УДК 81'23
Н. Владыко
Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия
ОБРАЗ ДУРАК В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПСИХИЧЕСКИ АКТУАЛЬНОГО И ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЙ СЛОВА)
Рассматривается семантическая структура образа дурак в русском языке на основе сравнительного исследования системных лексикографических значений и психически актуальных значений данного слова. Исследование проводится на материале Русской региональной ассоциативной базы данных (СИБАС) 1 и толковых словарей В. И. Даля, Т. Ф. Ефремовой, С. И. Ожегова на основе выделения лексико-семантических вариантов (далее - ЛСВ) и их анализа. Результаты показали, что в лексикографических источниках представлены не все актуальные для русской культуры ЛСВ. Степень актуализации ЛВС в ассоциативном поле дурак частично отражается в практике представления значений в толковых словарях, однако наблюдаются и существенные расхождения.
Ключевые слова: психически актуальное значение, лексикографическое значение, русская региональная ассоциативная база данных.
Язык - это система, в которой все элементы соединены связями разной степени прочности; эти связи по-разному осознаются носителями языка. Каждый элемент имеет свое место в этой системе и обретает свою значимость только в сопоставлении с другими элементами. Для того чтобы описать какой-либо элемент языковой системы, мы должны рассмотреть его в окружении ближайших «соседей». Другими словами, мы должны рассмотреть его в смысловом поле, в котором этот элемент актуализируется. Со времен Й. Трира, который считается основоположником метода семантического поля, появилось большое количество подходов к описанию и анализу полевых структур в языке.
К числу таких моделей описания относятся ассоциативные (далее - АП) и лекси-ко-семантические (далее - ЛСП) поля. Эти два типа полей обладают схожими характеристиками в структуре строения и многомерности связей, которые объединяют входящие в эти поля элементы. Однако различия между ними проявляются уже на уровне сбора информации. АП получают в ходе ассоциативного эксперимента, а для получения ЛСП необходим обширный анализ лексикографических источников, корпусов текстов и паремического фонда языка. Этот фактор обусловливает результат. По этой причине мы задались вопросом, возможно ли использовать АП и ЛСП в качестве взаимодополня-
1 СИБАС - Русская региональная ассоциативная база данных (2008-2016). Авторы-составители И. В. Шапошникова, А. А. Романенко. URL:http://adictru.nsu.ru (дата обращения 02.12.16).
Владыко Н. Образ дурак в русском языке (опыт сравнительного анализа психически актуального и лексикографического значений слова) // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. Т. 14, № 4. С. 51-59.
ISSN 1818-7935
Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. Том 14, № 4 © Н. Владыко, 2016
ющих приемов при исследовании культурно специфических образов. Для исследования был выбран образ ДУРАК как один из центральных и значимых для русской культуры. Согласно данным ассоциативного эксперимента Русского ассоциативного словаря, проведенного в 80-90-х годах прошлого века, образ ДУРАК входит в ядро языкового сознания носителей русского языка.
В толковых словарях [Даль, 2006; Ожегов, 1997; Ефремова, 2000] выделяются несколько значений слова дурак. Во-первых, дурак - глупый человек, тупица, тупой, непонятливый, безрассудный, т. е. человек, поведение и суждения которого отличаются от принятой обществом нормы. Во-вторых, дурак - малоумный, безумный, юродивый, т. е. человек, имеющий психические отклонения. В-третьих, дурак - придворный или домашний шут, т. е. человек, которого в старину специально нанимали для развлечения знати. В-четвертых, дурак - карточная игра.
Обратимся к ассоциативному полю слова ДУРАК в русской региональной ассоциативной базе данных [СИБАС, 2008-2016].
В ассоциативном эксперименте на стимул ДУРАК было получено 503 реакции, представленных в 193 разных ответах. Количество единичных реакций - 144, отказов - 6. Здесь и далее вслед за авторами СИБАС мы используем знак запятой для перечисления элементов одной и той же вербальной реакции на предъявленный стимул (когда реакция содержит больше одного слова), знак точка с запятой используется при перечислении разных реакций (как однословных, так и неоднословных).
