Научная статья на тему 'Образ Екатеринбурга: от истории к современности'

Образ Екатеринбурга: от истории к современности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2137
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ТЕРРИТОРИЙ / ГОРОДСКИЕ БРЕНДЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА / IMAGE OF TERRITORIES / URBAN BRANDS / REGIONAL IDENTITY / CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беляева Мария Алексеевна

Рассмотрен имидж Екатеринбурга в исторической ретроспективе на фактическом материале: как «город-завод» превращается в «город-предприниматель»; как новые бренды дополняют или сменяют традиционные; как город использует имеющиеся ресурсы в незримой конкурентной борьбе за право носить неформальные статусы «столица Урала» и «третья столица России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of Yekaterinburg: from history to the present

The author considers the image of Ekaterinburg in historical retrospect and shows the actual material as «city-plant» turns into a «city-entrepreneur», as new brands supplement or replace traditional, as the city uses available resources in an invisible competition for the right to wear informal status is «the capital of Ural» and «the third capital of Russia».

Текст научной работы на тему «Образ Екатеринбурга: от истории к современности»

УДК 130.2(091)

М.А. Беляева

Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ)

Екатеринбург. Россия

Образ Екатеринбурга: от истории к современности

Рассмотрен имидж Екатеринбурга в исторической ретроспективе на фактическом материале: как «город-завод» превращается в «город-предприниматель»; как новые бренды дополняют или сменяют традиционные; как город использует имеющиеся ресурсы в незримой конкурентной борьбе за право носить неформальные статусы - «столица Урала» и «третья столица России».

Ключевые слова и словосочетания: имидж территорий, городские бренды, региональная идентичность, культура.

M.A. Belyaeva

Ural State Pedagogical University

Ekaterinburg. Russia

Image of Yekaterinburg: from history to the present

The author considers the image of Ekaterinburg in historical retrospect and shows the actual material as «city-plant» turns into a «city-entrepreneur», as new brands supplement or replace traditional, as the city uses available resources in an invisible competition for the right to wear informal status is «the capital of Ural» and «the third capital of Russia».

Keywords: image of territories, urban brands, regional identity, culture.

В последние годы обозначился явный интерес к проблемам конструирования имиджа территорий, сохранению и трансляции исторической памяти, разработки программ формирования региональной идентичности. Изменившаяся государственная политика - от стихийных процессов бренда-образования к управляемым -пока носит больше декларативный характер и в своем деятельном воплощении касается, главным образом, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), городов-столиц национальных республик (Казань, Грозный). Но постепенно и другие региональные центры включаются в процесс целенаправленного строительства узнаваемого имиджа, среди них и Екатеринбург.

В ряду российских мегаполисов Екатеринбург (с 1924-1991 гг. - Свердловск) занимает свое почетное четвертое место по численности населения. По состоянию на 1 января 2015 г. численность населения составила 1 461 372 человека [7].

Беляева Мария Алексеевна - д-р культурологии, доцент, профессор кафедры социальной работы; e-mail: 2012marysia@mail.ru.

Впервые число жителей превысило миллион в 1967 г. [2], и город оказался в списке первых российских городов-миллионщиков.

В качестве конкурентных преимуществ Екатеринбурга (в народной топонимике - «Ёбург»), как правило, выделяют географическое положение - на границе Европы и Азии (расстояние до Москвы 1667 км, до Владивостока - 7635 км), обеспеченность природными ресурсами, в том числе водными и энергетическими, высокий научный и кадровый потенциал, высокую инновационную и деловую активность. С 2000 г. Указом Президента РФ Екатеринбург наделен статусом центра Уральского федерального округа. В городе расположены 35 территориальных органов федеральной власти, чья юрисдикция распространяется не только на свердловскую область, но и на другие регионы Урала, сибири и Поволжья, также штаб объединенного стратегического командования «Центр» и Президиум Уральского отделения российской академии наук.

На официальном портале Екатеринбурга отмечается, что на протяжении последних лет город демонстрирует высокие темпы роста. Социально-экономические успехи - это результат совместной работы городского сообщества в рамках реализации Стратегического плана развития Екатеринбурга [9]. Наличие такого рода документа, как руководство к действию, подтверждает известную в имидж-маркетинге закономерность, что конкурентные преимущества территории существенно возрастают в процессе целенаправленного формирования имиджа, который должен базироваться, с одной стороны, на пиар-активности, способной ярко и напористо презентовать регион, а с другой - на реальных особенностях и ресурсах. Кратко обозначим исторические особенности развития города, чтобы понять основные направления формирования имиджа в настоящем и ближайшем будущем.

