Научная статья на тему 'ОБРАЗ ГЕНДЕРНО-АССОЦИИРОВАННЫХ ВИДОВ СПОРТА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА'

ОБРАЗ ГЕНДЕРНО-АССОЦИИРОВАННЫХ ВИДОВ СПОРТА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЙ ФУТБОЛ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ГЕНДЕРНО-АССОЦИИРУЕМЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петрова А.С., Соловьева Н.В.

В статье проанализирован ряд публикаций отечественных СМИ с 2017 по 2021 год. Выделены жанровая принадлежность и тематика материалов, а также основная специфика освещения женского футбола. Главная задача - выяснить, какую же роль отечественные СМИ сегодня играют в формировании образа женского футбола в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Петрова А.С., Соловьева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF GENDER-ASSOCIATED SPORTS IN THE DOMESTIC MEDIA ON THE EXAMPLE OF FOOTBALL

The article analyzes a number of publications of the domestic media from 2017 to 2021. The genre affiliation and themes of the materials, as well as the main specifics of women's football coverage are highlighted. The main task is to find out what role the domestic media play today in shaping the image of women's football in society.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ГЕНДЕРНО-АССОЦИИРОВАННЫХ ВИДОВ СПОРТА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА»

ОБРАЗ ГЕНДЕРНО-АССОЦИИРОВАННЫХ ВИДОВ СПОРТА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА

А.С. Петрова, студент Н.В. Соловьева, старший преподаватель Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-2-123-126

Аннотация. В статье проанализирован ряд публикаций отечественных СМИ с 2017 по 2021 год. Выделены жанровая принадлежность и тематика материалов, а также основная специфика освещения женского футбола. Главная задача - выяснить, какую же роль отечественные СМИ сегодня играют в формировании образа женского футбола в обществе.

Ключевые слова: женский футбол, средства массовой информации, гендерно-ассоциируемые виды спорта.

Традиционно в качестве одной из ключевых функций Средств Массовой Информации (СМИ) выделяют социально-ориентирующую или идеалогическую функции, с точки зрения которых медиа прямо или косвенно выступают в качестве транслятора определенного отношения к объекту описания. Именно поэтому медиа сегодня - это общественный институт, который пытаются активно контролировать с целью «направлять общественное мнение» и «транслировать желаемую позицию». Мы можем найти отражение идеологической функции в освещении событий, которые связаны с культурной, научной жизнью общества и спортом.

В 2020 году было опубликовано отечественное исследование «Имидж женских олимпийских дисциплин в гендерно-ассоциируемых видах спорта» на примере футбола и тяжелой атлетики [1]. Более чем двум сотням студентов РАНХИГС И РГСУ предложили высказать свои ассоциации и суждения об этих видах спорта, а затем на основе этого составили 40 биполярных шкал семантического дифференциала оценок.

Из анализа получившегося имиджевого профиля исследователи получили следующие результаты: «В восприятии студентов как будущих родителей женский футбол предстает с положительной стороны как «эмоциональный», «энергичный», «динамичный», «зрелищный», «доступ-

ный», «развивающийся», «достойный», «гуманный», «полезный для здоровья», «подходящий для женщин» вид спорта; с негативной стороны - как «непопулярный», «непривычный», «непрестижный», «трудный», «травмоопасный», «жесткий», «неженственный» и «низкоинтеллектуальный» вид спорта. Примечательно, что из 40 характеристик футбола лишь 16 (40%) были удостоены положительных оценок» [1].

В рамках изучения популярности женского футбола [2], был проведён опрос о том, что аудитория (преимущественно студенческая) знает о женском футболе и как к нему относится. В нём приняли участие 68 человек из России: 53 женщины и 15 мужчин. Большая часть респондентов -молодые люди от 18 до 25 лет. На вопросы отвечали жители Северо-Западного округа РФ - республики Карелия, г. Мурманска, г. Санкт-Петербурга.

