Научная статья на тему 'ОБРАЗ ГОРОДА ЧУНЦИНА В СООБЩЕНИЯХ РОССИЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ'

ОБРАЗ ГОРОДА ЧУНЦИНА В СООБЩЕНИЯХ РОССИЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
87
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ЧУНЦИН / ОБРАЗ ГОРОДА / РОССИЙСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА / КОЛИЧЕСТВО ПУБЛИКАЦИЙ / ОБРАЗ ЧУНЦИНА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Линь Лэй

Чунцин - муниципалитет, находящийся в прямом подчинении центрального правительства на юго-западе Китая. В последние годы Чунцин быстро развивается и привлекает внимание отечественных и зарубежных СМИ. Настоящая статья посвящена рассмотрению новостных сообщений четырех российских информационных агентств (РИА Новости, ТАСС, ИА «REGNUM», ИА «Росбалт»), касающихся мегаполиса Чунцин, за 15 лет (2008-2022). Целью исследования является выявление образа города Чунцин в сообщениях российских информационных агентств. Актуальность настоящего исследования видится в том, что положительный международный образ города имеет решающее значение для его развития как всемирно известного и привлекательного политического, экономического и культурного центра. В настоящем исследовании рассматриваются количество публикаций и содержание собранного корпуса. Выявлено, что количество новостных сообщений о Чунцине демонстрирует тенденцию к росту. В статье тенденция количества новостных сообщений о Чунцине разделена на три фазы: фаза начального роста, фаза быстрого роста и стабильная медленная фаза. В 2018 г. количество новостных публикаций было самым высоким, при этом больше всего новостей было в экономической категории. В работе предпринята попытка обобщить и проанализировать городской образ Чунцина в сообщениях российских информационных агентств. Выявлено, что образ города Чунцина включает в себя пять аспектов: экономика, общественная жизнь, муниципальное управление, культура и наука.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE CITY OF CHONGQING IN THE REPORTS OF RUSSIAN NEWS AGENCIES

Chongqing is a municipality directly under the central government in southwest China. In recent years, Chongqing has developed rapidly and attracted the attention of domestic and foreign media. This article is devoted to the review of news reports from four Russian news agencies (RIA Novosti, TASS, IA “REGNUM”, IA “Rosbalt”) relating to the metropolis of Chongqing for 15 years (2008-2022). The purpose of the study is to identify the image of the city of Chongqing in the messages of Russian news agencies. The relevance of this study is due to the fact that a positive international image of the city is crucial for the development of the city as a world famous and attractive political, economic, and cultural center. This study considers the number of publications and the content of the collected corpus. It is revealed that the number of news reports about Chongqing shows an upward trend. In the article, the trend in the number of news reports about Chongqing is divided into three phases: the initial growth phase, the fast growth phase, and the stable slow phase. In 2018, the number of news publications was the highest, with the most news being in the economic category. The paper attempts to generalize and analyze the urban image of Chongqing in the reports of Russian news agencies. It is revealed that the image of the city of Chongqing includes five aspects: economy, public life, municipal government, culture, and science.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ГОРОДА ЧУНЦИНА В СООБЩЕНИЯХ РОССИЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ»

УДК 8Г373.211(510-21Чунцин):070(470) DOI 10.37972/chgpu.2022.116.3.008

Линь Лэй

ОБРАЗ ГОРОДА ЧУНЦИНА

В СООБЩЕНИЯХ РОССИЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ

Сычуаньский университет иностранных языков, г. Чунцин, Китай

Благодарность

Работа выполнена при поддержке гранта аспирантских исследовательских проектов Сычуаньского университета иностранных языков «Исследование построения городского образа Чунцина на основе основных российских СМИ» (номер научной темы: CYS22504)

шштт^шшштта тшшштмгшшшш

т%} »tttis аттч: CYS22504) .

Аннотация. Чунцин - муниципалитет, находящийся в прямом подчинении центрального правительства на юго-западе Китая. В последние годы Чунцин быстро развивается и привлекает внимание отечественных и зарубежных СМИ. Настоящая статья посвящена рассмотрению новостных сообщений четырех российских информационных агентств (РИА Новости, ТАСС, ИА «REGNUM», ИА «Росбалт»), касающихся мегаполиса Чунцин, за 15 лет (2008-2022). Целью исследования является выявление образа города Чунцин в сообщениях российских информационных агентств. Актуальность настоящего исследования видится в том, что положительный международный образ города имеет решающее значение для его развития как всемирно известного и привлекательного политического, экономического и культурного центра. В настоящем исследовании рассматриваются количество публикаций и содержание собранного корпуса. Выявлено, что количество новостных сообщений о Чунцине демонстрирует тенденцию к росту. В статье тенденция количества новостных сообщений о Чунцине разделена на три фазы: фаза начального роста, фаза быстрого роста и стабильная медленная фаза. В 2018 г. количество новостных публикаций было самым высоким, при этом больше всего новостей было в экономической категории. В работе предпринята попытка обобщить и проанализировать городской образ Чунцина в сообщениях российских информационных агентств. Выявлено, что образ города Чунцина включает в себя пять аспектов: экономика, общественная жизнь, муниципальное управление, культура и наука.

