian time among other "Scythian" cultures of Eurasia]. UZ TNIIIaLI [UZ TNIIYALI]. Kyzyl, 1961, is. IX. P. 133-155 (in Russian).

Dmitriev D. D. Sravnitel'naia kharakteristika bronzovykh nozhe s azhurnymi rukoiatiami iz taigi Srednego Eniseia (Kazachinskii arkheologicheskii mikroraion) [Comparative characteristics of bronze knives with openwork handles from the taiga of the Middle Yenisei (Kazachinsky archaeological microdistrict)] Materialy LXIII Rossiiskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) arkheologo-etnograficheskoi konferentsii studentov i molodykh uchenykh "300-letie Rossiiskoi akademii nauk — arkheologiia i etnografiia Sibiri: traditsii, shkoly i otkrytiia" 26-29 aprelia 2023 g. [Materials of the LXIII Russian (with international participation) archaeological and ethnographic conference of students and young scientists "300th

anniversary of the Russian Academy of Sciences — archeology and ethnography of Siberia: traditions, schools and discoveries" April 26-29 2023] Novosibirsk: Izd-vo IAET SO RAN, 2023. P. 72-73 (in Russian).

Drozdov N. I. Grevtsov Iu. A., Zaika A. L. Ust' — Taseevskii kul'tovyi kompleks na Nizhnei Angare [Ust-Taseevsky cult complex on the Lower Angara]. Drevnee iskusstvo v zerkale arkheologii [Ancient art in the mirror of archeology]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2011, is. VII. P. 77-85 (in Russian).

Grevtsov Iu. A. K probleme interpretatsii obraza grifona i ego podrazhanii [On the problem of interpretation of the image of the griffin and its imitations] Drevnosti Prieniseiskoi Sibiri [Antiquities of Yenisei Siberia]. Krasnoiarsk: Izd-vo KGU, 1996, is. 1. P. 116-120 (in Russian).

Grevtsov Iu. A. Voinskie poiasa skifskoi epokhi Severnogo Priangar'ia po materialam Ust'— Taseevskogo kul'tovogo kompleksa [Military belts of the Scythian epoch of the Northern Angara region based on the materials of the Ust-Taseyevsky cult complex]. Arkheologicheskie issledovaniia drevnostei Nizhnei Angary i sopredelnykh territorii [Archaeological research of the antiquities of the Lower Angara and adjacent territories]. Krasnoiarsk: Krasnoiarskii kraevoi kraevedcheskii muzei, 2013. P. 92-106 (in Russian).

Grevtsov Iu. A., Lysenko D. N. Novye materialy o drevnem metallurgicheskom proizvodstve v Severnom Priangar'e [New materials on ancient metallurgical production in the Northern Angara region]. Arkheologicheskie issledovaniia drevnostei Nizhnei Angary i sopredelnykh territorii [Archaeological research of antiquities of the Lower Angara and adjacent territories]. Krasnoiarsk: Krasnoiarskii kraevoi kraevedcheskii muzei, 2013. P. 187-196 (in Russian).

Grevtsov Iu. A., Sergeikin A. A. Ust' — Taseevskii kompleks (novye nakhodki) [Ust-Taseevsky complex (new finds)] Molodaia arkheologiia i etnologiia Sibiri.XXXIXRegionalnaia arkheologo-etnologicheskaia studencheskaia konferentsiia [Young archeology and ethnology of Siberia. XXXIX Regional Archaeological and Ethnological Student Conference]. Chita: Izd-vo Zabaikal'skogo gospedun-ta, 1999, vol. I. P. 121-122 (in Russian).

