УДК 1
Абишева С.Д.
д.ф.н. профессор КазНПУ им.Абая Казахстан(Алматы)
Еамгалиева М.С.
магистрант 1-курса КазНПУ им.Абая Казахстан(Алматы)
ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РАССКАЗАХ ФАЗИЛЯ ИСКАНДЕРА
Аннотация: в данной статье предпринята попытка раскрыть основные темы рассказов Фазиля Искандера, анализируются образы главного героя, рассказчика - Чика в цикле "Рассказы разных лет" и "Детство Чика"
Ключевые слова: рассказ, рассказчик, детство, приключения, жизненный опыт, автобиография.
Фазиль Искандер автор необычайно простой и в то же время сложный. Гений объясняющий сложность человеческой души, на простом, всем понятном языке. Главный герой сборника рассказов «Детство Чика». Почему он «Чик» -? Для кого-то он просто мальчик, а для кого-то мальчик-рассказчик. Одиннадцатилетний мальчик поведавший и проживший много жизненных испытаний и приключений, чем любой другой, взрослый, разумный человек. Вместе с юным путеводителем, автор отправляет нас в поход за поиском простой жизненной мудрости. Чик, в своих нелегких приключениях познает окружающий мир и делает массу открытий, замечая такие обыденные тонкости человеческой жизни, которые не видят даже взрослые, успевает задуматься о вечности. Далее, чтобы раскрыть сюжетную линию и задумку автора, был использован метод сравнительного анализа двух сборников рассказа «Рассказы разных лет»( «Начало», «Рассказ о море», «Тринадцатый подвиг Геракла» и «Детство Чика» («Ночь и день Чика», «Чик и Пушкин» ,«Подвиг Чика», «Защита Чика» Образ главного героя в рассказах Ф.Искандера реализуется в двух направлениях .Первое
присутствует в цикле рассказов о Чике , написанных от третьего лица, а второе - в сборнике "Рассказы разных лет" от первого лица. В обоих случаях главный герой автобиографичен, но повествование от третьего лица определяет большее отстранение и разделение главного героя от автора. Сборник "Рассказы разных лет" имеет мемуарные черты и при помощи ретроспективы оценивает и осмысляет жизненный материал автора. По отображенному в обоих циклах окружению главного героя (члены семьи и жители двора) можно заключить, что в обоих циклах действует один и тот же герой - мальчик-подросток по имени Чик. За этим главным героем в двух ипостасях стоит фигура автора - который создавал эти автобиографические произведения о своем детстве.
Главный герой Фазиля Искандера в сборнике "Рассказы разных лет " раздваивается на самого человека и его роль навязанную обществом и культурой. Главный герой против своей воли ведет тайную жизнь ,в угоду общества ,однако чувствуется его неприятие социальной роли. Свое настоящее Я - он проявляет только себе и читателю. В рассказах о детстве Фазиля Искандера нам интересны переживания и миропонимания главного героя, и полное отсутствие или ослабление сюжетной линии мы как читатель и не замечаем. В рассказе «Ночь и день Чика» автор через детское сознание показывает всю несправедливость и жестокость сталинских репрессий к простому народу. Чик в этом рассказе выступает в роли друга, защитника девочки по имени Ника, отец которой был танцором и после выступления на приеме у Абхазского революционера того времени Нестера Лакоба (1893-1936)
В рассказе «Защита Чика» - Чик привел в школу своего сумасшедшего дядю Колю, чтобы скрыть свою вину от строгой тети, но все же был пойман. Герой тут показывает свою сообразительность и детскую наивную хитрость. «Подвиг Чика»- в этом рассказе герой, впервые в жизни, как самостоятельный взрослый, принимает решение помочь бродячим собакам и устраивает целую запланированную операцию по спасению собак от сотрудника промкомбината, но в итоге сам будет пойман собаколовом. А в другом сборнике РРЛ,в рассказе «Петух»- происходит борьба с альтер-эго самого мальчика,то есть петух как одно из свойств характера мальчик (
характерные черты: бунтарство, соперничество) В конце петух был побежден, но не в честном бою с самим собой, а с помощью тетюшки (тетюшка выпустает в роли власти)
