УДК 1
Нальгиева М.Х.
магистрант 1 курса филологического факультета Ингушский государственный университет (Российская Федерация, г. Магас)
Научный руководитель: Хадзиева А.А.
к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы Ингушский государственный университет (Российская Федерация, г. Магас)
ОБРАЗ ГРУШЕНЬКИ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»
Аннотация: в статье рассматривается образ Аграфены Александровны Светловой (Грушеньки) в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Основные внешние и внутренние характеристики героини.
Ключевые слова: Достоевский, роман, женские образы, русская классика, внешние и внутренние характеристики.
Мастерство Ф.М. Достоевского в создании глубоких и интересных образов поражает читателей. Особым своеобразием отличались и женские характеры в его текстах. Одним из самых ярких и блистательных образов является Аграфена Александровны Светлова (Грушенька), главная героиня романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Женщина, которую любили Фёдор Павлович Карамазов и его старший сын Дмитрий. «Это была довольно высокого роста женщина, полная, с мягкими, как бы неслышными движениями
тела. Она была бела лицом, с высоким бледно-розовым оттенком румянца»[1,с.88].
Героиня жила в деревянном флигеле, который снимала у вдовы Морозой: «Жила же Грушенька очень скупо и в обстановке совсем небогатой. Было у нее во флигеле всего три комнаты, меблированные от хозяйки древнею, красного дерева мебелью, фасона двадцатых годов». [1, с.445].
У девушки был покровитель Самсонов, он был единственным человеком, который имел к ней подход: «Прошло уже четыре года с тех пор, как старик привез в этот дом из губернского города восемнадцатилетнюю девочку, робкую, застенчивую, тоненькую, худенькую, задумчивую и грустную, и с тех пор много утекло воды. Биографию этой девочки знали впрочем у нас в городе мало и сбивчиво ... Говорили, впрочем, что хотя Грушенька и действительно была взята своим стариком из нищеты, но что семейства была честного и происходила как-то из духовного звания, была дочь какого-то заштатного диакона или что-то в этом роде» [1, с. 442]. О юности девушки известно то, что ее обманул поляк пан Муссялович, который приехал все-таки на Грушеньке жениться, никакой не офицер, а проходимец и карточный шулер: «Были только слухи, что семнадцатилетнею еще девочкой была она кем-то обманута, каким-то будто бы офицером, и затем тотчас же им брошена. Офицер-де уехал и где-то потом женился, а Грушенька осталась в позоре и нищете» [1, с. 442].
Описание внешности героини дается обрывками: «Правда, хороша она была очень, очень даже, - русская красота, так многими до страсти любимая. Это была довольно высокого роста женщина, несколько пониже однако Катерины Ивановны (та была уже совсем высокого роста), - полная, с мягкими, как бы неслышными даже движениями тела, как бы тоже изнеженными до какой-то особенной слащавой выделки, как и голос ее. Ноги ее на полу совсем не было слышно. Мягко опустилась она в кресло, мягко прошумев своим пышным черным шелковым платьем и изнеженно кутая свою белую как кипень полную шею и широкие плечи в дорогую черную шерстяную шаль. Ей было двадцать два
года, и лицо ее выражало точь-в-точь этот возраст. Она была очень бела лицом, с высоким бледно-розовым оттенком румянца. Очертание лица ее было как бы слишком широко, а нижняя челюсть выходила даже капельку вперед. Верхняя губа была тонка, а нижняя, несколько выдавшаяся, была вдвое полнее и как бы припухла. Но чудеснейшие, обильнейшие темно-русые волосы, темные соболиные брови и прелестные серо-голубые глаза с длинными ресницами заставили бы непременно самого равнодушного и рассеянного человека, даже где-нибудь в толпе, на гулянье, в давке, вдруг остановиться пред этим лицом и надолго запомнить его»[1, с. 114].
Окружающие люди считают ее падшей женщиной, но этот персонаж претерпевает изменения в своем характере. В конце она становится на путь нравственного обновления: «Эта «тварь», эта «скверного поведения женщина», может быть, святее вас самих, господа спасающиеся иеромонахи! Она, может быть, в юности пала, заеденная средой, но она «возлюбила много», а возлюбившую много и Христос простил» [1, с.179].
Кузьма Самсонов круто повлиял на жизнь Грушеньки и кроме него никто не мог добиться ее благосклонности: «И вот в четыре года из чувствительной, обиженной и жалкой сироточки вышла румяная, полнотелая русская красавица, женщина с характером смелым и решительным, гордая и наглая, понимавшая толк в деньгах, приобретательница, скупая и осторожная, правдами иль неправдами, но уже успевшая, как говорили про неё, сколотить свой собственный капиталец» [1, с.443].
Таким образом, проанализировав образ Грушеньки, главной героини романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», мы пришли к выводу, что всякий человек может встать на путь исправления и изменить свою жизнь в лучшую сторону.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Братья Карамазовы // Федор Михайлович Достоевский. - Москва: Издательство АСТ, 2015. - 992 с. - (Эксклюзив: Русская классика)
Nalgieva M.K.
1st year master's student of the Faculty of Philology Ingush State University (Russian Federation, Magas)
Scientific adviser: Khadzieva A.A.
Ph.D., Associate Professor of the Department of Russian and Foreign Literature
Ingush State University (Russian Federation, Magas)
THE IMAGE OF A PEAR IN THE NOVEL OF DOSTOEVSKY "THE BROTHERS KARAMAZOV"
Abstract: the article examines the image of Agrafena Alexandrovna Svetlova (Grushenka) in the novel of Dostoevsky's "The Brothers Karamazov". The main external and internal characteristics of the heroine.
Keywords: Dostoevsky, novel, female images, Russian classics, external and internal characteristics.