Город основан как город-завод (Верх-Исетский завод) на реке Исеть в 1723 г. и назван в честь императрицы Екатерины I и покровительницы горных ремесел Святой Великомученицы Екатерины. В 1781 г. уже Екатерина II даровала этой территории статус города.

Строительство Екатеринбурга шло согласно генеральному плану, разработанному по лучшим образцам фортификационного искусства Германии, Нидерландов и Франции. Европейский характер города отразился в его названии и планировке. Сам Екатеринбургский завод в первые годы работы превосходил по технологической оснащенности все иные металлургические предприятия не только страны, но и мира.

изначально Екатеринбург возводился как столица горнозаводского края, раскинувшегося на громадной территории по обе стороны Уральского хребта, в двух частях света - Европе и Азии. Сегодня условная географическая граница Европы и Азии находится в нескольких километрах от города и является оборудованным знаковым местом, посещение которого входит в ритуальные выезды свадебных эскортов. Подобная особенность есть у нескольких городов Урала в силу их расположения, однако именно Екатеринбург стал городом-ключом к бескрайней и богатой Сибири, т.к. во время правления Екатерины II через молодой город проложили главную дорогу российской империи, которая к западу от Екатеринбурга называлась Московским трактом, а к востоку - Большим Сибирским. Эти назва-

ния сохраняются и по сей день, а город принял на себя миссию служить «окном в Азию», подобно тому, как Петербург был российским «окном в Европу».

В 1807 г. роль столицы горнозаводского края была подтверждена присвоением ей статуса единственного в России «горного города». Основой славы и процветания Екатеринбурга того времени была продукция «железоделательных заводов». Листовое кровельное железо, появившееся в начале XIX в., покупали Англия, Франция, Испания и их колонии. В торговом мире это железо было известно как «яковлевское» (в 1774 г. Верх-Исетский завод был продан графом Р. Воронцовым С. Яковлеву - петербургскому миллионеру), оно имело клеймо «А.Я. Сибирь» с изображением соболя и высоко ценилось за свои качества: «по сто лет на крыше стояло и выдерживало до двенадцати сгибов» [5].

Во второй половине XIX в. Екатеринбург стал центром производства горного и металлургического оборудования. Здесь производились паровые котлы, переносные железные дороги, рудодробилки, шахтовые насосы, паровые подъемники, локомотивы и другие механизмы. 22 августа 1894 г. на Верх-Исетском заводе начала работать первая мартеновская печь. К началу Первой мировой войны завод первым в России перешел к выпуску стали для снарядных установок [5]. Сегодня Верх-Исетский завод - успешно действующее предприятие Екатеринбурга, с почти 300-летней историей. Его старинные производственные корпуса и заводская плотина превратились в знаковые исторические места города («Плотинка»), где проводятся официальные церемонии и массовые праздничные гуляния.

Во XIX в. город пережил золотую лихорадку, что привлекло сюда старателей из разных мест. В 1802 г. А.С. Ярцов, один из специалистов горнозаводского дела на Урале, управляющий всеми рудниками и заводами, утверждал, что в районе Екатеринбурга золото можно встретить повсюду, «...а самоцветы «плывут гуще моря и длиной в локоть» [4]. Золото в окрестностях добывают по сей день (г. Березовский), закрытым шахтным способом с большой глубины.

В 1831 г. в регионе были открыты изумрудные копи, которые оказались невероятно богатыми и разрабатываются до сих пор. Кроме того, были открыты месторождения сапфиров, аквамаринов, алмазов и других драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней. Работы уральских художников по камню прославились во всем мире. Например, к открытию Всемирной выставки в Париже в 1900 г. екатеринбургские мастера сделали карту Франции из драгоценных камней. Обозреватель выставки пишет об этом следующее: «В одном из зданий на площади Инвалидов огромная толпа всегда стоит перед картою Франции, исполненною в Екатеринбурге из уральских драгоценных каменьев. Карта вделана в раму из серой яшмы и имеет вид квадрата в 1 1/2 аршина ширины и длины (примерно 97 сантиметров). Окружающее Францию море представлено пластинками светло-серого мрамора, а отдельные департаменты - яшмами разного цвета. На карте обозначено 105 городов Франции. Париж обозначен большим рубином, Гавр - изумрудом, Руан - сапфиром, Лилль - фенакитом... Прочие города означены аметистами, турмалинами и горным хрусталем. Названия городов начертаны золотом, реки обозначены вкрапленными в яшму платиновыми жилками» [4].

