Загваздин Евгений Петрович
ОБРАЗ ГОЛГОФЫ НА МОГИЛЬНЫХ НАДГРОБИЯХ ТОБОЛЬСКА
В статье рассмотрена серия намогильных памятников середины XIX - начала XX в. из Тобольска: с территории Завального кладбища, а также из окрестностей города - из Иоанно-Введенского женского монастыря. Их объединяет один признак, изображающий христианский символ - гору Голгофу. Однако, в отличие от ее устоявшихся образов - в виде одновершинной горы либо символической трехступенчатой лестницы, -рассматриваемый нами образ не совсем обычен. Его особенность в том, что Святая гора на памятниках изображается трехвершинной (объемной или плоской), в полуциркульной технике. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/12-1/18.1^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 1. C. 74-76. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Список литературы
1. Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987. 288 с.
2. Вагнер Г. К. О своеобразии стилеобразования в архитектуре Древней Руси // Архитектурное наследство. 1995. Вып. 38. С. 22-38.
3. Забелин И. Е. Черты самобытности в древнерусском зодчестве // Древняя и Новая Россия. 1878. № 3. С. 185-203.
4. Забелин И. Е. Черты самобытности в древнерусском зодчестве // Древняя и Новая Россия. 1878. № 4. С. 282-303.
5. Кызласова И. Л. Алексей Иванович Некрасов (1885-1950) // Советское искусствознание. 1990. Вып. 26. С. 381-428.
6. Некрасов А. И. Очерки по истории древнерусского зодчества XI-XVII веков. М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1936. 400 с.
7. Сахаров И. П. Записка для обозрения русских древностей. СПб.: Тип. Я. Трея, 1851. 80 с.
8. Славина Т. А. Исследователи русского зодчества. Русская историко-архитектурная наука XVIII - начала XX века. Л.: Издательство ЛГУ, 1983. 192 с.
9. Снегирев И. М. Памятники Московской древности с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. М.: Тип. Августа Семена, 1842-1845. 523 с.
METHODOLOGY OF STUDYING THE PROBLEM OF STYLE IN OLD RUSSIAN ARCHITECTURE OF THE END OF THE XV - THE FIRST THIRD OF THE XVI CENTURY
Ershov Petr Glebovich
Russian Institute of Art History in Saint-Petersburg [email protected]
The article is of methodological and historiographical character and is devoted to the interpretation of the "style" category in works of Russian art critics in respect of Old Russian architecture in general and architecture of the end of the XV - the first third of the XVI century in particular. The notion "style" as applied to Russian medieval architecture first appeared in connection with the study of Italian masters' works in the Moscow Kremlin. The author analyzes two basic approaches to the problem of style in Old Russian architecture outlined in the books "The Essays on the History of Old Russian Architecture" by A. I. Nekrasov and "The Canon and Style in Old Russian Art" by G. K. Wagner.
Key words and phrases: Russian architecture of the end of the XV - the first third of the XVI century; style problem; G. K. Wagner; A. I. Nekrasov; Italian masters; method; hipped-roof temples; cathedrals.
УДК 902.01+908
Исторические науки и археология
В статье рассмотрена серия намогильных памятников середины XIX - начала XX в. из Тобольска: с территории Завального кладбища, а также из окрестностей города - из Иоанно-Введенского женского монастыря. Их объединяет один признак, изображающий христианский символ - гору Голгофу. Однако, в отличие от ее устоявшихся образов - в виде одновершинной горы либо символической трехступенчатой лестницы, - рассматриваемый нами образ не совсем обычен. Его особенность в том, что Святая гора на памятниках изображается трехвершинной (объемной или плоской), в полуциркульной технике.
Ключевые слова и фразы: Тобольск; Завальное кладбище; Иоанно-Введенский женский монастырь; Голгофа; надгробие; некрополистика.
Загваздин Евгений Петрович
Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения Российской академии наук kulay_arx@mail. ги
ОБРАЗ ГОЛГОФЫ НА МОГИЛЬНЫХ НАДГРОБИЯХ ТОБОЛЬСКА
Изображение Голгофы в христианской иконографии остается одним из наиболее узнаваемых символов. За ее многовековую историю образ места казни Христа многократно проецировался в изобразительном искусстве. В иконографической традиции устоявшимися считаются два варианта изображения Голгофы. В первом случае она изображалась в виде одновершинной горы. В другом варианте Голгофа предстает в образе символической трехступенчатой лестницы.
Еще в одном варианте, менее известном, Голгофа изображалась трехвершинной. В научной литературе существует такой пример - изображение распятия Христа из Хлудовской Псалтыри (около 850 года), выполненное на пергаменте [9]. На страницах Псалтыри она изображена с тремя крестами. Интересный вариант трехвершинной Голгофы оттиснут на так называемых «ампулах Монцы» (У1-У11 вв.) (сюжет - жены-мироносицы у Гроба Господня) [5, с. 220]. На них Голгофа трехвершинная, в форме, близкой к полукружиям, с крестом на вершине.