Ishutina, P. V. Obraz grifona i khishchnoi ptitsy v metalloplastike narodov Prieniseiskoi Sibiri [The image of a griffin and a bird of prey in the metal plastics of the peoples of Yenisei Siberia]. Arkheologiia, etnologiia, paleoekologiia Severnoi Evrazii i sopredelnykh territorii: materialyXLVIRegionalnoi (II Vserossiiskoi) arkheologo-etnograficheskoi konferentsiistudentov i molodykh uchenykh, posviashchennoi 160-letiiu so dnia rozhdeniia I. T. Savenkova i 110-letiiu so dnia rozhdeniia V. I. Gromova [Archeology, ethnology, paleoecology of Northern Eurasia and adjacent territories: materials of the XLVI Regional (II All-Russian) Archaeological and Ethnographic Conference of students and young scientists dedicated to the 160th anniversary of the birth of I. T. Savenkov and the 110th anniversary of the birthday of V. I. Gromov]. Krasnoiarsk: KGPU im. V. P. Astaf'eva, 2006. P. 114-116 (in Russian).

Makarov N. P. Novopiatnitskii klad [Novopyatnitsky treasure]. Uchenye zapiski muzeia-zapovednika "Tomskaia Pisanitsa" [Scientific notes of the museum-reserve "Tomsk Pisanitsa"]. Kemerovo, 2023, is. 17. P. 94-110 (in Russian).

Makarov N. P., Piskorskii M. V. Novopiatnitskii klad [Novopyatnitsky treasure]. Problemy arkheologii Severnoi Azii [Problems of archeology of Northern Asia]. Chita: Chitinskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut, 1988. P. 87-88.

Maksimenkov G. A. Novye dannye po arkheologii raiona Krasnoiarska [New data on the archeology of the Krasnoyarsk region]. Voprosy istorii Sibiri i Dal'nego Vostoka [Questions of the history of Siberia and the Far East]. Novosibirsk, 1961. P. 301-315 (in Russian).

Mandryka P. V. Novoe svidetel'stvo skifo-sibirskogo zverinogo stilia na Angare [New evidence of the Scythian-Siberian animal style on the Hangar]. "Homo Eurasicus" u vrat iskusstva ["Homo Eurasicus" at the gates of art]. SPb.: Asterion, 2009. P. 336-341 (in Russian).

Mandryka P. V. Mogil'nik Ust' — Shilka-2 kak indikator kul'turno-istoricheskoi situatsii rannego zheleznogo veka Eniseiskogo Priangar'ia [Ust-Shilka-2 burial ground as an indicator of the cultural and historical situation of the early Iron Age of the Yenisei Angara region]. Vestnik NGU [Bulletin of NSU]. 2008, no. 3. P. 117-131 (in Russian).

Perevodchikova E. V. Iazyk zverinykh obrazov. Ocherki iskusstva evraziiskikh stepei skifskoi epokhi [The language of animal images. Essays on the art of the Eurasian steppes of the Scythian epoch]. M.: Vost. lit., 1994. 206 p. (in Russian).

Privalikhin V. I. Kompleks materialov skifskogo vremeni stoianki Sergushkin — 3 [The complex of materials of the Scythian time of the Sergushkin — 3 site]. Problemy arkheologicheskikh kul'tur stepei Evrazii [Problems of archaeological cultures of the steppes of Eurasia]. Kemerovo, 1987. P. 90-95 (in Russian).

Privalikhin V. I. Tsepan'skaia kul'tura rannego zheleznogo veka Severnogo Priangar'ia [Tsepanskaya culture of the early Iron Age of the Northern Angara region]. Krasnoiarskii kraevoi kraevedcheskii muzei [Krasnoyarsk Regional Museum of Local Lore]. Krasnoiarsk: Krasnoiarskii kraevoi kraevedcheskii muzei, 2011. P. 163-185 (in Russian).

Radlov V. V. Sibirskie drevnosti [Siberian Antiquities]. SPb.: Tipografiia imperatorskoi Akademii Nauk, 1891. 83 p. (in Russian).

Radlov V. V. Sibirskie drevnosti [Siberian Antiquities]. Materialy po arkheologii Rossii [Materials on the archeology of Russia]. SPb., 1888, vol. 1, is. 1, 73 p. (in Russian).

Radlov V. V. Sibirskie drevnosti [Siberian Antiquities]. Materialy po arkheologii Rossii [Materials on the archeology of Russia]. SPb., 1902, vol. 2, is. 1. 48 p. (in Russian).