Данное ассоциативное поле имеет определенную структуру, которая может быть интерпретирована следующим образом. Ядро составляют наиболее частотные и яркие реакции: Иван (43); глупый (30); карты (25); идиот (23). К центру поля относятся реакции дебил; игра; тупой; умный (17); полный; человек (13); дура (10). Остальные реакции относятся к периферии, в которой может быть выделена ближняя периферия: глупец; глупость (9); балбес; дураком (8); дурак (6); больной; круглый (5); дальняя периферия: нет; неумный; олень; он (4); мужчина; необразованный; плохой; подкидной; смешной; сосед; ты; я (3); Ванька; Ваня; Вася; есть
дурак; невежа; не всегда; недалекий; не умный; не я; оболтус; осёл; от природы; пень; полно; простофиля; сам дурак; сам такой; ум; чудак (2); и крайняя периферия, в которую входят единичные реакции: ага; Андрей; а так; балбес, глупый; бедняга; бездарь; безмозглый; без мозгов; безоговорочно; безрассудный; Бер; беспечность; бестолочь; блондинка; болван; болезнь; больница; больной человек; большинство; Буш; бывает...; бывает умнее; валять; Васька; везение; везунчик; веселье; власть; влюбленный; вообще; враг; все; глуп; глупости; грубо; даун; Демин; деревня; Дима; дурака; дурака видит; дураки и дороги; дурацкий; Емеля; Ерема; есть такие; жалость; забор; заурядный; злоба; знакомый; и в Африке дурак; и всё; игра в карты; игра карточная; и дорога; Ильдар; Илья; интеллект; каждый второй; карточная игра; король; кошмар; легче; лентяй; лодырь; может исправиться; мозги; мой сосед; молния; молчит; муж; мужик; наипервейший; неграмотный; недалекий человек; незнание; неизбежно; не лечится; не понял; непонятый; не проспится; не такой; нетерпение; нет, придурок; неумный, глупый; неуч; нехороший; ничего страшного; но ты не лучше; обезба-шенный; обида; обычно; один; окно; олух; он есть дурак; оскорбление; отсталый; Паша; переводной; победил; поведение; покер; помощь; приговор; пришел; прозвище; простой; простота; психушка; Путин; Ренат; Рома; русский; сам; сам враг; сказка; скучно; слабоумный; смелость; смех; совсем; среднее; старый; студент; судьба; счастливый; тормоз; тугоумие; тупой, Иван; тупость; ума нет; урод; устала; фильм; Фома; честный; чо пьяный?; чурбан; Шатунов; это навсегда; это нормально; явление (1).
Проанализировав полученные ассоциаты, мы выделили пять групп, в которых объединены реакции, объективирующие разные денотаты.