Таким образом, добыча и обработка драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, а также производство чугуна и стали, горного и металлургического оборудования - это традиционные производственные бренды Екатеринбурга, имевшие всемирную известность.

К началу XX в. город представлял собой крупный промышленный, торговый и финансовый центр. Особую роль в развитии города сыграл бум железнодорожного строительства. именно в Екатеринбурге сошлись дороги на Пермь и Нижний Тагил (сейчас это второй по численности город в Свердловской области), а дорога на Челябинск обеспечила Екатеринбургу выход на Транссибирскую магистраль. Благодаря этим линиям установились постоянные экономические связи с другими районами страны, и Екатеринбург утвердился в роли «столицы Урала».

В годы социалистической индустриализации этот неформальный статус получил новые подтверждения. В городе начинают работать крупнейшие в мире металлургические и машиностроительные заводы: Уралмаш, Уралтрансмаш, Уралхиммаш, Уралэлектротяжмаш.

Возведение индустриального гиганта, «завода заводов» - Уралмаша (Уральского завода тяжелого машиностроения) началось в 1928 г. на северной окраине города. и вместе с ним выросли новые жилые кварталы, которые с современных позиций оцениваются как уникальный социально-архитектурный эксперимент. речь идет о строительстве «соцгородка», состоящего из комплекса «жилкомбинатов» - домов-коммун для рабочих, воплощавших в себе концепцию идеального города и построенных в стиле конструктивизма, который имеет глубокие корни в русском авангардном искусстве и, по словам С.О. Хан-Магомедова, является важнейшим архитектурным достижением России в целом и Урала в частности [11]. Позднее началось строительство соцгородков в районах предприятий Вторчермет (1929 г.), Эльмаш (1932 г.), Химмаш (1934 г.). В мировой практике редко встречаются примеры возведения городов в столь короткие сроки и по единому плану. В этом историческая уникальность Екатеринбурга. Масштабное строительство соцгородков и конструктивистская застройка центра города демонстрируют имиджевые цели и наличие столичных амбиций города.

Сегодня «столичность» можно проследить в стремлении к высокоэтажной застройке, созданию особой территории - «бизнес-сити-Екатеринбург» - комплекса высотных зданий, которые в будущем (район еще строится) должны стать центром деловой жизни на подобии аналогичных районов Лондона, Москвы и т.д. Амбиции проявляются в проведении таких знаковых мероприятий, как ежегодная международная промышленная выставка «Иннопром», саммиты Россия-ЕС, а также стран участниц ШОС. Если изучить общественное мнение, то больше половины опрошенных горожан (54%, по данным Е.В. Ракевич [8. С. 377]) считают Екатеринбург третьей столицей России, и их не смущает наличие только одной ветки метро (9 станций). Такая «нескромная» региональная идентичность базируется, в том числе, на достижениях прошлого.

В 1923 г. Екатеринбург стал официальной столицей Уральской области, а после ее раздела в 1934 г. получил статус административного центра Свердловской области. Помимо многочисленных промышленных предприятий, многоэтажного

строительства и быстро развивающейся сети общественного транспорта Свердловск на тот момент обладал и культурными достижениями: работал драматический театр, филармония, цирк и даже зоопарк [2]. Волна эвакуации в годы Великой Отечественной войны послужила новым импульсом развития. В Свердловске оперативно разворачивалось производство на эвакуированных предприятиях, появились новые музеи и театры; на окраинах выросли жилые районы для работников эвакуированных предприятий.

В послевоенный период город продолжает занимать ведущее положение в ключевых отраслях государственной экономики: добыча полезных руд, металлообработка, машиностроение. Обилие производств и научных центров, связанных с оборонной промышленностью, делало город «закрытым» для иностранцев. Это ограничение было снято в начале 90-х гг., город вернул себе прежнее имя и стал свободным от ряда административных барьеров. Как оборотная сторона этой свободы, в «лихие 90-е» город имел криминальный образ - «бандитский Екатеринбург», «родина ОПС «Уралмаш», и, несмотря на такую «славу», в некоторых слоях общества присутствует ностальгия по тем временам.

Если «открытый город» в физической реальности - это обеспечение возможности его посещения, знакомства с особенностями жизни, то в символическом смысле -«...это трансформация все множащихся знаков реальности, запечатленных в сознании жителей и гостей города» [6. С. 19]. Какие новые «знаки реальности» появились, какие новые бренды формируют имидж города сегодня?