Ключевые слова: город, Чунцин, образ города, российские информационные агентства, количество публикаций, образ Чунцина

Lin Lei

THE IMAGE OF THE CITY OF CHONGQING IN THE REPORTS OF RUSSIAN NEWS AGENCIES

Sichuan International Studies University, Chongqing, China Acknowledgement

The work was supported by the grant of postgraduate research projects of the Sichuan International Studies University "Research on the Construction of the Urban Image of Chongqing Based on the Main Russian Media" (Scientific topic number: CYS22504).

а т^тштттгшшшш

m%} шмыш ciттч: CYS22504) .

Abstract. Chongqing is a municipality directly under the central government in southwest China. In recent years, Chongqing has developed rapidly and attracted the attention of domestic and foreign media. This article is devoted to the review of news reports from four Russian news agencies (RIA Novosti, TASS, IA "REGNUM", IA "Rosbalt") relating to the metropolis of Chongqing for 15 years (2008-2022). The purpose of the study is to identify the image of the city of Chongqing in the messages of Russian news agencies. The relevance of this study is due to the fact that a positive international image of the city is crucial for the development of the city as a world famous and attractive political, economic, and cultural center. This study considers the number of publications and the content of the collected corpus. It is revealed that the number of news reports about Chongqing shows an upward trend. In the article, the trend in the number of news reports about Chongqing is divided into three phases: the initial growth phase, the fast growth phase, and the stable slow phase. In 2018, the number of news publications was the highest, with the most news being in the economic category. The paper attempts to generalize and analyze the urban image of Chongqing in the reports of Russian news agencies. It is revealed that the image of the city of Chongqing includes five aspects: economy, public life, municipal government, culture, and science.

Keywords: city, Chongqing, image of the city, Russian news agencies, number of publications, image of Chongqing

Введение. Чунцин являет собой социокультурное образование, территориальную концентрацию общества, производства, комплекс поселений с интенсивными социальными связями [6, с. 97]. Образ определенного города включает субъективное впечатление людей о нем, а также важную часть представлений о соответствующем городе и его культуре. Города входят в спектр социальной политики государства [1, с. 13], поэтому положительный образ города имеет большое значение для повышения международного образа всей страны. В современном социуме средства массовой информации (СМИ) являются мощным инструментом не только трансформации устаревшей реальности, но и конструирования новой [8, с. 97]. Публикации СМИ, создающие образ того или иного города, в значительной степени оказывают большое влияние на то, как многие люди воспринимают его.

За два десятилетия XXI в. опубликовано немало статей, посвященных исследованию городских образов. Так, например, Чжао Ган [13] описал текущие проблемы в процессе брендинга городского имиджа и предложил соответствующие стратегии брендинга инновационных городских образов. Е. И. Голованова [3] рассматривает образ города Челябинска в народной музыке. В научных трудах К. Л. Грибовой [4] описан механизм формирования городского образа России в условиях глобализации. В работе Е. В. Косин-цевой [7] рассматривается образ города, сформированный в литературных произведениях. Исследование А. В. Чепкасова [10] и Л. И. Везнера [2] посвящено анализу роли СМИ в формировании городского образа.

Город Чунцин - самый молодой муниципалитет Китая, международный мегаполис, а также экономический, финансовый, судоходный и логистический центр в верховьях реки Янцзы [9, с. 554]. Чунцин обладает выдающимися географическими преимуществами и очень важным стратегическим положением, в связи с чем является стратегической точкой опоры для развития западного региона, а также важным звеном плана «Экономический пояс реки Янцзы» и «Один пояс, один путь». Согласно переписи 2020 г., в Чунцине проживало 32,05 млн человек, при этом основная часть проживает вне урбанизированной зоны.

В период Японо-китайской войны (1931-1945) после оккупации японцами Нанкина Чунцин был столицей государства. В 1997 г. город был преобразован в муниципалитет центрального подчинения. Сегодня Чунцин является крупнейшим из четырех муниципалитетов центрального подчинения. Кроме Чунцина этот особый статус имеют также Пекин, Шанхай, Тяньцзинь.

