Научная статья на тему 'Образ Джорджианы, герцогини Девонширской, в портретной живописи и биографии'

Образ Джорджианы, герцогини Девонширской, в портретной живописи и биографии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
759
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЖОРДЖИАНА / ГЕРЦОГИНЯ ДЕВОНШИРСКАЯ / БИОГРАФИЯ / ФОРМАН / ПОРТРЕТ / РЕЙНОЛДС / ГЕЙНСБОРО / XVIII ВЕК / GEORGIANA / DUCHESS OF DEVONSHIRE / BIOGRAPHY / FOREMAN / PORTRAIT / REYNOLDS / GAINSBOROUGH / 18 TH CENTURY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аюпова Камиля Фаритовна

Джорджиана, герцогиня Девонширская одна из самых популярных фигур в истории Британии середины XVIII века. Ее образ был запечатлен в работах выдающихся портретистов эпохи. В статье прослеживается влияние живописных документов на создание современной биографии. Материалом исследования послужили биография Аманды Форман (1998) и полотна Рейнолдса и Гейнсборо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Image of Georgiana, Duchess of Devonshire, in Biography and Portraiture

Georgiana, Duchess of Devonshire, was one of the most popular figures in 18 th century Britain. She was painted numerous times by the most renowned artists of the epoch. Portrait painting plays a significant role in the creation of a biographical work. The article studies the interaction of these two genres. The biography of the duchess by Amanda Foreman (1998) and her portraits by Thomas Gainsborough and Sir Joshua Reynolds are scrutinized in the article.

Текст научной работы на тему «Образ Джорджианы, герцогини Девонширской, в портретной живописи и биографии»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №3(37)

УДК 821.111:82-31

ОБРАЗ ДЖОРДЖИАНЫ, ГЕРЦОГИНИ ДЕВОНШИРСКОЙ, В ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ И БИОГРАФИИ

© К.Ф.Аюпова

Джорджиана, герцогиня Девонширская - одна из самых популярных фигур в истории Британии середины XVIII века. Ее образ был запечатлен в работах выдающихся портретистов эпохи. В статье прослеживается влияние живописных документов на создание современной биографии. Материалом исследования послужили биография Аманды Форман (1998) и полотна Рейнолдса и Гейн-сборо.

Ключевые слова: Джорджиана, герцогиня Девонширская, биография, Форман, портрет, Рей-нолдс, Гейнсборо, XVIII век.

Биография и живописный портрет, принадлежа совершенно различным сферам искусства, тем не менее обнаруживают глубинные связи на нескольких уровнях. Прежде всего можно отметить общность их цели: воссоздание образа реального человека. При этом жанры и портрета, и биографии выдвигают одно важное требование — придерживаться правды, то есть фактов. Несмотря на это, в обоих случаях творческий гений автора играет значительную роль, которая на протяжении веков нередко преуменьшалась. Обвинение в ремесленничестве было довольно распространенным в отношении и биографии, и портрета. Но «искусство портрета отнюдь не сводится к воссозданию внешнего сходства, ведь оно одновременно познает внутренний мир человека» [1: 16]. «Как всякий подлинный художник, портретист одухотворяет создаваемый образ своим творческим воображением» и «особым отношением к оригиналу» [2: 53]. А хорошая биография не может ограничиться голыми фактами. Разница между биографом и историком в том, что биограф помимо достоверной информации должен снабдить свое повествование драматической правдой. Основная ее составляющая — это участливое воображение автора. В портрете, как и в литературном произведении, присутствует повествовательное начало. Истинный художник способен преодолеть временную ограниченность своего искусства и передать не только наиболее характерные, типические черты изображаемого человека, но и всю его жизнь, биографию. [2: 46] Таким образом, оба вида искусства обращаются к нашему воображению, которое движется в разном направлении в каждом случае. При чтении литературного произведения, в котором автор воссоздает внутреннюю сущность человека, у нас складывается соответствующее представление о его внешнем облике. При восприятии живописного портрета воображение способно восстановить характер человека и его внутреннюю жизнь. Важ-