За последние 20 лет Екатеринбург кардинально изменился. Из центра исчез деревянный частный сектор (к сожалению, в том числе и некоторые архитектурные памятники), выросли новые кварталы, предлагающие современное жилье, офисные и торгово-развлекательные комплексы, комфортабельные гостиницы, в том числе мировых брендов (Hyatt и др.).

Среди новостроек центра города выделяется «Бизнес-центр Высоцкий» -52 этажа, имеющий сертификат «Книги рекордов и достижений России» с включением в Книгу Рекордов Гиннеса в номинации «Самый высокий многофункциональный комплекс в Урало-Сибирском и Центрально-Азиатском регионах» [3]. Ежегодно проводится (5 сентября) забег на небоскреб, хотя идея такого спортивного шоу заимствована, но для города новая. В здании есть панорамный ресторан, имеется одноименный отель, ставший лауреатом ежегодной профессиональной премии за достижения в области роскоши «Luxury Lifestyle Awards 2014» в номинации «Бутик-отель класса люкс». Создан музей Владимира Высоцкого (вход - бесплатный), а рядом, еще до появления высотки, был установлен популярный в народе памятник поэту и его музе - Марине Влади. Этот музейно-выставочный проект сделан в дополнение к масштабному бизнес-проекту для поддержания нового бренда, т.е. был применен типичный инструмент эффективного «нейминга», взятый из теории и воплощенный на практике. музей Высоцкого имеет в экспозиции подлинные личные вещи поэта, подаренные музею членами семьи. Высотное первенство, ресторан, музей и плюс наличие эффектной смотровой площадки позволили бизнес-центру выделиться и войти в список обязательных для посещения городских достопримечательностей.

У города появился современный и просторный аэропорт «Кольцово», хорошая скоростная дорога к нему, называемая в народной топонимике «Россельбан», в благодарность губернатору (1995-2009 гг.) Э.Э Росселю. В то же время город стал «тесным», столкнулся с проблемой «пробок», парковок, острым дефицитом зеленых зон, низким качеством воды и воздуха, большим количеством иммигрантов, превративших один из жилых районов города - «Сортировку» - в свое гетто. Эти и другие городские проблемы типичны для крупных городов России и требуют креативных решений.

«Правильный», по-немецки выверенный план у Екатеринбурга был не только в начале. В уже упомянутом Стратегическом плане будущее города видится как «формирование межрегионального инновационно-ориентированного промышленно-финансового центра как основы роста диверсифицированной экономики города» [9]. Благодаря наличию такого плана и его последовательной реализации в 2011 г. международная консалтинговая компания McKinsey включила Екатеринбург в список городов («City-600»), которым отводится лидирующая роль в мировом развитии. В 2007 г. туда вошло 13 российских городов, но в 2025 г., по мнению аналитиков, там останутся только 5 из них, в том числе Екатеринбург [1. С. 270]. Город помнит и гордится своим индустриальным прошлым, но ищет новые имиджевые ориентиры как крупнейшего логистического центра на пути «Европа-Азия», как города с благоприятным предпринимательским климатом.

Екатеринбург участвовал в конкурсе на проведение «Экспо-20» наряду с Дубаем, но не выиграл. Если знать историю строительства выставочного центра «Екатеринбург-Экспо» и полученный результат, заявленный как базовая площадка для всемирной выставки, то сама идея участия в конкурсе покажется сумасшедшей. Зато город вошел в число городов, принимающих участников футбольного чемпионата мира 2018 г., поэтому возникла потребность в реконструкции Центрального стадиона - памятника архитектуры, одного из уникальных конструктивистских объектов. Первая реконструкция позволила сохранить фасад здания, но не удовлетворила требованиям ФИФА, теперь начата еще одна глобальная реконструкция с непредсказуемыми последствиями и огромными затратами.

Действия власти по формированию имиджа города эмоционально обсуждаются на городских интернет-форумах, самый известный из них - «E1.RU», среднесуточная аудитория которого превышает 400 тыс. пользователей.