В настоящее время можно наблюдать феномен быстрого экономического развития Чунцина. Согласно данным муниципального правительства Чунцина, в первом квартале

2022 года ВВП города достигнет 639,8 млрд юаней, увеличившись на 5,2 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [11, с. 20]. По мнению А. Ю. Захаржевской [5, с. 13], создание и организация транспортной инфраструктуры благодаря инициативе «Один пояс, один путь» помогли развить экономику этого региона, примером чего является город Чунцин. Можно сказать, что сегодня Чунцин, наряду с Пекином, Шанхаем и Гуанчжоу, стал городом высшего уровня в Китае [12, с. 158].

Чунцин - один из крупнейших промышленных и транспортных центров Китая. Основные отрасли промышленности - химическая, машиностроительная и металлургическая. Город является центром производства автомобилей в стране. Здесь расположено около 10 автосборочных заводов. В Чунцине функционирует несколько индустриальных парков цифровой экономики. Компания Daiwa Future Imaging Technology успешно занимается разработками в области искусственного интеллекта, виртуальной реальности и метавселенной.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить образ города Чун-цина в сообщениях российских информационных агентств.

Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время образ Чунцина не только демонстрирует историю, культурные особенности и всестороннюю силу города, но и влияет на его развитие и строительство. Формирование и распространение образа города оказывает влияние на экономику и культуру города, помогает повысить его способность интегрировать различные ресурсы.

Материал и методы исследования. Для нашего исследования были определены новостные ленты следующих федеральных информационных агентств России: РИА Новости, ТАСС, ИА «REGNUM», ИА «Росбалт». Хронологические рамки исследования охватили период с января 2008 г. по июль 2022 г. Всего было проанализировано 269 новостных материалов. В данной статье выбраны некоторые из этих новостных публикаций для анализа городского образа Чунцина. Общее представление данных по результатам исследования можно увидеть в табл. 1. В данном исследовании был применен метод контент-анализа для изучения смыслового содержания новостных лент с целью определения его качественных характеристик и перевода их в количественные показатели.

Таблица 1

Общее количество сообщений о Чунцине в новостных лентах российских агентств в период с января 2008 г. по июль 2022 г.

Информационное агентство Общее количество Доля, %

РИА Новости 68 25

ТАСС 69 26

ИА «REGNUM» 106 39

ИА «Росбалт» 26 10

Результаты исследования и их обсуждение. Распределение количества новостных публикаций российских агентств по годам в течение этого периода представлено в диаграмме на рис. 1.

Согласно рис. 1, наблюдается тенденция к увеличению количества новостных сообщений о Чунцине, при этом можно выделить три фазы данного процесса: фаза начального роста (с 2008 по 2015 г.), фаза быстрого роста (с 2015 по 2018 г.) и стабильная медленная фаза (с 2018 по 2022 г.). На начальном этапе роста количество новостных сообщений невелико, в основном их число составляет около 10 в год. Это говорит о том, что в этот период российское Федеральное агентство новостей уделяло городу меньше внимания. На этапе быстрого роста было выявлено, что количество новостных сообщений значительно увеличивалось, достигнув пика в 2018 г. В этот период появилось больше экономических новостей о Чунцине, которые в основном касались достижений в области развития ки-

тайско-европейского железнодорожного экспресса (China - Europe Railway Express). Во время фазы устойчивого медленного развития количество новостей относительно стабильно. В период с 2021 по 2022 г. наблюдается лишь небольшая тенденция к снижению.

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Рис. 1. Распределение публикаций новостей о Чунцине по годам в период с января 2008 г. по июль 2022 г.

В статье тематика новостных публикаций разделена по наиболее часто встречающимся темам (табл. 2).

Таблица 2

Количественное соотношение тематических сфер

Тематика новостных публикаций Общее количество Доля, %

Торгово-экономическое сотрудничество 70 26

Стихийные бедствия 40 15

Научно-технические инновации 30 11

Антропогенная катастрофа 28 10

Борьба с коррупцией 25 9

Культурные события 25 9

Экономическое развитие города 18 7

Политика муниципальных властей 15 6

Туризм 10 4

СОУГО-19 8 3

Из приведенной выше таблицы видно, что торгово-экономическое сотрудничество, стихийные бедствия, научно-технические инновации, антропогенная катастрофа - это четыре наиболее часто возникающие тематики. Следующими по популярности идут вопросы борьбы с коррупцией, культурные события, международные мероприятия, а также политика муниципальных властей и туризма. Наконец, меньше сообщений было о СОУШ-19 в Чунцине - всего восемь новостных статей. В соответствии с разделением тематики они были классифицированы следующим образом: экономика, муниципальное управление, культура, социальная жизнь, наука (рис. 2, 3).

Согласно статистическим результатам, можно увидеть, что наибольшей популярностью обладает собственно экономическая тематика, а наименьшей - наука.