Более пристальное внимание к этому краеугольному камню христианства возникло при изучении серии каменных намогильных памятников с территорий Иоанно-Введенского женского монастыря Тюменской области [2] и Завального кладбища Тобольска. Помимо наиболее распространенных двух вариантов изображения
ISSN 1997-292X
№ 12 (74) 2016, часть 1
75
Голгофы, отмеченных выше, встречен и вариант, стилистически близкий к тому, что изображено на ампулах У1-УП вв. Актуальность рассмотрения этого типа Голгофы на надгробных памятниках была вызвана несколькими обстоятельствами.
Во-первых, степень исследованности кладбищ России как многогранного источника не равномерна. Наиболее полно и всесторонне охвачены старинные кладбища Москвы и Петербурга, наименее - периферийные кладбища страны [7]. Особенно сильно чувствуются пробелы в изучении надгробных памятников периферийных некрополей с искусствоведческих, исторических, лингвистических и других позиций. Частично восполняют эти лакуны тематические ресурсы [3; 4], однако без комплексного исследования их потенциал остается не до конца раскрытым. Для Тобольска эта проблема также актуальна. Кроме важных публикаций об истории Завального кладбища [1] и исследований об исторических личностях, погребенных здесь [6], ряд вопросов, касающихся непосредственно надгробного памятника как источника, остается не проработанным.
Во-вторых, что касается самой трехвершинной Голгофы, то по причине слабой изученности не совсем понятны истоки ее изображения в таком виде. Прототип, который мог бы стать основой для гравировок на намогильных памятниках, датируется У1-УП вв. Однако большой временной разрыв, отсутствие подобных форм Голгофы в христианской иконографии позволяют сделать вывод, что трехвершинная Голгофа была не типичной моделью. Вопрос о том, в каком центре камнерезного промысла это произошло, существовал ли в действительности прототип или эта форма возникла независимо, пока остается открытым.
Считается, что крупное производство надгробных памятников находилось в Екатеринбургском округе Пермской губернии. А поставщиком данного специфического товара являлся Константин Иванович Трапезников (1854-1923) [8]. К сожалению, эта информация мало что дает для понимания генезиса художественного стиля надгробных памятников, и требуются более глубокие исследования по этой теме.
Цель публикации - ввести в научный оборот серию намогильных памятников из предместья Тобольска (Иоанно-Введенский женский монастырь) и Завального кладбища города, на которых присутствуют гравировки трехвершинной Голгофы.
Тип 1. Объемное изображение Голгофы. Подтип 1. С высоким рельефом (Рис. 1.1) Представлен тремя надгробиями. Голгофа выполнена в виде трех объемных полукруглых элементов: два в один ряд, а третий в середине, над ними. На Голгофе восьмиконечный православный крест. Погребения датируются 1885-1911 годами.
Тип 1. Объемное изображение Голгофы. Подтип 2.
С низким рельефом. Вариант 1. С ветвями (Рис. 1.2) Представлен на двух надгробиях. На них выгравировано объемное изображение Голгофы с двумя ветвями о трех листьях, расположенных на верхнем полукружии, слева и справа. Погребения датируются 1904 и 1907 годами.
На Завальном кладбище обнаружено еще два надгробия, где присутствует Голгофа с двумя ветвями. Одно из них датировано 1894 годом, на другом сопроводительная табличка утрачена. Характерно то, что элементы трехвершинной Голгофы на них редуцированы, но все же угадываются. Это проявилось в отсутствии двух нижних холмов, однако гора выполнена в той же полуциркульной манере. Однако увеличено количество декоративных элементов: розеток, треугольников. Более изящно внутреннее обрамление памятника.
Тип 2. Плоское изображение Голгофы (Рис. 1.3) Самый многочисленный тип. Представлен на семи памятниках. Голгофа изображена в виде трех плоских полукружий, выбитых на плоскости камня. Погребения датируются 1867-1908 годами.
Тип 2. Плоское изображение Голгофы. Вариант 1. С «выщерблинами» (Рис. 1.4) Выявлен на одном памятнике. Голгофа изображена в виде трех плоских полукружий, выбитых на плоскости камня. На вершине Святой горы выбиты две небольшие «выщерблины» в виде черточек. Погребение датируется 1852 годом.
Тип 2. Плоское изображение Голгофы. Вариант 2. С «титлами» (Рис. 1.5) Представлен единственным памятником. Изображение Голгофы выбито на северной вертикальной плоскости памятника. В верхней части плиты вырезан узкий восьмиконечный крест, стоящий на Голгофе. Святая гора изображена в виде трех полукружий, на которых присутствует по одной волнообразной линии - титлу. Погребение датируется 1875 годом.
