Научная статья на тему 'Образ Эдипа в античной мифологической традиции'

Образ Эдипа в античной мифологической традиции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
915
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / ЭДИП / АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ / ОБРАЗ ЭДИПА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Окунцев Д. С., Трофимов М. П.

Цель данного исследования проследить метаморфозы образа Эдипа в античной мифологической традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ Эдипа в античной мифологической традиции»

Владислав Моес, нашедший себя в персонаже Тадзио из «Смерти в Венеции», и Франц Вестермайер в роли авантюриста Феликса Крауна, и Пауль Эренберг, персонализированный в Руди Швердтфегера из «Доктора Фаустуса». Так, у Манна античность преобладает в жизни, а гомосексуализм - в творчестве. И это понятно. Если для Винкельмана, Гёте, Шиллера Эллада есть тайна человечества, то для поколения Манна Эллада — в лучшем случае тайна Европы, античность, как само собой разумеющееся (Аверинцев, 1979).

Развитие демократических ценностей, таких как равенство, способствовало большей терпимости, а научные исследования Крафт-Эббинга, Хиршфельда и Хевлока Эллиса - принятию в себе гомосексуальных и гомоэротических сущностей. Именно благодаря эллинизации культуры, эллинизации гомосексуализма, были переосмыслены многие нравственные ценности и общественные устои. И теперь мы можем более объективно посмотреть на Древний Мир, не идеализируя его или опошляя, связывая наше настоящее непременно с нашим прошлым и видя в этом бесконечную историческую и культурную взаимосвязь.

Список литературы

Аверинцев, С. Образ античности в западноевропейской культуре XX в. Некоторые замечания. В сб.: Новое в современной классической филологии (ред. С.С. Аверинцев). - М., 1979.

Кон, И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. Изд. 2-е, переработанное. - М., 2006.

Кравченко, А.И. Культурология. - М., 2001.

Эллман, Ричард. Оскар Уайльд: биография. - М., 2000.

Ресурсы сети Интернет

Брицкая, Т. Пушкинский мир в творчестве Софии Парнок // http://www.silverage.ru/stat/parnok pushkin.htm

Панова, Л. «Александрийские песни» Михаила Кузмина: гомоэротический сценарий. Az.Gay.Ru

Окунцев Д.С., исторический факультет Научный руководитель: ст. преп. М.П. Трофимов

Образ Эдипа в античной мифологической традиции

Филологи, философы и поэты разных эпох усматривают в образе Эдипа не просто исключительную литературную удачу, но, что особенно важно, поэтическую реализацию смыслового содержания целой эпохи. В XIX в. появилось целое направление так называемых «трагедий рока».

Цель данного исследования - проследить метаморфозы образа Эдипа в античной мифологической традиции.

Миф, положенный в основу многочисленных трагедий об Эдипе, известен еще из гомеровских поэм, где он, однако, не получает столь

мрачного завершения. Хотя Эдип по неведению и женился на собственной матери (эпос называет ее Эпикастой), боги вскоре раскрыли тайну нечестивого брака. Эпикаста, не вынеся страшного разоблачения, повесилась, а Эдип остался царствовать в Фивах, не помышляя о самоослеплении (Од. XI, 271 - 280). В других произведениях (Ил. XXIII, 679) сообщается о надгробных играх по павшему Эдипу, - вероятно, он погиб, защищая свою землю и свои стада от врагов (Гес. Т. и Д, 161 - 163).

Дальнейшее развитие, по утверждению С. Аверинцева (Аверинцев, 1972, с. 90), миф получил в не дошедшей до нас киклической поэме «Эдиподия» (VTI - VI вв.), о которой мы знаем очень немного. Но один момент из нее очень важен: четверо детей Эдипа (Этеокл, Полиник, Антигона, Йемена) родились от брака не с Эпикастой, а с некоей Евриганеей, взятой Эдипом в жены после смерти Эпикасты. Таким образом, в «Эдиподии» над детьми не тяготело проклятие рожденья от инцестуозного брака, почему еще в V в. акрагантский правитель Ферон без всяких оговорок возводил свою родословную к Полинику.

По-видимому, Эсхил был первым автором, который, отступив от эпической версии, развил мотив инцестуозного брака, сделав Этеокла и Полиника, Антигону и Йемену детьми Эдипа от собственной матери. В этой связи важно отметить, что в пророчествах совершенно отсутствует предостережение, которое могло бы быть адресовано супруге Лаия, — опасаться соединения с могущим родиться сыном, да и у Софокла предсказание о женитьбе на матери получает только Эдип. Иокаста о предстоящем ей позорном союзе ничего не знает. Отсюда следует вывод, что первоначальным содержанием мифа об Эдипе была встреча не знающих друг друга отца с сыном, обычно кончающаяся гибелью отца.

В греческой мифологии известны и другие примеры этого мотива (смерть Одиссея от не узнанного им собственного сына Телегона; гибель критского царя Катрея от руки сына, пытавшегося спастись от ужасного пророчества бегством на о. Родос). Также увлекающий современных психоаналитиков инцестуозный брак сына с матерью появляется как драматический мотив вероятно не раньше, чем у афинских трагиков. Женитьба Эдипа на Иокасте становится следствием спасения Фив: освободив город от Сфинкса, Эдип получает в награду трон и руку овдовевшей царицы.

По традиционной версии, прислужники Лаия бросили ребенка с проколотыми сухожилиями ног в диком ущелье и только случайно его нашли пастухи Полиба или неизвестный путник. У Софокла здесь исключаются всякие посредники между подбросившим ребенка и принявшим его. Таким образом, совмещение в персонаже старого пастуха — свидетеля убийства Лаия и слуги, передавшего ребенка из рук в руки коринфскому пастуху, -нововведение Софокла, позволившее ему построить трагическое узнавание Эдипа.

