Научная статья на тему 'Образ дома в малой прозе Л. Улицкой как воплощение существования человека в семье и социуме'

Образ дома в малой прозе Л. Улицкой как воплощение существования человека в семье и социуме Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
617
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМА / ОБРАЗ / СЕМЬЯ / СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / МАЛАЯ ПРОЗА Л.Е. УЛИЦКОЙ / SMALL PROSE BY L.E. ULITSKAYA / THEME / IMAGE / FAMILY / MODERN LITERARY PROCESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алексютина Валерия Александровна

Для прозы Л. Улицкой характерно восприятие дома как категории духовной жизни человека, а семья приобретает значение единственного смысла человеческого существования. Статья посвящена рассмотрению семантики дома, раскрывающей не только его пространственное воплощение, но и ценностный аспект. Дом актуализируется как воплощение семейного счастья в жизни персонажей прозы Л. Улицкой.L.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ulitskaya`s prose is characterized by perception «home» being of a great importance for human spiritual life. And a family has the only meaning of human existence. The article is devoted to the investigation of «home» as not only for its situation but also for its valuable meaning. Home represents happiness in a family of characters in L. Ulitskaya`s prose.

Текст научной работы на тему «Образ дома в малой прозе Л. Улицкой как воплощение существования человека в семье и социуме»

ОБРАЗ ДОМА В МАЛОЙ ПРОЗЕ Л. УЛИЦКОЙ КАК ВОПОЛОЩЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЬЕ И СОЦИУМЕ

В.А. Алексютина

Ключевые слова: тема, образ, семья, современный литературный процесс, малая проза Л.Е. Улицкой.

Keywords: theme, image, family, modem literary process, small prose by L.E. Ulitskaya.

Лексема «дом» отличается полисемантичностью, можно выделить несколько значений, которые она раскрывает: 1. Жилое здание;

2. Свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство;

3. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды; 4. Династия, род (устар.) [Ожегов, 1988, с. 141]. «Дом, -полагает Г. Бидерманн, - стал точкой кристаллизации в создании различных достижений цивилизации, символом самого человека, нашедшего свое прочное место во Вселенной» [Бидерманн, 1996, с. 73]. Символика дома как единого жилого пространства семьи, рода, ценность человеческого существования, обозначенная Г. Бидерманном, актуализирует второе значение лексемы «дом» по Ожегову. В отечественной литературе ХХ века образ дома интегрировал в себе целый спектр родственных в духовно-культурном плане проблем: родина, род, семья. Рассмотрением образа дома в произведениях различных писателей занимались такие исследователи, как Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, С.Г. Бочаров, В.Н. Топоров, В.Г. Щукин и др. В.С. Непомнящий определил понятие дома, которое существует в русской культуре, следующим образом: «Дом - жилище, убежище, область покоя и воли, независимость, неприкосновенность. Дом -очаг, семья, женщина, любовь, продолжение рода, постоянство и ритм упорядоченной жизни, «медленные труды». Дом, «родное пепелище», — основа «самостоянья», человечности человека, «залог величия его», осмысленности и неодиночества существования. Понятие сакральное, онтологическое, величественное и спокойное; символ единого, целостного большого бытия» [Непомнящий, 2001, с. 26]. Таким образом, восприятие дома как категории духовной жизни че-

ловека характерно для русской литературы. Особо это касается «женской прозы», где семья, дом приобретают значение единственного смысла человеческого существования. Напрямую это утверждение относится и к прозе Л. Улицкой.

Интерпретации образа дома в творчестве Л. Улицкой посвящена часть диссертационного исследования Э.В. Лариевой «Концепция семейственности и средства ее художественного воплощения в прозе Л. Улицкой». Э.В. Лариева считает, что «дом - это замкнутый локус, отгороженный от истории, от окружающей героев действительности, в которой потеряны четкие аксиологические ориентиры, он выполняет защитную функцию, становится хранилищем подлинных ценностей: культурных, семейных, нравственных» [Лариева, 2009, с. 10]. Именно дом знаменует настоящую семью, связывается исследователем с семейными героями, бессемейные, в свою очередь, остаются в пространстве «бездомья». Дом сводится Э.В. Лариевой к хронотопу усадьбы, что, на наш взгляд, не отображает многообразия его воплощения в малой прозе Л. Улицкой.

Концепция данной статьи основывается на представлении дома в малой прозе Л. Улицкой как воплощении существования человека в бытии, что предполагает существование человека в сфере частной жизни (семье) и социума (истории). Восприятие дома многогранно и реализуется через сопоставление художественно-эстетических категорий: дом и история, дом и семья, дом и проблема личности, дом и проблема счастья и т.д. Задачей статьи является рассмотрение семантики дома, раскрывающей не столько пространственное его воплощение, сколько отражающей ценностный аспект - дом как возможность семейного счастья, осуществления любви в жизни персонажей прозы Л. Улицкой.