1. Человек с отклонением от социальной нормы поведения (258): глупый (30); идиот (23); дебил; тупой (17); полный (13); дура (10); глупец; глупость (9); балбес (8); дурак (6); круглый (5); неумный; олень (4); необразованный; плохой (3); есть дурак; невежа; не всегда; недалекий; не умный; оболтус; осёл; от природы; пень; полно; простофиля; сам дурак; сам такой; ум; чудак (2); балбес,
СТИМУЛ РЕАКЦИЯ
ДУРАК Иван (43); глупый (30); карты (25); идиот (23; дебил; игра; тупой;умный (17); полный; человек (13); дура (10); глупец; глупость (9); балбес; дураком (8); дурак (6); больной; круглый (5); нет; неумный; олень; он (4); мужчина; необразованный; плохой; подкидной; смешной; сосед; ты; я (3); Ванька; Ваня; Вася; есть дурак; невежа; не всегда; недалекий; не умный; не я; оболтус; осёл; от природы; пень; полно; простофиля; сам дурак; сам такой; ум; чудак (2); ага; Андрей; а так; балбес, глупый; бедняга; бездарь; безмозглый; без мозгов; безоговорочно; безрассудный; Бер; беспечность; бестолочь; блондинка; болван; болезнь; больница; больной человек; большинство; Буш; бывает...; бывает умнее; валять; Васька; везение; везунчик; веселье; власть; влюбленный; вообще; враг; все; глуп; глупости; грубо; даун; Демин; деревня; Дима; дурака; дурака видит; дураки и дороги; дурацкий; Емеля; Ерема; есть такие; жалость; забор; заурядный; злоба; знакомый; и в Африке дурак; и всё; игра в карты; игра карточная; и дорога; Ильдар; Илья; интеллект; каждый второй; карточная игра; король; кошмар; легче; лентяй; лодырь; может исправиться; мозги; мой сосед; молния; молчит; муж; мужик; наипервейший; неграмотный; недалекий человек; незнание; неизбежно; не лечится; не понял; непонятый; не проспится; не такой; нетерпение; нет, придурок; неумный, глупый; неуч; нехороший; ничего страшного; но ты не лучше; обе-збашенный; обида; обычно; один; окно; олух; он есть дурак; оскорбление; отсталый; Паша; переводной; победил; поведение; покер; помощь; приговор; пришел; прозвище; простой; простота; психушка; Путин; Ренат; Рома; русский; сам; сам враг; сказка; скучно; слабоумный; смелость; смех; совсем; среднее; старый; студент; судьба; счастливый; тормоз; тугоумие; тупой, Иван; тупость; ума нет; урод; устала; фильм; Фома; честный; чо пьяный?; чурбан; Шатунов; это навсегда; это нормально; явление (1) (503, 193, 6, 144)
глупый; бедняга; бездарь; безмозглый; без мозгов; безоговорочно; безрассудный; беспечность; бестолочь; блондинка; болван; большинство; бывает...; бывает умнее; валять; везение; везунчик; власть; влюбленный; вообще; враг; все; глуп; глупости; грубо; деревня; дурака; дурака видит; дураки и дороги; дурацкий; есть такие; жалость; заурядный; злоба; и в Африке дурак; и всё; и дорога; интеллект; каждый второй; кошмар; легче; лентяй; лодырь; может исправиться; мозги; молния; молчит; муж; мужик; наипервейший; неграмотный; недалекий человек; незнание; неизбежно; не лечится; не понял; непонятый; не проспится; не такой; нетерпение; нет, придурок; неумный, глупый; неуч; нехороший; ничего страшного; но ты не лучше; обезбашенный; обида; обычно; один; олух; он есть дурак; оскорбление; поведение; помощь; приговор; пришел; прозвище; простой; простота; русский; сам враг; сме-
лость; совсем; среднее; старый; студент; судьба; счастливый; тормоз; тупость; ума нет; урод; чурбан; это навсегда; это нормально; явление (1).
2. Игра (51): карты (25); игра (17); подкидной (3); игра в карты; игра карточная; карточная игра; переводной; победил; покер (1).
3. Сказочный герой (49): Иван (43); Еме-ля; Ерема; король; сказка; тупой, Иван; Фома (1).
4. Человек с психическим отклонением (13): больной (5); болезнь; больница; больной человек; даун; отсталый; психушка; слабоумный; тугоумие (1).
5. Шут (6): смешной (3);веселье; смех; честный (1).