100 88

76

40 1 35

1 30

1

экономика муниципальное культура социальная жизнь управление наука

Рис. 2. Количественное соотношение тематических сфер (в абсолютных цифрах)

Рис. 3. Количественное соотношение тематических сфер (доля, %)

В экономических новостях в основном отражаются торгово-экономическое сотрудничество и экономическое развитие города. При анализе текстов было использовано программное обеспечение АгЛсос для выявления высокочастотных слов в корпусе. Мы выбрали 10 наиболее часто используемых слов в экономических новостях (табл. 3).

Таблица 3

10 высокочастотных слов в экономических новостях

Слово Частотность

1. Железнодорожный 91

2. Торговля 90

3. Маршрут 83

4. Россия 62

5. Перевозка 60

6. Завод 45

7. Экономический 43

8. Поезд 40

9. Товар 33

10. Европа 24

Согласно статистическим результатам, больше всего в новостных публикациях используются высокочастотные слова, связанные с транспортом. Сообщения четырех информационных агентств на тему «транспорт» в Чунцине в основном посвящены международной железнодорожной дороге «ЮйСиньО» (Чунцин - Синьцзян - Европа).

В последние годы строительство Китайско-европейской железнодорожной магистрали способствовало стремительному развитию в Чунцине транспортной инфраструктуры. Например, в статьях «РЖД Логистика в I квартале увеличила транзитные перевозки между КНР и Европой в 2 раза», «Китайский Чунцин почти на 50% увеличил железнодорожный грузопоток в Европу» и «Китай запустил первый товарный поезд по новой железной дороге в Белоруссию» рассматриваются достижения международной железнодорожной дороги «ЮйСиньО» и ее влияние как на Чунцин, так и на мир. С тех пор как первый грузовой поезд Китай - Европа покинул город центрального подчинения Чунцин на юго-западе Китая в марте 2011 г., поезда направления достигли более 160 городов в 22 странах Европы, об этом сообщает НА «REGNUM».

Таким образом, мы можем обобщить один из городских образов Чунцина - транспортный узел на юго-западе Китая.

Слово «торговля» занимает второе место в табл. 3, что тесно связано с торгово-экономическим сотрудничеством Чунцина с зарубежными партнерами. В статье «Власти Китая создадут 7 новых пилотных зон свободной торговли» отмечается, что в Чунцине была создана новая экспериментальная зона свободной торговли. Правительство Чунцина проведет экономические реформы в этой зоне, чтобы повысить открытость города. Благодаря созданию зоны свободной торговли товарооборот муниципалитета со странами «Пояса и пути» составил 77,64 млрд юаней, увеличившись в годовом исчислении на 13,9 %. Его товарооборот с членами RCEP (Regional Comprehensive Economic Partnership) составил 85,4 млрд юаней, увеличившись на 9,5 %, об этом сообщает ИА «Росбалт».

В последние годы активно развивается всестороннее сотрудничество Чунцина с российскими регионами. Чунцин является городом-побратимом Воронежа. Между Чунци-ном и Воронежем поддерживается тесное региональное сотрудничество, их лидеры проводят регулярные встречи. Чунцин и Воронеж укрепляют сотрудничество в сфере экономики. В то же время можно увидеть новости, связанные со Свердловском и Чунцином. Например, в статье «На Урале стартовал форум сотрудничества Свердловской области и Чунцина» отмечается, что в ближайшем будущем Свердловская область и Чунцин осуществят совместные проекты в области деревообработки, транспортного машиностроения, электронной коммерции и туризма.

Слово «завод» находится на шестом месте в табл. 3. Четыре информационных агентства сообщили о развитии промышленности города, после того как он был отделен от провинции Сычуань и стал муниципалитетом с централизованным управлением в 1997 г. Обрабатывающая промышленность Чунцина на протяжении многих лет лидирует в общей структуре ВВП. Сектор представлен машиностроением, черной и цветной металлургией, химическим, деревообрабатывающим и целюлозно-бумажным производством. Активно развивается легкая и пищевая промышленность.

Таким образом, Чунцин предстает в публикациях развитым промышленным центром, привлекательным для потенциальных партнеров и инвестров. Можно обобщить один из городских образов Чунцина - город со свободной и открытой экономикой.

В области общественной жизни новости в основном связаны со стихийными бедствиями, антропогенными катастрофами и COVID-19. В статье выявлено 10 высокочастотных слов (табл. 4).