нейшее различие этих двух видов портрета в том, что живописные документы были созданы на «живом» материале, с первоисточника. Художник находился в непосредственном взаимодействии с личностью, образ которой он запечатлел на холсте, в то время как для биографа портрет явился еще одним документом наравне с письменными источниками, с помощью которого он собрал образ некогда существовавшей индивидуальности. Выстраивая свое представление об объекте, биограф в том числе опирается на впечатления от живописных изображений интересующей его личности. Исследованию этого феномена мы посвятили свою работу, материалом для которой стала биография Джорджианы, герцогини Девонширской, написанная А.Форман. Выйдя в свет в 1998 году, биография получила Уитбредовскую премию года и широкое признание в критике. Труд А.Форман основан на добросовестнейшей исследовательской работе и обладает великолепным стилем и ритмом. Согласно признанию автора, желание поведать историю Джорджианы Девонширской возникло у нее неожиданно. Работая в Оксфорде над своей докторской диссертацией по истории Британии XVIII века, Форман случайно обнаружила одно из писем герцогини. Она была поражена искренностью, силой и живостью ее голоса. До сих пор ей было известно то немногое о ней, о чем сообщается в викторианских источниках, где ей уделяется на удивление незначительное место. Заподозрив, что личность Джорджианы и ее роль в истории были неверно истолкованы, А.Форман решает отправиться по ее следу. Предыдущие три биографии, по ее убеждению, не показывают «ту Джорджиану, чей голос она услышала» [3: XV]. В продолжение четырех лет Форман изучает архивные документы и письма, разбросанные по разным точкам страны, пытаясь собрать цельную картину. Задача биографа невероятно сложна, поскольку ему нередко приходится разбираться с противоречивыми сви-

детельствами авторов писем и дневников: самообман, ошибочные воспоминания, скрытые мотивы вносят путаницу и, как признается Форман, заставляют ощущать себя больше в роли судебного психолога, чем историка. Терпение, интуиция и сочувствие прошлому помогают восполнить недостающие элементы [3: XIII].

Самое большое достоинство биографии А.Форман состоит в глубине психологического анализа. Подробно описывая события жизни начиная с раннего детства героини, Форман раскрывает перед нами причины несчастливых обстоятельств, омрачивших в будущем существование Джорджианы. В одном из интервью автор рассказывает о своем посещении дома, в котором будущая герцогиня провела первые 17 лет своей жизни. Пребывание в этом доме, созерцание фамильных портретов заставили ее сильнее почувствовать эмоциональную близость с объектом биографии, что в целом имело большое влияние на ее работу.

Джорджиана Кавендиш, герцогиня Девонширская, была одной из самых ярких фигур второй половины XVIII столетия. В истории английской аристократии было немало женщин, восхищавших своей красотой, умом и характером, но ни одна из них не вызывала столь всеобщего восхищения, как Джорджиана. О ней часто упоминалось как о «прекрасной герцогине». Но, согласно множеству свидетельств современников, она не отличалась особенной физической красотой в классическом понимании. Джорд-жиана - одна из немногих красавиц в истории, чей титул главным образом основывается на личностных качествах и в меньшей степени на физическом облике.

На долгое время за герцогиней закрепилась репутация харизматичной, но взбалмошной и весьма поверхностной дамы. Аманда Форман видит ее храброй и уязвимой [3: XVI]. Джорд-жиана страдала неуравновешенностью, которая часто сопровождает характеры интеллектуального и восприимчивого склада. Почти все современники восхищались ее наружной естественностью и живостью, и только немногие знали о безнадежной внутренней изоляции и сомнениях, терзавших Джорджиану. Форман приоткрывает завесу и показывает герцогиню как одаренную, внутренне надломленную личность.

До наших дней дошло множество изображений герцогини Девонширской. Среди ее портретистов были такие талантливые художники, как Дж.Ромни, Т.Лоуренс, Д.Даунмен, А.Кауфман и, конечно, Рейнолдс и Гейнсборо, чьи работы представляют для нас наибольший интерес. Оба были ведущими художниками одной эпохи, од-

нако их творчество контрастирует между собой во всех отношениях. Гейнсборо был известен своей импульсивностью. В его портретной живописи столько же неосознанной интуитивности, сколько у Рейнолдса сознательной искусности. Оба художника никогда не ограничивались простым и буквальным изображением внешних черт. Рейнолдс стремился запечатлеть на холсте постоянную сущность характера в масштабном и возвеличенном ключе. Он подчеркивал важность типизации, считая, что следует исключать все временное, случайное и индивидуальное. Конечно, при написании портрета конкретного человека художник не устранял в нем индивидуальное, но старался представить эту индивидуальность с самой постоянной и обобщенной стороны. Он искал в своих моделях некую вечную, устойчивую черту. В противоположность ему Гейнсборо способен был подмечать все мимолетное и неустойчивое. Его работы не создают ощущение мгновения пойманного и запечатленного. Это мгновение все еще движется, ускользает и проносится мимо у нас на глазах. У Гейнсборо была редкая способность передавать сходство и оживлять лицо мимолетным выражением, которое никогда не становилось застывшей маской.