В ассоциативном поле ДУРАК встретились реакции, которые не поддаются спонтанной интерпретации, возникают сложности в соотнесении их с обозначенными
денотатами: нет; он (4); мужчина, сосед, ты; я (3); Ванька; Ваня; Вася; не я; ага; Андрей; Бер; Буш; Васька; Демин; Дима; забор; знакомый; Ильдар; Илья; окно; Паша; Путин; Ренат; Рома; скучно; устала; фильм; чо пьяный?; Шатунов (1). Эти сложности могут быть связаны с индивидуальностью реакции, т.е. информант, опираясь на свой опыт, закладывает в ассоциат особый единичный смысл, например, имя своего знакомого. Сложно интерпретируемые реакции также могут возникать под влиянием самочувствия и настроения испытуемого, когда на первое место выходят не устойчиво существующие в сознании ассоциативно-семантические связи, а ситуативно обусловленные реакции, например, скучно; устала (1). И наконец, информанты могут демонстрировать свою изобретательность и остроумие, порождая не
связанные со стимулом реакции типа забор; молния; окно; чо пьяный? (1).
Как мы видим по денотативному распределению, в языковом сознании носителей в разной степени актуализированы все лекси-ко-семантические варианты слова ДУРАК. К тому же в данном ассоциативном поле проявляется денотат, не обозначенный в лексикографических источниках, к которым мы обращались; он является одним из ключевых для русской культуры - ДУРАК как сказочный персонаж.
Рассмотрим ассоциативно-семантические связи и отношения, которые реализуются в ассоциативных цепочках, представляющих образ ДУРАК. Грамматикализованные реакции, т.е. готовые к использованию синтаксе-мы, составляют меньшую часть АП ДУРАК -206 реакций. В рамках синтаксем между стимулом и реакцией наблюдаются следующие типы связей:
Предикация в узком смысле (которую вслед за Ю. Н. Карауловым мы понимаем как предписание признака предмету) глупый (30); тупой (17); полный (13); дураком (8); больной; круглый (5); необразованный; подкидной; смешной (3); есть дурак; от природы (2); безмозглый; без мозгов; безрассудный; влюбленный; вообще; дурака видит; заурядный; знакомый; может исправиться; молчит; наипервейший; неграмотный; не лечится; не понял; не проспится; но ты не лучше; обезбашенный; один; он есть дурак; отсталый; переводной; победил; пришел; простой; русский; слабоумный; старый; счастливый; тупой, Иван (по первой реакции); честный; это навсегда; это нормально (1)
Локация и в Африке дурак (1)
Номинация Иван (43); он (4); сосед; ты; я (3); Ванька; Ваня; Вася (2); Буш; Демин; Дима; Емеля; Ерема; Ильдар; Илья; каждый второй; мой сосед; муж; мужик; Паша; Путин; Ренат; Рома; сам; тупой, Иван (по второй реакции); Шатунов (1)
Оценка глупый (30); тупой (17); полный (13); больной; круглый (5); смешной (3); безмозглый; безрассудный; влюбленный; заурядный; наипервейший; обезбашен-ный; счастливый (1)
Дурак - сказочный персонаж (Иван (43); Емеля; Ерема (1)); либо тот, кого мы знаем и с кем общаемся (он (4); сосед; ты; я (3); Ванька; Ваня; Вася (2); Демин; Дима; знакомый; Ильдар; Илья; каждый второй; мой сосед; муж; мужик; Паша; Ренат; Рома; сам; тупой, Иван (1)); либо известный человек (Буш; Путин; Шатунов (1)).
Дурак как карточная игра имеет нейтральное значение. Данная игра насчитывает две разновидности (подкидной (3); переводной (1)), в нее можно выиграть (победил (1)).
Дурак отличается глупостью, отсутствием образования, мозгов (глупый (30); тупой (17); необразованный (3); безмозглый; без мозгов; неграмотный; тупой, Иван (1)), ординарностью и простотой (заурядный; простой (1)), отсутствием меры (безрассудный; обезба-шенный (1)).
Дураком можно назвать того, кто имеет психические отклонения (больной (5); отсталый; слабоумный (1)).
Дурак обладает и положительными характеристиками - он смешной (3); влюбленный; счастливый; честный (1). Он может быть отнесен к какой-либо народности и возрасту (русский; старый (1)).