Из них негативно о женском футболе (относятся «скорее отрицательно» или «отрицательно») высказались в совокупности 3% респондентов (по 1,5% соответственно). Негативные ответы дали молодой мужчина (18-25 лет), указавший в пояснении, что женский футбол - «Абсолютно унылая, несмотрибельная и ненужная вещь, как кёрлинг или бобслей» и женщина старше 65 лет, отметившая: «Считаю, что это чисто мужской вид спорта».

Цель же данного исследования - выяснить, какую же роль отечественные СМИ сегодня играют в формировании образа женского футбола в обществе.

В число текстов для анализа вошли публикации следующих отечественных СМИ: The Village, Афиша^аПу, Нож, Мел, Такие Дела, Ленат Ру., Коммерсант. Их архив позволил сформировать выборку

- они упоминают женский футбол со значимой периодичностью в период с 2017 по 2021 год, а также не обладают полярной редакционной позицией в отношении ген-дерной идентичности.

Совокупно за выбранный период вышло 100 материалов. Конечно же, в десятки раз меньше, чем о футболе на тех же площадках. 17 текстов в 2017 году, 19 - в 2018, 20

- в 2019, 13 - в 2020 и в 2021 - 31 материал.

Однозначно высказать о стабильном естественном росте публикаций за последние годы нельзя, однако можно предположить, что «Программа развития футбола ФИФА» 2020 года, согласно которой заявлена поддержка женского футбола и проекты, созданные в рамках новой доктрины, увеличили репрезентацию женского футбола в СМИ практически на треть.

Мы разделили на три группы: новости, статьи и интервью. Группирование текстов по жанрам позволяет сфокусироваться на стиле освещения женского футбола.

Новостные материалы очевидным образом связаны с инфоповодами, то есть с событиями действительности, так как их основная функция - информирование. Однако такие тексты играют не менее важную роль в формировании образа явления в обществе: именно они создают информационный фон наиболее широкой аудитории. Новостных материалов в нашей выборке подавляющее большинство - 75%. На аналитические материалы (статьи и интервью) приходится всего четверть всех публикаций - 25%.

Подавляющее большинство новостей посвящены событиям, связанным с дискриминацией - часто пишут о низких зарплатах футболисток в сравнении с коллегами-мужчинами, социальных программах поддержки женского футбола, женских

фигурах в мужском футбольном сегменте и о нападках со стороны футбольных болельщиков-мужчин. Так одна из новостей «АфишиЛаПу» [3] описывает бурное сетевое обсуждение того, как вратарь женского «Реала» сравнила свою реакцию на сейв с реакцией футболиста мужчины и получила осуждение в сети. Издание «Лента.ру» отличилось в своих новостях упоминанием российских и иностранных спортсменок в контексте их сексуальной ориентации [4; 5]. Этот пример показателен, поскольку ставя вопрос о женщинах в футболе, редакция заведомо противопоставляет понятия женской гендерной идентичности и футбола.

Гендер - мнение о том, как представители обоих биологических полов должны с социальной точки зрения проявлять себя в обществе. Отсюда и термин «гендерно-ассоциируемые виды спорта», то есть те, что тесно связаны с одним из гендеров в представлении массовой аудитории. К ним мы можем отнести и футбол. Женский футбол всё еще остается если не стигматизированным, то, по крайней мере, вторичным по отношению к своему мужскому воплощению.

Так в некоторых материалах футбол упоминается героями в контексте гендера как мужской признак так же, как мы могли бы упоминать вторичный половой признак, говоря о биологическом поле [6].

Также в новостных материалах о женском футболе, даже в деловом «Коммерсанте» [7], можно встретить сексуализа-цию спортсменок - типичные новости об эротических фото сессиях футболисток. Всего четверть материалов приходится на аналитические - статьи и интервью. На их тематику сильнее влияет направление издания [8].