Город стремится быть «быстрее, выше, сильнее» («Citius, Altius, Fortius!»), и этот олимпийский девиз затрагивает все сферы. Политика «реконструктивного укрупнения» коснулась и системы образования: были объединены УрГУ (Уральский государственный университет им. А. Горького) и УПи (Уральский политехнический институт им. Кирова), в результате слияния двух главных городских вузов советского периода возник новый бренд - Уральский федеральный университет (УрФУ) им. Б. Ельцина, Университет активно продвигает свое новое имя и на данный момент входит в топ-10 ежегодного рейтинга вузов России агентства «Эксперт РА».

Первый президент новой России Борис Ельцин - это самый мощный постсоветский бренд Екатеринбурга в категории «персоны». Помимо университета его именем названа улица, маленькая, но центральная, где расположилась вся власть в непосредственном соседстве с бизнесом и культурой. Именно на этой улице находятся здания правительства Свердловской области и Областной думы, строится ультрасовременный высотный деловой квартал, возвышается помпезное здание драмтеатра, возведенное на излете советских времен, и располагается прогулочная зона набережной реки Исеть с прекрасными видами центра города.

В Екатеринбурге установлен памятник Б.Н. Ельцину, на который неоднократно совершались покушения вандалов. Регулярно проводятся спортивные мероприятия, связанные с именем первого президента (например, Международный турнир по волейболу среди женских команд на Кубок Ельцина; детские и взрослые теннисные турниры всероссийского масштаба). В городе активно работает «Фонд им. Б. Ельцина», вкладывающий средства в том числе в образовательные и культурные проекты. И хотя имя Ельцина по-разному откликается в сердцах его земляков, но этот противоречивый бренд, полагаем, надолго прописался в Екатеринбурге, тогда как мирные и гламурные персоны типа «Мисс Россия 2015» - София Никитчук -это бабочки-однодневки.

У города есть и новый кандидат для политического брендинга - Евгений Ройз-ман - скандальный мэр Екатеринбурга, выбранный электоратом вопреки всяким прогнозам. В отличие от Ельцина, чье влияние на культуру и формирование имиджа города проявляется больше в «постбытии» силами его родственников и сторонников. Ройзман уже прочно вошел в историю города, будучи одним из основателей общественного движения - «Город без наркотиков», деятельность которого имела большой резонанс в СМИ, как отрицательный, так и положительный. В настоящее время Евгений Вадимович проявляет себя не только на социальном поприще в должности Главы Екатеринбурга - Председателя городской думы, но и на культурном, реализуя ряд интересных проектов. Он - писатель и поэт, член Союза писателей, книгоиздатель, коллекционер, почетный член Российской академии художеств. Еще в конце 90-х гг. на базе личной коллекции им был создан частный музей Невьянской иконы (бесплатный для посещения). В этом году мэр передал большую личную коллекцию картин в жанре «наивного искусства» городскому музею изобразительных искусств. Заметное стремление Ройзмана, обладающего габитусом «мачо» и демонстрирующего «пацанские ценности» (когда справедливость выше закона), запомнится народу не только в героическом образе «борца с наркотиками» или в скандальном образе «всенародно избранного мэра», но и в образе мецената, ценителя и творца прекрасного, идущего по стопам братьев Третьяковых и умножающего славу своего города.

Если относительно фигуры мэра можно спорить, бренд это или не бренд, то самый бесспорный и раскрученный из постсоветских брендов имеет историческую основу и связан с пребыванием и гибелью в Екатеринбурге Николая II. В пригороде, в урочище Ганина Яма, на месте первого захоронения останков царя и других членов царской семьи был создан одноименный мемориально-храмовый комплекс. О трагическом событии 1918 г. рассказывают экспозиции в ряде город-

ских музеев, построен православный храм - «Храм-на-крови» (2003 г.) и возведен памятник - скульптурная группа царской семьи (автор - К. В. Грюнберг), расположенные вблизи места гибели, где стоял дом инженера Ипатьева. Дом был снесен в 1977 г. (как раз в эпоху правления Ельцина, когда он был первым секретарем Свердловского обкома КПСС) и разобран «на сувениры»: паркет, ручки от дверей, чугунное литье и даже сохранный кирпич переехали на дачи соответствующих «ответственных работников».

«Храм-на-крови», учитывая его внушительные размеры, удобное месторасположение (в центре, на возвышении), стал главным православным храмом города, а горожане признали в нем визуальный символ, который прочно ассоциируется с Екатеринбургом (47% респондентов, по данным Е.В. Ракевич [8. С. 376]).

