Научная статья на тему 'Образ города Ханты-Мансийска в разные эпохи'

Образ города Ханты-Мансийска в разные эпохи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
550
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА / «ПАРТИЙНЫЙ» ОБРАЗ / ТРУДОВЫЕ БУДНИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / IDEOLOGICAL PROCESSING / PARTY IMAGE / LABOR DAYS / HUMAN FACTOR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рябий Михаил Михайлович

Статья посвящена городу Ханты-Мансийску, изображенному в летописях, воспоминаниях XVI-XX вв. и на литературных страницах окружной газеты начала 1940-х 1950-х годов. Исследование убеждает, образ города тесно связан с изображением трудового энтузиазма людей того времени, отражает государственную идеологию той эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of the city of Khanty-Mansiysk in different eras

The article is devoted to Khanty-Mansiysk, described in the chronicle, memoryon XVI-XX aa. and on literary pages of the district newspaper from beginning of 1940s to 1960s years. The study convinces, that the image of the city is closely connected with presentation of the labor enthusiasm of the people of that time, reflects the state ideology of that period.

Текст научной работы на тему «Образ города Ханты-Мансийска в разные эпохи»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2012 г. Выпуск 1 (24). С. 105-110

УДК 821(571.122) ОБРАЗ ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА В РАЗНЫЕ ЭПОХИ

М. М. Рябий

Образ любого города складывается постепенно, что связано с множеством различных факторов - исторических, географических, природных, культурных и прочих. Духовный лик столицы Ханты-Мансийского автономного округа и то, как он менялся на протяжении нескольких исторических эпох, отражен в летописях, записках путешественников, художественной литературе и уже в самой смене его наименований. Прежде чем стать городом Ханты-Мансийском, он был Остяко-Вогульском, а еще ранее, в XVI веке, до прихода в Сибирь Ермака и его сподвижника Богдана Брязги, - Самарово - Самаровским по имени местного хантыйского князька Таирка Самара)1 [1: 13]. Тогда об этом маленьком населенном пункте можно было узнать из книг ученых и путешественников, положивших начало краеведению Югры и, в частности, формированию образа Самарово, из дошедших до нас воспоминаний современников далеких эпох, а позже - из газетных публикаций и сохранившихся частных писем.

Одно из наиболее известных ранних упоминаний встречается в Кунгурской летописи. (Эти сведения подтверждаются и Сибирской (Строгогановской) летописью). В ней, написанной в конце XVI века одним из участников похода Ермака2, наиболее верно изложено завоевание владений князя Самара: «Ему и его родственникам принадлежала прибрежная территория столицы Югры. В начале семнадцатого века в русских источниках фигурирует имя его сына в качестве князя Белогорья...» [5: 245-267]. Самые подробные сведения о Самарово можно встретить у Хрисанфа Мефодьевича Лопарева, уроженца этого села. Рассказывая о завоевании владения князя Самара 20 мая 1583 года, он приводит народное предание: отряд казаков, насчитывающий всего 50 человек при штурме применил хитрость, наделав чучел бойцов из всего, из чего только возможно, и выставил их шеренгою на своих судах. «Осыпаемые градом стрел, чучела покачивались, но продолжали стоять, к немалому ужасу Остяков, принимавших их за живых людей» [7: 2].

Так, образ югорской столицы, в прошлом Самарово, - теперь эта древняя часть города, -включает в себя миф о священной земле, Белогорье, которую не смог защитить князь Самар от вторжения русских. Земля, на которой расположен нынешний Ханты-Мансийск, - владения Золотой женщины, (золотой бабы) - Белогорье: «И оттуда прошел к Оби и, увидя незаселенные места и редкое жилье, остановился на Белогорье. Тут было у них мольбище великое богине древней: нагая, с сыном на стуле сидящая, принимающая от своих жертвы. И жертвуют ей часть от любой добычи, а если кто по обету не пожертвует, того мучит и сушит, а кто принесет ей жалея, тот, перед ней упав, умрет; ведь имела жрецов и общину многочисленную. Когда же дошло до их слуха о приезде Богдана, то велела спрятать себя, а всем бежать, и огромное мольбище идольское скрыла вплоть до сего дня» [5: 245-267].