Дураком можно быть в разной степени (полный (13); дураком (8); круглый (5);вооб-ще; наипервейший; один (1)).
Дурака как правило нельзя исправить (есть дурак; от природы (2); не лечится; не проспится; он есть дурак; это навсегда; это нормально (1)), однако иногда это возможно (может исправиться (1)).
Дурак может приходить куда-либо, молчать, не понимать что-либо, с легкостью определять себе подобных (дурака видит; молчит; не понял; пришел (1)).
Большая часть реакций (296) рассматриваемого АП содержит неграмматикализован-ные реакции - синтаксические примитивы. Ю. Н. Караулов называет синтаксические примитивы «строительными» блоками предложений [Караулов, 1993]. Между парой синтаксических примитивов существует связь, которая не имеет эксплицитного выражения, но может быть восстановлена с использованием согласования, примыкания, управления и т. д. Например, дурак - карты (25): дурак -это игра в карты; дурак - валять (1): валять дурака и др.
Рассматривая отношения стимул - реакция глубже, мы можем определить, каковы источники тех или иных реакций, на основе какой связи они возникли.
Сказки: Иван (43); Емеля; Ерема; король; сказка; Фома (1).
Политика: Буш; Путин (1).
Шоу-бизнес: Шатунов (1).
Устойчивые выражения: дураком (8); есть дурак; от природы (2); а так; валять; враг; дурака; дурака видит; дураки и дороги; и в Африке дурак; и дорога; он есть дурак; сам враг (1).
Метаязыковое описание: оскорбление; прозвище (1).
Коммуникативная реакция: не всегда; сам дурак; сам такой (2); ты (3); ага; бывает.; бывает умнее; вообще; грубо; есть такие; и всё; нет, придурок; ничего страшного; но ты не лучше; сам; совсем; устала; чо пьяный?; это навсегда; это нормально (1).
Определительная (дурак - какой?): глупый (30); тупой (17); больной (5); неумный (4); необразованный; плохой; подкидной; смешной (3); недалекий; не умный (2); балбес, глупый; безмозглый; безрассудный; влюбленный; заурядный; неграмотный; недалекий человек; непонятый; неумный, глупый; нехороший; обезбашенный; отсталый; переводной; простой; русский; слабоумный; старый; счастливый; тупой, Иван; честный (1).
Дурак - кто?: человек (13); он (4); мужчина; сосед; ты; я (3); Ванька; Ваня; Вася; не я; Андрей; Бер; больной человек; большинство; Васька; Демин; Дима; Ильдар; Илья; каждый второй; мой сосед; муж; мужик; недалекий человек; Паша; Ренат; Рома; студент (1).
Симиляры 1: идиот (23); дебил (17); дура (10); глупец (9); балбес (8); дурак (6); олень (4); невежа; оболтус; осёл; пень; простофиля; чудак (2); балбес, бездарь; бестолочь; блондинка; болван; везунчик; даун; лентяй; лодырь; придурок; неуч; олух; урод; чурбан (1).
Оппозиты 2: умный (17); ум (2); интеллект (1).
1 Пары слов, которые субъективно переживаются как имеющие сходное по какому-либо параметру значение; термин А. А. Залевской [Залевская, 2005].
2 Пары слов, которые субъективно переживаются как имеющие различное по какому-то параметру значение; термин А. А. Залевской [Залевская, 2005].
При семной интерпретации семем образа ДУРАК были выделены следующие семы.