На фоне историко-мемориальных и политических брендов Екатеринбурга события, имена, места, относящиеся к культурной жизни города, выглядят не так ярко, хотя здесь в каждой нише искусства и около него есть свои «столпы». Например, в живописи - Виталий Волович и Михаил Брусиловский; в современном искусстве -Уральская биеннале современного искусства [10], в этом году она проводится в третий раз и нацелена на презентацию бренда «Конструктивизм Екатеринбурга»; в любимом народом музыкальном жанре «шансон» Екатеринбург представляет Александр Новиков; в театральном деле - Николай Коляда и одноименный театр; среди театров есть и другие, с сильным советским прошлым и динамичным настоящим - Свердловская муз-комедия и значительно более молодой, почти ровесник новой России - Екатеринбургский театр кукол; среди новых кинорежиссеров с екатеринбургской пропиской - Алексей Федорченко, обласканный призами многих кинофорумов за свои небанальные фильмы. Появились и другие позитивные, неожиданные бренды, отражающие именно культурную жизнь города, но они касаются определенных сообществ и не имеют универсального звучания.

Итак, бренды территорий - это «строительный материал» для создания целостного образа - имиджа места. Возможности административных центров значительно больше по сравнению с иными городами России.

За неполную 300-летнюю историю у Екатеринбурга сложился ряд брендов, связанных с природными ресурсами территории и ее постоянно наращиваемым производственным потенциалом. С производственной жизнью города связано появление архитектурного и одновременно социокультурного феномена «соцгородков». Многочисленные, отдельно стоящие здания и целые архитектурные комплексы в центре города и на его бывших окраинах, выстроенные в стиле «конструктивизм», представляют собой пример нераскрученного и неоцененного бренда, сохранение которого находится под угрозой.

Среди новых постсоветских брендов, активно продвигаемых в СМИ, следует назвать: исторический «кровавый бренд», связанный с гибелью царской семьи; политический бренд Ельцина как символа постсоветской России; политический бренд Ройзмана как отражения гражданского самосознания екатеринбуржцев; высотное здание-рекордсмен «Бизнес-центр Высоцкий» как символическое воплощение высокой деловой активности города; наконец, самый крупный вуз города и Урала -УрФУ - гарант сохранения научного и кадрового потенциала региона. Бренды,

демонстрирующие культурный потенциал города, «спрятаны» гораздо глубже и по своей известности не могут сравниться с вышеперечисленными, в том числе потому, что сложившиеся практики территориального брендинга традиционно ориентированы больше на сферы производства, экономики и политики, нежели культуры. В целом, Екатеринбург обладает столичными амбициями, а его образ находится на пути трансформации «города-завода» в «город-предприниматель».

1. Важенина, И.С. Имидж, репутация и бренд территории / И.С. Важенина. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. - 408 с.

2. Город труженик // Информационный портал Екатеринбурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ekburg.ru/aboutcity/history/gorod-truzhennik/

3. Достижения и награды // БЦ «Высоцкий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://visotsky-e.ru/biznes-tsentr/dostizhenie-i-nagrady.html

4. Золотая лихорадка //Информационный портал Екатеринбурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ekburg.ru/aboutcity/history/zolotaya-lihoradka/

5. История Верх-Исетского района // УДОМА66.РУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.udoma66.ru/content/news/?ELEMENT_ID=11283

6. Мурзина, И.Я. Открытый город как культурно-образовательное пространство / И.Я. Мурзин // Реалии новой культуры открытого города: материалы всерос. конф. -Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2014. - 192 с.

7. О городе. Население // Информационный портал Екатеринбурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ekburg.ru/aboutcity/population/

8. Ракевич, Е.В. Имидж Екатеринбурга: структура и потенциал / Е.В. Радкевич // Современный город: социальность, культуры, жизнь людей: матер. междунар. конф.: в 2 т. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2014. Т. 1. - С. 375-378.

9. Стратегический план развития Екатеринбурга // Информационный портал Екатеринбурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://екатеринбург.рф/officially/ strategy_plan/

10. Уральская биеннале современного искусства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uralbiennale.ru/

11. Хан-Магомедов, С.О. Архитектура советского авангарда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.alyoshin.ru/Files/publika/khan_archi/khan_archi_1_000.html

© Беляева, М.А., 2016

Для цитирования: Беляева, М.А. Образ Екатеринбурга: от истории к современности / М.А. Беляева // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2016. - № 1. - С. 119-127.

For citation: Belyaeva, M.A. Image of Yekaterinburg: from history to the present / M.A. Belyaeva // The Territory Of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. - 2016. - № 1. - P. 119-127.

Дата поступления: 01.02.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.