Tarasov A. Iu. Kul'tovyi kompleks arkheologicheskogo mestonakhozhdeniia "Mys Arban" na r. Taseevoi [The cult complex of the archaeological site "Cape Arban" on the Taseeva river]. Dulovskie chteniia 1997 goda: Materialy dokladov i soobshchenii, okt. 1997 g. [Dulov readings of 1997: Materials of reports and messages, October 1997] Irkutsk: Irkutskii ped. institut, 1997. P. 78-83 (in Russian).

Shul'ga P. I. K voprosu o stilizovannykh izobrazheniiakh grifona (po materialam Altaia i prilegaiushchikh territorii Kitaia) [On the issue of stylized images of the griffin (based on materials from Altai and adjacent territories of China)]. Teoriia ipraktika arkheologicheskikh issledovanii [Theory and practice of archaeological research]. Barnaul: AltGU, 2008, no. 4. P. 137-145 (in Russian).

Shul'ga P. I. Mogil'nik skifskogo vremeni Lokot' — 4a [Burial ground of the Scythian time Elbow-4a]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2003a. 204 p. (in Russian).

Shul'ga P. I. Orly i grifony skifskogo vremeni v Iuzhnoi Sibiri (razgranichenie i datirovka obrazov) [Eagles and griffins of Scythian time in Southern Siberia (differentiation and dating of images)]. Istoricheskii opyt khoziaistvennogo i kul'turnogo osvoeniia Zapadnoi Sibiri (drevnost'

i srednevekove) [Historical experience of economic and cultural development of Western Siberia (antiquity and the Middle Ages)]. Barnaul: KGBU, 2003b. P. 256. (in Russian).

Shul'ga P. I., Kal'bunur Mukhammed. Opyt ispol'zovaniia artefaktov, oformlennykh v vide obrazov khishchnykh ptits, dlia opredeleniia vremeni sozdaniia arkheologicheskikh pamiatnikov rannego zheleznogo veka Sin'tsziana (na primere mogil'nika Dunkheigou) [The experience of using artifacts designed in the form of images of birds of prey to determine the time of creation of archaeological sites of the Early Iron Age of Xinjiang (on the example of the Dunheigou burial ground)]. Vestnik NGU. Seriia:Istoriia,filologiia [Bulletin of the NSU. Series: History, Philology]. 2011, vol. 10, is. 3. P. 132-136 (in Russian).

Vinogradov D. A. Bronzovyi kinzhal bez perekrytiia iz raiona Krasnoiarska [Bronze dagger without overlap from the Krasnoyarsk region]. Mezhdunarodnaia arkheologicheskaia shkola v Bolgare [International Archaeological School in Bolgar]. Krasnoiarsk: Izdatel'skii dom "Kazanskaia nedvizhimost"', 2017. P. 69-73 (in Russian).

Vorob'eva L. S. Poiasnye nakladki s izobrazheniem grifona: k voprosu o proiskhozhdeniia i vremeni poiavleniia v lesostepi Priural'ia [Belt pads with the image of a griffin: on the question of the origin and time of appearance in the forest-steppe of the Urals] Problemy istorii, filologii, kul'tury [Problems of history, philology, culture]. 2010, no 2. P. 56-63 (in Russian).

Zavitukhina M. P. Drevnee iskusstvo na Enisee [Ancient art on the Yenisei]. L.: Iskusstvo, 1983, 193 p. (in Russian).

Zaika A. L., Ovodov N. D., Orlova L. A. Sledy medvezh'ego kul'ta na nizhnei Angare v epokhu rannego zheleza — srednevekov'ia (fragmentarnyi obzor problemy) [Traces of the bear cult on the lower Angara in the Early Iron Age — the Middle Ages (fragmentary review of the problem)]. Arkheologicheskie issledovaniia drevnostei Nizhnei Angary i sopredel'nykh territorii [Archaeological research of the antiquities of the Lower Angara and adjacent territories]. Krasnoiarsk: Krasnoiarskii kraevoi kraevedcheskii muzei, 2013. P. 107129 (in Russian).

Статья поступила в редакцию: 13.06.2023 Принята к публикации: 20.08.2023 Дата публикации: 27.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.