Таблица 4

10 высокочастотных слов в сфере социальной жизни

Слово Частотность

1. Юго-запад 93

2. Человек 82

3. Авария 80

4. Погибнуть 70

5. Река 74

6. Ливень 40

7. Дождь 42

8. Янцзы 42

9. Землетрясение 40

10. Желтый 20

Согласно статистическим результатам появились термины «юго-запад», «река» и «Янцзы». Кроме того, можно увидеть слова «ливень», «дождь», «землетрясение», а также слово «желтый», используемое для определения уровня опасности. В табл. 4 термин «человек» находится на втором месте. Это показывает, что российские СМИ уделяют внимание положению людей в социальной жизни. Анализ содержания новостных публикаций показал, что в силу жанровой специфики новостных агентств в них часто встречаются сообщения о гибели людей в результате стихийных бедствий и аварий. Например, в статьях «По меньшей мере 22 человека погибли на юго-западе Китая в результате ливневых дождей», «На юго-западе Китая в результате ураганного ветра и ливневых дождей погибли 23 человека, более 160 получили ранения», «В китайском мегаполисе Чунцин объявлен режим повышенной готовности в связи с ливневыми дождями», «Более 50 человек погибли из-за оползня в Китае» журналисты обратили внимание на возникновение стихийных бедствий и их жертв в Чунцине. Помимо стихийных бедствий, предметом внимания российских СМИ являются аварии. Взрывы и дорожно-транспортные происшествия всегда освещаются в новостях, например: «Взрыв прогремел на юго-западе Китая, под завалами находятся люди», «Число жертв взрыва на угольной шахте в Китае возросло до 22 человек», «Автобус перевернулся в Китае, погибли шесть человек, более 30 ранены», «Одиннадцать человек погибли из-за аварии при возведении моста в КНР» и т. п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чунцин известен как «горный город» - центральная часть городского района, расположена на крутом берегу реки Янцзы. Географическими особенностями Чунцина являются обилие рек, горный рельеф, частые туманы. Климат города относится к субтропическому муссонному климату, для которого характерно максимальное количество осадков летом. Кроме того, из-за влияния субтропического пояса, высокого давления летом здесь нередко бывает аномальная жара. Частое возникновение стихийных бедствий и несчастных случаев в Чунцине связано с географическим положением и климатическими особенностями. Таким образом, можно обобщить один из городских образов Чунцина - город, подверженный дополнительным природным факторам опасности.

Следует отметить, что среди новостей о сфере общественной жизни также есть восемь статей о COVID-19, отмечающих эффективность Чунцина в борьбе с эпидемией, например: «В китайском Чунцине не осталось ни одного больного новым коронавиру-сом», «В китайском Чунцине вылечен самый молодой пациент с коронавирусом», «В китайском городе Чунцин объявили наивысший режим реагирования на ЧС» и т. п.

Российские СМИ высоко оценили процесс профилактики COVID-19 в Чунцине. Благодаря усилиям правительства все меньше людей страдают от этого заболевания. Термин «человек» относится не только к гибели людей при стихийных бедствиях и авариях, но и

к ситуации эпидемий. Таким образом, можно обобщить один из городских образов Чун-цина - город, добившийся выдающихся результатов в борьбе с пандемией.

В новостях, отражающих деятельность муниципальных властей, выявлено 10 высокочастотных слов (табл. 5).

Таблица 5

10 высокочастотных слов в политической сфере

Слово Частотность

1. Безопасность 28

2. Стабильность 27

3. Коррупция 20

4. Борьба 20

5. Народ 19

6. Преступление 17

7. Жилье 16

8. Налог 14

9. Недвижимость 10

10. Развитие 10

Муниципальное правительство является главным исполнительным органом власти и играет решающую роль в построении образа города. В новостных сообщениях появились термины «безопасность», «стабильность», «народ», «развитие» (табл. 5). Российские СМИ отмечают, что муниципальное правительство придает большое значение гармоничному развитию общества и интересам людей. Кроме того, правительство Чунцина жестко пресекает коррупционную и преступную деятельность чиновников, наносящую ущерб интересам народа. Сообщения о том, что «Полиция китайского города Чунцин арестовала 46 человек по делу об ОПГ», «Суд в Китае оставил в силе пожизненный приговор экс-чиновнику Бо Силаю» и «Четырнадцать ОПГ ликвидировано в крупнейшем китайском мегаполисе», могут положительно характеризовать правоохранительную деятельность муниципальных властей. Муниципальное правительство Чунцина привержено борьбе с преступностью и коррупцией, и эти позитивные действия способствуют развитию города и обеспечению безопасности жителей. Анализ новостных репортажей показал, что правительство Чунцина проводит активную политику для стабилизации роста цен на жилье, поддержания социальной гармонии и жилищных интересов жителей. Об этом свидетельствует частое употребление таких слов, как «жилье», «налог» и «недвижимость», которые связаны с реализацией социальной политики (табл. 5). На наш взгляд, введение налога на жилье призвано урегулировать распределение доходов и способствовать социальной стабильности в обществе, сдерживанию растущих цен на недвижимость, а также помочь в борьбе со спекуляциями на рынке квартир. Из кратких сообщений информационных агентств видно, что журналисты обратили внимание на некоторые достижения управленческой команды. Благодаря усилиям муниципальных властей качество экологической среды в Чунцине продолжает улучшаться, и цель «более голубое небо, более зеленая земля, более чистая вода и более чистый воздух» неуклонно приближается. Кроме того, реализация проекта строительства экономического кольца Чэнду - Чунцин подходит к завершению. В 2021 г. региональный ВВП экономического круга Чэнду - Чунцин достигнет 7 391,92 млрд юаней, увеличившись на 8,5 % по сравнению с предыдущим годом. Муниципальное правительство стремится создать для людей достойную жизнь, повысить благосостояние людей и одержать победу в борьбе с бедностью.