Местоположение Самарово оказалось выгодным для путешественников. 28 июля 1692 года в Самарово на пути в Китай здесь остановился новый московский посланник Эбергард

1 В одном из исследований, посвященных Ханты-Мансийскому району, даются следующие пояснения о возможных кандидатурах руководителей этой экспедиции: «По мнению историка Д. И. Копылова, походом в низовья Иртыша руководил сам атаман Ермак Тимофеевич, по другим версиям - поход возглавил один из атаманов Ермаковой дружины - либо Никита Пан, либо Богдан Брязга. Современные исследователи Р. Г. Скрынни-ков и Е. К. Романдовская отрицают возможность участия в походе Б. Брязги, так как он погиб, по всей вероятности, еще в битве у Абалацкого озера».

2 Атаман М. Мещеряк вывел из Сибири около 90 человек, еще остававшихся в живых, после гибели легендарного Ермака - предводителя отряда в несколько сотен казаков в августе 1585 года.

Избрант Идес3, путешествовавшего по этим местам в конце XVII века, его интересовало уже совершенно иное: «28-го прибыли мы благополучно в Самаровской Ям, где я получил несколько гребцов и велел поставить мачты на больших судах для того, чтобы при попутном ветре мы могли плыть далее вверх по Иртышу, до Оби, ибо недалеко от Самаровского Яма Иртыш впадает несколькими протоками в знаменитую реку Обь ...» [2: 90-91]. В своих записях он упомянул и о жителях, населявших Самаровский ям и его окрестности, находившихся на государевой службе: «Большая часть жителей здесь - русские ямщики, получающие ежегодно жалованье от его царского величества, за что они должны бесплатно обеспечивать подводами и рабочими присланных воевод и всех других проезжающих по служебным делам его царского величества в Сибири и за небольшую плату возить их летом по воде, а зимой по льду.» [2: 91]. В то время существовали две дороги в Сибирь: одна - южная, через Казань, большей частью водой, пригодная в летнее время, и другая - северная, через Вологду, зимняя, преимущественно сухопутная. Обычно посольство проезжало Самаровский ям летом. Так будущая столица Югры становится Самаровым ямом - перевалочным местом для путешествующих, с каждым десятилетием приобретающим свою значимость.

В конце XIX столетия в очерке Лыткина «Село Самаровское» предстает во всей красе: «Над пароходной пристанью величественно поднимается с крутым спуском гора, обросшая прекрасным лесом. Особенно красивы кедры - величественно раскинулись они по склону горы и приветливо манят к себе утомленного однообразием пустынных видов путника. Лес этот, по-видимому, оберегается здесь заботливо. Главные улицы довольно прямы и благодаря твердой, с крупной галькой, почве не грязны. Близ горы на небольшой площадке возвышается прекрасная трехпрестольная каменная церковь, построенная в 1815 году, во имя Покрова пресв. Богородицы и пределов: Знамения Божией Матери и Св. Чудотворца Николая. Большинство домов в Самарове двухэтажные; некоторые из них отличаются и красотой.» [7: 89-90]. В начале ХХ веке Самарово - один из районных центров округа, находящийся под неусыпным контролем местной власти. В госинформационных сводках о состоянии Тобольского округа в 1920-е годы о настроении сельчан говорится следующее: «В с. Са-маровом население недовольно тем, что каждый день им приходится иметь в наряде три лодки с 12-ю человеками рабочих, лодки необходимы для перевозки командированных и др. лиц. Этот наряд с 12-ю человеками ежедневно является для них обременительным, отнимает много времени, что отражается на их хозяйстве, о чем поставлен вопрос перед Риком (Районный исполнительный комитет) об уменьшении наряда на одну лодку. Среди всего населения можно слышать ропот по поводу налогов, высказываются против проводимых разнородных взиманий и что ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог) назван неправильно, что после него берут еще другие налоги, лучше бы сложили все в одно, тогда бы крестьянин был в спокое, что он уплатил все и что с него больше брать не будут, выражают пожелание, чтобы налог брался исключительно деньгами, но не пушниной и т. п. [3: 187-188].