Если проза первых десятилетий ХХ века характеризовалась расширением пространственно-временных границ, что обуславливалось попытками социалистической культуры разрушить традиционный дом-гнездо и создать новую модель дома-коммуны, общежития; то в произведениях 1980-1990-х годов можно наблюдать тенденцию воссоздания частного дома, дома одной семьи. В связи с социальными катастрофами ХХ века поколение Улицкой (род. в 1943) вынуждено было обживать различные воплощения дома: от барака и общежития до коммуналки. Все эти пространственные топосы остаются значимыми в прозе писателя, но в зависимости от семейных, интимных отношений наполняются индивидуальной семантикой семейного, ценностного существования. В малой прозе Улицкой мы выделяем пространственные об-

разы временного дома (общежития, жилья эвакуации, гостиницы), коммунальной квартиры как особого общесемейного жилья (двора), отдельной квартиры-дома и топос «пустого» дома, из которого уходит дух семейственности. Рассмотрим несколько примеров.

В ранней повести «Сонечка» (1993) представлены практически все перечисленные нами типы дома. Дом как временное пристанище предстает в виде жилья командированного ссыльного Роберта Викторовича, мужа Сонечки: «Они жили лучше многих. В подвале заводоуправления художнику выделили безоконную комнату рядом с котельной. Было тепло. Почти никогда не отключали электричества. Истопник варил им картошку...» [Улицкая, 2002, с. 27]. По окончании командировки семья переезжает на основное место ссылки, в башкирское село Давлеканово, где оказывается в «зыбком домике из сырых саманных кирпичей» [Улицкая, 2002, с. 34], окруженная нищетой, холодом и голодом. Но зыбкость, временность, неустроенность жилья компенсируется духом семьи, рождающимся в нечеловеческих бытовых условиях. Для Сони и Роберта Викторовича именно временный, зыбкий домик наполняется самыми дорогими семейными воспоминаниями: «На всю жизнь сохранила Соня...рисунок каждого дня, его запахи и оттенки и особенно, преувеличенно и полновесно, - каждое слово, сказанное мужем во всех сиюминутных обстоятельствах». «Зато каждый вечер он отворял дверь своего дома и в живом огнедышащем свете керосиновой лампы, в неровном мерцающем облаке он видел Соню...» [Улицкая, 2002, с. 44]. Здесь очевидно автором акцентируется не внешне-пространственное описание дома, но ощущение дома-очага, где всегда горит животворящий огонь, дома-крепости, где чувствуешь себя защищенным, дома - сакрального оберега, где живет жена и мать. Во враждебном человеку социуме даже временный дом как категория его частной жизни обеспечивает стабильность, внутренний порядок, любовь и счастье.

В 1950-х годах в начале «обманчивой оттепели» [Улицкая, 2002, с. 53], как только стали ощутимы перемены в социуме, семья переезжает в целую четверть двухэтажного дома. В этот исторический период для обычного человека становится возможным осуществление маленькой индивидуальной мечты. Соне «.страстно хотелось нормального человеческого дома, с водопроводным краном на кухне, с отдельной комнатой для дочери, с мастерской для мужа... » [Улицкая, 2002, с. 50]. Наконец, она приобретает дом-гнездо, где стабильность и счастье обретаются возможностью давать званые обеды, привечать друзей мужа и дочери. Таким образом, можно вы-

делить следующее воплощение образа дома - дом, как центр притяжения, идеальный топос, в котором главными атрибутами являются уют, любовь. Однако вопреки ожиданиям еще большей сплоченности семьи в стенах «идеального» дома происходит ее разрушение. Процесс отчуждения внутри семьи обуславливается двумя парадоксальными процессами пространственной организации: размыванием границ дома и гендерным разделением топоса. У дочери Тани появляется отдельная комната («светелка»), у мужа - мастерская-терраса. Члены семьи отгораживаются друг от друга стенами личного локуса. У Роберта Викторовича появляются новые друзья-единомышленники, и «его замкнутый дом превратился в своего рода клуб» [Улицкая, 2002, с. 53]. Роль главы семьи, хозяина дома постепенно заменяется ролью «почетного председателя» этого клуба. Итак, приобретая в новом доме собственное замкнутое пространство, герои отдаляются друг от друга и начинают жить обособленной жизнью. Дочь водит в свою светелку многочисленных поклонников: «Тане не было дела до материнского кухонного хозяйства: она существовала теперь в дымке влюбленности» [Улицкая, 2002, с. 77]. Роберт Викторович «...отмечал убедительную художественность, высокую осмысленность и красоту Сонечкиного домашнего творчества. «Мудр, мудр мир муравья... » - думал он мимолетно и затворял за собой дверь на теплую террасу... » [Улицкая, 2002, с. 77]. И лишь Соня старательно продолжает создавать домашний уют, выстраивать семейное счастье. Не случайно только у этой героини нет отдельного замкнутого топоса внутри домашнего пространства, ей принадлежит весь дом. Новый дом становится для Сони большим, «ей вдруг стала мала ее семья» [Улицкая, 2002, с. 90]. Она мечтает о детях, именно поэтому ее так радует появление в доме Яси.