Семема 1. Человек с отклонением от социальной нормы: дурак - глупый человек (глупый (30); идиот (23); дебил; тупой (17); глупец; глупость (9); балбес (8); дурак (6); олень (4); плохой (3); невежа; недалекий; осёл; пень; простофиля (2); балбес, глупый; бестолочь; болван; глуп; глупости; недалекий человек; олух; тупой, Иван; тупость; урод; чурбан (1)); не получивший достаточного образования (неумный (4); необразованный (3); не умный; ум (2); неграмотный; незнание; неумный, глупый; неуч; ума нет (1)); неадекватно мыслящий (безмозглый; без мозгов (1)); ленивый (оболтус (2); лентяй; лодырь (1)); везучий (везение; везунчик (1)); находится под влиянием положительных эмоций (влюбленный; счастливый (1)); не думает о последствиях (чудак (2); безрассудный; беспечность, обезбашенный; смелость (1)); может быть мужского рода (мужчина (3); муж; мужик (1)); женского рода (дура (10); блондинка (1)); в разной степени (полный (13); круглый (5); безоговорочно; вообще; наипервейший (1)); часто встречается (полно (2); большинство; бывает...; все (1)); может исправиться; молчит; не лечится; не понял; не проспится (1); дурак не меняется нигде и никогда (есть дурак (2); от природы; и в Африке дурак; неизбежно; обычно; он есть дурак; приговор; это навсегда (1)).
Семема 2. Игра (игра (17)), в карты (карты (25); игра в карты; игра карточная; покер (1)), разных типов (подкидной (3); переводной (1)), в ней можно побеждать (победил (1)), входит в ряд карточных игр на ряду с покером (покер (1)).
Семема 3. Сказочный герой (сказка (1)), например Иван (43); Емеля; Ерема; тупой, Иван; Фома (1), взаимодействует с королем (король (1)).
Семема 4. Человек с психическим отклонением: больной (больной (5); болезнь; больница; больной человек; психушка (1)), имеет нарушения в развитии (даун, отсталый; слабоумный; тугоумие (1)).
Семема 5. Шут вызывает смех (смешной (3); смех (1)), связан с весельем (веселье (1)), обличает (честный (1)).
Процентное соотношение выделенных семем в АП ДУРАК показано на рис. 1. Боль-
шая часть (58 %) рассматриваемого поля актуализирует семему 1 «человек, имеющий отклонения от социальной нормы поведения». Семема 2 «карточная игра» и семема 3 «сказочный дурак» представлены в равной мере - по 10 %. Семема 4 «человек с психическим отклонением» и семема 5 «шут» составляют 2 % и 1 % ассоциативного поля соответственно. 19 % реакций не входят ни в одну семему, к ним относятся имена собственные, реакции-комментарии.
Выделенное нами распределение актуализаций семем частично находит отражение в практике представления значений в толковых словарях. Как и в ассоциативном поле, первым и основным лексико-семанти-ческим вариантом слова ДУРАК в словарях [Даль, 2006; Ожегов, 1997; Ефремова, 2000] является «глупый человек» т. е. человек, который воспринимается обществом как отличающийся поведением, мышлением, как нарушающий социальные нормы. Далее в словарях С. И. Ожегова и Т. Ф. Ефремовой представлены лексико-семантические варианты «шут» и «игра» (в названном порядке), в словаре В. И. Даля вторым идет значение -«человек с психическим отклонением (малоумный, безумный, юродивый)», третьим -«шут», четвертым - «игра». Однако согласно анализу АП в сознании носителей языка лек-сико-семантический вариант «игра» актуализируется в большей степени, чем варианты «шут» и «человек с психическим отклонением». К тому же значение «сказочный герой», важное для русской культуры, в словарях не представлено.
Та же тенденция доминирования семемы 1 «человек, имеющий отклонения от социальной нормы поведения» наблюдается в распределении синтаксем, 107 готовых к употреблению пар стимул-реакций актуализируют это значение (дурак - глупый (30); тупой (17); полный (13); дураком (8) и т. д.). Лексико-семантический вариант «человек с психическим отклонением» выражен АП ДУРАК шестью синтаксемами; «карточная игра» - пятью синтаксемами, «шут» - тремя. В целом, распределение семем в грамматикализованных реакциях отражает общую тенденцию во всем АП ДУРАК. Это дает нам представление о наиболее актуальных лекси-
Рис. 1. Соотношение семем в АП дурак
ко-семантических вариантах для носителей русского языка.