Таким образом, можно обобщить один из городских образов Чунцина - город с эффективной муниципальной властью.

В анализе новостей культуры Чунцина были определены 10 высокочастотных слов в этой области (табл. 6).

Таблица 6

10 высокочастотных слов в сфере гуманитарных наук

Слово Частотность

1. Музей 28

2. Турист 27

3. Культура 19

4. Мероприятие 19

5. Обмен 18

6. Центр 17

7. Транзит 10

8. Безвизовый 9

9. Мост 9

10. Метро 8

На территории города проводится множество культурных мероприятий, таких как международные музыкальные и кинофестивали, обмен творческими коллективами и художественными выставками с Россией. Успешное проведение этих мероприятий поможет Чунцину в полной мере использовать международные культурные ресурсы, будет способствовать культурному обмену, а также повысит международную репутацию города. Следует отметить, что, согласно официальным данным, общее число музеев Чунцина в настоящее время достигает 122, из которых 109 работают бесплатно. Посещая музеи, жители и гости города могут узнать о многовековой истории и культуре Чунцина. В новостной ленте российских информационных агентств немало сюжетов о музеях Чунцина, например, «В Чунцине откроется Музей мадам Тюссо», «Китай создаст музей преступлений японского милитаризма» и т. д.

В сообщениях СМИ немало слов, связанных с туризмом: «турист», «транзит», «безвизовый», «мост» и «метро». Наличие этих терминов свидетельствует о том, что российские информационные агентства обратили внимание на туристический потенциал Чунцина. Город богат туристическими ресурсами. Весьма живописен центр города, особенно в вечернем освещении. Краткие сообщения ИА позволили выделить некоторые культурные достоинства Чунцина. Во-первых, город имеет долгую историю, насчитывающую 3000 лет. В древности на этой территории располагалось царство Ба, которое воевало с царством Шу. В Чунцине до сих пор сохранились древние китайские исторические памятники. Например, в статье «Археологи обнаружили в Китае стены крепости XIII века» сообщали о том, что ученые обнаружили городские стены и ворота на юго-западе Китая в муниципалитете Чунцин. Находка датируется XIII в. н. э. Во-вторых, кухня Чунцина уникальна. Еда в основном острая, хот-пот (горячий горшок) является знаменитым традиционным блюдом города. В-третьих, Чунцин обладает уникальной региональной культурой, к которой можно отнести диалектную культуру, этническую культуру, культуру мостов, культуру причалов Chuan Jiang Нао Zi и т. д.

Из-за географических особенностей Чунцина в нем более 25 мостов, один из которых - арочный мост Чаотяньмэнь - является длиннейшим в мире. Городской транспорт Чунцина также имеет определенные особенности. В китайском мегаполисе чрезвычайно плотная застройка делает практически невозможной реализацию новых архитектурных или инженерных проектов. Поэтому проектировщикам порой приходится принимать довольно оригинальные решения. Так, в одном из районов города можно увидеть, как монорельс проходит сквозь 19-этажный дом. Срок безвизового пребывания иностранных граждан в городе центрального подчинения Чунцин увеличится до 144 часов, об этом

сообщало ТАСС. Из-за эпидемии реализация этой безвизовой политики может оказаться более сложной, чем раньше, так как условия въезда в Китай из зарубежных стран строгие.

Таким образом, появляется еще один образ - город с глубокой историей и богатой культурой. В будущем муниципальное правительство Чунцина сможет в полной мере использовать имеющиеся исторические и культурные ресурсы.

Анализ новостей науки Чунцина позволил определить 10 высокочастотных слов в этой области (табл. 7).