Однако, размыкая границы дома, семья начинает разрушаться. К Роберту Викторовичу вновь приходит слава, как в юности, в отличии от Сониного мироощущения, границы собственного дома становятся для него тесными. Появляется в его жизни любовь к юной девушке, которая ассоциируется для героя с последним глотком свободы. В тот момент, когда «жизнь Роберта Викторовича все более перемещалась в мастерскую, а мастерская мягко и своднически принимала в себя молчаливую любовницу» [Улицкая, 2002, с. 99] притяжение дома окончательно ослабло. И как следствие, разрушение экзистенциального (внутреннего) бытия героев повлекло за собой его пространственное уничтожение. «Любимый, счастли-

вый дом», семейное гнездо, о котором так мечтала Соня, определен под снос. Именно в этот кульминационный момент сюжетной линии повести, Соня впервые нарушает невысказанные запрет на появление в мастерской мужа. Здесь она узнает об изменах мужа и понимает, что семнадцать лет ее счастливого замужества закончились, что ей ничего не принадлежит: ни Роберт Викторович, ни Таня, ни дом. Начало новой одинокой жизни Сони ознаменовывается переездом в неуютную трехкомнатную квартиру, которая постепенно превращается в пустой дом. Роберт Викторович остается жить в своей мастерской. Обретение героями нового пространства напрямую соотносится с этапами семейных отношений, будь то сплоченность семьи или ее разрушение.

Гендерное разделение пространства дома, которое детерминирует пространственную организацию в рассмотренной повести, характеризует всю малую прозу Л. Улицкой. Так, мужским пространством неизменно выступает кабинет или мастерская («Конец сюжета», «Лялин дом», «Искусство жить», «Голубчик» и др.). Обычно это дальняя комната дома. Также остается неизменным «негласный запрет» на посещение этого локуса домочадцами. Женское пространство зачастую фокусируется в топосе кухни («материнская кухонная жизнь»). Так, в рассказе «Лялин дом» понятие «дом» суживается до одной комнаты - кухни. Это обусловлено тем, что данное произведение о женщине, о ее жизни; муж на страницах рассказа воплощается в образе мужа-декорации. Вследствие чего можно говорить о взаимосвязи категории пространства с сюжетным уровнем произведения: представленная модель дома обусловлена системой персонажей.

В рассказах Л. Улицкой актуализируются семантические реалии, которые не были представлены в повести «Сонечка». Рассмотрим некоторые из них. Во-первых, это «дом - симулякр». Особенности его воплощения можно наблюдать в таких рассказах, как «Явление природы», «Счастливые», «Зверь», «Голубчик». Возникновению образа пустого пространства, как правило, предшествует смерть хозяина дома или одного из членов семьи. Так, в рассказе «Явление природы» Маша удивляется, что пока была жива Анна Вениаминовна, «эта ветхая квартира была роскошной» [Улицкая, 2011, с. 129]. В рассказе «Счастливые» квартира семейной пары приобретает статус симулякра после смерти сына Вовы, а черты настоящего дома приобретает могилка сына. Происходит перенос дома и семьи из жизни в смерть. Пространство определяется героя-

ми, и как следствие, после ухода одного из жителей (распада семьи) - становится пустым.

Однако не всегда пространство в малой прозе Л. Улицкой имеет функции объекта. Так в рассказе «Зверь» локус квартиры приобретает зооморфные черты. Она в прямом смысле убивает мужа героини, тем самым разрушая семью: «Эта проклятая квартира и съела Сережины силы, угробила его» [Улицкая, 2011, с. 58]. Напротив, созидательный образ дома представлен в рассказе «Путь осла». Дом Женевьевы в маленькой деревушке является воплощением идеального топоса. Он притягивает семью уютом, пониманием, успокоением. Камин - очаг дома - выступает центром притяжения. На страницах рассказа дается подробное описание быта, детально представлена «вся обстановка, восставшая из праха» [Улицкая, 2005, с. 8]. Статичность образа дома предается через усадебный образ, образ дома-гнезда.