477 (то есть 95,8 %) реакций ассоциативного поля ДУРАК представлены однословными ассоциатами. Эти реакции относятся к разным частям речи:
1. существительные (299 реакций) -62,7 % (например, Иван (43); карты (25); идиот (23); дебил; игра; человек (13) и т.д.);
2. прилагательные (130 реакций) -27,6 % (например, глупый (30); тупой; умный (17) и т. д.);
3. местоимения (18 реакций) - 3,8 % (например, он (4); ты; я (3) и т. д.);
4. наречия (14 реакций) - 3 % (например, не всегда; полно 2 и т. д.);.
5. глаголы (10 реакций) - 2 % (например, бывает...; валять (1) и т. д.);
6. частицы (5 реакций) - 1 % (нет (4); ага (1));
7. числительные (1 реакция) - 0,2 % (один (1)).
Части речи в списке расположены в порядке убывания от наиболее частотных к наименее частотным. Как мы видим, большая часть всех реакций (62,7 %) представлена именем существительным; треть ассоциатов (27,6 %) выражена именем прилагательным. Значительно меньшее количество рассматриваемых реакций относятся к местоимению, наречию и глаголу (3,8 %, 3 % и 2 % соответственно). Самые редко встречающиеся части речи в данном ассоциативном поле - частица (1 %) и числительное (0,2 %).Подобное
частеречное распределение показывает, что в АП преобладают знаменательные части речи, что согласуется с частеречным распределением в ядре языкового сознания по данным РАС.
Ассоциаты могут быть выражены не только одним словом, но и словосочетанием. В ассоциативном поле ДУРАК присутствуют 24 реакции - словосочетания (есть дурак; сам дурак (2); больной человек; бывает умнее; дурака видит; дураки и дороги; есть такие; и в Африке дурак; игра в карты; игра карточная; каждый второй; карточная игра; может исправиться; мой сосед; недалекий человек; ничего страшного; но ты не лучше; он есть дурак; сам враг; ума нет; чо пьяный?; это навсегда; это нормально (1)). Представленные реакции-словосочетания обладают разными характеристиками. Здесь есть целые высказывания и диалоги с экспериментатором. Реакции-дефиниции, т. е. дающие определение слову-стимулу: больной человек, игра в карты; игра карточная; карточная игра; недалекий человек; ума нет (1). Реакции, связанные с устойчивыми выражениями или комичными фразами:
есть дурак (2); дурака видит; дураки и дороги; и в Африке дурак; он есть дурак; сам враг (от пословицы «тот дурак, кто сам себе враг») (1). Реакции-комментарии: сам дурак (2); бывает умнее; есть такие; каждый второй; может исправиться; мой сосед; ничего страшного; но ты не лучше чо пьяный?; это навсегда; это нормально (1).
Данное поле включает парадигматические и синтагматические ассоциативные связи. В сознании взрослых людей количество парадигматических связей превосходит количество синтагматических связей [Леонтьев, 1977].
Парадигматические связи (55,5 %): Иван (43); карты (25); идиот (23); дебил; игра; человек (13); дура (10); глупец; глупость (9) и т. д.
Синтагматические связи (41,4 %):
глупый (30); тупой; умный (17); полный (13); больной; круглый (5); нет; неумный; он (4) и т. д.
Двум реакциям (балбес, глупый; тупой, Иван 1 - 0,4 %) не был приписан ни один тип связи, так как информанты предоставили две реакции, каждая из которых вступает в разные отношения со словом-стимулом. На рис. 2, демонстрирующей соотношение типов связей, наглядно видно, что в ассоциативном поле ДУРАК парадигматические связи преобладают над синтагматическими.