Два портрета герцогини работы Гейнсборо были созданы в 1780-е годы, когда выразились лучшие черты его искусства. Порывистая техника наполняет их трепетом жизни. Первый, выполненный в полный рост, был написан в 1783 году и предназначался в подарок Марии-Антуанетте, с которой герцогиня была в большой дружбе. Портрет отличает непринужденное изящество и простота. В нем нет и намека на традиционные богатство и величие. Роскошь простоты является определяющей характеристикой этого изображения. В композиции фигуры различима хогартовская линия красоты. Взор герцогини устремлен вниз, одновременно рассеянный и сосредоточенный. Поза исполнена движения, словно она только что оперлась о колонну, размышляя о чем-то. Легкий водоворот ткани в нижней части платья втягивает в спираль незавершенного движения. На этом полотне Гейнс-боро передал естественную непринужденность Джорджианы, за которую ее так любили.

Сын Джорджианы, лорд Хартингтон, утверждал, что ни один из многочисленных портретов не воспроизводит истинный облик его матери. Личность Джорджианы была слишком полна противоречий, дух, сообщавший живость ее чертам, слишком быстр и изменчив, чтобы быть пойманным в едином выражении лица. Тем не менее, знаменитый «похищенный» портрет герцогини (1785) доносит до нас что-то от ее зага-

К.Ф.АЮПОВА

дочного обаяния. Приподнятая бровь, безмятежный, но проницательный взор, легкая улыбка. Выражение лица одновременно оживленное и задумчивое. Примечательно, что черты здесь переданы неточно: в действительности глаза Джорджианы выдавались сильнее, а рот был крупнее. Первоначально портрет был в полный рост. Как можно увидеть на ранних копиях картины, изящно одетая герцогиня гуляет среди благородных рощ Чатсворта, фамильной резиденции Девонширов. Пушистая листва деревьев позади ее фигуры вторит развевающимся прядям волос и складкам газового шарфа. Кажется, будто герцогиня движется и дышит среди окружающей ее природы. Придав фигуре мотив движения, Гейнсборо отразил стремительность и живость, свойственные натуре Джорджианы.

Написанный в следующий год после свадьбы с герцогом Девонширским портрет Джорджианы кисти Рейнолдса (1775) стал ее первым портретом в качестве герцогини. Выражение лица и поза исполнены уверенности и достоинства, однако нечто в ее взгляде и фигуре выдает внутреннюю напряженность и сомнение в себе. Сделавшись герцогиней Девонширской, Джорджиана неизменно демонстрировала авторитет, который не всегда чувствовала. Фигура юной девушки чуть устремлена вперед, словно для того, чтобы спуститься по ступеням. Однако мраморная белизна кожи, которую продолжают массивные складки кремового шелка, четкость контуров и плотность цвета создают впечатление статичности, неподвижная фигура напоминает выточенную из камня прекрасную статую. Этому портрету не хватает дыхания жизни, которое так хорошо ощущается в портретах Гейнсборо. Несмотря на это, картина Рейнолдса не лишена своего очарования. Великолепная гармония теплых коричневых и желтых оттенков приковывает взор. Ясные золотистые тона в обрамлении красно-коричневых словно изливают внутренний свет.

Еще один раз Рейнолдс пишет Джорджиану в 1781 году, но по какой-то причине портрет остался незавершенным. На нем изображена голова в три четверти оборота, а также намечена черная шляпа с широкими полями. Яркость пигментов и плавная точность контуров создают впечатление спокойной ясности. Взгляд герцогини выражает безмятежное достоинство и доброту.

Одним из больших дарований Рейнолдса было умение достигнуть композиционного совершенства и единства в групповых изображениях. Драматическое свойство этих портретов настолько сильно, что изображенные люди кажутся застигнутыми в действии вспышкой современной фотокамеры. Эффект пойманного момента придает

особое очарование многим творениям Рейнолдса. Ему хорошо удавались симметрия очертаний и равновесие в расположении фигур, что в совокупности создавало гармоничное целое [4].

Картина «Герцогиня Девонширская и ее дитя», написанная в 1786 году, считается одним из таких композиционных шедевров Рейнолдса. Здесь художник изобразил Джорджиану во всем очаровании материнства. Подобно тому как герцогиня стала новатором в области моды, на этот раз она сделалась новой моделью материнства. Согласно заведенному порядку, светские дамы передавали своих новорожденных детей на попечение кормилице. Джорджиана вопреки обычаю взялась за кормление сама и с ранних лет была лучшим товарищем собственных детей. На этом портрете мать и двухлетняя дочь запечатлены во время одной из веселых игр. Это изображение не самое удачное в плане сходства, но у него есть и несомненные достоинства. Эта картина - визуальное отражение Джорджианы как матери с ее живостью и веселой самозабвенно-стью, на которых сделала акцент Аманда Форман в биографии.