Заключение
Анализ серии надгробий из Иоанно-Введенского монастыря и Завального кладбища Тобольска показывает, что трехвершинное изображение Голгофы гравировалось в период с середины XIX в. до первых десятилетий XX в. Таким образом, можно говорить о довольно продолжительном времени существования этой традиции. Также материалы свидетельствуют, что это изображение Голгофы на памятнике не было чем-то особым, показывающим социальный статус покойного. Она присутствовала на могилах практически всех сословий: от крестьян до духовенства (монахов). Также нет строгой привязки и к формам надгробных памятников, хотя горизонтальные надгробия-плиты, несомненно, доминируют. Но это наблюдение справедливо и ко всем остальным погребениям на территории Завального кладбища.
Несмотря на то, что количество обнаруженных надгробий с трехвершинной Голгофой (14 ед.) на порядок меньше, чем памятников с устоявшейся формой Святой горы, она была довольно распространена. Однако на доступных материалах с других кладбищ России такой формы Голгофы нами не выявлено.
Наиболее распространенным был тип 2 (9 ед.), так как не требовал больших трудозатрат на гравировку. Следует сказать, что на протяжении длительного времени изображение Голгофы было неизменно: три полукружия, горизонтальная линия под основанием, крест. Небольшие штрихи, такие как «титла» и «выщерблины», не выделяли эти памятники из общего числа.
Отклонение в форме и добавление дополнительных декоративных элементов наблюдается на малом количестве памятников 90-х гг. XIX - начала XX в. На них появляются симметричные ветви на Голгофе, дополнительные декоративные элементы. На двух памятниках встречена редукция количества вершин до одной, но с сохранением типичной ее характерной полукружной формы. Тем не менее основной «аскетичный» тип Голгофы никуда не исчез и продолжал существовать вплоть до первых десятилетий XX в. Вероятнее всего, что такая иконография Голгофы, как, впрочем, и другие, исчезает с могильных памятников Завального кладбища уже в первые годы Советской власти.
Рис. 1. Типология трехвершинной Голгофы на могильных надгробиях Тобольска (1 - Тип 1. Подтип 1; 2 - Тип 1. Подтип 2. Вариант 1; 3 - Тип 2; 4 - Тип 2. Вариант 1; 5 - Тип 2. Вариант 2)
Список литературы
1. Балюнова Е. А., Балюнов И. В. Из истории погребального обряда русского населения // Архивы Урала. 2008. № 12. С. 279-282.
2. Загваздин Е. П. Археологические исследования на объекте реставрации «Иоанно-Введенский монастырь» (п. Приир-тышский, Тобольский район) // Новгородская Земля - Урал - Западная Сибирь в историко-культурном и духовном наследии. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2009. Вып. 8: в 2-х ч. Ч. 2. С. 381-391.
3. Могилы знаменитостей [Электронный ресурс]. URL: http://www.m-necropol.ru/ (дата обращения: 10.05.2016).
4. Общество некрополистов [Электронный ресурс]. URL: http://www.necropolsociety.ru/cemetery-russia.html (дата обращения: 10.05.2016).
5. Покровский Н. В. Очерки памятников христианской иконографии и искусства. Изд-е 2-е, доп., с 234 рисунками. СПб., 1900. 481 с.
6. Сулимов В. С. Завальное кладбище: путеводитель. Тобольск, 2006. 40 с.
7. Фоменко В. А. История российского освоения Центрального Предкавказья в конце XVIII - начале XX века в отражении погребальных памятников: дисс. ... к.и.н. Пятигорск, 1999. 385 с.
8. Щеглова Т. К. Ярмарки юга Западной Сибири в XIX - начале XX века. Из истории формирования и развития всероссийского рынка. Барнаул, 2001. 504 с.
9. Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской Псалтыри. М.: Искусство, 1977. 318 с.
IMAGE OF GOLGOTHA ON TOBOLSK HEADSTONES
Zagvazdin Evgenii Petrovich
Tobolsk Complex Scientific Station of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
kulay_arx@mail. ru
The article describes a series of gravestone monuments of the middle of the XIX - the early XX century in Tobolsk: from the territory of Zaval'noe cemetery, as well as from the surrounding area of the city - from John-Vvedensky convent. They are united by one sign depicting a Christian symbol - the hill of Golgotha. However, in contrast to its well-established images -as a one-top mount or symbolic three-step ladder - the image studied in this work is not very common. Its peculiarity is that the Holy Mount is depicted on the monuments as a three-top one (bulk or flat), in semicircular technique.
Key words and phrases: Tobolsk; Zaval'noe cemetery; John-Vvedensky convent; Golgotha; headstone; necropolistics.