Власти, обнаружив недовольство людей, начинали потуже закручивать гайки. К началу 1930-х годов Самарово - довольно крупное по тем временам село. Жители его занимались традиционными промыслами - рыбной ловлей, охотой, да еще извозом в зимний период. Особенностью села, выделявшего его среди других, было наличие собственной радиостанции, мачты которой были установлены на горе и были видны за десятки километров.

В 1930 году вышло постановление «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера», согласно которому в составе Уральской области были созданы два национальных округа, один из которых - Остяко-Вогульский (ныне Ханты-Мансийский) с центром в селе Самарово, переименованным в город Остяко-Вогульск.

3 Избрант Идес, иноземный купец, приехавший в Россию торговать. Совершил в качестве русского посланника в 1692-1695 годах поездку в Китай. Помощник Петра I и один из промышленных деятелей Петровского времени, Идес принадлежал к многочисленной группе иностранных купцов и наемников, проникших в Россию в поисках наживы или карьеры.

В дальнейшем не раз вставал вопрос о переносе окружного центра в другое место. Ханты-Мансийску предсказывали судьбу захудалого районного центра, который в скором времени зачахнет, а управление округом переместится в Горноправдинск. Но, расположенный на стыке мощных водных магистралей Оби и Иртыша, даже при наличии искусственных до-

4

рог не потерял своего значения .

Воспоминания спецпереселенца Н.П. Родионова, написанные им в середине 1960-х годов, имеют говорящее название «На медленном огне»: «.В начале июня 1930 года переселенцев, способных работать, направили для постройки поселка. Всякий выход со стройки был запрещен. Нас поставили в положение скота. Что-то требовать в свою защиту мы не имели права. За высказывание своих обид или невыполнение норм выработки лишали пайка хлеба, сажали в карцер. Кроме того, открылось строительство городка, который впоследствии назвали Ханты-Мансийск. Там была устроена колония штрафников, и неугодных коменданту на целый месяц направляли туда. Многие там умирали от непосильной работы и голода. Те же, кто возвращался, были настолько истощены, что падали от ветра [3: 84-109].

Зато в стихотворениях тех же лет, размещенных в окружной газете «Сталинская Трибуна», город Ханты-Мансийск изображен райским местом:

Мы дружно приносим богатства стране,

Лесом, пушниной и рыбой трудясь.

Отступили леса, пилы звонко поют,

Дружно стройки идут без конца,

Вырос наш молодой Ханты-Мансийск,

Ярки огни над тайгой.

Вместе идут в поле трактор с комбайном.

Урожай стопудовый дает нам земля.

Ясли выросли, школы, больница.

Колхозы в тайге нашей крепнут, цветут.

Детвора утром в школы, ликуя, спешит.

Хантыйка в ясли несет малыша Всюду радость бурлит и веселье, и смех.

Радостью всех озарил ты, наш Сталин!..

(«Из письма товарищу Сталину от трудящихся Ханты-Мансийского округа», изложенном в стихах в газете «Сталинская трибуна» за 31 января 1941 года).

Письмо было принято 12 января 1941 года на митингах трудящихся поселка Ханты-Мансийска и с. Самарово с участием депутатов и гостей, прибывших на окружную юбилейную сессию из всех районов в связи с 10-летием Ханты-Мансийского национального округа. На митингах присутствовало более 3000 человек.

Газета с гордостью указала на своих национальных поэтов:

«Письмо изложили в стихах: т.т. Животиков П. К.,

Казаков К. И.,

Пестов С. Ф.,

4 При преобразовании поселка Ханты-Мансийска в город в 1951 году городская черта между Ханты-Мансийском и Самарово, ранее установленная на просеке, где позднее разместился медгородок, была ликвидирована. С тех пор город, как единое целое, стал расти вдоль и ввысь. Канули в прошлое село Самарово, поселки Перековка и Рыбный. Сейчас эти названия имеют лишь топонимическое значение, сохранившееся в памяти старожилов.