Таблица 7

10 высокочастотных слов в сфере гуманитарных наук

Слово Частотность

1. Выставка 28

2. Технология 26

3. Иинновация 19

4. Компания 17

5. Центр 16

6. Мероприятие 16

7. Ниа\уе1 14

8. Беспилотный 12

9. Сеть 12

10. 50 10

В сообщениях этой группы термин «выставка» находится на первом месте и обычно связан с выставкой Smart China Expo, на которой демонстрируются новейшие достижения в области интеллектуальных технологий, в связи с чем термин «технология» занимает второе место, а слово «мероприятие» - шестое. С 2018 года выставка в Чунцине проводилась дважды. Каждый год предприятия и организации со всего мира стремятся поделиться достижениями в области новых технологий, а также новых продуктов и моделей в смарт-индустрии. Как сообщает ИА «REGNUM», выставка Smart China Expo служит платформой для развития глобальных обменов в сфере «умных технологий».

Использование терминов «Huawei», «сеть», «5G» неразрывно связано с достижениями в области развития коммуникационных технологий Китая (табл. 7). Компания Huawei получила ряд наград за инновации в области 5G, в том числе премии GLOTEL (Global Telecoms Awards) в номинации «Прорыв года в области сетевого программного обеспечения» на выставке MWC 2018 (Mobile World Congress). В китайских городах запущен проект «5G NEXT» развития новейших сетей связи. Город Чунцин стал участником пилотного проекта и вошел в первый эшелон городов, которые построят на своей территории и обеспечат тестовый запуск сетей пятого поколения в Китае. Сеть 5G может применяться не только в коммуникационных технологиях, но и в области беспилотного общественного транспорта. Как сообщало ИА «REGNUM», беспилотный автобус, управляемый через мобильную сеть пятого поколения 5G, проходит испытания в китайском городе Чунцине. Стоит отметить, что разработкой автобуса занимаются совместно китайский оператор сотовой связи China Mobile, китайский высокотехнологический гигант, занимающийся системами связи Huawei, Юго-восточный Университет и французская компания Easy Mile.

Согласно новостным сообщениям, в настоящее время в Чунцине существует ряд исследовательских центров и лабораторий национального уровня, специально предназначенных для проведения научных исследований, чем объясняется частотность употребления слова «центр» (табл. 7). Именно в Чунцине зачастую проводятся семинары и научно-исследовательские форумы, на которых ученые со всего мира обмениваются идеями и делятся последними результатами научных исследований.

Таким образом, можно обобщить один из городских образов Чунцина - научно-технический центр на юго-западе Китая.

Выводы. В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1. Количество новостных сообщений о Чунцине растет с каждым годом, что свидетельствует о повышении внимания российских информационных агентств к городу.

2. Новостные публикации российских информационных агентств о Чунцине можно разделить на пять областей: экономика, общественная жизнь, муниципальное управление, культура, наука, из которых наибольшее количество статей посвящено экономической сфере.

3. Анализ новостных сообщений в каждой области позволяет сформировать образ Чунцина: транспортный узел на юго-западе Китая; город с характером свободной и открытой экономики; город, подверженный дополнительным природным факторам опасности; город, добившийся выдающихся результатов в борьбе с пандемией; город с эффективной муниципальной властью; город с глубокой историей и богатой культурой; научно-технический центр на юго-западе Китая.

4. С точки зрения экономического образа преимущество Чунцина заключается в быстром развитии внешней торговли и стабильном экономическом развитии. Вместе с тем отраслевая структура муниципалитета нуждается в совершенствовании.

5. Процесс формирования положительного образа города Чунцина в мире - долгий путь. Важно развивать прикладные исследования в области продвижения имиджа территорий и устанавливать тесные отношения со СМИ по всему миру, снабжать их своей информацией, создавать позитивные информационные поводы, организовывать пресс-туры и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балюшина Ю. Л. Роль государства в функционировании социальной сферы России на современном этапе: философский аспект : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. - Архангельск, 2009. -24 с.

2. Везнер Л. Н. Основные компоненты образа г. Екатеринбурга в российских печатных СМИ // Система ценностей современного общества. - 2014. - № 37. - С. 87-91.

3. Голованова Е. И. Город песен и город труда: образ Челябинска в песенных текстах // Челябинский гуманитарий. - 2018. - № 2(43). - С. 14-18.

4. Грибова К. Л. Имидж города в условиях глобализации// Социология. -2018. -№ 3. - С. 93-101.

5. Захаржевская А. Ю. Роль г. Чунцина в развитии инициативы «Один пояс, один путь» // Гуманитарный акцент. - 2018. - № 4. - С. 9-13.

6. Касаткина С. С. Национальный образ города как элемент российской урбосистемы (социально-философский контекст) //Ценности и смыслы. - 2015. - № 6(40). - С. 97-101.

7. Косинцева Е. В. Образ города в прозе Е. Д. Айпина (на материале рассказа «Осень в твоем городе») // Вестник угроведения. - 2017. - № 2(29). - С. 64-68.