Сравнивая работы Гейнсборо и Рейнолдса, мы пришли к заключению, что оба художника сумели отразить индивидуальность герцогини, но с совершенно разных сторон. Портреты каждого из них имеют по одному общему свойству. У Рейнолдса лицо Джорджианы неизменно излучает тихую уверенность и спокойствие. На портретах Гейнсборо в ее взгляде всегда присутствует огонек мудрости. Если сравнивать световые эффекты, то работы Гейнсборо отличает мерцающее качество, а портреты Рейнолдса излучают ровное сияние. У Рейнолдса ясность и постоянство, у Гейнсборо - загадочность и неоднозначность. Джорджиана была полна противоречий, и Гейнсборо удалось это отразить. Возможно, из-за некоторого сходства их натур, Гейнсбо-ро мог скорее увидеть и понять эту двойственность. От Рейнолдса это тоже могло не ускользнуть, однако художник выбирает в модели то, что считает главным и сущностным. Для Рей-нолдса таковыми оказались доброта и незыблемая грация Джорджианы.

Можно отметить композиционное сходство портретов 1775 и 1783, 1781 и 1785 годов, Рей-нолдса и Гейнсборо соответственно. Намеренным это было или случайным, но Гейнсборо оба раза написал Джорджиану с правой стороны, Рейнолдс - с левой. Первая пара портретов асимметрична по композиции. Есть некоторое сходство в нарядах: первый отличает некоторая торжественность, а второй - простота. Фигура на первом изображении наклонена вперед, голова

горделиво приподнята, на втором - тело откинуто назад, голова склонена. На первом должная невозмутимость, на втором - естественная. Вторую пару портретов роднит поворот и положение головы и шляпа. И снова принципиальное отличие в том, что у Гейнсборо на «похищенном» портрете во взгляде есть искушенность, которая отсутствует на незаконченном полотне Рейнол-дса. Учитывая, что обе работы Гейнсборо следуют за Рейнолдсом «с опозданием», можно предположить сходный дух противоречия, как в случае со знаменитой парой соперничающих портретов миссис Сиддонс. Примечательно, что и Гейнсборо, и Рейнолдс, изображая Джорджиа-ну, использовали теплую палитру золотых тонов. Несомненно, оба художника видели в ней теплую солнечную индивидуальность.

По нашему мнению, портреты Джорджианы работы Гейнсборо ближе всего к тому образу, который раскрывает Форман в своей биографии. В его портретах чувствуется неоднозначность и противоречивость, на которых сделала упор Аманда Форман, в то время как Рейнолдс отразил натуру Джорджианы лишь с одной, пусть и лучшей ее стороны.

1. Барахов В.С. Литературный портрет. - Л.: Наука, 1985. - 312 с.

2. Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. М.: Изобраз. Искусство, 1986. - 328 с.

3. Foreman A. Georgiana Duchess of Devonshire. -London: Harper Collins Publishers, 1999. - 463 p.

4. Hurll E.M. Masterpieces of Art. Sir Joshua Reynolds. - Boston and NY: Houghton Mifflin & Co, 1900 // Project Gutenberg, 2007. - 123 p.

THE IMAGE OF GEORGIANA, DUCHESS OF DEVONSHIRE, IN BIOGRAPHY AND PORTRAITURE

K.F.Ayupova

Georgiana, Duchess of Devonshire, was one of the most popular figures in 18th century Britain. She was painted numerous times by the most renowned artists of the epoch. Portrait painting plays a significant role in the creation of a biographical work. The article studies the interaction of these two genres. The biography of the duchess by Amanda Foreman (1998) and her portraits by Thomas Gainsborough and Sir Joshua Reynolds are scrutinized in the article.

Key words: Georgiana, Duchess of Devonshire, biography, Foreman, portrait, Reynolds, Gainsborough,

18th century.

1. Barakhov V.S. Literaturnyy portret. - L.: Nauka, 1985. - 312 s. (In Russian)

2. Zinger L.S. Ocherki teorii i istorii portreta. M.: Izobraz. Iskusstvo, 1986. - 328 s. (In Russian)

3. Foreman A. Georgiana Duchess of Devonshire. -London: Harper Collins Publishers, 1999. - 463 p. (In English)

4. Hurll EM. Masterpieces of Art. Sir Joshua Reynolds. - Boston and NY: Houghton Mifflin & Co, 1900 // Project Gutenberg, 2007. - 123 p. (In English)

Аюпова Камиля Фаритовна - магистрант кафедры зарубежной литературы Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: lacroquant@yandex.ru

Ayupova Kamilya Faritovna - Master program student, Department of World Literature, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan (Volga Region) Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Каzan, 420008, Russia E-mail: lacroquant@yandex.ru

Поступила в редакцию 15.06.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.