Макушин Д. Ф.,

Лазарев Г. Д.»

В списке подписавшихся - Григорий Лазарев. Это не первая газетная публикация, под которой он подписывается. В одном из ранних номеров газеты можно обнаружить стихотворение Григория Дмитриевича «С нами Ленин и Сталин» (газета «Остяко-Вогульская правда» № 17, от 21 января 1940 года):

Кто нашим сердцем будет -Лучший друг Ленина - Сталин.

Ленинской силы Сталин Народные весла берет,

Лодкой по-ленински правит,

К свету и счастью ведет.

А Ленин не умер, я знаю,

Он в каждом из нас живет,

Трудиться он нам помогает,

На промысел нас ведет Как солнце весь мир озаряет,

Так Ленина мысли сияют,

И их не потушит никто.

Из этого стихотворного фрагмента можно сделать вывод: политическое лицо города ничем не отличается от лиц других населенных пунктов, если верить всему написанному доморощенными писателями.

В газетном повествовании Григория Лазарева «Конюх» (1940) рассказано о герое Остяко-Вогульского региона Кольке Толстогузове. О молодом человеке ведется повествование как о работнике, но не юноше со своими наклонностями и увлечениями. Личность в те времена ценилась за героический труд: «Редко можно было видеть Николая Толстогузова где-нибудь в другом месте, кроме конного двора. В короткий срок Николай стал хорошим конюхом и самостоятельно повёл дело. Рабочий день у Николая начинался с 4 часов утра. Вставая, он шёл осматривать лошадей. С вечера знал, куда и какие лошади потребуются на следующий день утром. Кони всегда были готовы до того, как придут за ними рабочие.

Делов у Николая было много. Наведя порядок на конном дворе, он шёл в правление колхоза, здесь учитывал дневную работу, начислял трудодни, заносил их в табель. Поздно вечером т. Толстогузов начинал свой отдых» [8].

То было время, когда государство нуждалось в таких людях, духовными братьями которых были Павел Корчагин и Павлик Морозов - надежные «винтики» государственной машины. «Тема» окружного центра возникает в конце очерка как возможность его трудового отличия.

В стихотворении Лазарева «Молодой охотник - новый человек» (1940) Ханты-Мансийск осмыслен культурным центром таежного края:

Я в лесной глуши родился,

Где столетние кряжи.

В раннем детстве научился Делать лыжи и ножи.

Смело зверя настигая,

Все урманы исходил

И в родной тайге немало Новых троп я проложил.

Стал я в городе учиться,

На иртышском берегу,

Чтоб культурным возвратиться В нашу дальнюю тайгу.

(перевод Виктории Сенкевич) [6: 23-24]

Искренняя надежда на лучшую жизнь переполняет героя стихотворения, выступающего в роли резонера автора. Однако молодому поэту не скоро было суждено возвратиться в свою «дальнюю тайгу». Грянула Великая Отечественная война. Образ города Ханты-Мансийска с его жителями в послевоенные годы сливался с образами других городов, праздновавшими Великую Победу.

В «оттепельные» годы в омском книжном издательстве вышла книга М. К. Юрасовой «Путь реки». В ней есть глава и о Ханты-Мансийске, которой дается описательно: «Рыбачий край. Город в тайге. Земля ханты и манси. Лес и меха. У иртышского устья. Самарово встретило нас рыболовецкими судами. От этих малых рыбачьих судов тесно становилось на широком плесе реки. Мне даже казалось, что на палубе нашего теплохода я ощущаю запах рыбы и соли» [9: 254-255].