В рассказе "Тринадцатый подвиг Геракла" речь идёт о серьезных вещах. Написан рассказ в виде повествования ,с параллельными элементами рассуждения.С начала рассказа прослеживается связь с Древней Грецией, название напоминает о мифах. Как мы знаем о двенадцати подвигах Геракла ,и нам интересно когда он успел тринадцатый подвиг совершить и узнаем что подвиг то этот, вовсе не подвиг, как говорится ,в тексте ,слова учителя: «Геракл совершил свой подвиг как храбрец,а этот молодой человек совершил свои подвиги из трусости».Харлампий Диогенович-учитель математики, «как и Пифагор,по происхождению он грек.»Главный герой рассказывает о нем со скрытым страхом «властно и спокойно он держал класс в руках»,ведь главным оружием этого учителя был смех,он мог выставить человека смешным,например:опаздывающего ученика он встречал как дорогого гостя.Таким способом учитель хотел чтобы у детей проснулось чувство собственного достоинства,так как уважающий себя человек не захочет поставить себя в неловкое положение из-за своей лени и невнимательности.Наш герой ,не выучив урок поставил себя в смешное положение.Главная идея рассказа состоит в том ,чтобы наш герой понял,как смех помогает бороться с ложью и фальшью.Он «стал серьезнее относиться к домашним заданиям». Ученик не обижается на своего учителя,ведь он «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»,не лениться,не бояться и быть ответственным перед учителем и не только.
Таков Ф.Искандер,он через смех,через носителей только строящейся молодой души детей рассказывает о таких серьезных вещах,и мы понимаем что это совсем не вещи,а смысл существования всего человечества,такие важные качества как:совесть,честь и достоинство. Личность рассказчика -Чика формируется на основе многих факторов: он учится упорству и трудолюбию на примере деревенского деда, который рубит топором ореховый молодняк в лесу, милосердию и добродушию на примере городской бабушки, наблюдая его
взаимоотношения с безумным сыном.
228
Во-первых, это влияние на него модернизирующейся социокультурной среды -он с одной стороны слышит предания своего народа.
Во-вторых, как любознательный и активный подросток рассказчик-Чик способен на собственные стремления и достижения, среди своих сверстников по двору и школе является авторитетным, признанным, уважаемым и инициативным подростком. В этой среде формируются его навыки межличностного общения.Чик -верный товарищ, надежный друг и добрый советчик.
Таким образом, в результате изучения художественного мира рассказов о детстве Фазиля Искандера из циклов «Рассказы разных лет» и «Детство Чика», можно сделать следующие выводы.
1. Писателем для изображения явления детства были выбраны статичный сюжет, легкая композиция рассказов с многочисленными лирическими отступлениями, реминисценциями.
2. В рассказах о детстве был отображен духовно-социальный мир абхазского народа в конце 30-х - начале 40-х годов ХХ века.
3. Проза Искандера обращена как к самим детям (помогает им взять правильные нравственные ориентиры), так и к взрослым, которое помогает им беречь в себе детскую непосредственность миропонимания и стремление к лучшему. "Цель человечества -хороший человек, - формулирует Искандер, - и никакой другой цели нет и быть не может".
Список литературы
1) ИСКАНДЕР Ф. Дерево детства. Рассказы и повесть. М.: Советский писатель,1974. 368 с.
2)ИСКАНДЕР Ф. Праздник ожидания праздника. Рассказы. М.: Молодая гвардия, 1986. - 480 с.
3) ИСКАНДЕР Ф. Избранное. Рассказы, повесть. М.: Советский писатель, 1988. - 576 с.
4) ИСКАНДЕР Ф. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. М.: Молодая гвардия, 1991. - 527 (1) с. (Издание было прервано после выхода двух томов по независящим от автора обстоятельствам).
5) ИСКАНДЕР Ф. Собрание. В 10-ти томах. М.: Время, 2003-2004.
6) Наталья Б.Иванова Смех против страха, или Фазиль Искандер. — М. 1991. статья : Фазиль Великолепный Интернет источники: http://apsnyteka.org/419 -ivanova_n_stati.html