Для малой прозы Л. Улицкой характерно противопоставление трех различных топосов: дома, квартиры и коммуналки. Пространство дома - воплощение идеального мироустройства; размеренный ход жизни приносит успокоение герою. Пространство квартиры, также как и дома, является статичным образом. Топос коммуналки, общежития напротив является динамичным. Динамичность пространства передается через мотив потери дома, смены локуса. Различие между пространством квартиры и коммуналки может быть ярко проиллюстрировано на примере воплощения в рассказах образа кухни. В квартире кухня - пространство семейное, относящееся к частной жизни семьи: «Трое мальчиков уступили места за столом в большой комнате гостям, сами устроились на кухне, по -домашнему» [Улицкая, 2005, с. 8] («Старший сын»). Пространство коммуналки характеризуется отсутствием семейных тайн, общежитием: «Гроб стоял в кухне - в самом большом помещении квартиры, где проходили свадьбы, общественные собрания и похороны» [Улицкая, 2005, с. 8] («Финист Ясный Сокол»). Актуализируется образ общесемейного жилья. Отсутствие интимных, семейных отношений детерминирует невозможность семейного счастья в пределах дома-коммуны.

Невозможно оставить без внимания еще одну ситуацию, связанную с пространственным образом - бездомность героя. Данная ситуация отличается меньшей степенью изученности. Была введена в литературоведение сравнительно недавно В.Я. Лакшиным, который считал «бездомьем» потерю традиции, нормы [Лакшин, 1993,

с. 22]. Б.В. Ничипоров пишет, что «бездомность - это не только материальное отсутствие стен и крыши, но это часто и метафизическая бездомность владельца квартиры или дома» [Ничипоров, 1994, с. 57]. Оба исследователя связывают бездомность с духовностью, которая имеет оттенок некоторой неполноты, трагичности, а иногда потери, разрушения. Относительно рассказов Л. Улицкой разрушение происходит в той семье, в которую приходит бездомный герой. Так, например, в рассмотренной нами повести «Сонечка» бездомного героя, Ясю, в дом приводит дочь Таня. Вскоре Яся разрушает семью Сонечки. А, построив отношения с Робертом Викторовичем, приобретает собственный дом. Уточним, что для героев прозы Л. Улицкой отсутствие дома — осознанный прием, указывающий на неблагополучие их мироустройства и мироощущения. В.С. Непомнящий пишет о возникновении чувства дома как космического - «... в древнем и буквальном смысле слова «космос»: уст-роенность, порядок, осмысленность и красота. Грех есть нарушение порядка, разрушение Дома» [Непомнящий, 2001, с. 53]. В рассказе «Лялин дом» дом, в значении семья, после измены Ольги Александровны с Казиевым (героем бездомным), также как и дом Сонечки, после измены мужа, разрушается: квартира, лишенная любви, уюта и понимания превращается в сумасшедший дом.

Таким образом, на примере малой прозы Л. Улицкой нами были выделены несколько семантических реалий воплощения пространственного образа: целостный топос дома, воплощенный в образе идеального пространства, в котором становится возможной реализация семейного счастья героев. В оппозиции к нему находится нецелостное пространство: дом-коммуна, квартира с гендерным разделением локуса, где герои живут своей обособленной жизнью, что впоследствии обрекает семью на разрушение. В соответствии с данной оппозицией нами были выявлены два образа дома - динамичный и статичный. Динамичность пространства передается через мотив потери дома, смены топоса; статичность - через усадебный образ, образ дома-гнезда.

Образ дома - один из ключевых в творчестве Л. Улицкой. Ценностная модель семьи начинает реализовываться через образ дома. Анализ художественного пространства в данном аспекте становится основой для интерпретации художественного мира произведения в целом. Он сопрягается с общей проблемой человеческого существования. Символический образ дома раскрывает идейный замысел произведения, так как выступает воплощением существо-

вания человека в бытии; и, как следствие, обращение к нему позволило нам выявить авторскую позицию.

Литература

Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996.

Лакшин В.Я. О Доме и Бездомье (Александр Блок и Михаил Булгаков) // Литература в школе. 1993. N° 3.

Лариева Э.В. Концепция «Концепция семейственности и средства ее художественного воплощения в прозе Л. Улицкой» : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Петрозаводск, 2009.

Непомнящий В.С. Пушкин. Избранные работы 1906-х - 1990-х годов. М., . 2001.

Т. 1.

Ничипоров Б.В. Благодатные перемены. Обретение дома. Введение в христианскую психологию. М., 1994.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988.

Улицкая Л. Сонечка. М., 2002.

Улицкая Л.Е. Первые и последние. М., 2011.

Улицкая Л.Е. Рассказы. [Электронный ресурс]. URL:

http://lib.misto.kiev.ua/PROZA/ULICKAYA/peoples.txt Улицкая Л.Е. Сквозная линия. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.