По утверждению С. Аверинцева (Аверинцев, 1972, с. 90), название трагедии «Эдип» засвидетельствовано еще более чем для десятка афинских трагиков, от произведений которых на эту тему ничего не дошло.

В Риме к образу Эдипа обращались Юлий Цезарь, но его трагедия, к сожалению, не сохранилась (Светоний, 1990, с. 27), и Сенека - единственный автор, кроме Софокла, чья трагедия уцелела до наших дней.

Мы склонны согласиться с А.И. Любжиным (Любжин, 2000, с. 126) в том, что в построении своей трагедии Сенека повторил все основные элементы Софоклова шедевра, но образ главного героя у него существенно отличается. Эдип у Сенеки намного мрачнее, у него нет гордости и открытости, нет стремления к благу страны, ему приписаны черты тирана. В трагедии Сенеки утрачен драматизм присущий произведению Софокла, заставлявший признать «Царя Эдипа» одной из величайших трагедий древности. Все элементы действия, заставляющие Эдипа сначала смутно подозревать о своей вине, потом, сталкиваясь с ней лицом к лицу, видеть козни врагов, сохранены и у Сенеки, но между ними разрушена связь, они не дают всей картины целиком. Отношение героев к преступлению Эдипа мягче, чем у Софокла: Иокаста снимает вину с Эдипа, ведь в том, что он совершил, виновна судьба, и сам Эдип называет свои грехи безгрешными.

В произведении «Эдип в Колоне», на наш взгляд, Софокл стремился смягчить жуткую картину судьбы «Царя Эдипа». «Эдип в Колоне» - слепой изгнанник, имя которого приводит в содрогание всех встречающихся с ним, но умирает смертью избранника богов. Вопрос о виновности героя получает здесь отрицательный ответ. Сюжет этой трагедии основан на предании о смерти Эдипа в предместье Афин - Колоне.

Образ Эдипа, вознесенного до вершин счастья и в один миг сброшенного вниз, в бездну ужаса и отчаяния, стала воплощением неотвратимости рока и бессмысленных попыток человека бороться с ним. Высшая истина проявляется в воле богов, тогда как возможности человека в этом мире весьма ограничены. Человек бессилен перед властью богов, так же как перед силой рока.

Список источников

Гесиод Труды и дни (перев. Вересаева). - М., 1990.

Гомер «Одисея» и «Иллиада» / Пер. Гнедича, Жуковского и Вересаева. -М, 1990.

Светоний, Г.Т. Жизнь двенадцати Цезарей / Пер. М. Гаспарова. - М.,

1990.

Софокл Драмы (в переводе Ф.Ф. Зелинского / Под ред. М.Л. Гаспарова и В.Н. Ярхо. - М., 1990.

Список литературы

Аверинцев, С. К истолкованию символики мифа об Эдипе. - М., 2000.

Лосев, А.Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира: энциклопедия. - М., 1980. Т. 1.

Любжин, А.И. Герой трагедии Л. Аннея Сенеки «Эдип». - М., 1972.

Стефанов, О. Трагедия Софокла «Эдип - тиран» в новом прочтении». -М., 2007. '

Артамонова А.Е., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент В.Р. Гущин

Дельфы в межгосударственных отношениях V в. до н.э.

В настоящее время изучение международных отношений является достаточно интересной темой для исследования. Нам бы хотелось обратиться к Греции классического периода и рассмотреть позицию Дельфийской амфиктионии по отношению к Афинам и Спарте. Так как мы и ряд исследователей, занимающиеся данной проблематикой, считают эту тему достаточно интересной и дискуссионной.

Среди различных форм межплеменных и межгосударственных объединений, о которых сообщают нам античные источники, в частности Геродот (История), амфиктионии были одной из древнейших.

Важнейшей чертой, отличавшей этот тип объединения от прочих, являлось наличие у его членов общего религиозного центра, который находился на попечении амфиктионов и в котором во время специальных собраний они или их представители осуществляли совместную культовую практику.

В Древней Греции существовало много амфиктионий. Самой древней и наиболее влиятельной из них была Дельфийско-Фермопильская амфиктионии. Она образовалась из двух амфиктионий — Дельфийской при храме Аполлона в Дельфах и Фермопильской при храме Деметры.

По словам Эсхина (Бергер, 1966), в союзе участвовали 12 племен, из которых каждое имело по два голоса, несмотря на различие их силы и могущества; он называет поименно 11 племен: фессалийцев, беотийцев, дорийцев, ионийцев, перребов, магнетов, локрийцев, этейцев, фтиотов, малийцев и фокейцев. В списке Павсания (Павсаний, 2001, с. 5) названы те же племена, кроме беотийцев, этейцев и перребов и добавлены, долопы и энианы - всего 10 племен.

Верховным органом амфиктионии было общее собрание. Оно созывалось два раза в год — весной и осенью — в Фермопилах и Дельфах. Решения общего собрания считались обязательными для всех амфиктионов. Уполномоченными лицами собрания, которые фактически руководили всеми делами, были иеромнемоны, назначаемые государствами по количеству голосов амфиктионии, т.е. их было 24. Главнейшей обязанностью иеромнемонов было соблюдение «божьего мира» и устройство религиозных празднеств.

Главной целью союза было совместное почитание дельфийского бога и попечение об его святилище, члены союза заботились о благоустройстве храма, охране его сокровищ, безопасности богомольцев, являвшихся в Дельфы, неприкосновенности священных земель и пр. Эта цель видна из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.