Автора город поразил «деревянным зодчеством» и зеленью: «. взбегают по склону Са-маровой горы деревянные дома, пестрые палисадники, огороды в лиловых разливах картофельного цвета, в золотых, похожих на крохотные солнца, шапках подсолнечников, багрян-цах нежных маков. Местами они повисли на такой крутизне, что кажется, дохнет ветер и сразу сорвет всю эту веселую домашнюю зелень. А сразу за огородами строго синеет тайга. Необычно это соседство сиреневых картофельных глазков, подсолнечников рядом с темной стеной пихт и кедрачей. Но в годы великих строек советский народ строил мир заново, поэтому в книге Юрасовой Ханты-Мансийск - ровесник Магнитогорска, Днепростроя, Комсомольска-на-Амуре: «...И вот уже рождается первая улица. Ее прорубили в тайге, как шоссе. Она похожа на трелевочный волок. И по обочине волока четыре деревянных одноэтажных дома. А сразу за домами - стена кедрачей. Эту первую улицу назвали именем Коминтерна, заложили ее в 1931 году [9: 269-270].

В облике столицы Югры в 30-50-е годы прошлого столетия совершенно нет места человеку, важна лишь его социальная оболочка, человек был приложением к идеям вождей социализма - и Ханты-Мансийск здесь не исключение. Описывать домашний и трудовой быт писатели и публицисты тоже не особенно стремились: люди жили просто, довольствуясь самым необходимым, и это не казалось им чем-то героическим. Бывало и такое - в магазины не завозились по «чьей-то ошибке» продукты и товары народного потребления (Николай Коняев «Моя нечаянная Родина») [4: 22-83]. Писатели восхищались энтузиазмом и романтикой жителей Югры и Ханты-Мансийска.

Исторически сложившееся название города Самарово наибольшим образом отражало его историю, указывая на связь мифом. Следующая номинация Самаровский ям - явилась конкретизацией эпонима - отразила социальную ценность будущей столицы, обусловленной его географическим положением. Смена эпонима на неопределенно-личное название Остяко-Вогульск, а затем Ханты-Мансийск связана с общеполитической установкой Советов на нивелирование традиции. Оно указывало не столько на национальную принадлежность жителей города (хотя правительство всячески подчеркивало свою заботу о коренных народах Севера), сколько на принадлежность к административно-территориальной карте государства. В соответствии с именем в прессе и художественной литературе вплоть до 1990-х годов выстраивался и советский образ города - новостройки коммунистического будущего, лишенного примет прошлого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Загороднюк, Н. И. Самаровский край: История Ханты-Мансийского района [Текст] / Н. И. Загороднюк [и др.] ; под ред. А. Ю. Конева и В. Г. Усманова. - Тюмень, 2003.

2. Идес, И. Записки о русском посольстве в Китае (1692-1695) [Текст] / И. Идес, А. Бранд. - М., 1967. - С. 90-91.

3. Из сводки на 25 июня 1924 г. [Текст] / ред.-сост. В. Белобородов // Подорожник : краеведческий альманах. - Тюмень, 2010. - Вып. 12.

4. Коняев, Н. И. Меж двух берегов. Выборочные главы из документального повествования «Моя нечаянная родина» [Текст] / Н. И. Коняев // Эринтур. - Ханты-Мансийск, 2008. -Вып. 13.

5. Кунгурская летопись [Текст] / сост. Е. И. Дергачева-Скоп // Летописи сибирские. - Новосибирск, 1991. (Орфография, пунктуация и стилистика исторических документов при цитировании практически нами не менялись).

6. Литература Югры. 1930-2000. Поэзия. Антология [Текст] / ред.-сост. Н. И. Коняев. -Ч. I. - ИФ «Унисерв», 2001.

7. Лопарев, Х. Ф. Самарово, село Тобольской губернии и округа: Хроника, воспоминания и материалы о его прошлом [Текст] / Х. Ф. Лопарев. - Тюмень, 1997.

8. «Остяко-Вогульская правда» [Текст]. - 1940. - № 95. - 24 апреля.

9. Юрасова, М. К. Путь реки [Текст] / М. К. Юрасова. - Омск, 1958.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.