Региональные редакции «The Village» рассказывают о женском футболе в контексте городских событий: сообщали о мероприятиях, на которых обсуждается тема женского футбола и создавали гайды о том, где девочки в городах России могут заниматься футболом [9].

Материалы «АфишаЛаПу» стоит отметить гуманистическим подходом к репрезентации женского футбола - в издании

опубликовано наибольшее число интервью Не в каждом крупном федеральном

с женщинами, имеющими непосредствен- СМИ найдется в архиве хотя бы одна но-ное отношение к российскому футболу - вость о женском футболе, а тем более в спортсменками, тренерами, арбитрами. выбранный временной промежуток. О Даже ретроспективная статья о развитии непосредственных спортивных достиже-футбола в России сопровождается ниях футболисток в отечественных СМИ

Немногочисленные статьи, опублико- пишут крайне редко, главным предметом ванные на «Ленте ру», не отличаются та- освещения остается дискриминация. В ма-кой же ироничностью, что и новости. От- териалах футболистки частенько высту-нюдь, при углублении в тему редакция не пают в качестве примера бунтарства про-позволяет себе неоднозначные заголовки и тив гендерных стереотипов, поскольку ракурсы. Что характерно так же, в заголо- футбол воспринимается общественным вок всех статей выносятся цитаты, отра- сознанием как один из признаков мужско-жающие дискриминацию женщин в том го гендера.

или ином отношении- За счет конфликта в темах, принципах и

Вывод. Вопреки гипотезе, большая задачах новостных и аналитических мате-часть материалов посвящена российским риалов (в том числе и одних СМИ) созда-персонам и инфоповодам: только 36% ма- ется противоречие в восприятии женского териалов рассказывают о зарубежных со- футбола: «Женский футбол - это круто для бытиях и персонах. тех, кто хочет манифестировать свою

эмансипацию».

Библиографический список

1. Степанова О.Н., Мореев Д.О., Степанова Д.П., Латушкина Е.Н. Имидж женских Олимпийских дисциплин в гендерно-ассоциируемых видах спорта // ТиПФК. - 2020. -№7.

2. Соловьева Н.В. К вопросу о популярности женского футбола // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - №1-3.

3. Корниенко В. Футболистку затравили за сравнение себя с игроком Реала. Он вступился за нее и запустил флешмоб // АфишаЛаПу. 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://daily.afisha.ru/news/49215-futbolistku-zatravili-za-sravnenie-sebya-s-igrokom-reala-on-vstupilsya-za-nee-i-zapustil-fleshmob/

4. Футболистка сборной России показала поцелуй с девушкой // Lenta.ru. 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2021/12/09/karpova/

5. Байден поздравил обручившихся футболистку и баскетболистку из США // Lenta.ru. 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2020/11/01/pozdravleniya/

6. Мороз Л. «Эта часть идентичности мне не нужна»: кто такие агендеры и как с ними правильно общаться // Нож. 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knife.media/agenders/

7. Не просто красавицы // Коммерсантъ. 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4910758

8. Ремизова Е. Футболисткам укрепляют защиту // Коммерсантъ. 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4575533?query=женский%20футбол

9. В Нижнем пройдут открытые тренировки по женскому футболу // The Village. 2021. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.the-village.ru%2Fshorts%2Fv-nizhnem-proydut-otkrytye-trenirovki-po-zhenskomu-futbolu&cc_key=

THE IMAGE OF GENDER-ASSOCIATED SPORTS IN THE DOMESTIC MEDIA ON

THE EXAMPLE OF FOOTBALL

A.S. Petrova, Student N.V. Solovieva, Senior Lecturer Petrozavodsk State University (Russia, Petrozavodsk)

Abstract. The article analyzes a number of publications of the domestic media from 2017 to 2021. The genre affiliation and themes of the materials, as well as the main specifics of women's football coverage are highlighted. The main task is to find out what role the domestic media play today in shaping the image of women's football in society.

Keywords: women's football, mass media, gender-associated sports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.