В отличие от лексикографических источников, в которых семантическая структура многозначного слова предстаёт как система значений (ЛСВ), выведенных на основе авторского анализа выборки текстов и его обобщения, ассоциативное поле дает воз-
Рис. 2. Соотношение типов связей
можность оценить степень актуальности и смысловой насыщенности этих значений в сознании носителей языка в исследуемый период времени.
Дальнейшие сравнительно-сопоставительные исследования двух моделей представления семантики слова ДУРАК на материалах других ассоциативных баз русского языка, а также различных групп слов (включая культурно специфичные) могут верифицировать наши выводы, а также внести свою лепту в поиск подходов к разметке ассоциативных баз данных как на микроуровне (представление семантики слова в АП), так и на макроуровне - выявление групп слов, в
семантической структуре которых наблюдаются наиболее очевидные психически актуальные смысловые подвижки [Шапошникова 2014, 2015].
Cписок литературы
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1: А - З. М.: 2006.
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка: толково-словообразовательный: в 2 т. М.: Рус. яз., 2000.
Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. М.: Гнозис. 2005. 543с.
Караулов Ю. Н. Ассоциативная грамматика русского языка. М.: «Русский язык», 1993. 303 с.
Леонтьев А. А. Словарь ассоциативных норм русского языка. М.: 1977. 192 с.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., М., 1997. 944 с.
Шапошникова И. В. К вопросу об инструментарии для сближения лингвистического образования с практикой жизни (на материа-
ле СИБАС - русской региональной ассоциативной базы данных) // Вопросы психолингвистики № 2 (20). М.: ИЯ РАН; МИЛ, 2014. С. 28-41.
Шапошникова И. В. Реалии языкового сознания молодых русских (по материалам СИ-БАС - Русской региональной ассоциативной базы данных) // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. Т. 13, вып. 4. С. 5-14.
Материал поступил в редколлегию 20.11.2016
N. Vladyko
Novosibirsk State University 1 Pirogov Str., Novosibirsk, 630090, Russian Federation
THE IMAGE OF DURAK IN THE RUSSIAN LANGUAGE (A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PSYCHOLINGUISTIC AND LEXICOGRAPHIC MEANINGS OF THE WORD)
The research studies the semantic structure of the image of DURAK in the Russian language with the help of the lexicographic and psycholinguistic analyses. The research was conducted on the materials of the Russian Regional Associative Database (SIBAS) and the explanatory dictionaries of V. Dal, T. Efremova and S. Ozhegov. The lexico-semantic variants (further on: LSV) of DURAK were identified and thoroughly analyzed. The results show that lexicographic sources do not include all of the LSVs that are relevant for the contemporary language speakers and current usage. The whole variety of semantic entities associated with the image under study are only partially reflected in the explanatory dictionaries, nevertheless contradictions are also present.
Keywords: associative meaning (phychologically relevant), lexicographic meaning, Russian Regional Associative Database.
References
Dal V. I. Explanatory Dictionary of Russian Language: 4 vol. Vol. I. M., 2006.
Efremova T. F. New Dictionary of the Russian Language: 2 vol. M., 2000.
Zalevskaya A. A. Psycholinguistic research. Word. Text: Selected Works. M .: Gnosis. 2005. 543 p.
Karaulov Y. N. Associative Russian Grammar. M., 1993. 303 p.
Leontiev A. A. The dictionary of Associative Norms of the Russian language. M., 1977. 192 p.
Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Dictionary of the Russian Language 80 000 words and idiomatic expressions. 4th Edition, M., 1997. 944 p.
Shaposhnikova I. V. Narrowing the Gap between Linguistic Education and Life Experience (on the Material of SIBAS - Russian Regional Associative Database) // Journal of psycholinguistics № 2 (20). M.: 2014. P. 28-41.
Shaposhnikova I. V. Realia of Young Russians' Language Consciousness (on theMaterial of Si-bas - New Russian Regional Associative Database) // Vestnik Novosibirsk State University. Linguistics and Cross-Cultural Communication № 4 (13). 2015. P. 5-14.