8. Скуридина С. А., Гончарова М. А. Воронеж: образ города с позиций СМИ // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. -2019. -№ 1(32). -С. 96-101.

9. Су Юйфан. Стратегия коммуникации: образ города Чунцин в новой медиасреде // МНЕСО. - 2019. -№2(75).-С. 553-555.

10. ЧепкасовА. В. Моделирование имиджа Кузбасса по данным СМИ//МИРС. -2018. -№ 2. - С. Зб^Ю.

11. АН. ШШ^ ЩЩ> *ИШИ1"И. ЖЛ-*§Щ#М022(05):20-21. (Ран Лунго. Стабильные инвестиции, содействие развитию и стабильное экономическое развитие Чунцина // Чунцин и мир. -2022.-№ 5.-С. 20-21.)

12. "Н"в. ЯМЬ^Ф, 2022(17): 157-159. (Лю Хао, Ган Лэй. Исследование презентации международного имиджа города Чунцин в социальных сетях // Культурная индустрия.-2022.-№ 17. - С. 157-159.)

13. 2020(17): 100-101. (Чжао Ган. Коммуникационная стратегия имиджа города // Молодой репортер. - 2020. - № 17. - С. 100-101.)

Статья поступила в редакцию 20.06.2022

REFERENCES

1. Balyushina Yu. L. Rol' gosudarstva v funkcionirovanii social'noj sfery Rossii na sovremennom etape: filosofskij aspekt: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk : 09.00.11. - Arhangel'sk, 2009. -24 s.

2. Vezner L. N. Osnovnye komponenty obraza g. Ekaterinburga v rossijskih pechatnyh SMI // Sistema cennostej sovremennogo obshchestva. - 2014. - № 37. - S. 87-91.

3. Golovanova E. I. Gorod pesen i gorod truda: obraz Chelyabinska v pesennyh tekstah // Chelyabinskij gumanitarij. - 2018. - № 2(43). - S. 14-18.

4. Gribova K. L. Imidzh goroda v usloviyah globalizacii // Sociologiya. - 2018. - № 3. - S. 93-101.

5. Zaharzhevskaya A. Yu. Rol' g. Chuncina v razvitii iniciativy «Odin poyas, odin put'» // Gumanitarnyj akcent. - 2018. - № 4. - S. 9-13.

6. Kasatkina S. S. Nacional'nyj obraz goroda как element rossijskoj urbosistemy (social'no-filosofskij kontekst) // Cennosti i smysly. - 2015. - № 6(40). - S. 97-101.

7. Kosinceva E. V. Obraz goroda v proze E. D. Ajpina (na materiale rasskaza «Osen' v tvoem gorode») // Vestnik ugrovedeniya. - 2017. - № 2(29). - S. 64-68.

8. Skuridina S. A., Goncharova M. A. Voronezh: obraz goroda s pozicij SMI // Aktual'nye voprosy sov-remennoj filologii i zhurnalistiki. - 2019. - № 1(32). - S. 96-101.

9. Su Yujfan. Strategiya kommunikacii: obraz goroda Chuncin v novoj mediasrede // MNKO. - 2019. -№ 2(75). - S. 553-555.

10. Chepkasov A. V. Modelirovanie imidzha Kuzbassa po dannym SMI // MIRS. - 2018. - № 2. - S. 36^10.

11. тт. 1Ш, ШШ> Ift^^t'ff №'[J]- Ш!*ШШ-,2022(05):20-21. (Ran Lungo. Sta-bil'nye investicii, sodejstvie razvitiyu i stabil'noe ekonomicheskoe razvitie Chuncina // Chuncin i mir. - 2022. - № 5. -S. 20-21.)

12. ttffl. ЯМЬ^Ф, 2022(17): 157-159. (Lyu Hao, Gan Lej. Issledovanie prezentacii mezhdunarodnogo imidzha goroda Chuncin v social'nyh setyah // Kul'turnaya industriya. -2022.-№17.-S. 157-159.)

13. ШШ- 2020(17): 100-101. (Chzhao Gan. Kommunikacion-naya strategiya imidzha goroda // Molodoj reporter. - 2020 - № 17. - C. 100-101.)

The article was contributed on June 20, 2022 Сведения об авторе

Линь Лэй - магистрант филологических наук Института русского языка Сычуань-ского университета иностранных языков, г. Чунцин, Китайская Народная Республика, https://orcid.org/0000-0001-9611-9230, 772472532@qq.com

Author Information

Lin Lei - Master of Philology, Institute of Russian Language, Sichuan International Studies University, Chongqing, People's Republic of China, https://orcid.org/0000-0001-9611-9230, 772472532@qq.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.